Основная идея русского космизма состоит в. Русский космизм основные идеи и представители - реферат

Федор Иванович Гиренок - о самом главномФотография: facebook.com/girenok Есть мнение, что термин «русский космизм» придумал философ-почвенник Федор Иванович Гиренок, занимающий сейчас должность заведующего кафедрой на философском факультете МГУ. В научном мире Гиренок известен как автор эпатажных теорий о том, что человек - не разумное, а галлюцинирующее существо, и мы произошли не от умной обезьяны, взявшей в руки палку-копалку, а от обезьяны, страдающей от аутизма. А кроме того, ударными статьями о великой сермяжной правде в газете «Завтра» и неистовой критикой современной науки за слабость дерзаний. В негласных рейтингах философов он располагается в первой десятке вместе с Валерием Подорогой, Олегом Генисаретским, Павлом Тищенко и другими корифеями из Института философии Академии наук.

Сам Федор Иванович не против, когда его называют крестным отцом русского космизма и в свое время дал несколько интервью, в которых так прямо и заявил: да, это моя идея.

В чем главная идея?

Если отбросить шелуху, русский космизм - это история мечтаний нескольких экстравагантных мыслителей конца XIX - начала XX века о том, каким станет человечество, когда наука и техника позволят ему преодолеть природные несовершенства, вырваться за пределы планеты Земля и даже, возможно, воскресить мертвых. В каком-то смысле это научная фантастика с сильной философской базой. Как если бы Герберт Уэллс вдруг решил сочинять вместо романов о далеком будущем развернутые долгосрочные прогнозы, впадая иногда в ядреный метафизический пафос.

Когда появился русский космизм и почему?

С чего все начиналось? С того, что наука начала радикально менять жизнь людей. Она и сейчас ее меняет, но сто лет назад этого никто не ожидал.

Нам трудно представить, что творилось в голове у малограмотного мужика из, допустим, дремучей архангельской деревни, да еще и старообрядца, совершенно дикого, когда он попадал в один из столичных городов. Мощнейший культурный шок, потрясение, ужас. Или как реагировал мелкий чиновник, живущий в какой-нибудь патриархальной Костроме, где всюду колокола, посконность и лапти, на известие о первом успешном полете? Тоже шок, тоже потрясение.

Из этого шока, появилось много странного, в том числе и неясные ожидания. «Что нас ждет?» - спрашивали люди. Эра сказочного процветания или геенна огненная?

Как пишет в своей кандидатской диссертации Екатерина Мельникова, исследователь из Европейского университета в Петербурге, несколько тогдашних издательств, ориентированных на крестьян, только-только выучившихся читать, начали выпускать брошюры о скором конце света, которые с большой охотой раскупались на ярмарках вместе с лубочными картинками и всяким остальным народным творчеством. Крестьяне, наблюдая, как вдоль дорог устанавливают столбы и протягивают провода, по привычке ждали второго пришествия. И в самом деле - чего хорошего ждать от электрического освещения? Только ангелов апокалипсиса.

У беспочвенной либеральной интеллигенции, напротив, ожидания были самые радужные. Каждое новое усовершенствование: телефон, прививки от оспы, наркоз, психоанализ, дирижабли и двигатель внутреннего сгорания - возбуждало аппетит. Если мы можем полететь на дирижабле из одного города в другой, то почему бы нам не перемещаться между планетами? На наших глазах сказка становится былью - вперед, вперед, вперед.

Кто был главным русским космистом?

Картина: Пастернак, Леонид Осипович Философ Николай Федоров (1829–1903). Находясь под впечатлением от успехов науки, он в какой-то момент прямым текстом заявил: а почему бы нам не воскресить всех наших предков? И в самом деле, друзья, раз уж инженер Попов изобрел при помощи своей головы и логарифмической линейки такое чудо, как радио, не замахнуться ли нам на воскрешение людей?

Тогда казалось, что телеграмма из Сызрани в Рязань и всеобщее воскресение по научному методу - это задачи сопоставимого уровня сложности. Решили первую, решим и вторую. Это сейчас прогресс равняется обновленной версии бесполезного гаджета. Никакого волшебства не осталось и в помине. А во времена космистов оно лилось рекой.

Сам Федоров работал в Москве в Румянцевском музее и был известный аскет и бессребреник. В наше время мы привыкли к тому, что аскеты и бессребреники, особенно если они ходят в церковь, истово презирают науку и, как архикрестьянин Герман Стерлигов, время от времени предлагают россиянам жечь колдунов. Федоров был другим. Наука и философия, говорил он, должны действовать, должны бороться с силами природы, зараженной грехом, до полной и окончательной победы. То есть до всеобщего воскресения, когда технологии смогут вернуть к жизни наших предков вплоть до Адама.

Этот поворот с воскрешением - он очень странный. Историк русской философии профессор Зеньковский так и пишет - Федоров уклонился в магизм и фантастику. Почему его так повело? До того он сочинял нормальные с точки зрения русской философии вещи: про покаяться и простить, например. Видимо, ажиотаж и даже угар от новых возможностей сильно кружил голову и философу тоже.

А кто еще был космистом?


Фотография: wikipedia.org

Константин Циолковский (1857–1935) - еще один захватывающий герой. Бедный школьный учитель, с женой и детьми, в провинциальной Калуге в свободное от работы время занят тем, что вместе со своим другом, налоговым чиновником, клеит модели дирижаблей, способных покорять дальние планеты. Не странно ли - живя в исконной избе с печным отоплением, иконами в красном углу и керосиновой лампой, рисовать чертежи металлических летательных аппаратов?


Фотография: wikipedia.org

Александр Чижевский (1897–1964) - странный, очень странный советский ученый, часто бывавший в гостях у Циолковского в Калуге. Придумывает люстру, ионизирующую воздух - кажется, полезная вещь, и пишет умопомрачительные, на грани безумия, гимны Солнцу, похожие на псалмы последователей какой-то неизвестной вавилонской религии, с жутковатой пелевенщиной на заднем плане. Сочиняет евгенические правила для человечества, чтобы оно поскорее стало лучистым, в смысле - избавилось от обезьяньей наследственности, и превратилось в чистый свет. Есть сведения, что под конец жизни Чижевский откровенно поклонялся Солнцу.


Фотография: wikipedia.org

Владимир Вернадский (1863–1945) - невероятный человек из той же эпохи. Придумал ноосферу, известную всем со школьной программы. Откуда она? Зачем? Будучи успешным академическим ученым, на ровном месте приходит к мысли, что человеческий разум - это одна из космических стихий, такая же мощная, как гравитация. И она, конечно, образует свою отдельную сферу. До недавнего времени в Тамбовском университете существовал факультет ноосферной безопасности и права. Люди изучали вопрос вплотную. Теперь вроде факультет закрыли.

Что стало с русским космизмом в XX веке, и почему про него снова вспомнили сейчас?

Весь русский космизм - это небывалый оптимизм относительно будущего, доходивший иногда до крайностей и даже до форменных безобразий, когда реальность и бред смешивались и взбалтывались.

И он исчерпал себя, когда стало ясно, что научный прогресс решает многие проблемы, но не решает все, поскольку и у него есть свои ограничения и свои издержки. Техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды, оружие массового поражения - о таких вещах Федоров не думал. Можно создавать новые модели сверхзвуковых самолетов, но воскрешение умерших, увы, нам неподвластно и вряд ли будет.

