Социальная мобильность задания. Социальная стратификация

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.1. Социальная стратификация и мобильность

Под социальной стратификацией (понятие введено социологом П. А. Сорокиным ) понимается наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Понятие «социальная дифференциация» подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством, со стимулированием (или репрессией) разных форм деятельности.

Основания социальной стратификации

Естественная основа: социальные связи людей, в соответствии с которыми в любом обществе выстраивается иерархия статусов, ролей, норм. Данное основание позволяет выделить в процессах расслоения экономические, государственные, политические и другие структурные единицы (классы, профессиональные группы, социальные институты и проч.), анализировать их характеристики (социальные статусы, нормы деятельности, роли), а также их взаимосвязи, которые различаются между собой по уровню устойчивости, структурной сложности.

Ценностно-символическая: связана с осмыслением социальных норм, наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием и инструментально-смысловым значением. Этот уровень анализа нацелен на изучение ценностей, предпочтений, символов разных социальных слоев.

Понятие меры , т. е. границ, в которых происходит упорядочение социальных связей и ценностных представлений. Речь идет о системе мотиваций, поощряющих одни действия, отношения, и о запретах, предупреждающих другие.

Антропологические основания: пол, физические, психологические способности, а также признаки, осваиваемые с первых дней жизни, – семейно-родственные связи, этнонациональные стереотипы и др.

Системы социальной стратификации

а) Закрытые системы: предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом.

Рабство – форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Ключевым признаком неравенства в этих обществах можно считать обладание гражданскими правами.

Касты – закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Кастовая система предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку, браки между представителями разных каст запрещаются. Социальная дифференциация основывалась на традициях, освященных религией .

Сословия – социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом (дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство и др.). В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Членство в сословии передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

б) Открытые системы: возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями.

Классы – принадлежность к классам определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов. К. Маркс указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов – угнетающее или угнетаемое.

В современной социологии среди основных признаков современного неравенства называют: величину доходов, объем власти, уровень образования и престиж профессии. Основная часть населения в современных обществах разделяется на высший, средний и низший классы.

Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти (банкиры, собственники, президенты компаний, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены).

Средний класс – в состав среднего класса входят лица со средним уровнем потребления, который включает в себя отдельный дом или квартиру, определенный набор товаров длительного пользования, страховые полисы, оплату образования и медицинского обслуживания (врачи, юристы, технические работники, средние и мелкие предприниматели). Средний класс выполняет чрезвычайно важную роль в современном обществе: смягчает конфликт между высшим и низшим классами; является социальной основой стабильности; обеспечивает устойчивый спрос на рынке товаров и услуг; способствует созданию новых информационных технологий и экономическому прогрессу в целом.

В состав низшего класса входят лица, занятые ручным физическим или механизированным трудом: квалифицированные, а также средне– и низкоквалифицированные рабочие, люмпены и маргиналы. Последний слой – «социальное дно», в который входят преступные и полупреступные элементы (воры, бандиты, жулики, содержатели притонов, торговцы наркотиками, алкоголики, бродяги, бомжи и пр.).

Страты – группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т. д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт. Социальная стратификация показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство (источник расслоения в обществе) отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

Критерии стратификации

* Марксистская школа социологии: в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства.

* Функционалисты (К. Дэвис, Т. Парсонс, У. Мур ): распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества.

* М. Вебер , кроме экономического критерия (отношение к собственности и уровень доходов), предложил такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда – власть, авторитет и влияние.

* П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур: экономическую (по критериям дохода и богатства); политическую (по критериям влияния и власти); профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

* Современная социология выделяет следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

престиж – общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе социальной стратификации из одного слоя в другой.

Формы социальной мобильности:

1) Вертикальная – изменение положения индивида, которое вызывает повышение (восходящая мобильность) или понижение (нисходящая мобильность) его социального статуса.

2) Горизонтальная – изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса (переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность).

3) Межпоколенная определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).

4) Внутрипоколенная предполагает сравнение социального статуса индивида в течение продолжительного времени. Перемещения на короткое социальное расстояние являются правилом, а на большое – исключением.

