Научный стиль по русскому языку. Научный стиль русского языка

  • Собственно научный, или академический - это наиболее строгий стиль речи. Именно его используют при написании , диссертаций, монографий , докладов.
  • Научно-популярный, или научно-публицистический - этим стилем пишут для газет, научно-популярных журналов и книг, научных радио- и телепередач.
  • Научно-учебный - он применяется для написания справочной и учебной литературы, учебных пособий .

Рассмотрим, что такой стиль научной статьи и чем он отличается от других стилей?

Научная терминология

Поскольку наука выявляет и описывает современные факты, новые открытия, явления и закономерности, она неизбежно использует определенную терминологию. Существуют как общенаучные термины, используемые в различных областях знаний (эксперимент, гипотеза, реакция, система, структура, прогнозировать и т. п.), так и специальные, закрепленные за определенными научными дисциплинами. Таким образом, в каждой области науки формируется собственное терминологическое поле, которое постоянно расширяется и обогащается. Кроме того, внутри каждой профессиональной или социальной группы - и ученые не исключение - формируется определенный сленг, часто непонятный непосвященным.

В научной статье уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию своей предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций (если, конечно, они не являются предметом исследования).

Жаргонизмы обычно встречаются в разговорном общении. Так, в речи программистов часто проскакивают такие слова, как «админка», «залогиниться», «лагать», от бухгалтеров можно услышать «первичка», «дебеторка», «минуса», «оборотка». Случается, что студенты и молодые ученые переносят эти термины и в научные статьи. Не делайте этого. Во-первых, потому, что одни и те же жаргонизмы могут использоваться в разных группах для обозначения разных понятий, а во-вторых, они могут быть непонятны читателю. У любого сленгового слова есть литературный аналог, который и следует использовать в научной статье (админка - это административная панель; залогиниться - пройти авторизацию; минуса - «отрицательное сальдо; оборотка - оборотно-сальдовая ведомость и т. п.).

С осторожностью необходимо относиться к специализированным оборотам и терминам, понять которые невозможно без обращения к отраслевому справочнику. Если же без них никак не обойтись, то все такие термины обязательно поясняются в тексте статьи или в сносках. При этом нужно воздержаться от объяснения азбучных истин, не следует раскрывать общеизвестные факты и термины. И наоборот, дать определения новым фактам и закономерностям, узкоспециализированным и спорным терминам, которые могут иметь неоднозначное толкование, а также вводимым в тексте статьи новым понятиям.

Психолого-педагогическая помощь имеет два ведущих направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) .

Оптимальный объем специфической терминологии колеблется от 15 до 20 % от общего объема статьи.

Форма изложения

Вопрос о том, какую форму изложения допустимо использовать в научной статье, дискуссионный. Но все сходятся в одном: в научных статьях никогда не якают. Ни в коем случае нельзя, например, писать:

Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы…

При этом одни допускают употребление местоимения «мы», другие считают возможным писать в третьем лице («автор считает»), третьи же категорически выступают только за безличную форму, в которой никак не проявляется сам автор («проведенные исследования выявили», «в статье рассматривается»).

На практике можно встретить и такие примеры, когда подразумевается местоимение «мы», но само оно отсутствует: «умственную работоспособность определяли», «по результатам сравнивали». Однако такие конструкции не совсем удачны.

В научной статье нет прямого обращения к читателю, диалога, который часто можно встретить в художественной литературе, все внимание сосредоточено на содержании.

Синтаксические особенности

Специфика научного стиля - преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в научной статье доминируют понятия, а не действия.

При этом глаголы используются в страдательном залоге: вместо «вычисления производит» пишут «вычисление производится», вместо «исследователи установили» - «исследованиями установлено», не «ставит цель», а «цель может быть поставлена». Чаще других в научных работах используются глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: «популяция обитает», «молекула делится», «отмечаются изменения». Используются неопределенно-личные (считают, что…), безличные (как известно,..), определенно-личные (рассмотрим вопрос о…) предложения. Часто вместо глаголов используются отглагольные существительные (заливка - от «заливает», перемотка - от «перематывает», развитие - от «развиваться»).

Исключение, пожалуй, составляют исторические исследования, где используется большое количество глаголов, причем в третьем лице и в прошлом времени.

Для научного стиля не характерны местоимения «вы», «ты», формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения «мы» и формы 3-го лица.

В тексте научной статьи часто можно встретить особые обороты, такие как: думается, на наш взгляд, все это заставляет думать, интересно отметить, согласно.

Точность и ясность изложения

В научной статье в строгой форме следует излагать факты, аргументы и выводы. Должна прослеживаться четкая структура и логичность повествования. Все слова употребляются только в их прямом значении. Неуместны в научной статье метафоры, эпитеты, художественные сравнения, гиперболы и прочие украшения. При этом считается нормой повторение ключевых слов.

Все цитаты и заимствования следует обязательно подкреплять ссылками на первоисточники. Если проведен эксперимент, то ссылаясь на него, необходимо показать конкретные результаты. Если проанализированы какие-то данные - их лучше всего оформить в виде таблицы или диаграммы.

Оригинальные исследования по мелким млекопитающим проведены летом 2008 г. Всего было отработано 2600 ловушко/суток и поймано 432 особи (табл. 3) .

Связи и закономерности

Для научных статей характерны тесная логическая связь между отдельными предложениями, последовательность, структурная и смысловая законченность. Все выводы должны вытекать из изложенных фактов.

Лучше всего отражают связи и закономерности сложные, особенно сложноподчиненные предложения.

