Разделение егэ на базовый и профильный. База или профиль: ЕГЭ по математике

Автор статьи - Д. А. Соловков, кандидат биологических наук

Типы задач по цитологии

Задачи по цитологии, которые встречаются в ЕГЭ, можно разбить на семь основных типов. Первый тип связан с определением процентного содержания нуклеотидов в ДНК и чаще всего встречается в части А экзамена. Ко второму относятся расчетные задачи, посвященные определению количества аминокислот в белке, а также количеству нуклеотидов и триплетов в ДНК или РНК. Этот тип задач может встретиться как в части А, так в части С.

Задачи по цитологии типов 3, 4 и 5 посвящены работе с таблицей генетического кода, а также требуют от абитуриента знаний по процессам транскрипции и трансляции. Такие задачи составляют большинство вопросов С5 в ЕГЭ.

Задачи типов 6 и 7 появились в ЕГЭ относительно недавно, и они также могут встретиться абитуриенту в части С. Шестой тип основан на знаниях об изменениях генетического набора клетки во время митоза и мейоза, а седьмой тип проверяет у учащегося усвоения материала по диссимиляции в клетке эукариот.

Ниже предложены решения задач всех типов и приведены примеры для самостоятельной работы. В приложении дана таблица генетического кода, используемая при решении.

Решение задач первого типа

Основная информация:

  • В ДНК существует 4 разновидности нуклеотидов: А (аденин), Т (тимин), Г (гуанин) и Ц (цитозин).
  • В 1953 г Дж.Уотсон и Ф.Крик открыли, что молекула ДНК представляет собой двойную спираль.
  • Цепи комплементарны друг другу: напротив аденина в одной цепи всегда находится тимин в другой и наоборот (А-Т и Т-А); напротив цитозина — гуанин (Ц-Г и Г-Ц).
  • В ДНК количество аденина и гуанина равно числу цитозина и тимина, а также А=Т и Ц=Г (правило Чаргаффа).

Задача: в молекуле ДНК содержится аденина. Определите, сколько (в ) в этой молекуле содержится других нуклеотидов.

Решение: количество аденина равно количеству тимина, следовательно, тимина в этой молекуле содержится . На гуанин и цитозин приходится . Т.к. их количества равны, то Ц=Г=.

Решение задач второго типа

Основная информация:

  • Аминокислоты, необходимые для синтеза белка, доставляются в рибосомы с помощью т-РНК. Каждая молекула т-РНК переносит только одну аминокислоту.
  • Информация о первичной структуре молекулы белка зашифрована в молекуле ДНК.
  • Каждая аминокислота зашифрована последовательностью из трех нуклеотидов. Эта последовательность называется триплетом или кодоном.

Задача: в трансляции участвовало молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Решение: если в синтезе участвовало т-РНК, то они перенесли аминокислот. Поскольку одна аминокислота кодируется одним триплетом, то в гене будет триплетов или нуклеотидов.

Решение задач третьего типа

Основная информация:

  • Транскрипция — это процесс синтеза и-РНК по матрице ДНК.
  • Транскрипция осуществляется по правилу комплементарности.
  • В состав РНК вместо тимина входит урацил

Задача: фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ААГГЦТАЦГТТГ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка.

Решение: по правилу комплементарности определяем фрагмент и-РНК и разбиваем его на триплеты: УУЦ-ЦГА-УГЦ-ААУ. По таблице генетического кода определяем последовательность аминокислот: фен-арг-цис-асн.

Решение задач четвертого типа

Основная информация:

  • Антикодон — это последовательность из трех нуклеотидов в т-РНК, комплементарных нуклеотидам кодона и-РНК. В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.
  • Молекула и-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности.
  • В состав ДНК вместо урацила входит тимин.

Задача: фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ГАУГАГУАЦУУЦААА. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК.

Решение: разбиваем и-РНК на триплеты ГАУ-ГАГ-УАЦ-УУЦ-ААА и определяем последовательность аминокислот, используя таблицу генетического кода: асп-глу-тир-фен-лиз. В данном фрагменте содержится триплетов, поэтому в синтезе будет участвовать т-РНК. Их антикодоны определяем по правилу комплементарности: ЦУА, ЦУЦ, АУГ, ААГ, УУУ. Также по правилу комплементарности определяем фрагмент ДНК (по и-РНК!!!): ЦТАЦТЦАТГААГТТТ.