Современная публика мало смотрит на звезды, и самый популярный сериал - не об ученых, покоряющих материю, а об игре престолов. И это не потому, что она глупее людей, живших на границе девятнадцатого и двадцатого веков. Просто теперь ни у кого нет никаких иллюзий по поводу того, каким образом возникает научное знание и чего оно может достичь в обозримой перспективе. А там, где иллюзий нет, спрос на фантастические построения космистов равен нулю.

Космизм давно бы исчез, если бы не старания пропагандистов. В нем вдруг увидели ту саму русскую идею - смысл существования нации, стержень и опору, без которой нет жизни русскому человеку. Сейчас это такая альтернативная версия православия, самодержавия, народности.

Авторы, придумавшие космизм, при всей своей экстравагантности были чрезвычайно далеки от вопросов национализма и государственного строительства. Наоборот, им хотелось поскорее попасть в землю обетованную, где нет ни национальностей, ни границ, ни таможенных пунктов с унылыми мужчинами в нелепых фуражках. Они думали о планете Земля и о человечестве, местные суверенитеты и территориальные амбиции их не беспокоили. Курьезно само название - русский космизм. Приставка «русский» здесь смотрится как частичка мощей Матроны Московской на Международной космической станции. При чем тут «русский»? Речь же идет о планетарном проекте, в который вовлекается все человечество. Человечество как единица невозможно, если оно дробится по национальному признаку. Ноосфера - она ведь не только там, где русские живут или где по утрам слышен малиновый звон.

Впрочем, в этом мире всегда так происходит: идея, преодолевающая границы, как христианство две тысячи лет назад, в котором нет ни эллина, ни иудея, со временем оказывается на страже государственных границ. Та же история и с космизмом: люди мечтали о лучистом человечестве и высадке на альфу Центавра, а получили повестку в военкомат.

См. также: «Космисты, ребята, вы слабые» - беседа инвесторов издания «Русская планета» с редакцией.

UPD: В первый вариант этой статьи вкралась ошибка - текст про философа Николая Федорова был проиллюстрирован фотографией его однофамильца. Редакция приносит свои извинения.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской фи­лософской мысли конца XIX - начала XX веков является космиче­ская философия или, как чаще ее именуют, русский космизм. Попы­таемся в нескольких фразах сформулировать суть этого течения. Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безгра­ничных возможностях по освоению космоса.

Чтобы правильно оценить суть взглядов представителей рус­ского космизма, необходимо знать его истоки. Тогда станут понят­нее мотивы русских философов к этому вопросу, а также при­чины их достижений и просчетов.

Среди истоков возникновения русского комизма можно выделить следующие .

1. Философским основанием космизма вы­ступают диалектические идеи развития и все­общей взаимосвязи явлений материального и духовного мира , разра­батываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

2. Религиозные идеи христианства также оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были в той или иной степени рели­гиозными мыслителями, например, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния на космизм проявля­ется в первую очередь через нравственные постулаты религии. Хри­стианская идея о братстве всех живущих людей, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, дает изначальную установку и о единстве всего сущего - земного и небесного миров. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

Кроме того, религиозное влияние на русский космизм явственно проглядывает и через христианское учение о воскресении людей. Это наглядно видно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н.Ф. Федорова. А попытка ее реализации неизбежно связа­на с идей единства земного и небесного миров.

3. Естественно-научные предпосылки русского космизма заключаются в том, что в своем развитии человечество в немалой степе­ни опирается на свой разум, на науку, технику . Не будь этого есте­ственно-научного компонента, космическая философия осталась бы в истории человеческой мысли лишь как одно из любопытных утопически религиозных учений в истории философской мысли.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторон­ников космизма на гениальные догадки, опирающиеся на науку как на практическое средство достижения благородных целей.

Так, в частности, уже в середине XIX века для разгона облаков и вызывания дождя использовались пушки. Невиданные ранее дос­тижения техники позволили Н.Ф. Федорову рассчитывать, что бу­дущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в осуществлении его грандиозных идей, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижении бессмертия. И по­следнее будет осуществлено не столько с помощью божественной благодати, а в первую очередь благодаря научным методам. Именно прогресс мировой науки и техники помог самоучке К. Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.


4. Исторические корни русского космизма имеют самое непосред­ственное отношение к России, к национальным особенностям русского народа . Один из основных постулатов русского космизма - идея единства людей, всего человечества. Тысячелетняя Россия -огромная страна, своего рода земной космос - всей историей своего развития и географического расположения обеспечивала и ук­репляла в сознании людей необходимость территориального, а главное, духовного единства. Идея русской «соборности», единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.

Все перечисленные выше факторы и послужили основой воз­никновения совершенно оригинального российского учения в фи­лософии - русского космизма (русской космической философии).

Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, не заурядные ученые, гордость нашего Отечества:

Н.Ф.Федоров, Вл.С. Соловьев, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.

Отец русского космизма Н.Ф. Федоров .

«Отцом русского космизма» по праву считается Николай Федо­рович Федоров (1829-1903). Этот оригинальный и самобытный мыслитель принадлежит к плеяде незаслуженно забытых, а точнее, долгое время замалчиваемых ученых. В 1874-1898 гг. Федоров ра­ботал библиотекарем Румянцевского музея в Москве. Он обладал уникальными энциклопедическими познаниями. Вел подвижниче­ский, аскетический образ жизни (работал по 18-20 часов в сутки, питался в основном хлебом и чаем, раздавая свое скудное жалование нуждающимся). Его творчество, широко известное до револю­ции 1917г., практически лишь в последние десятилетия стало вновь доступным отечественному читателю. Чем же был интересен этот человек и мыслитель?

Оригинальный стиль мышления, ог­ромная эрудиция, высокая нравствен­ность, простота общения, постоянное стремление оказать помощь нуждающимся -все это неизменно притягивало к нему ок­ружающих. Н. Федоров пользовался ши­рокой известностью в обеих российских столицах. Его высоко ценили современни­ки. Среди них - Ф.М. Достоевский. Обычно скупой на похвалу Л.Н. Толстой н.Ф. Федоров так же восхищенно отзывался о Федорове:

«Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Фило­соф Вл. С. Соловьев восторженно писал в письме Н. Федорову: «Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на пути к Христу». Вл. Соловьев признавал Федорова «своим учи­телем и отцом духовным».

Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смер­тью: достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений («патрофикация отцов»).

Н. Федоров - философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность - это деятель­ность («дело») во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли Н. Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков («отцов»). Он полагал нравственным долгом по­томков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они сто­ят. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), - говорил Н. Федоров, - а с каждым и для каждого; Это союз жи­вущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)» 1 .

Однако для осуществления грандиозной, глобальной идеи дос­тижения бессмертия необходимо осуществить ряд конкретных за­дач. Первое - изменить небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. Чувство людской разобщенности и отсутствие между ними братских отношений постоянно мучили мыслителя. В реальном мире в отношениях живых людей обычно царит холодная отчужденность. Ее истоки, по мнению Н. Федорова - из-за сосре­доточенности людей на самих себе и своих проблемах. Поэтому нет желания думать о других.

Человечество для Федорова, бесспорно, единый род, который по самой своей первоначальной сути объединяет и современников, и уже давно ушедшие поколения «отцов» (предков). И поэтому «общее дело», борьба всех против смерти может и должно объеди­нить всех людей и помочь ликвидировать небратские отношения.

