Управление социально-экономическими системами (организациями). Формы управления социально-экономическими системами

Формы управления социально-экономическими системами

Эффективность любой социально-экономической системы во многом зависит от избранной формы управления, из которых наиболее популярными являются рыночная и командно-иерархическая. Избрание какой-либо из форм управления не является самопроизвольным явлением. С одной стороны, оно обуславливается особенностью идейных платформ и духовных установок отдельных социальных групп. Причем в чистом виде использование рыночной или командно-иерархической формы не встречается. В современных экономических системах используется комбинация этих форм. Провозглашение же в отдельных странах в качестве основополагающей рыночной или командно-иерархической экономической системы далеко не отвечает реальному содержанию происходящих внутри этой системы процессов.

С другой стороны, на выбор формы управления непосредственное влияние оказывает уровень развития коммуникационных ресурсов в обществе. Управление экономической деятельностью включает в себя организацию информационных взаимодействий между ее участниками. Уровень коммуникационных ресурсов определяет степень интенсивности и масштабности этих взаимодействий, что влияет на эффективность управления социально-экономической системой. Интенсивность подразумевает под собой скорость передачи информации; масштабность -пространственно-географические рамки и количество возможных участников информационных взаимодействий. Чем больше экономических агентов участвует в информационном обмене и, чем выше скорость информационного взаимодействия между ними, тем выше степень согласованности совместных действий и качество принятия отдельных бизнес-решений.

Таким образом, уровень развития коммуникационных ресурсов в совокупности с духовными установками отдельных социально групп, предопределяют использование той или иной формы управления, а точнее соотношение используемых форм управления в социально-экономических системах с периодическим доминированием какой-либо из форм. Так, в стандартных ситуациях доминируют рыночные механизмы управления.

В кризисных ситуациях, когда в кратчайшие сроки требуется сконцентрировать значительные социально-экономические ресурсы на первый план выходят командно - иерархические методы управления.

Поскольку одним из основных ограничений в организации информационных взаимодействий субъектов всегда являлся географический фактор - пространственная удаленность экономических агентов, то командно-иерархическую и рыночную форму управления можно рассматривать как информационную технологию, обеспечивающую расширение зоны информационных взаимодействий в условиях низкой информационной проницаемости.

Так, командно-иерархическая форма управления возникла вместе с появлением государства, когда усложнившаяся система разделения труда и всего социально-экономического устройства общества уже не могла поддерживаться посредством прямых равноправных взаимодействий, существующих в малых компактно расположенных социальных группах. Расширение экономико-географических границ потребовало создания специальных институтов, способных обеспечить управление совместной деятельностью в больших масштабах. Организация управления стала строиться на одностороннем централизованном информационном обмене в виде издания государством общеобязательных правовых требований - стандартов поведения в тех или иных ситуациях.

Государство в лице соответствующих институтов стало выполнять роль посредника, организующего информационные взаимодействия между различными социальными группами. Издержки на содержание посреднических структур покрывались за счет сокращения издержек от расширения общественного разделения труда и углубления специализации участников экономики.

С усовершенствованием коммуникационных ресурсов, появлением новых видов наземного и водного транспорта, строительством дорог происходит очередное расширение сферы взаимодействия участников экономической деятельности. Экономические связи распространяются за рамки отдельных государств, и командно - иерархические методы управления, хорошо работающие в географически замкнутых пространствах, уже не срабатывают в открытых системах с большим количеством участников.

Из-за низкой информационной проницаемости, связанной с увеличением времени распространения информации в расширенном экономическом пространстве, издержки организации информационных взаимодействий при посредничестве государства становятся слишком велики. Значительная часть общественных ресурсов начинает уходить не на развитие экономической системы, создающей добавленную стоимость, а на расширение и поддержание государственного аппарата, и организацию взаимодействия между его отдельными структурными элементами.

В этой ситуации командно-иерархичесие методы управления экономикой уступают место рыночным механизмам, позволяющим осуществлять взаимодействие между неограниченным количеством участников в любых географических масштабах.

Рыночные механизмы хозяйствования сужают информационный обмен до распространения ценовых сигналов, что существенно сокращает издержки взаимодействия между субъектами рыночной экономики. Проблема географических ограничений решается за счет снижения полноты и качества передаваемой информации, что повышает риск принятия неверных решений.

Ценовые сигналы, являющиеся ориентиром для принятия решений в рыночных условиях, передаются по экономической системе с определенной конечной скоростью. Чем шире зона взаимодействий, тем больше времени уходит на информационный обмен между экономическими агентами и, тем выше вероятность устаревания ценовых сигналов из-за постоянных изменений в экономической системе. Таким образом, в рыночной экономике бизнес- решения в большей степени принимаются на интуитивном уровне, чем на основании реальных знаний экономической ситуации.

С появлением Интернета и развитием сетевых технологий ситуация кардинально изменяется. Географическая удаленность экономических агентов, как основной ограничивающий фактор, влияющий на организацию совместной деятельности, утрачивает свое принципиальное значение. Новые коммуникационные возможности позволяют участникам экономических отношений практически без затрат устанавливать большое количество прямых контактов без каких - либо географических ограничений. Отпадает потребность в целом ряде как государственных, так и негосударственных посреднических структур.

