Урок по теме типы гибридизации. Методическая разработка по химии (11 класс) на тему: Гибридизация атомных орбиталей

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Сенина Н.А.

Р. н/ Д: 2012. - 528 с. Р. н/ Д: 2011. - 524 с. Р. н/ Д: 2009. - 511 с.

Учебно-методическое пособие содержит систематизированные и обобщённые теоретические сведения по русскому языку, стилистике и культуре речи; краткий словарь лингвистических и литературоведческих терминов; сборник упражнений, содержащий дидактические материалы по всем темам, включённым в спецификацию ЕГЭ; тридцать новых авторских учебно-тренировочных тестов, составленных в соответствии с действующей спецификацией; главу «Готовимся к части С», содержащую методические рекомендации для подготовки к написанию сочинения. Кроме того, в пособии дан анализ типичных ошибок учащихся, а также советы по их устранению.

Формат: pdf ( Подготовка к ЕГЭ 2013 ; 201 2, 52 8с.)

Размер: 17,4 Мб

Скачать: 14

Формат: pdf ( Подготовка к ЕГЭ 2012 ; 2011 , 524 с.)

Размер: 17 ,6 Мб

Скачать: 14 .12.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Легион" (см. примечание)

Формат: pdf (Подготовка к ЕГЭ 2010 ; 2009, 511с.)

Размер: 19,3Мб

Скачать: 14 .12.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Легион" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ (по изд. 2011г.)
От автора 6
Глава I. РУССКИЙ ЯЗЫК 8
§ 1. Лексикология и фразеология 8
1.1. Характеристика русской лексики 9
1.2. Заимствования в русском языке. Значение некоторых международных словообразовательных элементов 12
1.3. Фразеология 14
§ 2. Фонетика 15
§ 3. Орфоэпия 18
3.1. Орфоэпический словарик 19
§ 4. Состав слова, словообразование и орфография 24
4.1. Состав слова 24
4.2. Словообразование 27
4.3. Орфография 28
4.3.1. Гласные в корне слова 29
4.3.2. Корни с чередующимися гласными 0//А, Е//И 29
4.3.3. Правописание приставок 31
4.3.3.1. Приставки ПРЕ-и ПРИ- 31
4.3.3.2. Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок) 33
4.3.4. Сложные существительные с ПОЛ- и ПОЛУ- 33
4.3.5. Правописание О и Е (Ё) после шипящих 34
§ 5. Морфология и орфография 35
5.1. Имя существительное 39
5.1.1. Буквы Е, И в окончаниях имен существительных единственного числа 39
5.1.2. Правописание сложных существительных 40
5.1.3. Трудные случаи образования форм 40
5.1.4. Переход слов разных частей речи в имена существительные (субстантивация)* 48
5.2. Имя прилагательное 49
5.2.1. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий 49
5.2.2. Правописание сложных прилагательных 51
5.3. Имя числительное 51
5.3.1. Образование и правописание числительных 51
5.3.2. Образцы склонения количественных числительных.. 52
5.3.3. Склонение числительных оба/обе 52
5.3.4. Мягкий знак в именах числительных 53
5.4. Местоимение 54
5.4.1. Классификация местоимений по значению 54
5.4.2. Правописание местоимений 55
5.5. Глагол 55
5.5.1. Мягкий знак в глагольных формах 56
5.5.2. Правописание личных окончаний глаголов 56
5.5.3. Правописание гласных в суффиксах глаголов 58
5.6. Причастие 59
5.7. Деепричастие 61
5.8. Наречие 62
5.8.1. Правописание наречий 62
5.8.2. Список наречий со слитным написанием 63
5.8.3. Список наречий и наречных выражений с раздельным написанием 65
5.9. Служебные части речи 66
5.9.1. Омонимия служебных и знаменательных частей речи 67
5.9.2. Правописание частицы НЕ 68
§ 6. Синтаксис и пунктуация 69
6.1. Словосочетание 71
6.1.1. Подчинительная связь слов в словосочетаниях 72
6.1.2. Глагольное и именное управление в русском языке... 73
6.2. Предложение 75
6.2.1. Основные типы предложений 76
6.3. Простое предложение 77
6.3.1. Главные члены предложения,..77
6.3.1.1. Подлежащее 77
6.3.1.2. Сказуемое 77
6.3.1.3. Тире между подлежащим и сказуемым 80
6.3.2. Односоставные предложения 81
6.3.3. Однородные члены предложения 83
6.3.3.1. Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения 83
6.3.4. Обособленные члены предложения 84
6.3.4.1. Определение 85
6.3.4.2. Приложение 86
6.3.4.3. Тире при приложении* 87
6.3.4.4. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.. 87
6.3.4.5. Сравнительные обороты* 88
6.3.5. Вводные слова и предложения 91
6.3.5.1. Основные разряды вводных слов 91
6.3.5.2. Омонимия вводных слов и членов предложения 93
6.4. Сложное предложение 95
6.4.1. Типы сложных предложений 96
6.4.2. Разграничение союзов и союзных слов* 97
6.4.3. Таблица по определению видов придаточных частей сложноподчинённых предложений 98
6.4.4. Отсутствие запятой в сложных предложениях* 100
6.4.5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 101
6.5. Прямая речь 102
6.5.1. Знаки препинания при прямой речи 102
6.5.2. Замена прямой речи косвенной 103
§ 7. Речеведение 104
7.1. Функциональные стили речи 104
7.2. Текст 104
§ 8. Готовимся к части С 114
Глава II. СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 130
Глава III. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ 144
§ 1. Орфоэпия 144
§ 2. Лексика 146
§ 3. Правописание корней и приставок 152
§ 4. Правописание знаменательных и служебных частей речи 157
§ 5. Морфологические нормы 174
§ 6. Синтаксис и пунктуация 177
§ 7. Синтаксические нормы 194
§ 8. Речеведение. Синтаксис. Морфология 202
§ 9. Анализ текста 208
Глава IV. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ 222
ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ 499
ОТВЕТЫ К УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ТЕСТАМ 501
Приложение. Обобщённый план экзаменационной работы ЕГЭ2011 года по русскому языку 518
Список рекомендуемой литературы 522