Организационное благо, или организованность, имеет ключевое значение для развития общества в целом, поскольку смысл создания и развития любого общества состоит в координации деятельности ее членов .

В использовании сложных предложений необходимо отыскать золотую середину, конструкции не должны быть ни слишком короткими, ни чересчур длинными. Далее приведен неудачный пример использования слишком коротких, рубленых предложений.

Однако основой художественного смысла произведения является метод порочного стиля руководства колхозом. Это основная проблема в произведении…. Семья Крысловых живет в достатке, однако это благополучие не радует жену Семена. Она живет в ожидании чего-то страшного .

Последовательное развитие мысли выражается при помощи таких наречий, как: сначала, прежде всего, далее, затем, потом. С этой целью широко используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец, итак, наоборот, следовательно, однако) и союзы (так как, поскольку, поэтому, потому что, чтобы, так). Обратите внимание на слова-связки, обеспечивающие логическую последовательность изложения в следующих фрагментах:

Согласно концепции профессионализма аудиторская деятельность в основном базируется на способности аудитора принимать профессиональные суждения. Исходя из этого , оценка качества аудита - тоже предмет профессионального суждения проверяющего, а критерием качества является соблюдение требований соответствующих правил (стандартов) аудиторской деятельности, в том числе внутрифирменных. Поэтому предлагается методику определения эффективности системы качества аудита сформировать на базе экспертной оценки .

Таким образом , судебное почерковедение, сам термин которого был введён Е. Ф. Буринским лишь в 1903 году, достаточно много позаимствовало у графологической теории. Это позволяет предположить , что данная теория в совокупности с каллиграфической экспертизой, приметоописательным и графометрическим методами послужила основой для развития судебного почерковедения .

Сравните его со следующим отрывком из дипломной работы, где такая логическая связь отсутствует:

Для многих не секрет, что современный политик сочетает в себе как природный дар, личную харизму, так и элементы политического ритуала, профессиональные технологии. Немаловажную роль в этом процессе (каком процессе? - авт.) отводится возможностям журналистики влиять на большую общность людей, формировать массовое сознание. Политические реалии 90-х годов внесли значительные коррективы в механизмы функционирования российской прессы, коренным образом изменив ее структурные основы.

Выразительность

Значит ли это, что научная статья должна быть скучной и невыразительной? Вовсе нет. Экспрессивность и выразительность научной статьи достигается за счет точности и объективности, а также благодаря следующим элементам:

Примеры, иллюстрации, пояснения

Примеры и иллюстрации не только делают научную статью более наглядной, но и заметно оживляют ее.

В начале XX века немецкими геофизиками Г. Герглотцем и Е. Вихертом была рассмотрена следующая задача: нельзя ли, располагая картиной движения фронтов сейсмических волн по поверхности Земли, порожденных землетрясениями, найти скорость распространения сейсмических волн внутри Земли? Поставленная задача (и подобные им задачи), по сути дела, является задачей определения неизвестной функции (скорости распространения сейсмических волн) из соответствующего дифференциального уравнения по известной частичной информации о решении этого уравнения. Подобные задачи тоже, по своей сути, являются задачами определения неизвестных коэффициентов, входящих в дифференциальное уравнение .

Алгоритмы хорошо смотрятся в виде строгих блок-схем, а цифровые данные - в форме таблиц и диаграмм.

Усилители

Для усиления выразительности используются усилительные частицы (лишь, абсолютно, только) и прилагательные в превосходной степени (величайший, труднейший, колоссальный).

Сравнение

Сравнение делает научный текст более доступным, понятным и интересным. Примеры удачных сравнений:

Историки нередко сравнивали владения Строгановых с «государством в государстве» .

Сами по себе средние величины и без того абстрактные могут становиться и совсем бессмысленными. Пример тому не только классическая средняя температура по больнице, но и средняя зарплата по городу (тем более по стране) .

Один из основателей биологической статистики Геддам <…> рекомендовал применение логарифмической шкалы доз воздействий <…> В принципе, Геддам, конечно, прав - природа любит логарифмирование. Разница между детьми в 1 год и 10 лет - огромна, а между людьми в 60 и 70 она всего лишь существенна, но… Во-первых, не надо забывать, что «спину верблюду ломает последняя соломинка». Во-вторых, поднять 1 или 2 кг - разницы нет, а прибавление 1 кг к спортивному рекорду - труднодостижимая мечта

Научный стиль

Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера , а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона .

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века , когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Пример

Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

Примечания

Литература

  • Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. - СПб. : БХВ-Петербург, 2005. - 496 с. - ISBN 5-94157-804-0
  • Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. - Минск: ООО «Харвест», 2005. - 512 с. - ISBN 985-13-4208-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения .

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее ; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот ; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому . Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность .

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел ; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий .

Например: Филолог должен внимательно , т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы , т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Слово науки - однозначно и терминологично.

Сравните:

Береза

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.
(Большой энциклопедический словарь.)

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(С. Есенин.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты ; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.

Слова: идти, следовать, привести, составлять, указыват ь и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является .

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают . Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.

Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик ; в технике - муфта, лапа, плечо, хобот ; в географии - подошва (горы), хребет ) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

Для усиления выразительности в научном стиле речи , в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются :

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только ;

2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая ;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что. ..), безличные (известно, что... ), определенно-личные (рассмотрим проблему.. .).

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный (академический) - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).