Сеть, позволяя строить информационные взаимодействия экономических агентов в режиме реального времени, обеспечивает актуальность передаваемой информации и точность принятия практически любых решений. Временной интервал между возникновением потребности и ее удовлетворением сокращается до минимума. Товары и услуги, рассчитанные на массового потребителя, становятся все более персонифицированными направленными на удовлетворение индивидуальных запросов. Более того, современные информационные технологии позволяют осуществлять глубокий мониторинг и информационное программирование самих потребительских предпочтений (политических убеждений). Пользующиеся огромной популярностью медиа - проекты типа «За стеклом», «Последний герой» и др., ставят перед собой именно такие задачи.

Научные подходы:

- Системный подход

- Синергетический подход

- Процессный подход

- Кибернетический подход

- Маркетинговый подход

Метод управления

Методы управления :

- экономические

- социально-психологические

Национальные модели управления: американская, японская, европейская (германская). Российская модель управления.

Американская модель – это система управления, основанная на совершенствовании технологий, частной собственности, свободной конкуренции, рыночном ценообразовании, индивидуализме государственного вмешательства в экономику, четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудником. Происходит раскрытие творческого потенциала сотрудника, обязательная переподготовка и непрерывное обучение, карьерный рост в рамках профессиональной специализации. Упор на личность менеджера.

Японская модель – это система управления, основанная на коллективизме, уважении к старшему поколению, эволюционных технологиях, медленном карьерном росте, пожизненном найме, неформальных отношениях с подчиненными, общим труде и женщина в данной модели не руководит над мужчиной. Отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Европейская модель – во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Российская модель – это система управления, основанная на взаимодействии людей, сочетании коллективизма и индивидуализма, быстром продвижении по карьерной лестнице в зависимости от потенциала работника, партнерских отношениях между начальником и подчиненным, четком распределении обязанностей, жесткая структура управления, конкурентоспособность, быстрое принятие решений, высокая степень бюрократизма.

Менеджер и его роли в организации. Классификация ролей менеджера. Мастерство (навыки) менеджера.

Менеджер - лицо, осуществляющее управление в той или иной организации с помощью контроля, организации, планирования, мотивации.

Выделяют три группы ролей менеджера:

1. Межличностная:

- Роль главы - проведение различных организационных мероприятий, символических церемоний, официальных встреч, подписание нормативно-правовых документов.

- Роль лидера - руководство, мотивация подчинённых, проведение консультаций с работниками.

- Роль связующего звена - передача информации между работниками подразделений из низшего звена в высшее(почта, связь, рассылки, телефонные разговоры, передача информации как внутри организации так и за её переделами).

2. Информационная:

- Роль наблюдателя - добавление информации из различных источников наблюдений за отчетами организаций, личный контакт.

- Роль проводника - передача информации, рассылка различных напоминаний, телефонные звонки

- Роль оратора - выступать внутри организации и за ее пределами, официальные речи и отчеты

3. Группа ролей, связанных с принятием управленческих решений:

- Роль предпринимателя - поиск новых идей, принятие эволюционных решений, проектов, инноваций.

- Роль "пожарного" - урегулирование конфликтов, спорных ситуаций между подчинёнными, адаптация к кризису внешней среды.

Навыки менеджера:

- Концептуальные - когнитивные(познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязи её частей.

- Человеческие - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а так же умение эффективно взаимодействовать в качестве члена компании.

- Технические - специальные профессиональные навыки и физическое умение использования того или иного объекта при выполнении своих функциональных обязанностей.

Целеполагание в управлении. Цель и ее виды. Требования к постановке целей. Система целей организации и методы ее построения. Метод управления по целям (МВО).

Цель - осознанное представление о том результате, который должен быть, достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. Метод управления по целям- концентрация управления руководителя непосредственно по целям и достижения наилучших результатов в бизнесе.

Классификации:

1. По источникам возникновения: -Внешние -Внутренние

2. С точки зрения сложности: -Простые-Сложные

3. По характеру содержания цели: -Стратегические-Тактические-Оперативные-Операционные

4. По сроку действия: -Долгосрочные -Среднесрочные-Краткосрочные

5. По функциональной направленности: -Маркетинговые-Производственные-Финансово-экономические-Технические-Кадровые-Управленческие-Структурные-Социокультурные

6. По приоритетности: -Необходимые-Желательные-Возможные

7. По направленности: -Направлены на конечный результат-Направлены на осуществление деятельности-Направлены на достижение определенного состояния объекта управления

8. По форме выражения: -Количественные-Качественные

9. С точки зрения взаимодействия целей друг с другом: -Индифферентные-Конкурирующие-Комплементарные-Антогонистические-Идентичные

10. По уровню: -Общеорганизационные-Специфические

Требования к постановке цели: Конкретность и измеримость, Реальность (для данных условий), Гибкость целей (возможность корректировки), Четко определенный период, Совместимость целей, Возможность оценки, Признание цели сотрудниками организации как своих собственных

В организации существует иерархическая система целей:

Миссия => Стратегические цели => Тактические цели => Оперативные цели => Операционные цели

Методы построения системы целей:

1. Метод МВО

2. Метод дерева целей

Метод МВО - Метод управления персоналом и организацией, обеспечивающий постановку целей и задач для реализации бизнес-плана, контроль за их исполнением и оценку эффективности результатов;

Принципы МВО :1) цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого его сотрудника. 2) цели разрабатываются сверху вниз, для обеспечения связей со стратегией. 3) участие в принятии решении 4) оценка проделанной работы и постоянная обратная связь 5) все цели должны соответствовать правилу: эффективность системы и мотивации персонала.

