Развитие науки: география. Развитие географии в России в XIX—XX вв

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

г. КРАСНОДАРА

Методическая разработка мультимедийного урока по истории России на тему:

«Просвещение и наука во второй половине XIX века»

Подготовила

учитель истории СОШ №96

Культюшнова И.Б.

Краснодар, 2013 г.

Тема урока: «Просвещение и наука во второй половине XIX века».

(мультимедийный урок)

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с достижениями науки и системой образования во второй половине XIX века;
  • Выделить особенности развития науки и просвещения;
  • Воспитание у учащихся чувства гордости за тот вклад, который внесли великие соотечественники в мировую культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор, тетради, учебники.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Тестовый опрос.
  3. Изучение новой темы.

План

  1. Развитие образования.
  2. Успехи естественных наук.
  3. Развитие географических знаний.
  4. Развитие гуманистических наук.

    Закрепление.

  5. Домашнее задание.

Тестовый опрос

Вариант 1.

1. «Перестраховочный» договор России и Германии, в соответствии с которым обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне с любой третьей великой державой, а Германия признавала приобретения и интересы России на Балканах, был заключен

а) в 1881 г.

б) в 1887 г.

в) в 1891 г.

2. Договор, предусматривавший военную помощь и мобилизацию всех военных резервов в случае военной угрозы, был заключен между Россией и

а) Австро-Венгрией

б) Францией

в) Англией

3. «Союз трех императоров» состоял из государей

а) России, Германии, Франции

в) России, Германии и Австро-Венгрии

4. Россия по отношению к Болгарии проводила политику

а) невмешательства во внутренние дела

б) укрепления собственного присутствия на Балканах

в) ввела войска для подавления восстания в Румелии

5. Столкновение интересов на Дальнем Востоке неминуемо приближало военный конфликт между Россией

а) Японией

б) Австро-Венгрией

в) Францией

Вариант 2.

1. Россия заключила с Францией оборонительный союз

а) в 1891 г.

б) в 1894 г.

в) в 1895 г.

2. Международный договор по какому-то определенному вопросу называется

а) концессией

б) монополией

в) конвенцией

3. Отметьте, о ком идет речь. Государственный деятель Российской империи, занимавший различные дипломатические посты на Ближнем Востоке, в Швейцарии, Швеции. В 1882 г. был назначен министром иностранных дел. Главнейшее средство сохранения мира видел в укреплении союза с Германией и Австрией.

а) Н.Х. Бунге

б) Н.К. Гире

в) A.M.Горчаков

4. Отметьте верное утверждение.

а) Франция заключила с Россией конвенцию, предусматривающую военную поддержку в случае войны в 1881 г.

б) «Союз трех императоров» распался в 1885-1886 гг. в связи с обострением австро-германо-российских противоречий из-за болгарского кризиса

в) русско-афганская граница была установлена в 1894 г.

5. Тройственный союз состоял из

а) России, Англии, Франции

б) Германии, Австро-Венгрии, Италии

в) Германии, Австро-Венгрии и России

1. Развитие образования.

Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения. Среди мужчин призывного возраста в 1874 году было 21% грамотных, в 1900 году – 40%. Большую работу проводили земские начальные школы . К концу века в них обучалось более 4 миллионов детей.

Устный счет.

Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Но при этом 7,5 миллионов детей образования не получали. Земская школа была самым распространенным типом начальной школы.

Основным типом начальной школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 80х годов было открыто 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы.


Рабочие Благуша – Лефортовского района Москвы на экскурсии.

1913 г.


Группа слушателей и преподавателей Пречистенских рабочих курсов. Москва. 1908 г.

По переписи 1897 года


Для сравнения:

В конце 60х годов


Уровень грамотности населения России оставался самым низким в Европе.

2. Развитие науки и техники

Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

Математик и механик Пафнутий Львович Чебышев


П.Л. Чебышев

неоднократно подчеркивал, что «науки находят верного руководителя в практике». Будучи членом артиллерийского отделения военно-ученого комитета П.Л. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела.

Профессор Московского высшего технического училища Н.Е.Жуковский открыл к концу века метод вычисления подъемной силы крыла самолета и заслуженно был назван «отцом русской авиации».


