Игровые жанры. Жанры игр: классификация, самый полный список

Популярные жанры компьютерных игр? Каждый геймер назовёт вам свой персональный рейтинг, и большинство списков будут отличаться. Причина тому проста: огромное количество различных платформ – любой сегмент может похвастаться чем-то уникальным. К примеру, вы вряд ли захотите играть в футбольный симулятор без джойстика, поэтому спортивные игры невероятно популярны на приставках. В то же время, стратегии в реальном времени и контролеры – вещи несовместимые. Мобильных геймеров покорили карточные игры и аркады, использующие встроенные акселерометры. Радует одно – обилие качественных игр, позволяющее каждому найти что-то своё.

Жанры игр на ПК

Сегодня практически в каждом доме есть персональный компьютер, но вот ещё лет 10 назад большинство семей не могли позволить себе подобной роскоши, а дети – собирались в компьютерных клубах. В те светлые времена процветало три жанра игр на ПК : многопользовательские РПГ, шутеры и стратегии, которые впоследствии были вытесненным МОВА.

РПГ

Платформеры

Стратегии

Замыкали тройку лидеров – стратегии. Тут всё не обошлось без участия Blizzard: Warcraft III, вышедший 12 лет назад до сих пор является одной из эталонных стратегий в реальном времени. Набор инструментов для разработки собственных карт, который распространялся в наборе с игрой, подарил миру не только массу потешных Tower Defence, но и целый новый жанр – MOBA. Ярчайшим представителем является Dota 2, одна из самых популярных игр в мире. Начав свой путь как карта WC III, она стала самостоятельной игрой и наиболее богатой киберспортивной дисциплиной – призовой фонд чемпионата мира в 2017 году достиг 24 миллионов долларов, и это ещё не предел.

Экономические стратегии

Военные стратегии

Моба (Moba)

Королевская битва или Battle Royale

Популярные жанры компьютерных игр для мобильных

Времена, когда ваш мобильник поддерживал только змейку и пару карточных игр, уже давно остались в прошлом. Сегодня жанры игр на телефоне могут похвастаться огромным рядом уникальных и оптимизированных приложений, да и сами девайсы по мощности уже практически догнали ПК. Единственной проблемой являются условные Free to Play игры. Почему условные? На деле, каждый игрок находится в равных условиях до тех пор, пока вам не предложат ввести номер кредитной карты и приобрести немного алмазов, золота или сверхмощное оружие. Часто игрок, который не делает разработчиков богаче, должен потратить около месяца жизни для получения аналогичных артефактов. Помните, что бесплатный сыр – исключительно в мышеловке.

Однако, жанры мобильных игр можно разбить на три весьма крупные группы:

  • Тайм-киллеры: всякие пазлы, головоломки, стрелялки, паркур – всё, что способно помочь скоротать время в очереди или долгой дороге. Agar.io, Angry Birds, а олдскульные геймеры вспомнят и Gravity Defied.
  • Симуляторы: гонки, авиа-симуляторы, а также множество спортивных игр, вроде NBA Live и Fifa Mobile.
  • Карточные игры: нет, речь идёт не о дураке или солитёре. По сути, это те же настольные игры, которые были перенесены на мобильные устройства. Некоторые из них, например, HearthStone, уже успели стать киберспортивными дисциплинами.
  • — очень популярный жанр мобильных игр, в котором леденящую душу историю придется прочесть. А современный графоний заменит ваше воображение! Очень крутые штуки!

Браузерные игры

Возможность играть прямо в Хроме или Опере – это очень удобно, но вот жанров браузерных игр с большой аудиторией – единицы. Задача разработчиков состояла в совмещение игры, которую не нужно будет скачивать, с широким выбором возможностей. Оптимальным вариантом были стратегии (и успех Travian это подтвердил) – им не требовалось множество ресурсов, но современные технологии позволили открыть ещё один способ обогащения – переносить старые, но любимые миллионами игры с ПК в браузер. Кто-то менял название и интерфейс, а кто-то действовал под копирку, лишь добавляя возможность многопользовательской игры и прикручивая донат. К примеру, посмотрите на скриншоты Forge of Empires, а затем на Age of Empires и всё поймёте. Наверное, поэтому браузерные геймеры нынче не в почёте.

Социальные игры

Жанры мобильных игр и социальных игр всегда совпадают на все 100%. Более того, в каждой игре для браузера всегда присутствует возможность авторизации через социальную сеть. Так что выделить какие конкретные самые популярные жанры игр на Facebook или VK нам не составит труда – это всё те же стратегии, симуляторы по типу «Фермы» и местные пародии на РПГ, в которых вы качаете своего персонажа в определённых условиях, вроде тюрьмы, армии или фентезийного мира. Но вот только если считать всех, кто играет в «Ферму» геймером, то одноклассники – это настоящая социальная сеть для геймеров. О донате здесь тоже не забывают, но вместо реальных денег, используется местная валюта вроде голосов ВК.

Консольные игры

В данный момент рынок поделен между Xbox и Playstation, но активные попытки найти своё место под солнцем не прекращает и Nintendo – одни из первых производителей консолей, которые выбрали неудачное направление развития кампании. Учитывая, что здесь предложены игры различных жанров, то геймеры отдавали своё предпочтение возможности выпустить пар в крутом слешере (God of War) или шутере (Battlefield), а не играть в гольф или танцевать. Стоит отметить, инновационную технологию – очки виртуальной реальности, совместимые с большинством консолей. Надев их, и взяв в руки нестандартные контроллеры, вы почувствует, что дейcтвительно значит фраза «играть от первого лица».

– занятие увлекательное и захватывающее. Тем более, что сейчас игровая индустрия огромными скачками приближается к кинематографу, и игры становятся всё более захватывающими и реалистичными. Некоторые люди, именующие себя геймерами (от англ. game - игра), способны сидеть часами, стараясь правильно уложить кирпичики в «Тетрисе», сутками осваивать разные сказочные пространства, неделями бродить по замкам, полным привидений, месяцами строить города на неизвестных планетах, годами палить из всех видов оружия...

Есть игры, в которые играют целыми командами, - в локальной сети или на каком-то сервере в интернете. Члены фанатеющей группы могут быть из одного института или банка, а могут – из разных стран мира, что, однако, не мешает им совместно рубиться в Quake или Counter Strike и по-своему полноценно общаться.

