Макивара своими руками для улицы. Как делается настенная макивара своими руками


Макивара… Такое таинственное слово, с недавних времен все более часто и часто звучащее среди поклонников спорта, и особенно, каратистов. Что же это такое – макивара?

Для начала давайте разберем, откуда к нам пришло это слово. Макивара – это специальный тренажер для каратистов, аналог боксерской груши, позволяющий тренировать удары и увеличивать их мощность и точность. В каратэ макивара появилась еще во времена древних китайских императорских династий, и использовалась фактически с самого создания каратэ как такового. Как мы помним, в древности каратэ было не просто видом спорта, но и способом выжить, от которого зачастую зависела жизнь и здоровье. И не редкостью были случаи, когда всего один удар определял победителя поединков. Для тренировки таких точных нокаутирующих ударов и использовалась макивара. Тогда она представляла собой установленную на земле деревянную доску, один конец которой был вкопан глубоко в землю, а другой обвязан соломой. По мере роста тренированности бойца количество соломы уменьшалось, и со временем солома и вовсе убиралась, а боец отрабатывал удары по доске.

И хотя с тех пор прошло не одно столетие, макивара не изменилась. Конечно, с появлением новых материалов, таких как пенополиэтилен или поролон, солома в качестве материала для создания макивары уже не столь популярна, однако во всем прочем макивара осталась такой же, как и сотни лет назад.
Зачем же она нужна? Создав макивару у себя дома, вы не только улучшите технику ударов, но и укрепите связки и сухожилия, увеличите крепость костей и мышц. Что нам для этого понадобится?

Итак, нам необходимо приготовить: пенополиуретан (материал, из которого изготавливаются коврики для туристических походов), брезент, кожзаменитель либо кожа, несколько резинок, каждая шириной порядка трех сантиметров и липучки.


Сначала следует вырезать из пенополиуретана несколько прямоугольников, с размерами сторон около двадцати и тридцати сантиметров соответственно. Для чего они нам нужны? Именно эти пластины будут принимать наши удары на себя и амортизировать их, что сделает тренировку с макиварой более комфортной.




Далее необходимо взять подготовленный ранее брезент либо кожзаменитель, сложить его в несколько раз для большей прочности, и выложить на брезент либо кожзаменитель пластины из пенополиуретана. После следует обернуть эти пластины используемым нами материалом и зашить их внутрь. Если вы все сделали правильно, у вас должен получиться своеобразный «столбик» с вшитыми внутрь пластинами.

Что же лучше для изготовления макивары? У каждого из вышеперечисленных материалов есть как плюсы, так и минусы. При использовании брезента в пошиве макивары, вы рискуете повредить свои руки и поцарапать кожу на кулаках во время отработки ударов. Кроме того, при тренировках на улице под дождем либо в случае размещения макивары, например, на мокром дереве, брезент быстро промокает, что, конечно же, негативно отражается на качестве тренировок.

Что касается кожи или кожзаменителя, то главный недостаток такого материала – это его цена, которая на порядок выше, чем цена брезента или мешковины.

Теперь пришло время пришить резинки для крепления нашей макивары. Для этого берем четыре резинки, каждую длиной около семидесяти сантиметров, и пришиваем по одной резинке на каждый шов макивары.

Зачем же нужны липучки, речь о которых шла в начале статьи? Их необходимо вшить вдоль швов возле пластины макивары, постаравшись при этом не располагать липучки на ее ударной поверхности. Это важно для того, чтобы во время отработки ударов вы не попадали по липучкам и не повредили руки о них. Вшитые возле швов липучки позволят нам раскрывать отсеки макивары с пластинами, не расшивая швов, а значит, можно будет заменять износившиеся от ударов пластины, не нарушая общей целостности конструкции.

И наконец, осталось разобраться, где и как крепить получившуюся макивару. Такая макивара крепится на любое дерево, с толщиной ствола порядка десяти-пятнадцати сантиметров. Важное условие: дерево должно быть гибким и слегка прогибаться от ваших ударов. Проверить это очень просто: если дерево, при надавливании на него рукой, гнется, значит, оно подходит для тренировок. Обратите внимание на то, что при игнорировании этого условия вы рискуете получить травмы суставов.