Р. на Д.: 2014. - Кн.1 - 448с., Кн.2 - 368с.

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ-2015 по русскому языку. Проект впервые состоит из двух книг. Книга 1 содержит необходимый материал для фундаментальной подготовки к единому государственному экзамену: - систематизированные и обобщённые теоретические сведения по русскому языку, стилистике и культуре речи; - краткий словарь лингвистический и литературоведческих терминов; - сборник упражнений, содержащий дидактические материалы по всем темам, включённым в спецификацию ЕГЭ; - двадцать новых авторских учебно-тренировочных вариантов, составленных по актуальной на момент выхода книги спецификации ЕГЭ и с учётом опыта экзамена 2014 года; - параграф "Готовимся к написанию сочинения на ЕГЭ". Книга адресована обучающимся общеобразовательных учреждений, учителям, методистам. Пособие может быть использовано для самостоятельной подготовки школьников.

Книга 1.

Формат: pdf

Размер: 8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Книга 2.

Формат: pdf

Размер: 5,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

КНИГА 1.
От автора 6
Глава I. РУССКИЙ ЯЗЫК 8
§ 1. Лексикология и фразеология 8
1.1. Характеристика русской лексики 9
1.2. Заимствования в русском языке. Значение некоторых международных словообразовательных элементов 12
1.3. Фразеология 14
§ 2. Орфоэпия 15
2.1. Орфоэпический словарик 16
§ 3. Словообразование и орфография 23
3.1. Словообразование 23
3.2. Орфография 24
3.2.1. Гласные в корнеслова 24
3.2.2. Корни с чередующимися гласными 0//А, Е//И 24
3.2.3. Правописание приставок 25
3.2.3.1. Приставки ПРЕ-и ПРИ- 25
3.2.3.2. Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок) 28
3.2.4. Сложные существительные с ПОЛ- и ПОЛУ- 28
3.2.5. Правописание О и Е(Ё) после шипящих 29
§ 4. Морфология и орфография 30
4.1. Имя существительное 34
4.1.1. Буквы Е, И в окончаниях имен существительных единственного числа 34
4.1.2. Правописание сложных существительных 35
4.1.3. Трудные случаи образования форм 35
4.1.4. Переход слов разных частей речи в имена существительные (субстантивация) 43
4.2. Имя прилагательное 44
4.2.1. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий 44
4.2.2. Правописание сложных прилагательных 46
4.3. Имя числительное 46
4.3.1. Образование и правописание числительных 46
4.3.2. Образцы склонения количественных числительных 47
4.3.3. Склонение числительных оба/обе 47
4.3.4. Мягкий знак в именах числительных 48
4.4. Местоимение 49
4.4.1. Классификация местоимений по значению 49
4.4.2. Правописание местоимений 50
4.5. Глагол 50
4.5.1. Мягкий знак в глагольных формах 51
4.5.2. Правописание личных окончаний глаголов 51
4.5.3. Правописание гласных в суффиксах глаголов 53
4.6. Причастие 54
4.7. Деепричастие 56
4.8. Наречие 57
4.8.1. Правописание наречий 57
4.8.2. Список наречий со слитным написанием 58
4.8.3. Список наречий и наречных выражений с раздельным написанием 60
4.9. Служебные части речи 61
4.9.1. Омонимия служебных и знаменательных частей речи 62
4.9.2. Правописание частицы НЕ 63
§ 5. Синтаксис и пунктуация 64
5.1. Словосочетание 66
5.1.1. Подчинительная связь слов в словосочетаниях 67
5.1.2. Глагольное и именное управление в русском языке 68
5.2. Предложение 70
5.2.1. Основные типы предложений 71
5.3. Простое предложение 72
5.3.1. Главные члены предложения 72
5.3.1.1. Подлежащее 72
5.3.1.2. Сказуемое 72
5.3.1.3. Тире между подлежащим и сказуемым 75
5.3.2. Односоставные предложения 76
5.3.3. Однородные члены предложения 78
5.3.3.1. Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения 78
5.3.4. Обособленные члены предложения 79
5.3.4.1. Определение 80
5.3.4.2. Приложение 81
5.3.4.3. Тире при приложении* 82
5.3.4.4. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами 82
5.3.4.5. Сравнительные обороты* 83
5.3.5. Вводные слова и предложения 86
5.3.5.1. Основные разряды вводных слов 86
5.3.5.2. Омонимия вводных слов и членов предложения. 88
5.4. Сложное предложение 90
5.4.1. Типы сложных предложений 91
5.4.2. Разграничение союзов и союзных слов 92
5.4.3. Таблица по определению видов придаточных частей сложноподчинённых предложений 93
5.4.4. Отсутствие запятой в сложных предложениях* 95
5.4.5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 96
5.5. Прямая речь 97
5.5.1. Знаки препинания при прямой речи 97
5.5.2. Замена прямой речи косвенной 98
§ 6. Речеведение 99
6.1. Функциональные стили речи 99
6.2. Текст 99
§ 7. Готовимся к написанию сочинения на ЕГЭ 109
Глава II. СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 124
Глава III. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ 138
§ 1. Орфоэпия 138
§ 2. Лексика 140
§ 3. Правописание корней и приставок 146
§ 4. Правописание знаменательных и служебных частей речи 151
§ 5. Морфологические нормы 168
§ 6. Синтаксис и пунктуация 171
§ 7. Синтаксические нормы 188
§ 8. Речеведение. Синтаксис. Морфология 196
§ 9. Анализ текста 202
Глава IV. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ 216
ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ 426
ОТВЕТЫ К УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ТЕСТАМ 428
ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТАХ ЧАСТИ С 432
ПРИЛОЖЕНИЕ. Обобщённый план экзаменационной работы ЕГЭ 2014 года по русскому языку 438