Каждая компьютерная игра, как и фильм, имеет свой жанр. Переиграть во все игры в мире невозможно, поэтому я расскажу только об основных типах компьютерных игр.

1. Игры типа «ударь и беги» или «стреляй во всё, что движется» - любимые игры младших школьников и некоторых взрослых. Вариаций множество – от самых простых и незатейливых, вроде Алладина или Шрека, до самых навороченных, с объёмной 3D графикой, высокой детализацией и реалистичностью. Есть игры с простой стрельбой (пистолет, автомат), а есть с фантастической (бластеры, плазмовинтовки), есть – с боевыми искусствами (драки, типа Mortal Combat) и т.д. Во всех этих играх важна быстрота реакции, приходится всё время лупить не только по врагам, но и по клавиатуре, что для них (клавиш) порой кончается плохо. Лучше пользоваться джойстиком или вообще игровой приставкой вместо компьютера.

Обычные игры этого типа называют аркадами, а трёхмерные – 3D-Action. Вместо легкомысленного слова стрелялка геймеры употребляют непонятное для непосвящённых, а потому более крутое слово шутер (shooter). Впрочем, означает оно в точности то же самое – стрелялка. Делят стрелялки и ещё по одному принципу: кто в них главный герой. Если герой вы и игровой мир вы видите глазами своего персонажа, то это называется FPS (first person shooter – шутер от первого лица). Перед вами всё время руки этого персонажа, сжимающие автомат, а врагов и чудищ вы созерцаете через прорезь прицела. Оттого и рожи у них такие зверские! Игры от третьего лица называются TPS (third person shooter). Здесь главного героя показывают вам со стороны. Самые известные и любимые в мире стрелялки – Doom, Half-Life, Call of Duty и т.д.

2. Игры – тренажёры (симуляторы) : разного рода гонки, военные и космические игры. Обычно в них игрок как бы сидит в кабине самолёта или автомобиля с экранами, рычагами и кнопками. Конечно, ездить в таких автомобилях и летать на таких самолётах попроще, чем в настоящих. Но вкус почувствовать можно.

Больше всего понаделано игр-автогонок (The Need For Speed, Test Drive); есть и самолётные симуляторы (Microsoft Flight Simulator, Red Jets); есть даже космические корабли и роботы (Mechwarrior, Wing Commander). В симуляторах тоже важна быстрая реакция, поскольку езда и полёты проходят с высокой скоростью, а бой – вообще дело для проворных. Но не путайте аркадные гоночки и полёты с симуляторами, так как в симуляторы играть сложнее, да и игровой процесс отличается бОльшим реализмом (физика в таких симуляторах максимально приближена к реальности, поэтому чуть зазеваетесь – машину занесёт и прочее).

3. Спортивные симуляторы (NBA, FIFA, NHL) – имитации спортивных соревнований по футболу, баскетболу, гольфу и т.д. Правда, управление таким сложным объектом, как играющий в футбол человек, пока не очень удаётся программистам. Да и пользоваться для этого мышкой не очень-то сподручно. Поэтому в такие игры проще играть с джойстиком.

4. В стратегических играх (стратегиях) вы строите города, страны и даже целые планеты, управляя их развитием, строя дома и дороги, проводя электричество, облагая жителей налогами, заключая союзы и объявляя войны. Суть игрового процесса – добывание неких важнейших ресурсов – энергии, территорий, воды, денег, дерева, еды, золота и т.д. В таких играх вы сами не участвуете в деятельности подчинённых вам территорий или планет. Работают другие, а вы их лидер и мозговой центр – король, президент, генерал, верховный маг. С точки зрения правил совершения ходов стратегии делят на пошаговые (TBS – turn based strategy), где ходы совершаются строго по очереди, как в шахматах, и на стратегии реального времени (RTS – real time strategy), где каждый игрок делает ход тогда, когда считает нужным.

Самые известные стратегии: Warcraft, Starcraft, Age of Empires, Command & Conquer. Впрочем, есть и такая разновидность стратегий, в которых вы и сами немножко бегаете и стреляете. То есть отчасти это стрелялка, отчасти стратегия. геймеры называют это FPS (first person strategy). Например, это может быть симулятор боевых роботов, в котором вы не только главнокомандующий, но и боец. Самые известные игры такого типа Urban Assault, Battlezone.

5. Если в таком фантастическом мире вы не верховный правитель и даже не генерал, а рядовой участник – воин, маг, космический торговец, то это уже называют ролевой игрой или RPG (role playing game) .

А если кроме вас и компьютера в эту же игру играют на некоем интернетовском сервере ещё тысяча (или сто тысяч) человек, то такие забавы называют уже многопользовательскими ролевыми играми: MUG или MMORPG. В ролевой игре очень важно не только, каким персонажем вы играете (какие у него способности, сильный он или, наоборот, умный, воин или колдун), но и то, какое вы выбрали для него оружие и доспехи. У каждого вида оружия и доспеха свои тактико-технические данные, своя убойная сила, степень защиты и долговечность. По мере развития игры ваш персонаж набирает очки. По достижении некоторого магического количества очков он приобретает следующую степень могущества и мастерства: становится сильнее, быстрее, может таскать больше всяких вещей и принадлежностей. Одни из самых известных и популярных RPG – Diablo, Fallout, Lineage и т.д.

6. Существует другая разновидность ролевых игр, где вы играете не одним персонажем, а небольшой командой , которую составляете сами. Тут большое значение имеет взаимодействие и взаимопомощь членов команды. Их индивидуальные качества должны дополнять качества других, чтобы команда могла побеждать врагов в самых разных ситуациях. Главное в таких играх – тактика. Среди игр этого типа можно выделить Final Fantasy, Disciples, Fallout Tactics и др. Вообще, стратегии и РПГ – игры довольно сложные. Играют в них люди, которым нравится работать не столько руками, сколько головой. Младших школьников среди таких немного, а вот студентов и вполне взрослых людей полно.