Решение задач пятого типа

Основная информация:

  • Молекула т-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности.
  • Не забудьте, что в состав РНК вместо тимина входит урацил.
  • Антикодон — это последовательность из трех нуклеотидов, комплементарных нуклеотидам кодона в и-РНК. В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.

Задача: фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТАГЦЦГАТЦЦГ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Решение: определяем состав молекулы т-РНК: ААУЦГГЦУАГГЦ и находим третий триплет — это ЦУА. Это антикодону комплементарен триплет и-РНК — ГАУ. Он кодирует аминокислоту асп, которую и переносит данная т-РНК.

Решение задач шестого типа

Основная информация:

  • Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.
  • Изменение генетического набора в клетке во время митоза и мейоза.

Задача: в клетке животного диплоидный набор хромосом равен . Определите количество молекул ДНК перед митозом, после митоза, после первого и второго деления мейоза.

Решение: По условию, . Генетический набор:

Решение задач седьмого типа

Основная информация:

  • Что такое обмен веществ, диссимиляция и ассимиляция.
  • Диссимиляция у аэробных и анаэробных организмов, ее особенности.
  • Сколько этапов в диссимиляции, где они проходят, какие химические реакции проходят во время каждого этапа.

Задача: в диссимиляцию вступило молекул глюкозы. Определите количество АТФ после гликолиза, после энергетического этапа и суммарный эффект диссимиляции.

Решение: запишем уравнение гликолиза: = 2ПВК + 4Н + 2АТФ . Поскольку из одной молекулы глюкозы образуется молекулы ПВК и 2АТФ , следовательно, синтезируется 20 АТФ . После энергетического этапа диссимиляции образуется молекул АТФ (при распаде молекулы глюкозы), следовательно, синтезируется АТФ . Суммарный эффект диссимиляции равен АТФ .

Примеры задач для самостоятельного решения

  1. Т=, Г=Ц= по .
  2. аминокислот, триплетов, нуклеотидов.
  3. триплета, аминокислоты, молекулы т-РНК.
  4. и-РНК: ЦЦГ-АГА-УЦГ-ААГ. Аминокислотная последовательность: про-арг-сер-лиз.
  5. Фрагмент ДНК: ЦГАТТАЦААГАААТГ. Антикодоны т-РНК: ЦГА, УУА, ЦАА, ГАА, АУГ. Аминокислотная последовательность: ала-асн-вал-лей-тир.
  6. т-РНК: УЦГ-ГЦУ-ГАА-ЦГГ. Антикодон ГАА, кодон и-РНК — ЦУУ, переносимая аминокислота — лей.
  7. . Генетический набор:
  8. Поскольку из одной молекулы глюкозы образуется молекулы ПВК и 2АТФ , следовательно, синтезируется АТФ . После энергетического этапа диссимиляции образуется молекул АТФ (при распаде молекулы глюкозы), следовательно, синтезируется АТФ . Суммарный эффект диссимиляции равен АТФ .
  9. В цикл Кребса вступило молекул ПВК , следовательно, распалось молекулы глюкозы. Количество АТФ после гликолиза — молекул, после энергетического этапа — молекул, суммарный эффект диссимиляции молекул АТФ .

Итак, в этой статье приведены основные типы задач по цитологии, которые могут встретиться абитуриенту в ЕГЭ по биологии. Надеемся, что варианты задач и их решение будет полезно всем при подготовке к экзамену. Удачи!

Уважаемые читатели! Если вы выберете ЕГЭ в качестве выпускного или вступительного экзамена по биологии, то вам необходимо знать и понимать требования, предъявляемые к сдаче этого экзамена, характер вопросов и заданий, встречающихся в экзаменационных работах. В помощь абитуриентам в издательстве ЭКСМО выйдет книга «Биология. Сборник заданий по подготовке к ЕГЭ». Эта книга – тренировочное пособие, именно поэтому вошедший в нее материал превышает школьный уровень требований. Однако тем старшеклассникам, которые решат поступать в высшие учебные заведения на факультеты, где сдают биологию, такой подход будет полезен.

В нашей газете мы публикуем только задания части С к каждому разделу. Они полностью обновлены и по содержанию, и по структуре изложения. Так как это пособие ориентировано на экзамены 2009/2010 учебного года, то мы решили дать варианты заданий части С в значительно большем объеме, чем это делалось в предыдущие годы.

