Сочинительная связь между предложениями. Сочинительная связь как показатель равноценности

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.

Синтакси́ческая связь - связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение), а также бессоюзная связь.

Сочинительная связь – это связь между синтаксически равноправными единицами (словами или предложениями). Фабрики и заводы. Не утром, а вечером.

Подчинительная связь - Это связь между главным предл. и придаточным.Он сказал,что(что?)придет.

Практическая работа № 17

Начало есть в тетрадке:D

Родство языков

Чтобы конкретно представить, как формировалось понятие родства языков, схематично изобразим путь, по которому двигалось языкознание от собирания разнообразных языковых факторов к построению объясняющей их теории. Исследователи давно замечали, что в структурах многих евро-азиатских языков есть общие черты, например польское woda, русское вода, английское water, немецкое wasser,но японское мизду, китайское shui,или древнерусское око, польское око, немецкое auge, литовское akis, но японское мэ, китайское yangjing. Из тысяч таких фактов складывается общая картина. При этом выяснилось, что важно сравнивать именно древние слова и морфемы. Это связано с тем, что слова из так называемого интернационального словаря совпадают в очень далеких языках, например, русское радио-японское радзио (5 одинаковых звуков из 6),русское радио-белорусское радые (3 звука из 6 не совпадают).Такие слова распостранились в связи с недавними достижениями науки и культуры, поэтому их не нужно принимать во внимание при определении древнейших отношений между языками. Достоверным будет лишь сравнение исконных(изначальных) слов, корней, служебных аффиксов.

Понятие о сравнительно-историческом методе

Сравнение языков; выделение общих слов, корней и т.п.; установление регулярных фонетических соответствий между языками; установление временной соотносительности и последовательности фонетических изменений; восстановление предположительного звучания общих слов, корней и аффиксов в древности-вот те задачи, для решения которых в конце XVIII-начале XIX вв. потребовалось создание новой отрасли науки о языке – сравнительно-исторического языкознания.

Сравнительно-историческое языкознание (лингвисти́ческая компаративи́стика) - область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка).

6. Типология в общенаучном масштабе – это метод исследования сложных объектов путем их сопоставления, выявления их общих, или сходных черт и объединения схожих объектов в некие классы (группы, типы). Типология языков, или лингвистическая типология занимается изучением основных, существенных признаков языков, их группировкой, выведением общих закономерностей, наблюдаемых в ряде языков, и установлением типов языков.

Общие признаки могут быть обусловлены общим происхождением языков, т.е. их родством или генеалогией, а также продолжительным географическим и/или культурным контактом. В первом случае в результате общности языки систематизируются в «языковые семьи» (группы, макросемьи и т.д.), во втором случае – образуют «языковые союзы». В тех случаях, когда общность структурных черт языков не обусловлена ни их первичным генеалогическим родством, ни вторичным ареальным сродством, возможно выявление общих черт, обусловленных собственно строевыми возможностями языка, которые базируются на физиологических, когнитивных, психических и эмоциональных возможностях человека как его носителя. Только при исследовании таких общностей и расхождений в лингвистике используется идея типа как некоторого объединения объектов (в данном случае, языков) с учетом их общих черт.

7.Морфологическая классификация

Морфологическая классификация языков

классификация, основанная на сходстве и различии языковой структуры, в противоположность генеалогической классификации языков (См. Генеалогическая классификация языков). До тех пор, пока лингвистическая Типология ставила своей целью создание типологической классификации языков (См. Классификация языков), все типологические классификации были почти исключительно морфологическими, т. к. морфология длительное время была наиболее разработанной областью языкознания. Однако М. к. я. первоначально не мыслилась связанной исключительно с морфологическим уровнем языка (см. Уровни языка), а получила своё название в силу того, что в центре внимания её создателей находился формальный аспект языка. Базисные понятия М. к. я. - морфема и слово

Словосочетание.

С помощью сайт вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое - зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется): существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

2. деепричастие

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

В русском языке существует два вида синтаксических отношений - сочинительная и подчинительная связь. Именно связь вместе с служит основой для всего

Сочинение подразумевает сочетание практически равноправных с синтаксической точки зрения слов или частей (По небу быстро бежали облака, носились испуганные ветром птицы. Она читала стихотворение громко, уверенно, выразительно. Умный и красивый, он всегда был завидным женихом). Подчинение, напротив, свидетельствует о зависимом положении одного слова (или части предложения) от другого (Положить на стол. Я вышла из комнаты, потому что стало душно).

Сочинительная связь неоднородна. Существует противительная, соединительная, разделительная разновидности. Показателем является союз. При этом некоторые русоведы называют «бесформенными словами», поскольку ни собственной формы, ни собственного значения они не имеют. Задача их - устанавливать равноправные отношения разного вида (значения) между словами и частями предложения.

Сочинительная противительная связь выражается при помощи (но, однако, все же, а, да (в знач. «но») (С утра было очень холодно, но солнце светило ярко. Я сомневался в успехе, однако меня никто не слушал).

Сочинительная связь соединительная присутствует в предложениях, действие которых происходит в один момент. Он выражается соединительными союзами (и, да и, тоже, ни…ни, также, не только…но и, да (в знач. «и») (Я очень боялась кататься на карусели, да и мои друзья изрядно трусили. Не только детям понравился последний сериал, но и взрослые старались не пропустить ни серии).

Сочинительные разделительные союзы (или, то…то, либо, не то…не то) являются показателем того, что возможно только одно действие из всех перечисленных либо эти действия происходят по очереди (Либо ты оставляешь нам расписку, либо мы не дадим тебе нужной суммы. То снег срывается с мутного неба, то идет мелкий холодный дождь. Не то слезы боли катились по его лицу, не то просто капли дождя стекали).

Сочинительная связь в простом предложении нужна для того, чтобы раздвинуть его границы, показать, что несколько подчиненных членов находятся в одинаковых отношениях с главным (Пришли гости и проповедник. Он был рассержен, но не зол. Увидимся сегодня или через пару дней. Это видели не только дети, но и взрослые).

В таких равноправных отношениях могут состоять:

  • уточняющие и уточняемые слова. (Мы увиделись позже, вечером. Она ждала в парке, в беседке).
  • Пояснительные члены предложения с поясняемыми словами, к которым они присоединяются либо с помощью союзов, либо без них (Префикс, или приставка, служит для образования новых слов).
  • Присоединительные члены с теми словами, к которым они присоединяются. (Некоторые гости, особенно молодые, были удивлены великолепием праздника).

Некоторые филологи считают, что слова, объединенные при помощи сочинительной связи, образуют сочинительные словосочетания. Обычно все слова в них выражены одной частью речи (дикие и свободные; дерзкие, но осторожные). Однако встречаются другие конструкции, в которых части сочинительного словосочетания выражаются разными частями речи (Отважный (прил.), но взволнованный (прич.)).

Такие конструкции в предложении являются одним членом, образуя однородные ряды. (Страстный, но сумбурный монолог не убедил слушателей).

И сочинительные словосочетания, и предложения с сочинительной связью при произнесении сопровождаются интонацией перечисления.

Сочинительная связь в свидетельствует о равноправии частей (Я пришла вовремя, но библиотека была закрыта. Мы постарались, да только планер так и не взлетел).