Внебюджетные социальные фонды. Перспективы бюджетных фондов в России


Государственными социальными внебюджетными фондами РФ являются:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования РФ;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Федеральный фонд занятости населения.
Все социальные внебюджетные фонды за исключением фонда занятости населения в законодательном порядке наделены самостоятельностью. Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. Плательщиками страховых взносов в социальные внебюджетные фонды являются работодатели, а не работники, хотя экономическая природа средств, зачисляемых в эти фонды, заключается в том, что они представляют собой часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности, т.к. органы государственной власти устанавливают минимальный уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, перекладывая обязанность вносить страховые платежи с работодателей на работников. Страховая природа средств внебюджетные социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета м принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.
Структура управления социальными внебюджетными фондами приведена на рис. 5.
Статьей 234 второй части Налогового кодекса РФ введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.
Налогоплательщиками в указанные фонды являются:
  1. Работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:
-организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • физические лица.

Правительство Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
Фонд социального страхования РФ

Министерство финансов РФ
Фонд обязательного медицинского страхования

Министерство экономического развития и торговли РФ
Министерство юстиции РФ
Пенсионный фонд РФ
Государственный фонд занятости населения

Рис. 5. Структура управления социальными внебюджетными
фондами

  1. Индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.
Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков- физических лиц, если выплаты им производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц.
Налоговая база определяется как сумма доходов, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
В состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются:
  • государственные пособия, в т.ч. пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
  • компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемой спортсменами;
  • увольнением работников, включая компенсации за использованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в запас с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; выполнением работником трудовых обязанностей (в т.ч. переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи со стихийным бедствием или др. чрезвычайным обстоятельством, членам семьи умершего работника или наемным работникам в связи со смертью членов его семьи, работникам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, кроме туристических, выплачиваемые работодателями за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты налогов на доходы организаций;
  • суммы, уплачиваемые работодателями за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций за лечение и медицинское обслуживание работников, членов их семей при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
  • суммы оплаты в иностранной валюте в пределах размеров, установленных законодательством РФ; " Щи
  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
  • доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера;
  • суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования своих работников;
  • суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищностроительных кооперативов лицам, выполняющим работы для этих организаций;
  • стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями из средств избирательного фонда кандидата в законодательные и исполнительные органы власти;
  • стоимость фирменной одежды и обмундирования, выдаваемых бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
  • стоимость льгот по проезду;
  • оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях при условии, что эти выплаты осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты налогов;
  • выплаты, осуществляемые за счет профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, если они производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 рублей в год;
  • суммы материальной помощи, не превышающие 2000 рублей, оказываемой работодателем своим работникам в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
  • суммы оплаты своим бывшим работникам и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;
  • любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
От уплаты налога освобождаются: ‘ " ‘
  • организации с сумм доходов, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами 1, 2 и 3 групп;
  • организации с сумм доходов, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам общественных организаций инвалидов, образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных организаций;
  • налогоплательщики - инвалиды 1,2,3 групп в части доходов от их деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода;
  • налогоплательщики в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ;
  • иностранные граждане и граждане без гражданства, не обладающие правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.
Налоговым периодом признается календарный год. Единым социальным налогом с 01.01.2002 г. облагаются все выплаты в пользу работающих, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Ставки налога. Для налогоплательщиков, кроме работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки:
Таблица 4
Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ
До 100000 руб.
От 100001 руб. до 300000 РУб- ,
Свыше 600000 руб.
20,6%
20600 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 РУб-
52200 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.
75900 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.
2,9%
2900 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.
7300 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.
10600 руб.


Налоговая база на каждого работника нарастающим итогом с начала года


Итого
Федеральный
фонд
обязательного
медицинского
страхования
"Г еррито р иальны й фонд обязательного медицинского страхования
1 4 5 6
До 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб.
Свыше 600000 руб.
0,1%
100 руб.+ 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб.
300 руб.+ 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб.
600 руб.
2,5%
2500 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб.
6300 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб.
9000 руб.
26,1%
26100 руб. + 20% с суммы, превышающей 100000 руб.
66100 руб.+ 10% с суммы, превышающей 300000 руб.
96100 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.