Н.Е. Жуковский

Петербургский ученый А.С. Попов изобрел радиоприемник.


А.С. Попов

В 1900 году радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В 1876 году Павел Николаевич Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира.


П.Н. Яблочков

Больших успехов добилась отечественная химическая наука.


Группа членов химической секции I съезда русских естествоиспытателей, вынесшая постановление о необходимости объединения химиков России в Химическое общество

Великий ученый, профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев сделал мировое открытие – периодический закон химических элементов.


Д.И. Менделеев

Это был ученый с разносторонними знаниями и интересами. Его перу принадлежит свыше 500 крупных исследовательских трудов по химии, физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике, просвещению.

Больших успехов добились ученые – натуралисты. Иван Михайлович Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке.


И.И. Сеченов

Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность не что иное, как результат работы головного мозга.

Изыскания в этой области продолжил Иван Петрович Павлов.


И.П. Павлов

Его учение об условных рефлексах послужило основой современных представлений о мозге животных и человека. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде. Если безусловный рефлекс – сравнительно постоянная врожденная реакция организма, результат накопления их индивидуального жизненного опыта.

Выдающийся русский ученый В.М.Бехтерев посвятил свои работы выявлению роли нервной системы в деятельности органов высших животных и человека.


В.М. Бехтерев

Великий ученый Константин Эдуардович Циолковский сделал ряд крупнейших открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.


К.Э. Циолковский среди изготовленных им моделей металлических дирижаблей. 1913 г.

В 1887 году в своей работе «Теория и опыт аэростата» он дал обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Наибольших достижений Циолковский добился в области движения ракет. Он был автором идеи создания внеземных станций, предложил способы возвращения ракеты на землю.

3. Развитие географических знаний

Русская географическая наука добилась успехов благодаря деятельности Русского географического общества, одним из учредителей которого был Владимир Иванович Даль.


В.И. Даль

Широкую известность он получил после опубликования в 1861-1867 годах «Толкового словаря живого великорусского языка». Большой интерес представляет и его сборник «Пословицы русского народа». В 1863 году Даль избран почетным членом Петербургской академии наук.

Русская географическая наука шагнула вперед благодаря экспедициям выдающихся ученых. Среди них Н.М. Пржевальский.


Н.М. Пржевальский

Николаем Михайловичем был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер Центральной Азии. Впервые были даны описания некоторых животных (дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя).

Изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана посвятил свою жизнь Николай Николаевич Миклухо-Маклай.


Н.Н. Миклухо-Маклай

Два с половиной года (1871-1872;1876-1877,1883) он прожил на берегу Новой Гвинеи. Он завоевал доверие ее жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства – Папуасского союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от российского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее «Вольную русскую колонию».

4. Развитие гуманитарных наук

Профессор, декан историко-философского факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев создал 29-томную «Историю России с древнейших времен».

С.М. Соловьев

Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения реформатора. Соловьев был сторонником сравнительно – исторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

Учеником Соловьева С.М. был Василий Осипович Ключевский.


В.О. Ключевский

В 1882 году блестяще защитил диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории», который он читал в Московском университете. Большое внимание ученый придавал изучению социально-экономических причин событий и явлений.

Отечественная наука во II половине XIX века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права. Они способствовали росту инициативы и научному поиску русских людей.

5. Закрепление

Назвать имена выдающихся деятелей в области образования и науки II половины XIX века.

6. Домашнее задание

Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради.

В тетради чертится таблица:

НАУКА

ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

(Кто? Что? Когда?)

математика

физика

химия

биология

география

история

Во второй половине XIX века, и в особенности в последние его десятилетия, и начале XX века характер географических исследований меняется. НарВо второй половине XIX века, и в особенности в
последние его десятилетия, и начале XX века характер
географических исследований меняется. Наряду с
продолжением изучения малоизвестных районов и стран
все шире проводятся более детальные исследования
густозаселенных и более развитых в хозяйственном
отношении районов, обращается все большее внимание
на взаимосвязи и закономерности распределения
отдельных компонентов природы. Возникают новые
методы исследования территории. Ученые-географы и
путешественники стремятся подойти к изучению
природы, исходя уже совершенно из новых, завоевавших
себе право на существование в научном споре
методологических принципов. Взгляды на развитие
природы и взаимосвязь природных явлений, на
материалистическую сущность явлений и процессов
становятся руководящими при географических
исследованиях.