В любом обществе одновременно существует индивидуальная (перемещение по иерархической лестнице совершается отдельным индивидом) и групповая мобильность (происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты). Причинами групповой мобильности могут быть социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, восстания, смены политических режимов.

Между стратами существуют определенные каналы, которые позволяют переместить индивидов из одной страты в другую. П. Сорокин называл их «мембранами», «отверстиями», «лестницами», «лифтами» или «путями». Среди них наибольшую роль играют армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак. Динамика социальной мобильности отражает степень открытости или закрытости общества.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов

Из книги Социальные сети без страха для тех, кому за... автора Виннер Марина

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Из книги автора

36. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Личность активна, т. е. совершает некоторые социальные действия. Деятельность человека преобразует существующие условия. Действие – это проявление энергии, процесс совершения чего-либо, исходящий из

Из книги автора

Мобильность и досуг Жизнь в современном обществе предполагает активное участие во всех ее нововведениях. Постоянно предоставляя невиданные ранее удовольствия и наращивая мобильность общества, она требует от всех участников постоянной адаптацииНеобходимо считаться с

Из книги автора

Глава 9 Общение в Интернете и мобильность Пользоваться Интернетом с помощью домашнего компьютера - очень удобно. Но, к сожалению, у вас не всегда есть возможность взять его с собой. И здесь вам на помощь придет современный мобильный телефон (планшет, КПК). Остановимся на

Из книги автора

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - см. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Из книги автора

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Средний класс в современных западных обществах — это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества.

1) фактический характер

A Б В Г Д

Пояснение.

Предложение А носит характер фактический. Здесь приведен факт принадлежности наибольшей части западного общества к среднему классу.

Предложение Б, Д оценочные, о чем говорят слова «видимо», «представляется».

В, Г - предложение теоретического характера, абстрагированное описание среднего класса, критерии определения и состав.

Ответ: 1, 2, 3, 3, 2.

Ответ: 12332

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность, Социальные отношения. Социальные группы

(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров «Святая Русь». (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные X-XIX веками. (В) Среди них - древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитье. (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецендентна.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Пояснение.

Фактический характер носят положения текста:(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров «Святая Русь» (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные X-XIX веками, и (В) Среди них - древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитье.

Характер оценочных суждений носят положения: (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецендентна.

Ответ: 1, 1, 1, 2.

Ответ: 1112

Предметная область: Человек и общество. Искусство

(A )Нормальным называют товар,спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б ) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники,автомобилей. (В ) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г ) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д ) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г Д

Пояснение.

Факт - (от лат слова factum сде­лан­ное, свер­шив­ше­е­ся). Си­но­ним по­ня­тий ис­ти­на, со­бы­тие, ре­зуль­тат. Нечто кон­крет­ное, еди­нич­ное в от­ли­чие от аб­стракт­но­го и об­ще­го. Фак­ти­че­ские пред­ло­же­ния либо вы­ра­жа­ют чув­ствен­ные дан­ное, либо вклю­ча­ют в себя ре­зуль­таты на­блю­де­ния, кон­крет­ные со­бы­тия и по­ло­же­ния. Зна­ние в форме утвер­жде­ния, до­сто­вер­ность ко­то­рых не­оспо­ри­ма. Со­бы­тия, уже про­изо­шед­шие.

Тео­ре­ти­че­ское утвер­жде­ние - утвер­жде­ние, вы­ве­ден­ное из общей тео­рии, не про­ти­во­ре­ча­щее всем осталь­ным по­ло­же­ни­ям тео­рии. Тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния аб­стракт­ны, ос­но­вы­ва­ют­ся на при­ме­не­нии спе­ци­аль­ной тер­ми­но­ло­гии, де­кла­ри­ро­ва­нии общих на­уч­ных по­ло­же­ний. Может пред­став­лять собой опре­де­ле­ние по­ня­тия, опи­са­ние иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го объ­ек­та.