Вам предлагаются примерные варианты вопро-сов и заданий разного уровня сложности с разным количеством элементов правильного ответа. Это делается для того, чтобы на экзамене у вас был достаточно большой выбор возможных правильных ответов на конкретный вопрос. Кроме того, вопросы и задания части С построены так: дается один вопрос и элементы правильного ответа к нему, а затем предлагаются варианты этого вопроса для самостоятельного размышления. Ответы на эти варианты должны получить вы сами, применяя как знания, полученные при изучении материала, так и знания, полученные при прочтении ответов на основной вопрос. Отвечать на все вопросы следует письменно.

Значительная часть заданий части С – это задания в рисунках. Аналогичные им уже были в экзаменационных работах 2008 г. В данном пособии их набор несколько расширен.

Мы надеемся, что это учебное пособие поможет старшеклассникам не только подготовиться к экзаменам, но и даст возможность желающим усвоить основы биологии за оставшиеся два года обучения в 10–11-х классах.

Общая биология (часть С)

Задания этой части распределены по разделам: цитология, генетика, эволюционная теория, экология. В каждом из разделов предлагаются задания всех уровней ЕГЭ. Такое построение общебиологической части пособия позволит вам более полно и системно подготовиться к сдаче экзамена, т.к. часть С включает в себя в обобщенном виде практически весь материал частей А и В.

Задания группы С1 (повышенный уровень)

На все задания группы С необходимо давать письменные ответы с объяснениями.

Вопросы по цитологии

Ответ на это вопрос должен быть кратким, но точным. Главными в этом вопросе являются слова – «уровни организации» и «научные основания». Уровень организации – это способ и форма существования живых систем. Например, клеточный уровень организации включает клетки. Следовательно, необходимо выяснить то общее, что позволило выделить уровни организации. Таким общим является системность организации живых тел и их постепенное усложнение (иерархия).

Элементы правильного ответа

Научными основаниями для разделения живых систем на уровни служат следующие положения.

1. Живые системы усложняются по мере развития: клетка – ткань – организм – популяция – вид и т.д.

2. Каждая более высоко организованная живая система включает в себя предыдущие системы. Ткани состоят из клеток, органы из тканей, организм из органов и т.д.

Ответьте самостоятельно на следующие вопросы

    Какими общими свойствами обладают все уровни организации жизни?

    Что общего и различного между клеточным и популяционным уровнями жизни?

    Докажите, что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем.

Элементы правильного ответа

1. К модели можно применить воздействия, неприменимые к живым телам.

2. Моделирование позволяет изменять любые характеристики объекта.

Ответьте самостоятельно

    Как бы вы объяснили высказывание И.П. Павлова «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет»?

    Приведите два примера использования экспериментального метода в цитологии.

    С помощью каких методов исследования можно разделять различные клеточные структуры?

Элементы правильного ответа

1. Полярность молекулы воды определяет ее способность растворять другие гидрофильные вещества.

2. Способность молекул воды к образованию и разрыву водородных связей между ними обеспечивает воде теплоемкость и теплопроводность, переход из одного агрегатного состояния в другие.

3. Малые размеры молекул обеспечивают их способность проникать между молекулами других веществ.

Ответьте самостоятельно

    Что произойдет с клеткой, если концентрация солей в ней будет выше, чем вне клетки?

    Почему в физиологическом растворе клетки не сморщиваются и не лопаются от набухания?

Элементы правильного ответа

1. Ученые выяснили, что молекула белка имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры.

2. Ученые выяснили, что молекула белка состоит из множества различных аминокислот, связанных пептидными связями.

3. Ученые установили последовательность аминокислотных остатков в молекуле рибонуклеазы, т.е. ее первичную структуру.

Ответьте самостоятельно

    Какие химические связи участвуют в образовании молекулы белка?

    Какие факторы могут привести к денатурации белка?

    Каковы особенности строения и функций ферментов?

    В каких процессах проявляются защитные функции белков?

Элементы правильного ответа

1. Указанные органические соединения выполняют строительную (структурную) функцию.

2. Указанные органические соединения выполняют энергетическую функцию.

Ответьте самостоятельно

    Почему пищу, богатую целлюлозой, назначают для нормализации работы кишечника?

    В чем заключается строительная функция углеводов?

Элементы правильного ответа

1. ДНК построена по принципу двойной спирали в соответствии с правилом комплементарности.

2. ДНК состоит из повторяющихся элементов – 4 видов нуклеотидов. Разная последовательность нуклеотидов кодирует различную информацию.

3. Молекула ДНК способна к самовоспроизведению, а следовательно, к копированию информации и ее передаче.

