Быт Енисейской губернии конца XIX − начала XX века. Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века

КОРЕННОЕ И РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ЕНИСЕЙСКОМ СЕВЕРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

INDIGENOUS AND RUSSIAN POPULATION IN THE YENISEI NORTH IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES

Д.Ю. Хоменко D.Yu. Khomenko

Енисейский Север, межэтнические отношения, христианизация коренных народов, «объякучива-ние русских», водоустройство.

Статья посвящена анализу взаимоотношений между коренными народами Туруханского края и русскими во второй половине XIX - начале XX вв. Рассматриваются виды, формы, характер этих отношений. Даётся оценка уровню христианизации коренного населения.

The Yenisei North, ethnic relations, Christianization of the indigenous peoples, "Obyakuchivanie of Russians", water organization.

The article analyses the relationship between the indigenous peoples of the Turukhansk region and the Russians in the second half of the XIX - early XX century. It examines the types, forms and nature of these relationship. It estimates the level of Christianization of the indigenous population.

Проблемой исследования являются межэтнические отношения между коренными народами и русским населением Приени-сейского Севера. Эта тема не нова в научной литературе. Большой научный материал был накоплен в дореволюционной (В. Анучин, М.Ф. Кривошапкин, П.И. Третьяков, А.Я. Тугаринов, П.Е. Островских, В.Л. Исаченко, К.М. Рычков и др.) и советской историографии (Б.О. Долгих, В.И. Васильев, Ю.Б. Симченко, Е.А. Алексеенко, И.С. Гур-вич, Л.В. Хомич и др.). Однако проблема в основном рассматривалась в этнографическом аспекте. В предлагаемой статье делается попытка выявить характер межэтнических отношений между русским и коренным населением Туруханского края в их динамике начиная с середины XIX в. до 1917 г. и рассмотреть влияние капиталистического фактора на их эволюцию.

К середине XIX в. этническая карта Турухан-ского края была в основном сформирована. Она отличалось большим разнообразием. На левом берегу Енисея проживали ненцы (юраки) и селькупы (остяко-самоеды), по обоим берегам - кеты (енисейские остяки), на правом - обитали энцы (самоеды), в таёжной зоне, в междуречье Нижней, Подкаменной Тунгусок и Ангары - племена тунгусов (эвенков). Возле оз. Ессей и по течению

р. Хатанга проживали якуты. Русское население, составлявшее меньшинство, проживало в основном вдоль р. Енисей, а также небольшая группа крестьян Затундринского общества - в бассейне р. Хатанга. Севернее остальных проживали предки нганасан (авамские и вадеевские самоеды), а вдоль Хатангского тракта - долганы.

Численность коренного населения имела устойчивую тенденцию к росту, хотя в отдельные периоды она заметно уменьшалась. Причиной всплесков высокой смертности обычно являлись массовые эпидемии и недоступность медицинской помощи.

Хозяйство коренных народов Севера Приени-сейской Сибири во второй половине XIX в. носило присваивающий характер и включало рыболовство, охоту и оленеводство. Выбор того или иного вида хозяйственной деятельности зависел от географических и климатических условий. Для нганасан, проживавших в тундре относительно изолированно от других народов, основным занятием была охота на дикого оленя. Они перемещались по тундре вслед за стадами диких оленей: зиму проводили в лесотундре, весной перекочёвывали к северу, к морскому побережью, а в августе возвращались обратно.

Во второй половине XIX в. контакты корен-

Таблица 1

Динамика численности населения Приенисейского севера

Народность 1848 1859 1863 1871 1881 1897 1899 1921

Тунгусы (эвенки) 1156 2731 - 1487 401 (часть) - 1762 4543

Нганасаны 504 - - - 158 (часть) - 681 554

Долганы 764 690 - 573 657 - 691 1224

Якуты 662 579 - 568 531 - 581 2274

Самоеды (энцы) 444 721 (вместе с нганасанами) - 1093 (вместе с нганасанами) - - 440 756

Остяки (селькупы) 865 - - - - - 861 1359

Юраки (ненцы) 473 798 - 343 - - 443 2817

Енисейские остяки (кеты) 550 2298 (вместе с селькупами) - 1604 (вместе с селькупами) - - 948 1465

Всего коренных народов 5418 7817 4633 5668 7745 6407 14992

Русские крестьяне - - 1139 1108 - 2655 -

Источники: РГИА. Ф. 970. Оп. 1. Д. 1005. Л. 11-14; ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Ед. хр. 96. К. 1736. Л. 174; Памятная книжка Енисейской губернии на 1865-66 гг. Спб: тип. К. Вульфа, 1865. С. 182; Третьяков П.И. Туруханский край: его природа и жители. Спб: тип. В. Безобразова и комп., 1871. С. 121; ГАКК. Ф. 117. Оп. 1. Д. 1007. Л. 1 об.; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т.73: Енисейская губерния. СПб: тип. В.П. Мещерского, 1904. С. 29; ГАКК. Ф. 595. Оп. 30. Д. 1204. Л. 172-176; Доброва-Ядринцева Л.Н. Туземцы Туруханского края: опыт исследования экономического положения. Новониколаевск: изд. Сиб. рев. кома, 1925. С. 12-13.

ного населения с русскими заметно активизируются. Можно выделить две зоны наиболее плотного взаимодействия русского и коренного населения Туруханского края: долина р. Енисей и территория «затундры»: вдоль линии русских станков на Хатангском тракте и в бассейне р. Хатанга. Здесь в результате межэтнических контактов шёл процесс «объякучивания» затундринских крестьян. Этнограф В. Васильев, обследовавший в начале ХХ в. русское население в этом районе, отмечал, что немногочисленные русские крестьяне, жившие по Хете и Хатанге, по образу жизни ничем не отличались от здешних «инородцев», совершенно утратив свой исконный физический и духовный облик. «Русский язык ими совершенно также утрачен, или говорят на нём лишь немногие, якутский же язык сделался для них родным», - писал он [Васильев, 1908, с.31].

Оторванность крестьян затундринского общества от остальной массы русского населения, проживание в непривычных климатических условиях привели к изменению их хозяйственной деятельности: они переняли у окружавших их якутов и эвенков занятие оленеводством, перешли к кочевому образу жизни. Причиной этому могли послужить условия обитания, в которых именно оленеводство представлялось наиболее экономически выгодной формой хозяйства. Изменилась их материальная культура - они перенимали орудия труда, жилища у коренных жителей.

Кроме того, смешанные браки привели и к изменению внешнего облика затундринских крестьян. Результатом сближения затундринских крестьян, якутов и эвенков стало появление новой народности - долган.

В культуре долган отмечается синтез элементов, присущих русским, эвенкам и якутам. Так, основным жилищем долган стал эвенкский чум, но одновременно часть жителей строила русские избы, часть проживала в якутских юртах - балаганах (РГИА. Ф. 970. Оп. 1. Д. 1005. Л. 2). Кроме того, долганы первыми из народностей Крайнего Севера начали массово использовать балок - домик на полозьях, или нартяной чум, позаимствованный ими у русских купцов. Ставные сети, которыми они пользовались, подразделялись на якутские (из конского волоса) и русские (из пряжи) [Долгих, 1963, с.132]. В долганском фольклоре сочетались якутские предания, эвенкские рассказы и русские сказки [Этническая история... , 1982, с. 77-78].

Территорией совместного проживания русского и коренного населения были берега р. Енисей. Для жителей деревень (станков), расположенных вдоль реки, основным занятием было рыболовство.