Этапы: 1)уточнение и согласование целей 2) разработка и согласование целей 3) составление планов 4) контроль и оценка рабочих.

Модель Хофстида.

Основан на 5 переменных: дистанция власти(степень неравенсва между людьми, которую население считает доступной и нормальной); индивидуализм (степень, с которой люди предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы); мужественность или женственность (преобладание в обществе образцов поведения, присущих либо представителям женского пола, либо мужского); стремление избежать неопределенности (степень, с которой люди оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным); долгосрочность или краткосрочность ориентации (д-взгляд на будущее, к – взгляд на прошлое).

3.Модель Лэйна и Дистефано. Строится на шести переменных: отношение человека к природе, ориентация во времени, вера о природе человека, ориентация на деятельность, отношения между людьми, ориентация в пространстве.

4.Модель Оучи. Строится на семи переменных: обязательства организации по отношению к своим членам, оценка выполнения работы, планирование карьеры, система контроля, принятие решений, уровень ответсвенности, интерес к человеку.

Методы борьбы

Методы борьбы со стрессами у руководителей:
делегирование полномочий;
анализ стрессовых ситуаций;
установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;
общение с коллегами, др. работниками, посетителями;
беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);
физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);
следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.

28. *Коммуникации в управлении и их виды. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети и стили. Требования к эффективным коммуникациям. Информационные технологии в управлении.

Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.

Виды коммуникаций

Вертикальная - это обмен информацией между руководителем и подчиненными;

Горизонтальная - представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня;

Вербальная - процесс общения с целью передачи информации при помощи слов;

Невербальная - общение с помощью мимики, жестов, взглядов;

Формальная

Неформальная

Межличностная

Эмфатическая

Интеллектуальная

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации между двумя (или больше) людьми.

Процесс коммуникации состоит из таких четырех базовых элементов:
1) отправитель;2) сообщение;3) канал передачи информации;4) получатель

Процесс коммуникации состоит из шести базовых этапов:
1) зарождение идеи или отбор информации для передачи;2) выбор канала передачи информации;3) кодирование информации;4) передача информации;5) декодирование информации;6) обратная связь.

Коммуникационная сеть -то соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис. 9.2). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации,.так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного,с определенным стилем.

29. *Управление организационными изменениями. Модели организационных изменений. Методы проведения организационных изменений. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям.

По различным классификационным признакам можно выделить различные виды изменений.

В зависимости от причины, инициирующей процесс:

· Непредвиденные – вследствие появления неожиданного обстоятельства, которое угрожает существованию организации (например, сокращения платежей наличными – переход на взаимные зачеты и бартер) либо может способствовать ее развитию (уход с рынка иностранных конкурентов вследствие изменения валютного курса).

· Планомерные – вследствие сознательного стремления что-то изменить (например, создание специализированного подразделения для централизованного снабжения материалами нескольких предприятий корпорации).

В зависимости от преимущественной направленности изменений на определенную организационную сферу:

· Ориентированные на структуру – изменение распределения полномочий (обязанностей, прав и ответственности), изменение методов координации (введение системы планирования) и т.п.

· Ориентированные на поведение людей – изменение ожиданий, знаний и/или навыков, сложившихся неформальных норм поведения и т.п., например, установление другого распорядка дня, или требования к начальникам отделов носить галстуки.

· Ориентированные на технологию – изменение применяемых материалов, оборудования или процедур работы, например, применение калькуляторов или персональных компьютеров для выполнения расчетов.

В зависимости от масштаба изменений:

· Влияющие на отдельных сотрудников – например, установление сокращенного рабочего дня для сотрудников, получающих высшее образование на вечерних факультетов вузов.

· Влияющие на группу сотрудников (подразделение) – например, переподчинение отдела другому руководителю.

· Влияющие на организацию в целом – например, изменение организационной структуры, введение новой системы оплаты труда и т.п.

Лэрри Грейнер разработал модель процесса успешного управления организационными изменениями.
ЭТАП 1. ДАВЛЕНИЕ И ПОБУЖДЕНИЕ. Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений.
ЭТАП 2. ПОСРЕДНИЧЕСТВО И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Возможно, возникнет необходимость в посреднических услугах внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Или можно привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они могут считаться беспристрастными и выразить мнение, которое вряд ли обрадует высшее руководство.
ЭТАП 3. ДИАГНОСТИКА И ОСОЗНАНИЕ. На этом этапе руководство собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения.
ЭТАП 4. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. После того, как признано существование проблемы, руководство ищет способ исправления ситуации.
ЭТАП 5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ВЫЯВЛЕНИЕ. Путем эксперимента и выявления отрицательных последствий руководство сможет скорректировать свои планы, чтобы добиться их более высокой эффективности.
ЭТАП 6. ПОДКРЕПЛЕНИЕ И СОГЛАСИЕ. На последнем этапе необходимо мотивировать людей, чтобы они приняли эти изменения.

Существует несколько основных методик осуществления перестроек в организациях:

· Незапланированные изменения, Планируемая перестройка, Навязанные изменения, Изменения с участием, Изменения с использованием переговоров

Выделяют восемь факторов преодоления сопротивления изменениям (по Э.Хьюзу):

Фактор 1: учет причин поведения личности в организации:

принятие во внимание потребностей, склонностей и надежд тех, кого затрагивают изменения;

демонстрация получения индивидуальной выгоды.