7. Игры-приключения – обычно это хитроумные красивые игры-сказки, ужастики-страшилки, приключения, фантастика. У этих игр есть одно общее: вы часто не знаете цели игры и тех средств, которыми её следует добиваться. Вы бродите по миру, полному странных или вполне обыкновенных предметов, чье назначение вам неизвестно, и пытаетесь понять, что к чему. За это их и зовут бродилками, а также квестами (quest - поиск).

Здесь всё делается без спешки, вам дают время подумать, пройтись ещё разок и обо всём догадаться. Ни в кого не надо палить (как правило), никого не надо бить ногами (почти никогда). Вам что-то сообщают в начале игры, а могут и промолчать. Вы щёлкаете мышкой по предметам, и они начинают что-то вам объяснять о себе; ведёте диалоги с незнакомцами и спутниками своих странствий, пытаясь уловить заключенную в их словах скрытую подсказку; проходите в какие-то двери, завладеваете какими-то предметами, которые неизвестно когда и для какой цели пригодятся... Квесты любят люди взрослые, спокойные, не любящие спешки и суеты. Говорят, девушкам тоже больше нравятся игры такого типа. Самые известные квесты – Alone in the Dark, King"s Quest и т.д.

8. Настольные и логические игры и головоломки предпочитают те, для кого игра не основное занятие в жизни, изредка перемежаемое учёбой, работой, женитьбой и вдумчивым выпиванием очередной баночки Pepsi, а всего лишь краткий и необременительный отдых в офисе – способ провести несколько минут, пока шеф не вернулся и не заставил снова печатать свои идиотские письма. Игры такого типа: различные пасьянсы, шашки, шахматы, покер и другие.

Я перечислил все основные жанры игр, но ничто не мешает разработчикам соединить в своей игре элементы из разных типов (стратегия с элементами РПГ и т.д.). Стоит отметить, что большинство игр западного происхождения. В России создание игр развивается медленно и неповоротливо (многие говорят, что им не хватает денег, чтобы создавать игру; на мой же взгляд им не хватает мозгов!). Отсутствие желания и высокая конкуренция западных игр отбивает всякий интерес к созданию игр в России. Другое дело на Украине – именно там создаются такие шедевры как STALKER, Collapse и т.д. Однако не думайте, что в России нет творческих и целеустремлённых людей... Вот несколько игр (популярных и по-настоящему интересных) от российских разработчиков: Космические рейнджеры, Дальнобойщики, Блицкриг, Корсары, Трудно быть богом и другие.

Во все игры никогда не переиграть, но найти игру, подходящую для вас, не будет трудным. В поиске подходящей игры вам помогут такие сайты, как games-tv.ru или ag.ru. Но, пожалуйста, не сильно увлекайтесь! Какой бы интересной и захватывающей ни была компьютерная игра, реальная жизнь всегда даст 100 очков вперед. Эти очки гораздо ценнее игровых! :)


Последние статьи раздела «Компьютеры & Интернет»:


Вам помогла эта статья? Вы тоже можете помочь проекту, пожертвовав любую сумму по своему усмотрению. Например, 50 рублей. Или меньше:)

Едва ли кто-то сможет сделать полную классификацию компьютерных игр. Слишком уж много жанров и направлений у этой области компьютерных программ. Однако, основные жанры все же были выделены и по ним вполне можно начать ориентироваться во всем этом многообразии.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр

Аркады имеют несложный игровой процесс, не меняющийся в течение игры. В большинстве аркадных игр для достижения результатов игроку нужно проявлять хорошую реакцию. Обычно в играх аркадах развита система бонусов: начисление очков, временное улучшение характеристик персонажа (оружие, скорость и другие).

Головоломки - вид компьютерных игр, для прохождения которых от игрока требуется решать задачи, требующие логики, воображения и интуиции. Головоломки обычно интегрированы в сюжет, и на их решение в игре делается основной упор.

Гонки - один из наиболее популярных видов игр, в которых игроку, движущемуся на транспортном средстве, нужно первым прийти к финишу. Наиболее популярным видом игр гонок являются гонки на автомобилях, однако существует множество гонок на других средствах передвижения (вплоть до космических кораблей).

Квесты (от англ. quest - поиски приключений), или игры-приключения - обычно игры, в которых герой продвигается по сюжету, выполняет различные задания и взаимодействует с игровым миром посредством использования предметов, общения с другими персонажами и решения головоломок. Название жанру дала серия компьютерных игр от Sierra (Space Quest, King’s Quest, Police Quest) ставшими одними из лучших игр квестов своего времени.

ММОРПГ (от англ. MMORPG - Massively multiplayer online role-playing game), или массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры - вид ролевых компьютерных игр, в которых реальные игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире. Как и в большинстве обычных ролевых игр в ММОРПГ игрок управляет персонажем, улучшая его характеристики и взаимодействуя с другими игроками. Главные отличия от РПГ (см. ниже) состоят в неограниченном числе участников и непрерывности игрового процесса, который протекает круглосуточно, в то время как игроки посещают виртуальный игровой мир по мере возможности. Кстати, как правило, играть можно в такие игры онлайн бесплатно если конечно вы не начнете прокачивать своего персонажа за реальные деньги.

РПГ (от англ. RPG - Role-Playing Games), или компьютерные ролевые игры - игры, основанные на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Характерным для РПГ-игр является наличие достаточно большого количества характеристик главного героя, которые определяют его силу и способности. Эти параметры можно совершенствовать, убивая врагов и выполняя различные миссии.

Симуляторы - вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Для симулятора очень важна реалистичность и полнота моделируемого объекта. Цель хорошего симулятора максимально приблизить условия управления объектом к реальным. Наиболее популярными являются авиасимуляторы, в которых моделируется управление реальным самолетом. Хорошие компьютерные симуляторы могут служить в качестве тренажеров.

Стратегии (стратегические компьютерные игры) - требуют от игрока планирования и выработки определенной тактики и стратегии для достижения необходимой цели, например, победы в военной операции или захвата вражеского государства. Игрок управляет не единственным персонажем, а армиями, городами, государствами или даже цивилизациям. Различают пошаговые стратегические игры, где игроки ходят поочередно, и игры стратегии в реальном времени, в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и течение времени не останавливается. Как особый поджанр выделяются экономические стратегии, в которых отображаются экономические, рыночные процессы. Игрок обычно руководит предприятием, городом или государством, и зачастую его целью является извлечение прибыли.