Адресат цель

Академический
Ученый, специалист
Выявление и описание новых фактов, закономерностей


Научно-учебный

Учащийся
Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом


Научно-популярный

Широкая аудитория
Дать общее представление о науке, заинтересовать

Отбор фактов, термины

Академический
Отбираются новые факты.
Общеизвестные факты не объясняются
Объясняются только новые термины, предлагаемые автором

Научно-учебный
Отбираются типовые факты

Все термины объясняются

Научно-популярный
Отбираются интригующие, занимательные факты

Минимум терминологии.
Значение терминов объясняется через аналогию.

Ведущий тип речи Заглавие

Академический

Рассуждение
Отражает тему, проблему исследования
Кожина М.Н.
«О специфике художественной и научной речи»

Научно-учебный
Описание

Отражает тип учебного материала
Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»

Научно-популярный

Повествование

Интригует, вызывает интерес
Розенталь Д.Э.
«Секреты стилистики»

Лексические особенности научного стиля речи

Главное назначение научного текста, его лексики - обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

В научной речи выделяют три пласта слов:

Слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.

Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

Слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки.

Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.

Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.

Термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине - точность и его однозначность.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.

Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется - приводнение, перематывает - перемотка ; и наоборот: заливка - заливает .

Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту ;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи ;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку ), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение - ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

Использование средств выразительности

Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

Сравнение – одна из форм логического мышления.

Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.

Развернутое сравнение

…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

Образное сравнение

Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

Проблемные вопросы

Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

(П. Сорокин. Общая социология)

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

– Недопустимость внелитературной лексики.

– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

– Ограниченно используются неполные предложения.

– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Все сказанное можно представить в таблице

Особенности научного стиля речи

В лексике

а) термины;

б) однозначность слова;

в) частая повторяемость ключевых слов;

г) отсутствие образных средств;

В составе слова

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;

б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;

В морфологии

а) преобладание существительных;

б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;

в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

В синтаксисе

а) прямой порядок слов (предпочтителен);

б) широкое использование словосочетаний

сущ. + сущ. в род. п.;

в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

г) редкое использование неполных предложений;

д) обилие сложных предложений;

е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

Основной тип речи
Рассуждение и описание

Образец научного стиля

Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

Цели занятия: Характеристика лексических, морфологических и синтаксических особенностей НСР. Дать определение научному стилю. Сфера употребления научного стиля. Дать понятие научному стилю речи.

Вопросы для подготовки самостоятельной работы студентов:

1.Основные понятия науки

2.Сфера употребления научного стиля.

3. Морфологические и синтаксические особенности НСР.

Методы обучения занятия:

Научный стиль – это разновидность литературного языка применяется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации этого стиля – монолог.

В научном стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.

Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.

В научном стиле широко используются следующие языковые средства: специальные слова (в том числе термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь(для чего применяются, например, вводные слова); конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-экспрессивные слова используются очень редко.

На лексическом уровне научная речь характеризуется использованием специальной лексики – научной терминологии, а также употреблением слов в одном, определенном, значении. В связи с этим лексика научного стиля характеризуется относительным однообразием, однородностью. Текст в научном стиле увеличивается в объеме столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же. Поэтому для научных текстов характерна высокая частота употребления отдельных слов.

Морфологические особенности научной речи: глаголов 3-го лица настоящего вневременного значения в роли сказуемого, глаголы 1-го лица множественного числа. В текстах научного стиля достаточно большое количество глаголов выступает в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться оставаться, характеризоваться, заключаться. Преобладание в научном стиле абстрактной лексики над конкретной обусловливает и высокий процент существительных среднего рода, отвлеченных существительных на –ость: важность, системность, последовательность, водонепронецаемость и др., а также прилагательных в составе двусловных терминов.

Научному стилю свойственно широкое использование специальной лексики (терминологии). Это стиль научных книг, статей и исследований, посвященных отдельным проблемам науки. Он отличается строгой логичностью изложения, отвлеченностью и обобщенностью суждений, отсутствием экспрессивности. От строго научного стиля следует отличать научно-популярный, свойственный книгам и статьям по отдельным отраслям знаний, предназначенным для всех. Этому стилю свойственно использование общенаучной терминологии, доступной массовому читателю.



Научный стиль и его особенности

Научный стиль – это функциональная разновидность языка, характеризирующаяся особенностями в отборе, сочетании и объединении языковых средств в связи с задачами общения в научной сфере.

Научный стиль имеет следующие лексические особенности: лексический состав научного стиля формируется на основе книжно-письменной лексики; большое место занимает узкоспециальная и общенаучная терминология, во многом определяющая специфику стиля; привлечение заимствованной терминологической лексики, зачастую интернациональной, - в связи с этим возникновение синонимов-дублетов; употребление многозначных слов в одном значении – терминологическом; отсутствие слов с яркой стилевой и стилистической окраской, взятых из других стилей; широкое привлечение слов с отвлеченным значением; использование конкретных существительных в обобщенном значении; наличие сложных слов, аббревиатур и символических обозначений.

Научный стиль – понятие широкое. Он обслуживает научно-техническую сферу человеческой деятельности. Объединяет неоднородные по форме тексты, которые весьма разнообразны и по значению, содержанию. К научной литературе относятся монографии, статьи научных журналах, сборниках, справочно-энциклопедические издания: учебная литература, научно-техническая информация, производственно-техническая литература и т.д. Для научного стиля особыми чертами, которые формируют всю его языковую систему, являются абстрактность, отвлеченность, обобщенность, логичность, объективность и точность. Но научный стиль неоднороден по своему составу, поскольку тексты могут быть предназначены как для специалистов, так и для более широкого круга читателей. Отсюда и использование подстилей: собственно-научного и научно-популярного. Их ответвлениями являются учебно-научный, научно-публистический и научно-мемуарный подстили.