ЧАСТЬ 2.
Глава I. РУССКИЙ ЯЗЫК 7
Разделы языкознания (науки о языке) 7
Фонетика 8
Звуки речи 8
Характеристика гласных букв 9
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я 9
Согласные звуки 10
Русский алфавит 10
Морфемика 11
Морфемный состав слова 11
Словообразование 12
Основа слова 12
Орфография 13
Способы словообразования 13
Гласные в корне слова 13
Корни с чередованием гласных о//а,е//и 14
Приставки 15
Приставки ПРЕ-и ПРИ- 15
Правописание на стыке морфем
(приставки и корня, двух приставок) 16
Морфология и орфография 18
Части речи 18
Имя существительное 19
Падеж имён существительных 20
Типы склонений имён существительных 20
Образцы склонения имён существительных 21
Буквы Е, И в окончаниях имён существительных единственного числа 22
Род имён существительных иностранного происхождения 22
Род сложносокращённых слов 23
Правописание суффиксов имён существительных 24
Имя прилагательное 26
Склонение притяжательных имён прилагательных 27
Степени сравнения качественных прилагательных 27
Омонимия прилагательных и наречий в форме простой сравнительной степени 28
Правописание суффиксов имён прилагательных 29
Имя числительное 1 30
Образцы склонения количественных числительных 30
Склонение числительных оба /обе 31
Правописание числительных 31
Местоимение 32
Классификация местоимений по значению 32
Глагол 33
Правописание личных окончаний глаголов 34
Алгоритм определения личных окончаний глаголов 34
Разноспрягаемые глаголы 35
Алгоритм определения написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах 36
Причастие 36
Образование действительных причастий 37
Образование страдательных причастий 38
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий 38
Деепричастия 40
Наречие 41
Разряды наречий 42
Степени сравнения наречий на -О, образованных от качественных прилагательных 43
Омонимия слов на -О 44
Правописание наречий 44
Наречия на шипящую 45
Написание -О и -Е в суффиксах наречий после шипящих - 45
Дефисное написание наречий 45
Служебные части речи 46
Омонимия служебных и знаменательных частей речи 46
Предлоги 48
Правописание предлогов 49
Союзы 50
Разряды частиц 52
Слитное написание частицы НЕ 53
Раздельное написание частицы НЕ 54
Междометия и звукоподражательные слова 55
Синтаксис и пунктуация 56
Основные типы предложений 56
Простое предложение 57
Тире между подлежащим и сказуемым 58
Члены предложения 61
Слова, грамматически не связанные с членами предложения 65
Осложнение простого предложения 65
Основные разряды вводных слов 73
Омонимия вводных слов и членов предложения 75
Сложное предложение 76
Типы сложных предложений 77
Разграничение союзов и союзных слов 78
Таблица по определению видов придаточных частей сложноподчинённых предложений 79
Виды связи частей в сложноподчинённом предложении 80
Отсутствие запятой в сложных предложениях 81
Знаки препинания при прямой речи 83
Функциональные стили русского языка 84
Типы речи 86
Выразительно-изобразительные средства языка и их роль в речи 87
Грамматические ошибки 93
Приложения 95
Орфоэпический словарик 95
Безударная непроверяемая гласная в корне слова (словарные слова) 102
Список наречий со слитным написанием 104
Список наречий и наречных выражений с раздельным написанием 105
Глава II. СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 107
Глава III. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ 121
Вариант 1 122
Вариант 2 131
Вариант 3 141
Вариант 4 151
Вариант 5 161
Вариант 6 172
Вариант 7 182
Вариант8 192
Вариант 9 202
Вариант 10 213
Вариант 11 224
Вариант 12 235
Вариант 13 246
Вариант 14 257
Вариант 15 268
Вариант 16 279
Вариант 17 290
Вариант 18 302
Вариант 19 312
Вариант 20 323
ОТВЕТЫ К УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ТЕСТАМ 335
Информация о текстах части 2 343
Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом 349
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения Единого государственного экзамена 2015 года по русскому языку 355
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2015 года по русскому языку 362