формальный или неформальный

достаточность власти и влияния

Фактор 3: предоставление информации группе:

важная информация, относящаяся к делу.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5: чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7: поддержка изменений лидером группы:

привлечение к процессу изменений лидера из числа сотрудников (без отрыва от основной работы).

Фактор 8: информированность членов группы: открытие каналов связи, обмен объективной информацией, знание достигнутых результатов изменения.

30. *Эффективность и качество управления организацией. Виды эффективности управления. Методы оценки эффективности управления. Система показателей.

Э ффективность-соотношение результатов и затрат на достижение этих результатов.

Виды эффективности:

1)Экономическая эффективность-соотношение финансовых,материальных,трудовых затрат и таких же результатов.

Примеры экономической эффективности:

1)Рост объёмов производства

2)Увелечение объемов продаж

3)Расширение деятельности предприятия

4)Расширение ассортимента товаров и услуг

5)Повышение качнства

2)Социальная эффективность. Выражается условнов денежных еденицах в отношении конкретного индивида и носят частично субъективно характер. Результатами являются повышение социального благополучия индивида,создание условия для наиболее полной реализации его трудового потенциала и в целом создание условий для потенуиального развития индивида

3)Организационная эффективность. Суть –используя имеющиеся управленческие ресурсы так организовать процесс управления,чтобы обнаружились скрытые резервы и возможности.

4)Правовая эффективность. Результат-высокий уровень правоприменения.

5)Экологическая эффективность. Результат выражается в минимум воздействии на окр.среду,создание благоприятных условий.

6)Психологическая эффективность-насколько человек удовлетворен процессом.

Научные подходы к управлению. Методы управления.

Научные подходы:

- Системный подход - Организация рассматривается как сложная, открытая, динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющие свои входы и выходы, имеющие свою структуру и центр управления.

- Ситуационный подход (ситуативный) - Нет одинаковых ситуаций, организаций и не существует универсальных методов и стилей управления. Выбор конкретных форм, методов, способов управления зависит от сложившейся ситуации.

- Синергетический подход - Организация как единое целое может добиваться гораздо больших результатов, чем каждый её элемент в отдельности. (пример: 2+2=5)

- Процессный подход - Рассматриваются функции управления как взаимосвязанные зависящие друг от друга этапы процессов управления.

- Кибернетический подход - В основе кибернетика, которая объединила все достижения теории информационного практического регулирования на основе фундаментально математического аппарата (теория вероятности, теория функции, математ логики) и определила общие свойства систем управления - приём, передача, переработка, хранение информации. Даёт возможность создать информационную систему в организации и применять методы экономико-математического моделирования, ЭВМ, разработки и принятия управленческих решений.

- Маркетинговый подход - Ориентация всех усилий организации на потребителя.

Метод управления - система способов и приёмов воздействия субъектов управления на объект управления с целью достижения определённых результатов.

Методы управления :

- экономические - представляют собой систему материального стимулирования. Главная проблема в применении этих методов, проблема сочетания интересов. В частных компаниях для решения этих проблем создаются фонды премирования, з/п. Осн принципы исп эк методов Система экономических методов состоит из принципов системности и принципов комплексности. Конечная цель - обеспечить объективность в использовании экономических методов, в удовлетворении. Сост из 2 подгрупп: методы прямого эк расчета(централизованная реализация, директивное распр благ), методы хоз расчета (основаны на соотношении результ и основн затрат производства и труда).

- административные(организационно-распорядительные) - способы, приёмы воздействия субъекта на объект управления, основанные на силе и авторитете власти данных руководителю по должности. Проявляются в издании документов распорядительного характера (указы, распоряжения, постановления и т.д.). Система административных методов: распорядительные (установление регламента), организационно-стабилизирующие, дисциплинирующие, по характеру управленческих воздействий - короткого и длительного воздействия. Цель применения методов - обеспечить стабильность организационной культуры. Усл эффективного применения метода – важно сбалансировать права и ответственность на каждом ур-не упр, сбалансированность прав и ответствен м/д уровнями упр (иерархия решений)

- социально-психологические - воздействие субъекта на объект (людей) управления через социально-психологические интересы. их применение должно учитывать объективные подходы поведения людей: (законы) 1 чел всегда стремится достичь результ с мин затратами для себя(рациональный индивид), 2каждый чел стремится действовать так что бы ему лично последовало мах поощрение или мин наказания, 3 каждый чел делает то, что указывает ему инстанция, имеющая власть реально поощрить или наказать.

Классификация социально-психологических методов определяется уровнем иерархии социально-психологических процессов управления:

1.Индивид (основана на законах психологии)

2. Группа (управление направленное на устранение конфликтов внутри группы)

3. Коллектив (направленное на выявление и оценку ориентиров поведения, групповых качеств работника)

4. Общество (методы управления социально-массовыми процессами, выражение соц-психолог методов – нематериальное стимулирование)

§ 3 Управление экономикой

Каково место управления в экономической системе

Знакомство с управлением хозяйством мы завершаем рассмотрением организационно-экономических отношений. Это не случайно. Управление является производным экономическим отношением от всех звеньев системы экономических отношений.

Управление экономикой – это целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать и контролировать хозяйственную деятельность всех работников для достижения намеченных результатов.

Как же управленческие связи взаимодействуют с другими видами экономических отношений?