Оце­ноч­ные суж­де­ния со­дер­жать оцен­ку ав­то­ра. У че­ло­ве­ка, по­зна­ю­ще­го со­ци­аль­ные факты, скла­ды­ва­ет­ся опре­де­лен­ное к ним от­но­ше­ние, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в со­гла­сии, по­ри­ца­нии, от­ри­ца­нии, утвер­жде­нии, под­держ­ке, со­мне­нии и т. д. Как пра­ви­ло, в тек­сте оце­ноч­ное суж­де­ние со­дер­жит сле­ду­ю­щие ре­че­вые обо­ро­ты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мне­нию», «с нашей точки зре­ния», «по-ви­ди­мо­му», «счи­та­лось», «пред­став­ля­лось», «как утвер­ждал», «как го­во­рил», «как от­ме­чал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Предложения, носящие фактические характеры: ГД

Предложения носящие оценочный характер: Б

Предложения, носящие характер теоретических утверждений: А В

Ответ: 3, 2, 3, 1, 1.

Ответ: 32311

(А) В со­вре­мен­ном обществе воз­ни­ка­ют ситуации, когда че­ло­век сознательно участ­ву­ет в раз­лич­ных культурных традициях. (Б) Очевидно, они свя­за­ны с ми­гра­ци­я­ми населения, модернизацией. (В) По­след­стви­ем может стать пси­хо­ло­ги­че­ская расщеплённость, фор­ми­ро­ва­ние «расколотого» типа личности. (Г) Со­цио­ло­ги называют по­ло­же­ние такой лич­но­сти маргинальным. (Д) Опас­но­стью маргинального по­ло­же­ния является воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка противоречащих друг другу норм и ценностей.

1) фак­ти­че­ский характер

A Б В Г Д

Пояснение.

Оценочные суж­де­ния содержать оцен­ку автора. У человека, по­зна­ю­ще­го социальные факты, скла­ды­ва­ет­ся определенное к ним отношение, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, со­мне­нии и т.д. Как правило, в тек­сте оценочное суж­де­ние содержит сле­ду­ю­щие речевые обороты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Предложения, но­ся­щие фактические характеры: А Г

Предложения но­ся­щие оценочный характер: Б В

Предложения, но­ся­щие характер тео­ре­ти­че­ских утверждений: Д

Ответ: 1, 2, 2, 1, 3.

Ответ: 12213

Валентин Иванович Кириченко

Нет, это теоретическое утверждение, оно основываются на применении специальной терминологии, а также абстрактно.

Aлексей Моторов 06.06.2014 15:27

Предложение под буквой Г носит оценочный характер, а не фактический. Или я ошибаюсь?

Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено опре­де­лен­ной буквой.

(А) Груп­па ученых во главе с А. Печетти ор­га­ни­зо­ва­ла так на­зы­ва­е­мый Римский клуб — меж­ду­на­род­ную неправительственную организацию, цель ко­то­рой — изу­че­ние проблем со­вре­мен­но­го мира. (Б) Не­кон­тро­ли­ру­е­мый рост населения, эко­ло­ги­че­ские проблемы, со­вре­мен­ные достижения науки и тех­но­ло­гии поставили про­бле­му оценки ка­че­ства социального прогресса. (В) Обостре­ние глобальных про­блем свидетельствует, на наш взгляд, о кри­зи­се современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что по­пыт­ки разрешить гло­баль­ное проблемы укреп­ля­ют единство стран и народов. (Д) В ра­бо­те Римского клуба при­ни­ма­ют участие спе­ци­а­ли­сты из раз­ных стран.

Определите, какие по­ло­же­ния текста носят

1) фак­ти­че­ский характер

2) ха­рак­тер оценочных суждения

3) ха­рак­тер теоретических утверждений

Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.

A Б В Г Д

Пояснение.

Факт - (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Си­но­ним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, еди­нич­ное в от­ли­чие от аб­стракт­но­го и общего. Фак­ти­че­ские предложения либо вы­ра­жа­ют чувственные данное, либо вклю­ча­ют в себя резуль­таты наблюдения, кон­крет­ные события и положения. Зна­ние в форме утверждения, до­сто­вер­ность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Теоретическое утвер­жде­ние - утверждение, вы­ве­ден­ное из общей теории, не про­ти­во­ре­ча­щее всем осталь­ным положениям теории. Тео­ре­ти­че­ские положения абстрактны, ос­но­вы­ва­ют­ся на при­ме­не­нии специальной терминологии, де­кла­ри­ро­ва­нии общих на­уч­ных положений. Может пред­став­лять собой опре­де­ле­ние понятия, опи­са­ние идеализированного объекта.

