Русское народное искусство и художественные промыслы. Доклад: Народные промыслы

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX - начале XX века.

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.


Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю - выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.


Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).


Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Палехская миниатюра


После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.


Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра - это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.


Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.


Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.


Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) - это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.


Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи - черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента - диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.


В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Вологодское кружево - русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.


Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен.


Сюжеты вологодского кружева самые разные - от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.


Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.


Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

Мценское кружево - вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.


Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру - самое крупное на тот момент производство кружева в России.


Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты - более «воздушный».

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.


Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.


В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).


Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.


В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки - это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.


В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.


До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка - досками-«манерами», сам рисунок - «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) - народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами .


Крестецкая строчка - это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.


Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Каслинское литье - художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.


Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.


Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.


Традиции Каслинского литья - графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов - сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, - довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.


Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом ».


В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота - «цевку » и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.


Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.


Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Абрамцево-кудринская резьба - это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.


С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.


Расцвет этого промысла приходится на советский период времени - 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.


Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.


Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Филигрань

Филигрань (или скань) - ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью - металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.


Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.


Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла - скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла - скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Финифть

Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зеленый.


Вологодская (усольская) финифть - традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.


Также существует ростовская финифть - русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Малахитовые изделия

Малахит - зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений - ваз, чаш, посуды.


Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной . Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика ». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.


Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Гжель
Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом - это знаменитая Гжель - народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия - синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

Хохлома
С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» - искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы - яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.
Символом художественных промыслов России стала Матрешка - деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол. Появилась Матрешка около 100 лет тому назад в г. Сергиев Посад. Традиционная роспись Матрешек - наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрешки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают ее образ неповторимым.

Оренбургский пуховый платок
Вязаные платки из козьего пуха - древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение - утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.

Дымковская игрушка
Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка - символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

Палехская миниатюра
Палех - центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов.


Ювелирная техника скань - это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла - филигранная скань - известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов - кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань - кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.

Каслинское литье
Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья - это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена.

Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов. Розы - белые, чайные, Алые - раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звёзды, красочные георгины и ещё какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.

Все эти чудесные букеты… нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.

Жостовский художественный промысел - это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу девятнадцатого века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.

Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине девятнадцатого века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи - цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

Дымковская игрушка

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

Дымковская игрушка - это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись производится по обожженному в печи изделию темперными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощенны, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры.

Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.

Городецкая роспись

Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика «Городецкая роспись».

Русская матрёшка

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.

Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов - Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

В наши дни традиционное искусство матрёшки переживает своё второе рождение. Вот только изменилась её внешность.

Хохломская роспись

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой.

Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры - создают мастера фабрики «Хохломской художник» и объединения «Хохломская роспись», что в Нижегородской области.

Гжельская керамика

Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, жывотных, птиц.

В девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с «фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

Скопинская керамика

Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины девятнадцатого века. Археологические исследования подтверждают, что в 12 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел.

Особенность скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зелёного или желтого тона.

В 1934 году основана артель, с 1976 года - Скопинская фабрика керамических изделий.

Филимоновская игрушка

Этот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой гончарной глины. Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычностью форм. По мнению специалистов, в филимоновской игрушке сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры.

Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись - это чередование горизонтальных полос по белому, жёлтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. В большинстве своём это свистульки.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали её добрые руки.

Знакомство с народными художественными промыслами (НХП) России поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.

Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. А можно ли связать народное искусство с таким словом, как благополучие? А если можно, то о каком благополучии можно говорить? Мастер вкладывает частицу своей души в изделие, которое он создает. Не есть ли это благо?

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то дорого, что красно золото, А то дорого, что мастера доброго.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Народные промыслы и ремесла России

1 группа- резьба и роспись по дереву

1. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного во всем мире искусства - хох-ломской росписи. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды. Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется.

Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа очень трудоемка. Белая неокрашенная посуда сначала просушивается, а затем покрывается жидким слоем глины, которая закрывает поры дерева. Предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической. По проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь, под влиянием высокой температуры лак темнел, и серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. В росписях Хохломы преобладают изображения растительных форм или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные»: фабрика в селе Семино Ковернинского района и объединение в городе Семенове Нижегородской области.

2. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись - холодная. Ягоды, листья, цветы - у Хохломы; сюжетные картинки «мещанского быта» - у Городецкой росписи.

3 . Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Здесь на рубеже XVI-XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XIX веке в игрушке появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными. Для изготовления игрушки издавна применяется древесина липы, ольхи или осины.

С начала возникновения богородского промысла местные кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки «в белье», т.е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и художественном училище, расположенном в Загорском районе.

4. В середине 90-х гг. XIX столетия жена русского мецената И. Мамонтова привезла из Японии деревянную токарную разъемную куклу, которая представляла собой фигурку восточного мудреца. Привезенная кукла заинтересовала членов абрамцевского кружка, и было решено создать свою, русскую Матрену по образцу японской игрушки. Считают, что первые образцы матрешек были расписаны художником С. Малютиным и выточены токарем В. Звездочкиным. Русская Матрена была отмечена на Всемирной выставке в Париже. В Сергиевом Посаде матрешка появилась в 1902 г. Малютинский вариант росписи матрешки стал образцом для массового повтора.

Группа 2- художественная керамика

1. К юго-востоку от Москвы находится бывший волостной центр - Гжель. Происхождение этого названия связываю со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. В середине XVII века в этих местах были обнаружены беложгущиеся глины. Эти глины как нельзя лучше подходили для аптекарской посуды. Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики - покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку - так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь, так получили полуфаянс. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы. Листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь больше нигде в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом - синей краской - становится классическим. Тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появились лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Фарфор Гжели из-за массовости производства стал доступен многим. Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось и заводское производство. Виной этому - война начала XX века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.

