Основными клиническими проявлениями дцп являются. Что такое ДЦП у детей, почему возникает болезнь, и как с ней можно бороться? ДЦП у детей: лечение

  • слюне;
  • лимфе;
  • сперме;
  • менструальной крови.

Если болеет мама

Если источник инфекции - папа

  • Герпес
  • Молочница
  • Цитомегаловирус
  • Папилломавирус
  • Гонорея
  • Уреаплазмоз
  • Трихомониаз
  • Хламидиоз
  • Гепатит
  • Микоплазмоз
  • Сифилис
  • Чесотка
  • Другие ЗППП
  • Баланопостит и баланит
  • Вагиноз
  • Вульвит и вагинит
  • Болезни матки и яичников
  • Уретрит

Может ли гепатит С передаться ребенку от матери?

В чем опасность вируса гепатита С

Вирус гепатита С именуют «ласковым убийцей» из-за способности маскироваться под множество других заболеваний. В случае первичного заражения он может не проявлять себя годами. При этом носитель уже является источником инфекции.

  • слюне;
  • лимфе;
  • сперме;
  • менструальной крови.

Существует риск, что он может передаваться через эти среды. Вероятность заражения зависит от напряжения иммунитета реципиента и от интенсивности инфицирования организма носителя.

Инкубационный период длится от 2 до 25 недель. Чаще всего первые клинические признаки появляются после 1,5–2 месяцев после инфицирования.

Острая форма заболевания сопровождается такими неспецифическими признаками:

Важно вовремя выявить гепатит С, а не лечить его симптомы. У большинства инфицированных заболевание переходит в хроническую форму, которая в свою очередь сменяется жировым перерождением, циррозом или гепатоцеллюлярной карциномой. Злоупотребление алкоголем увеличивает риск осложнений в 100 раз. При этом показатели функциональной активности печени могут оставаться в пределах нормы. После лечения возможны рецидивы, которые сложно отличить от повторного инфицирования.

Если болеет мама

Нередко будущая мать узнает о своем диагнозе из результатов первичного скрининга. Общее недомогание, слабость, бессонницу, боли в животе женщина списывает на беременность и токсикоз. Вероятно обострение хронического гепатита при беременности, в таком случае симптомы становятся более выраженными. Появляется угроза преждевременного прерывания беременности, рождения недоношенного ребенка из-за развития печеночной недостаточности и общего физического состояния матери.

Применение противовирусных препаратов при беременности не практикуют из-за высокой тератогенности этой группы лекарственных средств, особенно это касается рибавирина. Если лечение проводится перед зачатием, беременность нужно планировать не ранее, чем через 6 месяцев после отмены препаратов.

Вирус может передаться ребенку от матери во время прохождения родовых путей: происходит разрушение защитного плацентарного барьера, плод напрямую контактирует со слизистыми оболочками и кровью матери. Эффективных методов предотвращения инфицирования ребенка в процессе родоразрешения в настоящее время не существует.

Гепатит С не может передаться с молоком матери. Такие случаи не регистрировались. Если у мамы гепатит, стоит отказаться от кормления грудью в случае наличия трещин и других травм сосков.

Мать, инфицированная гепатитом С, должна быть информирована о возможных рисках передачи вируса плоду и развития патологии беременности. Необходим постоянный врачебный контроль для оценки состояния будущей матери и рисков инфицирования ребенка.

Если источник инфекции - папа

Следующий вопрос, который беспокоит будущих родителей, - передается ли гепатит С от отца к ребенку. С точностью можно утверждать, что это не наследственное заболевание и при зачатии передаться не может.

Возможен вариант, когда при зачатии женщина не заражается. Это случается, если вируса в сперме немного, нет травм слизистой оболочки половых органов, отсутствуют сопутствующие инфекции, и иммунитет женщины довольно сильный. Для выбора наиболее безопасного для будущего ребенка способа оплодотворения в каждом конкретном случае необходима консультация врача-инфекциониста.

Вирус гепатита С ребенку от отца может передаться только через кровь уже после рождения или через мать, если она будет инфицирована во время беременности. Поэтому следует соблюдать простые правила безопасности:

Наличие вируса гепатита С в крови матери и отца в большинстве случаев не означает, что ребенок будет инфицирован. Все зависит от того, насколько ответственно к вопросу зачатия и вынашивания ребенка подойдут будущие родители.

  • Герпес
  • Молочница
  • Цитомегаловирус
  • Папилломавирус
  • Гонорея
  • Уреаплазмоз
  • Трихомониаз
  • Хламидиоз
  • Гепатит
  • Микоплазмоз
  • Сифилис
  • Чесотка
  • Другие ЗППП
  • Баланопостит и баланит
  • Вагиноз
  • Вульвит и вагинит
  • Болезни матки и яичников
  • Уретрит

Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.

http://venerologia03.ru/gepatit/peredacha-ot-mamy-k-rebenku.html

Может ли гепатит С передаться ребенку от отца при зачатии

Особенности вируса

Если болезнь обнаружена у мужчины, нужно знать, что вирус гепатита С содержится:

В их число входят:

  1. Потливость и в то же время постоянное чувство холода.
  2. Тошнота и частые позывы к рвоте.
  3. Быстрая утомляемость и раздражительность.
  4. Чувство дискомфорта и тяжести в правом подреберье.
  5. Изменение цвета (осветление) каловых масс.
  6. Потемнение мочи.

Вирус гепатита С развивается стремительно и при отсутствии качественного эффективного лечения в короткие сроки поражает не только печень, но и другие жизненно важные органы. Надежной защитой от заражения является высокий уровень иммунной защиты.

Выявление вируса гепатита С в крови или в биологической жидкости отца не означает 100% вероятность того, что будущий ребенок будет заражен. Здоровье малыша зависит от уровня иммунитета матери и степени развития болезни у отца.

Парентеральный (через кровь) путь передачи вируса – наиболее распространенный и опасный, а что касается заражения во время зачатия, то такая вероятность крайне мала. Задуматься о том, может ли гепатит С передаться ребенку от отца, следует женщинам, у которых в анамнезе есть такие заболевания как эрозия шейка матки или острые и хронические воспалительные процессы слизистой оболочки половых путей. В остальных случаях, решив зачать ребенка, молодым родителям достаточно убедиться в отсутствии вируса в крови женщины.

Как избежать заражения при зачатии

Если в результате проведенного обследования будет установлено, что хотя бы один родитель болен таким недугом как гепатит С, то курс терапевтических мероприятий будет проведен обоим партнерам до наступления беременности.

