Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

В жизни каждого родителя наступает период, когда ребёнок становится школьником.

Во многом адаптация ребёнка в школьный период зависит от процесса воспитания. Школа – второе место после садика, где дети социализируются: учатся общаться, договариваться, отстаивать свою позицию, «искать себя», дружить и т.д. Случается так, что по определённым причинам дети отказываются ходить в школу.

Какие же причины отбивают у ребёнка желание посещать учебное заведение?

1. Ребенок не хочет в школу – еще «не созрел»

Часто бывает, что малыш в 5-6 лет уже умеет читать и писать и родители решают, что их чадо готово учиться и отдают в школу. Но, помимо уровня интеллектуального развития родителям следует обратить внимание на другие качества ребенка, определяющие его готовность к школе.

Физиологическое развитие. Если физиологически ребенок готов идти в школу, то он должен обладает усидчивостью, способностью не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут. У школьника должно быть развито чувство времени практически как у взрослого человека. Если физиологически ребёнок ещё не созрел для процесса обучения, то у учителя будут возникать постоянные жалобы, замечания на плохое поведение, неусидчивость, отвлекание одноклассников.

Морфологическое развитие. Определяется по пропорциям тела и проверяется «Филиппинским тестом». Для этого ребенка просят дотянуться правой рукой до левого уха, подняв и опустив руку над головой. Взрослый человек это сделает с легкостью, но если малыш не может выполнить такое упражнение – значит руки у него пока еще коротки, соответственно организм не готов к школьному обучению. Прежде всего, это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью воспринимать и перерабатывать информацию. Подобный тест часто является основным показателем определения «школьной зрелости» детей.

Таким образом, если физиологическое или морфологическое созревание еще не настало, то ребёнку будет очень тяжело даваться обучение в школе. Созревание у каждого человека проходит индивидуально и паспортный возраст может резко отличаться от биологического. Если вдруг у вашего чада низкий уровень физиологического и морфологического развития, то по возможности, лучше подождите ещё год, прежде чем отдавать его в школу. За это время эти процессы в детском организме дозреют и он будет полностью готов. В противном случае у ребёнка может снизиться мотивация к обучению, появится отказ от посещения школы, что вызовет полное негативное отношение к учебе в целом.

2. Ребенок не хочет в школу – конфликты с одноклассниками

Как и в любом коллективе у школьника могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Причину возникновения конфликта можно узнать у ребёнка.

Для того, чтобы он поделился и раскрылся, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать разговор, проговаривая эмоции и состояние ребёнка, которые вы увидели у него на лице. Если вы будете требовать и давить, то ребёнок «замкнётся в себе» и все ваши попытки окажутся тщетными.

Также можно подойти к учителю и узнать подробности ситуации.

Но ни в коем случае нельзя вмешиваться в конфликт детей и самим разбираться со сверстниками вашего ребёнка - это может усугубить ситуацию.

Он должен сам достойно выйти из сложившейся ситуации с помощью ваших советов или следуя рекомендациям психолога.

3. Ребенок не хочет в школу – конфликт с учителем

Ещё одна частая причина отказа посещать учебное заведение. Выслушайте все жалобы ребёнка на учителя, с которым у него конфликт, но не делайте поспешных выводов. Не стоит кричать и ругаться, чтобы он не замкнулся в себе и не закрылся окончательно. Надо выслушать обе стороны.

Придите к учителю и спокойно, как бы это ни было сложно, расскажите, что произошло, по мнению вашего ребёнка. Затем узнайте точку зрения педагога, чтобы быть объективным. Поймите, что у учителя помимо вашего ребёнка, как минимум, ещё 20 человек и ему нелегко. Попробуйте войти в его положение и поддержать, поговорив, что вы понимаете как тяжело удерживать внимание и найти контакт с таким количеством детей одновременно.

Выслушайте мнение преподавателя и попробуйте совместно найти выход из сложившейся ситуации, который устроил бы всех. Если вы начнёте отстаивать права ребёнка, то конфликт с учителем будет и у вас, а это не разрешит ситуацию, а лишь усугубит её. Можно подключить школьного психолога, который трезво оценит ситуацию и поможет найти верный выход.

4. Ребенок не хочет в школу – ребёнок не соответствует требованиям школьной среды

Иногда бывает так, что родители отдают своего ребёнка в престижную школу, лицей или гимназию, но не могут обеспечить ему того же «статуса», что у одноклассников. Модные и крутые гаджеты – вот что является мерилом быть первым, лучшим среди других. Если кто-то не соответствует таким «меркам», попадает в аутсайдеры, становится белой вороной и поводом для насмешек.