В развитии рыболовного промысла в низовьях Енисея можно выделить несколько этапов. До организации пароходного сообщения по Енисею рыболовным промыслом на Енисее занимались местные жители - русские крестьяне и вы-

ходившие летом на берега реки «инородцы». Их деятельность сводилась в основном к обеспечению рыбой собственного хозяйства, на продажу вывозилось около 230 тонн в год. В 1863 г. после появления частного пароходства вызов рыбы вырос вдвое (450 тонн) и, постепенно увеличиваясь, в 1897 г. достиг 825 тонн [Березовский, 1926, с. 9]. Добытая рыба отправлялась в Енисейск.

Пароходовладельцы монополизировали вывоз рыбной продукции, в результате чего хозяйства, для которых добыча рыбы была основным промыслом, оказались в невыгодных условиях: они могли продавать рыбу только по тем ценам, которые предлагали пароходовладельцы, и у них же покупать необходимые товары: хлеб, чай, орудия промысла и др.

Рыболовным считался район от станка Оси-новского вниз до устья Енисея. Водопользование осуществлялось на основании обычного права, согласно которому «каждый станок считает воды Енисея, с половины расстояния от нижележащего станка и до половины расстояния до вышележащего станка, принадлежащими данному станку» [Материалы..., 1914, с. 10]. Один из станков (Шорохинский) был заселен оседлыми якутами (РГИА. Ф. 970. Оп. 1. Д. 1005. Л. 2). Споров между русскими станками о рыболовных песках практически не было. Жители каждого станка самостоятельно определяли водопользование: на одних имели право неводить только те, кто отбывал по-водную гоньбу, на других - все жители.

Коренные жители, выходившие к Енисею в местностях, где проживало постоянное русское население (от ст. Осиновского до ст. Дудинского), свободно пользовались рыболовными местностями. Споров из-за данных территорий не зафиксировано. В 1913 г. вышли на рыболовный промысел 11 ненецких семейств, 10 энецких, 42 селькупских, 5 эвенкских и 100 кетских [Материалы..., 1915, с. 4].

Кеты наиболее плотно взаимодействовали с русским населением, перенимая у них хозяйственные приемы и элементы быта. Так, в конце XIX в. кеты, жившие в русских деревнях Ярце-во и Ворогово, построили себе первые срубные дома. Позже такие дома появились и в других населённых пунктах. Правда, в домах селились преимущественно те кеты, которые непосредствен-

но проживали в русских станках, работая по найму у русских хозяев. Наиболее зажиточная часть кетов, которая занималась кочевым оленеводством, сохраняла традиционные формы жилища. Русское влияние прослеживалось также и в рационе кетов: они «научились печь пироги, варить суп, жарить мясо и рыбу в посуде с добавлением жира» [Алексеенко, 1967, с. 101, 131]. В обиходе кетов появились покупные изделия русского производства: ткани, готовая одежда, посуда фабричного изготовления [Этническая история..., 1982, с.113].

В низовьях Енисея постоянно проживало крайне мало русских, сюда регулярно выходили на лето для промысла энцы, долгане, ненцы, остяки. Известно, что в 1860-х гг. они не пускали сюда пришлых рыбопромышленников. В результате изоляции низовские крестьяне к началу XX в. фактически ассимилировались с коренным населением, переняв у них язык, одежду, и даже породнились с некоторыми инородческим семьями [Материалы..., 1909, с. 20].

С открытием пароходного сообщения в низовья Енисея стали прибывать на промысел артели как из числа жителей туруханских станков, так и нанятые рыбопромышленниками за пределами края. В 1870-х гг. для желающих неводить в низовьях Енисея был установлен так называемый неводной сбор за право пользования рыболовными местностями, признанными за «инородцами», от Бреховских островов вниз по Енисею.

Для беднейших хозяйств, которые не располагали собственными средствами производства, существовала система «обстановки»: богатые местные либо пришлые рыбопромышленники поставляли работникам орудия труда, пищу, одежду в кредит, в залог будущего улова. Нечего и говорить, что данные условия были кабальными и приводили к многолетней задолженности местных жителей своим кредиторам. Системе обстановки подвергались как коренные жители, так и обедневшие русские крестьяне. Этнограф, секретарь Енисейского губернского статистического комитета П.Е. Кулаков в конце XIX в. отмечал, что большинство русских крестьян ведет промысел самостоятельно, тогда как среди инородцев самостоятельных хозяев практически

нет [Кулаков, 1898, с. 82]. И действительно, абсолютное большинство «инородческих» хозяйств, вышедших в 1913 г. в пределах проживания русских на рыболовный промысел, были должниками русского населения. Семейств, которые бы не имели долга перед русскими рыбопромышленниками, насчитывалось по одному у селькупов и эвенков и три - у кетов. Старший специалист по рыболовству, один из участников и организаторов Енисейской научно-промышленной экспедиции 1908-1915 гг. В.Л. Исаченко показал зависимость суммы долга от продолжительности занятия рыбным промыслом - чем дольше семья выходит на промысел, тем выше сумма долга [Материалы..., 1915, с. 56-57]. Аналогичная картина показана и по коренным народностям, выходившим на промыслы в низовьях Енисея. Материалы переписи 128 чумов, обнаруженных экспедицией в 1909 г. показывают, что из 91 ненецкого семейства долга перед русскими не имели

2, из 14 долганских - 1, из 18 энецких - ни одного, из 5 остяцких - 1 [Материалы..., 1909, с. 15]. Однако следует учесть, что имеющаяся статистика касается только тех хозяйств, которые занимались рыболовством на Енисее. Общепризнанно, что к рыболовству как к основному промыслу, прибегали самые обедневшие, мало- и безолен-ные хозяйства коренных жителей. Этим, надо полагать, и объясняется такое большое количество должников среди аборигенов.

Однако не только коренные жители попадали в кабалу к рыбопромышленникам. Беднейшие крестьяне также пользовались системой «обстановки». Статистик, участник Енисейской торговопромышленной экспедиции А.Г. Шлихтер указывал, что 39,5 % крестьянских хозяйств заканчивали год с дефицитом бюджета, а это значит, что они оставались в долгу у своих хозяев [Материалы., 1916, с. 90].

Сложно сказать, носила ли эксплуатация коренного населения дискриминационный характер. Известно, что русские низовьев Енисея называли своих должников «мои азиатцы», а те, в свою очередь, кредитора именовали не иначе как «хозяин» [Материалы..., с. 17]. Однако и русские крестьяне называли «хозяином» своего кредитора [Материалы..., 1916, с. 89]. Первопричиной закабаления «инородцев» было их

бедственное экономическое положение, а не этническая принадлежность. В сохранившихся немногочисленных свидетельствах об отношениях между русскими и коренными жителями практически не встречается фактов ксенофобии, сообщений о конфликтах, вызванных неприятием чужой культуры. Скорее наоборот, даже в семьях зажиточных русских, державших в работниках инородцев, отмечалось стремление как-то облегчить общение с ними с помощью обучения русскому языку и грамоте. Так, энец Петр Спиридонович Болин, состоявший в работниках у купца Ермакова, много позднее, в 1930-х гг., вспоминал, что сыновья его хозяина учили его грамоте. Правда, сам хозяин запрещал им это делать [Васильев, 1963, с. 49].

В 1906 г. было организовано казённое пароходное сообщение с низовьями Енисея, что привело к массовому притоку сюда рыбопромышленников. В этой ситуации обостряется вопрос о принадлежности рыболовных тоней. Были зафиксированы случаи, когда пришлые рыбопромышленники не пускали коренных жителей на территории, где те издревле промышляли рыбу [Материалы..., 1909, с. 17].