Узнав о том, что будущий отец болен гепатитом С, необходимо принять все меры предосторожности:

  • сдать кровь;
  • сперму;
  • обследовать печень и убедиться в отсутствии повреждений и нарушений функциональности данного органа.

Утроба матери – место, где плод находится под надежной защитой плацентарного барьера, но в первом триместре беременности женщина не может рассчитывать на такую защиту и обязана пройти полное обследование, чтобы исключить возможность передачи вируса плоду.

Профилактика

Многие врачи на вопрос о том, передается ли гепатит С будущему ребенку от больного отца, с уверенностью дают отрицательный ответ. Однако не всегда зачатие естественным путем при контакте с заболевшим партнером может привести к рождению здорового ребенка.

Копии вируса находятся в крови и сперме, кроме того существует несколько факторов, при наличии которых гепатит С может передаваться во время полового акта:

  • наличие у женщины грибковых заболеваний;
  • высокое содержание копий вируса в составе внутривлагалищной смазки;
  • вирусы и патогенные микроорганизмы, обнаруженные в ходе обследования.

Уберечь кроху от проникновения вируса в детский организм поможет забота о сохранении целостности кожных покровов, соблюдение рекомендаций по кормлению, отсутствие аллергических и воспалительных реакций на коже ребенка. Важно помнить о том, что вирус гепатита С способен передаваться ребенку только от матери. А ее здоровье в значительной мере зависит от общего состояния будущего отца.

http://pechen1.ru/gepatit/c/mozhet-li-peredatsya-rebenku.html

Часто наши детки похожи на нас как две капли воды. Очень забавно видеть в ребенке свои жесты, повадки, привычки, внешнюю схожесть и черты характера. Но, к сожалению, от родителей к детям могут передаваться еще и различные проблемы со здоровьем. Поэтому если вы знаете свои слабые стороны, вам проще обращать внимание на симптомы у ребенка и предупреждать болезни в начальной стадии.

Аллергия и астма. Эти заболевания передаются от матери к ребенку. Хотя масштаб проблемы может быть совершенно разным. Например, у женщины с тяжелой астмой может родиться малыш, склонный к пищевым аллергиям. Но, к сожалению, это работает и в обратную сторону: у мамы может быть лишь легкая аллергия на пыльцу растений или шерсть животных, а у ребенка выявят астму.

Сердечно-сосудистые заболевания. Они передаются по наследству не так уж и часто - примерно в 20% случаев. И все же если у матери был инфаркт или другие проблемы с сердцем, обратить особое внимание на этот орган и относиться к нему бережно нужно и дочери.


Психические заболевания. Предрасположенность к депрессивным состояниям зависит от матери на 10-30%. Это происходит в связи с тем, что существует группа генов, которая отвечает за выработку в организме гормона счастья - серотонина. А вот шизофрения, как говорят специалисты, чаще передается по косвенной - от матери к сыну и от отца к дочери.

Онкологические заболевания. К сожалению, вероятность заболевания у ребенка повышается, если рак был у матери. Это объясняется тем, что онкологические заболевания связаны с мутацией генов. В первую очередь в группу риска попадают детки тех мамочек, у которых онкозаболевание было диагностировано в раннем возрасте.


Головные боли и мигрени. Оказывается, существует ген, который провоцирует мигрени. И если головными болями страдает мать, с вероятностью 70-80% этот недуг проявится и у ребенка.

Ранний климакс. Обычно он наступает в возрасте после 50 лет, но бывают случаи, когда менопауза приходит сразу после 40. За этот процесс отвечают целых 4 гена, поэтому если у матери был ранний климакс, то в 70-80% то же самое ожидает и дочь. К сожалению, скорректировать этот процесс практически невозможно, поскольку количество яйцеклеток заложено у нас еще от рождения.


Склонность к полноте. Ученые утверждают: наследственность в данном случае играет большую роль. Если родители полные, то риск поправиться у ребенка повышается на 70%. Причем передается эта склонность от отца к сыну и от матери к дочери. Но есть и другое мнение, что в семье полных родителей дети набирают лишний вес из-за неправильного режима питания, в следствие которого у детей нарушается обмен веществ еще в раннем возрасте. В общем, стоит всей семье перейти на здоровую пищу и нормализовать вес будет куда проще.

Физическая форма. Способность тренировать тело и накачивать мышцы тоже передаются по наследству. Чаще выдающиеся спортсмены рождаются в спортивных семьях. Хотя это связано еще и с образом жизни, питанием, привычками к активному досугу. Поэтому делая свой выбор в пользу здорового образа жизни, мы оказываем неоценимую услугу не только своим детям, но и внукам. Берегите себя и своих близких!

Кроме этого, мы предлагаем вам узнать,

В наши дни все больше родителей осознанно подходят к рождению детей, приводят свое здоровье в порядок перед этим ответственным шагом, стараясь обезопасить будущего ребенка от возможных болезней. Тем не менее, многие заболевания ребенок может приобрести именно от родителей, причем в первую очередь важна мать - ведь она долгие 9 месяцев вынашивает и затем рожает малыша. Существуют разные группы болезней, которые могут передаться ребенку от матери: наследственные, инфекционные и вирусные болезни, эндокринные нарушения.

При здравом подходе риски можно снизить. Для этого необходимо принять профилактические меры, по возможности нормализовать состояние матери на период беременности и родов. Кроме того, если мать осведомлена о своей проблеме, лучше всего поставить в известность о ней , который наблюдает ребенка. Специалисты нашего центра уделяют большое внимание семейному анамнезу, поскольку он позволяет предупредить развитие многих болезней у малыша или начать их лечить на той стадии, когда они эффективно поддаются лечению.

Наследственные болезни

К наследственным болезням, которые могут передаваться от матери к ребенку, относятся:

  • Адреногенитальный синдром или надпочечниковая гиперандрогения. Это заболевание связано с нарушением гормонального фона и проявляется как раннее половое созревание у девочек (6-8 лет).
  • Муковисцидоз - болезнь желез внешней секреции, при которой выделение слизи, накапливающейся в организме, мешает нормальному дыханию и приводит к инвалидности.
  • Дальтонизм - нарушение восприятия цвета. Как правило, проявляется сразу после рождения. Если мать дальтоник, риск дальтонизма у ребенка - до 35-40%.
  • Гемофилия - нарушение свертываемости крови. Проявляется только у мальчиков, но именно мать может передать ему заболевание.
  • - опасное эндокринное заболевание, при котором нарушается выработка инсулина.
  • Атеросклероз, заболевания сердца.
  • Ожирение.
  • Психические заболевания: аутизм, шизофрения.