ГИА 2010. Математика. Учебно–тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. Государственная итоговая аттестация в новой форме / И. Н. Попова

Сборник тестовых заданий предназначен для подготовки к экзамену в форме тестирования по алгебре в 9 классе на базовом уровне. Предлагаемое пособие состоит из двух частей. В первой части пособия представлен учебно-тренировочные тесты, состоящие из 16 заданий в 10 вариантах.

сравнение рациональных чисел; арифметический квадратный корень; решение задач на проценты; вычисление значений алгебраических выражений при заданных значениях переменных; составление арифметического выражения по условию задачи; преобразование целых арифметических выражений; выполнение действий с алгебраическими дробями;

преобразование числовых выражений, содержащих степени с целым показателем; решение линейных уравнений и систем линейных уравнений; решение уравнений второй степени с одной переменной; нахождение координат точек пересечения графиков линейной и квадратичной функций; решение линейных неравенств; решение неравенств второй степени с одной переменной; арифметическая и геометрическая прогрессии; область определения функции; распознавание графиков линейной и квадратичной функций. Адресуется учителям математики и учащимся основной школы.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А. С. Корытник, к.т.н., доцент
Р. П. Лысенко, заслуженный учитель России

Предисловие...........................................................................................................................................3
Отзыв.....................................................................................................................................................5
1 часть. Учебно-тренировочные тесты..............................................................................................7
Вариант 1.........................................................................................................................................................7
Вариант 2.......................................................................................................................................................11
Вариант 3.......................................................................................................................................................15
Вариант 4.......................................................................................................................................................19
Вариант 5.......................................................................................................................................................23
Вариант 6.......................................................................................................................................................27
Вариант 7.......................................................................................................................................................31
Вариант 8.......................................................................................................................................................35
Вариант 9.......................................................................................................................................................39
Вариант 10.....................................................................................................................................................43
2 часть. Тематические тесты........................................................................................................................47
1.Сравнение рациональных чисел...............................................................................................................47
2. Арифметический квадратный корень.....................................................................................................49
3.Решение задач на проценты......................................................................................................................53
4. Вычисление значений алгебраических выражений при заданных значениях переменных............55
5. Составление выражения по условию задачи..........................................................................................57
6. Преобразование целых выражений..........................................................................................................61
7. Выполнение действий с алгебраическими дробями..............................................................................63
8.Преобразование числовых выражений, содержащих степени с целым показателем..........................67
9. Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений..........................................................69
10. Решение уравнений второй степени с одной переменной.................................................................71
11. Нахождение координат точек пересечения графиков линейной и квадратичной функций............73
12.Решение линейных неравенств...............................................................................................................76
13. Решение неравенств второй степени с одной переменной.................................................................78
14. Арифметическая и геометрическая прогрессии..................................................................................83
15.Область определения функции...............................................................................................................86
16. Распознавание графиков линейной и квадратичной функций..........................................................91
Ответы к учебно-тренировочным тестам. 1 часть...............................................................................98
Ответы к тематическим тестам...............................................................................................................99
Литература.....................................................................................................................................................101

Настоящие учебно-тренировочные и тематические тесты предназначены для подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в IX классе на базовом уровне сложности.
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по алгебре учащихся IX классов
общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Содержание экзаменационной работы определяется на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания для части школьников условий, способствующих получению подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики в дальнейшем обучении, прежде всего, при изучении ее в старших классах на профильном уровне.
Экзамен призван помочь школьникам и их родителям принять обоснованные решения при выборе профиля и учебных заведений, в которых они продолжат своё дальнейшее обучение.
При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений. В ней проверяется не только владение базовыми алгоритмами, но и знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться различными математическими языками, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях.
Данные тесты были созданы по материалам краевых тренировочно – диагностических работ, проводимых департаментом образования и науки Краснодарского края, и предназначены для отработки заданий, представленных в первой части экзаменационной работы.
Все задания соответствуют минимуму содержания образования (базовому уровню). При освоении учащимися заданий этого уровня их экзаменационная оценка может быть не выше «4».
Структура тестов соответствует структуре и особенностям экзамена, а также соответствует спецификации демонстрационной версии Математика ГИА – 9 2010.
Для эффективной подготовки к ГИА по математике после повторения теоретического материала и методов решения можно рассмотреть
соответствующие задания из тематических тестов, часть из которых рассматриваются в классе, а оставшиеся можно предложить для решения дома.
Все варианты учебно – тренировочных тестов снабжены ответами и могут использоваться для контроля умений и навыков решения первой части
экзаменационной работы. Они рассчитаны на 40 - 45 минут и могут состоять из 10 – 16 заданий (в зависимости от уровня подготовленности класса).
Учащиеся, желающие получить более высокие результаты, после решения представленных тестов должны перейти к решению задач повышенного и высокого уровня, представленных в других сборниках для подготовки к ГИА.
Надеемся, что данные тесты помогут учащимся при подготовке к итоговой аттестации, а также закреплении и систематизации знаний.
Желаем успехов!

