Что характерно для первобытного общества. Первобытное общество

1. Основные черты первобытного строя и хозяйства первых цивилизаций (общая характеристика)

1.1. Основные черты первобытного строя

В истории человечества первобытнообщинный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития - от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества. Основными чертами первобытного строя являлись:

Крайне низкий уровень развития производительных сил;
- коллективный труд;
- общинная собственность на орудия и средства производства;
- уравнительное распределение продуктов производства;
- зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.

Первыми орудиями были оббитый камень и палка. С изобретением лука и стрел усовершенствовалась охота. Постепенно она привела к приручению животных - появилось первобытное скотоводство. Со временем прочную основу получило первобытное земледелие. Овладение плавкой металлов (сначала меди, затем железа) и создание металлических орудий труда сделали земледелие более производительным и позволили первобытным племенам перейти к оседлому образу жизни. Основой производственных отношений была коллективная собственность на орудия и средства производства. Переход от охоты и рыболовства к скотоводству и от собирательства к земледелию еще в период среднего каменного века совершили племена, жившие в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила, в Палестине, Иране, южной части Средиземноморья. Развитие скотоводства привело к крупным изменениям в экономике первобытных племен. С общественным разделением труда (первое - отделение скотоводства от земледелия и второе - отделение ремесла от сельского хозяйства) связаны возникновение и развитие обмена и зарождение частной собственности. Указанные факторы привели к образованию товарного производства, что вызвало создание городов и выделение их из деревень.

Расширение товарного производства, углубление разделения общинного труда и усиление обмена постепенно разлагали общинное производство и коллективную собственность, в результате чего расширялась и укреплялась частная собственность на средства производства, сосредотачивавшаяся в руках патриархальной знати. Значительная часть общинной собственности стала частным владением руководящей группы патриархов общин. Старейшины постепенно превращались в родовую знать, отделяясь от рядовых общинников. Со временем ослабевали родовые связи, и место родовой общины заняла сельская (соседская) община.

Войны между общинами и племенами привели не только к захвату новых территорий, но и к появлению пленных, которые становились рабами. Появление рабов, имущественное расслоение внутри общин неизбежно привели к появлению классов и формированию классового общества и государства.

Переход от первобытнообщинного строя, основанного на коллективном труде и общинной собственности, к классовому обществу и государству является закономерным процессом истории развития человечества.

Характеристика первобытного общества

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Характеристика первобытного общества
Рубрика (тематическая категория) Государство

Человек как существо, производящее орудия труда, существу­ет около двух миллионов лет, и почти всœе это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого чело­века - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - ʼʼhomo sapiensʼʼ, он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень мед­ленно, а потом всœе более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное обще­ство и как оно менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной соб­ственности. При этом неукоснительно реализовывались два прин­ципа (обычая): рецепроктность (всœе, что производилось, сдавалось в ʼʼобщий котелʼʼ) и редистрибуция (всœе сданное перераспределя­лось между всœеми, каждый получал определœенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелœетий экономика носила при­сваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, всœе, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой на­правлениям:

Совершенствование орудий труда (грубые каменные ору­дия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, желœеза и т.д.);

Совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота͵ скотоводство, земледелие и проч., разделœение труда, включая крупные общественные раз­делœения труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и всœе более убыстряющемуся повышению производительности труда.

Структура первобытного общества. Основной единицей общест­ва была родовая община - объединœение на базе родственных свя­зей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (к примеру, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать аг­рессию сосœедей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединœенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам

При этом сама возможность объединœения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определœенная территория.

Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейши­на - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не толь­ко выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный че­ловек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привиле­гий (кроме уважения): он работал вместе со всœеми и получал свою долю, как и всœе. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших со­ответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта долж­ность также на ранних этапах общественного развития была сме­няемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознавалась важность хо­рошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и воз­никшая религия.

Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определœен­ного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой по­рядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от да­леких предков, постепенно формируются в систему норм, регули­рующих производство и распределœение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на базе на­копленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определœенную соподчинœенность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обы­чаи, которые отражают интересы всœех членов общества, переда­ются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нару­шения они поддерживаются всœем обществом, в т.ч. и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запре­тов (табу), на базе которых постепенно появляются обычаи, ус­танавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, ус­ложнение социальной жизни приводят к появлению и закрепле­нию новых обычаев, увеличению их числа.

Развитие первобытного общества. Первобытное общество мно­гие тысячелœетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, на­чались сравнительно недавно. При этом, хотя всœе эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно со­здавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явиласьнеоли­тическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В данный период появились весьма совершенные, шлифованные ка­менные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, созда­ния запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населœения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплу­атации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в данный период, в эпоху неолита͵ начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государ­ственноорганизованному обществу.

Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название ʼʼпротогосударствоʼʼ, или ʼʼчифдомʼʼ * .

* От англ. ʼʼchiefʼʼ - начальник, руководитель (шеф) и ʼʼdomʼʼ - владение, господство; cjk. ʼʼkingdomʼʼ - королевство.