Ответьте самостоятельно

    Какие факты доказывают индивидуальность ДНК отдельной особи?

    Что означает понятие «универсальность генетического кода»; какие факты подтверждают эту универсальность?

    В чем заключается научная заслуга Д.Уотсона и Ф.Крика?

Элементы правильного ответа

1. Различия в названия ДНК и РНК объясняются составом их нуклеотидов: в нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза, а в РНК – рибоза.

2. Различия в названиях видов РНК (информационная, транспортная, рибосомальная) связаны с выполняемыми ими функциями.

Ответьте самостоятельно

    Какие два условия должны быть постоянными, чтобы связи между двумя комплементарными цепями ДНК не разрушались самопроизвольно?

    Чем различаются ДНК и РНК по строению?

    В состав каких еще соединений входят нуклеотиды и что вы о них знаете?

Элементы правильного ответа

1. Клеточная теория установила структурную и функциональную единицу живого.

2. Клеточная теория установила единицу размножения и развития живого.

3. Клеточная теория подтвердила общность строения и происхождения живых систем.

Ответьте самостоятельно

    Почему, несмотря на очевидные различия в строении и функциях клеток разных тканей, говорят о единстве клеточного строения живого?

    Назовите основные открытия в биологии, позволившие сформулировать клеточную теорию.

Элементы правильного ответа

1. Вещества проникают в клетку путем диффузии.

2. Вещества проникают в клетку благодаря активному транспорту.

3. Вещества проникают в клетку путем пиноцитоза и фагоцитоза.

Ответьте самостоятельно

    Чем отличается активный транспорт веществ через клеточную мембрану от пассивного?

    Какие вещества и как выводятся из клетки?

Элементы правильного ответа

1. У прокариот в клетке отсутствует ядро, митохондрии, аппарат Гольджи и эндоплазматическая сеть.

2. У прокариот нет подлинного полового размножения.

Ответьте самостоятельно

    Почему зрелые эритроциты или тромбоциты не относят к прокариотным клеткам, несмотря на отсутствие в них ядер?

    Почему вирусы не относят к самостоятельным организмам?

    Почему эукариотические организмы более разнообразны по своему строению и уровню сложности?

Элементы правильного ответа

1. По хромосомному набору животного можно определить его вид.

2. По хромосомному набору животного можно определить его пол.

3. По хромосомному набору животного можно определить наличие или отсутствие наследственных заболеваний.

Ответьте самостоятельно

    В каждой ли клетке многоклеточного организма существуют хромосомы? Ответ докажите примерами.

    Как и когда можно увидеть хромосомы в клетке?

Элементы правильного ответа

Структурными элементами комплекса Гольджи являются:

1) трубочки;
2) полости;
3) пузырьки.

Ответьте самостоятельно

    Каково строение хлоропласта?

    Каково строение митохондрии?

    Что должно содержаться в митохондриях, чтобы они могли синтезировать белки?

    Докажите, что и митохондрии, и хлоропласты могут размножаться.

Элементы правильного ответа

Следует отметить различия в:

1) характере обмена веществ;
2) сроках жизни;
3) размножении.

Ответьте самостоятельно

    Как скажется на одноклеточном организме пересадка ему ядра от другого организма?

Элементы правильного ответа

1. Наличие двойной мембраны с характерными ядерными порами, за счет чего обеспечивается связь ядра с цитоплазмой.

2. Наличие ядрышек, в которых синтезируется РНК и формируются рибосомы.

3. Наличие хромосом, являющихся наследственным аппаратом клетки и обеспечивающих деление ядра.

Ответьте самостоятельно

    Какие клетки не содержат ядер?

    Почему безъядерные клетки прокариот размножаются, а безъядерные клетки эукариот – нет?

Элементы правильного ответа

1. Большинство клеток сходно по основным элементам строения, жизненным свойствам и процессу деления.

2. Клетки отличаются друг от друга наличием органоидов, специализацией по выполняемым функциям, интенсивностью обмена веществ.

Ответьте самостоятельно

    Приведите примеры соответствия строения клетки ее функции.

    Приведите примеры клеток с разным уровнем интенсивности обмена веществ.

Элементы правильного ответа

1. В результате синтеза образуются более сложные вещества, чем вступившие в реакцию; реакция идет с поглощением энергии.

2. При распаде образуются более простые вещества, чем вступившие в реакцию; реакция идет с выделением энергии.

Ответьте самостоятельно

    Каковы функции ферментов в реакциях обмена веществ?