Оценочные суж­де­ния содержат оцен­ку автора. У человека, по­зна­ю­ще­го социальные факты, скла­ды­ва­ет­ся определенное к ним отношение, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, со­мне­нии и т. д. Как правило, в тек­сте оценочное суж­де­ние содержит сле­ду­ю­щие речевые обороты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Предложения, но­ся­щие фактические характеры: А Д

Предложения но­ся­щие оценочный характер: В Г

Предложения, но­ся­щие характер тео­ре­ти­че­ских утверждений: Б

Ответ: 1, 3, 2, 2, 1.

Ответ: 13221

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

(A ) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б ) Часть из них является объективными — государственный режим,социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В ) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности — уровень образования, карьера и др. (Г ) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства,индивидуальна мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д ) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя достичь высокого социального положения.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г Д

Пояснение.

Факт - (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя резуль­таты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Теоретическое утверждение - утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.

Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Предложения, носящие фактические характеры: А

Предложения носящие оценочный характер: Г Д

Предложения, носящие характер теоретических утверждений: Б В

Ответ: 1, 3, 3, 2, 2.

Ответ: 13322

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

(А) 210 млн безработных в мире насчитала Международная организация труда в 2010 году. (Б) Число безработных выросло более чем на 30 млн. (В) Исторический максимум мировой безработицы, по видимому, еще не пройден. (Г) С учетом сложившейся ситуации внесение существенных изменений в российское законодательство в области регулирования занятости населения представляется целесообразным.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Пояснение.

Предложения 12 - фактические. В них указывается на то что уже было, или то, что происходит.

Ответ: 1, 1, 2, 2.

Ответ: 1122

Предметная область: Экономика. Рынок труда, безработица

Гость 17.06.2012 10:33

Ключевое слово "представляется".

Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности - ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).

Список терминов:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 296438 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 2, 9, 6, 4, 3, 8.

Ответ: 296438

Предметная область: Право. Понятие и виды юридической ответственности

Валентин Иванович Кириченко

органами исполнительной власти государства.

·

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных ________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства: охрана труда и здоровья граждан;выплата минимальной заработной платы; поддержка семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей. Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства закреплен действующей________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 638592 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 6, 3, 8, 5, 9, 2.

Ответ: 638592

(А) По данным статистики, в стране ежегодно ликвидируется более 50 тыс. малых предприятий: магазинов, парикмахерских, кафе и т. д. (Б) Очевидно, причины слишком большая конкуренция, неумение привлечь покупателя, клиента новыми потребительскими продуктами, услугами. (В) Большинство людей, открывающих свое дело, не знают подлинной конъюнктуры на рынке услуг, исходят только из своего представления о его прибыльности. (Г) Неверная оценка рынка - самая прямая дорога к разорению.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Пояснение.

Предложения 1 - фактические. В них указывается на то что уже было, или то, что происходит.

Ответ: 1, 2, 2, 2.

Ответ: 1222

Предметная область: Экономика. Рынок и рыночный механизм, спрос и предлжение

Гость 12.06.2012 09:51

"Неверная оценка рынка - самая прямая дорога к разорению". Объясните, почему это характер оценочных суждений? Я не согласна. Заранее спасибо за ответ.

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Петр Дмитриевич Садовский

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип - открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 412783 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 4, 1, 2, 7, 8, 3.

Ответ: 412783

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

(A) Правовое государство - величайшее завоевание цивилизации. (Б) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (B) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (Г) Обрела самостоятельность и судебная власть.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Пояснение.

Предложения 34 - фактические. В них указывается на то что уже было, или то, что происходит. 12 - оценка автора.

Ответ: 2, 2, 1, 1.

Ответ: 2211

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Вполне вероятно, что существует такое правовое государство, о котором автор не знает. С треьим же предложением нельзя поспорить - это исторический факт.