Для этой формы характерны: общественная форма бедствен­ности, существенный рост производительности труда, осœедание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населœения, его концентрация, появление городов, становя­щихся административными, религиозными и культурными цент­рами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всœего общества, од­нако постепенно появляется социальное неравенство, приводя­щее ко всœе большему расхождению интересов управляющих и уп­равляемых.

Именно в данный период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделœение путей развития человечества на ʼʼвосточныйʼʼ и ʼʼзападныйʼʼ ** . Причины такого разделœения заключались в том, что на ʼʼвостокеʼʼ в силу ряда обстоятельств (глав­ное из них - крайне важно сть в большинстве мест крупных ирри­гационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохра­нились общины и соответственно общественная собственности на землю. На ʼʼзападеʼʼ же таких работ не требовалось, общины рас­пались, и земля оказалась в частной собственности.

** Эти термины условны, поскольку ʼʼзападныйʼʼ путь характерен только для Европы, во всœех же остальных регионах мира государства возникали по ʼʼвосточ­номуʼʼ типу.

Характеристика первобытного общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристика первобытного общества" 2017, 2018.

Человек как существо, производящее орудия труда, существу­ет около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого чело­века - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень мед­ленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное обще­ство и как оно менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной соб­ственности. При этом неукоснительно реализовывались два прин­ципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределя­лось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий экономика носила при­сваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой на­правлениям:

Совершенствование орудий труда (грубые каменные ору­дия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

Совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные раз­деления труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.

Структура первобытного общества. Основной единицей общест­ва была родовая община - объединение на основе родственных свя­зей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать аг­рессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.

Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейши­на - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не толь­ко выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный че­ловек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привиле­гий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших со­ответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта долж­ность также на ранних этапах общественного развития была сме­няемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознавалась важность хо­рошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и воз­никшая религия.

Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определен­ного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой по­рядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от да­леких предков, постепенно формируются в систему норм, регули­рующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе на­копленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обы­чаи, которые отражают интересы всех членов общества, переда­ются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нару­шения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запре­тов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, ус­танавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, ус­ложнение социальной жизни приводят к появлению и закрепле­нию новых обычаев, увеличению их числа.

Развитие первобытного общества. Первобытное общество мно­гие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, на­чались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно со­здавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явиласьнеоли­тическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные ка­менные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, созда­ния запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплу­атации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государ­ственноорганизованному обществу.

Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом» * .

* От англ. «chief» - начальник, руководитель (шеф) и «dom» - владение, господство; cjk. «kingdom» - королевство.

Для этой формы характерны: общественная форма бедствен­ности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становя­щихся административными, религиозными и культурными цент­рами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, од­нако постепенно появляется социальное неравенство, приводя­щее ко все большему расхождению интересов управляющих и уп­равляемых.

Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный» ** . Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (глав­ное из них - необходимость в большинстве мест крупных ирри­гационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохра­нились общины и соответственно общественная собственности на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины рас­пались, и земля оказалась в частной собственности.

** Эти термины условны, поскольку «западный» путь характерен только для Европы, во всех же остальных регионах мира государства возникали по «восточ­ному» типу.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая теория права и государства

Общая теория права и государства.. под редакцией доктора юридических наук профессора в в лазарева..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 67.0 0-28
Рецензенты: Н.И. Матузов, доктор юридических наук, профессор; А.В. Малько, доктор юридических наук, профессор; кафедра теории государства и

Теория права и государства в системе общественных наук
Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обуслов

Теория права и государства в системе юридических наук
Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Пос­ледние изучают те или иные стороны, элементы и черты государ­

Определение предмета вузовского курса теории права и государства
Каждый существенно новый общественный этап, новый пери­од в развитии науки всегда сопряжен с необходимостью возвра­щения к рассмотрению ее предмета. Это закономерно, ибо само развит

Функции теоретической науки о праве и государстве и ее развитие
Историческое развитие любой науки, включая теорию права и государства, связано с усложнением, увеличением задач, ко­торые ставит жизнь перед данной наукой. Положение приоб­ретает ос

Значение методологии в познании права и государства. Связь предмета и метода науки
Значение методологии в познании права и государства трудно переоценить. Поистине условием, без которого невозможно позна­ние сложной и противоречивой сущности государственно-право­в

Основные подходы в изучении права и государства
Как же определять метод теории права и государства, ее ме­тодологию? Не претендуя на истину в последней инстанции,на­учную методологию права и государства можно представить

Деидеологизация научного знания
Одной из важнейших проблем методологии государственно-правовой теории является проблема деидеологизации. Кризисное состояние общественно-политической науки в целом не случайно отраж

Частные и специальные методы познания права и государства
Взгляд на диалектический метод как на единственно научный способ познания порождал в недалеко прошлом известное пре­небрежение к частным приемам конкретных наук. Сейчас все более ст

Определение права
Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре­делением права в субъективном смысле - право как нечто при­надлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоря­дитьс


Под источником позитивного (исходящего от государства) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на е

Определение закона и подзаконных актов
Одной из внешних форм выражения права является закон. Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий выс­шей юридической силой нормативный правовой акт, выра

Законность
Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государствен­ная

Правопорядок
В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляют­ся и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам об

Правоотношение
Правоотношение - это объективно возникающая в общест­ве в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обла­дают вза

Юридический факт
Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных ис­точниках права в качестве основания возникновения правовых отношений, называются юридическими фактами.Это м

Субъективное право и юридическая обязанность
Содержанием правоотношений являются субъективные права и юридические обязанности.Субъективное право - это право данного субъекта, это вид и мера его возможного поведения.

