Что такое хоррор: описание жанра игровой индустрии. Что такое хоррор-игры

Классические фильмы ужасов, холодящие душу сюжеты книг, заставляющие замереть компьютерные игры - все они являются представителями достаточно популярного жанра хоррор. Не знаете, что это такое?

В переводе с английского horror переводится как "страх и ужас". Данный термин довольно широко применяется как в комиксах и книгах, так и в компьютерных играх и квестах. Несмотря на то, что страх считается отрицательной эмоцией, в мире существует довольно много любителей пощекотать свои нервы и окунуться в напряженную атмосферу. Кому не терпится это испытать в реале, вот ссылка (https://www.kvestinfo.ru/articles/chto-takoe-horror/) на хоррор-квесты. А мы же разберём всё от А до Я.

Цель такого жанра - развлечь читателя, зрителя или игрока, используя страх как инструмент, причём страх может быть совершенно разным: человек может испугаться неизведанного, испытать страх-отвращение к нелицеприятным вещам или почувствовать вполне реальный социальный или политический страх.

Фильмы ужасов и литература в жанре хоррор

Хоррор как книжный жанр зарождается в конце XIX века, и самым ярким примером служит классический рассказ «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Известны также произведения Г. Ф. Лавкрафта, Г. Майринка, С. Кинга и др. Параллельно в этом жанре развивается кинематограф: миру до сих пор известны такие фильмы как «Дракула», «Голем», «Мумия», «Франкенштейн».

В 70х годах XX века специалисты выяснили, что целевая аудитория хоррора - молодые люди и подростки, поэтому в это время стали выпускать все больше фильмов, рассчитанных на них. В настоящее время замечены тенденции повторения классики, преобладания сцен насилия, а также использования приема «found footage», когда большая часть фильма представляет собой найденные записи с камер фото и видео-съемки от погибшего человека.

Компьютерные хоррор - игры

Игры на ПК, сюжет которых угнетает и устрашает, являются доступным способом получить порцию адреналина, не выходя из дома. Игрок испытывает достаточно сильные эмоции, но в то же время имеет возможность приостановить ход игры и вернуться в комфортную обстановку, если накал эмоций превысит допустимый порог. Существует целая классификация игр от survival horror (игры на выживание) до психологического хоррора, где акцент делается на создании жуткой атмосферы и тревожного ожидания чего-то неизведанного и страшного.

Жанр компьютерной игры хоррор появился, как только появились сами компьютерные игры и до сегодняшнего момента это был единственный способ погрузиться в ужасающую реальность практически полностью. Сегодня существует ещё один способ воплотить свои мечты и стать главным героем истории - пройти квест.

Квесты в жанре хоррор

Командная игра-прохождение испытаний на время как в закрытом пространстве, так и на открытых площадках - вот что представляет из себя квест. Это современное развлечение, доступное абсолютно любой компании. Игроки попадают в условия, где им потребуется применить свою эрудицию, логику, выносливость и находчивость.

Каждая команда выбирает тот сюжет, который придется им по вкусу. Особой популярностью пользуются квесты в жанре хоррор, и причин для этого предостаточно:

  • Ужасающая атмосфера, пугающие звуки и антуражные локации создадут ощущение реальности, что не сравнить с компьютерной графикой;
  • Существуют сценарии игр, разработанные как для взрослых, так и для подростков.;
  • Игроки получают яркие эмоции и впечатления на долгое время;
  • Командная игра поможет не только узнать себя и своих друзей в экстремальных условиях, но и укрепить командный дух.
  • Классический сценарий квеста заключается в том, чтобы успеть выйти из помещения за ограниченное время. Разновидностью квестов являются перформансы. Особенностью таких хоррор квестов является наличие живого актера, взаимодействие с которым привнесёт элемент неожиданности, реальности и оригинальности. Одно его присутствие нагонит страх, а это далеко не все участие профессионального актера. Еще одним подвидом квестов являются игры, в которых необходимо использовать не только свои умственные способности, но и физическую силу.

    Можно изучить широчайший выбор лучшего сайта (https://www.kvestinfo.ru/) квестов Москвы в жанре хоррор. Вы можете в реальности сразиться с зомби, вампирами, привидениями, на час перенестись в декорации нашумевших фильмов «Пила», «Silent Hill», «Семейка Адамс», «Звонок» и исполнить там главную роль. Любители испытать себя на прочность могут стать пациентами психиатрической больницы, столкнуться с паранормальным явлением или с настоящим маньяком. Неудовлетворенных игроков с таким широким набором не будет. Попробуйте посмотреть в глаза своим страхам!