Сибирские власти с целью урегулирования споров, возникавших между местным населением и частным капиталом, принимают правила, согласно которым вся местность к северу от 69 градуса с.ш. объявлялась ненаселённой, а находящиеся на этой территории рыболовные пески объявлялись государственной собственностью, сдаваемой с торгов в аренду. По результатам проведенных в 1909 г. торгов из 125 новообразованных рыболовных участков в аренду были сданы 73, а 52 - предоставлены в пользование местным жителям. Больше половины участков достались «Енисейской компании пароходства», которая не стала организовывать собственный промысел, а отдала их в субаренду местному населению. По условиям аренды компания получала половину улова по цене, которую она сама назначала [Очерки., 1909, с. 23]. Таким образом, коренное и местное русское население оказалось в кабальной зависимости от крупного капитала. Коренные жители потеряли доход от неводного сбора, а русское местное население оказалось в невыгодном по-

ложении при распределении рыболовных угодий. Однако, несмотря на явный ущерб, понесенный местным населением в результате введения новых правил, какого-либо организованного протеста не последовало. Во-первых, мероприятия затронули немногочисленную группу населения, а во-вторых, само население, разобщенное по этническим и социальным признакам, оказалось совершенно не способно к защите своих прав.

Важным фактором, влиявшим на межэтнические отношения, являлась политика христианизации коренного населения. Чем ближе к русским проживали северные народности, тем больше среди них встречалось православных. Так, по данным на 1884 г., среди энцев крещёными числились 93 %; ненцев - 87 %; селькупов - 76 %; кетов - 69 %; тунгусов (вместе с долганами) -59 %. Лишь среди авамских и вадеевских самоедов (предков нганасан) не числилось ни одного крещёного (Подсчитано по: ГАКК. Ф. 667. Оп. 1. Д. 26. Л. 75 об.- 76 об.).

Православие явилось одним из факторов этногенеза долган: и якуты, и вошедшие в состав долган тунгусы, и тем более русские были крещены, носили христианские имена и фамилии, почитали иконы.

Православие было частью русской культуры, поэтому христианизация была важным элементом инкорпорации коренных народов Сибири в культурное пространство империи. Обращение в православие, пускай даже и формальное, приближало коренных жителей к русским: они получали русские имена и фамилии, частично перенимали обряды и т. д. Например, кеты в конце XIX в. начали ставить кресты на могилах, хранить среди прочих святынь иконы и крестики [Алексеенко, 1967, с. 169].

Однако на Енисейском Севере этот процесс был далёк от завершения. Коренные жители поверхностно относились к принятию крещения и шли на этот шаг, главным образом преследуя чисто меркантильные цели - освобождение новокрещеных от ясака на три года. Отчеты православных священников содержат немало свидетельств о сохранении многочисленных пережитков язычничества среди коренного населения. Миссионер иеромонах Платон в своем отчете

приводит пример, что среди 11 крещеных «инородцев» никто не знал имени, данного им при крещении [Отчёт, 1900, с. 13]. Аналогичные примеры из своей практики приводил в 1893 г. священник Тазовской Николаевской церкви В. Заводский (ГАКК. Ф. 667. Оп. 1. Д. 58. Л. 3об-4). Священник той же церкви М. Суслов отмечал, что христианизация у коренных народностей Енисейского Севера причудливо сочетается с языческими представлениями. Бог в их представлении имеет антропоморфное происхождение, «он также пьет и ест и одевается, как человек» (Там же. Д. 14. Л. 86-86об.).

Исполнение церковных обрядов жителями Туруханского края было крайне нерегулярным. Так, в 1893 г. на исповедь пришли только 17 % населения края (включая и русских) [Извлечение, 1894, с. 30]. Среди коренного населения часто встречались браки, не освященные церковным ритуалом, редким было посещение храмов в Рождество и Пасху, не прижился среди них и обряд христианского погребения [Отчёт... , 1900, с. 186-187].

Имеющийся материал показывает, что правительство не проводило какой-либо целенаправленной политики по инкорпорации коренных народов в имперское культурное пространство. Довольно индифферентно оно относилось и к идее культурного миссионерства русских крестьян. Русский крестьянин был, по существу, брошен правительством на произвол судьбы. В условиях Крайнего Севера, где невозможно было ведение привычного земледельческого хозяйства, русские переходили к рыболовству либо оленеводству. Потеря частью русских своей национальной идентичности была даже не замечена администрацией: они продолжали числиться крестьянами Затундринского общества.

Переход правительства в начале XX в. к политике активной русификации слабо коснулся Туруханского края. Коренные народы, проживавшие здесь, были оставлены в прежнем юридическом статусе «бродячих инородцев». Мероприятия в области водоустройства по своим масштабам были здесь несравнимы с земельными изъятиями, которые производились под нужды столыпинских переселенцев у хакасов, бурят, бара-бинских татар и др.

Список сокращений

1. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

2. ГАИО - Государственный архив Иркутской области.

3. РГИА - Российский государственный исторический архив.

Библиографический список

1. Алексеенко Е.А. Кеты: историко-

этнографические отроки. Л.: Наука, 1967. 262 с.

2. Березовский А.И. Рыбный промысел Приени-сейского края и пути его развития. Красноярск, 1926.

3. Васильев В.И. Лесные энцы // Сибирский этнографический сборник. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. V., ТИЭ. Т. 84. С. 33-70.

4. Васильев В. Угасшая русская культура на дальнем севере // Сибирские вопросы. 1908. № 1. С. 29-34.

5. Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т.У, ТИЭ. Т. 84. С. 92-141.

6. Извлечение из отчёта о миссионерской деятельности в Енисейской епархии в 1892 г. // Енисейские епархиальные ведомости. 1894. № 2.

7. Кулаков П.Е. Рыбный промысел и рыбная торговля в низовьях Енисея (в Туруханском крае) // Русское судоходство. 1898. № 12. С. 49-104.

8. Материалы по исследованию р. Енисея в рыбопромысловом отношении. Красноярск:

тип. М.И. Абалакова, 1909. Вып. 2. 31 с.

9. Материалы по исследованию р. Енисея в рыбопромысловом отношении. Красноярск:

тип. М.И. Абалакова, 1914. Вып. 8, ч. 1. 190 с.

10. Материалы по исследованию р. Енисея в рыбопромысловом отношении. Красноярск:

тип. М.И. Абалакова, 1915. Вып. 9. 62 с.

11. Материалы по исследованию р. Енисея в рыбопромысловом отношении. Красноярск: Ен. губ. эл. тип., 1916. Вып. 8, ч. 2. 99 с.

12. Отчёт Енисейского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1899 г. // Енисейские епархиальные ведомости. 1900. № 7-8.

13. Отчёт Енисейского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1900 г. // Енисейские епархиальные ведомости. 1901. № 7.

14. Очерки сибирской жизни // Сибирские вопросы. 1909. № 20. С. 18-24.

15. Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. 269 с.

Если вы любите разглядывать снимки из прошлого, тогда вы оцените эту подборку. Эти снимки запечатлели быт людей, которые жили в конце XIX − начала XX веков, в Енисейской губернии.

    1. Крестьяне-челдоны г. Красноярска
    Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г.
    Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.

    2. А.Д. Зырянов − крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии
    Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг.
    В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.

    3. Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда
    Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г.
    Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни.
    Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
    Приангарье − это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.

    5. Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда
    Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
    Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.

    6. Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома


    7. Семья старожилов-староверов на р. Мане
    Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.


    8. Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда
    1911 г.

    11. Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде
    Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.

    12. Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда
    1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.


    13. Праздничный костюм приискателя
    Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
    Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.

