Понятие социальной организации. Понятия социального в социологии

Что такое Социальное? Значение и толкование слова sotsialnoe, определение термина

1) Социальное - - совокупность тех или иных свойств и особенностей отношений общественных (см.) данного об-ва, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, к явлениям и процессам в обществ. жизни. С. - это то общее свойство, к-рое присуще различн. группам индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств обществ. отношений. Характер и содержание отношений между различн. индивидами и группами индивидов зависят от места, к-рое они занимают, и от той роли, к-рую они выполняют в различн. обществ. структурах. С. - это рез-т совместной деятельности различн. индивидов. С. как явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида или групп индивидов независимо от физич. присутствия этого индивида или группы. Именно при взаимодействии друг с другом индивиды способствуют интеграции тех или иных свойств обществ. отношений. С. возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных обществ. структурах, что проявляется, в свою очередь, в различи. отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам обществ. жизни. Содержательными элементами С. являются понятия равенства, справедливости, свободы. В широком понимании С. противопоставляется природному, а также биологическому. Лит.: Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М., 1971; Осипов Г-В. Социология и социализм. М., 1990; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парада ма, предмет и структура социологического знанпгя// Психология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В. Москвичева Л.Н.). М., 1996; Осипов Г.Е. Природа и обшество. Там же. Г.В. Осипов.

2) Социальное - 1. Свойство индивидов и групп, формирующееся в процессе социализации и интеграции человека в общество, общественные отношения. 2. Особый тип, форма регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих, который возможен благодаря взаимным обязательствам, договоренностям.

3) Социальное - - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни (Г. В. Осипов).

Социальное

Совокупность тех или иных свойств и особенностей отношений общественных (см.) данного об-ва, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, к явлениям и процессам в обществ. жизни. С. - это то общее свойство, к-рое присуще различн. группам индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств обществ. отношений. Характер и содержание отношений между различн. индивидами и группами индивидов зависят от места, к-рое они занимают, и от той роли, к-рую они выполняют в различн. обществ. структурах. С. - это рез-т совместной деятельности различн. индивидов. С. как явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида или групп индивидов независимо от физич. присутствия этого индивида или группы. Именно при взаимодействии друг с другом индивиды способствуют интеграции тех или иных свойств обществ. отношений. С. возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных обществ. структурах, что проявляется, в свою очередь, в различи. отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам обществ. жизни. Содержательными элементами С. являются понятия равенства, справедливости, свободы. В широком понимании С. противопоставляется природному, а также биологическому. Лит.: Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М., 1971; Осипов Г-В. Социология и социализм. М., 1990; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парада ма, предмет и структура социологического знанпгя// Психология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В. Москвичева Л.Н.). М., 1996; Осипов Г.Е. Природа и обшество. Там же. Г.В. Осипов.

1. Свойство индивидов и групп, формирующееся в процессе социализации и интеграции человека в общество, общественные отношения. 2. Особый тип, форма регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих, который возможен благодаря взаимным обязательствам, договоренностям.

Это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни (Г. В. Осипов).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Яппи - (yuppies) элита технических специалистов: программисты, маркетологи, рыночные...

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный горный университет

Кафедра социологии и психологии

Реферат

На тему: Понятие «социальное»

Выполнил: студент гр. ГГ-08-1 ____________

(подпись) (Ф.И.О.)

Проверил:

      (должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2011 г.
Оглавление

Введение

В данном реферате рассматривается понятие «социальное», история возникновения и понимания, основные предпосылки и влияние на человека. Определяются различия между понятиями «социальное» и «общественное», а также поясняется термин «социетальный». Важность темы объясняется тем, что «социальное» есть ключевая, исходная категория социологии, через которую определяются такие важные понятия, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др. Эта категория служит рабочим инструментом для понимания социальных процессов и явлений.

Понятие социальное, как базовая категория социологии

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

Социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);

Собственно социологические категории (« социальный статус», «социальный институт» , «социальная стратификация» и т.д.);

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др 1 .

Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. Это был качественно новый тип связи, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной деятельности для обеспечения средств к жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению друг с другом в коллективном труде по производству всего того, что являлось необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, тем самым порождалась социальная связь во всех ее многообразных формах. Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни, так как без нее невозможно было самосохранение и выживание человека. Как отмечал К.Маркс, общество есть «продукт взаимодействия людей».