Наследуется также предрасположенность к аллергиям, или , воспалительным заболеваниям различных органов, раку. Зная об опасности развития у ребенка той или иной болезни (особенно стоит насторожиться, если наследственность присутствует с обеих сторон), можно уделить особенное внимание конкретной системе организма, в которой возможен сбой.

Инфекционные болезни

При отсутствии должного медицинского внимания ребенок может внутриутробно или в родах заразиться от матери заболеваниями, передающиеся половым путем: хламидиоз, сифилис. Велик риск заражения TоRCH-инфекциями: токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус и простой герпес почти всегда обнаруживаются в организме ребенка, рожденного у мамы, являющейся переносчиком этих инфекций.

Нельзя также игнорировать кандидоз (молочницу) - грибковое заболевание, которое наблюдается у многих женщин и воспринимается как привычное. Тем не менее, лечить его нужно: желательно во время планирования; но если грибки рода Candida у вас выявили во время беременности - их тоже нужно будет устранить специальными препаратами (не забудьте посоветоваться с нашим врачом: то, что лечило вашу молочницу раньше, может навредить вам во время беременности). Почему это так важно? В процессе родов ваш малыш почти наверняка заразится кандидозом, а на неокрепшем организме новорожденного этот грибок начинает действовать особенно бурно.

Когда нужно обратиться к врачу?

Если у вашего ребенка присутствуют внутриутробные инфекции, обязательно встаньте на учет к инфекционисту. Грамотный специалист нашей клиники назначит все необходимые обследования вашему малышу, подскажет, как поддержать его иммунитет. Если вы проходите диспансеризацию с малышом в нашей клинике, поговорите с профильными специалистами отдельно: возможно, для того, чтобы быть полностью спокойными за здоровье ребенка, вам понадобятся дополнительные обследования, необязательные для других детей.

С какой бы стороны ни подстерегала опасность, эндокринолог, офтальмолог, невролог при осмотре и наблюдении вашего малыша будут учитывать наследственность и болезни мамы в период беременности как дополнительный фактор.

02.12.2010 02:00:00

Церебральный паралич (ЦП) – это нарушение работы опорно-двигательного аппарата, характеризующееся аномалией моторной функции и постурального тона, который приобретается в раннем возрасте, еще до рождения. Признаки и симптомы церебрального паралича обычно проявляются в первый год жизни.

Это нарушение работы опорно-двигательного аппарата является результатом непрогрессивного поражения головного мозга. Поражением головного мозга является любая аномалия структуры мозга или его функции. "Непрогрессивное поражение" означает, что поражение не ведет к дегенерации мозга. Это также означает, что поражение головного мозга является результатом одноразовой травмы головного мозга, которая не будут повторяться.

С церебральным параличом рождаются от 1 до 3 детей в каждой тысяче новорожденных. Однако, эта цифра намного выше среди детей, родившихся с очень низким весом, а также у недоношенных детей.

Интересно, что новые методы лечения, которые приводят к увеличению выживаемости детей, родившихся с низким весом, или недоношенных детей, на самом деле, способствуют увеличению общего числа детей с церебральным параличом.

Каковы причины церебрального паралича?

Существует множество причин возникновения и прогнозов течения церебрального паралича.

У доношенных новорожденных причиной церебрального паралича, как правило, является дородовая и не связанная с событиями во время родов травма. В большинстве случаев ДЦП связано с событиями, которые происходили во время беременности, т.е. в то время, когда плод развивается в утробе матери.

Преждевременные роды является фактором риска развития церебрального паралича. При преждевременных родах повышается риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к церебральному параличу. У недоношенных детей может также развиться серьезная дыхательная недостаточность, в связи с незрелостью и недоразвитостью легких. Это может привести к периодам снижения кислорода, доставляемого в головной мозг, что, в свою очередь, может стать причиной церебрального паралича.

Локальный или распространенный асептический некроз белого вещества больших полушарий головного мозга называется перивентрикулярной лейкомалиций. Это заболевание, характерное для недоношенных младенцев, при котором в белом веществе головного мозга образуются отверстия. Белое вещество служит для нормальной обработки сигналов, которые передаются по всему мозгу, и от мозга к остальным частям тела. Нарушения белого вещества наблюдаются во многих случаях детского церебрального паралича.

Тем не менее, важно признать, что подавляющее большинство недоношенных детей, родившихся намного раньше срока, не страдают от церебрального паралича. За последнее время в области неонатологии было много достижений, улучшающих выживаемость детей, родившихся намного раньше срока.

Кроме того, причиной детского церебрального паралича могут быть генетические заболевания, инсульт из-за неправильного кровоснабжения или инфекции мозга.

Хотя многие считают, что наиболее частой причиной церебрального паралича является недостаточное насыщение мозга кислородом во время родов (асфиксия плода при рождении), на самом деле, асфиксия редко становится причиной церебрального паралича. При ДЦП в результате асфиксии, младенец почти всегда страдает тяжелой неонатальной энцефалопатией, проявляющейся в течение первых нескольких дней жизни. Эти симптомы включают в себя:

  • судороги
  • проблемы с дыханием
  • проблемы с питанием
  • вялость, и
  • кома, в зависимости от степени тяжести

В редких случаях, к повреждению мозга и развитию церебрального паралича может привести травма, полученная в результате сложных родов. Маловероятно, что церебральный паралич разовьется спустя несколько лет после сложных родов.

Жестокое обращение с детьми в раннем детстве также может вызвать значительные повреждения мозга, которые, в свою очередь, могут привести к церебральному параличу. В таких случаях, кровотечение может произойти в тот момент, когда взрослый, в порыве злости, пытаясь укачать плачущего ребенка, начинает его усиленно трясти. Таким образом, можно не только вызвать у ребенка ДЦП, но и убить его.

Несмотря на разнообразие факторов, которые могут повлечь за собой церебральный паралич, во многих случаях причины заболевания установить не удается. Однако, с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) и компьютерной томографии, а также улучшением возможностей диагностики генетических нарушений число таких случаев значительно сократилось.

Какие бывают типы церебрального паралича?

Исходя из особенностей двигательных нарушений, церебральный паралич можно разделить на типы:

  1. спастический церебральный паралич
  2. хореоатетозный церебральный паралич, и
  3. гипотонический церебральный паралич

Что такое спастический церебральный паралич?