Макивара является визитной карточкой каратэ. Этот тренажер, вероятно, самый известный в мире боевых искусств. Ни мешки, ни лапы с падами, ни деревянные манекены не могут сравнится по тренирующему эффекту с макиварой.

Макивáра (яп. 巻藁, «свиток соломы») - тренажёр для отработки ударов руками, ногами или оружием. По факту это гибкая доска обмотанная соломенной веревкой. При помощи данного тренажера древние каратэисты выковывали свой поражающий удар. Мастера говорят, что без макивары нет каратэ.

Макивара бывает:

— фиксированой (фукусики-макивара),

— переносной (тэмотисики — макивара).


Фиксированные также разделяются на несколько видов:

  • вертикальная неподвижная (тати-макивара)
  • горизонтальная подвижная (цури-макивара)
  • вертикальная подвижная (сагэ-макивара), или всем известный подвесной мешок который тоже так называют.

Помимо очевидных целей (набивка ударных поверхностей и усиление ударов) при работе с макиварой прорабатывают множество других, иногда даже более важных целей.

Основные цели, достигаемые при работе с макиварой:

— укрепляет и развивает силу плеч, поясницы и живота;

— укрепляет ударные поверхности кулака, ног и суставов плеч и рук;

— развивает чувство дистанции;

— способствует постановке дыхания;

— выставляет стилевые усилия, удары и кимэ;

— координация и укрепление всех звеньев ударной цепи;

— упорядочивание действий мышц;

— оптимизация процессов получения системы кинетической энергии и эффективного ее использования;

— выработка динамических структур бойца.

Принцип действия состоит в том, что боец наносит удары по упругому элементу, стремясь направить усилие точно по оси элемента.

Первый этап заключается в том, что боец наносит удар и оставляет ударную конечность в фазе сброса, в соприкосновении с бойком макивары, сопротивляясь ее обратному, пружинящему, воздействию.

Второй этап. Боец наносит удар по макиваре, но не оставляет ударную конечность в фазе сброса, а возвращает руку в исходное положение готовности\камаэ после сброса энергии\Ки.

В следующих статьях мы расскажем биомеханические принципы эффективности макивары, какие существуют характерные ошибки, как уберечь себя от травмы и какие использовать режимы работы на макиваре; как подготовить тело к работе на макиваре; как самому сделать дешевую и правильную макивару.

На днях известный мастер каратэ Евгений Галицын опубликовал на своей странице в Facebook интересную статью о макиваре. Рассуждения Евгения Борисовича вызвали живой интерес у Будо-аудитории, многие читатели задают вопросы и не без резона интересуются у автора, когда же выйдет его книга. Мы публиковали несколько статей Галицына и не могли пройти мимо материала о макиваре. Статья публикуется без изменений.

Евгений Галицын: "Макивара… Макивара??? Макивара!!!"

Макивара, - неотъемлемый, почти культовый тренировочный снаряд в каждой более-менее серьезной школе каратэ. Об этом слышали все, кто так или иначе на практике соприкасался с каратэ.

Но почему-то о том, для чего, кроме общих слов о "набивки ударных частей", она предназначена, как ее сделать самому и как правильно ее использовать, информации не так много.

Раньше под макиварой в каратэ понимали некий, назову его "традиционный" вариант - неподвижно закрепленную одним (нижним) концом и вертикально установленную довольно толстую доску, высотой, как правило, до уровня плеча или подбородка, верхний конец которой должен быть обмотан грубой веревкой из рисовой соломы или просто привязанным снопом соломы (собственно - "макиварой"), который в процессе работы по нему становился все тоньше и тоньше, и постепенно удары наносились уже по голой доске. (Выражаю благодарность Горбунову И-сану за подробную историческую справку!)

Затем постепенно веревку или сноп стали заменять другими материалами - кожей, свернутым брезентом, резиной, полиуретаном и т.п., но "общая конструкция" оставалась неизменной: под термином макивара как правило понималась вкопанная в землю (или вмонтированная в пол) специальная упругая доска различной толщины с выделенной рабочей зоной для нанесения удара в ее самой верхней части.