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Предпосылки социального

Для того чтобы выяснить сущность социального, необходимо остановиться на его предпосылках. В науке выделяется три основные предпосылки социального, органически взаимосвязанные, не существующие друг без друга, исторически изменчивые во времени и пространстве.

Первой предпосылкой социального является существование живых индивидов. Существование живых индивидов основоположники марксизма рассматривали как производство непосредственной жизни, осуществляемое в двух взаимосвязанных формах. Первая форма - это производство собственной жизни посредством труда, в процессе которого индивид производит не только средства существования, но и свои потребности, способности и т. д., то есть он производит себя как общественного субъекта и прежде всего как субъекта трудовой деятельности. Вторая форма - это производство чужой жизни посредством деторождения, семьи и т. д. Производство чужой жизни не ограничивается только деторождением, а предполагает также создание особых общественных институтов - семьи, коллектива, других общностей, которые охватывают весь процесс производства и воспроизводства людей. Таким образом, в процессе воспроизводства жизни, как собственной, так и чужой, человек, с одной стороны, воспроизводит себя как природное (биологическое), а с другой - как общественное существо, в том смысле, что он вступает во взаимоотношения и сотрудничество с другими людьми, становится субъектом совместной, коллективной жизни. Диалектическая взаимосвязь биологического и социального в человеке весьма сложна, чтобы категорически утверждать, какой из этих компонентов играет решающую роль. В. М. Шепель считает, что «без биологического материала, прошедшего исторически длительный процесс обретения человеческих характеристик, никакие социальные условия не воссоздадут личности. В свою очередь, вне социальных условий невозможен качественный переход биологического материала в то состояние, которое мы называем личностью» 2 .

Второй важнейшей предпосылкой социальности, наряду с существованием индивидов, выступает коллективный характер деятельности людей. Человек сформировался как социальное существо, не способное самостоятельно обеспечивать себе свою жизнь. Коллективность - изначальное условие выделения человека из природы, делающее необходимым сознательные усилия каждого индивида, сообщества людей по выработке способов, правил взаимодействия.

Третьей предпосылкой социальности является сознание, интеллект, духовно-информационное содержание человеческой деятельности, определяющие особенности проявления двух первых факторов 3 .

Таким образом, решающими предпосылками появления социальности явились: труд, общение и познание. Они лежат в основе трех ведущих сфер жизнедеятельности и общественных отношений в обществе: экономических, социально-политических (правовых, нравственных), духовно-культурных (религии, науки, искусства и пр.) связей и взаимодействий. Личность, являясь слепком общества, выступает как объект и субъект труда, общения, познания.

Рассмотрим эти предпосылки конкретнее:

1) Труд - вечное, естественное и главное условие человеческой жизни. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

2) Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

3) Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Познание - активное отношение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Целью познания является истина.

Существуют несколько форм познаний: научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное. Также выделяют два уровня познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический - в обобщении результатов эмпрического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Общественное и социальное

В социологической науке отсутствует четкое разграничение между понятиями «общественное» и «социальное». Различие общественного в целом и социального в нем оказалось делом сложным. К. Маркс и Ф. Энгельс при анализе общества, его процессов и отношений использовали два термина: «общественный» и «социальный». Они употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т. д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т. д. Когда же они исследовали природу отношений людей (друг к другу, человека с человеком, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе), то применяли понятие «социальное», «социальные отношения» 4 . В их трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское».

Понятие общества

Социология как наука

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность и близость.

Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Н. Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Э. Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (П. Сорокин, Россия - США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Общество - это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество - целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество - всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Далее - социальные институты как своеобразные узлы деятельности людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы: брак, семья, государство, церковь, наука; социальные общности людей: нация, народ, класс, группа, слой. И, наконец, нижний этаж - индивидуальный мир человека.

Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, которое присуще различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений. Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места, и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах. В-третьих, это есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и в их взаимодействии. Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах

Одна из важнейших при-чин, обусловивших довольно позднее отпочкование социоло-гии от других наук -- от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), кри-минологии (Великобритания) -- и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопре-деленности предмета социологического знания.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определе-нии предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные от-ношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общнос-тей, социальные процессы, социальная жизнь.