Спастический церебральный паралич – это состояние, при котором увеличивается мышечный тонус, вызывая тугоподвижность одной или нескольких конечностей (рук или ног). Степень тяжести этого патологического процесса может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая обнаруживается при развитии у ребенка мелкой моторики. В общем смысле спастичность приводит к ограничению использования конечностей, в основном, в связи с невозможностью координации движений. Часто спастичность влияет на одну сторону тела (гемипарез), но также может повлиять на все четыре конечности или только на ноги (спастическая диплегия). Когда заболевание затрагивает обе ноги, человек способен стоять только на полусогнутых ногах, а при ходьбе наблюдается перекрещивание ног.

Кроме того, с повышением тонуса мышц также увеличиваются глубокие сухожильные рефлексы, появляются нарушения мелкой моторики и координации движений, мышечная слабость, утомляемость и множество других проблем.

Спастичность часто возникает в результате повреждения белого вещества головного мозга, но она также может быть связана с повреждением серого вещества.

Степень спастичности может варьироваться от легкой до тяжелой. Дети с легкой степенью могут испытывать незначительные трудности, а при тяжелой степени дети практически не могут конструктивно использовать пораженные конечности. Если должным образом не лечить спастичность, заболевание может привести к контрактуре, ограничению подвижности суставов. Контрактура может быть значительной помехой в уходе за детьми с церебральным параличом. Спастичность также может быть весьма болезненной и для того, чтобы расслабить мышечный тонус, требуется лечение.

Те же фундаментальные процессы, которые влияют на спастичность конечностей, могут также привести к аномалии движений и мышечному тонусу в других системах организма. В мышцах головы и лица. Так, церебральный паралич может значительно ограничить способность говорить, даже когда ребенок вполне способен понимать речь. Заболевание может обусловить ограничения жевания, глотания, мимики и движения глаз. Эти симптомы могут доставить много трудностей детям и их семьям.

Многие пациенты со спастическим церебральным параличом не могут контролировать выход мочи. Эта неспособность не обязательно связанна с недоразвитостью, она может быть вызвана повышением рефлексов мочевого пузыря. Когда мочевой пузырь наполняется, у этих детей просто срабатывает рефлекс, в результате, моча не удерживается.

Что такое хореоатетозный церебральный паралич?

Хореоптетозный церебральный паралич связан с ненормальными, неконтролируемыми, движениями рук и / или ног. В отличие от спастического церебрального паралича, люди с хореоатетозным церебральным параличом имеют переменный мышечный тонус часто со снижением мышечного тонуса (гипотония). Контрактура конечностей менее распространена. Ненормальные движения активизируются в результате стресса, а также нормальных эмоциональных реакций, таких как смех. Любая попытка сделать произвольное движение, например, протянуть руку, чтобы достать предмет, может привести к многочисленным непроизвольным движениям рук, ног, туловища и даже лица. Существуют различные типы аномальных движений. Два наиболее распространенных - быстрое, нерегулярное, непредсказуемое сокращение отдельных мышц и дистония со стойкими, но непостоянными, неправильными позами некоторых частей тела (рук, ног, туловища), происходящими по причине неправильного сокращения мышц. Дистонические расстройства также влияют на выражение лица, глотание и речь, в результате чего у ребенка появляются серьезные функциональные недостатки.

Эти движения могут быть очень изнурительными и значительно ограничить способность ребенка к выполнению многих задач, связанных с движением. Кроме того, эти движения сродни постоянным упражнениям, в результате чего больной ребенок теряет огромное количество калорий. Хореоатетозный церебральный паралич часто связан с повреждением специализированных структур мозга (базальных ганглиев), которые вовлечены в управление движением. Степень тяжести симптомов часто варьируется от легкой до тяжелой.

Что такое гипотонический церебральный паралич?

Гипотония предполагает снижение мышечного тонуса. Гипотонический церебральный паралич превращает ребенка в тряпичную куклу. В раннем детстве, гипотония обнаруживается сразу, поскольку ребенок не способен контролировать головку, когда его сажают. Детям с тяжелым гипотоническим церебральным параличом, возможно, труднее всех детей с церебральным параличом освоить двигательные навыки и получить нормальное когнитивное развитие.

Гипотонический церебральный паралич часто является результатом серьезного повреждения головного мозга или пороков его развития. Считается, что гипотонический церебральный паралич является результатом травмы или порока развития мозга на более ранней стадии, чем при спастическом или хореоатетозном церебральном параличе.

Гипотония в раннем детстве часто провоцирует различные неврологические заболевания, которые могут быть легкими, тяжелыми или даже иногда фатальными, как в случае с нейродегенеративным нарушением мышц. Важно отметить, что многие дети со спастическим церебральным параличом могут иметь частичную гипотонию на ранних этапах жизни.

Что такое смешанный церебральный паралич?

Многие (практически все) дети с церебральным параличом имеют симптомы разных типов церебрального паралича. Например, дети со спастическим церебральным параличом часто не могут держать голову, что характерно для гипотонии. Дети с хореоатетоидным церебральным параличом часто имеют глубокие сухожильные рефлексы, которые напоминают мышечную спастичность.

Какие другие заболевания ассоциируются с церебральным параличом?

Поскольку церебральный паралич характеризуется нарушением или пороком развития мозга, у детей с церебральным параличом могут наблюдаться и другие симптомы, связанные с мозговой дисфункцией. Фактически, у этих детей наблюдаются и другие нарушения, помимо дисфункции двигательной системы. Некоторые из этих нарушений, например, плохая речь, трудности в глотании, слюнотечение и нарушение моторной координации являются результатом нарушения двигательной системы, некоторых мышц, вовлеченных в перечисленные процессы. Другие заболевания могут быть результатом одновременных повреждений в других частях мозга, кроме областей двигательной системы.

При церебральном параличе также наблюдается нарушение когнетивных способностей, которые часто относят к задержке развития. У 50% пациентов с церебральным параличом присутствует нарушение познавательных способностей. Однако многие из этих детей способны к обучению и могут вести продуктивную жизнь. Важно отметить, что многие дети с серьезными нарушениями двигательной системы, вызванными церебральным параличом, имеют такие же симптомы, как и дети с хореоатетоидным или гипотоническим типами церебрального паралича.