на учебно-методическое пособие для подготовки к ГИА в новой форме «Учебно-тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс». учителя математики МОУ СОШ № 11 Поповой И.Н.
Учебно-методическое пособие «Учебно-тренировочные тесты по математике. 9 класс» для подготовки к ГИА, направлено на повышение уровня математической подготовки учащихся 9 классов, систематизацию знаний по математике за курс основной школы, способствует формированию у учащихся базовых учебных компетентностей.
Предлагаемое пособие состоит из двух частей. В первой части пособия представлен учебно-тренировочный тест, состоящий из 16 заданий, в 10 вариантах. Задания теста разработаны с учетом требований тренировочно-диагностических работ, проводимых департаментом образования и науки в Краснодарском крае.
Во второй части пособия представлены тематические тестовые задания по 16 темам:
- сравнение рациональных чисел;
- арифметический квадратный корень;
- решение задач на проценты;
- вычисление значений алгебраических выражений при заданных значениях переменных;
- составление выражения по условию задачи;
- преобразование целых выражений;
- выполнение действий с алгебраическими дробями;
- преобразование числовых выражений, содержащих степени с целым показателем;
- решение линейных уравнений и систем линейных уравнений;
- решение уравнений второй степени с одной переменной;
- нахождение координат точек пересечения графиков линейной и квадратичной функций;
- решение линейных неравенств;
- решение неравенств второй степени с одной переменной;
- арифметическая и геометрическая прогрессии;
- область определения функции;
- распознавание графиков линейной и квадратичной функций.
Материал пособия рассчитан для поэтапной отработки учащимися I части экзаменационной работы по математике в новой форме. Применение материалов данного учебно-методического пособия позволяет реализовать дифференцированный подход в подготовке учащихся 9-го класса к государственной итоговой аттестации.
Данное пособие – результат обобщения опыта четырех учителей математики МОУ СОШ № 11 города Кропоткина Поповой И.Н., Еременко И.Д., Бутенко Е.К. и Бушман Ж.А., имеющих опыт эффективной подготовки учащихся общеобразовательной школы к государственной итоговой аттестации. Материалы пособия прошли апробацию в школах Кавказского района Краснодарского края. Пособие адресовано широкому кругу участников образовательного процесса: учащимся и их родителям, учителям общеобразовательных школ, методистам, специалистам региональных центров развития образования.
Методист МУ ОМЦ

О.А. Щербакова.

Данный урок поможет вам получить представление о теме «Геометрия молекул. Понятие о теории гибридизации». Будет раскрыт универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода. Вы узнаете о зависимости геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей и свойств веществ от геометрии молекул.

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Геометрия молекул. Понятие о теории гибридизации

на примере молекул с одинарными связями

Внешний уровень атома углерода в основном (невозбужденном) состоянии описывается формулой 2s 2 2p 2 или схемой:

2 s

В этом строении заложены предпосылки для своеобразной симметрии - для четырех электронов имеются как раз 4 орбитали. Еще в середине XIX века немецкий ученый Фридрих Кекуле справедливо предположил, что в органических соединениях валентность углерода равна четырем.

С точки зрения электронного строения атома это можно объяснить так:

Один электрон с 2s-орбитали «перескакивает» на 2p-орбиталь, атом углерода при этом переходит в так называемое возбужденное состояние:

Возбужденное состояние атома углерода 2s 1 2p 3:

2 s

позволяет атому углерода образовать 4 ковалентные связи по обменному механизму.

Три p-орбитали традиционно изображают в форме взаимно перпендикулярных друг другу «гантелей», а s-орбиталь - в форме шара. Три связи, образованные p-электронами, должны располагаться под углом 90 o друг к другу, и они значительно длиннее, чем связь, образованная s-электроном. Но метан СН 4 - это симметричный тетраэдр.

Еще в 1874 г., за много лет до того, как стало возможным прямое определение строения молекул, Якоб Генрик Вант-Гофф (1852-1911), будучи студентом Утрехтского университета, предположил, что атом углерода в соединениях имеет тетраэдрическое строение. Строение молекулы метана СН 4 - правильный тетраэдр с атомом углерода в центре. Валентные углы связей Н-С-Н равны 109 о 28’.