Гость 07.06.2013 10:11

Первое предложение является оценочным? почему это не факт?

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.

Декларируется реальное ___________ (А), частная ___________ (Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности.Закреплен принцип разделения ___________ (В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского __________ (Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ___________ (Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ___________ (Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ___________ (Ж)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е Ж

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 1245879 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 8, 7, 9.

Ответ: 1245879

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

(А) Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешевых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г Д

Пояснение.

Характер теоретических утверждений, которые абстрактны, лишены примеров, носят предложения А (определение), В.

Фактический характер (подтверждают или опровергают теоретические положения) носят положения ГД

Характер оценочных суждений носят положение Б. Словосочетанием «вполне естественно» автор дает оценку.

Ответ: 3, 2, 3, 1, 1.

Ответ: 32311

Предметная область: Экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Петр Дмитриевич Садовский

Так - это лишь связка, предложение носит фактический характер.

Гость 27.05.2014 20:21

Почему предложение В носит характер теоретических суждений? Спасибо за ответ.

Петр Дмитриевич Садовский

Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Выберите из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Люди, ко­то­рые сами не за­ни­ма­ют­ся наукой, до­воль­но часто полагают, что ___________ (А) все­гда дают аб­со­лют­но достоверные положения. Эти люди считают, что на­уч­ные работники де­ла­ют свои ___________ (Б) на ос­но­ве неоспоримых ___________ (В) и без­упреч­ных рассуждений и, следовательно, уве­рен­но шагают вперед, при­чем исключена воз­мож­ность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Од­на­ко состояние со­вре­мен­ной науки, так же как и ___________ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело об­сто­ит совершенно не так».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что в спис­ке слов больше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го вами ответа.

A Б В Г Д Е
Задания по теме «Социальная мобильность, группа, неравенство, стратификация».

25.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, разрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

25.2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях классификаций социальных групп, и одно предложение, разрывающее значения социальной группы для человека.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25.3. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «канала социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях перемещения, и одно предложение, называющее основной канал социальной мобильности в современном мире.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах социального неравенства, и одно предложение с указанием конкретного проявления социального неравенства.

25.5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об исторических типах социальной стратификации, и одно предложение, определяющее основные критерии стратификации современного общества.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.1. Назовите любые три критерия социальной стратификации современного общества и проиллюстрируйте примером каждый из них.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.2. Раскройте на примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.3. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.4. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.1. В одном из первых сводов законов Киевской Руси – Русской Правде – предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.2. В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.3. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.4. Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь ее заметил известный режиссёр и пригласил на главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в условии задания фактами.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.5. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. 1. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Социальные общности и группы».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. 2. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Социальная стратификация и ее типы».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. 3. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Социальная мобильность».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лекция:


Социальная сфера – это одна из сфер жизнедеятельности общества, состоящая из социальных групп, социальных институтов и социальных отношений. Взаимосвязь этих элементов и составляет социальную структуру общества, и зучением которой занимается социология.


Социальное неравенство и стратификация


Индивиды и группы занимают в обществе различное положение, обусловленное неравным доступом к общественным благам: деньгам, собственности, власти, образованию и т.д. По мнению исследователей, все общества были организованы так, что одни социальные группы в них занимают более привилегированное положение, чем другие. Социальное неравенство возникло с зарождения человеческого общества и, как подтверждает история, не может быть искоренено. Проблема социального неравенства и несправедливости человеческого общежития является одной из вечных. Многие писатели затрагивали данную проблему в своих произведениях и давали весьма различное объяснение её причин. Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» причину социального неравенства видит в деньгах, порождающих власть одних над другими. А.М. Горький в пьесе «На дне» показывает бесчеловечность социальных отношений, которые привели людей, рождённых быть свободными и равноправными, на «дно». А причина бедности кроется в государстве, которое не даёт людям возможности подняться из этого «дна».