В реализации своей мечты Н. Федоров в духе славянофилов возлагал большие надежды на Россию, особенно на русскую сельскую общину, являющуюся, по его мнению, примером человеческого род­ства и любви. «Только Россия, - писал Н. Федоров - как по сво­ему географическому положению, так и по своим физическим осо­бенностям,... может стать исходным пунктом «общего дела».

Огромная роль в реализации «философии общего дела» принад­лежит науке. Задача науки : сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде. И хотя Н. Федоров был глубоко религиозным человеком, но в данном случае он полагал, что воскрешение умерших произойдет не после Страшного суда, благодаря вмешательству Бога, а с помощью науки.

Н. Федоров в целом следует отечественной культурно-исторической традиции отождествления нравственного и религиозного сознания. Отсюда его стремление оригинальным образом навести мост, со­единяющий науку и религию. Он пытается религию рационализи­ровать, а науку - религиозно морализировать. Для него наука - это в первую очередь мощное средство претворения в жизнь христианской идеи создания рая посредством такого научного разви­тия, когда человек сможет безгранично («подобно Богу») управлять природой (причем не только внешней, но и своей собственной). Религия, с точки зрения Н. Федорова, дает науке цель - воскре­шение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновнего долга (в деле воскрешения всех предков, «отцов»).

Главное отличие федоровской идеи воскрешения от канониче­ской, религиозной заключается в том, что само воскрешение дос­тигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека. Именно поэтому Фе­доров различает религиозное понятие «воскресение» и естественно­научное «воскрешение».

Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители скепти­чески и критически отнеслись именно к принижению роли божест­венного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский). Так, Е. Трубецкой называл идею воскрешения с помощью науки «рационалистическим юродством». П. Флоренский, в целом сочув­ствуя идеям Н. Федорова , крайне настороженно относился к его «методике» воскрешения мертвых. В частности, в письме Н.П. Петерсону, последователю Н. Федорова, Флоренский пишет: «если окажется, что учение осуществимо, надо считать одними ес­тественными, человеческими средствами, если вокрешение должно осуществиться только химически, физически, лабораторно, то он в ужасе отвернется от этого величайшего торжества материализма».

Объединению и братству людей, по Федорову, мешает враждеб­ная им «слепая природа». Под давлением сил природы человеком овладевает инстинкт самосохранения. Это в свою очередь приводит к враждебным отношениям друг к другу людей, классов, наций.

Н. Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно поставить перед собой задачу - переделать природу согласно нравственным нормам, установить гос­подство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

Согласно каноническим, религиозным догматам человек, хотя и создан по образу и подобию Бога, но никогда ему не равен. По Федорову же, человек, победив смерть, а впоследствии став госпо­дином Космоса, сам становится Творцом, то есть по существу - всесильным Богом.

Н. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Мыслитель решает эту задачу с помощью освоения кос­моса. Для этого нужно (всего-то!) переселить людей на другие пла­неты для освоения новых «мест обитания».

И здесь открывается достойная новая задача для науки - по­мочь людям овладеть космосом. Об этом до Н. Федорова никто не говорил! Не К. Циолковский, как полагают зачастую, а именно Н. Федоров первым заявил, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание - поприщем нашей деятельности». Разумеется, для достижения этой цели потребуется создать соответ­ствующие технические средства, что позже было блестяще теорети­чески разработано К. Циолковским.

Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения вопроса о способе перемещения человека в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в про­странстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в космос.

По дерзновенным замыслам ученого, в перспективе человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этих путешествиях и последующем расселении людей на других планетах тесно про­явится идея единства человека и космоса.

Несмотря на очевидную утопичность многих проектов Н. Федорова, его идеи в целом носят жизнеутверждающий, гумани­стический характер. Сегодня тема «братства» всех живущих на Зем­ле людей звучит более чем актуально перед лицом бесконечной че­реды насилия и войн. Кроме того, решать грандиозные задачи бес­смертия и освоения космоса можно, лишь объединив усилия уче­ных всех стран, всего человечества. Именно это мы видим сегодня (совместные космические станции, борьба против болезней века, генные опыты).

Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.

К.Э. Циолковский .

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер теории ракетостроения, несмотря на то, что по существу был самоучкой, обладал обширными познаниями и разпосторонними интересами в области как естественных наук, техни­ки, так и в области философии. Впрочем, в годы своей жизни бу­дущий «отец космонавтики» был более известен как специалист популярного тогда дирижаблестроения. Ему, в частности, принад­лежит идея цельнометаллического дирижабля.

Будучи гениальным ученым в области ракетостроения, он оста­вил менее заметный след в философии. И, возможно, не в послед­нюю очередь из-за своего скептического отношения к другим фи­лософским построениям и теориям. Еще со времен учебы в Москве он занимался исключительно точными науками и старался избе­гать, по его словам, «всякой неопределенности и философии». В его философских произведениях не встретишь имен философов прошлого или современников. Философия Циолковского полно­стью самобытна, но уже в силу этого и ограничена.

Основанием своей «естественной философии» Циолковский счи­тал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую дает современная наука». Как подчеркивал сам ученый, «наука, на­блюдение, опыт и математика были основой моей философии» 2 . Разрабатывая собственную «космическую философию» (монизм), он противопоставлял ее, с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой - «пессимистическому» материализму, иг­норирующему вопросы о вселенских целях жизни.

К. Циолковский в целом придерживался материалистической точки зрения и не раз сам это подчеркивал 3 . Однако его так называемая материалистическая философия была весьма эклектична. Во взглядах ученого достаточно ясно прослеживается тяга к механицизму. Он наделял всю материю свойством чувствитель­ности и одушевленности, присущей ее отдель­ным частям в различной степени. Чувствен­ность, по мнению ученого, есть свойство, не­отделимое от материи. Наделенные чувстви­тельностью атомы материи свободно и вечно перемещаются в необозримом пространстве Вселенной. Попадая в «высокообразованное существо», атомы начинают «мыслить». В неорганической же сфере, они как бы «спят», ожидая своего часа. В этих рассуждениях очевидна дань гилозоизму (от греч. hyle - ве­щество и zое - жизнь).

Жизнь, по Циолковскому, вечна.

После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние... Мы все­гда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени... 1 .

Здесь мыслитель весьма близок к индусским учениям о пересе­лении душ.

На основании этой диалектической в своей основе идеи о все­общей жизни, везде и всегда существующей посредством переме­щающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытается постро­ить каркас своей «космической философии».

Жизнь и разум на Земле не являются единственными во Все­ленной. В качестве доказательства этого достаточно того обстоя­тельства, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл име­ла Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?». А на основании сравнительной молодости Земли Циолковским делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна» 3 .

В своей философской этике , К. Циолковский - мечтатель и в то же время сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолков­ский видит это следующим образом. Не имеющее границ космиче­ское пространство, по мнению мыслителя, населено разумными су­ществами различного уровня развития. Ученый выстраивает их ие­рархию. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили все другие планеты. «Совершенные», пройдя все муки эволюции, зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах. Они избавят их население от мук развития.

Как писал Циолковский, со временем, в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала - в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная.

Во Вселенной Земле принадлежит особая роль. Она относится к «более поздним планетам с лучшими плодами». И лишь небольшо­му числу таких планет, в том числе Земле, будет дано право на са­мостоятельное развитие. Нравственная космическая задача Земли - внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос.

К. Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической фило­софии заключается «в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение ракеты для этого ученого было от­нюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а лишь «только методом проникновения в глубины Космоса». Поэтому К. Циолковский очень обижался, когда его представляли «однобоким техником, а не мыслителем». Об этом упоминает в своих воспоминаниях о встречах с Циолков­ским А. Чижевский 2 .

Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно «усовершенствуют природу человека и его общественную организа­цию». В ходе эволюции человеческий организм претерпит сущест­венные изменения, которые превратят человека в разумное «животное-растение», перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор их воли и независимости от среды их обитания. В конце концов человечество сможет экс­плуатировать для своей нужды и пользы все околосолнечное про­странство и солнечную энергию. Со временем земное «население рассеется по всему околосолнечному пространству».

Идеи К. Циолковского о единстве разнообразных миров Кос­моса, его постоянном совершенствовании, включая и самого чело­века, о выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гу­манистический смысл.

Концепция космизма А. Л. Чижевского .

Выдающийся русский ученый-естество - испытатель, философ, профессор Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) был одним из основоположников гелиобиологии - науки о Солнце и о его влиянии на земные процессы. Чижевскому принадлежит ряд удивительных открытий в области философии и естественных наук. Это был незаурядный человек, разносторонняя личность: художник, музыкант, поэт, почетный член более 30 различных иностранных академий и научных обществ . «В науке я прослыл поэтом», - писал о себе молодой ученый. В 1939 г. международным конгрессом по биофизике и биокосмосе Чижевский был выдвинут на соискание Нобелевской премии с характеристикой: «Леонардо да Винчи XX века».

Становление А. Чижевского как ученого прошло в тихой, провинци­альной Калуге. Немалую помощь ему оказывал К.Э. Циолковский. Ко­гда молодой Чижевский занялся изучением вопроса влияния сол­нечной активности на биосферу Земли, то именно Циолковский был первым, кто одобрил эти исследования и даже принимал уча­стие в некоторых экспериментах.

Я никогда не мыслил какого-либо большого научного дела без ибо мои научные труды мы всегда подвергали совместным обсуждениям и критике..., - писал в своих воспоминаниях Чижевский. - В моей личной научной деятельности К.Э. Циолковский сыграл очень большую роль.

Семнадцатилетний юноша Чижевский, беззаветно увлекавшийся астрономией, химией и физикой, обратил внимание на синхрон­ность образования солнечных пятен и одновременную активизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Когда он рас­сказал об этой особенности другим ученым, те подняли его на смех. Циолковский же, напротив, посоветовал накапливать статистиче­ский материал, чтобы исследование было научно и доказательно.

В 18 лет молодой ученый делает доклад на тему: «Периодическое влияние Солнца на биосферу», а за 1915-1917 годы собирает мате­риал для диссертации «О периодичности всемирно-исторического процесса» (защитил в 1918 г.) и одновременно участвует добро­вольцем в боевых действиях на фронте. В 1924 г. Чижевский пуб­ликует ставшую знаменитой работу «Физические факторы истори­ческого процесса» (извлечения из указанной диссертации), в кото­рой сжато изложил основные выводы своей концепции.

На богатом фактическом материале он доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и обще­ственной жизни на Земле от пульса Космоса. Эта работа вызвала волну возмущенных публикаций и обвинение в шарлатанстве. Единственная положительная рецензия принадлежала К. Циолковскому:

Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца, и пу­тем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и ко­лебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказываются Чижевским впер­вые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа.

Чижевский указывает на прямую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний от периодических циклов активности Солнца. «Неблагоприятные дни» для здоровья людей сегодня известны всем. Однако не все знают, что впервые открыл существование такой зависимости наш сооте­чественник А. Чижевский.

Интересна мысль Чижевского и о том, что магнитные возмуще­ния на Солнце могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. А с учетом того, что во главе большин­ства правительств стоят, как правило, немолодые люди, происхо­дящие аномалии могут серьезно сказаться не только на их здоро­вье, но и на политике. Если во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их болезненные физиологические реакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым и трагическим последствиям как для народов своих стран, так и для всего человечества. Это тем более актуально в настоящее время, когда многие страны обладают мощным оружи­ем массового уничтожения.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солн­це существенно влияет не только на физические (биологические) процессы, но также и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции), по мнению Чижевского, во многом определяются по­ведением нашего светила. По подсчетам А. Чижевского, во время минимальной солнечной активности соответственно наблюдается и) минимум массовых социальных движений - 5 процентов, в во время пика активности Солнца их число достигает 60 процентов.

Цикл солнечной активности, по расчетам Чижевского, составля­ет 12 лет. Чижевский обратил внимание на фатальный для судьбы России год Змеи с циклом в 12 лет (1905, 1917, 1929, 1941, 1953), а также выделил сверхритм в 36 лет (1917, 1953). Кстати, еще через 36 лет, в 1989 г., на судьбу нашей страны выпало еще одно испыта­ние - в этот год фактически началось крушение СССР и мировой социалистической системы.

Широко известны труды Чижевского в области аэроионофикации. Он предложил проводить оздоровление воздуха путем насы­щения его отрицательными ионами (так называемая «люстра Чи­жевского »). Как правило, в воздухе их недостаточно. А это, как по­казывают опыты, угнетает организм. Открытие Чижевского исполь­зуется для профилактики, а также для лечения многих, в том числе легочных, болезней. Интересны также работы ученого по структур­ному анализу движущейся крови.

Многие идеи Чижевского нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство чело­века и космоса. Всесторонние исследования творческого наследия Чижевского еще ждут своего часа.

Идеи русского космизма оказали плодотворное влияние на по­следующее развитие отечественной философии и естественных на­ук. Достаточно упомянуть учение о ноосфере В.И. Вернадского .

Идеи Федорова о необходимости тесного сотрудничества ученых всех стран в решении насущных проблем бытия, главной из кото­рых является проблема выживания, находят сегодня свое практиче­ское воплощение (охрана окружающей среды, совместные исследо­вания космического пространства и др.).

Учение русских космистов находит своих сторонников и в наши дни. В последние годы стали проводиться «Федоровские чтения ». Существуют, хотя и немногочисленные, объединения его последо­ватели, в том числе «Прометей » и «Федерация Общего Дела ». В Калуге проходят ежегодные межрегиональные молодежные чте­ния им. А.Л. Чижевского. А если идеи живут и имеют своих верных сторонников, значит, они не являются достоянием лишь истории философской мысли.

Русский космизм - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце ХIХ - начале ХХ вв. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания 51 .

Выделяют несколько направлений в русском космизме:

    Естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, А.А. Богданов и др.).

    Религиозно-философский космизм (А.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.).

    Художественно-поэтический космизм (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Морозов и др.).

    Эзотерический космизм (Н.К. и Е.Н. Рерихи и др.).

    Ноосферный космизм (А.Н. Дмитриев, А.Г. Шипов, А.Е. Акимов, Н.Н. Моисеев, А.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.Д. Московченко и др.).

Федоров Николай Федорович (1829-1903) был особым, удивительным, уникальным человеком и мыслителем. С.Г. Семенова считает его основателем активно-эволюционного космизма.