Для налогоплательщиков, работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки:
Для налогоплательщиков работодателей, производящих выплаты наемным работникам, в том числе:
  • организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • физических лиц
применяются следующие ставки:


Пенсионный фонд РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого
1 2 3 4 5
До 100000 руб.
От 100001 руб. до 300000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб.
Сеьипє 600000 руб.
19,2%
19200 руб. + 10.8% с суммы, превышающей 100000 руб.
40800 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 300000 руб.
57300 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.
0,2%
200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб.
400 руб. .
400 руб.
3,4%
3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб.
7200 руб.
+ 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб.
9900 руб.
22.8%
22800 руб. +12,8% с суммы, превышающей 100000 руб.
48400 руб. +6,4% с суммы, превышающей 300000 руб.
67600 руб. +2% с суммы, превышающей 600000 руб.

До вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет средств бюджетов, в случаях, если в соответствии с законом юридическая помощь адвокатами оказывается физическим лицам бесплатно, адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:
Таблица 6


Налоговая база нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
До 300000 руб.
Ог 300001 руб. до 600000 руб.
Свыше 600000 руб.
14,0%
42000 руб. -1- 8% с суммы, превышающей 300000 руб.
66000 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.
0,2%
600 руб. Н" 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб.
900 руб.
3,4%
10200 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 300000 Руб-
15900 руб.
17,6%
52800 руб. 4-104% с суммы, превышающей 300000 руб.
82800 руб. 42% с суммы, превышающей 600000 руб.

Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
Развитие финансово-экономической системы любого государства происходит в соответствии с конкретными экономическими законами и подчиняется строгим требованиям сбалансированности доходной и расходной частей государственного бюджета, наиболее полного выполнения государством гарантированных обязательств, самодостаточности источников формирования.
В связи с передачей функции сбора единого социального налога (взноса) налоговым органам определение объема поступления единого социального налога, зачисляемого в Пенсионный фонд, осуществлялось Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством экономического развития и торговли России. .... . .
Размер фонда заработной платы наемных работников по регионам определялся исходя из прогноза Министерства экономического развития и торговли.
Практически с момента образования и до настоящего времени в своей деятельности ПФР руководствуется Постановлением ВС РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». В соответствии с этим постановлением ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (в дальнейшем - Положение).
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Признание ПФР федеральной государственной собственностью - одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств фонда и, тем более их изъятие государством.
Руководство фондом осуществляется его правлением и постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В дальнейшем при стабилизации политической и экономической ситуации в стране предполагалось создать орган управления фондом из лиц наемного труда (застрахованных), работодателей (предпринимателей), представителей независимых профсоюзов и государства, однако до настоящего времени подобного решения принято не было.
На федеральном уровне управление обеспечивается Правлением ПФР и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами.
При такой структуре каждый объект вышестоящего уровня управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня.
Основные процедуры переработки информации и принятия решений выполняются в подразделениях центрального аппарата ПФР и в региональных отделениях. К многочисленным процедурам управления центрального аппарата ПФР относятся:
  • формирование и уточнение бюджета ПФР;
  • прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР, перераспределение финансовых ресурсов между территориями; +
  • бухгалтерский учет и отчетность;
  • экономический анализ;
  • прогнозирование.
К настоящему моменту структура органов пенсионного обеспечения включает в себя:
  • пенсионный фонд РФ, имеющий отделения практически в каждом регионе;
  • органы социальной защиты населения, осуществляющие непосредственное назначение и выплату пенсий получателям.
Бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с Положением и Порядком уплаты страховых взносов формируется за счет:
  • страховых взносов различных категорий плательщиков;
  • средств федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке указанных видов пенсий и пособий:
  • средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Ежегодно в бюджете ПФР появляются новые доходные и расходные статьи, однако они меняются несущественно. Блок-схема финансовых потоков ПФР приведена на рис. 6.

Рис. 6. Блок-схема финансовых потоков ПФР
Реформа пенсионной системы - это широкая программа, предполагающая решение как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка.
В условиях перехода страны к рыночным отношениям система пенсионного обеспечения пытается решить конкретную задачу- одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости прошлого трудового стажа.
В частности, необходимо установить более тесную увязку уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.
Решить эту проблему возможно путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо за счет изменения ряда норм действующего законодательства.
В целях создания условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, развития заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также создания условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании РФ №167-ФЗ.
В соответствии с этим законом осуществляется реформа пенсионного обеспечения в России. Поступления страховых взносов на пенсионное обеспечение делятся на три группы. Первая группа взносов (14%) - поступает в федеральный бюджет, оставшие- ся 14% направляются в Пенсионный фонд РФ и распределяются в зависимости от возраста застрахованных работников. Вторая часть- взносы на страховую часть трудовой пенсии зачисляются иа лицевые счета застрахованных, открываемых при выдаче страхового свидетельства государственного пенсионного страхования. Третья часть - взносы на накопительную часть трудовой пенсии Пенсионный фонд РФ вкладывает в высокорентабельные инвестиционные проекты и заработанные таким образом средства зачисляет на соответствующие лицевые счета застрахованных.
На рис. 7 приведена схема формирования пенсии после 2007 г.