Сейчас к рассмотрению (и особенно к приобретению) предлагается довольно много самых различных вариантов макивар: и "традиционная" вертикальная и ее разновидность - горизонтальная, и современная настенная, сделанная на основе автомобильной покрышки, и компактная металлическая многорычажная с изменяемой сменной системой натяжения, требующая для своего изготовления промышленного оборудования, а также макивара на растяжках, переносная портативная, даже авторские макивары - макивара Федоришена, макивара Шилова, и т.д, и т. п.
Я не буду давать им оценку - пусть это сделает каждый для себя сам, я буду говорить о том, как лучше и как правильно макивару использовать.

Если взглянуть на наиболее распространенные в сети фото макивары, а также на некоторые видео мастеров, работающих на своих "традиционных" макиварах, то, как правило, видим в качестве ее основы довольно толстую деревянную доску шириной до 20 см и толщиной около 4-6 см, а у некоторых - даже толстенный брус толщиной в 10-15 см., обмотанный в верхней части грубой веревкой или прикрытым современным комбинированным "бойком" (термин - не мой, взят из параллельной статьи Володи Воловикова).

Такие макивары действительно существуют, но они подходят лишь единицам, годами готовившим свои конечности к работе на таком "агрегате". А вот комментарии к подобным фото и видео, в которых читаешь, что кто-то делает на подобной макиваре по 300-500 ударов каждой рукой, причем - ежедневно, вызывают массу вопросов…

Если к разговору о работе на макиваре подходить серьезно, то начинать надо с того, что макивара должна подбираться каждым человеком индивидуально под себя, с учетом своей текущей подготовленности и своего роста, и при этом он должен помнить - макивара должна быть разная на разных этапах подготовки.

Не претендуя на изложение окончательной истины и описание всех существующих вариантов, я просто напомню, чему и как нас (еще в СССР!) учили наши первые УЧИТЕЛЯ, и чему учили и учим мы, постоянно переосмысливая опыт своих тренировок.

Хочу также предупредить, что я не ставил задачу дать детальное и подробное описание методики работы с разными "ученическими" макиварами и на каждом этапе, поскольку это сложно, если не невозможно в "заочном варианте".

Цель статьи - прежде всего предостеречь нашу каратэ-молодежь от неправильных рекомендаций, выводов и ошибочных подходов к тренировкам, которые могут быть сделаны на основе увиденного в сети, помочь им сохранить собственное здоровье, и обратить внимание на основные важные составляющие работы на макиваре, часто по тем или иным причинам остающиеся без внимания.

Началу работы на любой макиваре обязательно должны предшествовать специально-подготовительные упражнения для укрепления мышц и связок кисти, запястья, предплечья и т.д. Это - и отжимания на кулаках и пальцах, и различные прыжки на кулаках и тыльной стороне кисти в упоре лежа, и упражнения с отягощениями (тиси), и упражнения на тренажере Сотского, и т.п.

Как правило, параллельно с ОФП и СФП идет начальное изучение техники. И только когда ученик уже может более-менее правильно выполнить технику удара "по воздуху" - начинается работа над точностью, над скоростью (быстротой) и силой, и собственно над постановкой удара.

При наличии необходимого оборудования и инвентаря в тренировочный процесс активно включается работа на макиваре, мешках, грушах, лапах, кольцах и т.п.) Т.о. в процессе теперь уже этих специализированных тренировок происходит дальнейшее укрепление и подготовка мышц, связок, костей к ударным нагрузкам, недоступное при "работе по воздуху", но крайне необходимое для выполнения точных ударов в полную силу по различным поверхностям.

Не секрет, что у работы на каждом их перечисленных снарядов - своя методика использования для эффективных тренировок. Ограничусь описанием правильной работы только на традиционной макиваре.

Бытует мнение, что макивара предназначена только для набивки и закалки ударных частей как основы для постановки удара. Но не акцентируется, что для каждого этапа тренировки и закалки подбираются различные макивары переменной жесткости, и на каждой - используется специфическая методика работы.

Стандартные макивары, как правило, изготавливаются из досок прочных пород дерева равной (одинаковой по всей длине) или переменной (равномерно или особым образом уменьшающейся кверху) толщины и ширины, и, соответственно, разной степени упругости и жесткости.