Шутеры (от англ. shoot - стрелять), или «стрелялки» - вид игр, в котором игроку, в большинстве случаев действуя в одиночку, нужно уничтожать противников при помощи различного оружия. В зависимости от конкретной игры игрок может использовать как современные виды оружия, их футуристические аналоги, а также совершенно уникальные виды оружия, выдуманные разработчиками игры.

Экшены (от англ. action - действие) - один из самых популярных видов компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от быстроты его реакции и способности оперативно принимать верные решения. Действие в большинстве игр экшенов развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие события. Оружие или способности героя к рукопашному бою чаще всего используются, как главные инструменты продвижения в игре.

Еще лет 20 назад классификация компьютерных игр по жанрам не имела места быть, но виртуальные развлечения существовали, причем уже в довольно большом количестве. Многие нынешние сериалы берут свое начало именно из той эпохи. Сегодня разработчики и журналисты всегда жестко привязывают каждое творение игропрома к определенному жанру. При этом разные люди не всегда сходятся во мнении относительно одного и того же продукта.

Основные группы

Чтобы классификация компьютерных игр по жанрам не казалась слишком сложной, стоит определить три класса, к которым можно отнести большую часть игровых программ:

  • Динамические игры. От геймера требуется максимальная скорость реакции и точность. Минимум интеллектуальных задач.
  • Игры планирования. В них главное - развитие и оценка ситуации. При этом думать приходится не только о настоящем положении дел, но и о том, что может случиться на следующих ходах и какие преимущества можно получить в будущем. Ближайшая и самая наглядная параллель - шахматы.
  • Сюжетные игры. В них могут иметься и элементы двух вышеописанных классов, однако целью является продвижение по сюжету, а не победа над противником.

Аркада

Аркады - один из самых старых жанров. Главный их признак - простейшее управление. Например, геймеру не нужно ничего знать о том, как водить машину в реальной жизни. Достаточно нажать на кнопку со стрелкой, чтобы повернуть.

Однако это совсем не значит, что в аркаде очень легко выиграть. Многие разработчики следуют золотому правилу: легко освоить, трудно победить.

Аркады можно условно разделить на несколько поджанров:

  • Скроллер - игра с линейными уровнями, которые прокручиваются влево или вправо. Сюда можно отнести классический Golden Axe.
  • Комната - сначала необходимо выполнить какую-либо задачу в ограниченном пространстве, после чего открывается дверь, которая позволит перейти на следующий подобный уровень. Типичный представитель - Digger.
  • Тир - целью является попадание по мишеням (Duck Hunt, некоторые уровни «Контры»).

Сегодня благодаря независимым разработчикам появляется много аркад, стоящих на стыке жанров. Они сочетают в себе простоту исходного класса и усложняются дополнительными элементами.

Боевик

Компьютерные игры жанра action предполагают управление человеком. Главное отличие от аркад - сложность. Причем выражается она не в количестве усилий, затраченных для победы, а в проработке геймплея и окружения. Почти всегда девелопер старается сделать так, чтобы виртуальная реальность была как можно более реалистичной (невозможность забраться по отвесной стене или прыгнуть выше нескольких десятков сантиметров, вид от первого лица, ограничение на скорость передвижения и т. п.).

Можно сказать, что родоначальники все еще оставались аркадами, но большая свобода сразу выделила их в отдельную категорию.

Если составить рейтинг компьютерных игр по жанрам, action будет стоять на первом месте. Так сложилось, что все продукты этой категории всегда находятся на передовой прогресса. Бывает так, что за примитивным геймплеем прячется монстр графики, все красоты которого можно увидеть далеко не на каждом компьютере. Стоит вспомнить Doom3 или Crysis.

Варианты Action

Жанры компьютерных игр, таблица которых нередко публикуется в тематических журналах и на страницах прочих информационных ресурсов, нередко делятся на несколько более мелких. Причем экшн один из самых «густонаселенных».

В первую очередь стоит отметить баланс между действием и умственной работой. Одни боевики предполагают стрельбу во все, что движется, другие требуют обязательной подготовки, изучения местности, разработки тактики.

Первые очень близки к аркадам (Serious Sam, Doom, CoD). Они увлекают геймера большим количеством врагов, скоростью действия, сюжетными роликами.

На другой чаше весов расположен stealth-action. Возник этот поджанр относительно недавно. Стрелять или убивать здесь либо не нужно совершенно, либо происходит это крайне редко. Каждое перемещение должно быть аккуратным и незаметным. Недалеко от него отошел survival horror. Здесь враги нередко намного сильнее игрока, а оружие либо слабое, либо может использоваться ограниченно (мало патронов).

Жанры компьютерных игр нередко классифицируют по способу ведения боя. И выбор тут невелик. Если предполагается стрельба, значит, продукт смело можно назвать shooter, если холодное оружие - slasher.

Перспектива также влияет на подкласс компьютерных игр. Если камера расположена за спиной главного героя, к названию добавляют надпись Third person. Если создается впечатление, что геймер смотрит на мир глазами персонажа, название приобретает приставку First person.

Надо отметить, что персонажи компьютерных игр по жанрам могут перемещаться. То есть в серии про одного и того же героя могут присутствовать продукты разных подклассов и при этом не иметь общего геймплея. Не стоит выбирать развлечение, основываясь на имени.

Особняком стоит fighting, или единоборства. Геймплей подобных продуктов не похож на иные action-игры.

Самое последнее, что можно написать о боевиках: иногда они наследуют элементы RPG. Выражено это наличием у главного героя навыков и характеристик, которые значительно влияют на игровой процесс. Также по мере прохождения уровней эти навыки меняются, усиливаются либо утрачиваются вместе со сменой снаряжения. Подобная механика - обязательный атрибут action-RPG.

Симуляторы

Экшн и аркада - еще не все жанры компьютерных игр, список которых можно было бы озаглавить словосочетанием "динамические развлечения". Сюда же можно добавить симуляторы. К этому понятию нередко добавляют определения, которые делают его размытым и непонятным.

На самом же деле существует только два подкласса: симулятор техники и спортивные игры. Первые предполагают высокую сложность физических расчетов. Их задача - максимально приблизить поведение прототипа к реальному.