Влияние идей Н.Ф. Федорова на современников было огромно. Владимир Ильин утверждает, что в лице Федорова «во второй раз человечество увидело Сократа, т.е. человека, за которым уже кончаются возможности тварные и начинается боготварность». «Изумительным философом» назвал Федорова К.Э. Циолковский в своих воспоминаниях. Он характеризовал его как своего первого учителя по московским «университетам самообразования», заронившего в него космические мечты. Известную связь с идеями Федорова можно обнаружить у А.Н. Белого, В.Я. Брюсова, Н.А. Заболоцкого, В.В. Маяковского, А.П. Платонова, М.М. Пришвина, И.Л. Сельвинского, О.Д. Форш, В.Н. Хлебникова, художника Б.Н. Чекрыгина. А.М. Горькому особенно импонировал активизм в воззрениях Федорова. Интерес к учению Федорова проявляется и за пределами России - в Англии, Франции, Польше, США, Японии и т.д.

Главным трудом Н.Ф. Федорова была «Философия общего дела». В этой работе прослеживаются три идеи: 1) учение о Троице как нравственном объединении человечества; 2) учение о всеобщем воскрешении; 3) идея активной эволюции человечества.

«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническому преобразовательному дерзанию. «Все должны быть познающими и все - предметом знания», - считал Федоров. Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами в природе и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений («имманентное воскрешение»). Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция «метеорических», космических явлений; превращение стихийно-разрушитель-ного хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества - «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей, причем эти пределы будут бесконечно расширяться.

Разработка идеи «активной эволюции» стала наиболее философски глубокой и оригинальной стороной в учении Федорова. Здесь и представления о новом типе органического прогресса: осуществляется он - в противовес прогрессу чисто техническому , орудийному, «протезному» - в самой природе человека (психофизиологическая регуляция). Это и обретение способа питания по типу растений, умеющих синтезировать необходимые органические соединения и строить свои ткани из элементарных веществ среды и солнечного света (автотрофность человечества, по В.И. Вернадскому); это и идея «самосозидания», «естественного тканетворения», будущей «полноорганности» человека, дающей ему возможность бесконечного перемещения, «последовательного вездесущия»; это и метеорическая, космическая регуляция.

Всеобщая регуляция, считал Федоров, - это процесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Внутренняя, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности:

    Метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как целое.

    Планетарную астрорегуляцию, объектом которой является Солнечная система.

    Всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.

Метеорическая регуляция включает:

а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических «погромов» - засух, наводнений, градобития и т.д.); овладение климатом, выявление оптимального соотношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности;

б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений;

в) теллурическую регуляцию (рациональное использование земных недр, замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения);

г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ею трудоемкой добычи каменного угля и т.д.).

Следующая ступень регуляции природы предусматривает превращение Земли в космический корабль («земноход» - по терминологии Федорова). Земля сходит со своей земной орбиты и уходит в космические просторы по самостоятельно прокладываемому курсу. Но к этому времени все народы планеты являются единым человечеством, братством и несут за нее всю меру ответственности. Вся Вселенная превратится в Храм, «самым священным местом Храма будет земля <...> иконописью небесною этого небесного Храма будут лучевые образы отцов, изображение наружного и внутреннего строения их тел» 52 . Далее человечество, вместе с воскрешенными отцами, заселяет всю Вселенную.

И еще один важный момент в учении Федорова. Он понимал библейское предсказание апокалипсиса как условную воспитательную задачу. Ведь создатель не может быть губителем , «он не желает гибели ни единого , а хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли». Мыслитель подчеркивает: «Будет ли кончина мира катастрофой или же мирным переходом без войн, без естественных бедствий - это зависит от того, останутся ли люди противниками воли Божией, останутся ли они в состоянии вечной вражды или же, объединясь, станут орудиями воли Божией в деле обращения разрушительной силы в воссозидательную» 53 .

Прошло почти сто лет со дня смерти Н.Ф. Федорова. По-разному можно оценивать его философское наследие. Можно сказать словами С.Н. Булгакова: «самый «проект» должен быть понят не по букве, а по духу, не натуралистически, а религиозно-символически». 54 Но с позиций сегодняшнего дня видно, что в «Философии общего дела» провозглашаются общечеловеческие, общепланетарные задачи как раз эпохи ноосферного выбора. Федоров трезво осознавал то катастрофическое направление, которое приняло развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации.

Первостепенное значение для современного человечества имеет постановка Федоровым вопроса о нравственном преображении человечества («внутренняя регуляция»). Без этой работы над собой, внутреннего самосовершенствования невозможно достичь ступени Богочеловечества, невозможно управлять даже Землей, а не то что всей Вселенной. Первостепенность нравственно-этических вопросов характерна для всей русской философии, и философы-космисты доносили значимость этих вопросов через свои проекты.

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) в нашей стране известен всем как отец космонавтики. Но он был еще и мыслителем, развившим свою «космическую философию». Многие из его философских брошюр вышли в Калуге в 20-30-е годы. Предметом исследования ученого является космическая эволюция человечества в масштабе всей вселенной.

В космической философии К.Э. Циолковского мы найдем пеструю смесь разного рода влияний - от индуистско-буддийских верований в реинкарнацию и античного гилозоизма до морали «разумного эгоизма» и современной ему теософии. Гениальная наивность Циолковского не просто эклектически их соединяет, а претворяет в поле его собственных оригинальных мировоззренческих интуиций.

Можно выделить ряд основных положений его космической философии.

    Идея монизма вселенной: «Все непрерывно и все едино. Материя едина...». Вселенная является единым, бесконечно сложным организмом, имеющим свою «причину» и «волю».

    Идея панпсихизма, т.е. представление о том, что материальная вселенная является живой одухотворенной сущностью. Элементы, ее составляющие, обладают отзывчивостью и чувствительностью. Но степень чувствительности меняется от нуля до неопределенно большой величины в зависимости от развитости объекта. Согласно взглядам ученого, все тела вселенной имеют одну и ту же сущность, одно начало, которое он называет «духом материи», неделимой основой сущности мира. В этом философия К.Э. Циолковского сходна с философией Платона. Поскольку вселенная одухотворена, то живет по законам как физического, так и психического мира. Следовательно, основной вопрос философии решается К.Э. Циолковским с позиций единства духовного и материального.

    Идея «разумных сил» , действующих во вселенной, и понятие «воля Вселенной» . Этим вопросам посвящены ряд работ К.Э. Циолковского: «Космическая философия», «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Первопричина», «Причина космоса» и др. Вселенная, согласно взглядам ученого, не только материальна и одухотворена, но обладает «разумной волей» . Во вселенной все подчинено этой «разумной воле». Во вселенной огромную, в известном смысле даже определяющую роль, играют космические цивилизации; наше человечество лишь одно из них.

    Идея самозарождения вселенной, согласно которой все, что существует во вселенной, порождено самой вселенной. Но с другой стороны, сама вселенная существует благодаря воле первопричины. Принцип самозарождения жизни (автогонии) существует, по мнению Циолковского, лишь на некоторых планетах, типа Земли, для большинства же планет вселенной жизнь организуется путем переноса высших форм с развитых планет.

    Вселенная бесконечна в пространстве и времени. Она включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов («атомов-духов») до «эфирных островов», т.е., выражаясь современным языком, метагалактик разного уровня сложности.

    Идея бесконечности и вечности жизни во вселенной. Она распространяется у К.Э. Циолковского на мир как на целое, на ритмы космической эволюции, бесконечную иерархию космических структур. Из идеи вечности и бессмертия вселенной у К.Э. Циолковского органично вытекает идея бессмертия человека .

