Как нужно одеваться в церковь. Можно ли православным женщинам ходить в церковь в брюках

Литературная игра – викторина по произведениям С.Я. Маршака для младших школьников 2 класса

130 лет со дня рождения поэта

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вашему вниманию интерактивную развивающую игру по произведениям Самуила Яковлевича Маршака. Игра поможет в организации и проведении занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки», в группе продленного дня. Данный материал будет полезен учителям начальной школы; педагогам-организаторам, библиотекарям, педагогам дополнительного образования, родителям; для детей 7 - 10 лет.
Цель: развитие интереса к художественной литературе и чтению; развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака;
- в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
- пробудить интерес к его творчеству.
- учить воспринимать содержание произведений;
- прививать интерес к чтению книг;
- развивать воображение, мышление, культуру общения;
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихотворений и сказок С. Я. Маршака.

2017 год объявлен Годом Самуила Маршака
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения его автора - поэта, переводчика Самуила Маршака. Его любили и любят по всей России. На его сказках выросли миллионы детей.

Краткая биография Самуила Маршака
Самуил Яковлевич Маршак – советский писатель, поэт, драматург, а также переводчик и литературный критик. Самуил Яковлевич родился в Воронеже 3 ноября 1887 года в еврейской семье. Фамилия Маршак передалась писателю от потомка, который был известным раввином и талмудистом. Детство писателя прошло под Воронежем, где он также посещал гимназию. Помимо этого он посещал гимназии в Петербурге и Ялте. Любовь к классической поэзии Самуилу привил учитель словесности, который разглядел в нем талант. В 1907 году он начал печататься. В сентябре 1912 молодая чета отправилась в Англию, где Самуил не только посещал Лондонский университет, но и работал над переводом английских баллад. Вернувшись в Россию, он публикует эти переводы в журналах «Русская мысль» и «Северные записки». В 1920 году, будучи в Екатеринодаре, он открывает ряд учреждений для детей, в том числе один из первых детских театров в России. Вскоре появляются его первые детские книги со стихотворениями «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек» и т.д. В 1922 году писатель перебирается в Петроград, где создает студию детских писателей и выпускает детский журнал «Воробей». В 1960 году вышла в свет автобиографическая повесть Маршака под названием «В начале жизни», а годом позже вышел сборник статей «Воспитание словом». Умер писатель 4 июля 1964 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
1 тур
Викторина по произведениям С. Маршака


1.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
Вопрос: Назовите профессию героя стихотворения.
Ответ: почтальон из стихотворения С. Маршака «Почта»


2. Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
Вопрос: Какой герой произведения С. Маршака мог так поступить?
Ответ: человек рассеянный с улицы Бассейной из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».


3.Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку …
- Отдайте мою собачонку!
Вопрос: Что сдавала на хранение дама, отъезжающая в другой город?
Ответ: Багаж из одноименного стихотворения С. Маршака «Багаж»


4.Петя маме говорит:
- Можно, мама, спать при свете?.
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: - Нет! -
Щелк - и выключила свет.
Вопрос: Почему Петя хотел спать при свете, чего он боялся?
Ответ: темноты. Стихотворение С. Маршака «Чего боялся Петя»


5. -Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Вопрос: Кому не нравился голосок матери?
Ответ: мышонку. Сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»


6. Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
- Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
Вопрос: Кто помог бедной падчерице набрать подснежников посреди зимы?
Ответ: Братья Месяцы. Сказка «Двенадцать месяцев» перевод С. Маршака
2 тур
Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:


1. Усатый (полосатый)
2. Ванька – (Встанька)
3. Кот и (лодыри)
4. Дремота и (Зевота)
5. Вакса – (Клякса)
6. Мастер – (Ломастер)

Приложение ко 2 туру игры
Для ознакомления,чтения, разучивания,обсуждения
ВАНЬКА - ВСТАНЬКА (отрывок)
Самуил Маршак
У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате -
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.

ДРЕМОТА И ЗЕВОТА
Самуил Маршак
Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота,
Заглядывала в окна
И в щелочки дверей
И детям говорила:
- Ложитесь поскорей!
Зевота говорила: кто спать скорее ляжет,
Тому она, Зевота, спокойной ночи скажет,
А если кто не ляжет
Сейчас же на кровать,
Тому она прикажет
Зевать, зевать, зевать!

МАСТЕР-ЛОМАСТЕР (отрывок)
Самуил Маршак
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я - известный мастер
По столярной части!
Как ударил молотком, -
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил -
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня -
Не вобьешь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама…

ВАКСА-КЛЯКСА (отрывок)
Самуил Маршак
Вдруг, оставив хлеб и рис,
Разбежалась стая крыс.
В дверь вошла собака такса,
По прозванью Вакса-Клякса.
Криволапый, ловкий пес
В щель просунул длинный нос
И поймал большую крысу -
Видно, крысу-директрису.
А потом он, как сапер,
Раскопал одну из нор
И полез к ворам в подполье
Наказать за своеволье.
Говорят, что с этих пор
Стая крыс ушла из нор.

УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ (отрывок)
Самуил Маршак
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит: - Это моя дочка.
Люди спрашивают: - Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: - Она давно не мылась.
Люди спрашивают: - Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: - Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, - все и увидели, что это котенок - усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.

КОТ И ЛОДЫРИ
Самуил Маршак
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

3 тур
Угадайте, что лежит в сундуке?
С. Маршак ЗАГАДКИ


1. Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (часы)


2. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (тапочки)


3. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)


4. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (утюг)
4 тур
Кто в сказке живет?


По картинкам дети называют героев сказки, а затем и название сказки по главным героям
1) Мышка
2) Лягушка
3) Лиса
4) Волк
5) Петух
6) Еж
7) Медведь
С. Маршак «Теремок»
Можно предложить детям разыграть сказку, заранее приготовить элементы костюмов, например, ободочки или маски из бумаги.