Вторые - попытка имитации спортивных соревнований. Игрок точно так же, как и в action, управляет человеком (или даже несколькими). С первыми этот жанр роднит максимально реалистичное поведение персонажей и их взаимодействие.

Надо отметить, что спортивные менеджеры никоим образом не относятся к рассматриваемому классу - они скорее представляют собой

RTS

Описывая жанры компьютерных игр планирования, стоит начать со стратегий в реальном времени (RTS). в них играет такую же важную роль, как и в боевиках. Стоит на минуту отвлечься, и партию можно считать проигранной. Однако за молниеносной реакцией скрывается не менее важная стадия планирования и оценки ситуации.

RTS обычно имеет в себе две равнозначные части: отстройку базы и сражения. Игра сильных игроков обычно выверена, как в шахматах. Но из-за необходимости быстрых действий СМИ нередко называют представителей данного класса не иначе как mass action.

Глобальные стратегии

Описывая жанры компьютерных игр, список которых начат с RTS, нельзя обойти стороной и Их суть в систематическом развитии сюжета с редкими боями. Вся партия завязана на тонком расчете и не предъявляет никаких требований к навыкам, отвечающим за скорость и точность.

Глобальные стратегии не ограничиваются постройкой базы. Зачастую на карте может быть расположено множество городов, помимо боевых мер существует дипломатия. Нередко присутствует технический прогресс и еще какие-либо характеристики, которые следует развивать для достижения победы.

Геймплей может быть как пошаговым (TBS), так и с боями, происходящими в реальном времени. Хотя разработчики иногда смешивают оба эти типа. Например, в Total War почти все ходы производятся, как в TBS, но, когда одна армия нападает на другую, баталии разворачиваются так же, как и в полноценной RTS.

Жанр, очень близкий к описанному выше, - локальная стратегия. Его представители почти полностью обделены микро-менеджментом. Производство ресурсов и их захват все же остались, но выбор их весьма ограничен: доступны только те, что используются исключительно для военных целей. Без прямых столкновений армий в подобных проектах не обойтись.

Надо сказать, что жанры компьютерных игр по истории чаще всего представлены как раз стратегиями. Есть подобные представители и в динамических развлечениях, однако они почти всегда ограничиваются воссозданным сетингом, сюжет же может быть и выдуман. В стратегии разработчики нередко кропотливо переносят целые эпохи, не позволяя геймеру отступать от реальных событий.

Wargames, или военные игры

Если совсем убрать производство, а оставить только необходимость вести боевые действия, получится "варгейм". Возможности тактических побед от этого только возрастают. Слабый полководец теперь не сможет победить за счет промышленности и экономики.

Тактические игры

Тактические стратегии похожи на другие жанры компьютерных игр планирования, главное их отличие в том, что управление осуществляется не отрядами и армиями, а всего лишь несколькими юнитами. К тому же каждый боец будет иметь индивидуальные характеристики, свое личное снаряжение и оружие. Система развития персонажей походит на ту, которую применяют в RPG.

Менеджеры

Если варгеймы и тактические игры не имеют в себе элементов развития, то в менеджерах все сделано как раз наоборот - все это есть. Однако вместе с тем нет войны, победа может быть только экономической. Считается, что изобрел этот жанр Сид Мейер.

Из-за простоты разработки подобных продуктов, представителей геймдева здесь довольно много. Девелоперу достаточно знать несколько математических правил и написать скрипты, которые будут их использовать. Причем главным противником геймера будут не компьютерные конкуренты, а как раз набор заданных правил, созданных для имитации рыночных отношений.

Особняком стоят спортивные менеджеры. Главное их отличие - почти полное отсутствие графики и десятки таблиц, разобраться с которыми иногда невозможно и за неделю.

Непрямой контроль

Очень молодой жанр - стратегии непрямого контроля. Главная идея этого жанра заключается в невозможности отдать юниту прямой приказ. Нужно вызвать у него чувство потребности в действии. И желательно, чтобы действие это было таким, которое необходимо для продвижения по сюжету.

Идея эта очень близка предыдущему жанру, различие состоит в целях. Причем контраст последних настолько силен, что никто не назовет стратегию непрямого контроля менеджером. Представителей этого жанра очень мало, ввиду сложностей, связанных с разработкой. Medieval, Majesty, Black & White - вот, пожалуй, все громкие имена, которые можно вспомнить.

Головоломки

Если вы выбираете жанры обратите особое внимание не этот. Нередко его представителей называют убийцами времени или развлечениями секретарш. Однако мнение это слишком поверхностное.

В основном, как видно из названия, представители этого класса в первую очередь занимают голову, а не руки. Они могут как переносить механики настольных игр в виртуальный мир (шахматы), так и использовать свои собственные (Armadillo, Tower of Goo).

Сюжетные развлечения

К этой категории нужно отнести тех представителей виртуальных развлечений, которые ставят во главу угла не столько геймплей, сколько повествование, атмосферу, качественный сюжет. О них чаще всего говорят: «Это та игра, в которой можно жить».

Нередко в них присутствуют черты и экшена, и стратегий, однако не для этого в первую очередь устанавливают сюжетные приключения. Именно такое положение вещей не позволяет причислить к подобным проектам Diablo и его клонов, как бы сильно этого ни хотели фанаты сего продукта.

Квесты

Компьютерные игры в жанре квест - самые чистокровные представители сюжетных приключений. В них геймеру заранее отводится определенная роль, и с этой точки зрения рассказывается какая-либо интерактивная история. Квесты почти всегда линейны, пройти от начала до конца можно только по одному пути. Возможностей решения каждой задачи - минимум. Главные действия - общение с NPC, поиск предметов, их комбинирование.

Такое положение вещей упрощает разработку до минимума и дает возможность сценаристу до блеска отполировать сюжетную линию. Увы, сегодня квесты не являются популярным жанром, а потому и не окупаются. Редкий представитель этого ответвления попадает в топ-листы продаж или поисковых запросов. Следовательно, сегодня чаще всего можно встретить низкобюджетные продукты этого направления.