В «Международной энциклопедии социальных наук» пред-мет социологии определяется как «изучение социальных агре-гатов и групп в их институциональной организации, институ-тов и их организаций, а также причин и последствий измене-ний институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, разви-тия, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.

Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным по-нятием современной социологии является понятие «соци-альная структура», а основным содержанием категории «соци-альное» -- «равенство--неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и струк-туры социологического знания.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений дает известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете социологии социологи еще не пришли.

При вычленении социальной сферы жизнедеятельности об-щества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других обще-ственных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из са-мых различных объектов окружающей действительности долж-ны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки и никакой другой.

Определяющим свойством предмета социологического зна-ния является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. За-дачей социологии является исследование этих связей и отно-шений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в. различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, спо-соба их организации являются исходными для понимания от-личительных особенностей предмета социологического зна-ния, а социальных закономерностей -- для понимания его сущности.

Специфика социологии как науки заключается в том, что она: а) разрабатывает общую социологическую теорию, кото-рая позволяет понять общество как единую объективно-субъек-тивную социальную систему; б) акцентирует внимание на со-циальных или асоциальных действиях личностей; в) анализиру-ет и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении с позиций не среднестатистического, а конкретного человека и укрепления социальных связей; г) ставит вопрос о социальной ответственности людей, совершающих те или иные социальные действия или принимающих те или иные решения. Социология, в данном понимании, это наука об общих и спе-цифических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных сис-тем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятель-ности личностей, социальных групп, классов, народов, соци-альной ответственности властных структур и личностей за соци-альные последствия совершаемых действий.

Понятие социального. Чтобы лучше понять содержание по-нятия «социальное» и его отличие от понятия «общественное», сделаем небольшой исторический экскурс. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отноше-ний используются два понятия -- «общественный» (gesellschaftlich) и «социальный» (soziale). Маркс и Энгельс использова-ли понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сто-рон -- экономической, политической, идеологической; когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизне-деятельности, к их собственному положению и роли в обще-стве и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» (soziale) и соответственно говорили о «социальных отношениях».

В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним поняти-ем связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных со-циальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.

Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Эн-гельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон его жизнедеятельности -- общественным отношениям, неко-торые ученые-марксисты в советское время стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая со-циология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от поня-тия «общество» (society), традиционно использовалось в уз-ком (эмпирическом) значении, что вызвало известные труд-ности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal), используемое для характеристики общества в це-лом, всей системы общественных отношений (экономичес-ких, социально-политических и т. д.).

В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в из-вестной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использова-лись понятия «общественное» и «гражданское». При этом поня-тие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «об-щественное», а понятие «гражданское» относилось к юриди-ческой науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.

Социальное -- это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами ин-дивидов в конкретных условиях места и времени. Любая систе-ма общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выра-женный социальный аспект.

Социальное есть результат совместной деятельности раз-личных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимо-действии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детер-минируется различиями их места и роли в конкретных обще-ственных структурах, что проявляется, в свою очередь, в раз-личных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

15. Являются ли тождественными понятия «социальное» и «общественное»?