2 . Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки, конечно, дымковские. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Еще в XIX веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свистунья». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.

Дымковские игрушки большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратами настоящего золота. Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки.

3. Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые: это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера!

4. На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополь, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпках, идущих с базара с покупками, мужичков-гармонистов в лаптях и кафтанах.

Группа 3 - художественная обработка металла

1. Изделия из металла составляют важную и непременную часть повседневной жизни людей. Многообразие художественно-технических приемов позволяет делать из него вещи самого разного назначения.

В середине XVIII века развивается в Великом Устюге искусство северной черни. На металлической поверхности предмета специальными инструментами - штихелями - выполняют гравировку. Гравированный рисунок заполняют порошком черни, то есть сплавом сернистых окислов серебра, меди и свинца. После этого изделие подвергают обжигу, при этом от высокой температуры чернь расплавляется и прочно заполняет углубления. Затем поверхность шлифуют. В Вологодской области и сейчас выпускают высокохудожественные предметы: шкатулки с изображением исторических событий и сказочных сюжетов, кубки, стопки, ювелирные украшения (броши, запонки, браслеты, серьги и кулоны).

2. Эмаль, древнегреческое название финифть, - техника, применяемая в ювелирном искусстве: легкоплавкое стекло, которое образует после обжига на поверхности украшаемого предмета тонкую прозрачную или непрозрачную, цветную или бесцветную однотонную пленку. Художественная эмаль - средство цветного обогащения металлического изделия. Эмаль возникла, по-видимому, в I тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье. На Руси оригинальная перегородчатая эмаль возникает в начале X века. В XVI-XVII веках в России получила развитие многоцветная прозрачная эмаль, живописная уральская эмаль. Изготовлялись чаши, блюда, тарелки, венцы, оклады Евангелия для подарков. В Ростове в XVII-XIX веках изготавливались иконы и другие изделия в технике расписных эмалей.

3. Мстерский промысел Владимирской области развивался в XIX веке, где обработка металла начиналась с изготовления чеканных окладов к иконам, выполняемым местными живописцами. Для украшения подносов, подстаканников использовали гравированный орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали. Остальная поверхность металла оставалась матовой. Работа с филигранью расширила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла.

Группа 4 - декоративная роспись на металле и лаковая живопись

1. Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от кое-

собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы. Жостовские подносы

могут быть овальными, округлыми, прямоугольными и фигурными. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. И фон бывает не только черным, но и золотым, зеленым, кремовым. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску. При этом он строго придерживается очередности операций, каждая из которых имеет свое назначение.

2. Федоскинская лаковая живопись на протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. На шкатулках, табакерках получили отражение сюжеты русского лубка, старинных гравюр, переложенные на язык миниатюрного письма. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. «Тройки», «чаепития», пейзажи Подмосковья стали своеобразными символами России. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. В искусстве Федоскина присутствуют и приемы откровенно декоративного орнаментального оформления изделий: цветная клетка - «шотландка», роспись «под черепаху», инкрустация сканью, цировка, напоминающая игру гравированного по металлу рисунка под слоем прозрачной эмали.

3. В наши дни Палех не просто популярен - он знаменит. Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских художников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.

Композиция миниатюры смело раскладывается на плоскости в виде фигурной цветной мозаики. Рисунок всегда выразителен по силуэту и лаконичен, внутри проработан золотыми линиями. Эта штриховка придает всему изделию законченность и напоминает насечку золотом, также ювелирные эмали.

Группа 5 - вышивка, кружевоплетение, платки

1. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России, - это вышивка и кружево.

Вышивка в прошлом была присуща каждому наооду как наиболее доступный способ создания. В северных районах России вышивали узор -изображали животных, птиц, людей; для средней полосы более характерны геометрические фигуры, а для южной России - обилие цветов.

Вышивной крест издавна украшал национальные костюмы всех славянских народов. Полотенца, расшитые крестовым орнаментом или рисунком, изображающим бытовые сценки (рушники), были обязательны в каждом жилище и являлись необходимым обрядовым предметом. Сложность вышивки крестом заключается в том, что нужны специально разработанные по клеткам рисунки.

Гладью называется вышивание прямыми или косыми стежками, заполняющими плоскость узора. Многоцветная художественная гладь необходима при вышивании по рисункам, приближенным по форме и цвету к натуральным предметам, с передачей тональных переходов, и применяется в отделке платья, скатертей, подушек, ею создаются панно, картины, портреты, пейзажи.

Много веков назад родилось в Торжке удивительное золотошвейное искусство. Традиции новоторж-ского золотого шитья складывались на протяжении столетий. Основной узор здесь составляли из веток с розами, бутонами, листьями дуба, колосьями злаков. В растительные мотивы включались изображения птиц. Золотошвеи выполняли различные заказы военных ведомств, вышивали знамена, пояса...

2. В России кружевоплетение распространилось ближе к XVII веку, то есть гораздо позже вышивки. Кружевной промысел в России процветал в многочисленных мастерских при барских усадьбах. Крепостные крестьянки обязаны были следовать западноевропейским образцам.

Вологодское кружево - самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. С рисунка, из линий и точек, мастерица создает кружево, переставляя многочисленные булавки с навитыми нитями. Выплетают кружево с помощью пар гладких деревянных палочек-коклюшек. Коклюшки имеют специальные углуб ления на концах, на которые намотаны нитки. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.

3. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как в России, так и за рубежом.

Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Уральские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент - живые мотивы природы. Длинными зимними вечерами вязали они нежные шаг1и и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка


Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись


В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома


Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись


Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань


Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит


Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь


Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть


Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар


В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали


Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево


Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста


Шемогодская резьба - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник




Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.