Упрощенное объяснение: все орбитали внешнего уровня углерода выравниваются по энергии и форме, смешиваются, т.е. «гибридизуются», образуя одинаковые гибридные орбитали. См. рис. 1.

Рис. 1. Гибридизация - это смешивание электронных облаков при образовании химических связей

Смешение одной s -орбитали и трех p -орбиталей дает четыре sp 3 -гибридные орбитали, вытянутые по углам тетраэдра с атомом С в центре. Углерод в метане находится в состоянии sp 3 -гибридизации. Рис. 2.

Рис. 2. Строение метана

Строение аммиака

Таким же образом гибридизуются четыре орбитали атома азота в молекуле аммиака NH 3 : У атома азота 5 электронов на внешнем уровне. Поэтому на одной sp 3 -орбитали расположена неподеленная пара электронов, а на остальных трех - электронные пары связей N-H. Все четыре электронные пары располагаются по углам искаженного тетраэдра (электронное облако неподеленной пары больше, чем связывающей). Рис. 3

Рис. 3. Строение аммиака

Строение воды

У атома кислорода 6 электронов на внешнем уровне. Поэтому на двух sp 3 -орбиталях расположены неподеленные пары электронов, а на остальных двух - электронные пары связей О-H. Молекула имеет угловое строение. Рис. 4.

Рис. 4. Строение воды

При таком анализе строения молекул важно не путать геометрию расположения в пространстве электронных пар и геометрию химических связей. Мы видим, что в аммиаке и воде не все электронные пары участвуют в образовании химических связей.

Геометрия молекул или химических связей рассматривает именно расположение атомов в пространстве, не описывая расположение неподеленных электронных пар. Электронные облака гибридных орбиталей стараются как можно дальше оттолкнуться друг от друга. Если облака четыре- то они разойдутся по углам тетраэдра, три - разместятся в плоскости под углом 120°.

Строение молекулы BF 3

На внешнем уровне атома бора 3 электрона. При образовании связей бор, как и углерод, переходит в возбужденное состояние. Одна s- и две p-орбитали, на которых есть электроны, гибридизуются, образуя три одинаковых sp 2 -гибридных орбитали, располагающиеся по углам равностороннего треугольника с атомом бора в центре. Рис. 5

Рис. 5. Строение три фторида бора

Вывод : Геометрия молекул рассматривает расположение атомов в пространстве, не описывая расположение неподеленных электронных пар . Так, строение молекулы воды, состоящей из трех атомов, - не тетраэдрическое, а угловое.

Подведение итога урока

Вы получили представление о теме «Геометрия молекул. Понятие о теории гибридизации». Был раскрыт универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода. Вы узнали о зависимости геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей и свойств веществ от геометрии молекул.

Список литературы

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - 14-е издание. - М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. - М.: Дрофа, 2008. - 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. - М.: Дрофа, 2010. - 462 с.

4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. - 4-е изд. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. - 278 с.

Домашнее задание

1. №№ 1-3 (с. 22) Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г.Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - 14-е издание. - М.: Просвещение, 2012.

2. Почему, имея одинаковый тип гибридизации (какой?), молекулы метана и аммиака имеют разное пространственное строение?

3. Чем отличается основное состояние атома углерода от возбужденного?

Данный урок разработан для учащихся 10 класса естественно-математического профиля.”.

Цели занятия:

    Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойств веществ от геометрии молекул.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронная презентация. Шаростержневые модели молекул метана, пентана, графита, алмаза, этилена, ацетилена, модели молекул изготовленные из воздушных шариков, геометрические модели тетраэдра и треугольной пирамиды. Демонстрационная таблица “Аллотропные модификации углерода”, фотографии с изображением молекул и кристаллов, сообщения учащихся, портрет Л.Полинга.

План занятия

III.

    sp 3 __ гибридизацией;

    sp 2 __ гибридизацией;

    sp – гибридизацией.

Задание к уроку: повторить гибридизацию электронных орбиталей атома углерода, свойства химической связи. 1 ученик готовит электронную презентацию “Жизнь и деятельность Л.Полинга”.

Оформление доски

Ход занятия

I. Организационный момент . Слайд №1.

II. Беседа по домашнему заданию (6 мин). Слайд №2, формулы веществ на доске.

    Какие свойства ковалентной связи мы изучили на прошлом уроке? (длина, Е, прочность, насыщаемость)

    Что такое длина связи и от чего она зависит? (от размера атома и кратности связи)

    Что такое энергия связи и от чего она зависит? (количество энергии, необходимой для разрыва связи; зависит от прочности связи)

    Что такое прочность связи и от чего она зависит? (от того, какая связь - ?, или?, и какие облака перекрываются - гибридные или негибридные)

    Как взаимосвязаны свойства ковалентной связи? (чем больше длина, тем меньше прочность и энергия)

    Как изменяется длина связи в молекулах галогеноводородов (см. на доске – 1-й столбец) и почему? (увеличивается, т.к. увеличивается размер атома)

    Какое из данных соединений (на доске) самое прочное? (HF)

    При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты. Какая из данных кислот будет самой сильной и почему? (HJ, т.к. кислотность – это способность отдавать Н + , самая непрочная связь у HJ)

    Какая из кислот будет самой слабой? (HF – плавиковая кислота, растворяет стекло)
    Учитель: Свойства вещества зависят от размера атомов, их образующих.