1) Лошадь
2) Жаба
3) Курочка
4) Щука
5) Свинья
6) Утка
7) Мышка
8) Кошка
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Приложение
Сказка о глупом мышонке
Самуил Маршак
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го! - поет лошадка. -
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука -
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…

Сказка – пьеса «Теремок» (отрывок)
Самуил Маршак
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Злой дед. Еж. Добрый дед. Волк. Лягушка. Лиса. Мышка. Медведь. Петух.

Добрый дед
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
Лягушка
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Заходит в теремок.)
Ква-ква!..
Тишина…
В теремочке я одна.
Хоть кругом не очень сыро,
А хорошая квартира!
Ква-ква!
Ква-ква-ква!
Тут и печка и дрова,
И котел и сковородка.
Вот находка, так находка!
Перед ужином пока
Заморю я червячка.
Добрый дед
Только свет зажгла лягушка,
Постучалась мышь-норушка.
Мышка
Это что за теремок,
Теремок?
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
А ты кто?
Мышка
А я - мышка-норушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Спелых зерен раздобудем,
Печь блины с тобою будем.
Лягушка
Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить вдвоем!
Добрый дед
Поселилась мышь с лягушкой,
С лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Вдруг стучится на рассвете
Петушок горластый - Петя.
Петух
Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Эй, откройте петушку!
Ко-ко-ко, кукареку!
Кто-кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто-кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
А ты кто?
Петух
А я - петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду
На дворе.
Петь я буду
На заре.
Кукаре-ку!
Лягушка и Мышка
Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить втроем!
Добрый дед
Вот живут они - лягушка,
Петушок и мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг стучится серый еж.
Еж
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
Петух