Практически все исследования когнитивного развития ребенка включают деятельность его двигательной системы. Если ребенок может размышлять, но не способен двигаться, то врач не сможет диагностировать умственное нарушение. Поэтому, следует быть очень осторожным, оценивая пациентов с церебральным параличом. Определенные характерные черты, часто ассоциируются с нарушением когнитивных способностей у пациентов с церебральным параличом. Они включают сильное повреждение мозга у детей со спастической тетраплегией, микроцефалию (маленький размер головы), генетические заболевания, и внутриутробную инфекцию. Также у больных церебральным параличом (примерно у трети из них) часто бывают судороги. Судороги вызваны аномальной электрической активностью нейронов в мозге. Поврежденный мозг более подвержен приступам. Кроме того, когнитивные расстройства часто ассоциируется с эпилептическими припадками.

Симптомы припадков могут отличаться в зависимости от области мозга, в которой они возникают. Генерализованные приступы зарождаются в коре головного мозга, в то время как частичные приступы зарождаются только в некоторых частях коры головного мозга. Часто, генерализованные приступы начинаются, как частичные приступы, но после они быстро распространяются на весь мозг. Генерализованные приступы могут приобрести форму сильных конвульсий, при которых содрогается все тело, или форму отсутствия конвульсий, когда тело изредка вздрагивает, но при этом человек не падает.

У пациентов с церебральным параличом могут возникнуть и другие формы генерализованных приступов. Во время тонических приступов, тело пациента может внезапно дервенеть. Как тонические, так и бесконвульсивные приступы могут закончиться падением пациента и часто приводят к различным травмам.

Частичные приступы могут характеризоваться резкими движениями рук и ног. Кроме того, они могут быть связаны со странными ощущениями, например, с эффектом фотовспышки, или чувством страха, в зависимости от того, какая часть мозга затронута.

Часто могут возникать зрительные нарушения. Некоторые из них, например, косоглазие, могут быть скорректированы с помощью хирургических методов. Некоторые могут быть скорректированы ношением очков. У части детей зрительные нарушения являются результатом повреждений мозга и связаны со зрением, что может привести к слепоте, даже если глаза вполне здоровы. В настоящее время не существует лечения для улучшения этого состояния.

Дети с церебральным параличом могут иметь различные нарушения речи. Например, дизартрия (расстройство артикуляции), являются результатом ухудшения периферийного механизма речи. Афазия, является нарушением в сером веществе мозга, которое регулирует центральный механизм речи.

Дети с церебральным параличом часто с трудом набирают вес и плохо растут. Это является результатом нескольких факторов, включая нарушение потребления пищи, в то же время другие дети могут страдать от ожирения, по причине ограничения их подвижности.

Дети с хореоатетоидным типом церебрального паралича могут иметь компрессию нервов или повреждения шейных позвонков, что может нанести вред спинному мозгу.

Другие проблемы связаны со стоматологическими заболеваниями, дыханием, с инфекциями мочевого пузыря, остеопорозом, энурезом, энкопрезом и запорами.

Как оценивается состояние ребенка с церебральным параличом?

Чтобы поставить диагноз - церебральный паралич – необходимо пройти тщательное медицинское обследование. Прежде всего, необходимо определить причины, вызывающие ухудшение состояния ребенка. Малыш с подозрением на церебральный паралич должен пройти неврологическое обследование у детского невролога. После обследования, врач может направить ребенка на лабораторные анализы, которые помогут установить диагноз.

Не существует ни одного анализа для диагностики церебрального паралича. Но в связи с тем, что церебральный паралич является результатом многочисленных нарушений, для того, чтобы идентифицировать эти нарушения выполняются различные анализы. Кроме того, врачам необходимо знать и оценить состояние ребенка и выявить другие заболевания, которые могут быть у ребенка.

Анализы крови и мочи помогут идентифицировать наиболее распространенные отклонения от нормы. Также, анализ крови также используется для хромосомных или других генетических исследований. Для определения структурных изменений мозга применяется магнитно-резонансная томография.

Как только диагноз подтверждается, назначаются дополнительные исследования для определения особенностей течения заболевания. Например, если присутствуют приступы, то используется электроэнцефалограмма. Это диагностическое исследование не используется, если пациент не имеет признаков эпилепсии.

Как лечат церебральный паралич?

Церебральный паралич не лечится. Однако проблемы, связанные с церебральным параличом, можно лечить или предотвратить. На начальном этапе лечения необходимы консультации нескольких специалистов: педиатра, невролога,хирурга-ортопеда, психотерапевта, физиотерапевта, логопеда и др. Каждая из консультаций может оказаться для ребенка полезной. Детям с неврологическими нарушениями понадобится также помощь психотерапевта.

Какие специфические методы лечения церебрального паралича?

После предварительного обследования, каждому ребенку назначается индивидуальное лечение:

Лечение эпилептических приступов

Если у ребенка случаются эпилептические приступы, то лечение будет зависеть от типа и частоты приступов. Используя определенные лекарственные препараты, можно достичь полного контроля приступов, но у некоторых детей бывают трудно-контролируемые приступы. Лекарства могут вызывать побочные эффекты, влияющие на мозг. Побочные эффекты могут проявиться как в форме заторможенности, так и в форме гиперактивности. Они могут также влиять на функцию печени, на белые и красные кровяные тельца, и на костный мозг. Обычно побочные эффекты не несут существенной опасности и прекращаются при использовании соответствующих медикаментов. Цель врача – добиться прекращения приступов и снизить побочные эффекты. Важно отметить, что врач все равно не сможет полностью избавить ребенка от приступов и побочных эффектов на лекарства.

Лечение при мышечной спастичности : подход к лечению спастичности разрабатывают разные специалисты. Лечение включает использование лекарств и хирургических процедур для уменьшения спастичности, облегчения движений и предотвращения конвульсий. Наиболее распространенными препаратами являются дантролен натрия и диазепам. Диазепам - это средство, расслабляющее мышцы. Баклофен (Lioresal) принимают орально или вводят интратекально. Это лечение может быть особенно полезно для пациентов со спастичностью нижних конечностей. Наиболее распространенные побочные эффекты: сонливость и слабость. Седативные побочные эффекты этих препаратов часто рассматривают, как полезные. При интратекальном введении препарата, наиболее распространенный побочный эффект – это инфицирование катетера. При правильном использовании эта процедура может предотвратить хирургическое вмешательство.

Хирургическое лечение при спастичности: В случае сильной спастичности мышц, врачам приходится прибегнуть к хирургическим методам. Операция выполняется на сухожилиях хирургом-ортопедом, и допускается только в редких случаях. Реже проводится процедура, которая называется радикотомия спинного мозга. В процессе этой операции, хирург удаляет некоторые нервные окончания, которые посылают сенсорную информацию от мышц к спинному и головному мозгу. Эта процедура уменьшает спастичность и помогает ребенку двигаться. Большинство нейрохирургов, которые выполняют эту операцию, очень тщательно выбирают пациентов, которым она может помочь. Иногда детям с церебральным параличом требуется другой вид хирургического вмешательства. Крайне редко при хореоатетоидном церебральном параличе используются нейрохирургические методы, которые помогают сократить количество непроизвольных движений без вреда для других функций.