Любому более или менее не флегматичному человеку, всегда была интересна сторона неизведомого, мистика и тайна наполняла его сознание, давая волю воображению, она вселяла ужас и дарила наслаждение от этого. Ночные кошмары и боязнь наступления темноты, страх смерти, привидений, чудовищ и порой собственной тени - все это сопровождается присутствием ощущения ужаса и эмоционального возбуждения, что стало доступно наблюдать со стороны - в кино.

С появлением кинематографа многие творческие замыслы стали возможны к реализации их на экране. Основой каждого фильма в жанре хоррор является тема смерти - по различным причинам, начиная от укуса вампира и заканчивая суицидом героя, а так же любая жуткая ситуация в картине, смысл которой заставляет зрителя испытывать страх от необъяснимого и неминуемого. Самая распространенная и востребованная тематика классического хоррора в начале своего становления в кино - вампирическая. Режиссеры опирались на литературных героев любимых авторов в жанре готик/хоррор.

Такие эффекты в картинах как движение теней, пугающих звуков, стонов и соответствующей музыки, направлены на будоражение воображения и поддержание напряженного состояния зрителя. Так одним из первых фильмов жанра хоррор считается трехминутный Le Manoir Du Diaboli (« ») от Жоржа Мальеса в 1896 году, по праву относящийся к началу становления фильмов о вампирах. Немецкий кинематограф славен хоррором от режиссера Вильгельма Мурнау. В 1915 г. Вильгельм Мурнау ставит картину с одноименным названием, на основе наишикарнейшнего романа Густава Майринка « ». История о пражском бедном студенте, которого постигает испытание столкновения с дьяволом и сделке с ним.

Следующие шедевры Мурнау это « » (1920г.), « » (1926г.), « » (1922г.). Носферату - по слухам, украденный образ вампира из «Дракулы» Брема Стокера, после чего жена Стокера судилась с режиссером за авторские права, но безуспешно т.к. имена и места действий в фильме не совпадали с оригиналом книги. Позже в 1931г. после появления звука в кино, официально экранизируется стокеровский « », с Бела Лугоши в главной роли; фильм потрясает художественным мастерством отображения того времени, соблюдением самых четких правил постановки в своем жанре и конечно же игрой самого Лугоши... « » по роману Мери Шелли, « » - уважаемого Хенрика Галеена и многие другие представители классики хоррора. Самые лучшие картины в то время были основаны на литературе актуальной на тот момент и более ранней.

Голливудская киноиндустрия тоже не отставала, хотя и была менее впечатляющей. Американский хоррор прославил актер Лон Чейни, известный как «человек с тысячами лиц», сыгравший главного героя в « »; « », « », « » и множество фильмов про зомби было снято в Голливуде до середины 20-ого века. На арену выходит превосходный Альфред Хичкок с « », « », « » и другими триллерами, где режиссер активно использует психологически-тонкие приемы и может похвастаться подбором актеров - Грейс Келли, Марлен Дитрих и прочими. Потом появляются ужасы уже далеко отступившие от классики - « », « » выходя на более бытовую дорожку с нажимом на насилие, убийства и кровь.

В 80-ые годы прошлого столетия на экранах появляются « », « », « » и многие другие, которые получили продолжение в следующее десятилетие и стали самыми популярными картинами в данной тематике.

В начале 90-х происходит возвращение к литературным образам, красивое кино в лице - « » по Эн Райс «Вампирские хроники», « » с Гари Олдманом в главной роли по Стокеру. В то время как типичные голливудские картины « », « » - рассчитаны в основном на подростковую аудиторию.

Исходя из вышеописанного хронологического обзора, можно отметить что хоррор в кино переквалифицировался с высокого к более приземленному и в какой-то мере низменному.

Если вначале своего пути ставка делалась на мистику, вечные бессмертные образы оставались загадкой, когда каждый шорох и тень вызывали ужас и очарование игрой абстрактного, то нынешнее кино пришло и утвердилось в сторону крови, насилия и бытового убийства. Учитывая прогресс технологий спецэффектов, все меньше мы наблюдаем саму идею, замысел режиссеров остается порой скрытым для зрителя из-за претензии на коммерцию и массовое потребление. Сейчас уже никого не удивишь мертвецом или полтергейстом, они перешли в разряд героев из сказок для детей на ночь, поэтому режиссеры делают ставку либо на мясо, либо на спецэффекты в тех же ремейках.