Работодатель
Работник
Страховые
изноем
Добровольные
ДОПОЛНИ"! CJII.HMC 1 взносы
Обязательные до пол 1IIITCJI тыс взносы

накопительная j
Инвсс г. доход

Пенсионер
Рис. 7. Схема формирования пенсии после 2001 г.
Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями Пенсионного фонда с работодателей в бесспорном порядке, определенными для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов - в судебном порядке. За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета Пенсионного фонда по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 1 % сумм взносов взыскивается отделениями фонда с банков. Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится путем списания на счете ПФР средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФР. Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет от даты образования указанной недоимки.
В сложившейся ситуации особое значение приобретают негосударственные пенсионные фонды, которые призваны обеспечивать дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и работодателей. Пока эти фонды не стали серьезной альтернативой традиционной пенсионной системе, но имеют устойчивый рост. Наибольшее количество фондов появилось в России в 1996г. Их основу составляет относительно небольшое число фондов, созданных крупнейшими промышленными и финансовыми структурами. В ближайшие годы развитие этих фондов возрастет и в основном будет связано с крупными финансово-промышленными группами.
Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских отделений профсоюзов.
Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ему, а также имущество, закрепленное за подведомственными ему санаторно- курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Положение о Фонде социального страхования утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.
Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер по обеспечению финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;
-- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Средства ФСС образуются за счет:
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);
  • ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
  • прочих доходов (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособного ста вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;
  • уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).
Средства Фонда социального страхования РФ образуются частично также как и ПФРФ за счет:
  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • ассигнований из республиканского бюджета РФ;
  • прочих доходов.
Взносы в Фонд социального страхования не начисляются на:
  1. суммы материальной помощи, предоставляемой по личному заявлению работника и не носящей регулярного характера;
  2. суммы выплат к юбилейным датам, стоимость ценных подарков, наград;
  3. суммы превышения суточных над нормами командировочных расходов;
  4. суммы безвозмездной помощи, предоставляемой сотрудникам.

