Первый космонавт из кыргызстана. Шарипов, салижан шакирович

Родился в узбекской семье в городе Узген Ошской области (Киргизия). В 1981 году окончил там же среднюю школу и поехал поступать в Оренбургское авиационное училище, но не прошел по конкурсу. В 1982 году окончил профессионально-техническое училище в городе Андижан Узбекской ССР по специальности «бухгалтер».

В том же 1982 году призван на срочную службу в Советскую Армию, служил в техническом подразделении авиационного полка в Приморском крае. Из войск поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. После окончания его в 1987 году служил лётчиком-инструктором в 716 учебном авиационном полку ВВС Среднеазиатского военного округа. Имеет общий налёт на самолётах различных типов около 950 часов.

В 1990 году был отобран в отряд советских космонавтов (1990 Группа ВВС № 10) Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях серии Союз ТМ и орбитальной станции «Мир» в качестве командира корабля. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов в 1994 году закончил Московский государственный университет по специальности «Картография».

Летом 1997 года прибыл в США для подготовки к полёту на борту американского корабля многоразового использования системы Space Shuttle. С 23 по 31 января 1998 года совершил космический полёт в качестве специалиста полёта космического корабля «Endeavour» по программе STS-89 продолжительностью 8 дней 19 часов 46 минут 54 секунды. В ходе полёта была осуществлена стыковка с российским орбитальным комплексом «Мир».

Второй космический полёт совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции с 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года. В период полёта совершил 2 выхода в открытый космос.

С октября 2005 по май 2006 года был представителем Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне, США. В дальнейшем проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, с ноября 2006 года - заместитель командира отряда космонавтов Центра. Являлся командиром дублирующих экипажей кораблей «Союз ТМ-29» и «Союз ТМ-30». В июле 2008 года освобожден от должности заместителя командира отряда космонавтов, выведен из состава отряда космонавтов и назначен начальником отделения в Первом управлении Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

За успешное осуществление космических полётов удостоен высоких правительственных наград Российской Федерации, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Женат. Имеет сына и дочь. Увлекается футболом, любит чтение.

Награды

Лучшие дня

Игорь Хиряк. Темнокожий ликвидатор Чернобыльской аварии
Посетило:8
Булат Окуджава в кино и в жизни
Посетило:7
Обличающий нацистов «Дневник Анны Франк»
День рождения 24 августа 1964

российский космонавт, Герой Российской Федерации

Биография

В 1981 году окончил там же среднюю школу и поехал поступать в Оренбургское авиационное училище, но не прошёл по конкурсу.

В 1982 году окончил профессионально-техническое училище в городе Андижан Узбекской ССР по специальности «бухгалтер».

В том же 1982 году призван на срочную службу в Советскую Армию, служил в техническом подразделении авиационного полка в Приморском крае. Из войск поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. После окончания его в 1987 году служил лётчиком-инструктором в 716-ом учебном авиационном полку ВВС Среднеазиатского военного округа. Имеет общий налёт на самолётах различных типов около 950 часов.

В 1990 году был отобран в отряд советских космонавтов (1990 Группа ВВС № 10) Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях серии Союз ТМ и орбитальной станции «Мир» в качестве командира корабля. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов в 1994 году закончил Московский государственный университет по специальности «Картография».

Летом 1997 года прибыл в США для подготовки к полёту на борту американского корабля многоразового использования системы Space Shuttle. С 23 по 31 января 1998 года совершил космический полёт в качестве специалиста полёта космического корабля «Endeavour» по программе STS-89 продолжительностью 8 дней 19 часов 46 минут 54 секунды. В ходе полёта была осуществлена стыковка с российским орбитальным комплексом «Мир».

Второй космический полёт совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции с 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года. В период полёта совершил 2 выхода в открытый космос.

С октября 2005 по май 2006 года был представителем Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне , США. В дальнейшем проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина , с ноября 2006 года - заместитель командира отряда космонавтов Центра. Являлся командиром дублирующих экипажей кораблей «Союз ТМ-29» и «Союз ТМ-30». В июле 2008 года освобожден от должности заместителя командира отряда космонавтов, выведен из состава отряда космонавтов и назначен начальником отделения в Первом управлении Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

За успешное осуществление космических полётов удостоен высоких правительственных наград Российской Федерации, Киргизии , Узбекистана и Таджикистана . Женат. Имеет сына и дочь. Увлекается футболом, любит чтение.

Награды

  • Герой Российской Федерации (указ от 13 сентября 2005).
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Герой Киргизской Республики с вручением ордена «Ак шумкар» (указ от 3 февраля 1998).
  • Орден «Буюк хизматлари учун» («За выдающиеся заслуги») (Узбекистан , указ от 29 апреля 1999).
  • Орден «Амир Тимур» (Узбекистан).
  • Медаль «За космический полёт» (NASA, вручена в 1998).
  • Медаль «Российско-киргизская дружба»(Киргизия , 2011).