Но поклонники классики жанра (коим является автор статьи) всегда могут достать истинный шедевр и насладится ни с чем не сравнимой индивидуальной подачей настоящих мастеров ужаса. Единственное что остается печальным, это невозможность посмотреть немое кино в оригинале, когда зачаровывает и воображение уносит зрителя в саму картину, заставляет вжиться в ситуацию и переживать чувства самих героев... Тут же вспоминается мелодия Вагнера «Голем», который специально для одноименного фильма написал композицию.

Каждый зритель - критик и сам себе авторитет, но если он пренебрегает классикой любимого жанра, он остается всего лишь любителем, порой не опытным и слившимся с массой. Не пренебрегайте старыми картинами, цените историю киноискусства. Приятного просмотра.

Хоррор - один из популярнейших жанров в кино и литературе. Если вы являетесь любителем острых ощущений, то этот жанр несомненно придется вам по душе. Итак, давайте разберемся, что такое хоррор. В переводе с английского horror означает «ужас». Термин вошел в обиход с появлением фильмов ужасов, характерными особенностями которых являются напряженная атмосфера, тревожное ожидание чего-то страшного - так называемый эффект «саспенс», (от англ. suspense - неопределенность). Сейчас область применения термина достаточно широка: от книг и комиксов до компьютерных игр и квестов в реальности в жанре ужасов.

Хоррор в кино и литературе

Автора «страшных» и мистических рассказов Эдгара По, американского писателя и журналиста Говарда Лавкрафта и его творческого наследника Стивена Кинга без тени сомнения можно считать прародителями жанра хоррор. Обладая незаурядными талантами, им с легкостью удавалось погрузить читателя в атмосферу мистицизма и иррациональности происходящего. Знаменитый кинорежиссер Альфред Хичкок, чье творчество было в первую очередь связано с жанром «триллер», был настоящим виртуозом «саспенса». Ему мастерски удавалось создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости и напряжённого ожидания. Уникальные сюжеты, полные сверхъестественного, учащали сердцебиение и заставляли замирать от страха не одно поколение.

Хоррор в компьютерных играх

Безопасных способов уйти от реальности и раскрасить серые будни яркими эмоциями достаточно много. И одним из популярнейших давно стали компьютерные игры. Подкупающим фактором здесь несомненно является возможность погружения в другую реальность, не выходя из собственного дома. В любой момент можно нажать на паузу и оказаться в привычной зоне комфорта.

Любители пощекотать себе нервы останавливают свой выбор на survival horror (англ. «выживание в кошмаре»). Этот жанр компьютерной игры делает упор на выживание игрового персонажа и нагнетание атмосферы страха и тревоги.

Хоррор-квесты

Квесты в реальности - современное развлечение, набирающее обороты популярности. В специально подготовленном помещении команда из нескольких человек должна найти решение поставленной задачи в условиях ограниченного времени, применяя ловкость, силу и логику. Яркие эмоции и море впечатлений гарантирует вам каждая игра. Ведь участники попадают в нестандартные условия, где все настолько реалистично, что сложно отличить вымысел от правды. Самые распространенные на сегодняшний день виды квестов:

  • Квест в реальности - проживание сюжетной линии с нестандартным заданием;
  • Эскейп-румы - классический поиск выхода из комнаты;
  • Перформанс - с участием актеров;
  • Экшн-игра - задания, где необходимо задействовать физическую силу;
  • Морфеус - квест с закрытыми глазами, где все происходит в воображении.

При этом каждый может выбрать сюжет по душе. И если вам хочется настоящего выброса адреналина в кровь, то хоррор-квесты станут идеальным решением для вашего досуга. Закрученные сюжетные линии, антуражная атмосфера и качественное звуковое сопровождение заставит вашу кровь леденеть в жилах, испытывая страх и ужас. Часто для большего эффекта создатели игры добавляют элементы перформанса. Особенностью таких хоррор-квестов является взаимодействие с актерами, от простого молчаливого присутствия которых кровь стынет в жилах. А теперь представьте, что загадочные, порой не самые доброжелательные персонажи начинают гнаться за вами в кромешной темноте! При этом не стоит забывать о выполнении миссии и решении поставленной задачи.