    Почему в биохимических реакциях участвует более 1000 ферментов?

17. В какие виды энергии превращается световая энергия при фотосинтезе и где происходит это превращение?

Элементы правильного ответа

1. Световая энергия преобразуется в химическую и тепловую энергию.

2. Все превращения происходят в тилакоидах гран хлоропластов и в их матриксе (у растений); в других фотосинтезирующих пигментах (у бактерий).

Ответьте самостоятельно

    Что происходит в световой фазе фотосинтеза?

    Что происходит в темновой фазе фотосинтеза?

    Почему экспериментально трудно обнаружить процесс дыхания растений в дневное время?

Элементы правильного ответа

1. Код «триплетен» означает, что каждая из аминокислот кодируется тремя нуклеотидами.

2. Код «однозначен» – каждый триплет (кодон) кодирует только одну аминокислоту.

3. Код «вырожден» означает, что каждая аминокислота может кодироваться более чем одним кодоном.

Ответьте самостоятельно

    Зачем нужны «знаки препинания» между генами и почему их нет внутри генов?

    Что означает понятие «универсальность кода ДНК»?

    В чем заключается биологический смысл транскрипции?

Элементы правильного ответа

1. Примерами организмов, у которых происходит чередование поколений, могут быть мхи, папоротники, медузы и другие.

2. У растений происходит смена гаметофита и спорофита. У медуз чередуются стадии полипа и медузы.

Ответьте самостоятельно

    В чем заключаются основные различия между митозом и мейозом?

    В чем разница между понятиями «клеточный цикл» и «митоз»?

Элементы правильного ответа

1. Изолированные клетки организма, живущие в искусственной среде, называются клеточной культурой (или культурой клеток).

2. Клеточные культуры используют для получения антител, лекарственных веществ, а также для диагностики заболеваний.

Элементы правильного ответа

1. Интерфаза необходима для запасания веществ и энергии при подготовке к митозу.

2. В интерфазе происходит удвоение наследственного материала, что впоследствии обеспечивает его равномерное распределение по дочерним клеткам.

Ответьте самостоятельно

    Одинаковы или различны по своему генетическому составу гаметы, производимые организмом? Приведите доказательства.

    Какие организмы имеют эволюционное преимущество – гаплоидные или диплоидные? Приведите доказательства.

Задания уровня С2

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.

В предложении 2 обратите внимание на один из элементов, не относящийся к макроэлементам.

В предложении 3 один из перечисленных элементов ошибочно отнесен к микроэлементам.

В предложении 5 ошибочно указан элемент, выполняющий названную функцию.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.

1. Белки – это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 2. Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. 3. Последовательность мономеров, поддерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. 4. Следующая структура – вторичная, поддерживается слабыми гидрофобными химическими связями. 5. Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). 6. Поддерживается такая структура водородными связями.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.

В предложении 1 неверно указаны мономеры белковой молекулы.

В предложении 4 неверно указаны химические связи, поддерживающие вторичную структуру белка.

В предложении 6 неверно указаны химические связи, поддерживающие третичную структуру белка.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

  • часть 1 содержит 8 заданий (задания 1-8) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби;
  • часть 2 содержит 4 задания (задания 9-12) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби и 7 заданий (задания 13-19) с развернутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий).

Часть 1

Состоит из 8 заданий, это задания 1-8, с кратким ответом. Процесс решения описывать здесь не требуется. Если вы владеете базовыми знаниями, то времени на решение уйдёт немного, можно уложиться в 20-45 минут. Помните, что в ответе всегда должно получиться целое число или конечная десятичная дробь.

*Первая часть предназначена для проверки базовых знаний — эти задачи соответствуют уровню обычной средней школы без углубленного изучения математики.

Часть 2

Содержит 11 заданий по материалу курса средней школы. Это задания 9-19. Задания 9-12 повышенного уровня сложности с кратким ответом и задания 13-19 повышенного и высокого уровня сложности с развёрнутым ответом. В заданиях 13-19 необходимо привести грамотное и обоснованное решение.

*Вторая часть (9-19) подразумевает повышенный и высокий уровень знаний и навыков.

Задания 13 и 14 — никаких углублённых знаний математики не требуют. Важно грамотно оформить решение задачи.

Задачи 15 и 16 — это уже серьезный уровень. Но школьной программы также достаточно, чтобы их решить. Хорошие теоретические знания плюс навыки решения плюс умение делать выводы из начального условия — и задачи будут вами решены.