Лексика научного стиля речи.

Основные пласты лексики научной речи: общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика.

Научный стиль – это стиль, которым пишутся книги, статьи, исследования, посвященные отдельным проблемам науки. Ему свойственно в первую очередь использование слов-терминов, относящихся к определенной области науки.

От строго научного стиля следует отличать общенаучный, свойственный книгам и статьям по отдельным отраслям знаний, предназначенным для всех. Этому стилю свойственно использование общенаучной терминологии, доступной массовому читателю.

Одной из наиболее характерных черт научного стиля является отвлеченно-обобщенность изложения. Это сказывается прежде всего в том, что многие слова выступают как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Характерно, что даже конкретная лексика здесь используется для обозначения общих понятий. Например: Береза хорошо переносит морозы. Здесь слово “береза” обозначает не единичный

предмет, дерево, а породу деревьев, то есть выражает общее понятие, выступает в обобщенном значении.

1. Из учебника по изучаемой вами выписать 10 конкретных существительных, использованных в обобщенном значении.

2. Сравнить две словарные статьи, определить, в какой из них слово “значение” выступает в качестве термина философии, сформулировать значение этого терминологического слова.

Словарная статья №1

Знание… всякое, истинное, неполное, неточное, новое.

Знание развивается, складывается (чем?) отражением закономерностей обьективной реальности.

Обогащать (чем?) знанием.

Критерий, истинность, природа, отрыв, границы, области, закономерность, понятие, определение… знания.

Словарная статья №2

Знание хорошее, глубокое, поверхностное…

Знание (кого? чего?) людей, действительности, жизни, ремесла… .

Знание (кого-чего-л., кем?) – (о человеке) человеком, ученым, студентом, Бигайшой Барлыбаевой… .

Показать, продемонстрировать… знание; обладать (чем?) знанием.

Знание (кого-чего-л.) помогает (кому-л. в чем-л.), способствует (чему-л.)

3. Выписать из словарных статей отвлеченные существительные.

Отвлеченные существительные образуют группу слов, обозначающих различные абстрактные понятия, как качество, действие, состояние. Они отличаются от конкретных существительных лексически и грамматически: не способны определяться количественными числительными и, как правило, употребляются только в единственном числе.

В научной речи частотны слова иноязычного происхождения, особенно в составе терминов. Наличие заимствованных слов-терминов вызвано тем, что интернационализация науки порождает и интернационализацию ее языка.

Определенная часть заимствованной терминологии пополнила научную речь дублетами – полными синонимами. В качестве синонимов – дублетов в начном стиле используются различные символические обозначения. Синонимия терминов при неполном совпадении их значений в научной речи – нежелательное явление: оно свидетельствует о неустоявщихся процессах становления термина.

Рациональнее пользоваться терминами иноязычного происхождения, чем словами исконными в тех случаях, когда заимствованные слова употребляются в нескольких языках, разумеется, при совпадении значения слова в этих языках. Если такого совпадения нет, лучше выбрать исконное слово. Термины – дублеты могут иметь место и в составе одного текста для того, чтобы избежать частных повторений, хотя в научной речи повторы допускаются.

Следует учесть тот факт, что большая часть заимствованной терминологии в русском языке затем через его посредство перешла в казахский язык, сохранив то же написание (исключения касаются случаев формоизменения. Ср.: класс (рус.) – класс (каз.), но в классе (рус) – класта (каз.). Заимствованные слова, включаясь в систему другого языка, подчиняются и его грамматическому строю.

4. Определить стилевую принадлежность микротекста.

Сведениям о начальной численности людей современного вида (homo sapiens), выделившихся из древних гоминидов примерно 50 тысяч лет тому назад, демография не располагает. Уровень рождаемости в эпоху мезолита, неолита, видимо, был высоким и составлял 45-50 человек на 1000 населения.

Со времен образовались многомиллионные скопления населения в областях великих цивилизаций древности, в число которых входят Египет, Ассирия, Вавилон и др. В середине века численность населения росла невысокими темпами и составляла 250-300 миллионов человек. К началу нашего столетия населения насчитывало 1 миллиард 656 миллионов, причем на долю Европы приходилось чуть более 20 процентов.

5. Выделить из текста конструкции, которые выражают соотношение частного и общего, части и целого.

6. Записать употребленные в тексте терминологические слова, по словарям установить их происхождение: демография, цивилизация, homo sapiens, гоминиды.

7. Найти в тексте конкретные существительные, использованные в обобщенном значении.

Синтаксис научного стиля речи.

Синтаксис научной прозы призван строго логически, последовательно и аргументировано излагать ход мысли, избегая при этом избыточной информации. Синтаксические связи формируются в зависимости от логических связей. Поэтому в синтаксисе научной прозы особенно важную роль играют те синтаксические средства, которые служат для выражения логических связей между предложениями, абзацами и большими синтаксическими целыми – союзы и союзные слова; вводные слова и вводные предложения; целый ряд наречий и наречных предложений, употребляющихся в функции связывающих слов, смысловое согласование, а также словопорядок – логико-грамматическое членение предложения.