А ты кто?
Еж
Я - серый ежик,
Ни головы, ни ножек,
Горбом спина,
На спине борона.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка
Так и быть, пожалуй в дом.
Жить мы будем вчетвером!
Добрый дед
Вот живут они - лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит - сторожит теремок.
Злой дед
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.
Волк
Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
Петух
Я, петушок - золотой гребешок.
Еж
Я, серый ежик -
Ни головы, ни ножек.
А ты кто?
Волк
А я - волк,
Зубами щелк!
Мышка
А что ты умеешь делать?
Волк
Ловить
Мышат!
Давить
Лягушат!
Ежей душить!
Петухов потрошить!..
Мышка
Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.
Злой дед
Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку-лису.
А лиса идет навстречу -
Рыжий хвост, глаза как свечи.
Волк
Лисавета, здравствуй!
Лиса
Как дела, зубастый?
Волк
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисавета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?
Лиса
Теремок?
Волк
Он не низок, не высок.
Лиса
Не высок?
Волк
Мышь-норушка
Там зерно толчет,
А лягушка пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух, -
Ощипать бы только пух!
Лиса
Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!
Волк
Да и мне поесть охота, -
Только заперты ворота…
Может, как-нибудь вдвоем
Мы ворота отопрем!
Лиса
Ох, слаба я с голодухи!
Третий день, как пусто в брюхе.
Кабы встретился нам Мишенька-медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам!
Волк
Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!
Злой дед
В это время в самом деле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Медведь
Я ищу в лесу колоду,
Я хочу отведать меду
Или спелого овса.
Где найти его, лиса?
Лиса
Видишь, Миша, теремок?
Медведь
Теремок?
Лиса
Он не низок, не высок.
Медведь
Не высок?
Лиса
Мышь-норушка
Там зерно толчет.
Волк
А лягушка
Пироги печет.
Лиса
Пироги печет капустные,
Подрумяненные, вкусные.
Волк
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ножиком.
Лиса
Ты не хочешь ли проведать
Петуха,
Петушиные отведать,
Потроха?
Медведь
Петушатина - хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда!
Лиса
Нет уж, Мишенька, пойдем
Да на месте отопрем!
Злой дед
Вот идут они к соседям -
Волк с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.
Медведь
Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не то мы вам ворота разнесем!
Мышка
Это кто пришел к нам на ночь?
Медведь
Михаил!
Мышка
Какой?
Медведь
Иваныч.
А по-вашему - Медведь.
Потрудитесь отпереть!
Долго ждать мне неохота.
Расшибу я вам ворота!
Мышка
Тише, Мишенька! В ворота не стучи!
Лягушка
Наше тесто опрокинется в печи!
Петух
Ты не суйся в теремок - кукареку!
Или шпорами тебя я засеку!
Еж
Коли будешь заниматься грабежом,
Познакомишься со сторожем - ежом!
Медведь
Не хотят меня хозяева впустить.
Не хотят меня обедом угостить!
Лиса
Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,
Ну-ка, Мишенька, на волка навались!
Если дружно мы навалимся втроем,
Мы тесовые ворота отопрем!
Злой дед
И пошла у них работа:
Навалились на ворота…
Добрый дед
Да не могут отпереть.
Огрызается медведь.
Бьет он волка, точно сваю,
А лиса хлопочет с краю.
Ей, плутовке, легче всех -
Бережет свой рыжий мех.
Лиса
Вперед!
Медведь
Назад!
Лиса
Идет
На лад!
Медведь
Слышишь, лисонька,
Как досточки
Трещат?
Волк
То не досточки,
А косточки
Хрустят -
Раздавил меня бессовестный медведь!
Без обеда мне придется помереть.
Отдышаться до сих пор я не могу.
Еле-еле до постели добегу!
Медведь
Не возьму, лиса, я в толк:
Почему взбесился волк?
Отчего он убежал?
Лиса
Ты слегка его прижал -
Оттого и убежал!
Еле ноги уволок…
Да какой от волка прок?.
И без волка мы ворота отопрем,
Петушатины отведаем вдвоем.
Медведь
Очень хочется мне, лисонька, поесть!
В подворотню я попробую пролезть.
Добрый дед
Изловчился косолапый,
В подворотню сунул лапу.
Да, как видно, невпопад -
Не идет она назад.
Аж в груди дыханье сперло.
Заорал во все он горло.
Медведь
Ой, лисичка, помоги!
Мне не вытянуть ноги!
Пособи мне дружбы ради,
Потяни меня ты сзади!
Добрый дед
Не ответила лиса
И ушла к себе в леса.
А петух кричит с забора.
Петух
Эй, держите злого вора!
Дай, лягушка, кочергу -
Пятку я ему прижгу!
Добрый дед
Задрожал медведь с испугу,
Заорал на всю округу.
Медведь
Ой, боюсь я кочерги!
Ой, лисичка, помоги!
Петух
КукарЕку! Все на двор!
В подворотню лезет вор.
Эй, хозяюшка-лягушка,
Где твоя большая кружка?
Принеси воды скорей,
Косолапого облей!
Мышка
Поливай его, ребята!
Лягушка
Из кувшина, из ушата!
Еж
Из ведра его облей,
Злого вора не жалей!
Медведь
Помогите! Караул!
Захлебнулся, утонул!..
Добрый дед
Заревел медведь белугой,
Заметался с перепугу,
Изо всех рванулся сил -
Чуть ворота не свалил.
Разом высвободил ногу
И - айда в свою берлогу!
Завывает на ходу.
Медведь
Я к вам больше не приду!
Добрый дед
А петух кричит с забора.
Петух
Мы прогнали злого вора!
Кукареку! Ко-ко-ко!
Убежал он далеко,
Припустил во все лопатки,
Удирает без оглядки.
Ко-ко-ко! Кукареку!
Не вернется к теремку!
Злой дед
Разошелся наш петух,
Распушил атласный пух.
А пока он петушится,
Из кустов ползет лисица…
Лиса
(тихо)
Ладно, Петя, погоди,
Что-то будет впереди!
Пусть бока намяли волку,
А медведь попался в щелку, -
За своих я отомщу,
Петуха я утащу!
Злой дед
Подползла лиса украдкой
И запела сладко, сладко.
Лиса
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Там живет
Петушок боевой.
Он поет
И трясет головой.
Голова его ярче огня…
Петух
Кто-кто-кто там поет про меня?
Лиса
Ах ты, Петя, лихой петушок,
У тебя золотой гребешок.
Всем на зависть твоя борода.
Ты слети, мой красавец, сюда!
Петух
Нет уж, лучше я здесь
Посижу -
На тебя свысока
Погляжу.
Лиса
(тихо)
Ах ты, Петя,
Петух удалой!
Кто на свете
Сравнится с тобой?
У тебя два широких
Крыла.
Ты немножко похож
На орла!..
Петух
Я не слышу,
О чем ты поешь.
Повтори:
На кого я похож?
Лиса
Ты сидишь от меня далеко.
Подойди - я шепну на ушко!
Злой дед
Тут петух не утерпел,
Звонким голосом запел
И слетел к плутовке рыжей.
Подошел он к ней поближе,
А лиса, не будь плоха,
Хвать за горло петуха!
Петушок кричит и бьется,
А лиса над ним смеется.
Лиса
Вот теперь скажу я вслух,
На кого похож петух.
Ты похож па себя, петуха!
Скоро съем я твои потроха!
Хи-хи-хи!
Хо-хо-хо!
Ха-ха-ха!
Ты похож
На себя, петуха!
Злой дед
Вот лисица бежит во весь дух,
А в зубах ее бьется петух.
Вырывается глупый петух -
Разлетаются перья и пух.
Петух
Братец ежик дорогой,
Выходи-ка с кочергой,
С кочергой, с лопатою -
Бей лису проклятую!
Добрый дед
Услыхал колючий еж,
Закричал: «Разбой! Грабеж!»
Побежал он за ворота,
Добежал до поворота.
Видит: рыжая лиса
С петухом бежит в леса.
Покатился серый ежик
По траве лесных дорожек,
По предутренней росе,
Прямо под ноги лисе.
Не дает он ей дороги,
Колет щеткой лисьи ноги.
Еж
Я - колючий серый еж,
От меня ты не уйдешь,
Распорю твои меха.
Отдавай-ка петуха!
Добрый дед
У ежа иголки колки,
Больно колются иголки.
Только вертится лиса,
Вроде спицы колеса.
Лиса
Ах ты, ежик, серый ежик,
Не царапай лисьих ножек,
Пожалей мои меха!
Отпущу я петуха!
Добрый дед
Петуха она швырнула
Да скорей в кусты нырнула,
Прошмыгнула между пней,
А колючий еж - за ней.
Сзади мчатся друг за дружкой
Мышка серая с лягушкой…
Мышка
Догоняй! Держи! Лови!
Лягушка
Хвост у рыжей оторви!
Добрый дед
Через лес погоня мчится.
Впереди бежит лисица.
Задержалась у куста -
И осталась без хвоста.
А потом во все лопатки
Припустила без оглядки.
Скрылась рыжая в лесу -
Только видели лису!
Засмеялся серый ежик.
Еж
Я достану острый ножик,
Хвост разрежу пополам
И хозяюшкам раздам:
Полхвоста тебе, лягушка,
Полхвоста тебе, норушка.
Лягушка
Благодарствуй, серый еж.
Мышка
Лучше меха не найдешь!
Хвост надену я на шею,
Будет мне зимой теплее.
В стужу лютую,
В мороз
Я укутаю
Свой нос!
Добрый дед
Вот шагают друг за дружкой
Ежик с мышкой и лягушкой.
Лисий хвост несут с собой,
Говорят наперебой.
Мышка
Мы лису прогнали ловко.
Не воротится плутовка!
Только жив ли петушок,
Золотой наш гребешок?
Лягушка
Он лежит - не шевелится.
Мы погнались за лисицей
И оставили его
На дороге одного.
Еле дышит он, бедняжка,
Бьет крылом и стонет тяжко.
Еж
Не горюйте вы о нем:
Мы сейчас его найдем.
Вижу гребень петушиный
На пригорке под осиной!
Мышка
Что ты, Петя,
Не встаешь?
Лягушка
Что ты песен
Не поешь?
Петух
Не до песен мне, сестрицы…
Был в зубах я у лисицы,
Даже встать я не могу!
Еж
Дай тебе я помогу.
За крыло тебя возьму я,
Птицу бедную, хромую…
Ну, вставай! Авось дойдешь.
Петух
Очень колешься ты, еж!
Хоть меня не держат ноги,
А дойду я без подмоги.
Добрый дед
Подымается петух,
Говорит с собою вслух.
Петух
Кукареку, кукареку!
Отчего я стал калекой?
Оттого, что простоват…
Сам во всем я виноват!
Еж
Не горюй, голубчик Петя,
Поживешь еще на свете,
Будешь песнями опять
Солнце красное встречать!
-
Добрый дед
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка!
Мышка
Я, мышка-норушка!
Петух
Я, петушок -
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Еж
Я, колючий серый еж.
Я на всех ежей похож -
Горбом спина,
На спине борона!
Все вместе
(поют)
Нынче праздник веселый у нас,
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Без хвоста убежала лиса,
Вот какие у нас чудеса!
5 тур
Самуил Маршак «Детки в клетке»
Ребята должны угадать, кто живет в зоопарке