Родителям надо помнить, что пока их малыш ходит в детский сад, сверстники особого значения на одежду и игрушки внимания не обращают. А вот в школе лучше соответствовать принятым условиям и среде. Детский мир жесток и если хотите, чтобы социум принимал вашего ребёнка, обеспечьте соответствующие условия или переводите в школу попроще.

Позвольте маленькому человеку самостоятельно выбирать себе вещи, исходя из «школьной моды». Это не означает, что вы должны покупать ему супер навороченные модные вещи в бутике, но уж точно не те, которые вам кажутся теплее и симпатичнее. Ребёнок лучше знает, что выбрать, чтобы не выбиваться из массы.

Постепенно и ненавязчиво объясняйте своему чаду, что выделяться лучше какими-то достижениями и качествами, которые пригодятся в жизни и помогут достичь большего. Но сами вы должны понимать, чтобы выбиться из серой массы, сначала ребёнок должен стать «своим», помогите ему в этом, и он сможет достичь большего.

5. Ребенок не хочет в школу – не успевает за другими детьми, большие нагрузки, устаёт

Условия могут быть как, и в предыдущей причине - желание родителей, чтоб их ребёнок учился в престижной школе. Зачастую в таких школах высокие требования и большие нагрузки, с которыми справиться дано не всем деткам. Если ваш ребёнок среднестатистичекого развития интеллекта, то ему очень трудно «тянуться» и его силы не соответствуют поставленным задачам и требованиям.

Каждый родитель желает самого лучшего для своего дитя. Соотношение баланса между способностями и требованиями учебного заведения помогут поддерживать у ребёнка хорошую мотивацию к обучению и посещению школы на протяжении всего учебного процесса.

У учителя нет возможности постоянно уделять время вашему малышу и подтягивать его. От этого у педагога может возникнуть раздражение на него, а одноклассники начнут смеяться.

Если вы хотите, чтобы ребёнок продолжал учиться в этой школе, то вам придётся заниматься с ним дома самим или нанимать репетитора, но не переусердствуйте. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, в противном случае организм начнёт давать сбой, а там и до болезней недалеко.

6. Ребенок не хочет в школу – потеря интереса к учебе

Дети легко и лучше обучаются в игровой форме. Тут многое зависит от учителя, но не каждый педагог может заинтересовать и провести занятие так, чтобы это было интересно, увлекательно и играючи.

Если вашему чаду попался такой преподаватель, можно научить ребёнка самостоятельно интересно изучать материал, используя различные источники информации.

Также причиной потери интереса к учебе может послужить быстрое освоение новой информации и выполнение всех заданий на уроке. Учитель ориентируется на средний показатель класса, но есть дети, которые очень быстро справляются с заданиями и им становится скучно.

Если ваш ребёнок относится к разряду таких, то вам необходимо наладить хороший контакт с педагогом, убедить его давать сложные задания или увеличить их количество. В этом случае школьник будет занят и проблем учителя с ним не возникнет. На крайний случай можно попробовать перевести ребёнка в класс или школу посильнее.

7. Ребенок не хочет в школу – давление со стороны родителей

Каждый родитель знает, что основная задача ребёнка – учиться, учиться и ещё раз учиться.

Если со стороны родителей идёт постоянный прессинг и они заставляют свое чадо учиться лучше, чем есть в настоящий момент, наказывают за их неоправданные ожидания, то рано или поздно ребёнок начнёт ненавидеть как школу, так и родителей.

Необходимо разговаривать с детьми и объяснять, что учёба нужна им, а не вам. Объясняйте, что хорошие отметки и высокие баллы по ЕГЭ и ГИА позволят поступить в то учебное заведение, в которое хочет сам ребёнок.

Самой лучшей мотивацией к учебе является его собственное понимание значимости учебы. В этом вы можете ему помочь, используя «сократический диалог».

Подобное общение подразумевает постановку вопросов таким образом, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания.

Пример: - Саша, ты кем хочешь быть когда вырастишь?

- Врачом.

- А что надо сделать, чтобы получить профессию врача?

- Закончить медицинский университет.

- А что нужно, чтобы его закончить?

- Поступить.

- А что надо делать, чтобы поступить и т.д.