«На логико-грамматическом уровне в функциональном стиле научной и технической литературы любое предложение любого языка всегда состоит из двух компонентов: 1) логико-грамматического предиката, несущего основную информацию и 2) логико-грамматического субъекта, несущего вспомогательную функцию». При этом в русской письменной речи в научной и технической литературе наблюдается принцип «линейной» подачи информации, согласно которому сначала в предложении вводится вспомогательная информация (ВИ), а затем основная информация (ОИ), причем основная информация располагается после сказуемого. (Например, в предложении «В лаборатории работало 20 человек»…сообщается, сколько в лаборатории работало человек, а в предложении «20 человек работало в лаборатории» сообщается, где эти люди работали).

Распространены в научной прозе безличные, неопределенно-личные предложения – при описании фактов, явлений, процессов; номинативные – в публикациях, в названиях книг, разделов, глав, параграфов, в надписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям. Неполные предложения почти не употребляются.

Часто встречаются в научной прозе повествовательные предложения, реже вопросительные предложения и отсутствуют восклицательные предложения, как эмоционально-окрашенные.

Вводные слова и вводные конструкции в научной прозе играют особую роль. Они употребляются для связи мыслей, последовательности изложения (например, «во-первых», «во-вторых», «итак», «следовательно», «таким образом» и т.д.), для выражения предположения (например, «очевидно», «вероятно» и т.д), для оценки степени достоверности излагаемого (например, «действительно», «конечно», «разумеется»- при оценке факта как достоверного; «предположим», «надо полагать» - при оценке факта как предполагаемого; «вероятно», «возможно» - при оценке факта как возможного), для

указания на источник информации (например, «по нашему мнению», «по данным ЮНЕСКО»).

Характерной особенностью современного научного стиля является наличие в нем многокомпонентных сложных предложений с союзной связью и ограниченное употребление бессоюзных сложных предложений.

Морфология научного стиля

Морфологическиеособенности научной речи: глаголы 3-го лица настоящего вневременного значения в роли сказуемого, гла­голы 1-го лица множественного числа. В текстах научного стиля достаточно большое количество глаголов выступает в роли связоч­ных: быть, являться, называться, считаться, стать, становить­ся, делаться, казаться, оставаться, характеризоваться, заклю­чаться, состоять, обладать, отличаться и др. Преобладание в научном стиле абстрактной лексики над конкретной обусловливает и высокий процент существительных среднего рода, отвлеченных существительных на -ость: важность, системность, последова­тельность, водонепроницаемость и др., а также прилагательных в составе двусловных терминов.

Контрольные вопросы:

1.Как призван синтаксис научной прозы излагать ход мысли?

2.Как формируются синтаксические связи?

3.Что играет важную роль в синтаксисе научной прозы?

4.Из каких двух компонентов состоит литературы любое предложение любого языка на логико-грамматическом уровне в функциональном стиле научной и технической литературы?

5.Какие предложения часто встречаются в научной прозе?

6.Какую роль играют вводные слова и вводные конструкции в научной прозе и для чего они употребляются?

7.Что является характерной особенностью современного научного стиля?

8.Какие лексические особенности имеет научный стиль речи?

9.Какую сферу человеческой деятельности. обслуживает научный стиль речи?

10.Что объединяет он?

11.Что относятся к научной литературе?

12.Какие подстили научного стиля вы знаете?

13.Назовитие ответвления подстилей научного стиля речи.

14.Назовите основные пласты лексики научной речи.

15.Что обозначают обобщенные существительные?

16.Какие понятия обозначают отвлеченные существительные?

17.Что выступает в качестве синонимов – дублетов в научном стиле?

Понятие о типе речи

В зависимости от способа изложения информации выделяются разные типы высказываний, а именноповествование, описание, рассуждение.

В повествованиисодержится сообщение о развивающихся событиях, действиях, состояниях, об их последовательной смене. Отличительная особенность повествования – его динамичность. Сообщение имеет цель – дать информацию о новых событиях, фактах, назвать их, указать время и место. В описании содержится перечисление признаков предмета, явления; описание статично. В рассуждении автор на основе ряда умозаключений, суждений, связанных между собой особыми логическими отношениями, приходит к определенным выводам, которые содержат новые знания о предмете рассуждения.

Научные тексты обычно организованы как описание или рассуждение, которые могут чередоваться.

Рассуждение – особый вид текстов, содержащих доказательство, объяснение, размышление. Традиционная композиция текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод

Описание это один из функционально-смыловых типов речи. Оно представляет собой характеристику предметов, явлений и их частей путем указания на различные признаки, создающие целостное представление об описываемом объекте.

Описание может быть научным, деловым и художественным.

Научное описание должно включать в себя понятия о существенных признаках описываемых предметов или явлений в их строго логической последовательности, в соответствии фактам, объективно. Цель научного описания – дать точное представление о предмете или явлении, сообщить проверенные фактические знания.

Научное описание обычно лишено эмоциональности, образности, живости, но это касается только строго научного описания (или собственно научного). В научно-популярных текстах присутствуют средства изобразительности, но, в отличие от текстов художественных, ассоциативность в представлении того или иного предмета, явления должна быть конкретна, не вызывать множества толкований.

Контрольные вопросы:

1.Назовите типы речи.

2.Что такое монологическая речь?

3.Что такое повествование?

4.Что такое рассуждение?

5.Что такое описание?

6.Что такое тезис?

7.Что такое вывод?

8.Что является целью научного описания?

Задание 1.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Укажите специальные слова (термины), нейтральную лексику, сложные синтаксические конструкции, ссылки на источники. В каком значении употреблены слова?