Другие хирургические процедуры

Офтальмологи (окулисты) лечат косоглазие, воздействуя на мышцы, которые управляют движением глаза, также корректируют некоторые другие осложнения, например, катаракту.

Нейрохирурги могут скорректировать эпилептические приступы. Такие операции, как, например, каллозотомия, гемисферэктомия, резекция областей пораженной мозговой ткани могут назначаться в некоторых случаях. Альтернативная процедура для лечения эпилепсии - это нервное стимулирование посредством имплантируемого устройства, которое помогает некоторым пациентам контролировать приступы.

Сколиоз или искривление позвоночника - это часто результат серьезной гипотонии. Заболевание может вызвать дискомфорт у пациентов и трудности при выполнении ежедневных рутинных действий. Кроме того, сильный сколиоз может даже ограничить способность дышать. Для коррекции сколиоза используется несколько хирургических методов.

Детям, которые не в состоянии принимать пищу самостоятельно, может потребоваться гастрономическая трубка.

Терапия

Спастичность лечат врачи различных специальностей. Важную роль могут сыграть физиотерапевты.

Физиотерапия: длительность физиотерапии зависит от степени спастичности, гипотонии и ухудшения моторных функций. Основной терапевтический эффект физиотерапии - это поддержание двигательной системы и профилактика контрактур. Некоторые специалисты считают, что физиотерапия влияет даже на мозг, хотя это спорно. После процедур физиотерапии наблюдаются и другие позитивные эффекты, например, улучшение походки, поз и баланса. Физиотерапия существенно помогает в течение жизни ребенку с церебральным параличом.

Профессиональная терапия: трудовая терапия помогает детям приобрести необходимые навыки повседневной жизни дома и в школе, включая употребление пищи, навыки письма, навыки выполнения домашних обязанностей. В раннем детстве терапевты могут помочь в кормлении ребенка с ослабленным или неконтролируемым сосательным рефлексом.

Речевая терапия : логопеды занимаются развитием и улучшением речи. Используя различные методы, логопеды помогает детям в развитии речевых способностей. Роль этих специалистов не ограничивается только помощью в развитии речевых способностей, они также учат пациентов другим методам общения (язык жестов), чтобы облегчить способности общения.

Медицинский уход

Медицинскому уходу за детьми с церебральным параличом часто серьезно препятствует неспособность ребенка выражать свои потребности и чувства. Распространенные детские болезни, такие как ушные инфекции, инфекции мочевых путей и аппендицит, которые легко поддаются лечению у большинства детей, могут оказаться опасными для жизни детей с ДЦП из-за поздней диагностики. Поэтому важно, чтобы детей с ДЦП регулярно осматривал специалист.

Так как врачи не дают надежду на то, что церебральный паралич можно вылечить, многие семьи пытаются использовать альтернативные методы лечения. Альтернативная терапия может включать диеты, травяные средства, игры с животными и гипербарический кислород. Научные исследования подтверждают, что диеты оказывают негативное влияние на организм ребенка. Некоторые из них, например, гипербарическая кислородотерапия, которая выполняется в специализированных центрах, может оказаться очень дорогостоящей, но научных доказательств ее целесообразности нет. В любом случае в таком лечении должен присутствовать индивидуальный подход. Прежде чем использовать альтернативные методы лечения, родители ребенка должны проконсультироваться с врачом.

Каковы долгосрочные перспективы для пациентов с церебральным параличом?

Ответ на этот вопрос сложный. Так как церебральный паралич имеет различные симптомы, то и лечение должно быть разнообразным. Многие ученые надеются на последние открытия, в основе которых лежит замена потерянных или поврежденных мозговых клеток. Пока такая терапия еще не доступна, а серьезные клинические испытания начнутся только через 5-10 лет.

Чем больше мы узнаем о причинах церебрального паралича, тем больше мы можем сделать, чтобы предотвратить заболевание. Например, использование фолиевой кислоты помогает правильному развитию центральной нервной системы и используется в качестве превентивной меры от церебрального паралича. Помочь предотвратить это заболевание может также отказ от использования во время беременности некоторых лекарств, алкоголя, табака, наркотических средств, как, например, кокаин.

Уход за ребенком с церебральным параличом

Невозможно переоценить роль человека, который будет ухаживать за ребенком с церебральным параличом. Будь то нянечка или родители, эти люди должны понимать потребности ребенка и обеспечить ему или ей атмосферу любви и гармонии. Часто, уход за детьми с церебральным параличом может вызвать эмоциональные и материальные трудности. Для обеспечения надлежащего ухода за детьми с церебральным параличом необходимо принимать во внимание психическое здоровье и финансовое положение семьи или опекуна.

Мы должны признать, что многие, возможно даже, большинство детей с церебральным параличом могут прожить полную смысла, счастливую жизнь. Однако им трудно будет это сделать без помощи родителей и медиков.

Что такое ДЦП?

ДЦП (детский церебральный паралич) — под этим термином объединяют ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга и проявляются прежде всего неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. Слово церебральный» означает «мозговой» (от латинского слова «cerebrum» — «мозг”), а слово «паралич» (от греческого «paralysis» — «расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность.

ДЦП проявляется в виде двигательных расстройствах (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками. Этим детям свойственен гиперкинез или гипокинез, то есть нарушения тонуса мышц. Под тонусом мышц подразумевается непроизвольное, постоянно меняющееся в интенсивности мышечное напряжение, не сопровождающееся двигательным эффектом. Мышечный тонус создает подготовку к движению. Для выполнения своей задачи каждая мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению, растягиванию и быстрому переключению с одного из этих состояний на другое. У больных ДЦП все функции мышц оказываются дефектными. То есть, термин церебральный паралич употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии — напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности.

Так же могут встречаться следующие патологические явления — аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.

Современная позиция заключается в том, что причина церебрального паралича — поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте (в возрасте до 2 лет)

Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи с ДЦП: примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период) около 20% — благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни) 10% — вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период) Среди детей с низким весом при рождении (или недоношенных), у которых ДЦП стал причиной инвалидности, частота появления примерно 0,7 на 1000 живых рожденных детей.

Заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 1 до 8 случаев на 1000 населения: По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей и новорожденных ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи — дети дошкольного возраста.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ обнародовало статистику по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России. По данным на 2010 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет.

В 2009 году диагноз ДЦП был впервые поставлен 7 409, в 2010 году – 6 978 детям.

  • спастическая тетраплегия — 2%
  • спастическая диплегия — 40%
  • гемиплегическая форма — 32%
  • дискинетическая форма — 10%
  • атаксическая форма — 15%

Выделяют, ориентировочно, стадии:

  1. Ранняя: до 4-5 месяцев
  2. Поздняя резидуальная: с 3 лет

Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние, как во время беременности, так и во время родов и в первые (около 4) недели жизни ребёнка.

Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).

Недоношенность - это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП.

  • дисгенезии головного мозга
  • врачебная ошибка при родах

Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае.

Лечение ДЦП

Изначально надо учесть, что не всегда диагноз «ДЦП» ставится сразу после рождения. Заболевание может протекать под разными «масками» - синдромов мышечного гипертонуса, дистонии, гипотонии, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Детям с такими заболеваниями нужно регулярно проходить медосмотры, причем как у ортопеда и невролога, так и у логопеда.

ДЦП необходимо начать лечить как можно раньше. Если ребёнку поставлен диагноз ДЦП, то следует понимать, что в полной мере ДЦП не излечим, но состояние ребёнка можно и нужно улучшить. Говоря об улучшении состояния ребёнка с ДЦП, мы имеем в виду создание условий для максимальной реализации ребенком своих потенциальных возможностей по мере его роста и развития. Чем раньше начато медицинское сопровождение и педагогическая коррекционная работа, тем выше достигаемые результаты.

Ребёнок с ДЦП нуждается в индивидуально разработанной восстановительно-коррекционной программе. Такие программы включает в себя различные занятия ребенка — его обучение; занятия по развитию речи и слуха; проведение занятий, направленных на социальную адаптацию ребенка; занятий по развитию эмоциональной сферы.

Программы должны включать в себя контроль двигательной активности ребенка, его обучением, речью, слухом, социальным и эмоциональным развитием. В соответствии с различными программами физиотерапевты, терапевты, дефектологи, психологи, социальные работники и другие профессионалы помогают как семье, так и ребенку. В большинстве случаев речь идёт не только о помощи ребёнку, а о поддержке всей семьи, в первую очередь в психологическом плане.

При правильно проведённой поддержке и педагогико-медицинском сопровождении, люди с ДЦП могут ходить в школу, иметь работу, жениться, поддерживать семью и жить абсолютно самостоятельно в собственном доме. И всё-таки, большинству людей с церебральным параличом необходима помощь для того, чтобы обрести самостоятельность и возможность принимать активное участие в жизни общества.

Методы лечения ДЦП

  • Массаж
  • лечебная гимнастика
  • метод Войта
  • Бобат-терапия
  • нагрузочный костюм («АДЕЛИ», «Гравистат»), пневмокостюм («Атлант»)
  • логопедическая работа
  • нейро и психокоррекция
  • рефлексотерапия
  • анималотерапия

а также при необходимости:

  • санаторно-курортное лечение

Для развития интеллектуальной сферы ребёнку с ДЦП нужны обязательно занятия с дефектологом, а также психологом. У детей с ДЦП трудно идёт развитие мелкой моторики, из-за ограниченности физических возможностей страдает познавательная деятельность, что плохо сказывается на формировании мышления.

Самое печальное — это то, что родители ребёнка с ДЦП «бросаются» в первые годы жизни ребёнка на восстановление двигательных функций, абсолютно забывая о том, что необходимо развитие мозга ребёнка. Часто бывает так, что родители приводят к дефектологу 6-7-летнего ребёнка, у которого признаки ДЦП уже практически не видны. Но ребёнок не имеет речи, не знает названия предметов, не умеет обращаться с простыми предметами, не имеет привитых навыков самообслуживания. В таком случае уже не приходится говорить о том, что занятия помогут ребёнку догнать сверстников. Большинство таких детей кроме ДЦП получают диагноз олигофрения.

Задержка двигательного развития в 90% сопровождается замедлением психического и речевого развития. Многое из того, что ребёнок может без усилий усвоить в раннем возрасте, в возрасте 6-7 лет познаётся ценой изнурительных тренировок.

Зачастую детей с ДЦП воспринимают как умственно или психически неполноценных. В огромном проценте случаев это не так! Просто двигательные и речевые нарушения приводят к трудности выражения ребенком того, что он знает и понимает. И если начать коррекцию своевременно, то ребёнок может в плане умственного развития быть наравне со здоровыми сверстниками.

Даже при серьёзных формах ДЦП, когда ребёнок практически полностью не контролирует своё тело, такой ребёнок может и должен учиться. Известно, что дети с ДЦП при отсутствии речи и нескоординированных движениях конечностей, могут освоить, например, общение посредством компьютера. Конечно, никто не говорит, что лечебная физкультура и массажи не нужны. Однако развитие мышления должно всегда превалировать в шкале ценностей над формированием, например, умения залезать на лестницу. Если же ребенка воспринимать как заведомо неполноценного и не предоставлять ему стимулирующей среды и возможности для общения, как часто бывает в больницах и специальных учреждениях, то задержка развития будет неминуемой, как и у любого другого ребенка.