Хоррор - слово, образованное от английского horror, что в переводе означает «ужас». Фактически, это просто другое название для различных «ужастиков»: фильмов, книг, комиксов, мультфильмов. Если вам нравится переживать сильные эмоции, испытывать страх, переживать выбросы адреналина, это ваш жанр. Хоррор хорош тем, что позволяет концентрировано пережить сложные и сильные эмоции, «отключаясь» в любой момент. Например, если речь идет о литературе, можно отложить книжку в сторону, почувствовав, что эмоций становится слишком много. После чего можно сделать себе чаю, включить романтическую комедию и так далее. Книжка позволяет в любой момент вернуться к сложным, сильным и отрицательным эмоциям. С фильмами немного сложнее, в кинотеатре не получится поставить показ на паузу, но само понимание, что страшный фильм закончится через определенное количество времени, позволяет любителям пощекотать себе нервы сосредоточиться на своих эмоциях.

Первые фильмы в этом жанре появились еще в конце девятнадцатого века.

Считается, что набирает популярность в сложные, переломные времена. Например, Говард Лавкрафт творил во времена Великой Американской депрессии. Затем его книги были подзабыты, и снова «всплыли» на поверхность во времена холодной войны.

Популярность страшного кино или ужасающих книг в сложное время объяснима. Дело в том, что нестабильная обстановка мотивирует людей обращать больше внимания на несовершенство мира, на отсутствие инструментов познания мира. В сложные времена мир как бы поворачивается к людям пугающей, непростой стороной.

Как работает хоррор?

Основным средством хоррора является страх. Именно посредством страха хоррор развлекает и пробирает читателя или зрителя. Литературный или книжный страх делится на три основных типа. Страх неизвестного и непознанного (сверхъестественные создания, ), гипертрофированный реальный страх (политический, социальный) и страх-отвращение (изуродованные тела, оторванные конечности). Основным конфликтом любого хоррора можно назвать активное столкновение иррационального, морального, рационального и аморального начал. Причем этот конфликт может происходить в голове одного человека (одним из лучших представителей подобного жанра является «Доктор Джекил и Хайд»), так и в формате борьбы между героями, каждый из которых олицетворяет одно из начал (яркий представитель этого жанра – «Молчание ягнят»).
Одной из самых популярных современных разновидностей хоррора являются фильмы и книги про зомби.

Чтобы хоррор правильно «сработал», читатель или зритель должен постоянное осознавать реальность происходящего. Поддержание сложной, напряженной атмосферы – основная задача автора хоррора. Практически все хорошие произведения в данном жанре основываются на том, что автор «находит» нужный рычаг давления, а остальную работу возлагает на воображение читателя или зрителя.

Этим постом я открываю планируемую большую серию статей по общей теме "Что такое хоррор?". Но, прежде чем перейти непосредственно к теме разговора, следует сказать почему и зачем я вообще этот цикл начинаю.

На протяжении довольно долгого времени - а по правде сказать едва ли не всю свою сознательную жизнь - я изучаю жанр хоррор. Сначала и прежде всего это было изучение литературы ужасов и мистики, в последствии стал уделять больше внимания и кинематографу. Поэтому в планируемой серии статей будет в основном говориться о литературе, изредка же (а может и не очень-то изредка) буду касаться и кино.

Почему об этом давно стоит поговорить всерьез. На постсоветском пространстве в 90-тые годы хоррор был жанром абсолютно новым, совершенно неизведанным. В дальнейшем это привело к тому, что распространение у нас получили самые разные и далеко не всегда правильные трактовки жанра. Проще говоря, каждый понимает его как хочет. В каком-то отношении это верно для любого жанра, но, пожалуй, хоррор страдает больше всего. Плюс сам термин horror - англоязычного происхождения и банальный перевод "ужасы", мягко говоря, не совсем соответствует тому, что подразумевает этот термин за рубежом, у себя "на родине". Если говорить о литературе, то у нас часто говорят и пишут "литература ужасов", хотя более полно и верно будет все-таки "литература ужасов и мистики". Причем союз "и" здесь означает "и/или". И опять же даже этот, наиболее полноценный вариант названия не передает всего смысла термина horror.