Управление и собственность. Если известно, что управление призвано упорядочить хозяйственную деятельность, то еще не ясно, в чьих интересах это делается. Ответ на этот вопрос позволяет выявить зависимость управления производством от собственности. Труд на предприятии всегда организуется с определенной целью – как можно лучше применить средства производства, обеспечив их собственнику надлежащий доход.

Такая зависимость управления от собственности неоднократно менялась на протяжении истории хозяйственной жизни. При определенных условиях сам собственник непосредственно руководит предприятием. В других случаях этим занимаются специально нанятые управляющие.

Связь управления с кооперацией и разделением труда. Всякий вид кооперации труда нуждается в управлении. Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не обеспечит их целенаправленную и согласованную работу. При простой кооперации труда в небольших размерах управлять хозяйством способен один человек, имеющий определенный жизненный и производственный опыт. Но с переходом от простой кооперации труда к сложной управленческая деятельность на предприятиях стала превращаться в особую профессиональную работу, требующую специальной подготовки.

Управление и рынок. В дальнейшем (см. гл. 5 и гл. 13) мы увидим, что товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок наделены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты?

Однако по ряду причин в XX в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эти функции взяло на себя государство.

Управление хозяйством и государство. С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества.

Оно сосредоточилось на выполнении общенациональных социально-экономических задач, которые не в состоянии выполнить рынок.

Как мы видим, руководство производством находится под воздействием ряда хозяйственных условий. С их изменением управление экономикой проходит три качественно различных этапа.

Каковы этапы развития управления хозяйством

В условиях капитализма получили развитие следующие последовательно возникшие виды управленческой деятельности: 1) единоличное руководство частным предприятием его собственником; 2) управление хозяйственным объединением менеджерами; 3) руководство национальным хозяйством с помощью совокупности определенных государственных учреждений. Теперь кратко рассмотрим, какими историческими особенностями отличались эти виды управления на разных этапах истории.

Первый этап. Начальный вид единоличного управления частным предприятием достиг в XVIII–XIX вв. наибольшего развития при сложной кооперации труда в виде мануфактуры (совместного труда ремесленников, вручную выполнявших отдельные специализированные операции) и фабрики (коллективного труда работников, использующих систему машин). С самого начала этими формами хозяйства руководил сам собственник.

С укрупнением масштабов фабричного производства собственники предприятий стали увеличивать численность управленческих работников. Часть из них непосредственно управляла производственным процессом (директора предприятий, начальники цехов, мастера участков и т. д.), а другие были заняты подготовкой к управлению (бухгалтеры, учетчики, секретари и др.).

Второй этап. На рубеже XIX–XX вв., когда ведущей стала акционерная форма собственности, непосредственное управление хозяйственными объединениями перешло от собственников фирм к менеджерам.

Менеджер – наемный управляющий на предприятии, специалист по управлению.

Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений – менеджмент.

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Какими навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие качества? 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи?

оценивается будущее положение на рынке – возможность успешно сбывать новую продукцию;

подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные – у банка);

прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

учитываются возможные риски и пути их уменьшения.

Научный характер деятельности менеджера проявляется в том, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, когда составляется бизнес-план.

Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный заем. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности фирмы. В свою очередь с помощью специалистов банковское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

Третий этап. Во второй половине XX в. развитие управленческой деятельности связано с коренной переменой в регулировании национальной экономики во всех западных странах. В этот период экономическая и рыночная власть перешла к крупнейшим фирмам и государству. Был создан новый механизм управления национальным хозяйством: смешанное регулирование национального хозяйства, в котором принимает участие правовое государство и видоизмененный рынок. Этот довольно-таки сложный механизм будет особо рассмотрен в гл. 13.

Таким образом, мы закончили анализировать типы и виды экономических отношений. Это поможет нам во всех последующих разделах учебника рассмотреть основные формы экономики, которые различаются масштабами охвата хозяйственной деятельности.

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ должны обеспечивать гармоническое сочетание демократии с крепкой экономикой Прежняя точка зрения, рожденная в муках многовековой истории господства одних людей над другими, состояла в том, что неограниченная власть людей с ограниченными

Из книги Реалии экономического кризиса автора Автор неизвестен

Связь фондового рынка с реальной экономикой Денис Емельянов, редактор рубрики "Финансы, фондовый рынок", ИА "Комментарии.ру": Можно ли по техническим сигналам финансовых рынков судить о начале восстановления реального сектора экономики? Что в данном случае является

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

§ 4 Россия: преобразование системы управления экономикой Что такое командно-административная система управленияНачнем с объяснения названия этой системы. Командно-административная система – это централизованное государственное управление экономикой страны,

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

5. Роль и функции контроля в управлении экономикой Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.В сферу непосредственного государственного управления

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

3. Роль и функции контроля в управлении экономикой Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.Формально объектом финансового контроля являются

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой В международной практике все страны мира разделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Америка против России. Агония финансовой пирамиды ФРС. Рэкет и экспроприации Вашингтонского обкома автора Катасонов Валентин Юрьевич

О внешнем управлении российской экономикой Формирование экономического механизма РФ, основные особенности которого мы перечислили выше, - непрерывный процесс, который раньше назывался красивым словом «реформы», а сейчас (в силу того, что результаты «реформ» оказались

Из книги Ускорение: Совершенствование методов хозяйствования автора Гвишиани Джермен Михайлович