    Как изменяется прочность связи в ряду углеводородов (см. на доске – 2-й столбец) и от чего она зависит? (сверху вниз прочность связи увеличивается, т.к. увеличивается кратность и уменьшается длина)

    Каким образом это влияет на свойства данных веществ? (для алканов, имеющих только сигма-связи, характерны реакции замещения, для алкенов, имеющих сигма и пи-связи – присоединения, а для алкинов – реакции присоединения и реакции замещения атомов водорода при тройной связи)

    На примере молекул простых веществ хлор, кислород, азот (см. на доске – 3-й столбец) объясните, как строение их молекул влияет на их свойства. (хлор в свободном виде не встречается – связь одинарная, кислорода в воздухе 21% – двойная связь, азота в воздухе 78%, инертное вещество – тройная связь)
    Учитель : Свойства органических и неорганических веществ зависят от кратности связи.

    Как насыщаемость связей влияет на свойства веществ (см. на доске – 4-й столбец) (метан не имеет ненасыщенных связей, аммиак и вода имеют ненасыщенные связи, поэтому являются диполями).
    Учител ь: Свойства веществ зависят от свойств ковалентной связи.

II. Изучение новой темы

Приложение № 1 )

Влияние законов природы и особенностей строения молекул на порядок и красоту окружающего мира

Слайды №№ 3-20

Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

Беседа. Что такое гибридизация, что ей предшествует, чему она способствует, почему идет выигрыш в энергии? С какими типами гибридизации атома углерода мы познакомились в 10 классе?

Демонстрация механизма гибридизации.

Слайды №№ 21-24

Вывод. Для объяснения геометрии молекул используется понятие гибридизации. При гибридизации гибридные облака располагаются в пространстве таким образом, чтобы энергия их взаимодействия была минимальной. Определяющими в геометрии молекулы являются?-связи.

Слайд № 24

Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

Демонстрация презентации “Жизнь и деятельность Л.Полинга” (домашнее задание)

Вывод . Мы должны гордиться тем, что замечательные ученые-химики с мировым именем. Это Ломоносов М.В.– ученый-энциклопедист, Менделеев Д.И.–создатель Периодического закона, Бородин А.П.–химик и композитор, Бутлеров А.М.–создатель теории строения органических соединений, Лебедев С.В.–создатель 1 искусственного каучука в России и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие химической науки. Но мы также с большим уважением должны относиться к ученым других стран и среди них – Лайнус Полинг, который является ученым с мировым именем, и знать о нем должен каждый образованный человек.

Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

    sp 3 __ гибридизацией;

    sp 2 __ гибридизацией;

    sp – гибридизацией.

Эвристическая беседа. На примере строения молекул органических веществ (углеводородов) и неорганических веществ (соединений кремния, азота, кислорода, бора, бериллия; аллотропных модификаций углерода), учитель показывает универсальность понятия “гибридизация” и зависимость геометрии молекул от гибридизации, а свойств веществ от геометрии молекул. Учащиеся в ходе беседы знакомятся с геометрией молекул неорганических веществ и влиянием на их свойства неподеленных электронных пар.

Слайды №№ 25-36.

Закрепление

Беседа. Обобщение знаний по теме. Заполнение таблицы.

Слайд № 37.

Фронтальная беседа по вопросам.

Слайды №№ 38-41.

Подведение итогов урока

Мир молекул прекрасен и удивителен. Свойства веществ зависят от особенностей строения молекул. И может быть, когда-нибудь, глядя на падающие снежинки или снежный узор на стекле, или бриллиант на руке, вы вспомните этот урок, нашу школу и поймете, что мы учителя делали все для того, чтобы зародить в ваших душах чувства прекрасного. И мне очень хочется, чтобы вы эти чувства сохранили и передали своим детям. Для нас, учителей, это будет самой лучшей наградой

Слайд №42.

IV. Домашнее задание : §3.3 записи в тетради

Приложение № 1

3. Изучение новой темы.

Нам осталось рассмотреть еще одно свойство ковалентной связи – направленность. Именно это свойство ковалентной связи определяет геометрию молекулы, т.е. расположение сигма-связей в пространстве. Для объяснения направленности ковалентной связи в многоатомных молекулах, используется модель гибридизации электронных орбиталей, предложенная Л. Полингом в 1931 году.

Тема урока : Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул .

Цели урока:

    Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.

    Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойства веществ от геометрии молекул.

    Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.

План урока:

    Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

    Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

    Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

    1. sp 3 __ гибридизацией;

      sp 2 __ гибридизацией;

      sp – гибридизацией.