Представленная на рис. 7 блок-схема финансовых потоков, складывающихся в системе социального страхования, дает представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов. В ней отражено то, что большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая перечисляется в Фонд социального страхования в виде единого социального налога для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные поступления по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации исследование катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Рис. 8. Блок-схема финансовых потоков ФСС РФ
Средства фонда направляются на:
  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребен- ком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно- массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
  • проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Основные проблемы финансирования здравоохранения. Наиболее сильное негативное влияние на состояние финансовых ресурсов здравоохранения оказали следующие факторы.
Медицинские организации, финансируемые из бюджета и через систему обязательного медицинского страхования, работая в условиях хронического недостатка средств, зачастую не выполняли своих основных задач в рамках реализации программы обязательного медицинского страхования.
Зарплата врачей и другого персонала- одна из самых низких в стране, система оплаты не связана с видом и объемом работы. Врачи не заинтересованы оказывать населению квалифицированную помощь, и ищут нелегальные формы заработка.
Развитие частного сектора в медицине не поддерживается. Если пациент обращается в частное учреждение, то он вынужден платить за помощь дважды: первый раз, уплачивая налоги, второй раз - непосредственно в учреждении здравоохранения.
Дефицит бюджета, ежегодное невыполнение доходной части бюджета привело к неконтролируемому сокращению объема помощи, финансируемой из этого источника. Население оказалось незащищенным от непомерных расходов на медицинскую помощь.
Существовавшая до 2000г. система сбора статистической инг формации не позволяла оперативно и обоснованно оценивать расходы на лечение различных заболеваний.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.
Отечественное здравоохранение переживает в настоящее время глубокий кризис. Удельный вес расходов на здравоохранение составлял многие годы и продолжает составлять всего 2-3% от объема ВНП (в США - 12%, Швеции - 9%).
Потребность населения в лекарствах удовлетворяется менее чем на 50%, фонды на медицинскую технику составляют менее 40% от необходимого уровня. Дефицит финансовых ресурсов на медицинские цели увеличивался с одной стороны, из года в год. В последние годы нарастала неудовлетворенность, с одной стороны, населения состоянием и качеством медицинской помощи, с другой- медицинских работников отношением общества к их жизненным проблемам, к нищенской оплате их труда.
Главная задача, которую должна была решить реформа здравоохранения, состояла в демонополизации отрасли путем вычленения из монопольной системы государственного здравоохранения юридически самостоятельных субъектов рыночных отношений, а именно:
  1. производителей медицинских услуг (больниц, поликлиник, других учреждений);
  2. платежных посредников, уполномоченных собирать и расходовать страховые платежи по правилам обязательного и добровольного страхования;
  3. потребительских организаций, объединенных с медицинскими службами коммунального уровня (первичная помощь).
Только при вычленении этих субъектов между ними предполагалось возникновение рыночных отношений, которые должны были бы выявить преимущества страховой медицины.
К сожалению, в Законе РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» преобладают другие концепции реформы здравоохранения. При создании этого Закона акцент делался на идею увеличения расходов на здравоохранение от 3 до 6 % ВНП за счет притока средств по страхованию рабочих. В результате Министерству здравоохранения РФ приходилось заниматься не свойственной ему деятельностью- добыванием денег для отрасли силовыми методами. При нынешнем низком функциональном уровне здравоохранения рыночная экономика инвестировать в отрасль не будет по крайней мере до тех пор, пока не возникнут условия для совершенствования технологической и финансовой эффективности работы медицинских учреждений, главным из которых является их правовое и финансовое раскрепощение.
Приобретая самостоятельный статус, больницы, амбулатории, аптеки, приемные участковых (семейных) врачей вынуждены и в дальнейшем зарабатывать деньги за оказанные населению различные медицинские услуги.
Реформирование системы государственных внебюджетных фондов, включая Фонд медицинского страхования, должно привести к тому, чтобы традиционная медицинская помощь осталась бы безвозмездной для клиента. Максимум что потребуется от клиента, - это знать свои права и обязанности по правилам страхования, которые лишь в отдельных случаях ограничат его право требовать полнейшей бесплатности во всем, что касается медицинской помощи. Поэтому клиенты должны быть информированы о границах бесплатности и условиях расширениях своих прав на бесплатное обслуживание в сфере медицинской помощи, отнесенной к дополнительному страхованию.
Новый статус больниц и амбулаторных учреждений в системе медицинского страхования породит целый комплекс проблем. Потребуется разработать механизмы финансирования медицинских учреждений, порядок расчета цен на медицинские услуги, документооборот в системе страхования здоровья и процедуры контроля качества медицинских услуг со стороны страховщиков.
Все это должно определяться и закрепляться соответствующими правовыми и нормативными актами, принимаемыми на государственном или региональном уровне.
Введение в действие Закона об обязательном медицинском страховании граждан породило в государственной системе здравоохранения достаточно масштабные переходные процессы, которые в разных регионах протекают по-разному, но направлены на решение по существу совокупности проблем, в числе которых:
  • большие затраты на организационное становление такой системы медицинского обслуживания граждан;
  • недостаточная платежеспособность населения для нормального функционирования системы здравоохранения на средства региональных налогоплательщиков;
  • низкий уровень материально-технического оснащения массовых лечебных учреждений и необходимость больших инвестиций для создания предпосылок для регионального выравнивания уровня медицинской помощи, предоставляемой гражданам;
  • слабая теоретическая проработка вопросов национального облика системы обязательного медицинского страхования граждан и порядка перевода существующей системы здравоохранения на новые принципы финансирования и управления.
К основным видам медицинского страхования относятся обязательное и добровольное медицинское страхование.
Обязательное медицинское страхование является частью социального страхования, гарантирует большинству населения страны социальную защиту в виде определенного набора медицинских услуг, оплачиваемых из Фонда медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование осуществляется государственными и негосударственными организациями и контролируется государством.
Начиная с 1993г. формировались Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, создавались страховые медицинские организации, началась подготовка органов и учреждений здравоохранения к их деятельности в условиях обязательного медицинского страхования, была развернута разъяснительная работа среди населения России по вопросам введения обязательного медицинского страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования структурно состоят из правления и исполнительной дирекции. Правление определяет перспективные задачи фонда, направления расходования средств, утверждает годовые отчеты о деятельности фонда, разрабатывает и представляет в органы государственной власти проекты нормативных документов, регламентирующих деятельность системы обязательного медицинского страхования, и т.п. Правление работает на общественных началах и состоит из представителей органов управления здравоохранением, социальной защиты населения, финансовых органов, Центрального банка РФ, страхователей, страховых медицинских организаций, профессиональной медицинской ассоциации, профсоюза медицинских работников, исполнительного директора.