Так кто же управляет российской экономикой? В предыдущей статье я назвал пять причин, объясняющих, почему российская экономика находится фактически под внешним управлением. Там же были описаны пять основных механизмов такого внешнего управления. Один из них - уход

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

1. Современный этап развития системы управления экономикой Динамичное и планомерное развитие социалистического общества требует постоянного совершенствования системы управления экономикой и приведения ее в соответствие с уровнем развития производительных сил и

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

85. Особенности основных элементов банковской системы в странах с рыночной экономикой В странах с развитой рыночной экономикой сложилась определенная структура банковской системы.1. Центральный (эмиссионный) банк.2. Коммерческие

Из книги 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм автора Чанг Ха-Джун

1.5 Испытание экономикой Основной причиной отката демократической волны были, конечно, трудности в экономике, достигшие экстремального уровня вскоре после начала радикальных рыночных реформ. Напомню, что в 1992 году цены выросли в 26 раз, сбережения обесценились, резко

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

А КАК БЫТЬ С ЭКОНОМИКОЙ ЗНАНИЙ? Хотя влияние образования на экономический рост до сих пор было скромным, вы можете спросить: не изменило ли ситуацию развитие в последнее время экономики знаний? Можно было бы утверждать, что с подъемом экономики знаний, когда основным

Из книги Валютные войны автора Рикардс Джеймс

§ 8. Выбор стратегии развития и формирование модели административного управления экономикой Определяющее воздействие на выбор стратегии экономического развития в это время оказывают марксистская идеология и борьба за власть. Суть альтернативы ясна: что ляжет

Из книги автора

Глава 9 Дурное обращение с экономикой «Человеческие решения, влияющие на будущее… не могут зависеть от строгого математического расчета, учитывая, что база для подобных исчислений не существует… это наша врожденная потребность действовать, что заставляет колесо

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Общая теория управления

Менеджмент - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и управления прибыли.

Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работавших в организации.

Менеджер (англ. управлять) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением считать менеджером. Менеджер – человек, имеющий специальную подготовку.

Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием.

Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обуславливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Современный менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках предприятия (организации) предпринимательские и управленческие функции.

Практическая реализация этих функций рассматривается в двух аспектах. Во-первых, можно формулировать как управление предприятием (организацией), действующее в условиях рынка при полной самостоятельности и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных ситуациях. Во-вторых, управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Для предприятия «менеджмент» употребляется в 3-х значениях: генеральный менеджмент, менеджмент на уровне отдела и процесс менеджмента. Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры, занимающие высшие должности, отвечающие за сформулированные цели, задачи, политику и все вопросы, связанные с планированием, контролем и управлением предприятия. Менеджмент на уровне отдела – разработка цели, стратегии и задач на уровне отдела в соответствии с общими стратегическими задачами и выбранной концепции управления предприятием. Процесс менеджмента отличается от генерального мен-та и мен-та на уровне отдела полномочиями, ответственностью, детализацией. В процессе мен-та все функции могут выполняться любым работником предприятия в пределах своей компетенции.

2, 3 Закономерности управления различными системами. Управление социально – экономическими системами (организациями)

Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов управления различными системами:

Всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;
- общие для больших групп явлений, например, закон общественного отбора;
- частные или специфические, например, закон оптимальной нормоуправляемости.
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы.

Все закономерности управления можно разделить на две группы . К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента. Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой - производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов. Социально-экономический аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом. Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени. Здесь же мы дадим краткую характеристику трех названных законов. Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

4. Инфраструктура менеджмента и особенности инфраструктуры менеджмента в России

Инфраструктура менеджмента - это среда, в которой приходиться функционировать менеджерам

структура:

1) владельцы капитала, собственник.

Его цель – сохранение и преумножение капитала. Интересы собственника не всегда совпадают с интересами менеджера

2) наемные работники предприятия, рабочие

их интересы: - нормальные условия труда, постоянное место работы, удовлетворение работопотребности, профессиональный рост, самовыражение, з/п, потребность в общежитии

3) владельцы заемного капитала – дают капитал фирме под определенный %

Заинтересованы в повышение %, а менеджеры, наоборот, в снижении %

4) поставщик

Заинтересован в высокой цене, выгодные условия поставки, объем поставки, долговременный характер взаимоотношений

5) государство

Заинтересовано в повышении благосостояния своих граждан, в высокой конкурентоспособности на международном рынке, улучшении экологии своих стран

6) государственные, негосударственные, общественные организации, которые решают задачи, способствуют хозяйственной деятельности, а с др. стороны ее ограничивают (брокерские конторы, торгово-промышленные палаты, гринпис…)

Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей. Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов. К специфическим чертам относятся : национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского менеджмента:

1. приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий. (Наиболее актуальными проблемами управления в России антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент)

2. инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.

Здесь можно выделить 3 основных группы факторов : а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),
б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров),
в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. комплекс факторов затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;

4. культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

5. Социофакторы и этика менеджмента.

Одним из требований к оптимальному и социально ориентированному менеджменту является соблюдение этики и учет социофакторов в процессе управления. Поэтому при поиске решения проблем в менеджменте необходимо в структуру управления встраивать ценностный элемент - этику, который преобразует неформализованные аспекты действия по управлению объектом в систему критериев, удовлетворение которых является задачей менеджмента при его ориентации на социальность происходящих процессов.

