Биография.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Самуи́л На́хманович Богора́д
Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти
Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск
Годы службы
Звание
Часть
Командовал

Биография

Самуил Нахманович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебске (Белоруссия) в рабочей еврейской семье. В 1935 году окончил Ленинградский морской техникум . До августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского морского пароходства.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года , встретив её начало в должности помощника командира подлодки «Д-2 «Народоволец» » Балтийского флота . В сентябре 1942 года «Д-2» вышла в боевой поход, и, действуя на основных коммуникациях противника, потопила транспорт «Якобус Фрицен», водоизмещением 4090 брутто тонн и нанесла значительные повреждения железнодорожному парому «Дойчланд», водоизмещением 2972 брутто тонн.

После войны С. Н. Богорад продолжал службу в ВМФ СССР . В - - командовал подлодкой «К-56 », затем - по февраль 1950 года - подлодкой «Н-28 ».

Литература

Отрывок, характеризующий Богорад, Самуил Нахманович

У меня словно гора свалилась с плеч! Я очень не любила казаться неумёхой и уж особенно, когда это касалось моих «странных» способностей. И вот я пробовала... С утра до вечера. Пока не валилась с ног и не начинало казаться, что уже вообще не соображаю, что творю. Какой-то мудрец сказал, что к высшему разуму ведут три пути: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый лёгкий и путь опыта на своей шее – самый тяжёлый. Вот я видимо и выбирала всегда почему-то самый тяжёлый путь, так как моя бедная шея по-настоящему сильно страдала от моих, никогда не прекращающихся, бесконечных экспериментов…
Но иногда «игра стоила свеч» и мои упорные труды венчались успехом, как это наконец-то и случилось с тем же самым «двиганием»… Спустя какое-то время, любые желаемые предметы у меня двигались, летали, падали и поднимались, когда я этого желала и уже совершенно не казалось сложным этим управлять… кроме одного весьма обидно упущенного случая, который, к моему великому сожалению, произошёл в школе, чего я всегда честно пыталась избегать. Мне совершенно не нужны были лишние толки о моих «странностях» и уж особенно среди моих школьных товарищей!
Виной того обидного происшествия, видимо, было моё слишком большое расслабление, которое (зная о своих «двигательных» способностях) было совершенно непростительно допускать в подобной ситуации. Но все мы когда-то делаем большие или маленькие ошибки, и как говорится – на них же и учимся. Хотя, честно говоря, я предпочитала бы учиться на чём-нибудь другом...
Моим классным руководителем в то время была учительница Гибиене, мягкая и добрая женщина, которую все школьники искренне обожали. А в нашем классе учился её сын, Реми, который, к сожалению, был очень избалованным и неприятным мальчиком, всегда всех презиравшим, издевавшимся над девчонками и постоянно ябедничавшим на весь класс своей матери. Меня всегда удивляло, что, будучи таким открытым, умным и приятным человеком, его мать в упор не хотела видеть настоящего лица своего любимого «чадушки»… Наверное это правда, что любовь может быть иногда по-настоящему слепа. И уж в этом случае она была слепа неподдельно...
В тот злополучный день Реми пришёл в школу уже изрядно чем-то взвинченный и сразу же начал искать себе «козла отпущения», чтобы излить на него всю свою, откуда-то накопившуюся, злость. Ну и естественно, мне «посчастливилось» оказаться в тот момент именно в радиусе его досягаемости и, так как мы не очень-то любили друг друга изначально, в этот день я оказалась именно тем горячо желанным «буфером», на котором ему не терпелось выместить своё неудовлетворение неизвестно чем.
Не хочу казаться необъективной, но того, что случилось в следующие несколько минут, не порицал позже ни один мой, даже самый пугливый, одноклассник. И даже те, которые не очень-то меня любили, были в душе очень довольны, что наконец-то нашёлся кто-то, кто не побоялся «грозы» возмущённой матери и хорошенько проучил заносчивого баловня. Правда урок получился довольно-таки жестокий и если бы у меня был выбор снова это повторить, я, наверное, не сотворила бы с ним такого никогда. Но, как бы мне не было совестно и жалко, надо отдать должное, что сработал этот урок просто на удивление удачно и неудавшийся «узурпатор» уже никогда больше не высказывал никакого желания терроризировать свой класс...
Выбрав, как он предполагал, свою «жертву», Реми направился прямиком ко мне и я поняла, что, к моему большому сожалению, конфликта никак не удастся избежать. Он, как обычно, начал меня «доставать» и тут меня вдруг просто прорвало... Может быть, это случилось потому, что я уже давно подсознательно этого ждала? Или может быть просто надоело всё время терпеть, оставляя без ответа, чьё-то нахальное поведение? Так или иначе, в следующую секунду он, получив сильный удар в грудь, отлетел от своей парты прямо к доске и, пролетев в воздухе около трёх метров, визжащим мешком шлёпнулся на пол…
Я так никогда и не узнала, как у меня получился этот удар. Дело в том, что Реми я совершенно не касалась – это был чисто энергетический удар, но как я его нанесла, не могу объяснить до сих пор. В классе поднялся неописуемый кавардак – кто-то с перепугу пищал… кто-то кричал, что надо вызвать скорую помощь… а кто-то побежал за учительницей, потому что, какой бы он не был, но это был именно её «искалеченный» сын. А я, совершенно ошалевшая от содеянного, стояла в ступоре и всё ещё не могла понять, как же, в конце концов, всё это произошло…
Реми стонал на полу, изображая чуть ли не умирающую жертву, чем поверг меня в настоящий ужас. Я понятия не имела, насколько сильным был удар, поэтому не могла даже приблизительно знать, играет ли он, чтобы мне отомстить, или ему по-настоящему так плохо. Кто-то вызвал скорую помощь, пришла учительница-мать, а я всё ещё стояла «столбом», не в состоянии говорить, настолько сильным был эмоциональный шок.
– Почему ты это сделала? – спросила учительница.