Введение в тему : Прежде, чем мы приступим к изучению первого вопроса плана, мне хотелось бы обратить внимание на эпиграф урока : «Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты». Это высказывание великого древнегреческого философа и математика Пифагора. В чем же смысл этого выражения? Мир прекрасен и удивителен и образовался он в результате совместного действия множества фундаментальных законов природы, таких как закон сохранения массы и энергии, закон минимума энергии, закон всемирного тяготения, закон действия естественного отбора, законов симметрии и других законов (Слайд № 4) .Когда мы видим проявление симметрии в телах живой природы, невольно испытываем чувство удовлетворения тем всеобщим порядком, который царит в природе (Слайды №№4-6). Даже то, что они производят, имеет определенную, правильную структуру (Слайд № 7) .

А раковины простейших организмов красивы не только для красоты, а это есть результат действия законов всемирного тяготения и законов действия естественного отбора – это приспособления к водной среде обитания (Слайд № 8). Даже такие грозные организмы как вирусы – переходная форма между неживым и живым, имеют особую правильность в строении, и, изучив эти особенности, можно найти способы борьбы с ними (Слайд № 9). И в телах неживой природы, в кристаллах, мы видим строгий порядок в их структурах (Слайд № №10-12). Но за этой упорядоченностью стоит более глубокий порядок – порядок в молекулах и атомах, которыми образованы эти тела. Скорее всего, структура снежинок не была бы такой совершенной, если бы молекула воды не обладала бы определенной симметрией (Слайд № 13), и не соединялась бы водородными связями в кристаллах льда в виде шестиугольников (Слайд № 14). А алмазу не приписывались бы сверхъестественные свойства (Слайд № 15), и древние воины не носили бы его около сердца, и не был бы он самым твердым природным веществом, если бы атомы углерода, его образующие, не имели потрясающую правильность расположения в пространстве. Мы видим порядок и красоту в самых разнообразных молекулах: (Слайд № 16) и в молекуле хлорофилла, без которой не возможен такой важный процесс как фотосинтез, (Слайд № 17) и в молекуле белка, вторичная структура которой построена по принципу комплементарности и поддерживается водородными связями. (Слайд № 18) А также и в молекуле стеариновой кислоты, нерастворимость которой определяется большим углеводородным радикалом , (Слайд № 19) и в молекуле ДНК – носительнице наследственной информации о структуре клетки, и в молекуле гемоглобина, который выполняет дыхательную функцию во многих живых организмах.

Таким образом, можно сделать вывод: (Слайд № 20) весь порядок и красота в мире зависят от особенностей строения молекул, от их геометрии. Вот в этом удивительном и прекрасном мире молекул я и приглашаю вас

Вариант 1

    sp 2

    1. C 2 H 4 , CH 4 , C 3 H 6 ;

      C 2 H 4 , BCl 3 , C 6 H 6 ;

      BH 3 , CH 4 , BeCl 2 ;

      NH 3 , SiH 4 , H 2 O.

    Молекула какого вещества имеет линейную формулу?

    1. BeCl 2 ;

      BCl 3 ;

      C (графит);

      С (алмаз).

    Электронные орбитали под углом 109°28’ располагаются в молекуле

    1. С (карбин);

      C 2 H 2 ;

      С (алмаз);

      C 2 H 4 .

    Плоскую треугольную форму молекулы имеет

    1. C 2 H 2 ;

      BCl 3 ;

      CH 4 ;

      NH 3 .

    Длина одинарной С-С связи в алканах равна

    1. 0,134 нм;

      0,154 нм;

      0,120 нм;

      0,140 нм.

    Фосфат-анион имеет тетраэдрическое строение. Какой тип гибридизации характерен для центрального атома аниона?

    1. sp;

      sp 2 d;

      sp 2 ;

      sp 3 .

«Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул»

Вариант 2

    Выберите формулы соединений, имеющих сходную направленность, обусловленную sp 3 -гибридизацией электронных орбиталей:

    1. C 2 H 4 , CH 4 , C 3 H 6 ;

      C 2 H 4 , BCl 3 , C 6 H 6 ;

      BH 3 , CH 4 , BeCl 2 ;

      NH 3 , SiH 4 , H 2 O.

    Молекула какого вещества имеет тетраэдрическую формулу?

    1. BeCl 2 ;

      BCl 3 ;

      C (графит);

      С (алмаз).

    Электронные орбитали под углом 180° располагаются в молекуле

    С (карбин);

    C 2 H 2 ;

    С (алмаз);

    C 2 H 4 .

    Линейную форму молекулы имеет

      1. C 2 H 2 ;

        BCl 3 ;

        CH 4 ;

        NH 3 .

    Длина одинарной С-С связи в молекуле бензола равна

    0,134 нм;

    0,154 нм;

    0,120 нм;

    0,140 нм.

    Нитрат-анион имеет форму плоского треугольника. Какой тип гибридизации характерен для центрального атома аниона?

    sp;

    sp 2 d;

    sp 2 ;

    sp 3 .

    Установите соответствие между формулами веществ и типами гибридизации их центрального атома.