БИШКЕК, 12 апр — Sputnik. В день, когда Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, в Кыргызстане отмечается День космонавтики. В мире 12 апреля по инициативе Генеральной ассамблеи ООН провозглашено Международным днем полета человека в космос.

Мало кто знает, что Кыргызстан внес в процессы освоения неизведанного весомый вклад. Sputnik решил напомнить о роли республики в покорении космоса.

© Sputnik / РИА Новости

Первый отряд советских космонавтов. Марс Рафиков во втором ряду третий (слева направо)

1.Кыргызстанцы могли первыми полететь в космос

Совершить первый в истории человечества полет в неизведанное могли жители Джалал-Абада Марс Рафиков и Валентин Варламов. Но по стечению обстоятельств они не могли конкурировать с Гагариным: Варламов получил травму и был отстранен от полетов, а Марс Рафиков не подошел из-за идеологических расхождений с советской властью.

2.Первым спиртным напитком в космосе был кыргызский бальзам

Космонавтам употреблять алкоголь нельзя было ни на суше, ни на море, ни даже в космосе. Но отечественный бальзам "Арашан" стал первым в истории алкогольным напитком, легально попавшим в космос. Однако сами космонавты позже рассказывали, что все-таки позволяли себе пригубить наедине со Вселенной чего-нибудь земного.

3.Кыргызстанский комбайн Луну вспахивал

В рамках программы Союза по изучению Луны специалисты бывшего Института автоматики вели разработку ракет и челноков для космических кораблей. Так вот, грунт со спутника Земли был взят буровым устройством, которое спроектировали и собрали соотечественники.

4.После невесомости Кыргызстан — лучшее место для восстановления

Наша природа настолько прекрасна и уникальна, что после первого полета в космос Юрия Гагарина отправили отдыхать и восстанавливать силы на жемчужину Кыргызстана. На Иссык-Куле он пробыл месяц и остался в восторге.

5.Кыргызстанец стал 88-м человеком, побывавшим в космосе

© AFP 2019 / TONY RANZE

Космонавт Салижан Шарипов

Уроженец Ошской области Салижан Шарипов — единственный кыргызстанец, покоривший космические дали. Первый его полет состоялся в 1998 году на американском корабле Endeavour. Второй он совершил в качестве командира корабля "Союз ТМА-5" и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции. В течение полета Шарипов дважды выходил в открытый космос.

6.Кыргызская песня в космосе звучала

Кыргызская песня "Жылдыздуу жердешим" ("Звездный земляк") первая и пока единственная звучала на Международной космической станции. Композиция посвящена Салижану Шарипову, находившемуся тогда на орбите. Композитором и исполнителем выступили Гульнара Тойгонбаева и Жамиля Муратова, над словами работал Кыялбек Урманбетов.

К сожалению, об этих фактах не рассказывают в школах на уроках истории, однако о них можно прочитать в свободном доступе в Интернете, все это подтверждено Академией наук Кыргызстана.

Сегодня - День космонавтики. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток-1" стартовал с космодрома Байконур и впервые в мире совершил орбитальный облет планеты Земля. Полет в околоземном космическом пространстве продлился 1 час 48 минут.

Помимо всесоюзной, у Кыргызстана есть и своя космическая история.

Во-первых, Юрий Гагарин бывал в нашей республике. Его возили в Барскоонское ущелье угощать и показывать природу. Возле огромного камня накрыли поляну. А через несколько дней на камне появилась надпись краской: "Здесь отдыхал Гагарин". А потом, в 1980-х годах, местный скульптор Валентин Дмитриевич Борсков сделал из камня памятник. Частично высек, частично из цемента соорудил на камне шлем и лицо Юрия Алексеевича. Правда, сейчас природа и вандалы разрушили монумент.

В 2000-х годах Догдурбай Атагельдиев смог найти деньги на строительство нового памятника Гагарину, который поставили в 200 метрах от камня Гагарина.





В 1964 году во Фрунзе было открыто Особое конструкторское бюро Института космических исследований Академии наук СССР (ОКБ ИКИ АН СССР). Здесь создавались научные приборы для космических аппаратов, при этом выполнялся весь цикл работ - от технического задания, разработки, конструирования, изготовления, испытаний, установки и отладки в составе космического аппарата до сопровождения прибора в полете. В свое время ОКБ ИКИ был самым передовым научным институтом Центральной Азии. В нем работали около 1,5 тыс. человек.


В составе межпланетной станции "Луна-24" был и буровой модуль, который осуществил забор грунта с поверхности Луны и доставку его на Землю. Разработал этот бур академик Киргизской академии наук Олег Алимов.


Был у нас и свой космонавт - Салижан Шарипов.


Российский гражданин, узбек по национальности, он все же является уроженцем Кыргызстана. Шарипов родился в нашем Узгене, и здесь все еще живут его родственники (на фото - крайний слева папа космонавта).


Шарипов совершил свой первый орбитальный полет на американском "Шаттле". Летал потом на российском "Союзе", работал инженером в орбитальной экспедиции.