Факторы социальной среды – условия, определяющие характер и возможные последствия происходящих в ней перемен.

С позиции управления социальным развитием различают:

1. Факторы, которые опосредованно воздействуют на деловой настрой и качество трудовой жизни работников.

Вопросы к экзамену по менеджменту

  1. Понятие и необходимость управления
Управление – сложное, многозначное понятие. Различают:

        • В социально-экономических системах

  • В живых организмах

  • Вещами

  • Производительно-технологическими системами
В социально-экономической связано с деятельностью человека. 2 части:

  • Результативное

  • Согласующее (регулирующая)
2я часть составляет управление.

Управление – целенаправленное воздействие на человека, согласующее его деятельность с деятельностью людей и ведущей к достижению общей цели.
Необходимость управления возникает в результате совместного труда, направлено на повышение его эффективности. В результате разделения труда происходит рост производительности труда, в результате чего появилась возможность содержать определенное количество человек, которые занимались управлением.

Конец 19 века – начали называться «менеджеры». Потребность в управлении усиливается под влиянием следующих факторов:


  • Развитие производства; увеличение количества людей, занятых в совместной деятельности (+развитие машинного производства, возрастание требований к управлению)

  • Возникновение большого количества субъектов рыночной экономики, усиление рыночных связей

  • Обострение конкуренции и неустойчивость рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению

  • Усложнение бизнеса и управления (появление крупных корпораций)

  • Рассредоточение собственности между акционерами (в результате, новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.)

  • Ограниченность ресурсов

  • Изменение общеэкономической ситуации (например, возникновение кризисов)

  1. Виды управления
Некоторые из видов управления:

^ Признак классификации

Виды управления

Источник управленческого воздействия

Централизованное, децентрализованное

Адаптивность (приспособляемость)

Адаптивное, консервативное

Временной фактор

Стратегическое, тактическое

Расположение субъекта управления по отношению к объекту

Внешнее, внутреннее

Стиль управления

Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное

Системность управления

Несистемное, системное

Уровень управления

Государственное, региональное, муниципальное и т.д.

Деятельность человека включает государственную, экономическую, социальную, политическую, военную и другие виды деятельности. Соответственно различают виды управления.

^ Государственное управление. Сюда входит создание условий для развития экономики, поддержание общественного порядка и стабильности, обеспечение обороноспособности страны. Осуществляется законодательными и исполнительными органами в центре и на местах. Основано на экономических и административно-правовых методах.

^ Экономическое управление. Производство материальных благ и стоимости, их распределение, обмен и потребление. Осуществляется менеджерами.

Социальное управление. Воздействие на социальные системы (общество и его социальные группы). Группы выделяются по признакам:


  • Роль в процессе производства (собственники, менеджеры, трудовые коллективы)

  • Уровень благосостояния (богатые, средний класс, бедные)

  • Родственные отношения
Политическое управление. Регулирование отношений между нациями, государствами и социальными группами. Осуществляется партиями. Основной метод управления - метод убеждения.

^ Военное управление . Управление войсками. Осуществляется мин. обороны и Генеральным штабом.

Все виды взаимосвязаны и образуют систему. В этой системе социальное управление задает социальные ориентиры развития. Экономическое управление создает материальную базу для достижения социальных целей. Политическое, государственное и военное создает условие для достижения социальных и экономических целей.


  1. ^ Особенности управления социально-экономическими системами
Социально-экономическая система – совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое и взаимодействующих между собой в сфере воспроизводства, обмена и потребления.

Имеет границы: экономические, исторические, этнические, географические, политические.

Основные свойства:


  1. Целостность – изменение одного элемента системы влияет на другие.

  2. Иерархичность – каждая система – подсистема более высокого порядка.

  3. Интегративность означает, что система обладает свойствами, которые отличаются от свойств, входящих в нее элементов
Специфика управления:

  1. Важнейший элемент управления – человек

  2. Человек является одновременно и объектом, и субъектом управления

  3. Управление носит объективно-субъективный характер (основывается на объективных законах, отражает волю и желание человека)

  1. ^ Ключевые понятия и основные категории управления
Управление – воздействие субъектов на объект.


обратная
прямая
субъект


объект

Субъект – тот, кто управляет.

Объект – тот, кем/чем управляют (это могут быть работник, группа лиц, трудовой коллектив; ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности).

Система управления – совокупность принципов, функций, форм и методов управления.

Принципы – правила управления.

Функции – виды управленческих работ, включают планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию .

Метод управления – способ воздействия субъекта на объект.

Процесс управления – последовательность действий управления.


  1. Система рыночного управления
Существует 3 типа управления:

  • Традиционное

  • Административно-командное

  • Рыночное
Традиционное основывается на разделении труда по полу, возрасту, семейным отношениям, клановым.

Административно-командное основывается на централизованным планировании.

Рыночное на рыночном самоуправлении и государственном регулировании (2 подсистемы), которые взаимосвязаны. Больше государственного управления, меньше самоуправления и наоборот.


госрегулирование


самоуправление

^ Рыночное самоуправление предусматривает самоуправление собственника, профессиональное управление менеджера и самоуправление членов трудового коллектива.

^ Функции (управленческие) собственника : владение, распоряжение и использование.

Функции менеджера : планирование, организация, мотивация, контроль, принятие решений, коммуникативная (на семинаре называли пять: планирование, организация, мотивация, принятие решений, координация) (координация в середине).