Дифференциация общества на группы, занимающих различное положение в нём, является основанием социальной стратификацией . Термин был предложен русско-американским социологом Питиримом Сорокиным и означает упорядоченное расположение социальных слоёв (страт) на ступенях социальной лестницы. Чем большими материальными благами или профессиональными навыками обладает человек, тем он выше на социальной лестнице. Основными критериями социальной стратификации являются власть, доход, богатство, образование, престиж профессии. Люди, занимающие различное положение в обществе, к примеру, банкиры, врачи, инженеры различаются социальным статусом, включающим определённый набор прав и обязанностей.

История представила нам четыре типа стратификации: рабовладельческая, кастовая, сословная и классовая. Рабовладельческий, кастовый и сословный строй закреплял человека за определённой группой и не давал ему менять своё положение. К примеру, кастовый строй в Индии делил население на четыре слоя: брахманы – каста жрецов, кшатрии – каста воинов, вайшьи – каста купцов, шудры – крестьян и ремесленников. Перейти из одной касты в другую было невозможно, потому что так людей разделил сам Бог Брахма. Принадлежность человека к той или иной касте можно было узнать по тому, что он надевал, ел, где жил, чем занимался. Строго запрещались межкастовые браки. Сословный строй в России до ноября 1917 года также, как и кастовый строй в Индии, является примером закрытого общества. Он делил население на привилегированное (дворянство, духовенство), непривилегированное (крестьянство) и полупривилегированное (казачество) сословия. Различия в правах и обязанностях сословий закреплялись законодательно. Вспомните к примеру, «Табель о рангах» Петра I.

Классовая стратификация свойственна открытым обществам, в которых люди могут свободно перемещаться из одного социального слоя в другой. В отличие от рабовладельческого, кастового и сословного обществ, в которых принадлежность социальному слою фиксировалась в религиозных нормах или правовых актах, в классовом обществе место индивида в социальной структуре не регламентируется. Основоположниками классового деления общества являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Разделение людей на классы зависит от степени владения ими средствами производства и уровнем материального благосостояния, следовательно, основанием классового расслоения общества является собственность .

В классовом обществе люди дифференцируются на три класса: высший (банкиры, владельцы фирм, управленцы), средний (государственные служащие, квалифицированные рабочие, коммерсанты) и низший класс (обслуживающий персонал, работники без специального образования). Внутри каждого класса существует более детальная дифференциация на слои.

  • Верхний – высший класс включает родовых аристократов, накопивших в течение многих поколений несметные богатства.
  • Нижний – высший класс составляют богатые, занимающие руководящие посты в бизнесе, промышленности, политике.
  • Верхний – средний класс состоит из высокооплачиваемых профессионалов, это известные врачи, адвокаты, актёры.
  • Средний – средний класс включает хорошо оплачиваемых служащих, людей интеллектуального труда.
  • Нижний – средний класс составляют квалифицированные рабочие.
  • Верхний – низший класс включает в себя средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, имеющие относительный достаток.
  • Нижний – низший класс составляют люди «социального дна» люмпены (нищие, бомжи, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством).
В социальной структуре общества есть прослойка людей, занимающие промежуточное положение между различными социальными группами – маргиналы . Это люди, не принимающие культуру, религию, мораль социальной группы, в которой они произошли и при этом, не примыкающие к другим объединениям людей. Маргинал чувствует некое отчуждение от группы.

Социальная мобильность


Современное динамично развивающееся информационное общество не может быть закрытым, поскольку нуждается в высококвалифицированных специалистах. Оно открыто для перемещения людей из одного социального слоя в другой. Такое перемещение называется социальной мобильностью.


Виды мобильности

Виды

Характеристика

Примеры

1.

Горизонтальная

Перемещение на одном уровне социальной лестницы

    Гражданин Франции приобрел гражданство России;

  • Учитель сельской местности перевелся на работу учителем в городскую школу

Вертикальная

Перемещение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социальной лестнице

    Заместитель отдела по продажам стал директором фирмы (восходящая);

  • Офицер за нарушение воинского устава был разжалован в рядовые (нисходящая)

2.

Индивидуальная

Перемещение одного человека

    Иванов перевелся на другую работу

Групповая

Перемещение группы

    Туристы из России поехали в Египет

3.