    14. А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе


    Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.14. А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе
    Г. Енисейск. Снимок сделан 20 июля 1887 г.
    Смотритель на золотопромывочной машине − это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.
    Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.

    15. Мария Петровна Марковская − сельская учительница с семьей
    Г. Иланск. Июль 1916 г.
    Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать − Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье − старшая дочь М.П. Марковской − Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева − глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер


    16. Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным
    На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».
    Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.

    17. Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда
    Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
    Фотография поступила в музей в начале ХХ в.


    18. Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края
    Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в.
    Тугун − пресноводная рыба рода сигов.


    21. Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии
    Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.


    25. Мятье льна в Енисейском уезде
    Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.


    26. Портомойня на Енисее
    Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.


    27. Прачки на Енисее
    Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.


    28. Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда
    1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».
    Фотография поступила в музей в 1916 г.


    29. Уборка табака в Минусинском уезде
    1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
    Фотография поступила в музей в 1916 г.


    30. Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа
    Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.


    31. Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда
    Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название − “борисовские” веники




План:

    Введение
  • 1 Герб губернии
  • 2 История
    • 2.1 XVII век
    • 2.2 XVIII век
    • 2.3 XIX век
    • 2.4 XX век
  • 3 Административное деление
  • 4 Население
  • 5 Губернаторы и председатели губернских исполкомов
  • 6 Губернские архитекторы
  • Примечания
    Литература

Введение

Енисе́йская губе́рния - административно-территориальная единица в составе Российской империи и РСФСР в 1822-1925 годах.


1. Герб губернии

«В червлёном щите золотой лев с лазоревыми глазами и языком и чёрными когтями, держащим в правой лапе такой же серп. Щит увенчан императорской короной и окружён золотыми дубовыми листьями, соединённых Андреевской лентой».

Герб Енисейской губернии утверждён 5 июля 1878 года. В 1886 году гербовым отделением при Департаменте геральдии с городских щитов были удалены украшения.

Лев символизировал силу и мужество, а серп и лопата отражали главное занятие жителей - земледелие и добычу ископаемых, в первую очередь - золота.


2. История

2.1. XVII век

До 1629 года территория современного Красноярского края входила в обширный регион с центром в городе Тобольске. Позднее острог и Енисейск, Красноярск и Канск с прилегающими землями причислены к Томскому разряду.

В 1676 году Енисейский острог получил статус города, в подчинение которому были переданы все поселения по Енисею и правобережные территории, простирающиеся до Забайкалья.


2.2. XVIII век

Пётр I в 1708 году для упорядочения управления государством провёл территориально-административные преобразования. Основной административной единицей Российской империи стала губерния, в которую входили провинции, делившиеся на уезды. По Указу от 18 декабря 1708 года вся территория Российской империи делилась на восемь губерний. Сибирь и часть Приуралья вошли в состав Сибирской губернии с центром в г. Тобольске.

Из-за дальности расстояний, отсутствия путей сообщения управление территориями Сибирской губернии было чрезвычайно затруднено. Возникла необходимость в проведении территориальных преобразований. В 1719 году в составе Сибирской губернии были учреждены три провинции: Вятская, Соликамская и Тобольская, а через пять лет ещё две - Иркутская и Енисейская с центром в городе Енисейске. В Енисейскую провинцию входили уезды: Мангазейский, Енисейский, Красноярский, Томский, Кузнецкий, Нарымский и Кетский.

В 1764 году по указу Екатерины II территория Сибири подвергнута очередной административно-территориальной реформе: учреждена вторая губерния - Иркутская, в состав которой включены Енисейская провинция. Через два десятилетия Енисейская провинция ликвидирована, её уезды включены в состав трёх губерний: Тобольской (Енисейск и Ачинск), Иркутской и Колыванской (г. Красноярск).

В 1797 году все территории бассейна реки Енисей причислены к Тобольской губернии (до 1804 года; затем до 1822 года они входят в состав Томской губернии).


2.3. XIX век

В целях централизации управления в 1803 году создается Сибирское генерал-губернаторство с центром в городе Иркутске, поглотившее территории Тобольской, Иркутской и Томской губерний.

В 1822 году эта система территориальной подчиненности была упразднена, взамен созданы Западно-Сибирское (центр г.Тобольск) и Восточно-Сибирское (центр г. Иркутск) генерал-губернаторства.

Одновременно по предложению М. М. Сперанского, проводившего ревизию сибирских владений, император Александр I подписал указ об образовании Енисейской губернии в составе пяти округов: Красноярского, Енисейского (с Туруханским краем), Ачинского, Минусинского и Канского. Административным центром вновь образованной губернии утвержден город Красноярск.

26 февраля 1831 года Сенат издал указ «Об устройстве почтового управления в Енисейской губернии». В Красноярске была учреждена губернская почтовая контора, в Енисейске и Ачинске - почтовые экспедиции, а в Канске, Минусинске и Туруханске открыты почтовые отделения.

За 50 лет после создания Енисейской губернии в административном устройстве Российской империи прошли незначительные перемены: в 1879 году округа переименованы в уезды. Территория Енисейской губернии изменениям не подверглась и в основном совпадала с границами современного Красноярского края.


2.4. XX век

С 1913 года Енисейская губерния входит в Иркутское генерал-губернаторство. В апреле 1914 года правительство России устанавливает протекторат над Тувой, которая под названием Урянхайского края вошла в состав Енисейской губернии.

Подобное административно-территориальное деление сохранялось до начала 20-х годов.

В середине 1921 года местные революционеры, поддержанные Красной Армией РСФСР, приняли решение о провозглашении национального суверенитета Тувы.

С 1923 года начинаются работы по районированию Сибири, положившие начало административному переустройству территории края. Упразднены волости, создаются укрупненные районы.

Постановлением ВЦИК от 25 мая 1925 года все губернии и области в Сибири упраздняются, их территории вливаются в единый Сибирский край, с центром в Новосибирске.


3. Административное деление

В конце XIX века в состав губернии входило 5 округов и Туруханский край, входящий в состав Енисейского округа:


4. Население

В 1760-е - 1780-е годы ссылка в Сибирь приобрела массовый характер. В 1820-е годы ссыльные составляют вторую по численности группу жителей Минусинска. В 1863 году в Енисейской губернии жило 44 994 ссыльных, что составляло 1/7 от всего населения губернии.

По переписи 1897 года в губернии проживало 570,2 тыс. чел., в том числе в городах 62,9 тыс. чел. (11,7 %). В религиозном составе преобладали православные - 93,8 %, были также старообрядцы - 2,1 %, католики - 1,1 %, иудеи - 1,1 %, мусульмане - 0,8 % лютеране - 0,7 %. Грамотных - 13,7 %.