Самуил Нахманович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебске (Белоруссия) в рабочей еврейской семье. В 1935 году окончил Ленинградский морской техникум. До августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского морского пароходства.

В 1940 году был призван в Военно-Морской Флот. Обучался в учебном отряде подводного плавания. В 1941 году окончил Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания Краснознамённого учебного отряда подводного плавания имени С. М. Кирова.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, встретив её начало в должности помощника командира подлодки «Д-2» Балтийского флота. В сентябре 1942 года «Д-2» вышла в боевой поход, и, действуя на основных коммуникациях противника, потопила транспорт «Якобус Фрицен», водоизмещением 4090 брутто тонн и нанесла значительные повреждения железнодорожному парому «Дойчланд», водоизмещением 2972 брутто тонн.

С марта 1944 года С. Н. Богорад - командир подлодки «Щ-310» (3-й дивизион бригады подлодок Балтийского Флота), которой командовал до конца войны. Под его командованием «Щ-310» совершила три боевых похода, записав на свой боевой счёт восемь потопленных и повреждённых судов противника.

В марте 1945 года подлодка «Щ-310» награждена орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Богораду Семёну Наумовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

После войны С. Н. Богорад продолжал службу в ВМФ СССР. В 1945-1948 - командовал подлодкой «К-56», затем - по февраль 1950 года - подлодкой «Н-28».

С февраля по декабрь 1950 года капитан 2-го ранга Богорад - командир 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок 4-го ВМФ, а с декабря 1950 года по ноябрь 1952 года - начальник отделения подготовки подводных лодок и средств противолодочной обороны 3-го отдела штаба 8-го ВМФ.

Лучшие дня

С ноября 1952 года до октября 1959 года - командир отдельного дивизиона кораблей полигона ВМФ.

С октября 1959 года капитан 1-го ранга Богорад С. Н. - начальник вспомогательных судов Рижской военно-морской базы Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1961 года - капитан 1-го ранга Богорад уволен в запас по выслуге лет.

Жил в Риге. С 1961 года по 1976 год С. Н. Богорад - в должности старшего помощника капитана и капитана на судах Латвийского морского пароходства.


Самуил Нахманович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебске (Белоруссия) в рабочей еврейской семье. В 1935 году окончил Ленинградский морской техникум. До августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского морского пароходства.

В 1940 году был призван в Военно-Морской Флот. Обучался в учебном отряде подводного плавания. В 1941 году окончил Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания Краснознамённого учебного отряда подводного плавания имени С. М. Кирова.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, встретив её начало в должности помощника командира подлодки «Д-2» Балтийского флота. В сентябре 1942 года «Д-2» вышла в боевой поход, и, действуя на основных коммуникациях противника, потопила транспорт «Якобус Фрицен», водоизмещением 4090 брутто тонн и нанесла значительные повреждения железнодорожному парому «Дойчланд», водоизмещением 2972 брутто тонн.