Внутрипоколенная

Изменение социального статуса внутри одного поколения

    Инженер стал начальником цеха

Межпоколенная

Отличие социального статуса различных поколений

    Сын крестьянина стал банкиром

4.
Структурная
Перемещение, вызванное структурными изменениями народного хозяйства и происходящее помимо сознания и воли людей
  • Сокращение машинисток в связи с внедрением компьютерных технологий
Организованная
Перемещение, контролируемое государством с согласия или без согласия людей
  • Призыв в армию

С помощью чего человек перемещается из одной группы в другую? Представим все наше общество, как огромный многоэтажный дом со множеством лифтов, по которым, люди перемешаются вверх или вниз по этажам. Эти лифты являются каналами социальной мобильности – путями перемещения людей из одной группы в другую. Социолог П. Сорокин относит к таким каналам:

    школу (выпускник школы Андрей, после окончания 11 классов поступил в Медакадемию);

    ВУЗ (молодой специалист по юриспруденции устроился после окончания ВУЗа в известную юридическую фирму);

    армию (сын ремесленника вступил в армию и стал маршалом);

    брак (Игорь женился на дочери мера города и стал управляющим фонда социального страхования);

    бизнес (рядовой сотрудник авторемонтной мастерской вырос до директора автосалона);

    церковь (церковное служение помогло крестьянину Никите Минову стать патриархом Никоном);

    искусство (Джастин Бибер стал известен и популярен после размещения своих песен на You Tube).

Урок по обществознанию по теме «Социальная мобильность» 7 класс.

Цели урока:

Обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Социальная мобильность», углубление понятий «вертикальная мобильность», «горизонтальная мобильность», « социальный лифт» « маргинальность и пр.

Развивающая : формирование общеучебных навыков, способствующих успешной работе на уроках. Развитие умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме из текста

развитие умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

развитие умения формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Воспитательная: воспитание самостоятельности, умения искать и находить материал необходимый для принятия собственных решений, умение применять полученные знания на практике

Новые понятия: социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальный лифт.

Оборудование урока : электронная презентация « Социальная мобильность и ее виды», учебник.

Вид урока : комбинированный

Ход урока :

    Организационный момент.

    Проверка Домашнего задания (фронтальный опрос + карточки с индивидуальными заданиями).

    Мотивационно – целевой этап

На данном уроке мы рассмотрим, каким образом дифференцируется общество, что такое «социальная стратификация» и по каким критериям причисляют людей к тем или иным социальным классам. Также мы поговорим о социальной мобильности и её видах. Мы выясним, что называют социальной группой, какова классификация социальных групп.

План урока:

    Виды социальной мобильности.

    Социальные лифты и их виды.

    Социальная мобильность в современной России.

    Что такое социальная мобильность

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

2 . Виды социальной мобильности.

Горизонтальная мобильност ь - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

характеру - трудовая и по политическим мотивам:

продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;

территории - внутренняя и международная:

статусу - легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая - с предписанными, аскриптивными.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. По теории Сорокина, абсолютно разными для каждого человека могут быть социальные лифты. Виды каналов мобильности населения включают в свой перечень следующие элементы: - армию; - церковь; - образование (школу); - семью; - бизнес (собственность).

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью (от лат. ">Маргиналы - индивиды и группы, исключённые из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.

В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.

Классификация маргиналов

Этномаргиналы - возникают в чужой этнической среде благодаря миграции.

Социомаргиналы - возникают в процессе незаконченного социального перемещения.

Религиозные маргиналы - возникают вне традиционных конфессий.

Экономические маргиналы - возникают в связи с потерей работы и материального благополучия.

Политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.

Биомаргиналы - люди, чьё здоровье перестаёт быть предметом заботы со стороны государства.

Социальная мобильность - показатель степени открытости общества

Тип общества Проявление социальной мобильности

Открытое общество Высоко ценится достигаемый статус, относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую.

Закрытое общество Предпочтение отводится предписанному статусу, затруднён переход из одной социальной группы в другую.

IV . Подведение итогов.

    Что такое социальная мобильность?

    Какие виды социальноой мобильности вы узнали.

    Что такое социальные лифты?

    Д/З п. 9, зад-е 5 стр. 58