Деятельность Федерального фонда ОМС направлена на решение следующих задач:
  • обеспечение реализации закона «О медицинском страховании граждан РФ»;
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
  • разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, представляемой гражданам на всей территории РФ.
В настоящее время в системе ОМС основным организационно-финансовым звеном являются территориальные фонды ОМС.
В своем составе территориальные фонды организуют районные и межрайонные филиалы.
Обобщая опыт деятельности фондов ОМС, можно отметить, что в разных регионах России реализуется своя специфическая модель функционирования системы. Отличия заключаются как в определении исполнителей роли страховщиков- в их качестве могут выступать частные медицинские страховые компании, государственные страховые компании или непосредственно территориальный фонд и его филиалы, так и в определении видов тарифов на медицинское лечение. Вместе с тем независимо от избираемой формы распределения функций страхования, качественно отличающейся от бюджетной- основанной на количестве койко-дней или посещений- страховая система финансирования лечебных учреждений за оказанное лечение приводит в буквальном смысле к информационному взрыву в работе всей системы здравоохранения региона. В основном можно выделить следующие наиболее крупные массивы информации, циркулирующие в системе ОМС:
  • регистр выданных полисов (фактически задача распределения полисов ОМС по своим масштабам превосходит перепись населения);
  • регистр страхователей;
  • тарифы на услуги лечебно-профилактических учреждений;
  • обращение за медицинской помощью;
  • услуги, оказываемые пациентам лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ);
  • счета за оказанное лечение;
  • платежи страховщиков лечебно-профилактическим учреждениям;
  • платежи (взносы) фонду.
Все эти массивы информации тесно взаимоувязаны друг с другом и практически, за исключением может быть страховых взносов, в той или иной форме присутствуют во всех организациях-учреждениях обязательного медицинского страхования.
Кроме этого, в управлении медициной сегодня особое значение приобретает следующие факторы:
  • оперативность и своевременность обмена экономической и другой информацией между взаимодействующими сторонами медицинского страхования;
  • возможность многократного использования информации для функционально стоимостного анализа деятельности органов и учреждений здравоохранения на всех уровнях и принятия решений по их развитию;
  • использование информации при прогнозировании объемов денежных поступлений в фонды ОМС с целью балансирования территориальной программы здравоохранения;
  • контроль за деятельностью субъектов ОМС (ЛПУ, страховых компаний) со стороны финансирующих организаций (фондов ОМС).
В условиях рынка органам и учреждениям здравоохранения предстоит оперативно разрешать противоречия, возникающие между спросом на медицинские услуги и их предложением, между уровнем инвестиций и себестоимостью медицинских услуг. При этом должны просчитываться функционально-стоимостные модели по объемам и номенклатуре услуг от отделения больницы до органов управления здравоохранением административной территории.
Примером формирования функционально-стоимостной модели может служить вступившее в силу с 1 января 2003г. постановление Правительства Московской области от 20.12.2002 №608/49, в котором прописаны правила обязательного медицинского страхования граждан в Московской области. В нем определены субъекты обязательного медицинского страхования, взаимоотношения Московского областного фонда обязательного медицинского страхования со страхователем, взаимоотношения страхователя и страховщика, взаимоотношения Московского областного фонда обязательного медицинского страхования и страховщика, взаимоотношения страховщика и медицинского учреждения, страховой медицинский полис ОМС, права и обязанности застрахованных граждан.
30 декабря 2002г. министром здравоохранения Московской области, исполнительным директором Московского областного фонда обязательного медицинского страхования, председателем Московского обкома профсоюза работников здравоохранения и страховой медицинской организацией было подписано Генеральное тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Московской области. В этом соглашении определено процентное соотношение затрат на стационары 1,2,4 групп:
  • на медикаменты - не менее 18%;
  • питание - не менее 10%;
, - мягкий инвентарь- не менее 1,4% от суммы фактических
расходов лечебно-профилактического учреждения;
для стационаров 3 группы:
  • на медикаменты - не менее 9%; ¦ :
  • питание - не менее 10%;
  • мягкий инвентарь- не менее 1% от суммы фактических расходов лечебно-профилактического учреждения.
Расходование средств фонда обязательного медицинского страхования разрешается на оплату коммунальных услуг, текущего ремонта оборудования и инвентаря, зданий и сооружений, горюче-смазочных материалов, а также прочих расходных материалов и предметов снабжения. В соглашении определена область применения тарифов в соответствии со шкалой единых тарифов на стационарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарозамещающую помощь (в баллах) с учетом повышающих коэффициентов и размером полного денежного эквивалента одного балла (в рублях).
Государственный фонд занятости населения РФ образован в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991г. с целью финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Фонд действует на основании Положения о Государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июля 1993г. Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением: его средства являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета по занятости населения. Перечень плательщиков взносов и льготных плательщиков в Г осударственный фонд занятости населения РФ совпадает с перечнем плательщиков взносов единого социального налога.
Государственный фонд занятости населения представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления.
С введением в действие 2 части Налогового кодекса РФ, регламентирующего оплату единого социального налога, финансирование доходной части фондов осуществляется за счет государственного бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Реформирование системы государственных финансов России в 1990-е гт. связано с появлением внебюджетных фондов. Их создание необходимо для решения ряда жизненно важных задач экономического и социального характера. Так, в частности, речь шла прежде всего о формировании устойчивой системы пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного и прогнозируемого на длительный период источника денежных средств для финансирования конкретных социальных потребностей общества. Для них характерно четкое закрепление доходных источников, строго целевое использование средств.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных (централизованных) финансов. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Средства государственных социальных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения детей и в других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются в основном за счет обязательных платежей по единому социальному налогу. В состав государственных внебюджетных фондов входят:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования;
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