Задачи 17, 18 и 19 — самые сложные и нестандартные. Подвластны тем, кто не просто хорошо знает математику, а увлечён ей и постояно совершенствуется. Требуется оригинальное, нестандартное мышление, смекалка, изобретательность. Само решение занимает на тетрадном листе немного места, но поразмыслить придётся.

*Профильный ЕГЭ в 2015 сдавало 268000 человек. Более 90 баллов набрали примерно 1 из 1000 сдававших. По 100-бальникам, почему-то, статистики не обнаружил, но их не более 150 человек.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Экзаменационная работа содержит 20 заданий с кратким ответом. Ответом к каждому из заданий 1-20 является целое число или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр. Ответ нужно либо посчитать, либо выбрать из условия задания.

Теперь несколько слов о сложности заданий. Экзамен базового уровня - явление новое. Сделать оценку по годам не представляется возможным. Приходится ориентироваться на официальные проекты демовариантов и задания пробных экзаменов.

Здесь будут две новости, да...) Начнём с плохой, разумеется. Математический, гм... ассортимент, требуемый для успешной сдачи экзамена, не меньше школьной программы. В заданиях присутствует и геометрия, и тригонометрия, и логарифмы, и производные, и теория вероятности, и прочие премудрости... В этом смысле, задания базового уровня не сильно отличаются от аналогичных заданий профильного ЕГЭ.

Новость хорошая. Много самых простых заданий. Т.е таких заданий, для выполнения которых требуются только основные понятия из каждой темы.

Расклад по темам выглядит примерно так:

Задание 1. Действия с дробными числами. В этом задании надо знать виды дробей, уметь переводить их из одного вида в другой, складывать-вычитать и умножать-делить дроби. Сходите по ссылкам, освежите память.) Там кратенько. Если вы не можете без калькулятора - задание не выполнить...

Задание 2. Элементарные действия со степенями.

Задание 3. Задачка на проценты. Для её решения достаточно знать, что такое проценты.

Задание 4. Для выполнения этого задания надо уметь выражать переменную из формулы. Дело простое, но не у всех получается.)

Задание 5. В этом задании могут быть самые элементарные примеры из тригонометрии. Или, столь жепростые примеры с логарифмами.

В заданиях 6, 9, 11, 12, 14 нужно уметь получать информацию из таблиц и графиков, решать элементарные житейские задачки на выбор лучшего варианта, и т.п. Эти компетентностные задачи в базовом уровне не проще (но и не сложнее), чем в профильном.

Задание 7. В этом задании проверяется умение решать простые уравнения из различных тем. Уравнения могут быть линейные, могут быть квадратные, могут быть показательные или логарифмические, всякие могут быть. Их объединяет одно замечательное свойство - простота!) Самые основы, без лишних заморочек. Кстати, по указанным ссылкам, как раз, самые основы и разбираются.

Задание 8, 13, 15, 16 - это элементарная геометрия. От совсем примитивной до простой.)

Задание 10. Задачка по теории вероятности. Примерно той же сложности, что и в профильном экзамене.

Задание 17. Это задание на работу с числовой осью. В профильном уровне подобные задания не встречались. Зато встречались в ГИА.) Надо сказать, что это задание не самое простое в базовом уровне.

Задание 18. Проверяется умение соображать и делать логические выводы.

Задание 19. Задача на работу с числами.

Задание 20. Текстовая задача с подвохом.

Посмотров 882

Окончить школу в настоящее время не так уж просто. Для того чтобы распрощаться со школьной партой, необходимо сдать несколько важных экзаменов, да не простых, а ЕГЭ. Хорошие баллы аттестата решают дальнейшую судьбу выпускника и дают ему шанс поступить в престижный ВУЗ. Именно поэтому ученики со всей серьезностью готовятся к данному испытанию, а сознательные даже начинают готовиться к нему уже с начала учебного года. Каким будет ЕГЭ по математике 2017 года и какие изменения ожидают выпускников в процедуре сдачи расскажет эта статья.

Стоит отметить, что в будущем году количество обязательных предметов не изменится. Ребята, как и раньше должны сдать русский язык и математику. Результаты по прежнему оцениваются по 100 балльной шкале, причем для сдачи ЕГЭ необходимо набрать хотя бы минимальное количество баллов, определяемое ФИПИ.

Экзамен по математике будет иметь базовое и профильное направление.