Синтаксис научной прозы призван строго логически, последовательно и аргументировано излагать ход мысли, избегаю при этом избыточной информации. Синтаксические связи формируется в зависимости от логических связей. Поэтому в синтаксисе научной прозы особенно важную роль играют те синтаксические средства, которые служат для выражения логических связей между предложениями, абзацами и большими синтаксическими целыми, союзы и союзные слова, вводные слова и вводные предложения, целый ряд наречий и наречных выражений, употребляющихся в функции связующих слов, смысловые согласование, а также распорядок – логико-грамматические членение предложения по определению доктора филологических наук В.Панфилова.

Задание 2.

Ознакомьтесь с комментарием к словам. Выучить значения слов.

Гипотеза (греч.) – научное предположение, требующее объяснения или проверки в ходе опытной работы.

Эксперимент (лат.) – научно-поставленный опыт, многократное его воспроизведение с целью всестороннего изучения.

Практика (греч.) – определенные навыки и приемы какой-либо работы.

Задание 3.

Составить предложения с этими словами и словосочетаниями.

Познание, теория, обобщение, абстракция, эксперимент, наблюдение, систематизация, интерпретация, прогнозирование, прогноз, процесс познания, научная теория, обобщение наблюдений, абстрактное мышление, экспериментальное исследование, систематизация фактов, интерпретация фактов.

Задание 4. Вместо точек вставьте данные в скобках глаголы совершенного и несовершенного вида.

1. Студент весь вечер... трудную задачу и, наконец, ... ее (ре­шить – решать). 2. Он долго и внимательно.... задание. Он... за­дание и не нашёл в нем ошибок (проверять - проверить). 3. Акмарал всегда... на занятия вовремя, но сегодня она... с опозданием (приходить - прийти; являться - явиться). 4. Каждый месяц... промежуточные зачёты по изученным темам. В конце семестра мы... итоговый зачет по всему курсу (сдавать - сдать). 5. Ты не... в своём обещании? Он никогда не... о своих обещаниях (забыть -забывать). 6. Отправляясь в горы, мы всегда... с собой только са­мое необходимое. Но на этот раз пришлось... смену теплой одеж­ды (взять - брать). 7. Студенты старших курсов часто... после за­нятий на репетиции в сборной КВН. Сегодня и мы... посмотреть их выступление (остаться - оставаться). 8. Чтобы хорошо учить­ся, надо... делать очень много дел. В первую очередь надо... под­готовиться к самым трудным предметам (успеть - успевать). 9. Родители постоянно... нам о необходимости хорошо учиться. Я хочу..., что надо уметь сочетать учебу с полноценным отдыхом (говорить -сказать). 10. Мне всегда хотелось... несколькими ви­дами спорта. Сейчас мне пришлось... только любимым теннисом (заняться - заниматься).

Задание 5. Прочитайте текст и составьте к нему вопросы.

Роль науки в современном обществе

Наука в своём бурном развитии всё сильнее и глубже воздействует на нашу жизнь. Она всё в большей степени становится важнейшим элементом общей культуры, расширяя и углубляя наше видение в мире самих себя.

Широкий интерес вызывают не только результаты и выводы науки, но и сама наука в её общем значении, сущности и путях развития, в её отношениях к этике, искусству. Понимание всего этого нужно нам, чтобы осознать тот процесс растущего влияния науки, который мы переживаем, тем более если мы сами в нём участвуем.

Прежде всего, что мы должны понимать под наукой? Обратимся за этим, например, к Большой советской энциклопедии. Там даётся определение: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт».

Простая констатация факта тоже является, конечно, знанием. Но научное знание касается не только отдельных фактов, в какой-либо их совокупности, когда факты берутся в их взаимной связи, как, скажем, в научном описании исторических событий, или с известной степенью обобщения, как в физике, химии или социологии. От систематического, обобщенного описания фактов наука восходит к открытию их законов, к выяснению их причин, к их объяснению посредством тех или иных теоретических представлений.

Итак, наука есть система знаний и основанных на них теоретических представлений, развиваемых соответствующими методами. Она – форма человеческой деятельности, состоящая в искании, открытии и утверждении истины. В будущем мечтает Блискунов, удлинение кости перестанет проблемой. Если человек болен, если у него есть медицинские показания, тогда операция и выхаживание будут бесплатными. А если хочется стать повыше (желающих довольно много) – это, считает доктор, тоже должно быть доступно, но за определенную плату.

Задание 6. Выучите наизусть стихотворение.

Сейча́с везде́ – нау́ке сло́во,

Её сего́дня звёздный час.

В наш век она́ всему́ осно́ва,

Ведёт она к высо́там нас.

К уче́нию до́лжен ты стреми́ться,

Не отверга́й сове́т просто́й –

Листа́й же кни́жные страни́цы,

Как борозду́ за бороздо́й.

Ведь в кни́гах о́пыт поколе́ний

И зна́ний чи́стое зерно́,

В твои́х дела́х и устремле́ньях

Пусть ко́лос выброси́т оно́.

Так че́рпай му́дрость по́лной ме́рой,

Упо́рно знанья умножа́й.

И мо́жешь быть вполне́ уве́рен –

Бога́тый сни́мешь урожа́й.

Задание 7. Прочитайте внимательно текст, выделите в нём смысловые части.

Научно исследовательская работа студентов, как и всякая другая, требует определенного времени на врабатываемость, т. е. быстрое и полное сосредоточение внимания на объекте исследования. Процесс врабатываемости сложный и трудный. У каждого студента он имеет свои специфические особенности. Одному студенту достаточно 3-5 минут для ориентации в не законченной накануне работе, и он уже с головой уходит в привычное дело. Другому студенту требуется 20-30 минут и больше, чтобы войти в работу. Нужно учиться работать систематически, концентрировать волю и внимание на выполнении заданий.