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

«В гости к С.Я. Маршаку»

Цели:

    Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.

    Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.

    Развивать навыки сознательного чтения.

    Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.

Оборудование:

Мультимедиа, презентация «В гости к С.Я. Маршаку», портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), книги, сборники произведений С.Я. Маршака, рисунки детей к произведениям, плакаты

Ход праздника

1.Исполняется песня о книгах.

2.Стихотворения:

С книгой легче жить на свете.

Книга мудрости полна.

Всё осветит и ответит

На любой вопрос она.

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.

Давайте представим хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно,нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки

Почаще листайте.
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Хорошему учат
Любимые книжки!

Учитель: Ребята, в 2017 году исполняется 130 лет со дня рождения С.Я.Маршака. Трудно представить себе наше детство без Рассеянного с улицы Бассейной, без умного мышонка, без теремка и Робина-Бобина, и сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну стихов, песен и сказок Самуила Яковлевича Маршак а.

Самуил Яковлевич был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...»

Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких (звучат стихотворения из книги «Детки в клетке»)

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Совята

Взгляни на маленьких совят

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Страусенок

Я - страусенок молодой,

Заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой,

Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,

Вытягивая шею.

А вот летать я не могу,

И петь я не умею.

Зебры

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Ведущий: Все мы с детства знаем занимательные стихи-загадки, автором которых также является С.Я.Маршак. Давайте все вместе их вспомним.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И ни куда я не иду.

Покуда он идет (дождь)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу?(очки)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб.(пила)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом- под столом,

А ночью – под кроватью.(сапоги)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то что он надут!(мяч)

Синий домик у ворот

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей-

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Пол часа проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят (почтовый ящик)

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез (календарь)

Была зеленой, маленькой

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду (вишенка)

Учитель: С.Я.Маршак рассказывал занимательные и поучительные истории и сказки,стихами рисовал цветные картинки мира. Сейчас мы перелистнём нашу страницу и окажемся в разноцветной стране.

Зелёная страница

Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза

Синяя страница

А это страница- морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда.

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода

Жёлтая страница

Вы любите ребята

Пересыпать песок.

В руках у вас лопата,

Ведерко и совок..

Как нитка золотая,

У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

Садовая дорога

Усыпана песком.

Но плохо, если много

Песка лежит кругом.

Белая страница

Это – снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая след хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляли след крестом...

Цепь следов по снежной глади

Остается, как строка

В чистой, новенькой тетради

Первого ученика.

Ночная страница

Перед нами- страница ночная.

Столица окутана тьмой.

Уходят на отдых трамваи,

Троллейбусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы.

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Учитель: Стихи С.Я.Маршака мы слышим и дома, и на улице, и в школе. – Часто поэт высмеивал в своих стихах лентяев, неумех, хвастунов.

Послушайте историю о лодырях и коте, который мечтал учиться в школе.

Кот и лодыри

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

«Про ученика и шесть единиц»

Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? -спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".


Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -

И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет! -
Промолвил мальчик ей в ответ.


- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.


Отец воскликнул: - Крокодил,
За что ты третью получил?!
- Я думал, что гипотенуза -
Река Советского Союза.


- Ну, а четвертая за что? -
Ответил юноша: - За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.


- А пятая? - спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
- Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.


- Ну, а шестая, наконец? -
Спросил рассерженный отец.
- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин...
- Ты очень скверный ученик, -
Вздохнув, сказала мать. -
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

Учитель: Благодаря С.Я.Маршаку мы можем прочитать все 154 сонета Уильяма Шекспира, стихотворения Роберта Бёрнса и Редьярда Киплинга, ведь Маршак был замечательным переводчиком. Многие из этих произведений положены на музыку. (Звучит песня на слова Р.Киплинга «На далёкой Амазонке» ,перевод С.Маршака).

А сколько английских и шотландских детских песенок перевёл С.Я.Маршак: «Шалтай-Болтай», «Три зверолова», «Робин-Бобин», «Дом, который построил Джек», «О мальчиках и девочках».

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Из чего только сделаны парни?

Из насмешек, угроз,

Крокодиловых слез.

Вот из этого сделаны парни!