С 1993-го по 2000 г. в российской Федерации существовал также Государственный фонд занятости РФ. Средства этого фонда предназначались для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в области занятости населения. Основным источником доходов этого фонда были взносы работодателей, исчисляемые в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Однако с 1 января 2001 г. данный фонд прекратил свое существование. В связи с этим расходы на мероприятия, связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой безработных граждан, организацией общественных работ, выплатой пособий по безработице, содержанием служб занятости и т.п., осуществляются из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. Фонды обязательного медицинского страхования созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период. Они представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению правительства принимаются в форме федеральных законов. Если они имеют дефицит, то утверждают источники финансирования дефицита бюджета. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов должны содержать показатели доходов и расходов. Проекты направляются Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума направляет проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в профильный комитет. Эти проекты должны быть рассмотрены в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Расходы распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 35 дней после их принятия в первом чтении и в течение 15 дней - в третьем чтении. Далее они передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются на рассмотрение законодательных органов власти субъектов Федерации одновременно с проектами законов о бюджетах субъектов. Счетная палата РФ, органы государственного финансового контроля проводят экспертизу проектов данных бюджетов.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством. Кассовое обслуживание исполнения их бюджетов осуществляется органами Федерального казначейства.

Таким образом, государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне средств бюджетов, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для финансирования конкретных социальных нужд обще федерального либо территориального назначения.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Правда, эта самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности предприятий и организаций различных правовых форм и форм собственности.

Крупнейшим из внебюджетных фондов и одним из значимых социальных институтов России является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. При этом решались две принципиально важные задачи: 1) средства пенсионной системы выводились из состава консолидированного бюджета; 2) они становились сферой самостоятельного бюджетного процесса.

Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые осуществляют работодатели. В результате источником выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Механизм пенсионной реформы в стране изменился в 2002 г. (законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ).

До 2002 г. в нашей стране действовала распределительная пенсионная система, в рамках которой все средства, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем в Пенсионный фонд РФ. При этом они не участвовали в процессе инвестирования, а сразу распределялись на всех граждан.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов социальной системы.

Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:
созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных и трудовых пенсий застрахованным лицам.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальньш лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

В результате пенсионной реформы сама пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть пенсии гарантируется государством и устанавливается в твердой сумме, одинаковой для всех. Повышенная базовая часть трудовой пенсии назначается по достижении 80 лет, при наличии иждивенцев, а также гражданам, являющимся инвалидами I группы. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, перечисляемых в федеральный бюджет.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

Страховая часть пенсии напрямую зависит от стажа и заработной платы, а с 2002 г. - от объема поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд на лицевой счет конкретного лица. Пока человек работает, на основании ежемесячных отчислений на финансирование страховой части формируется сумма так называемого расчетного пенсионного капитала - значение, используемое для расчета страховой части пенсии.

Страховая часть трудовой пенсии = Расчетный пенсионный капитал / Количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.

Но физически эти деньги не аккумулируются на счете конкретного человека, а идут на выплаты другим пенсионерам. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период, и не может превышать коэффициента индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период. В зависимости от темпов инфляции отчисления, зачисленные на страховой счет, могут индексироваться от одного до четырех раз в год.

Накопительная часть пенсии зависит от заработной платы и дохода от инвестирования накопленных средств. В отличие от распределительной части пенсии ее накопительная часть не идет на выплаты текущим пенсионерам, а аккумулируется на специальной части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ. Эти деньги в зависимости от сделанного человеком выбора находятся под управлением государственной или частной управляющей компании, которые инвестируют их на рынке ценных бумаг с целью увеличения пенсионного капитала. От того, какую управляющую компанию гражданин выберет сегодня, зависит накопительная часть пенсии и насколько вырастет пенсионный капитал конкретного человека.