Особенно плодотворное влияние на географическую науку и естествознание в целом оказали работы выдающихся естествоиспытателей и мыслител

Особенно плодотворное влияние на географическую
науку и естествознание в целом оказали работы
выдающихся естествоиспытателей и мыслителей, таких,
как Ч. Лайель, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин. Большое
методологическое значение для развития естествознания
и географии имели научные труды и публицистические
выступления русских революционных демократов, и в
особенности работы А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и
В. Г. Белинского. Трудно сказать, кто из выдающихся
русских географов и путешественников не испытал этих
влияний.

Опираясь на достижения мировой науки и передовое мировоззрение революционных демократов, русские ученые внесли большой вклад в познание

Опираясь на достижения мировой науки и передовое
мировоззрение революционных демократов, русские
ученые внесли большой вклад в познание обширных
пространств земной поверхности и в развитие
теоретических основ физической географии.
Вторая половина XIX века ознаменовалась выдающимися
открытиями русских путешественников в Центральной
Азии. Особенно велика заслуга в изучении этого
малоизвестного района Н. М. Пржевальского и его
последователей. После присоединения к России Средней
Азии начинается углубленное изучение всего природного
комплекса в целом и компонентов природы этой
территории. Этому посвятила себя целая плеяда ученыхприродоведов - П. П. Семенов, Н. А. Северцов, Й. В.
Мушкетов, А. П. Федченко и многие другие.

Активно изучаются полярные районы Евразии и Северный Ледовитый океан, Сибирь и Дальний Восток. Наряду с развитием географических исследов

Активно изучаются полярные районы Евразии и
Северный Ледовитый океан, Сибирь и Дальний Восток.
Наряду с развитием географических исследований
«вширь», характерных для второй половины XIX -начала
XX века, развиваются исследования «вглубь» - познание
географических закономерностей, выяснение
взаимосвязей и взаимозависимостей географических
компонентов и процессов на земной поверхности. Такой
характерной особенностью отличались экспедиции,
проведенные в Европейской части России, на Кавказе и в
Средней Азии. В результате глубоких и разносторонних
исследований В. В. Докучаевым были высказны новые
оригинальные взгляды о предмете физической географии
и методах исследования территории.

«Сущность идей, о которых идет речь,- писал А. А. Григорьев,- заключалась в констатации чрезвычайно важного явления природы - цельности и

«Сущность идей, о которых идет речь,- писал А. А.
Григорьев,- заключалась в констатации чрезвычайно
важного явления природы - цельности и неразрывности
географической среды, обусловленных глубокой
взаимосвязью и взаимообусловленностью всех ее
компонентов» (А. А. Григорьев. Развитие основных идей
физической географии.- В кн.: «История естествознания
в России», т. 3. М., 1962, стр. 520). Изучение природных
компонентов в их неразрывной связи и географической
среды как единого целого привело Докучаева к
установлению закона горизонтальной и вертикальной (в
горах) зональности природных условий. Дальнейшее
развитие его идей А. Н. Красновым, Л. С. Бергом, Г. Ф.
Морозовым и другими учеными по существу определило
уровень и направление развития современной
отечественной физической географии.

Географическая мысль в первой половине XIX в. развивалась в основном в направлениях, за­ложенных в предшествовавшем веке.

Тюнен немецкий экономист, представитель немецкой географической школы в экономической науке, один из предшественников маржинализма. Основные произведения: «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике»

Огорев «опыт статистического распределения российской империи». Признавал существование эк. Районов, рассматривал их в динамике

Крюков «картина промышленности Европейской россии»13 районов. Говорил о рациональном размещении промышленности в россии.