Национальный состав в 1897 году :

Округ русские татары
и хакасы
украинцы поляки евреи эвенки мордва якуты ненцы кеты
Губерния в целом 83,0 % 7,7 % 3,8 % 1,0 %
Ачинский 82,7 % 8,7 % 5,7 % 1,1 %
Енисейский 93,3 % 1,2 % 1,2 % 1,9 %
Канский 86,2 % 2,3 % 7,4 % 1,5 % 1,4 %
Красноярский 92,4 % 2,2 % 1,9 % 1,5 %
Минусинский 75,8 % 16,5 % 2,9 % 1,8 %
Туруханский край 27,9 % 14,9 % 19,9 % 28,6 % 8,4 %
Усинский 88,7 % 6,6 % 2,9 %

5. Губернаторы и председатели губернских исполкомов

Герб губернии c оф.описанием, утверждённый Александром II (1878)

  • Степанов, Александр Петрович (1822-1837)
  • Ковалев, Иван Гаврилович (1831-1835)
  • Копылов, Василий Иванович (1835-1845)
  • Падалка, Василий Кириллович (1845-1861)
  • Замятнин, Павел Николаевич (1861-1868)
  • Лохвицкий, Аполлон Давыдович (1869-1882)
  • Педашенко, Иван Константинович (1882-1889)
  • Теляковский, Леонид Константинович (1890-1896)
  • Приклонский, Василий Львович исполняющий обязанности (1896-1897)
  • Светлицкий, Константин Николаевич (1897-1898)
  • Плец, Михаил Александрович (1898-1902)
  • Айгустов, Николай Алексеевич (1903-1905)
  • Давыдов, Виктор Федорович (1905-1906)
  • Гирс, Александр Николаевич (1906-1909)
  • Бологовский, Яков Дмитриевич (1909-1913)
  • Крафт, Иван Иванович (1913-1914)
  • Гололобов, Яков Георгиевич (1915-1917)
  • Крутовский, Владимир Михайлович (1917-1918)
  • Озерных П. (1918)
  • Троцкий, Пётр Иванович (1918-1919)
  • Завадский, Иван Абрамович (1920)
  • Шумяцкий, Борис Захарович (1921)
  • Березовский, Феоктист Алексеевич (1921)
  • Гольдич, Лев Ефимович (1921-1923)
  • Шиханов, Павел Иванович (1923-1925)

6. Губернские архитекторы

  • Воцкий, Павел Фёдорович - губернский архитектор с 1824 года по 1828 год.
    • Шаров, Пётр Алексеевич - помощник губернского архитектора с 1827 года по 1846 год. Исполнял обязанности губернского архитектора после отъезда Воцкого в Иркутск.
  • Маковецкий, Дмитрий Александрович - губернский архитектор в 1829 году и с 1831 года по 1837 год.
  • Алфеев, Яков Иванович - член Енисейской губернской строительной комиссии с 1847 года, губернский архитектор с 1850 года по 1852 год.
  • Бетюцкий, Владимир Михайлович - губернский инженер с 1859 года, губернский архитектор с 1860 по 1861 год.
  • Нюхалов, Северьян Васильевич - губернский архитектор с 1874 года по 1882 год.
  • Фольбаум, Александр Александрович - губернский архитектор с 1890 года по 1909 год.
  • Соколовский, Владимир Александрович - губернский архитектор с 1909 года по 1916 год .

Примечания

  1. Ачинск - ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Ачинск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей - demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=594
  3. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998

Литература

  • Пестов, И. С. «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года»//Москва, 1833 год. 305 стр. с иллюстрациями
  • «Памятная книжка Енисейской губернии», 1863 год
  • Енисейской губернии - 180 лет: Материалы IV краеведческих чтений, Красноярск, декабрь 2002 г. Красноярск: Кларетианум, 2003
- 2.84 Мб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тема: Культурная жизнь Енисейской губернии XIX века

Введение

Енисейская губерния…………………………… …………………

Печать…………………………………………………………….

Художественная культура………………… ……………………

Музеи в Енисейской губернии……………………………………

Будни и праздники………………………………………………… …

Творчество В. И. Сурикова…………………………………………..

Заключение

Используемая литература………………… …………………………..

Введение

В 1719 году, в составе Сибирской губернии была сформирована Енисейская провинция с центром в Енисейске. Первоначально провинция состояла из 7 уездов. В 1764 году, была сформирована новая Иркутская губерния, в которую перешла и Енисейская провинция, а в 1797 году провинция входит в состав Тобольского региона. Только в 1822 году была сформирована самостоятельная Енисейская губерния, появившаяся благодаря специальному указу императора Александра I. В состав губернии вошло 6 округов, общей площадью более 2 миллионов 211 тысяч квадратных вёрст. По данным 1897 года, на территории Енисейской губернии проживало 570 тысяч человек. Повседневная жизнь, нравы, обычаи и культура народа енисейской губернии разнообразные, насыщенные и интересные. С культурной жизнью я вас и познакомлю в данном реферате.

Герб Енисейской губернии

Заметная роль в культурной жизни города и губернии принадлежала печати. Ее начало было положено изданием «Енисейских губернских ведомостей» в 1857 г. Большую часть материалов газеты составляли официальная хроника и перепечатки из столичных газет. Официозный характер издания не отвечал общественным запросам сибиряков, жаждавших слышать свободное слово. Лишь в 1889 г. красноярский учитель Е. Кудрявцев получил разрешение на издание газеты «Справочный листок Енисейской губернии». Программа издания в первое время ограничивалась вопросами справочно-информационного характера, но вскоре Кудрявцев добился разрешения на публикацию статей об общем состоянии губернской экономики, городской жизни. И хотя газета стала более привлекательной по содержанию, Кудрявцеву так и не удалось вывести свое издание на уровень таких газет, как «Восточное обозрение» и «Степной край», которые имели общесибирское значение. С 1895 г. газета стала издаваться под названием «Енисей», а с 1905 г.- «Сибирский край». Одним из завоеваний первой русской революции стало провозглашение в. . . Манифесте 17 октября 1905 г. свободы слова. Это дало толчок к возникновению в губернии целого ряда различных по своей общественно-политической направленности изданий. Только в Красноярске было основано более десяти новых газет. Как правило, они являлись печатными органами местных партийных организаций. Либерально-областническую окраску имели «Енисейский край», «Сибирь», «Красноярец», «Енисейское слово», «Голос Сибири», являвшийся трибуной красноярского отдела Сибирского областного союза. В дни декабрьского вооруженного восстания стал выходить «Красноярский рабочий», издававшийся от имени Красноярского комитета РСДРП. Вышло пять номеров газеты, после подавления восстания ее издание было прекращено и возобновлено нелегально в августе 1907 г. под названием «Рабочий». Однако отпечатали всего лишь два номера. В 1907 г. в Красноярске появилась газета «Сусанин. К началу Первой мировой войны издательский рынок вновь оживляется. Издание газет становится прибыльным делом, и местная буржуазия начинает вкладывать свои капиталы в новую для себя сферу предпринимательской деятельности. К этому времени в губернии зарождается и журнальное дело. Начало было положено сатирическими изданиями, пользовавшимися спросом у публики. Один за одним появлялись журналы такого плана, как «Хи-ха-ха!», «Куманек», но их существование было весьма непродолжительным, поскольку даже шутливые намеки в адрес власти нередко приводили к нешуточным неприятностям для редакции журналов. Самым ярким явлением в губернской журналистике стал журнал «Сибирские записки», который начинает издавать с 1916 г. Вл.М.Крутовский. Программа журнала включала вопросы научно-просветительского и общественно-политического плана, художественную часть, литературную критику. Таким образом, он явился первым в Сибири «толстым журналом. Журнал оказался «долгожителем» в сибирской журналистике, где время издания иногда исчислялось несколькими месяцами. «Сибирские записки» издавались даже в годы гражданской войны, до 1919 г. Губернская журналистика не дала сколько-нибудь громких имен, оставивших след в российской литературе. Исключение, пожалуй, представляет творчество уроженца губернии С.А.Сретенского. Его рассказы, повести и статьи на сибирские темы печатались в столичных изданиях. Он вел один из разделов в популярном сатирическом журнале «Искра». В произведениях Сретенского с документальной достоверностью и большой художественной силой отражен тяжелый быт приисковых рабочих, бесправие сибирского крестьянина, страдавшего от произвола местных начальников, жестокие нравы сибирской бурсы. К самым значительным произведениям писателя можно отнести повесть «Сибирские мученики», сюжет которой был взят из жизни крестьян, отправившихся на заработки на прииски. Деятельность именно таких литераторов второго ряда формировала культурную среду и традиции, столь необходимые для успешного развития художественной жизни в провинции.