Социальное (социальные отношения, социальная сфера) возникает в результате взаимодействия людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей: в пище, одежде, жилье, безопасности, продолжении рода, духовном развитии, творчестве и т. д. В результате этого взаимодействия (неоднократного повторения тех или иных совместных действий) возникают и закрепляются социальные статусы и роли, вырабатываются ценности и нормы, образовываются социальные институты, формируется социальная система общества или социальной общности.
Социальное взаимодействие предполагает скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются взаимность ожиданий и предсказуемость поведения личности или группы.
Такие свойства, как взаимодействие - распределение ролей - и определенная предсказуемость взаимного поведения являются характерными и для некоторых видов животного мира, например обезьян, волков, львов, муравьев, пчел и др. Однако взаимодействие в животном мире носит преимущественно инстинктивный (рефлексорный) характер и направлено, в основном, на удовлетворение биологических потребностей и сохранение вида.
В отличие от животных, взаимодействия людей являются осознанными, целерациональными и направлены на удовлетворение самых разнообразных потребностей (материальных, духовных, творческих и др.). Действуя осознанно и целенаправленно, люди совершенствуют способ производства, расширяют круг своих потребностей и способы их удовлетворения. Кроме того, люди обладают способностью накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям. В результате каждое новое поколение как бы опирается на опыт и знания всех предыдущих поколений и становится носителем новых социальных качеств.
Социальные качества - это те, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т. е. в результате социализации.
Нередко в общественных науках отождествляются такие понятия как «социальное» и «общественное». С научной точки зрения такое отождествление неправомерно, так как эти понятия не тождественны. Общественное - более широкое понятие и кроме социального включает в себя многие процессы, явления и состояния, не относящиеся к социальному. Например, половой инстинкт, процесс деторождения, потребление с целью поддержания физического существования, различные врожденные рефлексы и т. д. Социальное - это определенная часть общественного, возникающая в результате социального взаимодействия.
Социальное в широком смысле слова охватывает все сферы человеческих отношений. Это связано с тем, что экономические, политические и другие виды отношений возникают в определенной сфере жизнедеятельности и по поводу определенного (частного) интереса. В них субъект деятельности выступает опосредованно, через соответствующий вид жизнедеятельности, как бы одной своей гранью, при этом являясь лишь средством развития той или иной сферы. Социальные же отношения возникают по поводу комплекса интересов и потребностей. В них субъект представлен целостно и непосредственно, всеми своими сторонами, так как предметом социального является не определенная сфера жизнедеятельности, а сам человек. Социальные отношения - это отношения по формированию и развитию самих субъектов общественных отношений. В них человек - не средство, а цель и высший смысл всех видов и форм деятельности.

16. Что такое социальное действие?

Социальное действие - любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.
Некоторые исследователи отождествляют социальное действие с социальным взаимодействием. Так, Ю.Е. Волков считает, что социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Такое утверждение является неверным. Социальное действие предполагает социальное взаимодействие, но оно может быть и односторонним, т. е. остаться без ответного действия. Например, человек, попавший в беду и зовущий на помощь других людей, надеется, что он будет услышан, и ему помогут, т. е. ждет взаимодействия. Но он может быть не услышан, и его социальное действие останется односторонним актом.
В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй - М. Вебера.
По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.
Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1) целерациональное - это осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;
2) ценностно‑рациональное - это действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);
3) традиционное - это действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо перестанавливать свои ноги. Мышление подключается лишь тогда, когда возникают какие‑либо трудности в передвижении. По мнению Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;
4) аффективное - действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.
Т. Парсонс предложил свою «общую систему человеческого действия», которая включает в себя «социальную систему», «систему личности», «систему культуры». Каждая из перечисленных подсистем имеет в общей системе социального действия свое функциональное значение. Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система - сохранения и воспроизводства образов: личностная система - исполнение целедостиженческих функций.
Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П.Л. Бергер и др. Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действия, а так же новейшие научно‑технические достижения и реальные изменения произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно‑деятельностной компоненте социального действия.

17. В чем суть социального взаимодействия?

Социальное взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более акторами. Социальное взаимодействие - одно из ключевых понятий в социологической теории, так как все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других - «ответ на вызов».
Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.
В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.
Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.
Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли такие ученые‑социологи как М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.
М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества как осознанность, рациональность и ориентированность на других.
По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».
Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60‑х годов XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив - желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение.
Дальнейшее развитие теория социального взаимодействия и интерпретация через концепцию социального обмена получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

18. Как возникают социальные отношения?