Сразу хочу сказать: распространенная в интернете рекомендация работы на макиваре, идущая якобы от восточных мастеров - "не умничай, подходи и бей" - это самый прямой и самый короткий путь к ссадинам и повреждениям кожи, ушибам надкостницы, бурситам, травматическому артрозу и малоподвижности пальцев и кисти.

На самом деле тренировка на макиваре должна представлять длительный, постоянный, постепенный, строго контролируемый и непрерывный процесс "выращивания прекрасного цветка", в роли которого - наше собственное физическое и психологическое здоровье.

Макивары условно можно подразделить на Скоростные (ученические) и Силовые (мастерские).

Толщина верхней части скоростных макивар разная и подбирается в соответствии с задачами:
- для первичной закалки кожи;
- для уплотнения подкожной клетчатки, укрепления и закалки надкостницы;
- для укрепления капсулы ударной поверхности суставов;
- для укрепления связок пясти, кисти, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.

Соответственно, толщина верхней части макивары под "бойком" варьируется от 5 мм до 15 мм. Такая "скоростная" макивара под воздействием удара должна отклоняться от вертикали на расстояние от 30 см до 10-15 см...
При работе на таких макиварах используют расслабленные удары на различную (постепенно увеличивающуюся) глубину правильно "сформированной", но не напряженной ударной частью руки.
И начинают работу на скоростных макиварах обязательно с почти "бесконтактной" тренировки точности, нанося удары по пластилиновому шарику на бойке макивары (как обязательной предпосылки предотвращения повреждения целостности кожи) и первичного умения дозировать требуемое усилие для выполнения удара на различную глубину.

Затем шарик убирают и начинают работу с ударов для уплотнения кожи - наносят точные удары глубиной 1-2 см, затем - для укрепления надкостницы -удары глубиной - 4-5 см, далее - для укрепления суставных капсул - удары глубиной -от 5 до 10 - 15 см…

Такая последовательность работы имеет, с одной стороны, прежде всего формирование психологической готовности ударить в твердый предмет, постепенно укрепляя ударные поверхности, но главное - избежать формирования "подсознательного тормоза", неизбежно возникающего из-за ссадин кожи, ушибов и даже первых бурситов от ударов.
С другой - она позволяет как можно позже подойти к своему "скоростному барьеру".

Еще раз подчеркну, что скоростные макивары предназначены (наряду с закалкой ударных частей) прежде всего для как можно более позднего возникновения "скоростного барьера" и для предотвращения "внутреннего подсознательного "тормоза", неизбежно возникающего из-за опасения получения ушибов и растяжений связок, особенно на начальных этапах работы.

После работы на "скоростных" макиварах переходят к работе на "силовых".

Силовые макивары предназначены:
-прежде всего для корректировки выстраивания взаиморасположения различных костей тела для передачи максимального усилия в ударную часть и их гармоничного взаимодействия при "продавливании" сопротивления макивары;
-для развития взрывной силы участвующих в ударе мышечных групп.
- для "прочувствования" включения именно нужных групп мышц в выполнение удара на определенных режимах работы;
- для тренировки "разделения тела" как важной предпосылки мощных ударов на заданную глубину. (Кто "в теме", тот знает, что при работе по голове и туловищу, особенно- целенаправленно по конкретным внутренним органам для различных последствий применяются удары разной глубины и направления передачи импульса, и т.д.). Иногда для контроля этого на макиваре используют дополнительный контрольный маятник как показатель достаточной глубины "пробива".

Толщина таких силовых макивар - от 5-6 см в нижней части до 1,5-2 см в верхней. "Сводится" или уменьшается толщина доски от максимума внизу до необходимой вверху специфическим образом, обязательно с тыльной стороны доски, что позволяет не терять прочность при убывании жесткости. Индивидуальная высота силовой макивары - также примерно до уровня подбородка или плеча. Количество "рабочих зон" или "бойков" на ней - в зависимости от предназначения конкретной макивары - от одного до 3-5…

Кроме соблюдения последовательности смены макивар важными условиями работы являются:
- Правильное использование "сформированного", но не напряженного кулака, прямого положения запястья, обеспечивающие способность встретить цель на любом участке ударной траектории и правильно и безопасно передать усилие;

Тренировка "точности" и своевременности вращения кулака перед попаданием в "боек" как условие предохранения от ссадин. Для ускоренного формирования точности любителям "экстремальной" тренировки предлагаю использовать отработку удара в цель, вызывающую болевые ощущения при ошибках, например в днище консервной банки или маленькой кастрюльки, подобранной по размеру так, чтобы в нее свободно проходил кулак, оставляя по бокам пространство примерно в 5 мм. В такой работе, если ошибешься с точной центрирования удара - будет очень больно, а боль - учит лучше и быстрее любых слов.