Из чего только сделаны барышни?

Из булавок, иголок,

Из тесемок, наколок.

Вот из этого сделаны барышни!

Песня

Учитель : «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться –счастья не видать», «Умные вещи» - вот некоторые пьесы, написанные С.Я.Маршаком в разное время. С самого начала они писались не только для детей, но и для их родителей. В каждой сказке за внешне шутливым и безобидным сюжетом кроется мудрое слово о человеке, о смысле его жизни

«Теремок»-инсценировка

Звучит стихотворение «Пожелание друзьям» в исполнении автора.

Учитель: На стихах Маршака выросло не одно поколение детей. В свое время поэт получал письма со всех концов страны пачками. Дети спрашивали, как поживает Рассеянный с улицы Бассейной, интересовались,

сколько лет его создателю:

"Милый дедушка! Сколько тебе лет? Есть уже сто? Ведь еще моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и моя мама, и папа тоже…"

Стихи Маршака для детей чистые и честные, именно такие, какими хотел их видеть автор. Мы надеемся, что пожелание Самуила Яковлевича юным читателям исполнится: «Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет»

Звучит песня «Дорогою добра»

Известный советский поэт Самуил Яковлевич Маршак знаком не одному поколению маленьких читателей своими знаменитыми детскими книжками.

А из этой виртуальной выставки вы узнаете о малой толике произведений С.Я. Маршака, которые есть в нашей библиотеке.



Маршак, С. Я. Большой карман [Текст] : / С. Маршак; рис. А. Елисеева, М. Скобелева. – Москва: Мелик-Пашаев,2015. - 20 с.

Издательство "Мелик-Пашаев" настойчиво возвращает в обиход брошюру – тот тип издания, на котором выросло не одно поколение читателей.

На этот раз из ранних шестидесятых годов в руки наших Главных читателей – детей попадает весёлая и занимательная история в стихах про запасливого мальчугана Ваню, который складывал в карман всё на свете - от гвоздей и гаек до блинов и барабана.

Всё, что Ваня ни найдёт, Он в карман к себе кладёт.

Художники Анатолий Елисеев и Михаил Скобелев нарисовали выразительные иллюстрации со смешными подробностями. Малыши будут с удовольствием рассматривать хозяйственного Ваню с необъятным карманом, в котором странным образом уместились и рогатая корова, и жираф, и юла, и пирамидка, и множество других заманчивых предметов. Хороша для рассматривания и жизнь детского сада: повариха с кастрюлей, детки в фартучках с поварёшкой, прогулка на детской площадке, коллективный поиск исчезнувшего барабана и т.д.

Книга о притягательной силе больших карманов будет интересна детям младшего дошкольного возраста.


Маршак, С. Я. Весёлое путешествие от А до Я [Текст] / С. Маршак; худож. В. Гальдяев. – Москва: Дом Просвещение, 1994 . – 156 с.

Дорогие родители и воспитатели! Вы хотите научить ребёнка читать, но так, чтобы это было ему не в тягость? Хотите, чтобы он полюбил чтение? Хотите расширить его кругозор? Тогда отправляйтесь вместе с ними в весёлое, занимательное и познавательное путешествие в азбучную страну от А до Я.

Это весёлое и увлекательное путешествие придумал для детей замечательный поэт, классик С. Я. Маршак.

Для младшего школьного возраста.



Маршак, С. Я. Вчера и сегодня: стихи, сказки, прибаутки [Текст] / С. Маршак; рис. В. Гальдяева. – Москва: Малыш, 1990 . - 96 с.

Перед вами книга со стихами разных лет, написанными С.Я. Маршаком. В ней также вы найдёте чешские народные песенки и прибаутки, и стихи из английской народной поэзии переведённые тоже Маршаком.



Маршак, С. Я. Золотое колесо [Текст] / С.Маршак; рис. М. Митурича. - Москва: Малыш, 1987 . – 122 с.

Переиздание замечательной книги С. Я. Маршака "Золотое колесо", впервые увидевшей свет в 1977 году, в год 90-летнего юбилея со дня рождения С. Я. Маршака. Книга составлена сыном поэта – Иммануэлем Самойловичем Маршаком. В книгу вошли стихи разных лет, азбука, чешские и английские народные песенки, избранные стихи из Д. Родари, Р. Киплинга и Э. Лира. Книга начинается с обращения к читателям И. С. Маршака и А. И. Маршака, внука Самуила Яковлевича Маршака. Так под одной обложкой встретились три поколения творческой семьи Маршаков. Книга также ценна иллюстрациями народного художника РФ Мая Петровича Митурича. Для детей до 3-х лет.



Маршак, С. Я. Курочка ряба и десять утят [Текст] / С. Я. Маршак; [худож. В. Каневский] . - Москва: Малыш, 1984 . - с.

Русскую народную сказку о курочке Рябе знают все малыши. Но может, не все знают, что есть ещё одна сказка о курочке Рябе. Эта сказка про другую курочку – про добрую и храбрую курочку, которая однажды высидела не цыпляток, а десять утят и стала их воспитывать и оберегать…

Читайте прекрасную сказку, рассматривайте добрые, красочные картинки известных художников-иллюстраторов.

Для дошкольного возраста.



Маршак, С. Я. От одного до десяти: весёлый счёт [Текст] / С. Маршак; рис. В. Конашевича. – Москва: Мелик-Пашаев, 2014. – 19 с.

Стихотворение Самуила Маршака "От одного до десяти. Весёлый счёт" – одно из лучших и невероятно популярных детских произведений для обучения счёту.

Слушая или самостоятельно читая моментально запоминающиеся строчки, ребёнок без усилий и с удовольствием запоминает цифры от 1 до 10. Но это не единственное достоинство книги. Простые и доступные стихи учат не только счёту, но и делам житейским:

"Потому что кошки не едят из ложки";

"А не ляжете в кровать – носом будете клевать";

"Семь ночей и дней в неделе";

"Красный свет – проезда нет, жёлтый – будь готов к пути, а зелёный свет – кати".