Актуальны и другие вопросы в этой связи. Очень часто некие косвенные внешние признаки жанра приравнивают к его сути. Очень часто путаются в разновидностях хоррора. Еще чаще, с подачи отечественных фантастов, зачем-то называют хоррор поджанром фантастики, что есть несусветная глупость (кто не согласен, объясните мне пожалуйста, в чем усматривается сколько-нибудь фантастический элемент в таких фильмах ужасов как первая часть "Пятницы, 13-тое", "Техасская резня бензопилой" или в вообще полностью основанных на реальных событиях картинах "Дамер", "Роттенбург" и иже с ними).

В плане анализа с точки зрения литературоведения или киноведения весьма нередко авторы ошибаются, пытаясь определить законы жанра и его художественную систему - на чем хоррор стоит, из чего произрастает, что в нем находится "во главе угла".

Имеет место и упрощение, и наоборот - излишнее усложнение. В первом случае к хоррору могут ошибочно отнести "Сумерки" Стефени Мейер. В другом - отрицают хоррор-составляющую и вообще отторгают от хоррора близкий и родственный ему жанр триллера.

Все это порождает столько проблем, столько кривотолков, что кому-то уже давно пора серьезно и обстоятельно раскрыть тему, пояснить само понятие. Опираясь на существующие работы, указать на типичные ошибки и дать обоснованное опровержение.

Я предпочел бы, чтобы кто-нибудь сделал это за меня. Однако те попытки, которые я вижу в этом плане, в большинстве своем крайне неудовлетворительны, по тем или иным причинам. Даже лучшее из них, такие как монография Дмитрия Комма "Формулы страха".

В августе 2012 года я был на фантассамблее в Санкт-Петербурге, где имел, помимо прочего, ряд бесед о самом жанре. Слушал других и высказывался сам. А возвращаясь домой подумал о том, что пора бы расставить наконец все точки над i.

Первая мысль была - написать статью. Но уже делая первые наброски, размышляя над тем, о чем необходимо сказать в такой статье, я понял, что это слишком узкий формат. Тут мало одной статьи. Тут скорее книга должна быть.

Но времени сесть и писать такую книгу-исследование у меня не хватало и не хватает. Так я пришел к мысли о том, что изначально следует оформлять наброски к книге в виде серии постов в каком-то из своих блогов. А лучшее место в рунете для серьезного и длинного, вдумчивого разговора о хорроре сейчас - это DARKER.

Итак, общее понимание задач у меня такое выстроилось.

2. Эти посты будут, по сути, черновыми вариантами глав для будущей книги.

3. Книгу эту хрен кто когда издаст, по крайней мере я на это совершенно не рассчитываю, не закладываюсь и не надеюсь какие-то финансовые выгоды от этого получить.

3. По окончании цикла статей я его, возможно, еще дополню и отредактирую. Затем сведу в нечто единое, сопровожу ссылками и цитатами на различные источники, присовокуплю какие-то приложения (начиная со списка использованной литературы). То есть оформлю это уже в текстовый файл как полноценную работу.

4. То, что получится, сделаю электронной книгой, которая будет распространяться бесплатно через мои личные сайты. Ну и, если редакция и читатели DARKER будут не против, через сайт нашего журнала тоже.

Пока достаточно сложно сказать, чем я все закончу. В голове на данный момент только задумки для условных "первых глав", то есть - о чем конкретно я буду писать в первых постах этого цикла. Главная задача моя - наиболее полно раскрыть термин horror, дать развернутое определение с обязательным экскурсом в историю жанра, показать его специфику. Памятуя об этой главной задаче, я намерено вынесу за пределы цикла не менее интересные и важные темы, "как писать хоррор" и все такое. Лично мне уже хватает беглых статей, в которых вся эта сложная тематика дается обзорно, без детализации и осмысления. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Иными мловами, сначала будем долго говорить о том, что такое хоррор вообще, а только потом, если хватит сил, времени и желания, совершенно отдельно (в другой серии постов или в другой электронной книге, пособии) поднимем другие важные вопросы.

Что касается ближайших планов по серии "Что такое хоррор?", то начать я хочу с самого понятия "жанр", дабы избежать путаницы в дальнейшем. Далее следует (как мне кажется) указать на специфику жанра хоррор, сказать о том, что составляет его художественную базу, систему. Затем должно поговорить об исторических предтечах хоррора и первых его литературных формах. Потом - о различных видах хоррора, о разнообразном понимании жанра.