Антропологическая тема - одна из центральных в космической философии Циолковского. Человек занимает промежуточное положение в цепи космической эволюции: космос населен «зрелыми существами», превосходящими по уровню своего развития человека, и теми, кто по своему развитию ниже человека. Представляя вселенную как социальный организм, Циолковский отводит важную роль в ее эволюции человеку, который должен привнести в нее «разум и волю».

    В размышлениях Циолковского заслуживает внимания идея причинно-следственной связи , действующей во вселенной: «В конце концов все, что не совершается, имеет источником давно прошедшие времена <...>, наша воля, наши поступки - настоящие и будущие - результат давно прошедших времен».

    Важной чертой космической философии ученого является идея о неизбежности космического будущего человечества , которое достигнет уровня совершенной жизни, будет жить в гармонии с космосом и разнесет эту совершенную организацию жизни по вселенной. Согласно взглядам К.Э. Циолковского на будущее:

    1. выход в космос - необходимый этап развития нашей цивилизации;

      процесс космической экспансии, освоения и преобразования все более расширяющейся в пространстве и времени «экологической ниши» человечества будет продолжаться бесконечно;

      приспосабливаясь к разнообразным условиям космоса, человек изменится не только социально и нравственно, но и в биологическом отношении;

      процесс преобразования космоса будет происходить совместно с другими космическими цивилизациями, в семью которых вольется наше человечество. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство», - считает Циолковский. Выход в космос является, согласно его взглядам, законом развития человечества и его моральным долгом.

Какие же прогнозы мы находим в космической философии К.Э. Циолковского относительно более отдаленных перспектив космонавтики? После осуществления глобальных преобразований солнечной системы наша цивилизация распространится по вселенной как носитель разума и счастья. В этом, считал Циолковский, и состоит величайшая миссия человечества, высшая цель его существования. Циолковский допускал возможность значительного продления человеческой жизни. На определенной стадии освоения космоса наша цивилизация вступит в контакт с другими цивилизациями космоса. Вся совокупность космических цивилизаций, включая нашу собственную, выступает как единый фактор эволюции космоса, единая сила, изменяющая его своей преобразовательной деятельностью.

Многие идеи космической философии К.Э. Циолковского уже оказались буквально пророческими. Не исключено, что и некоторые спорные выводы ученого обнаружат новые эвристические смыслы в обновляющемся потоке человеческой культуры.

Чижевский Александр Леонидович (1897-1964) - выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии, теории и практики аэроионификации, мыслитель, поэт, художник.

Одной из основополагающих идей, определивших научные исследования А.Л. Чижевского, является идея единства живого и неживого, человека и космоса. По его мнению, все на Земле обязано космической энергии: перемены в погоде и смена времен года, приливы и отливы, стихийные бедствия и мирное развитие растений, животных и человека. Вся эволюция Земли и жизни на ней происходит вследствие процесса вибрации космических сил.

Точка зрения А.Л. Чижевского на происхождение жизни на Земле близка представлениям других русских космистов, прежде всего К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, он так же считает жизнь «явлением космическим». Ученый пишет: «Мы вправе рассматривать весь органический мир нашей планеты как творчество, как отражение космического процесса...» 55 .

Космическая энергия, являясь творящим началом, задает некий ритм всему творению. Космический ритм является, согласно Чижевскому, мировым принципом. Этому принципу подчинено все в мироздании. По мнению Чижевского, звездные системы рождаются, живут и умирают так же, как человек, животное и растение, но лишь для того, чтобы вновь создать новую систему или новый мир. Устанавливая факт вечного кругооборота, а значит, и бессмертия Космоса как «Великого Целого», Чижевский подводит нас к осознанию вечного кругооборота, а значит, и бессмертия жизни.

Главным объектом исследований Чижевского было Солнце, влияние солнечной энергии на биосферу Земли, на человека. Отсюда родилось его учение о гелиотараксии. А.Л. Чижевский тщательно изучает историю возникновения солнечных пятен, их влияние на живые организмы, человека и приходит к выводу, что деятельность Солнца - явление закономерное, она протекает периодически и вызвана внутренними и внешними причинами. А.Л. Чижевский вычислил периодичность пятнообразовательных процессов, равную 11,1 года. Размышляя над тем, какую роль играет лучистая энергия Солнца для планеты Земля и ее обитателей, А.Л. Чижевский приходит к следующим эмпирическим выводам:

    Лучистая энергия Солнца является одним из основных факторов, вызвавших развитие органической жизни на Земле. Бесконечно разнообразные проявления жизни Земли находятся в прямой энергетической зависимости от Солнца. Лучистая энергия Солнца озаряет эти образования движением, чувством, мыслью.

    Лучистая энергия Солнца является могущественным биологическим деятелем, и колебания в ее количестве обусловливают все те изменения в органической природе, которые мы наблюдаем в связи с широтою места, временем года и другими геофизическими и сезонными факторами.

    Солнечная система по своим функциям аналогична живому организму, прослеживается связь между физиологическими механизмами живого существа и физико-химическими механизмами Солнца. Жить - значит пропускать сквозь организм поток энергии, которая ведет свое происхождение от Солнца. Количество притекающей лучистой энергии влияет на ускорение химических и физиологических реакций.

Чижевский приходит к выводу, что аналогично 11-летней периодичности солнцедеятельности существует 11-летняя периодичность разнообразных явлений в физическим мире: стихийные бедствия, рост растений, разнообразные проявления в жизни животных, в физических явлениях. В жизни человека - это периодичность различных заболеваний, преступности, социальные и политические проявления, экономическое развитие и т.д. Таким образом, человек и среда в учении А.Л. Чижевского связаны между собой глубокой связью.

Важным аспектом космизма А.Л. Чижевского является положение о влиянии солнцедеятельности на исторический процесс. На основании эмпирических данных он выделил специальную отрасль знания - историометрию . В основе этой новой науки лежит энергетическая гипотеза о связи солнцедеятельности и всемирно-исторического процесса. Ученый доказывает, что как максимумы, так и минимумы лучистой энергии Солнца действуют на человека почти одинаково: они тормозят его психическую деятельность и производят целый ряд отрицательных физиологических эффектов. Только оптимум лучистой энергии Солнца производит на человека благоприятное воздействие. Чижевский доказал совпадение во времени циклических проявлений солнечной активности и массовых проявлений в человеческом обществе. Отдельные разновидности агрессивного поведения (психозы, убийства, изнасилования, драки, грабеж и т.д.), войны, революции, восстания, реформы и т.д. в совокупности складывают картину массовых действий. Сильные пертурбации Солнца, т.е. магнитные бури, вызванные появлением пятен на Солнце, во всех исследуемых случаях у большинства людей одновременно вызывали понижение интеллектуальной деятельности при повышенной нервной и сексуальной возбудимости, резко выраженной эмоциональности и переизбытке моторной энергии.