Чередой вопросов вы подводите ребёнка до момента, когда он говорит, что необходимо учиться для хороших знаний предмета, которые помогут стать отличным специалистом.

Общие рекомендации для родителей, чтобы поддерживать у ребёнка желание посещать школу

1. Будьте другом вашему дитю . Если отношения не налажены, то не о каком доверии со стороны ребёнка речи быть не может. Для этого старайтесь всегда безоценочно выслушивать всё, что он говорит и поставить себя на его место, чтобы лучше понять. Если вы будете критиковать, ругать его, то он закроется, не будет ничего рассказывать. Тогда о его проблемах, школьной жизни, отношениях со сверстниками вам придется узнавать из уст учителя, директора или других детей.

Чтобы контролировать ситуацию и во время прийти на помощь, надо владеть информацией. Только дружеские отношения помогут вам быть в курсе всех жизненных событий вашего ребенка.

2. Учите ваше чадо самостоятельно разбирать и изучать материал , если он что-то не понял на уроке. В интернете можно найти огромное количество материала в интересной подаче и с разъяснением. Объясните, что учитель не может индивидуально заниматься с каждым учеником. Если видите, что у ребёнка начали снижаться отметки по какому-то предмету, важно поговорить с ним, возможно, какую-то тему он не понял, ребята пошли дальше, а он застрял на этой. Помогите разобрать ему материал или наймите репетитора, чтобы отставание в учебе не накапливалось как снежный ком.

3. Наладьте дружеские отношения с учителем . Проявляйте эмпатию, сопереживание по отношению к педагогу. Он ваш союзник и ваша задача общими усилиями сделать так, чтобы хорошо было и учителю и ученику. Предлагайте свою помощь, благодарите учителя за то, что он помогает вашему ребёнку становиться взрослым, умным, успешным и образованным человеком.

4. Если у вас что-то не получается или вы не знаете как поступить , обращайтесь к школьному психологу или к другому специалисту. Главное – не навредить своему ребёнку, а квалифицированный специалист поможет лучше, быстрее и качественнее решить проблему.

Если хотите, чтобы школьные годы прошли у вас и вашего ребёнка спокойно и легко, надо постараться учить свое чадо общаться со сверстниками, учителями и самостоятельно искать решение поставленных задач. Но вы должны в любой момент находиться рядом, поддерживать и помогать ему.

Если надо что-то объяснить, попробуйте разыграть ситуацию с ребёнком, где он сам будет в роли обидчика, а вы сыграете его роль. Ничто так не помогает понять другого человека, как пребывание в его «шкуре».

Будьте ребенку другом, тогда он будет прислушиваться к вашим советам, доверять и просить помощи. Поддерживайте, хвалите и любите своего ребёнка. Вы – команда!

«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал - все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание - это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация - тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором - контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • «Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?

Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя - это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд - очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.

    Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.

  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, - это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, - воспользоваться консультацией профессионального психолога.

Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа - потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст - самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!

Ребёнок не хочет идти в школу...

Осталось позади уральское лето, вместе с самыми длительными школьными каникулами. И уже стартовал новый учебный год. У заботливых родителей опять появились дела: обеспечить ребенка всем необходимым для успешной учебы, проверить домашнее задание…

Замечательно, если мама с папой могут сказать: "Наш сын с удовольствием ходит в школу!"

А если ребенок не хочет идти в школу? Когда прогулы переходят в "хроническую стадию", почти всегда требуется консультация опытного специалиста. Чтобы помочь не только ребенку справиться со своими проблемами, но и родителям понять их.

Дело может быть в способностях ребенка. За консультацией к психологу обратилась мать второклассника. Марат с желанием ходил в школу только в первом классе. В середине второго класса, по утрам у мальчика начались боли в животе. Появилась раздражительность и упадок сил. Обследования и консультации врачей причины не выявили. Марат физически был здоров! Классный руководитель посоветовала маме обратиться к психологу. В ходе консультаций выяснилось: мама очень хотела, чтобы сын свободно владел иностранным языком, отдала его в школу с углубленным изучением иностранных языков. Марат посещал " стартовую школу" и дополнительно занимался с педагогом. Он освоил программу первого класса еще до поступления. Поэтому, в первом классе ему учиться было легко. Во втором классе программа усложнилась, нагрузка возросла. Появились неудачи. А мама требовала только "отличных оценок". Рассуждала примерно так: " Сейчас помучается, зато в будущем ему будет легче." Не трудно заметить - мама заглядывает в далекое будущее. А Марат есть сейчас, в настоящем! Ему трудно учиться в школе. Боли в животе (кстати, реальные) для него возможность избежать этих трудностей. И получить внимание мамочки.