^ Трудовые коллективы участвуют в разработке систем стимулирования, обеспечении качества продукции, безопасности труда, а также вносит предложения по совершенствованию работы предприятия.

^ Государственное регулирование . Государство обеспечивает выбор стратегических направлений (приоритетов) развития, обеспечение фундаментальных исследований, формирование производственных и социальных инфраструктур и защиту окружающей среды.

^ Социальное регулирование. Обеспечение минимальных пенсий, пособий и з/п.


  1. Понятие, необходимость и содержание профессионально менеджмента
Оксфордский словарь дает следующие определения менеджмента:

  1. Способ общения с людьми

  2. Власть

  3. Административные навыки

  4. Органы управления
История управления насчитывает 7000 лет. Профессиональный менеджмент существует чуть более 100 лет. Рассматривается как наука, практика, искусство и аппарат управления.

Наука управления – система теорий, законов, принципов, форм и методов управления. Основы науки управления заложены Тейлором.

Менеджер как практика – это обеспечение эффективности функционирования предпринимательской фирмы, ее конкурентоспособности и достижение стоящих перед ней целей. Это искусство. Искусство – образы управления. Зависит от таланта, опыта и интуиции. Искусство делится на административное – способность организовать работу персонала; концептуальное – способность понимать перспективу; коммуникативное – способность передавать свои идеи другим; психологическое – способность интуитивно взаимодействовать.


  1. Менеджер: особенности и компетенции
Каждый менеджер должен обладать следующими качествами:

  • наличие знаний и опыта в области управления современной организацией

  • компетентность в вопросах состояния состояния и развития отрасли, к которой относится организация

  • владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках

  • умение обосновывать и принимать решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками

  • наличие практического опыта и заний в области анализа рынка и их сегментов

  • умение анализировать деятельность и действия фирмы конкурентов

  • способность управлять ресурсами организации

  • владения способами повышения эффективности управления и функционирования организации

  • умение прогнозировать и планировать работу организации

  • владение современными информационно технологиями, средствами связи

  • также многие личностные качества, например, умение управлять собой, хорошая риторика, быстрая словесная реакция, высокий интеллект, целеустремленность, уверенность в себе, уверенность в суждениях, высокая работоспособность, обаяние, решительность, энергичность, знания и проницательность

  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования.
Также менеджер должен обладать организаторскими способностями , под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладеть методами организационной деятельности:

  • адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, инициативность, стремление к нововведениям, самообладание)

  • контактность (общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушать и тд)

  • стрессоустойчивость (самообладание, трезвость мышления при принятии решений)

  • доминантность (стремление к личной независимости, лидерство6 самоуважение)
Также к организаторским способностям относятся:

  • способность организовать людей

  • способность организовать мероприятия
Важнейшее требование к менеджеру любого уровня - умение работать с людьми !

  • знание своих подчиненных

  • знание условий, связывающих предприятия и работников

  • психологическая компетентность менеджера

  • умение устранять неспособных работников с целью удержания единства коллектива и обеспечения эффективности функционирования организации

  • умение строить отношения с людьми, учитывая взаимосвязь формальной и ненормальной структур

  • умение общаться с людьми, знание человеческих отношений
ТО, перечень качеств, которыми должен обладать менеджер любого звена внушителен и противоречив, но благодаря ему мы смогли полностью сформулировать «кто такой менеджер»

  1. ^ Управленческие роли менеджера
Общей чертой управленческой работы является исполнения ролей руководителя. Все менеджеры управленческой иерархии организации, а именно это определяет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определяет десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители разной степени. Г. Минцберг подразделяет их на три больших класса:

1. Межличностные роли.

2. Информационные роли.

3. Роли по принятию решений.

Все три класса взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого вследствие чего, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает.

Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основываются на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой – в роли центра обработки информации.

Выполняя межличностные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способно оказывать прямое влияние на ход производственного процесса и достижения целей организации.

Классификация ролей руководителей по Г. Минцбергу дает представления о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классификация дополняется рядом функций, которые в обязательном порядке выполняет любой руководитель в любой организации. Эти функции следующие: планирование, организация, мотивация и контроль

Управленческие роли по Г. Минцбергу.


Роль

Описание

Характер деятельности

1

2

3

Межличностные роли

Руководитель

Символический глава в обязанности которого, входит выполнение обязанностей правового и социального характера.

Церемониалы, действия связанные с положением.

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовка персонала.

Все управленческие действия с участием подчиненных.

Связующее звено

Обеспечивает работу само развивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами.

Информационные роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию, текущую, специализированного характера, которой пользуется в интересах дела, выступает как центр внешней и внутренней информации поступающей в организацию.

Обработка почты, осуществление контактов связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки).

Распространитель информации

Передает информацию полученную из внешних источников или от других подчиненных, членами организации, часть этой информации носит фактический характер, др. требуют анализа отдельных факторов для формирования политики организации.

Рассылка почты по организациям с целью получения информации

Проведение обзоров, бесед.


Представитель

Передают информацию внешних пользователей, касающихся планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу ин – формации внешним данным.

Роли по принятию решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов.

Участие в совещаниях с обсуждением стратегии

Обзоры ситуаций, включающие в разработку проектов совершенствование деятельности.


Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных решений.

Обсуждение стратегических и текущих вопросов.

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений.

Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных.

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

Ведение переговоров.