С марта 1944 года С. Н. Богорад - командир подлодки «Щ-310» (3-й дивизион бригады подлодок Балтийского Флота), которой командовал до конца войны. Под его командованием «Щ-310» совершила три боевых похода, записав на свой боевой счёт восемь потопленных и повреждённых судов противника.

В марте 1945 года подлодка «Щ-310» награждена орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Богораду Семёну Наумовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

После войны С. Н. Богорад продолжал службу в ВМФ СССР. В 1945-1948 - командовал подлодкой «К-56», затем - по февраль 1950 года - подлодкой «Н-28».

С февраля по декабрь 1950 года капитан 2-го ранга Богорад - командир 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок 4-го ВМФ, а с декабря 1950 года по ноябрь 1952 года - начальник отделения подготовки подводных лодок и средств противолодочной обороны 3-го отдела штаба 8-го ВМФ.

С ноября 1952 года до октября 1959 года - командир отдельного дивизиона кораблей полигона ВМФ.

С октября 1959 года капитан 1-го ранга Богорад С. Н. - начальник вспомогательных судов Рижской военно-морской базы Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1961 года - капитан 1-го ранга Богорад уволен в запас по выслуге лет.

Жил в Риге. С 1961 года по 1976 год С. Н. Богорад - в должности старшего помощника капитана и капитана на судах Латвийского морского пароходства.