Он получил звезду героя и в России, и в Кыргызстане.

Салижан Шарипов, герой России, лётчик-космонавт (род. в 1964 г. в Киргизской ССР). В 1990 г. отобран в отряд советских космонавтов Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Первый полёт провёл в 1998 г. на американском корабле «Endeavour». Второй совершил в качестве командира корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции. В течение полёта Шарипов дважды выходил в открытый космос.

Салижан Шарипов (88-й космонавт в России и 372-й в мире) рассказал «СтоЛИЧНОСТИ», что дело не в значимости, а в настоящей любви к своей профессии.

Мадина Амагова, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Салижан Шакирович, трудно стать космонавтом? Что для этого нужно кроме крепкого здоровья?

Нужны знания и хорошее образование, чтобы эксплуатировать современную технику. Естественно, необходимы целеустремлённость и упорный труд, желание и умение преодолевать трудности.

Правда, что лётчики уже не могут представить себя в другой профессии, ведь ощущения в небе не сравнимы ни с какими другими?

Конечно, хочется работать по специальности всю жизнь, но требования к лётчикам-истребителям очень высокие. Когда выполняешь фигуры пилотажа, испытываешь и физические, и психологические перегрузки. Поэтому у нас год службы считается за два. Следовательно, военные лётчики могут уходить на пенсию в 35 лет.

- Расскажите о своём первом полёте. Вы долго к нему готовились?

- Больше восьми лет, хотя сам полёт продлился недолго - восемь дней. Это был американский корабль «Endeavour», я участвовал в экспедиции в качестве специалиста.

- Как ваша семья относится к тому, что вы подолгу не бываете дома?

Космонавт - это не профессия, а образ жизни, требующий полной отдачи. Конечно, семья всегда волновалась за меня, переживала. Но родные достойно выдерживают разлуку. Недостаток моего внимания, к счастью, не сказался на воспитании детей, за это надо сказать спасибо супруге.

- Расскажите о своих ощущениях во время экспедиций. Какой он - космос?

Это была мечта с самого детства - стать космонавтом, поэтому момент отрыва во время первого полёта стал для меня особенно волнительным. Представьте себе, что 2 тысячи тонн отрываются от земли и взмывают в небо. Скорость быстро возрастает до 28 тыс. км/ч, а потом наступает невесомость. Это ощущение вряд ли возможно передать словами. Но я точно знаю, что ради этого момента можно отдать и 20, и 30, и даже 40 лет жизни. Наша планета прекрасна, она невероятно красива. Если бы все люди увидели нашу Землю из космоса, мне кажется, у нас никогда не было бы войн.

- Есть ли у космонавтов какие-нибудь приметы перед полётом?

На самом деле их очень много. Например, за день до старта мы обязательно смотрим фильм «Белое солнце пустыни». По многочисленным наблюдениям: если его не посмотреть, у экипажа бывает очень много внештатных ситуаций. И конечно, в момент отрыва все мы, как Юрий Гагарин, говорим: «Поехали!»

- Скафандры шьются под каждого человека -индивидуально? Сколько весит такая «спец-одежда»?

Это очень сложный процесс, примерки делаются много раз. Вес скафандра для выхода в космос составляет приблизительно 100 кг. У каждого космонавта свой индивидуальный «костюм». После окончания полётов все скафандры передаются в музей.

- Трудно находиться в невесомости?

Не могу сказать, что трудно, но ты постоянно ощущаешь, что находишься в движении. Второй мой полёт в космос длился 193 дня, и я понял, что для меня самое сложное в невесомости - это спать. Мы залезаем в спальный мешок и обязательно привязываем себя к чему-нибудь, чтобы не двигаться всё время.

- Что вы видели в открытом космосе?

- Когда мы находимся внутри станции, мало что видно. А в открытом космосе немного страшновато, потому что весь горизонт Земли как на ладони. Такого чёрного цвета, как в космосе, я никогда не видел, особенно на фоне голубой Земли.

- Как вы думаете, почему современная молодёжь не мечтает о космосе?

Наверное, нет должной пропаганды. И сейчас трудно заставить молодых людей долго и упорно работать, чтобы совершить полёт в космос. Молодёжь охотится за лёгкими деньгами. Вот футболисты получают миллионы, а космонавты зарабатывают совсем немного, среди нас нет ни одного миллионера.

- На ваш взгляд, есть ли будущее у космического туризма?

Конечно, есть. Оттуда границ не видно, зато отлично заметен тонкий слой атмосферы, который защищает жизнь на Земле. И очень хорошо видно, как плохо люди относятся к природе, можно различить даже нефтяные пятна. Земля - она такая маленькая, хрупкая, красивая, мы должны защищать и беречь её.

Поэтому мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей увидели нашу планету из космоса.

СтоЛИЧНОСТЬ №4 (53), 08 апреля 2014

Издается ЗАО «Аргументы и Факты»