Существенный вклад в зарождение отечественной геоморфологии внес Севергин . На основе поездок в ряд районов европейской части России и Финляндии им составлены представления о разнообразии форм рельефа и высказаны суждения о способах их происхождения и развития. Севергин за текучими водами признавал ведущую роль в преобразовании поверхности суши. Им выделены некоторые формы речных долин. Севергин пытался классифицировать горы по происхождению: образованные под действием воды, под действием огня, под действием тех и других сил, холмы, навеянные ветром.

Начала гидрологии, в частности озероведения, изложены в ряде работ Н.Я. Озерецковского : «Путешествия академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» Озерецковским была составлена карта Ладожского озера, на которую впервые были нанесены основные острова. Озерецковский исследовал и описал верховье Волги, Озерецковским впервые проведены исследования рек и озер северо-запада европейской части России, их гидрологические особенности.

Особое место в развитии эволюционного взгляда при исследовании природных процессов принадлежит К.Ф. Рулье . Рулье утверждал зависимость животных от условий существования. Основоположник экологического направления в географии. «О детальном изучении организмов и среды обитания». Все явления природы неразрывно связаны между собой и находятся в непрерывном движении. Органическую и неорганическую жизнь надо изучать во взаимодействии.

Заметным явлением в региональной физической географии XIX в. была книга Эверсмана «Естественная история Оренбургского края» Эверсман выделил на обширной территории Оренбуржья пять районов. «Естественная история Оренбургского края» Эверсмана - один из первых опытов физико-географического районирования.

Л.С. Абрамов считает, что физическая география в первой половине XIX в., особенно в его первой четверти, находилась в упадке. Причинами этого явились, во-первых, закрытие Географического департамента, а в Академии наук география оказалась не представленной никаким учреждением, во-вторых, еще не получила своего развития география в университетах. Уставом «1803 г. преподавание географии было передано на историко-филологические факультеты, где ее природная составляющая постепенно деградировала. В лучшем случае разделы о природе включались в статистические обзоры территорий.

Еще долго экономическая география развивалась под рубрикой, статистики. Экономико-географические характеристики присутствовали в региональных географических описаниях, в которых наряду с природными объектами давались сведения о населении и хозяйственной деятельности. С использованием этого принципа географических характеристик были подготовлены статистические очерки о губерниях. В числе ученых этого направления надо упомянуть Германа, организатора официальной статистики в России, автора статистических описаний Саратовской, Таврической и Ярославской губерний, «Статистического исследования относительно Российской империи», в котором представлены подробные данные о населении в различных климатах. По свойствам земли и климата Герман выделил восемь групп губерний. В 1810г. опубликовано «Статистическое обозрение Сибири» М.Н. Бакаревича .

Другим направлением социально-экономических,описаний являлась камеральная статистика, дея­тели которой противопоставляли статистику географии, ставили целью описание государства, но не территории. Представителем этого направления был профессор Петербургского университета Зябловский . Им опубликован обширный труд «Статистическое описание Российской империи », в котором было дано описание величины и пределов государства, языков и нравственности жителей, гор, почв, климата, и др. Основным его принципом было описание деталей рассматриваемых объектов без существенного их анализа.

Наиболее важными работами Арсеньева статистического содержания были: «Статистическое изображение городов и посадов Российской империи», «Гидротехническо-статистическое описание городов Российской империи с показанием всех перемен, происшедших в составе и числе оных в течение двух веков, от начала XVII столетия и до ныне», «Гидрографическое обозрение России», два сборника «Материалов для статистики Российской империи», капитальный труд «Статистические очерки России».

На территории России Арсеньев выделил три широтных зоны (полосы): лесную, сухих песчаных степей, а также лежащую между ними полосу с грунтом земли черным или серым, способным к наилучшей обработке. Помимо этого, на территории страны было выделено десять экономических районов (пространств), девять из которых охватывали европейскую часть, Урал и Кавказ, в десятое пространство были включены вся Сибирь и Дальний Восток. Арсеньев начал формировать экономическую географию как географическую дисциплину со своими методами исследований, стал разрабатывать принципы экономического районирования страны, был у истоков районной экономической географии, стремился выделить для каждого района его типические черты.

А.И. Гейм издал «Начертание всеобщего землеописания по новейшему разделению государств и земель», в 1821 г. - «Опыт начертания статистики главнейших государств».