Всемирно-исторический цикл, совпадающий с циклом солнцедеятельности, равный 11,1 года, Чижевский разделил на четыре периода: 1) эпоху минимума, равную трем годам; 2) эпоху нарастания максимума, равную двум годам; 3) эпоху максимума, равную трем годам; 4) эпоху падения максимума, равную трем годам. За начало и конец всемирно-исторического цикла принимаются даты двух следующих один за другим минимумов солнцедеятельности. Ученый дает характеристику каждому из периодов. Характерная черта периода минимальной активности - разрозненность народных масс, их индеферентизм к политическим и военным вопросам, миролюбивое настроение, уступчивость, терпимость. На международной арене в это время устанавливаются дипломатические отношения, внутри государств проводятся реформы. Начало периода нарастания активности характеризуется значительно большим подъемом активности масс. На массах проявляется сила внушения, начинают организовываться партии, определяются программы, выявляются вожди. Эта эпоха определяет основу дальнейшему развитию исторических событий на протяжении данного цикла. Третий период является главным, разрешающим важные исторические проблемы. Он побуждает человечество к величайшим безумиям и величайшим благодеяниям. Четвертый этап - период падения активности людей. Он тоже может изобиловать крупными событиями, но они, как правило, находятся в стадии завершения.

Таким образом, Чижевский считает, что массовая человеческая деятельность построена по типу правильного чередования напряжений и расслаблений, работы и отдыха, экзальтаций и депрессий. Это чередование состоит в функциональной зависимости от степени напряжения в деятельности Солнца. При этом Чижевский подчеркивает, что причины массовых человеческих проявлений лежат в социально-экономической и политической жизни людей, а солнечная активность является лишь фактором, который повышает или понижает их.

Вернадского Владимира Ивановича (1863-1945) справедливо называют Ломоносовым ХХ в. Редкая синтезирующая способность, всеохватность отличают его творческий гений. Ученый основал и развил несколько новых научных дисциплин, стал создателем учения о биосфере и переходе ее в новое качество - ноосферу. Академик Петербургской Академии Наук, а затем АН СССР, член многочисленных зарубежных академий, Вернадский был и крупным общественным деятелем, выдающимся организатором науки в нашей стране.

В трудах В.И. Вернадского можно обнаружить ряд философских идей: 1) идею о геологической и космической вечности жизни; 2) идею о геологической и космической роли человека и человечества; 3) идею о возрастающей роли науки и человеческого разума в построении оболочки Земли - ноосферы 56 .

Рассуждая о связи жизни с мировой эволюцией, ученый делает вывод о том, что «жизнь не является случайным явлением в мировой эволюции, но тесно связанным с ней следствием » 57 . Жизнь является «буфером» между космосом и «косным» неживым веществом, «буфером», способным использовать космическую энергию для преобразования планетарного вещества. По мнению Н.Н. Моисеева, у Вернадского «жизнь становится катализатором процесса развития» 58 .

В.И. Вернадский считал, что в мире существует три реальности: космоса, микромира, биосферы. В работах о биосфере Вернадский впервые вводит термин «живое вещество», которое он считает основой биосферы, а также понятие «космическая среда мира», которая безгранична. Так же, как и А.Л. Чижевский, ученый полагал, что на Землю влияют даже отдаленные звездные скопления. Он считал, что благодаря космическим излучениям биосфера получает новые свойства. Благодаря этим излучениям «вещество биосферы» проникнуто энергией, оно «становится активным», собирает и распределяет в биосфере полученную в форме излучения энергию и превращает ее в энергию, которая способна производить работу.

Созданием биогеохимии и учением о биосфере В.И. Вернадский поставил новый вопрос - о месте человека в общепланетарном развитии. Работа культурного человечества, которая тесно связана с сознанием, проявляется как новая геологическая и геохимическая сила. Это закономерный процесс, он определен всем ходом геологической истории и не подвластен человеческой воле. Вернадский подчеркивает, что человек создал мир технических устройств - техносферу , которую ученый расценивает как еще одну искусственную глобальную сферу планеты. Корни представлений о техносфере В.И. Вернадский нашел в работах А. Гумбольдта и К. Риттера.

Вернадский рассматривает возникновение человека на нашей планете как факт величайшей важности, единичный в течение геологической истории. Ученый делает вывод: «Очевидно, что существует определенное направление в палеонтологической эволюции организованных живых существ и что появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли - этих основных проявлений человека - не может быть случайным» 59 .

В работе «Автотрофность человечества» В.И. Вернадский приходит к выводам, что материя существовала всегда и космически вечна, жизнь существовала во вселенной всегда и тоже космически вечна, жизнь распространяется во вселенной, существует целенаправленная эволюция во вселенной «живого вещества», человеческий разум и воля являются органической частью «живого вещества», а также великой геологической силой; поэтому жизнь - явление космическое .

В.И. Вернадский полагает, что «Homo sapiens не есть завершение создания», а служит промежуточным звеном в длительной цепи эволюции существ, ему необходимо дальше развивать свой мыслительный аппарат. По мнению ученого, со временем человек изменит форму питания и источники энергии, тогда произойдет его переход на более высокую эволюционную ступень. Как только человек откроет непосредственный синтез пищи без посредничества организованных существ, он освободится от зависимости от других существ. Из существа социально гетеротрофного (использующего для своего питания живые организмы) он сделается существом социально автотрофным (т.е. синтезирующим из неорганических веществ - воды, двуокиси углерода, неорганических соединений азота все необходимые для жизни пищевые вещества, используя энергию фотосинтеза, как все зеленые растения, или хемосинтеза, как некоторые бактерии-хемотрофы). В силу этого факта на земной коре появилось бы в первый раз в геологической истории земного шара « автотрофное животное - автотрофное позвоночное» 60 .

Об изменении природы человека и переходе его на другие источники питания говорили такие космисты, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский. Они предрекали эволюционное превращение людей в «лучистое человечество». Русские космисты религиозного направления говорили об эволюции человечества до «богочеловечества». Автотрофность человека - это реальный путь преодоления смерти, о котором мечтали космисты Н.Ф. Федоров, Н.А. Сетницкий, А.К. Горский, А.К. Манеев и др. Сам В.И. Вернадский считал, что создание нового автотрофного существа дает ему «доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений; оно реально откроет перед ним пути лучшей жизни».

В.И. Вернадский является автором идеи ноосферы, широко обсуждающейся в настоящее время. Ноосфера - это сфера разума. Термин «ноосфера» Вернадский заимствовал у Тейяра де Шардена, который считал, что ноосфера - это оболочка Земли, созданная человеческой мыслью. Вернадский по-своему трактует идею ноосферы, считая, что ноосфера - это оболочка вокруг Земли, созданная культурной энергией человека. Ноосфера возникла с появлением человека вида Homo sapiens и до настоящего времени развивалась стихийно. Задача человечества - перейти к сознательному строительству ноосферы. По мнению ученого, для этого сложились все необходимые обстоятельства: прежде всего, научная мысль имеет планетарный размах, она выступает как новая геологическая сила, увеличивающая влияние живого вещества на эволюцию биосферы. Наука проявляет свой планетарный характер. Из необратимости эволюционного процесса вытекает необратимость эволюционного развития ноосферы.

Таким образом, философские учения русского космизма служат источником новых идей и направлений в современном естествознании и философии, которые находят свою реализацию в практических разработках. Важным условием приобщения к наследию русских космистов является критическое осмысление их идей и проектов с позиций современной науки, разделение научных и фантастических сторон их творчества.

Русский космизм - оригинальное направление в философии конца 19 - начала 20 вв. Можно подразделить на два направления: теологическое (Н.Федоров, П. Флоренский, В. Соловьев) и естественно-научное (Циолковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.). Основная идея данного философского направления заключается в том, что человек – это космопланетарный феномен (homo kosmikus), утверждается единство человека и космоса. В русском космизм возрождается космоцентризм древних греков. Учение Совьева о всеединстве стало одним из исходных моментов формирования русского космизма. Представителей этого глубоко своеобразного течения объединяет понимание человека как существа незавершенного, проективного, способного преодолеть свою несовершенную природу (расширение сознания, развитие ресурсов мозга, достижение индивидуального бессмертия и т.д.).