Замечательный текст органично дополнен рисунками Владимира Конашевича. Он наделяет цифры живыми чертами и вводит в книгу несуществующих в тексте забавных человечков. Они везут цифры в тележке, удерживают единиц от драки, грустят, когда они оказываются зачёркнутыми, с радостью подталкивают цифры к нолям, пьют чай за кукольным столиком, разъезжают на игрушечном самосвале, кормят кошек молоком и производят множество других весёлых и полезных действий.


Плывёт, плывёт кораблик [Текст] : английские детские песенки / пересказал С. Маршак; рис. Вл. Конашевича. – Москва: Росмэн, 1996 . - 52 с.

В этой книге собраны английские детские песенки Самуила Яковлевича Маршака с прекрасными иллюстрациями Владимира Конашевича.



Маршак, С. Я. Пожар [Текст] / С. Маршак; рис. В.Конашевича. – Москва: Мелик-Пашаев,2015 . - 16 с.

Пожар – это одна из самых притягательных и завораживающих тем для детей. В их понимании пожарная машина – это машина для опасных и благородных приключений, а пожарный – самая героическая профессия. Вот почему книга С. Маршака "Пожар" с иллюстрациями В. Конашевича издавалась целых 28 раз, начиная с 1923 г. Она не устарела, не сошла со сцены и продолжала жить в старых и новых картинках своего лучшего иллюстратора Владимира Конашевича. Перед вами последний обновлённый авторами вариант, который вышел в 1952 году. Теперь действие книги разворачивается на фоне современного города: на смену пожарным упряжкам пришли пожарные машины, а на месте одноэтажных домов выросли многоэтажные здания. Заново иллюстрируя "Пожар", Конашевич долго и внимательно присматривался к работе пожарного депо в Ленинграде, расспрашивал пожарных, скрупулёзно зарисовывал новые машины. Но и в тексте и на картинке осталась любопытная деталь, давно исчезнувшая из современного пожарного дела, смысл которой стоит пояснить детям: по количеству сигнальных шаров, которые дозорный поднимал над каланчой, судили об интенсивности пожара и примерном направлении места возгорания. Лёгкая рифма, увлекательный сюжет, выразительные красочные рисунки позволяют считать "Пожар" Маршака и Конашевича непревзойдённым шедевром литературы "для маленьких".


Маршак, С. Я. Про всё на свете [Текст] : азбука в стихах и картинках / С. Маршак; рис. В. Конашевича. - Москва: Детская литература, 1986 . – 13 с.

"Про всё на свете. Азбука в стихах и картинках" С. Маршака – одно из самых известных произведений поэта. Дети с удовольствием прочитают сами и запомнят короткие стихотворения, посвящённые буквам алфавита. А красивые картинки порадуют глаз ребёнка. Для детей до 3-х лет. Для чтения взрослыми детям.



Маршак, С. Я. Сказки, песни, загадки [Текст] / С. Маршак; [рис. В. Лебедева] . – Москва: Детская литература, 1987. – 191 с.

В книгу вошли сказки, песни и загадки в стихах С. Я.Маршака.

С. Маршак и В. Лебедев – поэт и художник. Их совместное творчество давно признано вершиной книги, книжной классикой, классикой на все времена.

Нам, современным читателям, очень повезло, что классик детской литературы и классик книжной графики жили в одно время, что они встретились, вместе творили, любили и ценили творчество друг друга. Повезло в том, что мы можем держать в руках, хранить в домашних библиотеках замечательные, прекрасные, любимые книги. Перечитывать их и пересматривать, дарить детям и друзьям. Спасибо поэту и художнику!



Маршак, С. Я. Стихи для детей [Текст] / С. Маршак; [рис. М. Митурича] . – Москва: Советская Россия, 1986 . - 186 с.

Рисующий светом, – так говорят про уникального художника Мая Митурича.

Его творчество высоко ценил С. Я. Маршак, который искал и находил молодые, яркие таланты.

Художника М. Митурича С. Я. Маршак открыл совершенно случайно, когда тот был ещё студентом. Самуилу Яковлевичу понравился свой портрет в исполнении молодого художника, на котором классик собственноручно поставил дату и расписался - С. Маршак!.. С тех пор М. Митурич проиллюстрировал много произведений классика детской литературы.

За эту книгу С. Маршака - "Стихи для детей" - М. Митурич был награждён Серебряной медалью на Международной Лейпцигской выставке искусства книги в 1965 г. А в 1980 г. М. Митуричу было присвоено почётное звание "Народный художник РСФСР".

Для дошкольного возраста.



Маршак, С. Я. Стихи для любимых детей [Текст] / С. Маршак; худож. А.Елисеев, М. Скобелев. – Москва: АСТ: Малыш, 2014 . – 108 с.

В 29-ом или 30-ом годах XX века С. Я. Маршаку рассказали о том, как один из американских туристов остался в Ленинграде без ночлега после того, как отказался поселиться в одной гостинице с негром. Так возник замысел «Мистера Твистера». Нелегко писать детям на политические темы. Значительно проще рассказать ребёнку про человека рассеянного или о путешествии письма. Но со всеми задачами справлялся Самуил Яковлевич Маршак на самом высочайшем уровне. Эти странные историисоставили книгу, которую вы держите в руках.

Уникальность этой книги заключается ещё и в том, что собраны в ней произведения С. Я. Маршака, которые вместе иллюстрировали замечательные художники Анатолий Михайлович Елисеев и Михаил Александрович Скобелев..