Разминка и подготовка ударной части и окружающих суставов, и обязательная "заминка" после окончания работы.

Необходимо соблюдать не только последовательность работы на макиварах различной толщины, но и не превышать допустимую частоту работы в неделю для разных типов ударов (хлестких, силовых, таранных..) и выдерживая оптимальные перерывы для восстановления после нагрузок ударных поверхностей, суставов и связок - каждую ударную часть прорабатывать не чаще 2-х раз в неделю.

При энергичной работе на силовых "мастерских" макиварах имеют смысл использование фарм-препаратов (растирок) и тепловых спец-процедур в течение первых 2-х часов после ударной работы, а также придерживаться правильного питания.

Повторюсь: к отработке импульсных ударов на силовой макиваре можно переходить только после длительной предварительной работы на скоростных макиварах, обеспечивших достаточную подготовку всего суставно-связочного и опорного -двигательного аппарата к большим нагрузкам, и соответствующую подготовку нервов, связок и участвующих в работе мышц.

Критерием возможности начала перехода к более жесткой макиваре может служить субъективное отсутствие болевых ощущений в костях и связках как при работе на макиваре, так и после тренировки, при ощущении некоторой "наполненности" и "теплой тяжести" в ударных частях после тренировки.

Количество сильных ударов не должно превышать 30-50 на каждую ударную часть, и повторяться не чаще чем 2 раза в неделю. За одну тренировку желательно "обрабатывать" не более 3-х ударных частей.

Другие Обязательные пункты, которые надо соблюдать при работе на макиварах:

Первое требование - работа на макиваре является логичным продолжением и закреплением Кихона. Не должно быть искажения ранее изученной правильной техники. Этого достигают как подбором правильных исходных положений и выбором местоположения перед макиварой, а также и изолированной работой над отдельными фазами ударов.

Второе требование - обязательны согласование ударов с дыханием, а работы задней ноги - с правильным моментом окончания вращения бедер и вариантом напряжением мышц кора.

Соблюдение требований "разделения тела" для нейтрализации "обратного удара" за счет соответствующего расслабления и "выстраивания" тела, шеи и плеч, особенно в случае так называемого таранного и "залипающего" удара, располагая тело в соответствии с анатомическими "лучами силы".

Проработка разных типов включения мышц кора при работе на макиваре (прямое, перекрестное, двойное и т.п.) при импульсном ударе;

Помнить об особенности работы бедер и ног при отработке варианта удара типа "плеть", и избегание "рассеивание силы" за счет широчайших мышц спины.

Правильная работа колена передней ноги - как условие того, что "удар не уйдет в пол", моменты его расслабление и включение для сохранения устойчивости и равновесия.

Особенность работы колена задней ноги в "бедро-импульсе" для согласование вращательного и поступательного движений.

Работа на макиварах выполняется сначала одиночными ударами с места, затем - со значительным перемещением ОЦТ, с различными передвижениями, в связках с блоками и ударами ног, и т.п.

Специфика подобной работы - уже за пределами данной статьи.

Таковы лишь некоторые существенные моменты, общие для всех. Детали, нюансы, акценты и поправки в каждом отдельном случае делаются тренером (учителем) уже по ходу тренировки.

К сожалению, большинство людей, приходящих на тренировки в каратэ, не обладают развитыми способностями кинестетического самоконтроля, и не могут самостоятельно определить причины неправильного исполнения. Иногда кому-то может в этом помочь использование видеосъемки с последующим анализом, и сопоставление с видео мастеров, и т.п.