Мысль о создании Русского географического общества впервые стала обсуждаться весной 1844 г. Проект устава общества было поручено составить Бэру .

Бэр основатель океанологии, определил причину ассиметрии берегов.

Рупрехт - основатель генетической географии растений. «Геоботанические исследования о черноземе»

Северцев - выделил 3 природные зоны (тундровую, степную, лесную). «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гат Воронежской губернии»

Ленц - главная задача физ. геогр. - определение по каким физ. законам она развивается.

Тяньшанский - выделял географию как самостоятельную науку. Выделял математич., физич., этнография, статистика.

Тюнин - изучал вопросы размещения производительных сил. «Изолированное государство, его отношение к с/х и национальной экономии».

Характерная черта нач. 1/2 19 в. развития рус. геогр. - ее дифференциация на физико- и экономико-географич. исследования.

Риттер вывел закон по которому человеческая культура должна распространяться с востока на запад.

В отечественной географической науке в той или иной степени обсуждались все те же проблемы, которые были в сфере внимания в зарубежных странах. Но это не было полным следованием зарубежным образцам теоретической мысли и научной полемики. Помимо методических заимствований, формировались заметные черты своеобразия, связанные с собственным опытом развития науки, отличительными особенностями природной и социально-экономической среды деятельности и менталитетом ученых. В российском обществе с завидной последовательностью рассматривались вопросы развития природных и социально-экономических процессов, проблемы взаимодействия и взаимозависимости между природными угодьями и обитателями, вопросы оптимизации природно-хозяйственных комплексов, разрабатывались фундаментальные проблемы роли географической науки в природоведении и природопользовании. И тому есть многочисленные примеры.

С резкой критикой выводов Т. Мальтуса о грядущих неприятностях растущего населения и непропорционально этому медленного прироста продуктов питания выступал талантливый мыслитель, рано ушедший из жизни, Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). В «Очерках из истории труда» он писал: «Земля и ее производительные силы представляются Мальтусу сундуком, наполненным деньгами... В человеческом труде он... видит механическое приложение мускульной силы и совершенно забывает деятельность мозга, постоянно одерживающую победу над физической природою и постоянно открывающую в ней новые свойства» (Саушкин, 1980. С. 82, 83). С пониманием роли производительной деятельности людей в преобразовании природы выступал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889): «Только неутомимое трудолюбие человека может сообщить природе новую, высшую красоту взамен дикой, первобытной красоты, неудержимо исчезающей под его ногами... Где является человек, там природа должна воссоздаваться трудом человека. Народ вносит запустение и одичалость в свою страну, если не вносит в нее культуру» (Чернышевский, 1950. Т. 2. С. 72, 73). Высокая культура труда может быть противопоставлена разрушительному влиянию необдуманной хозяйственной деятельности. Теперь в этом случае мы говорим об экологическом императиве, то есть о приоритете сохранения экологической обстановки.

На экологических позициях стояли многие наши соотечественники. О взаимодействии сил живой и неживой природы писал А.Т. Болотов еще в XVIII в. Экологом по сути своих представлений был К.Ф. Рулье. В 1845 г. им была опубликована статья «О влиянии наружных условий на жизнь животных», в которой утверждалось, что организмы находятся не только под воздействием природных факторов, но испытывают влияние других животных и растений, а также человека. Под влиянием идей Рулье формировались научные взгляды Н.А. Северцова. Как подчеркивал Ю.Г. Саушкин, «никто из ученых прошлого века так органично не соединил географические и биологические идеи, как это сделал Северцов». В 1855 г. им была издана книга «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» с обоснованием влияния среды обитания на жизнь животных. Северцов принял идеи Дарвина о видообразовании, но отмечал игнорирование Дарвином большого влияния внешних условий как недостаток этого учения. Об этом Северцов говорил Дарвину при личной их встрече в Лондоне в 1875 г. Не исключено, что, основываясь на этих беседах, уже через год Дарвин признавал: «По моему мнению, величайшая ошибка, которую я допустил, заключается в том, что я придавал слишком мало значения прямому влиянию окружающей среды, то есть пищи, климата и т. п., независимо от естественного отбора».