Ход экзамена по математике

Пока нельзя сказать точную дату проведения ЕГЭ по математике, но исходя из прошлых лет, нетрудно догадаться, что он состоится примерно в первых числах июня. Для того чтобы полностью справиться с поставленной задачей ученику дадут целых 3 часа. Этого времени вполне достаточно дабы решить все тесты и практические задания. Отметим, что непосредственно перед экзаменом у выпускников забирают, практически, все личные вещи, оставляя лишь ручку, линейку и калькулятор.

Во время прохождения ЕГЭ запрещено:

  • пересаживаться;
  • вставать с места;
  • переговариваться с соседями;
  • обмениваться материалами;
  • пользоваться аудио устройствами для прослушивания информации;
  • выходить без разрешения.

Не стоит забывать, что все время в классах будут присутствовать независимые наблюдатели, поэтому ученикам необходимо выполнять все их просьбы относительно правильного поведения во время экзамена!

Будущие изменения

Каждый выпускник, который когда-либо сдавал ЕГЭ, скажет вам, что самым сложным является математика. Как правило, этот предмет понимают единицы, а уж решить все задания тестов под силу далеко не многим. К сожалению, особых послаблений в содержании не намечается, хотя некоторые приятные моменты в сдаче ЕГЭ по математике в 2017 году можно все же отметить. Это касается повторной в случае поражения. Причем сделать ее можно будет 2 раза на протяжении следующего учебного года. Кроме того, если ученик желает повысить свои полученные баллы, он тоже может подать заявку на пересдачу.

Экзаменационная программа включит в себя не только задания за 11 класс, но темы прошлых лет. Напомним, что базовый уровень отличается от профильного системой оценивания знаний: базовый по 20-ти балльной системе, а профильный — по 100. Как показывают статистические данные, в среднем лишь половина учеников набирает 65 баллов на профильном уровне. Несмотря на то, что это довольно низкая оценка, ее вполне хватает для того, чтобы поступить в институт или университет.

В 2017 году планируют увеличить количество независимых наблюдателей, а также выпустить новые бланки для вопросов и ответов. Тестовая форма останется лишь в математическом экзамене, а дальше специалисты намерены добавить больше практических задач. Это позволит избежать просто угадывания и поможет трезво оценивать знания учеников.

Проходной балл базового уровня ЕГЭ по математике

Результаты сдачи экзамена можно будет посмотреть на официальном портале, всего лишь введя свои паспортные данные. Для получения аттестата достаточно заработать всего лишь 7 баллов, что равносильно привычной “тройке”. Предлагаем вам ознакомиться с таблицей для базового уровня:

Проходной балл профильного уровня ЕГЭ по математике

Как уже было сказано выше, для сдачи этого экзамена достаточно набрать 65 баллов. Такой результат гарантирует выпускнику спокойное празднование выпускного и поступление в желаемый ВУЗ страны. Для того чтобы без труда расшифровать результаты своих знаний, мы предлагаем ознакомиться с таблицей баллов для профильного уровня:

Структура экзамена

Благодаря демоверсиям, которые каждый год появляются на официальном сайте ФИПИ, ребята могут пройти пробное ЕГЭ и посмотреть кто на что горазд. В специальном файле разработана точная структура экзамена, идентичная реальному. Отметим, что ученику необходимо будет вспомнить программу всех прошлых лет: тригонометрия, логарифмы, геометрия, теория вероятности и многое другое. В 2017 структура ЕГЭ по математике выглядит следующим образом:

Все эти задания были составлены на основе программы, изученной на протяжении учебы в школе. Если ученик прилежно учился, выполнял все работы, заданные преподавателем, ему не составит труда сдать экзамен на “отлично”. Кроме того, увеличить шансы на хорошую оценку может поход к репетиторам.

В 11 классе школьникам предстоит сделать выбор, какую математику сдавать на ЕГЭ - профильную или базовую. Сегодня мы поговорим о том, чем один уровень отличается от другого, и для чего было сделано такое разделение.

Что такое базовая математика?

Экзамен по математике базового уровня разработан для тех ребят, которым в будущем этот предмет не пригодится:

  • для оценки в аттестате:
  • математики нет в выбранном вузе или в перечне вступительных испытаний;
  • дальнейшее обучение не предполагается вообще.

Базовый экзамен по математике оценивается по 5-балльной шкале (набранные баллы переводятся в привычные оценки), состоит из 20 заданий и охватывает всю школьную программу с 1 по 9 классы. Они относительно простые, и для того, чтобы получить тройку, нужно решить правильно всего 7 заданий, как это было, например, в 2017 году.