Маршак, С. Я. Усатый – полосатый [Текст] : стихи, сказки. / Самуил Маршак; [худож. Светлана Борисова и др.] . - Москва: Оникс: Астрель, 2007 . – 58 с.

Трогательное стихотворение Маршака «Усатый-полосатый» про девочку, которая играла со своим котёнком как с маленьким сыночком, наверняка понравится вашему малышу. Ведь, наверное, каждый из нас играл когда-то в «дочки-матери». А когда вместо неодушевлённой куклы играет такой вот Усатый-полосатый - игра становится намного интереснее и живее! И пусть усатый-полосатый казался иногда глупым котёнком, в итоге же он всё-таки вырос в умного кота.

Это, пожалуй, самая известная и любимая история из всех, написанных знаменитым детским поэтом для малышей.



Маршак, С. Я. Хороший день [Текст] : стихи / С. Маршак; [рис. Д. Хайкина] . – Москва: Детская литература, 1989 . – 57с.

В книжку вошло стихотворение любимого детского автора Самуила Яковлевича Маршака "Хороший день".

Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос "о чём это стихотворение?". Это стихотворение о детстве, точнее об одном счастливом дне в жизни ребёнка. Как же поэт описывает этот день и из чего складывается его представление о счастливом детстве?

В последнее время все чаще возникают споры и дискуссии вокруг того, как современная женщина должна одеваться в церковь. Нельзя появляться в храме с яркой помадой на губах, в брюках, туфлях на каблуках, с непокрытой головой, слушать службу, держа руки в карманах - такие замечания можно услышать и от женщин преклонного возраста, которые еженедельно ходят на службы, и от самих священнослужителей.

Накануне светлого праздника Пасхи ХОЧУ решил обратиться с этим вопросом к Благочинному Свято-Преображенского монастыря Киевской епархии УПЦ архимандриту Иакову, а также послушать мнения тех женщин, которые не один год посещают каждая свою Церковь и выработали собственный, индивидуальный, стиль и привычки.

- Отец Иаков, какие существуют ограничения в одежде женщины при посещении церкви?

В любом месте, которое бы не посещал человек, существует определенный дресс-код. Одежда всегда является нашим самовыражением, так мы проявляем свой внутренний настрой - через соответствие внешней формы общей атмосфере данного места. Элегантный костюм в спортзале или тренировочный в филармонии говорит об отсутствии у человека интереса к этому месту. Церковь не является исключением. Одежда женщины, которая собирается посетить храм, должна быть скромной, опрятной, желательно спокойных, приглушенных и неярких цветов. Вещи не должны быть средством демонстрации материального успеха, какими-то эпатажными и облегать фигуру - « …ибо горе, через кого приходит соблазн». Самое главное - не привлекать в церкви внимания к себе.

Храм - небо на земле, поэтому прихожане должны в нем сосредоточиться на молитве, ни на что не отвлекаясь. Раньше, собираясь в церковь, надевали самую лучшую одежду, поэтому она так и называлась - «воскресная». Женщина всегда должна выглядеть женственной, но при этом одежда обязана скрывать ее от лишних взоров. Во все времена предпочтение отдавалось длинным юбке или платью и головному убору. Хотя традиция одевать их не является универсальной для всех поместных церквей. Во Франции, например, если женщина облачиться в длинную юбку и покроет голову, то будет выглядеть как мусульманка. А в Греции наоборот - не принято покрывать голову, но даже в жару не приветствуется одежда без рукавов.

Но все же надо помнить, что длинная юбка и платок только украшают женщину, подчеркивая ее основные качества - скромность и женственность. Нет христианства там, где нет благоговения. А храм - особое место присутствия Божьего, поэтому оно должно выражаться как внутренне, так и внешне. Человек, который выйдет на многолюдную улицу в рваной одежде или голышом, будет краснеть от стыда пред людьми. Настолько же важно и перед Богом предстать в достойном виде.

- Часто ли делаются замечания женщинам, которые посещают церковь в брюках или обуви на каблуках?

Когда в храм заходит женщина, проходившая мимо и решившая зайти, помолиться и поставить свечку, но она в брюках и без головного убора, то в любом храме найдется платок и некое покрывало, напоминающее юбку. Если же это происходит систематически или по незнанию, то служители церкви всегда стараются корректно рассказать прихожанкам о несоответствии одежды. Но, к сожалению, иногда раздосадованные бабушки делают колкие замечания ярко разодетым прелестницам. Это бывает очень редко и, как правило, настоятель делает замечание своей пастве по поводу таких инцидентов.

- Существуют ли ограничения в макияже для женщин, посещающих церковь?

Нужно понимать, какой смысл мы вкладываем в то или иное действие и что нами движет. Человек изначально создан Богом в совершенстве. И красота, которая спасет мир, в первую очередь является красотой душевной. Человек, который не заботится о красоте внутренней, пытается компенсировать ее внешним акцентированием и иногда превращает его в настоящую боевую раскраску. Если в силу каких-то причин женщина не может отказаться от косметики, и она из-за этого впадает в уныние, то нужно хотя бы во время посещения церкви свести использование декоративных средств к минимуму. Ведь главным остается вопрос веры, а не румян на лице. Что касается женщин с накрашенными губами в храме, то здесь нужно понимать, что иконы, крест, а также облачение священника могут оказаться в помаде. В храм ходят не только представительницы прекрасного пола, но и мужчины. После прикладывания к иконе, которая испачкана косметикой, в нее могут "влезть" и другие. А потом мужчине долго придется объяснять дома, что он действительно был в храме, а не в другом месте.

- Что бы вы хотели пожелать нашим женщинам?