Социальные отношения - одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся устойчивостью, длительностью, системностью и комплексностью (совокупностью различных форм отношений). Они возникают по поводу потребностей, интересов, ценностей, власти, статусно‑ролевых позиций и т. д. При этом различные виды отношений «накладываются» друг на друга, создавая многофункциональную структуру социальных отношений.
Социальные отношения складываются из взаимоотношений, возникающих между отдельными индивидами, социальными группами, между людьми (индивидами, группами, обществом) и социальными институтами. Например, в настоящее время у большинства россиян сложилось стойкое негативное отношение к государственным институтам. Так в ходе опроса, проведенного весной 2004 г., было выявлено, что правительству доверяют только 9 % опрошенных, Армии также - 9 %, политическим партиям (прогосударственным и оппозиционным) - 1 %. Опрос, проведенный Фондом «общественное мнение» в январе 2005 г., выявил отношение россиян к Государственной думе. Согласно полученным данным 58 % опрошенных дали оценку «плохо и очень плохо», 28 % -«удовлетворительно», 3 % - «хорошо» и 11 % затруднились дать оценку. Причинами такого «недоверия» является то, что государство (правящая элита) по сути отделилось от общества, игнорирует его потребности и интересы, а все свои усилия направляет на защиту корпоративных интересов правящей элиты.
Характер социальных отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в социальной структуре общества и от специфики ее интересов, от функциональной значимости того или иного социального института и проводимой им социальной политики. Эти отношения могут принимать характер сотрудничества, относительного нейтралитета или социального конфликта.
В зависимости от своеобразия субъектов, социальные отношения подразделяются на: социально‑групповые, возникающие между группами, классами, социальными слоями; социально‑демографические - между женщинами, мужчинами, детьми, пожилыми и др.; социально‑профессиональные - между трудовыми коллективами, профессиональными группами и объединениями; политические - между субъектами политики; межличностные - между отдельными индивидами и др.
Социальные отношения являются отражением социального положения (расстановкой сил) взаимодействующих субъектов. Они обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Однако, по мере изменения положения тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества, происходят изменения и в социальных отношениях. Для эффективного управления этими изменениями, управленческим органам необходимо учитывать потребности и интересы различных социальных групп и предвидеть их реакцию на предстоящие изменения.

19. В чем и как проявляется социальное поведение?

Социальное поведение - качественная характеристика социального действия и взаимодействия; это то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Но поведение субъектов политики неоднозначно. Одни спокойно дремлют в своих депутатских креслах, другие, что‑то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, а четвертые затевают потасовку со своими коллегами.
По‑разному ведут себя и участники массовых событий. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов социального взаимодействия подпадают под определение «социальное поведение». Другими словами, все опᴎϲанные акторы занимаются политической деятельностью или участвуют в массовом событии, но каждый ведет себя по‑разному. Следовательно, социальное поведение - это способ проявления социальным актором своих предпочтений, мотивов, установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.
Социальное поведение индивида (группы) может завᴎϲеть от многих факторов:
. Индивидуальные эмоционально‑психологические качества субъекта социального взаимодействия. Например, для поведения одних характерными являются такие свойства как эмоциональная насыщенность, непредсказуемость, эпотаж; для других - рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие.
Личная (групповая) заинтересованность субъекта в проᴎϲходящих событиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен.
. Адаптивное поведение - это поведение, связанное с необходимостью прᴎϲпосабливаться к объективным условиям жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого‑либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзэдуна) стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя.
. Ситуативное поведение - это поведение, обусловленное реально возникшими условиями, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать возникшую ситуацию.
. Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями актора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и многие другие великие мыслители не могли «поступиться принципами» и стали жертвами инквизиции.
. Компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть «компетенции» заключается в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть проᴎϲходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их ᴎϲпользовать.
. Поведение, обусловленное различного рода манипулированием, - это, когда ложью, обманом, популᴎϲткими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом. Так, кандидат в президенты (губернаторы, депутаты) в своей предвыборной программе обещает, в случае своего избрания, выполнить те или иные требования своих избирателей, но, став президентом (губернатором, депутатом), он и не думает выполнять обещанное.
Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Например, при коммунᴎϲтическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.
На характер поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлеченности актора в то или иное событие или процесс. Например, для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других - политика является профессией, для третьих - призвание и смысл жизни, для четвертых - способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально‑психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы.

20. В чем особенности социального обмена?

Теория социального обмена - одно из направлений в социологии, представители которого рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории, обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность - на благосостояние, оказываемая услуга на предполагаемую в будущем услугу и т. д.
В основе социального обмена лежит концепция социального взаимодействия. При этом, понятие социального обмена относится к добровольным социальным действиям, которые, как правило, обусловлены ожидаемым ответным вознаграждением. Если ответного вознаграждения нет, то взаимодействие прекращается.
Социальный обмен необходимо отличать от экономического обмена, который по своей сути является сделкой с четко оговоренными обязательствами обеих сторон (например, цена товара). В социальном обмене возникающие обязательства заранее не оговорены и такая попытка может разрушить социальное значение взаимодействия. Социальный обмен, в отличие от экономического, строится не на договоре, а на доверии.
Люди, имеющие в своем распоряжении определенные ресурсы и в одностороннем порядке предоставляющие эти ресурсы другим, могут приобретать власть над ними. С другой стороны, люди, обладающие властью, могут навязывать другим свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.
Теоретико‑методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим источником стали работы таких известных социальных антропологов, как Б. Малиновский, Дж. Фрейзер, М. Мосс. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли такие ученые, как Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.