Открыл страницу «русского космизма» Н.Ф. Федоров (1828-1903). Основной труд «Философия общего дела». Он осуществил синтез двух направлений философского поиска: антропоцентризм и космизм, пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия. Его философию можно считать космически-утопической. Он мечтал о переустройстве мира на основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и наметить основные объекты преобразования.

Основные положения «философии общего дела»:

1) ключевая идея его философии - идея регуляции, т.е. управления природными процессами, которая включает в себя внешний и внутренний аспекты. Внутренняя регуляция (психофизиологическая) - управление природными силами в нас самих. Внешняя регуляция включает в себя следующие ступени: а) метеорическую (управление атмосферными процессами, гелиорегуляция, и т.д.), б) планетарную астрорегуляцию - превращение Земли в космический корабль («земноход», по терминологии Федорова) и переход из околоземного в околосолнечное пространство, в) всеобщая космическая регуляция. Например, решить проблему голода в России можно, овладев атмосферными явлениями, вызывая дождь при помощи взрывов, управляя магнитными силами Земли. Федоров предсказывал России роль первопроходца космоса.

2) проблема жизни и смерти. Одним из главных вопросов в философии Федорова рассматривается вопрос жизни и смерти. Для реализации идей космизма необходима длительная человеческая жизнь. Человек смертен, пока он раб природы. Установив господство над природой, человек побеждает смерть. Более того, Федоров ставит задачу воскрешения прародителей (идея «патрофикации»). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Основным видом любви Федоров считает любовь детей к родителям, к предкам, стремление поддерживать их слабеющие силы. Это «странные заботы», не имеющие прямой практической пользы. В них только нравственный, сверхживотный зов. Сохраняя и продлевая жизнь престарелым родителям, человек как бы идет против природы «поддерживая жизнь в осужденном ею на смерть».


3) Идеализация патриархально-родственных отношений: именно патриархальная семья, где основной целью является укрепление связи с родителями станет проводником на пути к «общему делу».

4) Неприятие христианства в его традиционном виде (как призывающее исключительно к индивидуальному спасению). Утверждал, что ни в одной религии нет такого противоречия между идеями и фактами, как в христианстве, т.к. в столице христианства крест – орудие позорной казни, сделался предметом благоговейного почитания; но казни тем не менее не уничтожились, потому что не уничтожились преступления.

Воскрешение имеет космический параметр. Ресурсов Земли недостаточно для преодоления смерти - выросла бы перенаселенность планеты. Отсюда Федоров установил связь между проектом воскрешения и проектом завоевания новых сред обитания, преобразования Солнечной планеты и дальнего космоса.

Философия Федорова носит социально-утопический характер, а также имеет элементы мистики. Но, несмотря на это, ей присущ жизнеутверждающий пафос. Главная цель философии общего дела - воссоздать нарушение единства мироздания, распавшуюся связь времен, цельность человеческой души. Осуществить это возможно через преодоление разрыва между человеком и природой, через оживление умерших, пробуждение к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых.

Философское наследие Федорова занимает достойное место в русской философской традиции. Еще сто лет назад Федоров предостерегал об опасности техногенной цивилизации, угрозе экологического кризиса. Федоров одним из первых стал осознаватьнеизбежность глобализации, объединения усилий всего мирового сообщества.

Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Она воплотилась в учении Вернадского, Циолковского, Чижевского. Общей идеей для них было то, что необходимо создавать «новую природу» на основе разума, науки. Это новое состояние было охарактеризовано Вернадским как «ноосфера», т.е. сфера разума. В ней природные и социальные законы составляют неразрывное единство. Циолковский провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во Вселенной одной субстанции - материи в ее бесконечном разнообразии. Смерть человека есть лишь разрушение тела, сознания и памяти; составляющие человека атомы бессмертны как элементарные живые существа, впоследствии будут входить в состав других жизненных форм. Еще один замечательный русский ученый Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями социальной жизни (в частности, смертность и рождаемость, количество преступлений и несчастных случаев, различных социальных катаклизмов: войн, революций). «Жизнь, - утверждал он, - явление более космическое, нежели земное». Работы Чижевского получили мировое признание. В 1939 г. его выдвинули на соискание Нобелевской премии «как Леонардо да Винчи ХХ века».

Космизм – это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму. Попытки применить теорию эволюции к космосу в целом имели место в конце XIX в. и на Западе, но как самостоятельное философское направление космизм получил развитие именно в России.

У истоков русского космизма стоял Η. Ф. Федоров. Он пришел к выводу, что через разумные существа природа приходит к самопознанию и самоуправлению. В центре его внимания также стояли проблемы преодоления смерти человека и возможности бесконечного человеческого существования .

Развивали эти идеи В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др. Интересно отметить, что идеи космизма развивались не только философами и естествоиспытателями, но и представителями художественной интеллигенции – поэтами и писателями (В. Ф. Одоевский, Н. Заболоцкий, А. Платонов и др.).

Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый и цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого развития и действовать в соответствии с ним.

У Соловьева внешний мир открывается в сознании человека как множество атомов-сил (монад), являющихся нс обезличенными силами, а существами. Они образуют как бы "клетки" тела единого "космического организма", а группируясь – органы или части этого организма. Такими же "клетками" являются и отдельные люди, а все человечество в целом – органом метафизического божественного организма. Впадение в "грех индивидуализации" привело к "отпадению от Бога" – предназначение человечества состоит в том, чтобы объединить весь космос и вернуть природу Богу, соединившись с ним .

Ряд аналогичных идей развивал и Циолковский (1857–1935) в своих философских работах. У Циолковского первооснову бытия составляют атомы-духи (идеальные атомы, первобытные духи): это простейшие существа, обладающие чувствительностью. И человеческое "я" трактуется им как ощущение "атома-духа", находящегося в живом веществе. Человек, как и любое животное, есть союз таких атомов, живущих в согласии друг с другом. Таким образом, все, существующее в мире, является живым, а то, что мы принимаем за неживую природу, есть всего лишь временное состояние неорганизованной материи. Соответственно, нет и смерти, ибо она всегда сливается с новым рождением.

Космос – это целостный живой организм. В бесконечном времени и в бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Смысл существования материи Циолковский видел в непрерывном и неограниченном возрастании могущества разума, что связано с неизбежным появлением и ростом космических цивилизаций, одной из которых является человеческая . При этом судьба всего космоса зависит от деятельности таких цивилизаций. Эти идеи стали философским фундаментом для его деятельности в области ракетостроения. Задача человечества состоит в выходе в космос, освоении его. Крылатыми стали слова Циолковского: "Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели".

Среди конкретных концепций внутри русского космизма необходимо в первую очередь отметить разработанную В. И. Вернадским (1863–1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как "две стороны" или "две стадии" одного процесса. Естественнонаучным обоснованием для этой концепции послужило созданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие на Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими.

Аналогичные идеи развивал и А. Л. Чижевский (1897–1964), будучи учеником Циолковского. Так, на громадном статистическом материале он показал влияние солнечной активности (солнечных ритмов) на биосферу Земли и социальные процессы (эпидемии, революции, религиозные конфликты и т.д.). Он считал, что космическая энергия обусловливает все жизненные процессы в биосфере.