Большое влияние на развитие географической мысли имели труды К.М. Бэра, исповедывавшего комплексные подходы при изучении природных объектов, в том числе и живых организмов. В.И. Вернадский говорил: «В Петербурге николаевского времени жил великий естествоис- , пытатель и великий мудрец. Это исторический факт огромного значения в создании нашей культуры, хотя немногие современники его сознавали». Коллега Бэра по академии, А.В. Никитенко, в 1866 г. записал в дневнике: «Превосходный ученый, прекрасный человек, юный старик. В нем есть философия, поэзия, жизнь». На русской почве получила развитие плеяда крупных ученых, авторитетных в мировом ученом сообществе. В отечественной науке развивались как комплексные географические направления, так и узкоспециализированные исследования, в большинстве случаев, однако, с использованием комплексных географических приемов анализа исходного материала и синтеза получаемых результатов. Географы, современники Бэра, с недоверием относились к ускоренной дифференциации естествознания. Рядом теоретиков этот процесс воспринимался как кризис географии.

Существенный вклад в претворение идей развития на примере природных и природно-социальных систем внесли русские ученые П.А. Кропоткин и Л.И. Мечников, духовно близкие знаменитому французскому географу, Элизе Реклю.

На развитие географии в России в XVIII столетии первоначально оказали определенное влияние идеи западноевропейских ученых, например, Б.Варения. Но они были настолько сильно и критически переработаны, столько было внесено нового в науку русскими учеными (И.И. Кириллов, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов), что русская географическая школа этого времени носит новый, самобытный характер. И обусловлено это было в первую очередь практическими задачами.

Если в странах Западной Европы наука в значительной степени была направлена на удовлетворение практических потребностей морского судоходства и заморской торговли, то в России существовали другие практические потребности — заселения и хозяйственного освоения самого большого в мире массива суши, своего рода “океана” , лесов, и . В XVIII в. освоение территории России было особенно интенсивным: прочно стала на , на , на океане; возникли горнопромышленные районы Урала, сотнями строились новые города и поселки; многочисленные стали использоваться для судоходства. Во второй половине XVIII в. Россия вышла на первое место в мире по производству черных и цветных металлов, начала добывать золото, торговать хлебом; по-прежнему продолжала изобиловать мехами, вылавливать рыбу и бить морского зверя, выделывать лен, пеньку, курить смолу…

Для нужд хозяйственного освоения территории России прежде всего были необходимы и экономическая статистика (“политическая арифметика”). Из “птенцов гнезда Петрова” первым соединил эти науки в одно целое Иван Кириллович Кирилов (1669-1737). В начале 1720-х гг. он возглавлял в России астрономические, топографические, картографические и статистические работы. Кирилов задумал составить трехтомный “ Всероссийской империи”, по 120 карт в каждом томе. Но успел опубликовать в 1734 г. лишь первый выпуск, в который вошли “генеральная” карта всей страны и 14 “специальных” (частных) карт отдельных административно-территориальных единиц. На этих , в частности, было помещено и много экономических объектов, а в текст были включены краткие экономико-статистические характеристики разных местностей.

В 1727 г. И.К. Кирилов закончил труд “Цветущее состояние Российского государства” (он был издан только в 1831 г.) — первое русское статистическое и экономико-географическое описание.

Идеи и предложения И.К. Кирилова были существенно развиты Василием Никитичем Татищевым (1986-1750) и Михайлом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765). Именно с них начинается в России оригинальная русская научная география. Оба выдающихся ученых начали свою деятельность во время реформ Петра I, когда в России входит в употребление само слово “география”.

В.Н. Татищев — человек разносторонних талантов: воин (участник Полтавской битвы), дипломат, строитель городов и заводов, металлург, историк, этнограф, археолог, ботаник, палеонтолог, картограф, экономист и географ — таков диапазон деятельности этого замечательного ученого. Петр I в 1719 г. специально поручил Татищеву составить историю и географию России, чем он усердно занялся лишь в 1724 г.