Нередко о квестах говорят, что это компьютерные игры детективного жанра. Произошло этого из-за большого числа представителей, повествующих о сыщиках. Многие разработчики просто «заворачивают» сюжеты известных книг в интерактивную оболочку.

Puzzle-квесты

Эта разновидность виртуальных развлечений может обладать запутанным и сложным сюжетом, как и в обычных квестах, однако может быть и так, что его нет совсем. На место сценария в этом случае приходит атмосфера. Геймплей полностью состоит из разгадывания загадок и головоломок разной сложности.

Самым знаменитым представителем класса является Myst и его многочисленные продолжения. Как и простые квесты, пазлы сегодня очень непопулярны.

Ролевые игры (RPG)

В RPG (role-playing games) сюжет и свобода действий собраны в единое целое. Добавлены также элементы action и планирования. Жанр этот балует геймеров и тактикой, и продвинутой боевой системой, и развитым геймплеем. Но не стоит путать вторичное и первичное. Именно из-за этого «Аллоды» и Diablo очень часто называют «ролевками».

Таким образом, RPG-проектом можно считать только тот продукт, главное в котором - это сюжет, взаимодействие с NPC, свобода действий. Именно из-за этого классикой жанра являются Arcanum, Fallout, Planescape. Часто «ролевки» определяют именно как компьютерные игры в жанре фэнтези, что абсолютно неверно. Несмотря на то что нередко самые популярные представители этого класса и предлагают геймеру посетить сказочные миры, сеттинг никак не влияет на то, в какую группу записывать продукт.

Помимо сюжета, не менее важным атрибутом считается отыгрыш. Геймер может примерить на себя роль мага, воина, вора. Не остается за бортом и принцип «хороший - плохой». Однако разработчики делают все намного сложнее. Ты можешь сделать доброе дело, которое будет принято не всеми. К тому же не каждый NPC будет доверять тому, кто сделал много «хороших» вещей. Для кого-то главным критерием предрасположенности будет интеллект.

На каждое действие главного героя мир будет реагировать. И отдельные NPC, находящиеся в нем, не оставят сюжет без изменений. Соответственно, получается, что каждый уровень можно пройти десятками способов, которые приведут к разным финалам.

MMORPG

Описывая жанры компьютерных игр, нельзя обойти стороной и MMORPG. Он вбирает в себя некоторые черты стратегий. Многие геймеры используют не ролевую составляющую подобных проектов, а в первую очередь планируют развитие персонажа.

Отличий в продуктах, представляющих онлайновые RPG, почти нет. Формула остается одной и той же, меняются лишь незначительные коэффициенты. При этом большую часть времени игрок тратит на нудную «прокачку». Что интересно, в MMORPG почти нет никаких других целей, кроме достижения последнего уровня.

Онлайновые «ролевки» ждут разработчика, который сможет вдохнуть в жанр свежесть. Увы, суммы, которые необходимы для создания подобных проектов, слишком высоки, именно поэтому те студии, которые могут позволить себе выпуск MMORPG, идут проторенным путем, стараясь избежать рисков.

MUD

Можно сказать, что этот жанр является антиквариатом. Однако подобные игры развиваются и имеют успех, хотя и не у слишком широкого круга пользователей.

Что такое MUD? Описание будет довольно простым: в окне появляется характеристика местности, где находится персонаж. Так же текстом задаются команды: использовать вещи, двигаться, повернуться, открыть дверь. В MUD нередко используется классическая D&D. Она и определяет, как персонаж будет развиваться.

Самое интересное в том, что геймер получает не все ключевые слова, которые могут быть введены в консоль. Более того, этот список меняется при переходе между локациями. Прочитав описание внимательно, можно разыскать то, что скрыто от глаз невнимательных пользователей.

Умных пользователей MUD"ы поощряют. И секреты какого-нибудь популярного представителя не всегда можно прочитать на форуме, потому что знание в таких играх - это сила.

Для самых маленьких

Как и любые другие виртуальные развлечения, произведения геймдева можно разделить на следующие жанры компьютерных игр для дошкольников:

  • Головоломки. Сюда можно отнести несложные пазлы, лабиринты. Они развивают логику, мышление, память, а также усидчивость ребенка.
  • Компьютерные варианты настольных развлечений. К ним относятся пятнашки, домино, шашки. Ребенок учится планированию и прогнозированию.
  • Музыкальные игры - созданы специально для развития слуха и чувства ритма.
  • Обучающие программы - одни из главных виртуальных развлечений в жизни дошкольника. Они направлены на развитие определенных умений и навыков: изучение цветов и форм, алфавита, счета и т. д.

3D-шутеры ( 3D Shooter ), «бродилки-стрелялки»

В играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, выполняя задания уровней. Врагами часто являются: бандиты (), фашисты () и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры ().

В зависимости от сюжета игры арсенал игрока может включать как современные виды оружия, так и их футуристические аналоги, а также виды оружия, не имеющие аналогов на сегодняшний день. Как правило, типичный набор оружия содержит: холодное оружие (нож, кастет, кусок трубы, бейсбольная бита), пистолет, автомат или автоматическую винтовку, дробовик (шотган), снайперскую винтовку, многоствольный пулемет, а также гранаты или бутылки с зажигательной смесью. Часто оружие имеет альтернативный режим стрельбы или оснащено оптическим прицелом с возможностью зуммирования или без оного. Также игрок может наносить удары при помощи ног, или бить врагов прикладом или рукоятью пистолета. В «реалистичных» играх (напр. FarCry, ) игрок может нести с собой только ограниченное число видов оружия, в то время как, в аркадных ( , можно было владеть всеми видами оружия, доступными в игре.

( First Person Shooter, FPS ) или третьего лица ( Third Person Shooter )

Примеры шутеров от третьего лица:

  • MDK, MDK2

«Мясные» ( gore ) шутеры

Суть таких игр заключается в уничтожении орд тупых врагов, лавиной надвигающихся на игрока. При этом игрок должен иметь пространство для маневра. Классикой жанра является игра Serious Sam. Примеры:

  • Serious Sam: First Encounter
  • Serious Sam: Second Encounter
  • Serious Sam 2
  • Painkiller
  • Painkiller: Battle out of the Hell

Аркада ( Arcade )

Игры в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Аркады характеризуются развитой системой : начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д.