ВАХТА ПАМЯТИ - БОГОРАД САМУИЛ НАХМАНОВИЧ. С начала Великой Отечественной Войны корабли Балтийского Флота были блокированы немцами в Ленинграде и Кронштадте, поэтому вся тяжесть войны на море легла на подводников, которые имели в боевом строю 69 подводных лодок, способных действовать на просторах Балтийского моря и непосредственно у побережья противника. Заблокировав наши морские силы в Финском заливе, немцы создали на всем 275 мильном пути в Балтийское море мощный противолодочный рубеж, что исключало возможность его форсирования. После войны подсчитали, что вероятность прорыва составляла 3-5%. Это означало, что из сорока подводных лодок в 1942 году в Балтику могли прорваться и вернуться только 2-3 лодки. Но несмотря на минные заграждения, противолодочные сети, пересекавшие с севера на юг Финский залив, ожесточенное противодействие противолодочных сил, подводники успешно действовали на коммуникациях противника, топили его корабли и суда, перевозившие войска, боевую технику и военные грузы. Как правило, места гибели подводных лодок неизвестны. Они- это безымянные герои нашей Родины, поэтому те редкие братские могилы экипажам подводных лодок и их командирам должны быть бережно ухожены Государством и почитаемы потомками. В День Военно-Морского Флота, ветераны моряки – подводники в Латвии, приносят цветы к мемориалу экипажа подводной лодки « С-11», установленному на 1-м Лесном кладбище в г. Рига. Рядом, в 15 метрах от памятника, видим надгробную плиту с надписью Богорад Самуил Нахманович 17.08.1907 – 23.04.1996 Это могила капитана 1 ранга, командира легендарной Краснознаменной подводной лодки «Щ-310», одного из 9 героев подводников Балтики. В июне 1941 г. он был назначен на должность помощника командира подводной лодки «Д-2» («Народоволец»), на которой в 1942 году потопил 3 транспорта противника. В начале 1944 года С.Н. Богорад вступил в командование подводной лодкой «Щ-310», отправившей на дно за один поход в октябре месяце 3 транспорта и сторожевой корабль, суммарным водоизмещением более 15000 тонн. Командование Балтийского Флота высоко оценило действия экипажа лодки, наградив многих его членов орденами и медалями Советского Союза, а командир был удостоин высокой Правительственной награды- Ордена Ушакова (второй степени). За короткое время 1944-1945 г.г. пл «Щ-310» под командованием Богорада потопила 9 кораблей и судов фашистской Германии! Командующий КБФ в годы войны адмирал В.Ф.Трибуц впоследствии в одной из своих книг писал: « Победы «Щ-310» определялись не только по материальному исчислению-конкретному урону, нанесенному противнику. Почин был ценен и другим. Он подавал хороший пример всем подводникам, провозглашал начало нового наступления. Богорад С.Н. показал себя мастером торпедных атак... Вражеские корабли были потоплены подводной лодкой в очень тяжелых условиях - ночью, в надводном положении, прорывая сильное корабельное охранение». Капитан 1 ранга Богорад С.Н. был не только легендарным подводником Балтики, но и ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы. Еще живы свидетели, которые помнят Богорада С.Н.- командира и человека. Вот воспоминания командира 107 отдельного дивизиона подводных лодок капитана 1 ранга в отставке Камышана В.Ю., датированные 10 января 2005 г. « Я знал Самуила Нахмановича Богорада по совместной работе в Латвийском Морском Пароходстве с 1977 г., где Богорад почти четверть века был одним из ведущих капитанов. Нас объединяла еще и многолетняя служба на подводных лодках. Это был не только грамотный и смелый командир подводной лодки, но человек с добрым сердцем и благородной душой. Приведу один из эпизодов боевых действий ПЛ « Щ-310». Шел апрель 1945 г. Немецкая группировка в Курляндии была окружена советскими войсками и из-за отсутствия топлива не могла использовать танки и авиацию. Руководство фашистской Германии направило несколько танкеров с бензином в Вентспилский порт, но на пути у них встали наши подводные лодки «Щ-310» и «Щ-306». 14 апреля 1945 г. Богорад последним торпедным залпом послал на дно вражеское судно «Гетерринг» водоизмещением 6267 тонн. Вот как это было. Находясь в заданом районе, Богорад обнаружил немецкое судно. Убедившись, что на нем нет вооружения, подводная лодка всплыла в надводное положение. Командир лодки отдал приказ капитану немецкого судна: « Экипажу в шлюпки и на берег. Капитану с судовыми документами прибыть на борт лодки». В считанные минуты экипаж немецкого судна покинул его и на шлюпках направился к берегу, а капитан прибыл на борт лодки, взяв с собой на память о покидаемом судне-бинокль, с которым он не расставался всю войну. Капитану тоже сохранили жизнь, отпустив на берег. Немецкое судно было торпедировано. Поставленная задача была выполнена. Вахтенный журнал и бинокль остались на пл «Щ-310». Прошло много лет. С.Н. Богорад длительное время работал капитаном транспорта. Однажды, выйдя из Риги в штормовую погоду и направляясь в один из европейских портов, решил пройти не проливной зоной через проливы Бельт и Зунд, а Кильским каналом. Проход Кильским каналом требовал обязательного присутствия на борту лоцмана и рулевых. На одном из галсов немецкий лоцман попросил у капитана бинокль и узнал в нем свою вещь. Он повернулся в сторону капитана. Немая сцена... Лоцман и капитан пристально смотрят друг на друга, вспоминая тот роковой день- день победы одного и поражения другого. Конечно же они узнали друг друга. Какое-то мгновение они стояли молча, а затем обнялись. Лоцман был тем самым капитаном немецкого судна, экипажу которого в годы войны командир советской ПЛ «Щ-310», еврей по национальности, подарил жизнь, разрешив на шлюпках сойти на берег. Разве это не проявление Ума и Благородства человеческой души?! Таким он был в большом и малом, таким его знали и таким его помнят.». За мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 6 марта 1945г. подводная лодка «Щ-310» была награждена орденом Красного Знамени. Ее командир, капитан 1 ранга Богорад С.Н., за участие в Великой Отечественной Войне, мужество и храбрость, проявленные при выполнении задач в море, был награжден высокими Правительственными наградами: -орденом Ленина; -двумя орденами Боевого Красного Знамени; -орденом Ушакова (второй степени); -орденом Отечественной войны (первой степени); -орденом Красной звезды и многими медалями. 8 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Герой Советского Союза. Всего за время Великой отечественной войны звание Героя Советского Союза было присвоено 22 командирам подводных лодок. Памятники на могилах Героев Советского Союза должны соответствовать их статусу и заслугам независимо от страны, в которой они установлены.

Командовал

Биография

Самуил Нахманович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебске (Белоруссия) в рабочей еврейской семье. В 1935 году окончил Ленинградский морской техникум . До августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского морского пароходства.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года , встретив её начало в должности помощника командира подлодки «Д-2 «Народоволец» » Балтийского флота . В сентябре 1942 года «Д-2» вышла в боевой поход, и, действуя на основных коммуникациях противника, потопила транспорт «Якобус Фрицен», водоизмещением 4090 брутто тонн и нанесла значительные повреждения железнодорожному парому «Дойчланд», водоизмещением 2972 брутто тонн.

После войны С. Н. Богорад продолжал службу в ВМФ СССР . В - - командовал подлодкой «К-56 », затем - по февраль 1950 года - подлодкой «Н-28 ».

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениздат.1987.

Отрывок, характеризующий Богорад, Самуил Нахманович

Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.