В.Н. Татищев хорошо знал книгу Варения, которая вышла в переводе на русский язык в 1718 г. Он упоминает ее в своих трудах. Система географических наук Татищева внешне в известной мере напоминала систему, предложенную Варением. Но по существу своему, методологически очень сильно отличалась от нее. В работе “О географии вообще и о русской” (1746 г.) Татищев разделил географию трижды на три раздела, предложив тем самым как бы объемную (трехмерную) модель географической науки:

П.П. Семенов-Тян-Шанский начал свою деятельность как геолог и ботанико-географ. Свое путешествие на Тянь-Шань (1856-1857 гг.) он провел как естествоиспытатель. Но затем его внимание привлекли и вопросы истории, исторической географии, демографии, географии населения и, наконец, экономической географии в целом. Семеновым-Тян-Шанским написаны многие региональные монографии, включая пятитомный “Географо-статистический словарь Российской Империи” (1863-1885). В 1871 г. он опубликовал работу по исторической географии русских поселений. Он был также членом-экспертом редакционной комиссии по подготовке реформы 1861 г., освободившей крестьян России от крепостной зависимости. С 1 января 1864 г. П.П. Семенов стал первым директором только что организованного Центрального статистического комитета. Он руководил им до 1897 г. и ушел оттуда из-за несогласия с искажением составленной им программы первой всероссийской переписи населения 1897 г.

Человек разнообразных интересов, компетентный во многих областях знания, Семенов-Тян-Шанский идеально подходил для управления такой сложной организацией, как Русское географическое общество, в течение 41 года (1873-1914); именно он был способен поддерживать его единство и, следовательно, самобытность отечественной географической науки.

Среди историков географической науки обсуждается непростой вопрос о научной школе П.П. Семенова-Тянь-Шанского. Он не преподавал в университете, не имел учеников в прямом смысле слова. Но он превратил Русское географическое общество в первоклассную школу молодых исследователей: путешественников, этнографов, океанологов, картографов, экономистов. Среди них были не только Н.Н. , который из рук Семенова-Тянь-Шанского получил широкую программу изучения народов Новой , не только Н.М. , получивший из тех же рук программу изучения Уссурийского края, а потом и , но и такие великие исследователи, как Г.Н. Потанин, М.В. Певцов, А.Л. Чекановский, И.Д. , И.В. Мушкетов, А.П. Федченко, А.А. Тилло, П.А. Кропоткин, А.И. , И.П. Минаев, Ю.М. Шокальский и многие другие. Каждое их этих имен — выдающееся явление в истории географической науки. Можно сказать, что в Русском географическом обществе Семенов-Тянь-Шанский создал блестящее созвездие географов разных специальностей, но более всего — географов широкого профиля, занимающихся комплексным исследованием природы и человека.

Александр Иванович Воейков (1842-1916), как и П.П. Семенов-Тян-Шанский, отличался глубокой образованностью и широтой научных исследований. Он учился в Берлине, Геттингене и . Свою докторскую диссертацию “О прямой инсоляции в различных местах земной поверхности” он защитил в 1865 г. в Геттингенском университете. Всю последующую жизнь он посвятил изучению теплового и водного балансов Земли. В 1870-х годах Воейков путешествовал по Соединенным Штатам Америки и Азии. В 1884 г. он начал свою деятельность в Петербургском университете.

Характерино, что А.И. Воейков непосредственно связывал изучение с улучшением сельскохозяйственного производства. Занимаясь вопросами усовершенствования России, он задумал сопоставить приемы земледелия в местностях с климатом, схожим с климатическими условиями Европейской России. Так возникло первое исследование климатических аналогов. Следуя его советам, побережье стали успешно выращивать чай, в Средней Азии — хлопок, на — пшеницу. Знаменитая работа А.И. Воейкова “Климаты земного шара, в особенности России” была опубликована на родном языке в 1884 г. А в 1887 г. она была переведена на немецкий язык и вышла в Германии, была высоко оценена климатологами других .