Ежедневно в конце учебного дня следует подытоживать результаты выполнения планируемых задач, анализировать удачи и неудачи, качество выполнения самозаданий.

Научиться правильно распоряжаться временем, ценить его и экономично использовать дорогие минуты работы и отдыха – это значить работать производительно.

А какие качества нужны в научно исследовательской работе? Необходимы: скромность, и увлеченность, хорошая память, и широкий кругозор, умение критически оценивать результаты исследований особенно своих, умение думать просто о самых сложных вещах, рассказывать о них в доступной форме.

В условиях научно технического прогресса учёба в любом вузе, где готовятся специалисты, становится сложной задачей. Объем научной информации, которую должны усвоить студенты не только вузах, но и в других учебных заведениях непрерывно растет. Её изучение требует большого напряжения нервной системы.

В пособиях по организации исследовательской работы студентов дано уже много рекомендации. Те студенты, которые им следует достигают хороших результатов и успехов. Если человек работает бессистемно, нецелеустремленно, без достаточной напряженности, то у него быстро наступает общее переутомление.

Научно исследовательская работа студентов, как и всякая другая, требует определенного времени на врабатываемость, т. е. быстрое и полное сосредоточение внимания на объекте исследования. Процесс врабатываемости сложный и трудный. У каждого студента он имеет свои специфические особенности. Одному студенту достаточно 3-5минут для ориентации в не законченной накануне работе, и он уже с головой уходит в привычное дело. Другому студенту требуется 20-30 минут и больше, чтобы войти в работу. Нужно учиться работать систематически, концентрировать волю и внимание на выполнении заданий.

Задание 8.

Сопоставьте выделенные местоимения, определите, какими членами предложения они являются.

Студент Сопбеков выступил на заседании научного студенческого кружка с докладом по чрезвычайно актуальной проблеме.

Его доклад (доклад студента Сопбекова) все слушали с большим вниманием.

Студентка Абдыханова выступила на заседании секции межвузовской научной студенческой конференции с интересным сообщением.

Её сообщение(сообщение студентки Абдыхановой) было признано на заседании секции лучшим.

Все слушалиеё (докладчицу, студентку Абдыханову) с огромным вниманием.

На заседании кафедры студенты Кулмаков и Альжанова выступили с отчетом о производственной практике.

Их отчет (отчет студентов Кулмакова и Альжановой) вызвал много вопросов.

Заведующий кафедрой поблагодарил их (Кулмакова и Альжанову) за собранные во время экспедиции и представленные на кафедру материалы.

Задание 9.

Выучить наизусть лексическое значение слов

Докладпубличное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему: доклад о международном положении.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи.

Тезис 1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-нибудь сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения: тезисы доклада, представить тезисы на конференцию.

В своей речи люди используют все разнообразие стилей речи в зависимости от того, в каком обществе им приходится общаться. Именно поэтому в речи необходимо использовать разные стили.

Что такое стили речи?

Стили речи представляют собой систему языковых способов и средств организации, которые исторически сложились и используются в какой-либо отдельной сфере общения человека, его общественной жизни: сфере словесно-художественного творчества, науки, деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, бытового общения. В связи с этим в русском языке различают следующие научный, разговорный, публицистический и официально-деловой. При этом все стили, кроме разговорного, считаются книжными.

В данной статье рассмотрим все стили речи, при этом особое внимание будет уделено научному стилю, который используется в научных работах, учебных пособиях, выступлениях на конференциях. требует более жестких правил использования, нежели другие, поскольку в нем обязательно использование терминологии, применимой в узкой сфере знаний. Именно поэтому стоит отдельно обратить внимание на научный стиль речи. Примеры текстов помогут подробнее в нем разобраться.

Особенности стилей речи

Появление разнообразия стилей речи обосновывается многообразием содержания речи, а также ее целями общения, то есть коммуникативной направленностью. Именно цели общения обычно диктуют свои правила для выбора стиля в той или иной ситуации.

Каждый из функциональных стилей речи обладает своими типичными чертами, имеет свой лексический круг, а также свою синтаксическую структуру, которые должны реализоваться в определенной степени в каждом из жанров. Таким образом, каждый из стилей имеет ряд своих особенностей. Продемонстрировать помогут все стили речи примеры и краткое описание их особенностей.

Деловой стиль можно определить по профессиональной терминологии, точным определениям применяемых слов и выражений, также благодаря клишированности Например: Я, Миронова Алевтина Владленовна, прошу предоставить мне очередной отпуск.

Научный стиль речи: основные черты

Научный стиль предназначен для сообщения и объяснения результатов Несмотря на то что существует множество сфер науки, можно выделить некоторые основные черты, которые применимы к научному стилю в целом:

  • логическая последовательность текста;
  • упорядоченная система связей между всеми частями высказываний;
  • стремление автора к однозначности, точности и лаконичности в выражениях.

Если иметь представление обо всех основных чертах, не составит особого труда написать текст либо определить научный стиль речи. Примеры текстов в данном стиле помогут конкретнее во всем разобраться:

"Начиная с 2009 года, компания NCC осуществляет процессинг карт Visa, Union Card и MasterCard, а также выпускает совмещенные карты Maestro/NCC. А в 2008 году компании присвоили звание Международной платежной системы, что значительно расширило спектр ее услуг".