Что такое ДЦП? ДЦП (детский церебральный паралич) - под этим термином объединяют ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга и проявляются прежде всего неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. Слово церебральный" означает «мозговой» (от латинского слова «cerebrum» - "мозг”), а слово "паралич" (от греческого «paralysis» - "расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность. ДЦП проявляется в виде двигательных расстройствах (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками. Этим детям свойственен гиперкинез или гипокинез, то есть нарушения тонуса мышц. Под тонусом мышц подразумевается непроизвольное, постоянно меняющееся в интенсивности мышечное напряжение, не сопровождающееся двигательным эффектом. Мышечный тонус создает подготовку к движению. Для выполнения своей задачи каждая мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению, растягиванию и быстрому переключению с одного из этих состояний на другое. У больных ДЦП все функции мышц оказываются дефектными. То есть, термин церебральный паралич употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии - напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности. Так же могут встречаться следующие патологические явления - аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением. Современная позиция заключается в том, что причина церебрального паралича - поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте (в возрасте до 2 лет) Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи с ДЦП: примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период) около 20% - благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни) 10% - вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период) Среди детей с низким весом при рождении (или недоношенных), у которых ДЦП стал причиной инвалидности, частота появления примерно 0,7 на 1000 живых рожденных детей. Заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 1 до 8 случаев на 1000 населения: По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей и новорожденных ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи - дети дошкольного возраста. Министерство здравоохранения и социального развития РФ обнародовало статистику по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России. По данным на 2010 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет. В 2009 году диагноз ДЦП был впервые поставлен 7 409, в 2010 году – 6 978 детям. Распространённость форм детского церебрального паралича:
  • спастическая тетраплегия - 2%
  • спастическая диплегия - 40%
  • гемиплегическая форма - 32%
  • дискинетическая форма - 10%
  • атаксическая форма - 15%
Стадии детского церебрального паралича Выделяют, ориентировочно, стадии:
  1. Ранняя: до 4-5 месяцев
  2. Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет
  3. Поздняя резидуальная: с 3 лет
Причины детского церебрального паралича Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние, как во время беременности, так и во время родов и в первые (около 4) недели жизни ребёнка. Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза). Недоношенность - это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП. Основными причинами являются:
  • дисгенезии головного мозга
  • хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза
  • гипоксически-ишемические поражения головного мозга
  • внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные)
  • несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых
  • травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде
  • инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде
  • токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.)
  • врачебная ошибка при родах
Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае. Лечение ДЦП Изначально надо учесть, что не всегда диагноз «ДЦП» ставится сразу после рождения. Заболевание может протекать под разными «масками» - синдромов мышечного гипертонуса, дистонии, гипотонии, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Детям с такими заболеваниями нужно регулярно проходить медосмотры, причем как у ортопеда и невролога, так и у логопеда. ДЦП необходимо начать лечить как можно раньше. Если ребёнку поставлен диагноз ДЦП, то следует понимать, что в полной мере ДЦП не излечим, но состояние ребёнка можно и нужно улучшить. Говоря об улучшении состояния ребёнка с ДЦП, мы имеем в виду создание условий для максимальной реализации ребенком своих потенциальных возможностей по мере его роста и развития. Чем раньше начато медицинское сопровождение и педагогическая коррекционная работа, тем выше достигаемые результаты. Ребёнок с ДЦП нуждается в индивидуально разработанной восстановительно-коррекционной программе. Такие программы включает в себя различные занятия ребенка - его обучение; занятия по развитию речи и слуха; проведение занятий, направленных на социальную адаптацию ребенка; занятий по развитию эмоциональной сферы. Программы должны включать в себя контроль двигательной активности ребенка, его обучением, речью, слухом, социальным и эмоциональным развитием. В соответствии с различными программами физиотерапевты, терапевты, дефектологи, психологи, социальные работники и другие профессионалы помогают как семье, так и ребенку. В большинстве случаев речь идёт не только о помощи ребёнку, а о поддержке всей семьи, в первую очередь в психологическом плане. При правильно проведённой поддержке и педагогико-медицинском сопровождении, люди с ДЦП могут ходить в школу, иметь работу, жениться, поддерживать семью и жить абсолютно самостоятельно в собственном доме. И всё-таки, большинству людей с церебральным параличом необходима помощь для того, чтобы обрести самостоятельность и возможность принимать активное участие в жизни общества. Методы лечения ДЦП
  • Массаж
  • лечебная гимнастика
  • метод Войта
  • лечение в барокамере методом нормоксической лечебной компрессии
  • Бобат-терапия
  • нагрузочный костюм ("АДЕЛИ", "Гравистат"), пневмокостюм ("Атлант")
  • логопедическая работа
  • нейро и психокоррекция
  • использование вспомогательных приспособлений
  • рефлексотерапия
  • анималотерапия
а также при необходимости:
  • препараты, снижающие тонус мышц: баклофен, мидокалм
  • препараты ботулинотоксина: диспорт, ботокс
  • оперативные ортопедические вмешательства: сухожильная пластика, сухожильно-мышечная пластика, корригирующая остеотомия, артродез, хирургическое устранение локальных мышечных контрактур вручную (например, фибротомия по Ульзибату) и с использованием дистракционных аппаратов
  • функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая эпидуральная нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга
  • Лечение сопутствующих расстройств (эпилепсии и др.).
  • На ранней стадии: лечение основного заболевания, послужившего причиной развития ДЦП.
  • санаторно-курортное лечение
Для развития интеллектуальной сферы ребёнку с ДЦП нужны обязательно занятия с дефектологом, а также психологом. У детей с ДЦП трудно идёт развитие мелкой моторики, из-за ограниченности физических возможностей страдает познавательная деятельность, что плохо сказывается на формировании мышления. Самое печальное - это то, что родители ребёнка с ДЦП «бросаются» в первые годы жизни ребёнка на восстановление двигательных функций, абсолютно забывая о том, что необходимо развитие мозга ребёнка. Часто бывает так, что родители приводят к дефектологу 6-7-летнего ребёнка, у которого признаки ДЦП уже практически не видны. Но ребёнок не имеет речи, не знает названия предметов, не умеет обращаться с простыми предметами, не имеет привитых навыков самообслуживания. В таком случае уже не приходится говорить о том, что занятия помогут ребёнку догнать сверстников. Большинство таких детей кроме ДЦП получают диагноз олигофрения. Задержка двигательного развития в 90% сопровождается замедлением психического и речевого развития. Многое из того, что ребёнок может без усилий усвоить в раннем возрасте, в возрасте 6-7 лет познаётся ценой изнурительных тренировок. Зачастую детей с ДЦП воспринимают как умственно или психически неполноценных. В огромном проценте случаев это не так! Просто двигательные и речевые нарушения приводят к трудности выражения ребенком того, что он знает и понимает. И если начать коррекцию своевременно, то ребёнок может в плане умственного развития быть наравне со здоровыми сверстниками. Даже при серьёзных формах ДЦП, когда ребёнок практически полностью не контролирует своё тело, такой ребёнок может и должен учиться. Известно, что дети с ДЦП при отсутствии речи и нескоординированных движениях конечностей, могут освоить, например, общение посредством компьютера. Конечно, никто не говорит, что лечебная физкультура и массажи не нужны. Однако развитие мышления должно всегда превалировать в шкале ценностей над формированием, например, умения залезать на лестницу. Если же ребенка воспринимать как заведомо неполноценного и не предоставлять ему стимулирующей среды и возможности для общения, как часто бывает в больницах и специальных учреждениях, то задержка развития будет неминуемой, как и у любого другого ребенка.