Причина нежелания идти в школу может быть - в школе. Строгие правила учебного процесса. Конфликт с учителем. Проблемы со сверстниками или старшеклассниками.

Альфия с мамой пришли в кабинет директора школы, чтобы забрать документы.

После беседы с директором, они обе оказались в кабинете психолога.

До седьмого класса Альфия училась "средне". В седьмой класс девочка пошла в другом городе. Семья переехала из маленькой деревни в село. У Альфии за два года так и не сложились отношения с одноклассниками. Некоторые из них откровенно игнорировали её, некоторые - издевались. Особенно Аня, "отрицательный лидер". Она загоняла Альфия под парту, "забивала стрелки", провоцируя на драку. А сколько публичных оскорблений пришлось вынести ЛАльфие! Терпение иссякло, и она отказалась ходить в школу. альфия осталась в этой школе и закончила одиннадцать классов. Это было после того, как ушла из школы хулиганистая Аня. Школьным психологом была проведена большая работа с классом. А родители Альфии оказали ей поддержку и помогли ей решить проблему.

Причина нежелания идти в школу может быть вызвана проблемами в семье. Разводом родителей. Потерей близкого члена семьи или появлением нового. Долгим отсутствием родителя на работе или в командировке. Серьезной болезнью (например, алкоголизм) родителя.

Артем с мамой пришел к психологу по направлению заместителя директора школы по правовым вопросам. Четырнадцатилетний подросток отказывается ходить в школу. Артем с серьезным видом заявил: " Меня обзывают одноклассники, и я больше не пойду в эту школу!" После нескольких встреч с Артемом и его мамой, прояснилась истинная причина.

Кроме Артема и мамы в небольшой квартире проживает ещё бабушка - пенсионерка.

Отношения между женщинами вовсе не родственные. Из-за частых ссор с бабушкой, мама начала злоупотреблять алкоголем. Артем уговаривал маму не пить, плакал, кричал. Но ситуация не менялась! Отказ учиться - это форма протеста.

Артем окончил «вечернюю школу» и устроился на работу – учеником слесаря.

Истории реальные, имена вымышленные.

Что может сделать родитель?

Для начинающих школьников.

1. Расставайтесь с ребенком у школы с улыбкой. Скажите, что вы уходите, но вернетесь позже.

2. Дайте свою фотографию на рабочем месте. Это будет напоминать малышу, что вы сейчас работаете.

3. Позвольте взять с собой маленькую любимую игрушку. Это успокаивает.

4. Пусть ребенок следит за временем. Скажите ему, что сделаете ему что-то приятное (почитаете книжку, купите мороженое). Ребенок будет знать, что в школе он не вечно.

5. Хорошим средством может оказаться след вашей губной помады на руке ребенка. Это будет ему напоминать о вас.

6. Подведите ребенка к учителю, который приветливо его встретит, возьмет его за руку.

Обязательно поинтересуйтесь через несколько недель, изменилось ли что - либо в поведении ребенка.

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

1. Поговорите с ним серьезно. Выясните, что беспокоит его в связи с посещением школы.

2. Выделите время на встречу с учителем. Возможно, он расскажет вам причину беспокойства. Это может быть ученик, запугивающий вашего ребенка. Или неуспеваемость.

3. Изменение поведения ребенка может быть связано с обстановкой дома. Не обманывайте ребенка, говорите ему правду (без подробностей). Скажите, что вы сами разберетесь с проблемами, а его задача ходить в школу.

4. Ребенок должен быть уверенным, что получит от вас поддержку.

5. Напомните ребенку интересные случаи из его школьной жизни.

6. Хвалите ребенка за старание.

И последнее. А Вы сами любили ходить в школу? Темное холодное утро, и надо куда-то идти с огромнейшим тяжелым портфелем...

Ведь это действительно сложно! Особенно когда ты ещё такой несвободный, зависимый от взрослых. И ничего с этим не можешь поделать. Потому что еще слабо представляешь, как.

Уважаемые родители, поддержите своих детей! Помогите им проявлять и использовать все свои сильные стороны. Ведь это в Ваших силах.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье .


Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.


Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям» . Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога . Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.


Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.


При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.


Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию .

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Другие причины

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.