Аркадные гонки ( Arcade Racing )

Аркадные гонки характеризуются легким, отдаленным от реальности управлением.

  • Серия
  • Серия Trackmania
  • Серия Descent

Классические аркады ( Classic Arcade )

Суть классических аркад объяснить довольно сложно. Обычно главной целью является прохождение уровня за максимально короткий промежуток времени, сбор всех на уровне и получение максимального количества очков. Сюда же можно отнести разнообразные арканоиды и пинболлы.

Драки, файтинги ( Fighting )

В драках два персонажа дерутся на арене, применяя различные удары, броски и комбинации. Характеризуется большим количеством персонажей (бойцов) и ударов (иногда больше ста для каждого персонажа). Жанр малопопулярен на из-за ориентации на совместную игру, а на клавиатуре довольно проблематично одновременно играть вдвоем. Однако хорошо развит на . По некоторым играм этого жанра даже проводятся мировые чемпионаты. Зачастую в некоторых играх на арене могут сойтись и четыре противника одновременно, например в Guilty Gear Isuka. Для управления в таких играх рекомендуется геймпад.

  • Street Fighter

Платформеры ( Platformer )

Понятие платформеров пришло с (консолей). Именно там этот жанр наиболее популярен. Основной задачей игрока является преодоление препятствий (ям, шипов, врагов и т. д.) с помощью прыжков. Зачастую приходится прыгать по абстрактно расставленным в воздухе «палочкам» (т. н. платформам), отсюда и пошло название жанра.

  • Aladdin

Скроллеры ( Scroller )

В скроллерах экран непрерывно движется в одну из сторон, а игроку предлагается уничтожать появляющихся врагов и собирать появляющиеся . По направлению движения различают вертикальные (снизу вверх) и горизонтальные (слева направо) скроллеры. Жанр был очень популярен в середине 90-х годов, сейчас скроллеры практически не выпускаются. Из современных игр этого жанра можно отметить Jets’n’Guns

  • AirStrike 3D
  • DemonStar
  • KaiJin

Виртуальный тир ( Virtual Shooting )

Впервые зародился на игровых автоматах, впоследствии перешел на многие игровые платформы, включая . Игровой процесс представляет собой отстрел неожиданно появляющихся врагов, но в отличие от мы не можем управлять движением игрока или камерой, всю игру мы как едем по «рельсам». В связи с этим иногда делают видеотиры, то есть всю игру снимают на видеокамеру, в определенных местах подставляя разные варианты видеоотрывков.

  • Mad Dog McGee
  • Серия House of the Dead

Другие аркады

Игропроцесс в них подпадает под определение «аркады», они, как правило, очень динамичны, а целью в них является сбор всех бонусов или набор максимально возможного количества очков. Однако от представителей других разновидностей этого жанра их обычно отличают какие-либо оригинальные находки разработчиков, не позволяющие приписать эти игры к одной из вышеперечисленных категорий.

( Simulation, Simulator )

Технические симуляции

Игра-симуляция. При помощи компьютера, как можно более полно, имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества симуляторов - полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.).

Аркадные симуляции

Упрощённая версия Технических Симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Приницпиальное отличие от Аракад - наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы звёздных истребителей и автомобилей.

Экономические симуляции

В играх данного жанра игроку предоставляется возможность управлять экономическими системами различной степени сложности, например, городом (), островным государством (Tropico), фермой (SimFarm), транспортной фирмой (Railroad Tycoon) и т. п. Зачастую в качестве объектов управления могут выступать экзотические системы, например, муравейник (SimAnt) или подземелье ().

Стратегии ( Strategy )

Игра требующая выработки стратегии, например для победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры (Turn-Based Strategy, ), где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное(в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (Real Time Strategy, ), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

В большинстве стратегий существуют экономическая (сбор ресурсов, подготовка войск) и военная составляющие части.

  • реального времени на : ,
  • Наиболее популярные стратегии реального времени на : ,

Стратегии реального времени ( Real-Time Strategy, RTS )

В этих стратегиях игроки производят свои действия одновременно. Они появились несколько позже пошаговых, первой получившей известность игрой этого жанра была II (), сюжет которой основан на одноимённом произведении Фрэнка Герберта. Уже тогда сформировались общие принципы стратегий в реальном времени (часть из них общие с другими стратегиями):

  • Экономика в игре носит вспомогательный характер и нацелена на сбор ресурсов;
  • В основе экономики лежат строения, которые можно строить и разрушать. Именно они строят юниты (см. ниже) и проводят исследования. Иногда строительство производят особые юниты, иногда (как в Dune) - другие здания. Некоторые строения могут атаковать противника;
  • Сбор ресурсов осуществляется особыми юнитами в специально предусмотренных для этого местах (в Dune это спайсовые поля), после чего они переносятся к специальному зданию на базе и только после этого поступают в распоряжение игрока;
  • Ресурсы бывают разных видов (в Dune один вид - спайс, в других играх это могут быть, скажем, золото, древесина, деньги, металл, уголь) и расходуются на строительство юнитов и зданий (также на это уходит время);
  • Юнит (unit) - любая боевая единица (пехотинец, танк, самолёт, корабль), которая обычно может атаковать другие юниты и здания и уничтожать их. Юниты имеют параметры, главными среди которых являются хит-пойнты ( hit points - «здоровье», «предел допустимых повреждений», «прочность»), наносимые повреждения, броня (уменьшающая наносимый юниту урон), скорость. Юнит может включать в себя и несколько солдат (танков, артиллерийских орудий и т. д.), но в этом случае командовать ими по отдельности нельзя. Некоторые юниты не могут атаковать и предназначены для сбор ресурсов, строительства зданий, транспортировки других юнитов;
  • Все здания и юниты имеют радиус обзора, дальше которого видеть они не могут;
  • Игрок может видеть, что происходит только на тех территориях, что попадают в радиус обзора его строений и юнитов. Те территории, на которых он ещё не был, закрашены чёрным. Те, на которых его войска уже были, но в данный момент не могут их видеть, покрыты так называемым «туманом войны» (Fog of War), который обычно позволяет видеть ландшафт этой местности и находящиеся там здания (такими, какими они были в последний момент, когда их видели юниты игрока), но не позволяет видеть юниты.