Пенсионный фонд имеет вертикально интегрированную структуру и состоит из управлений Пенсионного фонда по федеральным округам и отделений Пенсионного фонда на конкретных территориях (районах, городах) субъектов РФ. Руководство Пенсионным фондом России осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Правление возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности правительством.

Правление фонда отвечает за выполнение его функций, определяет перспективные и текущие задачи, структуру штатов, составляет проект бюджета, смету расходов фонда и его органов, формирует отчеты об их исполнении Правление Пенсионного фонда назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений, участвует в разработке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий.

Пенсионный фонд обеспечивает:
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;
капитализацию средств Пенсионного фонда, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц;
организацию и ведение индивидуального учета застрахованных лиц;
организацию и ведение банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд;
межгосударственное и международное сотрудничество;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования и др.

Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью РФ. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодными федеральными законами.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:
налоговых доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
сумм пеней и других финансовых санкций;
доходов от размещения временно свободных денежных средств Пенсионного фонда;
добровольных взносов физических и юридических лиц;
иных поступлений.

ЕСН предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Среди плательщиков ЕСН:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам организации; индивицуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
При этом максимальные (базовые) ставки отчислений ЕСН в Пенсионный фонд РФ (при сумме выплат до 280 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:
для организаций-работодателей - 20% от налогооблагаемой базы;
для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов - 15,8%;
для индивидуальные предпринимателей - 7,3%;
для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, - 5,3%;
для индивидуальных предпринимателей - 29 080 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

К основным направлениям расходования средств Пенсионного фонда РФ относят следующие выплаты: государственные пенсии по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца, по инвалидности, а также компенсации пенсионерам, материальную помощь престарелым и инвалидам; пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет; осуществление единовременных денежных выплат и т.п. Кроме перечисленного в расходы фонда включают финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Рассмотрим основные понятия пенсионной системы РФ.

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица от заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой или государственной пенсии, социального пособия.

Средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи в бюджет Пенсионного фонда с персональным целевым назначением, что обеспечивает права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Стоимость страхового года - это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения.

При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

Фонд социального страхования образован в нашей стране в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 882 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Как и в случае с Пенсионным фондом РФ, Фонд социального страхования РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:
региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по согласованию с председателем фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют счета в банках.

Для обеспечения деятельности Фонда социального страхования создан центральный аппарат, а в региональных отделениях (филиалах) - аппараты органов фонда. Основными задачами Фонда социального страхования являются:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда; ведение учета страховых взносов, платежей и др.;
организация работы по подготовке и переподготовке кадров для системы социального страхования.

Основными источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются налоговые доходы (единый социальный налог; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог).

В данный фонд поступают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также доходы от размещения временно свободных средств фонда, безвозмездные поступления, межбюджетные трансферты из федерального бюджета и иные поступления (недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС).

Максимальная ставка (2,9%) отчислений единого социального налога в Фонд социального страхования применяется, если начисленная заработная плата не превысит 280 тыс. руб. за календарный год. Это базовая ставка. Минимальную ставку отчислений в Фонд социального страхования применяют, если величина заработной платы будет выше 600 тыс. руб. за календарный год, она равна 11 320 руб. (2008).

При этом налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ используются только на целевое финансирование в соответствии с теми задачами, которые он призван решать. Зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных не допускается.

Средства Фонда социального страхования идут на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня - за счет средств фонда. При этом максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности ограничен нормативной величиной. В 2008 г. максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 руб., максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц составляет сумму, равную 17 250 руб. Расчет пособия зависит от среднего дневного заработка за предыдущие 12 календарных месяцев и от количества календарных дней, в течение которых работник болел, а также от страхового стажа. Если стаж работы составляет более 8 лет, то оплата равна 100%, если от 5 до 8 лет, то оплата равна 80% от среднего заработка, а если стаж менее 5 лет, то оплата равна 60% от среднего заработка. Кроме стандартных вариантов есть исключения для ряда лиц.

Средний дневной заработок зависит от начисленной оплаты труда за предыдущие 12 месяцев до болезни. Эта сумма делится на количество календарных дней, в течение которых человек работал и не имел среднего заработка.