Художественная культура

Рост культурных запросов проявился в отношении сибиряков к театру. Интерес к нему первоначально удовлетворялся главным образом за счет гастролировавших трупп, репертуар и постановки которых не отличались особенно высоким вкусом. Поэтому местная интеллигенция, жаждавшая видеть на сцене лучшие образцы театральной классики, нередко сама устраивала самодеятельные представления. Прекрасными актерами были И.Т.Савенков и И.П.Кузнецов, который не только играл на сцене, но и писал пьесы для любительских спектаклей. В 1874 г. антрепренер А.Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу, однако вскоре она распалась. Из ее остатков было позднее сформировано первое в Сибири актерское товарищество, но и оно просуществовало недолго, столкнувшись с финансовыми трудностями. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что к концу 1880-х гг. театр в Красноярске влачил жалкое существование. И тогда городская общественность взяла инициативу в свои руки. В 1887 г. красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства, в числе учредителей которого выступили известные в городе люди И.П.Кузнецов, супруги Матвеевы, В.А.Данилов, И.Т.Савенков, Вл.М.Крутовский, Н.Д.Тютрюмов и др. Общество взяло на себя все заботы о содержании театра, затраты которого должны были покрываться из денежных взносов его членов и сборами со спектаклей. Чтобы привлечь как можно больше зрителей и одновременно наполнить театральную кассу, почти каждую неделю давали премьеру. Поспешность, с которой в репертуар вводились новые спектакли, разумеется, не могла не сказаться на их художественном уровне. Но все же красноярские театралы не чуждались и сложных постановок, знакомя горожан с лучшими образцами русской и зарубежной классики - пьесами В.Шекспира, Ф.Шиллера, А.С.Грибоедова, А.Н.Островского. С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы. Большим событием для местных театралов стал приезд труппы Малого театра во главе с великой русской актрисой Г.Н.Федотовой. В мае 1902 г. труппа артистов московских театров под руководством А.П.Щепкиной показала в Красноярске пять спектаклей, среди них «Бешеные деньги», «Волки и овцы» по пьесам А.Н.Островского. Спектакли с участием столичных актеров проходили в недавно построенном здании Народного дома им. А.С.Пушкина (ныне драматический театр имени великого поэта). Также большой популярностью пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Общественного собрания.

Музеи в Енисейской губернии

Важную роль в изучении сибирского края во второй половине XIX в. начинают играть местные музеи. В 1877 г. одним из первых краеведческих музеев в Сибири стал Минусинский музей. Инициатива его создания принадлежала городскому аптекарю Н. М. Мартьянову. Разработанный им устав получил одобрение городской думы, а сам Мартьянов был назначен распорядителем музея. Устав Минусинского музея был положен в основу многих музеев Сибири. Его концепция базировалась на представлении о музее как учреждении комплексного типа, сочетающем функции научно-исследовательского и культурно-просветительского центра с широкими задачами практического плана - пропаганды новейших промышленных и сельскохозяйственных технологий среди местного населения. Благодаря самоотверженному труду и энтузиазму его основателя музей из далекой сибирской провинции вскоре становится известным в научных кругах страны и за рубежом. С 1887 г. музей принимает участие в выставках, организованных научными обществами Сибири, во всероссийских выставках в Нижнем Новгороде, а в 1900 г. - на Всемирной выставке в Париже. В адрес музея начинают приходить многочисленные письма от научных учреждений, библиотек, общественных организаций, ученых. Создание Минусинского музея послужило толчком для активизации общественности и в других городах губернии. В 1883 г. в Енисейске состоялось открытие музея, у основания которого стояли гласный городской думы Н.В.Скорняков и ученый-краевед А.И.Кытманов. В Красноярске в открытии музея активное участие приняли П.С.Проскуряков, И.Т.Савенков, М.Е.Киборт, А.С.Еленев и др. 12 февраля 1889 г. состоялось открытие музея. С первых лет своей работы музей стал играть заметную роль в общественно-культурной жизни города. В 1887 г. учителем Д.С.Каргополовым был открыт музей в Ачинске. Каргополову принадлежала заслуга создания в 1912 г. краеведческого музея в Канске. Таким образом, оживление в научном изучении края, наметившееся на рубеже веков, было связано с вовлечением его природных, экономических и культурных ресурсов в процессы, вызванные ускорением капиталистической модернизации страны.

