Конспект НОД в старшей группе ДОУ. Зимующие птицы

Проект «Перелётные птицы»

Старшая группа №2

Возраст детей: 5-6 лет

Тип проекта: познавательно - игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: с 16.10 - 27.10.2017 г.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами,выбрано нами не случайно. Мы так привыкли к птицам, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на их полёт, человек всегда стремился в небо. Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали.

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы глубоко убеждены, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста.

Цель проекта:

Создать условия для расширения и углубления представлений детей о разновидностях перёлётных птиц,формировать бережное отношение к ним.

Задачи:

Познавательное развитие:

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Речевое развитие :

Активировать в речи названия птиц и птенцов.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.

Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.

Социально-коммуникативное развитие:

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Развивать ролевое взаимодействие.

Художественно-эстетическое развитие:

Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.

Этапы:

1 Подготовительный

2 Основной

3 Завершающий

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов

Подготовительный

(формулировка проблемы

Планирование, прогнозирование результатов,продуктов проекта)

Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Методическое обеспечение проекта.

Информационное обеспечение проекта.

Обеспечение проекта наглядными материалами.

Планирование предстоящей работы.

Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед,опросов.

Демонстрация иллюстраций по теме.

Подбор художественной литературы, видеофильмов, обучающих мультфильмов, музыкальных произведений зарубежных композиторов (М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Пляска птиц»);

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

консультации.

Рассматривают иллюстрации. Обсуждают,

Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов.

Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований -птицами. Читают предложенную художественную литературу.

Основной

(непосредственная

деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц.

Развивать выразительность речи, моторику рук.

Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Проведение занятий,бесед о перёлётных птицах;

Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации;

Подбор игр;

Участие в играх вместе с детьми.

Организация конкурса рисунков;

Подготовка и проведение конкурса чтецов.

Знакомство с птицами;

Экскурсия в парк и по территории детского сада.

Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах;

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах; Пение песен «Андрей-воробей» Е.Телечеевой, «Где зимуют зяблики?» М. Пляцковский, «Птичий дом». Ю.Разумовский.

Сочинение рассказов,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения);

Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх («Совушка», «Коршун мыши»). Конкурс чтецов: «Поэтические строки о птицах».

Участие в экскурсии;

Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх;

Помощь в изготовлении пособий к играм Участие в конкурсе рисунков;

Помощь в изготовлении декораций;

Участие в конкурсе чтецов: «Поэтические строки о птицах.

Завершающий

(подведение итогов)

Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности.

Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует выставку детских работ для родителей и детей. Викторина «День птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта.

Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в викторине «День птиц»

Знакомятся с продуктами детской деятельности.

Фотоотчёт:

Составление рассказов по сюжетным картинкам

Подготовка к выставке «Птицы»

Лепка пластилином «Птицы» (снегирь и синица)

Коллективный коллаж «Птицы - наши друзья»

Подвижная игра «Коршун и мыши»

Викторина «Что я узнал интересного о птицах»

«День Синички» в нашей группе

Выставка поделок с родителями «Такие разные птицы»

Заключительный этап
- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья»
- Изготовление коллективного коллажа «Перелётные птицы»
- Проведение викторины «Что я узнал интересного о птицах»

Результаты проектной деятельности:
- у детей значительно увеличился активный словарь по теме «Перелётные птицы»;
- дети стали бережнее относиться к птицам, сделали выводы, что надо заботиться о них в зимний период времени;
- все родители были привлечены к воспитательному процессу.

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»

Цель: выявить экологические знания детей

Задачи: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; закрепить знания правил поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Материал: карточки с птицами, дерево нарисованное (зимнее, картина лета, натуральный корм для птиц (зёрна, кедровые орехи, семечки, несолёное сало, крошки хлеба, ягоды рябины или облепихи), запись птичьих голосов, бумага для оригами.

Ход занятия:

Влетает сорока.

Воспитатель: Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве Птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам он относится и где живет, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Ой, а куда это я попала? Вы меня узнали? (ответы детей). Ребята, а вы мне поможете навести порядок в лесу? А птицы у нас в царстве живут непростые: есть здесь и зимующие, есть и перелётные. Зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево, а перелётных – на картинку, где нарисовано лето. Ведь там, где они сейчас находятся – настоящее лето. -Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Зимующие -Правильно, зимующие.

А кто такие перелётные птицы?

Это те птицы, которые улетают от нас осень в тёплые края.

Молодцы, правильно. А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).

Тело птиц покрыто шерстью.

Скворец живет в дупле.

Птенчики вылупляются из икринок.

В теплые края улетают перелетные птицы.

Люди делают скворечники для ворон.

Птицы строят гнезда из досок.

Птицы собираются в стадо и летят домой.

Самый лучший певец из всех птиц - дятел.

Конкурс 1. «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на карточках, на перелётных и зимующих».

Дети должны разделить их и назвать.

Молодцы. Вы сделали всё правильно. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

Только давайте поможем птицам долететь и сделаем небольшую зарядку

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Пусть наши перелётные птицы летят в свои тёплые края. А мы с вами останемся с нашими зимними друзьями.

Какие птицы, ребята, сидят на нашем дереве? Только поднимайте руки, а не говорите все хором.

Снегирь, синица, дятел, клёст, сорока, ворона, воробей, кукушка. -Правильно. - А как ты догадался, что это снегирь?

У него красная грудка и, чёрные крылья и хвост. Можно опросить ещё 2 – 3 ребёнка о синице, сороке, кукушке. (А как ты, догадался, что это … .)

Хорошо ребята.

Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? Ответы детей.

А как мы можем помочь зимующим птицам? Ответы детей. Рассказ воспитателя Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

А теперь, ребята, давайте отправимся в необычную столовую, выберем корм для наших птиц и положим его под наше дерево. Пусть наши птицы полакомятся нашим угощением.

Конкурс 2. «Выбери корм для птиц»

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Тогда слушайте внимательно мои необычные загадки.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку! » (Кукушка.)

Хоть я не молоток,

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел.)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири) .

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Прыгает она у дома,

А зовут ее. (ворона) .

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует -

Коноплю ворует. (Воробей.)

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! »

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит. (сорока)

А еще, ребята, мне один знакомый голубь рассказал, что вы очень талантливые и умеете делать птиц из бумаги.

Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?

Давайте подготовим наши пальцы к работе.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Любопытная ворона»)

Дети выполняют птиц в технике оригами.

Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам навести порядок в их царстве?

Да, конечно мы с вами разделили птиц на зимующих и перелётных, помогли ми отыскать себе корм. И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки птичьих голосов) .

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Речевые задачи:

1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

2.​ Закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.П. и Р.П.

Познавательные задачи:

1.​ Закреплять представления детей по теме «Осень».

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

2.​ Формировать навык работы в коллективе.

Речевой материал:

1​. Названия птиц: ласточка, стриж, грач, аист, соловей, кукушка, скворец, воробей, ворона, голубь, снегирь, клёст, синица;

2​. Игра «Один – много»: ласточка – ласточки – ласточек; соловей – соловьи – соловьёв; кукушка – кукушки – кукушек; скворец – скворцы – скворцов; грач – грачи – грачей; синица – синицы – синиц;

3.​ Игра «Нелепицы»: Птенцы высиживают яйца; Из яиц птиц вылупились крокодильчики; Дети сделали для аистов скворечники; Тело птицы покрыто шерстью; Птенцы строят гнёзда; Скворец живёт в будке;

4.​ Загадки.

Оборудование:

1.​ Картинки с изображениями птиц;

2. Картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды);

3​. Раздаточный материал по количеству детей:

Маленькие карточки с изображениями;

Пластилин (чёрный, серый, белый, красный, коричневый);

Трафарет для создания лепной картины на картоне (снегирь на ветке);

Клеёнка для лепки;

Образец готовой работы.

Ход занятия

1.​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

2.​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям высказывания, а дети должны сказать, что бывает, а чего не бывает осенью.

Опадают листья.

Тает снег.

Ветер качает ветви деревьев.

Дети загорают у реки.

Люди убирают урожай на полях.

Птицы улетают на юг.

3​. Введение темы «Перелётные птицы». Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

Воспитатель:

— Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

4. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Птички летели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один — много»:

— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –

Кукушка –

Скворец –

Грач –

Синица –

2.​ Игра «Нелепицы»:

— Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

3.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

— Послушайте внимательно и отгадайте:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь).

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

(Грач).

Эту птицу каждый знает:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

(Скворец).

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот…

(Соловей).

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут…

(Кукушки).

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточки).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

(Снегири).

6​. Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

— Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).

Каждому «подлетевшему» ребёнку выдаётся клеёнка для лепки, кусочки пластилина, трафарет для лепки.

Дети садятся на места. Воспитатель продолжает:

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваши трафареты, скажите, как вы думаете, что это за птичка. Это снегирь (демонстрация образца).

— Посмотрите внимательно, какие цвета я использовала для лепки (головка чёрная, грудка красная и т.д.).

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

— На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Какие – зимующие?

Какие птицы прилетают к нам на зиму?

Вспомните, какую птицу мы с вами лепили? Что вы о ней можете рассказать?

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

Тема занятия: «В гости к птицам»

Скороговорка дня:

Ждут воробьи у кормушки кормежки,

Принес им Маркушка в кармашке морошки.

Цель занятия : обобщение и использование знаний детей о зимующих птицах для решения практической задачи — оказать им помощь.

Оборудование и материалы: готовые кормушки, фигурки птиц (из папье-маше, картона), чучела птиц, персонаж — обезьянка Дуду.

Часть I. «Покормите птиц зимой!»

Цели : применение знаний для создания птичьих столовых; использование умения ориентироваться в пространстве.

Вместе с Дуду педагог и дети отправляются на свой участок. Вспомним правила размещения кормушек, выберем подходящие места для птичьих столовых. Обсудим, какие птицы прилетают на наш участок, чем они питаются, что насыпать в кормушки. Почему мы решили подкармливать птиц зимой?

Педагог.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма —

Горсть зерна нужна.

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

А. Яшин

Подвижная игра «Кто быстрее до кормушки!» Педагог говорит, где находится кормушка, используя конструкции «слева от...», «над...», «справа от...» и другие. Детям нужно стараться как можно быстрее добежать до кормушки.

Часть II. «Пусть теплее будет вам от заботы нашей!»

Цели: применение знаний о зимующих птицах; использование счетных навыков, умения выразительно рассказывать стихотворения.

Пока дети играли, на одну из кормушек прилетели гости. Беседа у кормушки. Кто прилетел к нам?

Сколько всего птиц гостит у нас?

Сколько птиц каждого вида?

Каких птиц больше?

Педагог. Птицам будет приятно услышать стихотворения о себе.

Дети читают стихи.

Воробей

На дворе белым-бело,

Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,

Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она

Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,

Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей!

И. Беляков

Снегири

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На березе

Яблоки поспели!

Подойду поближе к ней —

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Т. Шорыгина

Синица

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"