21. Что такое социальный контроль?

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.
В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно‑семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.
Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.
Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующее поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:
1. Правовые нормы - нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например, Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, админᴎϲтративные и иные виды наказания.
2. Нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в сᴎϲтеме норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.
Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во‑первых, обучать людей соответствующему поведению и, во‑вторых, осуществлять контроль за соблюдение норм. Рассмотрим оба эти условия (обучение и контроль) подробнее.
1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли; учится различать в какой социальной среде, какое поведение является наиболее предпочтительным; определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения; стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.
2. Общество, в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их ᴎϲполнением; например такие как общественное мнение, СМИ, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно (общество) также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно ᴎϲполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» - наказания.
Сама социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предпᴎϲывают конкретным индивидам их занимающим определенные стандарты социального поведения.
Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в завᴎϲимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, например, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.
Старейшим и наиболее простым способом социального контроля является физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.
Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно политических институтов гражданского общества. Но и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может ᴎϲпользовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля являются наиболее эффективными, так как они опираются на государственную власть и могут ᴎϲпользовать в своих целях легитимное насилие.
Не менее эффективными, чем политические, являются экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.
Существуют и другие методы социального контроля, например, такие как идеологические, религиозные, социокультурные, морально‑этические и другие.
Значительное место в социальном контроле занимает такой феномен, как самоконтроль. Это сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является «интериоризация». Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся внутренними нормами человека, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

22. Что такое социальный институт и какова его роль в обществе?

Социальный институт - относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей в определенной сфере жизнедеятельности. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической и т. д.
Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества и, наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношения собственности, наследования и др.
Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации отношений называется институционализацией.
Институционализация отношений в определенной сфере жизнедеятельности предполагает, что большинство членов общества признают легетимность (правомерность) данного социального института. Кроме того, институционализация предполагает организационное (правовое) оформление социального института.
Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы и выполняя обусловленные статусом роли. Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и другие члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.
Любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, обязан выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемые институтом социальные функции и роли, то его могут лишить занимаемого им социального статуса. Например, родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т. д.
Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Так, для функционирования института образования создаются такие учреждения как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения; выделяются денежные средства и другие ресурсы.
Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
Основными социальными институтами в обществе являются:
семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;
политические (государство, партии и др.) - потребность в безопасности, порядке и управлении;
экономические (производство, собственность и др.) - потребность в добывании средств существования;
образования - потребность в социализации подрастающих поколений, передачи знаний, подготовке кадров;
культуры - потребность в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;
религии - потребность в решении духовных проблем. Институциональная система общества не остается неизменной.
По мере развития общества, возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают совсем. Например, такие социальные институты, как институт рабства, крепостничества, монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, парламентаризма, гражданского общества. А такие институты, как институты семьи и брака, религии существенно трансформировались.

23. Что такое социальный статус и социальная роль?

Социальный статус - общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время, статус обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.
Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и занимает множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д. Совокупность всех статусов, которые занимает индивид, называется «статусным набором».
Статусы бывают предписанными, т. е. получаемыми по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутым (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.).
Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других - с семейным положением, для третьих - с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус - интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы как президент страны, губернатор региона, академик и др., по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.
Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.
Каждый статус предполагает многообразие предписанных и ожидаемых ролей. Совокупность (комплекс) ролей, «закрепленных» за одним статусом, называется ролевым набором.
Социальная роль - модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность, в силу тех или иных причин, не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители - родительских прав и т. д.
Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщине‑матери бывает непросто совместить такие роли, как: жена, мать, работница предприятия, домохозяйка и др. В этих сложных ситуациях выбор, в конечном счете, остаетс