Пошаговые стратегии ( Turn-Based strategy, TBS )

Пошаговые стратегии (TBS - turn-based strategy) - игры, в которых игроки производят свои действия по очереди. Пошаговые стратегии появились раньше RTS и отличаются значительно большим разнообразием. Разделение игрового процесса на ходы отрывает его от реальной жизни и лишает игру динамизма, в результате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. С другой стороны, в TBS у игрока гораздо больше времени на размышление, во время совершения хода его ничто не торопит, это даёт ему возможность проявить способности к логическому мышлению.

В числе первых игр этого жанра надо отметить North&South (), (), Sid Meier’s (), Warlords (), Scorched Earth (), несколько позже появились (), (), Lords of The Realm (), (), Panzer General (), (). Эти игры заложили основы жанра, они существенно отличаются друг от друга и поэтому почти невозможно разделить жанр TBS на поджанры.

В последнее время особенно популярна серия и похожая на неё Disciples (первая игра этой серии вышла в ), произошедшие от игры King’s Bounty. В этих играх всегда были сильны ролевые элементы (в первую очередь, существование руководящих армиями героев и возможность их прокачки, в Disciples - также прокачка юнитов); основное действие происходит на глобальной карте, на которой расположены города, замки, места добычи ресурсов и т. д., по карте передвигаются армии (возглавляемые героями и состоящие из большого числа юнитов), при столкновении 2 армий начинается битва между ними на локальной карте (она также происходит в пошаговом режиме и требует от игрока тактических навыков).

Подобное разделение на глобальную и местную карты отличает и многие другие игры жанра - Master of Orion, Age of Wonders, Lords of The Realm, X-COM, серию Total War (там тактические бои происходят в режиме реального времени).

Особый вид пошаговых стратегий представляют игра Scorched Earth и произошедшая от неё серия Worms. В них много общего с жанром аркады, логическое мышление и выбор правильных решений почти не требуется, игрок управляет очень небольшим числом юнитов (в Worms - команды из нескольких червяков) или вообще одним (Scorched Earth). Тем не менее, эти игры относят к пошаговым стратегиям.

Экономические симуляторы

Классификация стратегических игр, при которой они делятся на пошаговые и в реальном времени, не является единственно правильной. Иногда в особые поджанры стратегий выделяют экономические симуляторы, wargames (военные игры) и глобальные стратегии независимо от того, проходит ли в них игровой процесс в реальном времени или пошагово.

Экономические симуляторы - стратегии, в которых военная сторона отсутствует в принципе, так что от игрока требуется только налаживать экономику (и сделать это гораздо сложнее, чем в неэкономических стратегиях). Иногда в них присутствуют соперники (конкуренты), но военных действий с всё равно не происходит. Экономические симуляторы - очень специфичный жанр, это игры «на любителя».

Большинство экономических игр происходит в реальном времени, но с типичными RTS наподобие WarCraft или Command&Conquer у них очень мало общего. Этот жанр совсем не требует от игрока быстроты реакции, так как в любой момент можно поставить паузу в игре (но обычно и это не требуется, игра развивается очень медленно и плавно).

Наиболее распространены симуляторы бизнеса («тайкуны», от часто встречающегося в их названиях слова tycoon). Первой игрой подобного рода была игра Сида Мейера Railroad Tycoon. В симуляторах бизнеса играющий управляет как огромными промышленными компаниями (Capitalism, Industrial Giant), так и более мелкими предприятиями, такими, как закусочная или зоопарк (такие симуляторы носят менее серьёзный характер и часто предназначены не для того, чтобы игрко долго просчитывал ситуации и принимал выгодные решения, а просто для его развлечения; проиграть в таких играх нелегко, так как противников в явном виде нет). Очень распространены транспортные экономические симуляторы, такие, как (интересно, что эта игра была разработана своим создателем - Крисом Сойером - почти в одиночку).

Среди других видов экономических стратегий можно отметить такие поджанры, как градостроительные симуляторы (наиболее известна породившая этот жанр игра , а также серия градостроительных игр, действие которых происходит в древнем мире, - Caesar, Zeus и прочие; в последней серии присутствуют военные действия), спортивные менеджеры (в которых игрок руководит спортивным клубом, обычно футбольным, но не участвует в матчах непосредственно, а выполняет роль тренера и менеджера команды), симуляторы жизни (очень специфический жанр, происходящий от игры Sims).

Варгеймы ( Wargame )

Стратегии, в которых отсутствует экономика. Обычно это пошаговые игры, в которых играющий управляет отрядом или армией во время боя.

Глобальные стратегии

Наиболее сложные стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и сложнейшая дипломатия. Большинство глобальных стратегий - пошаговые. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения.

Тактики ( Tactics )

Вариант стратегических игр, где игрок обычно управляет ограниченной группой персонажей - обычно не более 6-7. Большинство тактик имеют два режима: реального времени - для обычного перемещения, пошаговый - для боёв. Примеры:

  • Игра из серии ,
  • Серия
  • Серия Silent Storm
  • Серия (UFO)
  • Горький 17 и Горький 18

Спортивные ( Sport )

Как и следует из названия - имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации , и .

Приключения, адвенчуры ( Adventure ) или квесты ( Quest )

Игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

( Role Playing Game, RPG )

Правильное название этого жанра Computer RPG (CRPG), так как эти игры являются адаптированными для компьютера ролевыми играми. Обычно это симулятор жизни игрока и весь мир мы видим его «глазами» (что не подразумевает под собой вид «из глаз»). Геймплей состоит из того чтобы ходить по миру убивать врагов/монстров/динозавров, грабить дома/магазины, дарить детям или отнимать у них игрушки/леденцы (в зависимости от того, какой персонаж отыгрывается добрый или злой) и т. д.

Например к Герою подходит беспризорник и просит поесть:

  • добрый персонаж: дарит ему шоколадку и получает от него важную информацию
  • недобрый персонаж: оглушает мальчика и пока он без сознания, рыщет по его карманам
  • злой персонаж: убивает мальчика и рыщет по его карманам
  • коварный персонаж: дарит ему шоколадку, получает от него важную информацию, а затем убивает и рыщет по его карманам

Подробнее про жанры.