На 2008 г. планируют дох оды бюджета Фонда социального страхования в сумме 305,6 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - в сумме 27,2 млрд руб. и получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 16,6 млрд руб. Общий объем расходов бюджета фонда в 2008 г. составит 323,8 млрд руб.

Прогнозируемый объем доходов бюджета фонда на 2009 г. равен 346,4 млрд руб., а на 2010 г. - 389,9 млрд руб., На 2009 г. утвержден общий объем расходов бюджета фонда, равный 356 млрд руб., а на 2010 г.-389,4 млрд руб.

Установлен норматив оборотных денежных средств фонда на начало каждого календарного года в размере не менее 25% среднемесячных расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, на оздоровление детей, оплату стоимости путевок и другие расходы.

Фонды обязательного медицинского страхования являются неотъемлемой частью системы государственного страхования граждан Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Такое страхование призвано обеспечить населению равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах, определенных целевыми программами в рамках государственной социальной политики.

Введение обязательного медицинского страхования для государственного здравоохранения означало переход к смешанной модели финансирования - бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и т.п.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы власти различных уровней и хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели), а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности системы государственного обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значительное место в структуре социальных государственных внебюджетных фондов. Они были образованы в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Фонд расходует средства на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выполнение целевых программ, оказание медицинской помощи по обязательному страхованию, в том числе на охрану материнства и детства. Структурно Фонд обязательного медицинского страхования состоит из федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Бюджет фондов обязательного медицинского страхования формируется за счет единого социального налога и единого налога на вмененный доход, доходов от размещения временно свободных средств, межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета, а также в результате безвозмездных поступлений.

Между тем средства Фонда обязательного медицинского страхования формируются главным образом за счет отчислений от обязательных платежей по единому социальному налогу организаций-работодателей, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Ставки взносов по обязательному медицинскому страхованию установлены раздельно для федерального и территориальных фондов. Если годовая сумма заработной платы работающего не превысит 280 тыс. руб., то максимальная ставка составляет 1,1% в федеральный и 2% - в территориальные фонды от начисленной заработной платы. Минимальные ставки отчислений в фонды обязательного медицинского страхования применяются при сумме заработка более 600 тыс. руб. за календарный год.

На 2008 г. планируется объем доходов бюджета фонда в сумме 123,2 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - в сумме 45,6 млрд руб. Общий объем расходов бюджета фонда составит 123,2 млрд руб, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ, равны 16,6 млрд руб.

Ежегодно отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за отчетный финансовый год представляются в Счетную палату РФ для их внешней проверки. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда представляется в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

ЛЕКЦИЯ №-5

ТЕМА: ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов.

2.Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения

3.Отраслевые государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

    социальная защита населения;

    повышение жизненного уровня населения;

    сохранение и улучшение здоровья населения;

    социальная ориентация безработного населения;

    оказание социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей :

Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Итак, государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходыформируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:

  • Пенсионный фонд РФ;

    Фонд социального страхования;

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете .

Внебюджетные фонды создаются двумя путями.

1)Один путь- это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение,

2)другой- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет

    обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

    добровольных взносов физических и юридических лиц;

    других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические , к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды.

Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения , целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

Министерство науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов , образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.

Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуют :

Министерство науки и технологий РФ - Российский фонд технологического развития;

Федеральные министерства - внебюджетные фонды министерств;

Другие федеральные органы исполнительной власти внебюджетные фонды ведомств;

Организации, ассоциации - внебюджетные фонды объединений.

Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.

Внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных средств, включаются организациями в себестоимость продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая продукция изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.

Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды:

Предприятия и организации, входящие в объединение - во внебюджетный фонд объединения, в который они входят;

Предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения, по своему выбору;

Предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;

Предприятия и организации, не входящие в объединение, и не находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд по своему выбору.

Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на договорной основе.

Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерством науки и технологий РФ и Минфин РФ.

Связи между внебюджетными фондами.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы.

Различают финансовые связи :

1)односторонние,

2) двусторонние

3) и многосторонние

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения (рис.2.2). Начиная с 1999 г. многие фоны, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетными (федеральные и региональные внебюджетные фонды с федеральным и региональным бюджетом соответственно). Например, произошла ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР.

Рис.2.2 Внебюджетные фонды РФ.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение .

К доходам внебюджетных фондов относятся: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения экономические Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

Рассмотрим подробнее отдельные фонды социального назначения.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств и добровольных взносов юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков. Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются: работодатели российские и иностранные юридические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства; общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой; работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, - доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах независимо от финансирования. Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков (табл.2.1).

Таблица 2.1

Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.