Но самым лучшим (и безопасным! вариантом является тренировка под "присмотром" учителя или у хорошего тренера, способного не только научить, но и помочь учиться.

Когда-то в своей статье "Даны, пояса, разряды. и кому все это надо" (она еще есть в сети) я написал:

Каждому ученику не лишне помнить:
- Ни один учитель, каким бы "великим" и известным он не был, не может никого научить насильно. Насильно можно только "выдрессировать", и только в том случае, если у обучаемого есть необходимые предпосылки.

Учитель может только помочь научиться тому, кто этого сам очень хочет и готов работать.

Хороший учитель поможет выбрать наиболее эффективные и подходящие только этому ученику тренировочные методы, научит анализировать успехи и причины неудач, и тем самым ускорит процесс обучения, поможет развить сильные стороны ученика и ликвидировать его слабости.

И только очень хороший учитель может сделать все это вместе взятое, но еще он может найти такие слова, которые зажгут в душе ученика неугасимый огонь стремления к совершенству, вселят в него непоколебимую уверенность и дадут силы преодолеть любые препятствия на своем Пути, сохранив и даже улучшив при этом свое здоровье".

Я по-прежнему искренне желаю всем встретить на своем жизненном пути и Пути боевых искусств такого хорошего учителя.

Рассмотри основные части макивары:


Синим выделен отбойник - задняя часть макивары за которую она крепится и куда приходит боёк, когда мы ударяем по макиваре. Красным выделен боёк - это передняя и самая главная часть макивары, куда непосредственно приходится наш удар.Оранжевым выделен тот самый виброгаситель, который сделал её более упругой и в тоже время чуть повысил жёсткость сопротивления.Зелёным выделен регулятор жёсткости, опустив который можно увеличить жёсткость макивары за счёт уменьшения рычага.

  • Отбойник выполнен из сосновой доски размером: 50х14х2,7 см. (Высота-Ширина-Толщина)
  • Боёк из фанеры ФСФ размером: 42,5х14х1,5 см.
  • Виброгаситель из фанеры ФСФ размером: 25,5х14х1 см.
  • Регулятор жёсткости из сосновой доски размером: 5.5х14х1.8 см.
  • Сверху, как видно на фотографии, отбойник и боёк скрепляются сосновым бруском размером: 7х14х5.5 см.
  • Всё это скреплено двумя железными пластинами размеры которых: 7х14х0,5 см.

5,5 см - таково расстояние между бойком и отбойником у моей макивары. У оригинальной макивары МБШ близкое к этом значение, точное указать не могу ибо нет в распоряжении оригинала.

Для скрепления использовал болты М10 длиной 140 мм. Также используется болт М10 длиной 170 мм, который держит регулятор жёсткости и гайка М10 типа "барашек" для удобства фиксации рукой без помощи ключей.

Материал, которым покрыта область бойка куда приходится удар, выполнен из микропоры - пористая резина. Микропору можно найти в магазине комплектующих для обуви. Размер составляет 17 см в высоту, 14 в ширину, толщиной 0,8 см. Хотя Михаил Шилов рекомендует толщину в 1 см.

Ну вот пожалуй и всё по размерам и материалам, конструкция довольно простая и любой сможет собрать всё воедино. Себестоимость всех материалов не превысит даже 1000 рублей.

Получившаяся макивара на минимальном уровне жёсткости имеет нагрузку в 110-115 кг, судя по моим измерениям. Что примерно соответствует нагрузке оригинальной макивары МБШ, у которой заявлено около 100 кг.

Ниже представлено небольшое видео иллюстрирующее работу с самодельной макиварой:

Я боец тот ещё, поэтому не стоит строго судить и особо обращать внимание на технику и т.д. Это видео лишь для демонстрации. В этом году займусь усиленно работой над прокачкой бойцовских качеств.

Данную заметку прошу рассматривать лишь, как вариант изготовления самодельной макивары, которая вам вряд ли заменит оригинальную макивару МБШ. Но поможет познакомиться с новым типом макивары и определиться с покупкой оригинальной качественной макивары МБШ от фирмы Budoshin, которая изготовлена из древесины дуба и боёк также изготовлен из дубовой фанеры, которая склеена по особенному.

На это всё, благодарю за внимание, всем здравия!