Однако одна из самых значительных заслуг А.И.Воейкова перед мировой географической наукой состоит в том, что он заявил о важности изучения влияния человека на окружающую его природную среду. Он был одним из первых европейских ученых, осознавших губительные последствия использования земли человеком и указавших на них (в это несколько раньше сделал Джордж Перкинс Марш в книге “Человек и Природа” (1864), которая была переведена и опубликована в России в 1866 г. В частности, А.И. Воейков полагал, что вследствие уничтожения в природе происходят разнообразные изменения, которые в некоторых районах оборачиваются катастрофическими последствиями. Воейков предупреждал о том, что хищническая вырубка лесов на севере страны может изменить климат в сторону его большей засушливости. Он был страстным поборником возрождения пустынных и земель путем их .

Начало современной физической географии в России связано с трудами создателя научного почвоведения профессора Петербургского университета Василия Васильевича Докучаева (1846-1903). Идеи, прогнозы, предложения Докучаева были основаны на комплексных многолетних экспедиционных исследованиях. Три большие экспедиции Докучаева — по оценке земель в Нижегородской и Полтавской губерниях и Особая степная экспедиция — в общей сложности работали 15 лет (1882-1885, 1888-1897 гг.). К этому надо добавить, что Докучаев в 1890-1900 гг. возглавлял созданную им комиссию для естественноисторического, сельскохозяйственного и гигиенического исследования Петербурга и его окрестностей — первого комплексного географического исследования большого города. Классическими стали основные работы В.В. Докучаева — “Русский ” (1883) и “Наши степи прежде и теперь” (1891). учение о почве послужило отправным моментом для разработки идеи природного географического комплекса. По Докучаеву, есть результат взаимодействия материнской , воды, тепла и организмов; она является как бы продуктом и в то же время его “зеркалом”, наглядным отражением сложной системы взаимосвязей в природном комплексе. Поэтому от изучения почвы лежит кратчайший путь к географическому синтезу.

Докучаев хорошо понимал отрицательные стороны далеко зашедшей к тому времени дифференциации естествознания и видел, что география, как он говорил, “расплывается во все стороны”. В 1898 г. он высказал мысль о необходимости разработки новой науки о соотношениях и взаимодействиях между компонентами живой и неживой природы и о законах их совместного развития. Началом этой науки, как бы введением в нее, послужило его учение о зонах природы (1898-1900 гг.). Теперь это учение известно каждому школьнику, но в то время лишь немногие ученые (среди них ученик Докучаева Г.Ф. Морозов, 1867-1920), предвидели в идеях Докучаева начало современной географии. Позднее академик Л.С. Берт (1876-1950) ясно указал, что “основоположником современной географии был великий почвовед В. Докучаев” (Берт Л.С. Географические зоны СССР. М., 1947. Т. 1).

Замечательный русский ученый Дмитрий Николаевич (1843-1923) создал исключительно большую и сильную университетскую географическую школу. Сначала — в Московском университете, а затем, через его выпускников, и в других университетах России.

Первая в России кафедра географии была открыта в Московском университете в 1884 г., сначала на историко-филологическом факультете; заведовать ею был приглашен Д.Н. Анучин. В 1887 г. он добился перевода этой кафедры — географии, антропологии и этнографии — на естественное отделение физико-математического факультета, где и развернулась его работа по подготовке молодых географов, из которых затем выросли крупнейшие ученые с мировыми именами.

Разносторонность научных интересов Д.Н. Анучина была исключительна: , антропология, этнография, археология, история и методология науки, гидрология (в том числе — лимнология), картография, геоморфология, страноведение. Но подобная разносторонность не была случайным набором текущих интересов, перескакиванием от одного предмета изучения к другому. Они, как и у многих крупных ученых, теоретически составляли, как мы теперь говорим, “единый блок”.

Д.Н. Анучин считал, что география должна изучать природу земной поверхности. Он разделял географию на землеведение и страноведение. Землеведение изучает комплекс физико-географических компонентов всей поверхности Земли, а страноведение, хотя и более широкий комплекс, включающий человека (“Без человека география будет неполной”, — писал в 1912 г. Д.Н. Анучин), но в рамках отдельных районов (“стран”). Так как природа земной поверхности образуется в процессе ее исторического развития, исторический метод необходим в географических исследованиях. И конечно же, географические исследования важны не сами по себе, а необходимы практике.

Таковы основные положения Д.Н. Анучина, их поддержит каждый современный географ в России.