Вот что входит в базовый уровень:

  • Задание 1. Действия с дробями.
  • Задание 2. Действия со степенями.
  • Задание 3. Задачи с процентами.
  • Задание 4. Действия с переменными из степени.
  • Задание 5. Операции с логарифмами и тригонометрическими функциями.
  • Задания 6, 9, 11, 12, 14. Действия с таблицами, графиками, компетентностными задачи с выбором наиболее оптимального решения.
  • Задания 7. Простые уравнения разных видов.
  • Задания 8, 13, 15, 16. Геометрические задачи.
  • Задание 10. Задача по теории вероятности.
  • Задание 17. Работа с числовой осью.
  • Задание 18. Задачи на логику.
  • Задание 19. Работа с числами.
  • Задание 20. Задача с подвохом.

С 1 по 16 задания относительно простые, с 17 по 20 - по сложности можно сравнить с профильным уровнем. Кроме того, задачи базового уровня не требуют подробно описывать ход решения.

Что такое профильный уровень?

  • Профильную математику необходимо сдавать тем учащимся, которым она потребуется в вузе. Пугающие школьников части В и С отменены в 2015 году, задания имеют обычную нумерацию.
  • Работа состоит из 19 заданий. Они разделены для удобства на две части. Первая часть содержит 8 относительно простых заданий с кратким ответом, их можно соотнести с базовой математикой. Вторая часть содержит 11 заданий повышенной и высокой сложности. Рассмотрим их подробнее.
  • Задания 9 - 12 относятся к повышенному уровню сложности и требуют краткого ответа. Подсказка: ответ должен содержать либо конечную десятичную дробь, либо целое число.
  • Задания 13 - 19 имеют высокий уровень сложности и требуют развернутого ответа. Подсказка: решение может быть неполным, главное, чтобы оно было правильным, тогда есть шанс получить за задание хотя бы какие-то баллы.

И еще несколько советов от преподавателей нашего центра.

  • Тщательно проверяйте решение, особенно в заданиях, где нужен краткий ответ.
  • Сначала прорешайте несколько заданий и только потом приступайте к проверке.
  • Расчетное время решения каждого задания с 1 по 12 до 10 минут, то есть они не требуют сверхсложных вычислений и применений 10 формул.
  • Не бойтесь сложных формулировок, они часто встречаются в заданиях второй части. Подумав, вы успешно их решите. В экзамене нет ничего, что выходило бы за рамки школьной программы.
  • Аккуратно заполняйте бланк. Задания с 1 по 12 проверяются программой и ей всё равно, что 3 у вас напоминает 8, а 1 - на 4. Проверка заданий 13-19 осуществляется экспертами.
  • Оформляйте развернутое решение так, чтобы ход ваших мыслей был понятен незнакомому человеку.

В отличие от базовой математики, профильная оценивается по 100-балльной шкале. На данный момент минимальный балл - 27, но ближе к экзаменам ситуация может измениться.

Какая математика нужна в вузе?

Если в перечне вступительных испытаний указана математика, вам нужно будет сдавать профильный уровень. Имейте в виду, данное уточнение есть не во всех положениях о приеме абитуриентов, считается, что это общеизвестный факт. Даже если вы сдали базовую математику на максимальный балл, в приемной комиссии этот результат принят не будет.

Профильная математика нужна не только технарям и физикам. Она требуется на некоторых гуманитарных направлениях, особенно, если они связаны с экономикой, управлением, лингвистикой и другими общественными науками.

Что выбрать, чтобы наверняка сдать?

Основной совет: трезво оценивайте свои возможности. Например, если вы перебиваетесь с двойки на тройку, то лучше не мучиться и написать на высокие баллы базовую математику и получить хороший аттестат, чем потерпеть полное фиаско, выбрав профильный уровень.

В случае, когда этот предмет нужен, чтобы поступить в вуз мечты, но с ним вы не дружите, то хотя бы начинайте подготовку к ЕГЭ не за год, а за два. Пробелы в знаниях формировались несколько лет и за 8 месяцев подготовки вы их не восполните.

К профильной математике следует усердно готовиться, даже если у вас по ней твердая пятерка. На экзамене может случиться разное, например, вы переволнуетесь, растеряетесь и всё забудете. Нужно быть во всеоружии. Пройдите под руководством опытного преподавателя типовые экзаменационные задания, чтобы выработать автоматический навык.

Вконтакте