Жизнь женщины - это постоянная жертвенная забота о семье. Ее истинное назначение - нести мир и любовь, являть собой гармонию чувств и рассудка. Поэтому приходя в храм, она приходит в первую очередь как христианка, которая сочетает в себе все эти качества. Семья - это малая Церковь. И свой внутренний настрой она приносит в храм, который также является духовной семьей. Здесь она и пример, и помощница, и утешение. И в этом месте тоже нужно проявить те же любовь и терпение, что и дома, ведь большая часть прихожан - женский пол, который в храме называют ласково «жены-мироносицы». Вот здесь вам ваши скромность и кротость очень помогут. «От Веры рождается - Воздержание, от Воздержания - Простота, от Простоты - Невинность, от Невинности - Скромность, от Скромности - Знание, от Знания - Любовь..» (Пастырь 1). Именно такое место в цепочке духовного развития занимает скромность.

А что думают о так называемом церковном дресс-коде сами женщины? ХОЧУ удалось поговорить с представительницами четырех конфессий и узнать, какие каноны существуют в посещаемых ими Церквях.

Ирина, прихожанка православной Свято-Макаровской церкви, Покровского и Свято-Преображенского монастырей: «К своему внешнему виду при посещении церкви я требовательна, но сама не акцентирую внимания на том, как одеты люди вокруг меня. Ведь я прихожу в церковь, чтобы обратиться к Богу. Знаю, что в церкви важно, чтобы были прикрыты плечи и колени. На мой взгляд, это символ уважения женщины к храму. И мне кажется, что, прикрывая оголенные места, я не отвлекаю внимания рядом стоящих людей от службы. Волосы обязательно прикрываю платком, а губы не крашу, так как ими прикасаюсь к святыням. Еще для меня очень важна удобная обувь, чтобы выстоять и не отвлекаться во время богослужения, которое может длиться более двух часов. В церковь мне хочется одеваться чисто, нарядно и аккуратно. Ведь по моим ощущениям - я иду в гости!»

Богдана, парафіянка української греко-католицької церкви Миколи Доброго: «Жінка має йти до церкви скромно і достойно. Тема брюк у нас ніколи не обговорюється. Тема покритої голови у жінки в нашій церкві заохочується, але на цьому не наполягають. Зауваження з приводу дуже відкритого одягу чи яскравого макіяжу, якщо жінка прийшла до церкви вперше, не робляться. Бо ніхто не може знати в яких умовах виховувалася ця людина і що для неї є вульгарним, а що - звичним. Частіше за все людина сама міняється, коли починає ходити до церкви. Головна мета - не відштовхнути її, якщо вона прийшла до Бога. Губи, звісно, ми не малюємо, бо цілуємо ікони»

Лилия, прихожанка немецкой евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины: «Я прихожанка со стажем. Хожу на воскресные богослужения уже 20 лет и выбрала эту церковь из-за свободы, которую она дает. Это также касается и свободного стиля в одежде. Строгих запретов у нас в выборе, что одеть на богослужение, - нет. Можно приходить и в юбках, и в брюках. Жарким летом некоторые приходят в шортах. Каблук может быть такой высоты, которая комфортна женщине. Желательно, чтобы были прикрыты плечи, но на этом внимание особо не заостряется. Такая свобода говорит о том, что человек пришел на Землю, чтобы проживать эту жизнь, радоваться ей, а не ограничивать себя во всем. Ведь скромная и строгая одежда еще не является показателем того, что в душе человека живет Бог»

Анна, прихожанка Баптистской церкви «Возрождения»: «В нашей церкви во время воскресных богослужений принято одеваться празднично. Чаще мужчины надевают нарядные костюмы, а женщины приходят в блузках, юбках или тоже в костюмах. Но если кто-то придет в джинсах, то его за это никто не осудит. Стиль одежды - свободный. Головы платками покрывать не принято, а запрета на макияж для женщины не существует. Главным правилом при выборе одежды считается аккуратность и праздничность. Конечно, если девушка приходит неряшливой, очень ярко накрашенной и вызывающе одета, прихожане могут сделать ей замечание по поводу ее внешнего вида»

Как видите, сколько Церквей, столько и мнений. Но и верующие, и священнослужители сходятся в одном - в том, что, приходя в храм, человек должен выглядеть скромно, опрятно, не демонстрировать формы и стильные аксессуары и ничем не отвлекать внимания других прихожан от службы и молитвы.

В Православии посещение церкви сопровождается целым рядом правил и традиций, которые необходимо соблюдать. Эти правила касаются и внешнего вида прихожан в целом и женщин в частности.

Основные требования к женской одежде при посещении храма

Итак, как же одеться девушке или женщине в церковь? Что касается платья, то главное требование к нему – оно должно быть скромного фасона. Запрещается надевать мини-юбки, также нельзя носить платья обтягивающего кроя. Неприличным считаются модели с . Как одеться в церковь, чтобы не выглядеть вульгарно? Категорически запрещены вырезы на спине. Ни в коем случае нельзя одевать шорты.

Вопрос как правильно одеться в церковь тревожит многих женщин, особенно их интересует можно ли носить брюки в храм. Категорического запрета нет, но это должны быть не джинсы, ни в коем случае не леггинсы, а именно брюки. Однако в некоторых церквях появление женщины в брюках считается неприемлемым.

Кроме того, стоит позаботиться не только о том, как нужно одеваться в церковь, но и о внешнем виде в целом. Так, что касается макияжа, то он должен быть совсем легким, а лучше и вовсе обойтись без него. Табу является использование губной помады. Также нежелательным является использование парфюмерии, особенно резких запахов, при посещении церкви.

Еще одна очень старая традиция – перед входом в храм женщине стоит покрыть голову платком.

Вопрос «как надо одеваться в церковь?» актуален как для мужчин и детей, так и для женщин. Существует много правил и предписаний по этому поводу, однако основное правило одно: вы должны выглядеть скромно, опрятно и не должны смотреться вызывающе. Ведь храм – это место для молитв, а не подиум. И никому и никогда не стоит об этом забывать.