Будни и праздники

В повседневной жизни населения Енисейской происходят перемены. Благодаря телеграфу и телефону до сибиряков начали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция провинции. Во внешнем облике городов губернии проступают новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу XX в. возрастает количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. По мере роста городских доходов «отцы города» стремились уделять больше внимания благоустройству. В губернском центре по инициативе городского головы П.С.Смирнова в 1912 г. была построена электростанция и проведено электрическое освещение улиц города, а на следующий год был введен в действие водопровод. В жизни горожан появляются новые увлечения. В начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде. Чтобы упорядочить езду велосипедистов по улицам городов, губернатору пришлось издать правила велосипедного движения. Не менее популярным среди горожан становится кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г. Люди восприняли кинематограф не только как разновидность досуга, но и довольно быстро овладели им как профессией. Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей, отвлечь от пагубного пристрастия простого люда к пьянству. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые по замыслу устроителей должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться. С 1891 г. в Красноярске стали устраиваться рождественские елки для детей. Инициатива этого начинания принадлежала городскому голове Н.К.Переплетчикову, который 4 января устроил на свои средства праздник для детей городской бедноты. На елку собралось 500 детей. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно. Однако новые формы общественно-культурного быта не могли так сразу вытеснить старые традиции и привычки. В жизни мещанства, составлявшего основную часть городского населения, еще прочно держались бытовые традиции, характерные для сибирского крестьянства. Большая часть времени этой части сибиряков была занята тяжелым трудом. Весной-летом все помыслы труженика были поглощены заботами о будущем урожае, с окончанием же сельскохозяйственных работ жизнь не становилась беззаботнее. Часть крестьян и горожан уходили на заработки на прииски, часть занималась извозом, кто-то шел в тайгу добывать пушнину и дичь. Летом обычным занятием сибиряков был сбор ягод, грибов и орехов. Значительная часть времени поглощалась работой в домашнем хозяйстве: молотьбой, уходом за скотом, заготовкой дров, ремонтом хозяйственных построек, исправлением сельскохозяйственного инвентаря. Женщины занимались домашними заготовками, стряпней, ткали полотно, домашние ковры, вязали рукавицы, чулки, катали валенки, мяли и пряли куделю, шили обновы. Однообразный утомительный ритм будней сменялся праздниками, связанными главным образом с датами религиозного календаря. Из светских праздников, имевших общесибирское значение, можно отметить только день Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири. В этот день в городах местные власти устраивали банкеты и балы, в селах праздник отмечался привычными религиозными ритуалами - поминанием своих предков, крестным ходом в честь Ермака и первопроходцев, основателей своих поселений. Самыми значимыми в календаре православных сибиряков были праздники Рождества, Богоявления (Крещения), Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской Божией матери, Николина дня. В эти дни обычно запрещалось трудиться. Но помимо этих праздников в церковном календаре было немало таких, которые не имели обязательных ритуальных регламентации и отмечались лишь теми, кто считал их своими. Например, некоторые - только женщинами (Варвары-мученицы, Авдотьи-каплюжницы, Параскевы-мученицы, Кирики-Улиты, Марии-Магдалины и т. д.) или молодежью (Иванов день, Еремей-запрягальник). Помимо общерусских и общесибирских праздников отмечались храмовые - в честь святого своей приходской церкви. Как правило, на их празднование съезжались жители деревень данного прихода, поэтому они еще назывались съезжие. Проходили такие праздники при большом стечении народа, от 100 до 300 человек, и длились по нескольку дней. Участники их переходили из дома в дом, где гостям устраивали обильное угощение, дарили подарки. В некоторых деревнях, как, например, на Ангаре и в Маклаковской волости, было принято варить канун - поминальное пиво в честь святого приходской церкви и угощать им гостей. Иногда пиво пили из больших чаш - братин, ходивших по кругу среди сидевших за общим столом. Угощавшиеся жертвовали «грошики» на церковь. Такие праздники требовали весьма больших затрат - свыше 30 рублей в год. Кроме того, все праздники в целом занимали едва ли не треть года. Однако не следует думать, что крестьянин руководствовался только мотивами удовольствия. Можно посмотреть на этот обычай, принятый и в коренной России, иначе - как на, своего рода, инвестирование в общинную солидарность, которая в условиях высоких хозяйственных рисков выступала как своеобразный фактор социального страхования. Ведь участие в общем застолье, с одной стороны, воспринималось каждым как моральное обязательство в оказании помощи, а с другой - служило гарантией для ее получения. Достаток сибиряка добывался напряженным трудом. За короткое сибирское лето нужно было успеть сделать ту работу, на которую земледельцам в южных районах страны природа отвела время с весны по осень. В страдные дни крестьяне работали по 16-18 часов, и в это время, конечно, приходилось отказываться от отдыха не только по воскресным дням, но и по церковным праздникам, пренебрегая религиозными ритуалами. Однако, несмотря на всепоглощающий труд, в енисейской деревне начинает формироваться тонкий слой сельской интеллигенции, представлявшей цвет сибирского крестьянства. Это крестьянские умельцы, которые по образцам фабричной техники могли изготовлять самодельные сеялки, веялки, жнейки, и представители народной агрономии, по крупицам собиравшие земледельческий опыт, накопленный сибирским крестьянством. К последним можно отнести Ф.Ф.Девятова. На своем земельном наделе в с.Курагино Минусинского округа он разводил лучшие сорта пшеницы, огородных культур, апробировал посевы льна, проводил опыты по травосеянию. Девятов вывел новую породу крупного рогатого скота, полученную путем скрещивания голландского производителя с местной породой, разводил йоркширскую породу свиней. О своих опытах он рассказывал на страницах сибирских газет и других изданий, уделяя в них внимание не только вопросам агрономии, но и организации крестьянского хозяйства, поиску путей увеличения доходности. Федор Федорович также принимал участие во всевозможных сельскохозяйственных выставках. В 1892 г. он представил образцы яровой ржи и пшеницы на Красноярской выставке, получив золотую медаль. Но самым крупным признанием достижений сибирского крестьянина-самоучки стало присуждение ему бронзовой медали на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. Девятов был знатоком быта сибирского крестьянства, записывал свадебные обряды, народные предания, песни. Он явился инициатором создания библиотеки в с. Курагино и в 1900 г. отдал под нее свой дом. Таким образом, в жизни земледельческого и городского населения Енисейской губернии на рубеже веков все заметнее стали проявляться новые черты.

Творчество В. И. Сурикова

Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции в пореформенный период стало творчество выдающегося художника В.И.Сурикова (1848-1916г.), феномен которого выходит за рамки локальной культуры, приобретая общероссийское и мировое значение. Уроженец Красноярска, выходец из старинного казацкого рода, свои первые шаги в живописи он делает в родном городе под руководством учителя рисования Н. В. Гребнева. Учитель поддержал стремление Сурикова поступить в Академию художеств после окончания училища в 1861 г. Это стало возможным благодаря помощи известного енисейского золотопромышленника П. И. Кузнецова, предоставившего ему стипендию на время обучения в Академии. После окончания в 1875 г. Академии Суриков в своем творчестве постоянно обращается к Сибири. Так, историю боярыни Морозовой он слышал в детстве от крестной матери О.М.Дурандиной. Также и композиция картины сложилась из воспоминаний о том, как по одной из улиц Красноярска везли кого-то из осужденных к публичному наказанию. Прообразами героинь картины стали его родственницы. И сам художник признавал, что «женское царство «Морозовой» вышло из нашего деревенского дома в Торгошине». После окончания работы над «Боярыней Морозовой» Суриков делает зарисовки видов города, пишет портреты матери, брата, знакомых. К 1897 г. относится замысел его картины, посвященной Степану Разину. Тогда же было сделано несколько этюдов к картине, в том числе и портретные зарисовки самого Разина, для которых художнику позировал известный красноярский педагог и ученый И.Т.Савенков. С пребыванием в Красноярске связана картина Сурикова «Взятие снежного городка», сюжетом которой послужило любимое развлечение сибиряков, устраивавшееся обычно на масленичные гуляния. Местом, где Суриков делал этюды с построенного по его заказу снежного городка, стало с. Ладейское под Красноярском. Сам художник не раз высказывал мысль об особом типе духовного склада сибиряка. Он был убежден, что в Сибири дух свободы способствовал развитию человеческого достоинства и активности личности, поднимая ее на такую нравственную высоту, которая была невозможна в условиях многовекового крепостного рабства, господствовавшего в коренной России. Он писал: «В Сибири народ другой, чем в России,- вольный, смелый». И эти качества глубоко импонировали художнику, хотя он и не идеализировал казацкую вольницу в Сибири, прекрасно осознавая ее оборотную сторону - произвол и жестокость сильной личности. Этот взгляд Сурикова на проблему наиболее полно проявился в его картине «Покорение Ермаком Сибири», которую можно назвать программной в мировоззрении художника. Собирая материал для картины, он много работал в Красноярске, Минусинске, Тюмени, Тобольске, Сургуте, Таре, где искал прототипы своих героев, делал этюды. Продолжением сибирской исторической тематики стала работа над картиной «Красноярский бунт». Сурикова привлек этот сюжет тем, что в событиях 1695-1698 гг. участвовали его предки. До конца своей жизни Суриков не порывал связей с родными местами. Очень точно органическую связь творчества художника с его родиной подчеркнул внук художника М.Кончаловский, заметив, что «если бы Суриков не был сибиряком, он бы не был Суриковым». Приезды Сурикова на родину оказывали благотворное влияние на становление молодых сибирских художников. По инициативе Сурикова в Красноярске в 1910 г. открылась рисовальная школа. Таким образом, красноярцы внесли свой вклад не только в развитие сибирского края, но и в сокровищницу русской культуры, дав миру имя своего гениального земляка Василия Ивановича Сурикова.

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»

Картина В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

Картина В. И. Сурикова «Покорение Ермаком Сибири»

Заключение

Используемая литература

Пестов, И. С. «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года»//Москва, 1833 год. 305 стр. с иллюстрациями

«Памятная книжка Енисейской губернии», 1863 год

Енисейской губернии - 180 лет: Материалы IV краеведческих чтений, Красноярск, декабрь 2002 г. Красноярск: Кларетианум, 2003

Латкин Н. В., Енисейская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) - СПб., 1890-1907. Ссылка

http://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%9C%D0%B8%D1%84


Описание работы

В 1719 году, в составе Сибирской губернии была сформирована Енисейская провинция с центром в Енисейске. Первоначально провинция состояла из 7 уездов. В 1764 году, была сформирована новая Иркутская губерния, в которую перешла и Енисейская провинция, а в 1797 году провинция входит в состав Тобольского региона. Только в 1822 году была сформирована самостоятельная Енисейская губерния, появившаяся благодаря специальному указу императора Александра I.