«Предоставлять отчет 4 ФСС по ВПТ должен руководитель предприятия либо главный бухгалтер. При несоблюдении сроков подачи отчета на предприятие в лице его директора будет наложен штраф в размере, установленном законодательством».

Подстили научного стиля речи

Как известно, в речи очень редко встречаются стили в их чистом виде. В большинстве случаев происходит их объединение, что и является причиной образования подстилей. К подстилям научного стиля можно отнести:

  • научно-деловой;
  • научно-публицистический;
  • научно-популярный;
  • научно-технический;
  • учебно-научный стиль речи.

Особенности текста научного стиля на уровне лексики

Все основные отличительные особенности, которые присущи именно научному стилю речи, можно разделить на три основные группы: на уровне лексики, синтаксиса и на морфологическом уровне.

На уровне лексики научному стилю присущи следующие особенности:

  • насыщенность терминологией определенной науки;
  • употребление прямых значений слов, без различных метафор и междометий;
  • использование словосочетаний и слов с абстрактным значением: число, свойство, закон; а также использование отглагольных существительных: употребление, переработка, изучение;
  • довольно частное применение слов и словосочетаний, которые указывают на последовательность и связь мыслей: следовательно, наоборот, поэтому, во-первых, прежде всего, сначала.

Все эти лексические особенности помогут определить научный стиль речи. Примеры текстов для наглядного представления научного стиля представлены ниже:

«Гастрит — это воспаление слизистой оболочки стенки желудка. Симптомы гастрита следующие: боли в желудке после приема пищи или натощак, тошнота, поносы, запоры или рвота и др. На основании эндоскопического исследования желудка ставится диагноз».

«Наиболее значимыми хозяйственно-биологическими критериями сортов являются: долговечность, стойкость ко всем условиям произрастания (климату, вредителям и болезням, почве), длительность хранения и транспортабельность».

Морфологические особенности текста научного стиля

На морфологическом уровне следует выделить следующие особенности, которые присущи именно научному стилю речи:

  • использование деепричастий, причастий, а также их оборотов;
  • редкое употребление местоимений «я» и «мы» в работах и глаголов в первой и второй форме единственного числа;
  • использование безличных и неопределенно-личных конструкций в тексте.

Особенности научного текста на синтаксическом уровне

Также и на синтаксическом уровне имеет свои особенности научный стиль речи, предложения данного стиля обладают следующими характеристиками:

  • частое использование ссылок и цитат;
  • отказ от использования восклицательных предложений либо их очень редкое использование;
  • использование графиков, схем, различных формул;
  • употребление сложных предложений с применением союзов для связи явлений в частях предложения.

Примеры текстов научного стиля

Помогут выявить отличительные черты и правильно определить научный стиль речи примеры текстов:

«Проблема воровства требует своевременных адекватных действий со стороны субъекта хозяйствования, а именно - использование дополнительных орудий труда для ликвидации потенциального риска со стороны злоумышленника».

«На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в приложении и отображены на Рис. 3, можно сделать вывод, что на изменение кривой спроса в краткосрочном периоде влияет уровень цен».

Жанры научного стиля

Все научные тексты должны быть оформлены в виде законченных произведений, а их структура должна быть подчинена всем законам жанра.

Все жанры можно разделить на первичные и вторичные, в зависимости от того, кто именно является автором текста. Также в отдельную группы выделяют учебно-научные тексты.

К первичным жанрам можно отнести справочники, журнальные статьи, монографии, учебники, рецензии, доклады, диссертации, научные отчеты, устное выступление на конференции и другие. Данные жанры можно считать первичными, поскольку они были созданы автором впервые.

Вторичными текстами можно считать авторефераты, рефераты, тезисы, различные конспекты, аннотации. Данные работы относятся к вторичным, ведь они составляются на основе уже имеющихся текстов. При подготовке таких текстов часто происходит свертывание информации для сокращения объема всего текста.

К жанрам учебно-научного подстиля следует отнести лекции, семинарские доклады, курсовые работы, реферативные сообщения. Вне зависимости от жанра все основные черты, которые присущи научному стилю в целом, должны быть соблюдены.

Как именно возник научный стиль

Происхождение научного стиля определено развитием областей науки, разных сфер знаний человека. Изначально стиль речи, научный и художественный, были очень близки и схожи. Позже произошло отделение научного от художественного стиля, поскольку в греческом языке начала появляться разного рода научная терминология.

Все большей популярности научный стиль получил в эпоху Возрождения. Именно в тот период все ученые старались представить свои работы как можно точнее, но в сжатой форме, пытались убрать из текста эмоционально-художественные описания, поскольку они противоречили абстрактно-логическому отражению природы.

Однако в тот период возникали конфликты по поводу изложения научного материала различными учеными. Известно, что Кеплер считал работы Галилея чрезмерно художественными, а Декарт считал стиль изложения научных работ Галилея «беллетризованным». Первым образцом научного языка в дальнейшем принято считать изложение Ньютона.

Развитие научного стиля повлияло и на русский язык. Научный стиль речи в России начал свое развитие в начале XVIII века. В этот период переводчики и авторы научных изданий начали создавать свою терминологию. Продолжение развития данного стиля произошло во второй половине XVIII века благодаря работам Ломоносова и его учеников. Окончательное формирование научного стиля России произошло во второй половине XIX века благодаря научным работам великих ученых того времени.

В данной работе были рассмотрены все стили речи. Примеры наглядно проиллюстрировали различия между ними, а детальное описание научного стиля поможет вам с легкостью использовать его в своей речи.