Успешная деятельность Минусинского музея стала своеобразным стимулом к созданию аналогичных местных музеев в других городах Енисейской губернии. Воодушевленный результатами подвижнической деятельности Н.М. Мартьянова гласный Енисейской городской думы Н.В. Скорняков внес 27 марта 1882 года на рассмотрение Думы предложение об учреждении местного музея. Дума поддержала данную инициативу и поручила разработку этого вопроса особой комиссии.

На заседании 22 апреля 1882 года Дума постановила передать под музей и комнату для сторожа верхний этаж Гостиного двора на берегу Енисея (здание не сохранилось), ассигновала единовременное пособие музею в 200 рублей. Также было решено начать сбор средств по подписным листам. За счет подписки среди горожан и сборов от любительских спектаклей было собрано еще 378 рублей.

Для управления музеем был избран комитет под председательством старшего члена городской управы Н.Е. Дрянина. В состав этого комитета вошли: сын золотопромышленника, ученый-краевед, кандидат естественных наук А.И. Кытманов, учитель и гласный думы Н.В.Скорняков и ссыльный каракозовец М.О. Маркс. Позже дума упразднила комитет, возложив управление музеем на их распорядителей Кытманова и Скорнякова. Вход в музей было решено сделать бесплатным.

1 октября 1883 года состоялось торжественное открытие музея. Перед посетителями предстали 3063 экспоната, основная часть которых была пожертвована А.И.Кытмановым. Коллекции были составлены преимущественно из предметов Енисейского и Туруханского округов, призванных служить «наглядным пособием для знакомства с местной природой и жизнью местного жителя и проводником разных полезных сведений по части производств и промыслов». Остальные предметы были подарены или приобретены у местного населения.

Кытманов Александр Игнатьевич (1858—1910), краевед. Историк, почвовед, ботаник, общественный деятель. Купец 1-й гильдии, имел свое пароходство и удачно совмещал научную и коммерческую деятельность. Окончил Петербургский университет, в 1881 году получил степень кандидата естественных наук. Первый в Енисейске приступил к чтению лекций в мужской и женской гимназиях и публичных лекций в общественной собрании с демонстрацией музейных материалов на темы: «О жизни растений», «О зверях Енисейского края», «О морском пути в Сибирь».

С первых дней работы музея наблюдался значительный рост числа экспонатов. К 1 октября 1884 года коллекции музея по антропологии составляли 154 предмета, по сельскому хозяйству, технологии и горному делу — 487, по естественно-историческому — 2633, по нумизматике — 157 предметов. К 14 января 1886 года фонды музея насчитывали уже 5159 предметов.

27 марта 1884 г. Енисейская городская дума приняла решение открыть при музее публичную библиотеку и ежегодно выделять на содержание музея и библиотеки 300 рублей. Библиотекарями были назначены А.И.Кытманов и Н.В.Скорняков.

1 октября 1884 г. состоялось торжественное открытие библиотеки. В ее фонд вошли книги, пожертвованные А.М.Востротиным, А.И.Кытмановым, В.И.Базилевским и многими другими местными меценатами. Библиотека выдавала неимущим читателям книги и газеты бесплатно, с остальных взималась плата в размере 30-ти копеек в месяц или 3-х рублей в год.

В сентябре 1906 года музей переехал в здание городской управы, которое также находилось на центральной площади города. Здание строилось в комплексе с гостиным двором на его южной стороне, специально для учрежденного в 1744 году городового магистрата. С 1789 года здесь размещалась городская дума. В конце 1820 года был надстроен третий этаж здания.

Здание трехэтажное, узкое, прямоугольное в плане, с примыкающей с севера поздней деревянной пристройкой, включающей две лестницы. Южным фасадом обращено к площади. Центральные окна второго и третьего этажей тройные. Средняя часть фасада выделена невысоким аттиком.

Основное украшение фасада — затейливые узоры обрамления углубленных в плоскость стены крупных прямоугольных окон второго этажа. Этот узор исполнен кирпичным валиком и характерен практически для всех памятников гражданской архитектуры Енисейска XVIII века.

Первоначально под средней частью здания была проездная арка для входа во внутренний двор торгового каре. Над аттиком возвышалась легкая восьмигранная башенка со шпилем-флагштоком. Здание является ценным памятником гражданской архитектуры Сибири XVIII-XIX вв., сочетающим оригинальные черты сибирского барокко с приемами классицизма.

Количество предметов, находившихся в отделах Енисейского музея согласно Памятной книге Енисейской губернии за 1903 год:

На конец 1906 года:

Енисейский музей, основанию которого 1 октября минуло 25 лет, смотрится каким-то сиротливым учреждением, хотя и помещается на Торговой площади, не имея даже вывески, а только сохранившуюся надпись «Енисейское городское общество». Открывается музей редко.

Участвовали в создании и в дальнейшем увеличении фондов ученые и путешественники: А.И.Вилькицкий, вице-адмирал С.О.Макаров, Е.В.Толь, В.И.Анучин, П.А.Войлинг, Н.М.Мартьянов, геолог И.П.Толмочев и др. За короткий срок музей приобрел всероссийскую известность. Этнографическими коллекциями музея восхищался норвежский исследователь Арктики Ф.Нансен во время пребывания в Енисейске.

В годы Гражданской войны музей был разграблен. Но этнографическая коллекция, собранная Кытмановым, сохранилась. Восстанавливал музей сын А.И.Кытманова, учитель естествознания Н.А.Кытманов. Коллекция, которой более 100 лет, рассказывает о коренных жителях этих мест, о кетах. Эта маленькая экспозиция уникальна, потому что нигде в мире больше нет коллекции, отображающей жизнь этой народности.

Кетские луки считались лучшими на Севере. Когда сюда пришли русские купцы, они начали скупать луки у кето и продавать другим народностям Севера. Представлены деревянные идолы, которым поклонялись кето, атрибуты шамана. Бубен, изготовленный собственноручно шаманом, начиная от добычи шкуры оленя и заканчивая росписью растительными красками с изображением шамана и тотемных животных, символизирующих его род. Здесь же костюмы и шапочки шамана. Рядом жилище из бересты — 3-метровой высоты чум, одноместная лодка-берестянка, которую легко переносить с одного места на другое. Предметы быта: люлька-лодочка из бересты обтянутая сверху замшей и расшитая бисером, многочисленные корзинки, плетенные из корневища черемухи, берестяные туеса.

Есть модель барака — жилища приисковых рабочих, выполненная А.В.Тимирёвой (1893 — 1975), гражданской женой А.В.Колчака, отбывавшей ссылку в Енисейске и создавшей по найму несколько макетов для музея.

В музее множество фото экспонатов — фотографии разных периодов жизни Енисейска, наводнений в городе, фотографии Павла Егоровича Фунтосова, городского головы в 1872 году, потомственного почетного гражданина Енисейска, инициатора строительства Объ-Енисейского водного пути.

Есть материалы, посвященные пребыванию декабристов в Енисейске.

В настоящее время только основной фонд музея насчитывает свыше 25 тысяч экспонатов, а его библиотека — свыше 14 тысяч томов.

С 1991 года музей располагается в доме енисейского купца Захарова — здании, построенном в 1898 году в эклектическом кирпичном стиле. В его пристройке когда-то размещалась лавка.

Адрес Енисейского краеведческого музея им. А.И.Кытманова — г.Енисейск, ул.Ленина, 106

Дополнительные фотографии


Вконтакте