Правосознание
Правосознание - это относительно самостоятельная сфера или область общественного, группового или индивидуального со­знания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим

Правонарушение
Правонарушение - это противоправное, виновное, общест­венно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Признаки правонарушения:

Юридическая ответственность
Юридическая ответственность - это предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в право

Санкции
Слово «санкция» весьма многозначно. В переводе с латинского «sanctio» - это «строжайшее постановление», «одобрение», «власть», «источник власти», «принудительная мера». Латиня­нам,

Определение государства
На определенной ступени развития первобытного общества возникает государство. Государство - это особая организация публичной, полити­ческой власти господствующего к

Механизм государства
Государственная власть, государственное управление общест­вом осуществляются при помощи государственного механизма. Государственный механизм - это совокупность орга

Функции государства
Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере пере­хода к сущности другого порядка. Функции госуд

Форма государства
Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Она включает в себя три свя­занных между собой института: форму правления, форму

Государственная власть
Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой - подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому гос

Механизм функционирования государства
Государство может рассматриваться в статике, и тогда основ­ное внимание будет уделено его структуре - основным составным частям (механизму государства). Но важно видеть и динамику г

Государственный строй
Общим понятием, объединяющим суть, содержание и форму государства, является понятие государственного строя.Это со­вокупность общественно-политических отношений, выражаю­щих

Общая характеристика теорий происхождения государства и права
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-пра­вовой действительности: они являются гражданами (или поддан­ными) определенного государства, подчиняются государственной вла

Восточный (азиатский) путь возникновения государства
Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволил

Западный путь возникновения государства
В отличие от восточного пути, имевшего универсальный ха­рактер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, ч

Возникновение права
Необходимым условием существования любого общества яв­ляется регулирование отношений его членов. Социальное регули­рование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Пер­вое н

Общие закономерности возникновения государства и права
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.

Гражданское общество и политическая организация общества
Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество - мать государства, и соответственно гос

Государство в правовой надстройке
Понятие «правовая надстройка» употребляется в настоящей теме не в том привычном для марксизма контексте, когда подчер­кивается первенство и определяющая роль «базиса» (материаль­ных

Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства
Фундаментальная проблема соотношения права и государст­ва в юридической науке относится к числу наиболее дискусси­онных и в то же время по существу не разработана. А между тем вопро

Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства
Роль государства в обеспечении права. Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственна

Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права)
В специальной литературе проблеме влияния права на госу­дарство уделено мало внимания. Между тем государство нужда­ется в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость го­су

Понятие относительной самостоятельности государства
Вопрос об относительней самостоятельности государства явля­ется вопросом методологическим. Ведь если рассмотрение госу­дарства в обусловленности экономическим строем общества, клас­

Относительная самостоятельность государства по отношению к экономике
В числе явлений, с которыми связаны существование и дея­тельность государства, не без оснований указывают на экономику. На определенной ступени экономического разви

Относительная самостоятельность отдельных органов государства
В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельнос­ти внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда

Относительная самостоятельность права
Многое из того, что сказано об относительной самостоятель­ности государства, относится и к праву, в особенности если иметь в виду понятие относительной самостоятельности определенно

Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности
Право как категория философии и теории, будучи наполнен­ной реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно от­ражае

Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности
Нормативное понимание права самое пригодное для отраже­ния его инструментальной роли. Определение права как совокуп­ности охраняемых государством норм позволяет гражданам и дру­гим

Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства
Чистый практик нормативного толка в решении конкретного дела не задумывается о классовой окраске государственной воли. Это может быть воля всего народа или отдельной его части, воля большинства или

Социологический подход к праву как средству обеспечения динамизма общественной жизни
Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях

Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике
В рамках так называемого широкого подхода к праву отдель­ные ученые наряду с нормами и правовыми отношениями вклю­чают в право правовое сознание. Тем самым отдается дань психо­логич

Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства
Еще в глубокой древности наметилось различие права (естест­венного) и закона. Кульминацией такого подхода были взгляды и практика буржуазной революции, направленной против фео­дальн

Интегративный подход к пониманию права
Подробное ознакомление с разными теориями права создает впечатление, будто нет или мало положений, которые бы кем-то не оспаривались. Спорят о том, что есть право, выражает ли оно ч

Право в системе социальных норм
Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреп­лены

Сущность права. Признаки права
Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве ос­новного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие

Принципы права
Принципы права - это общеобязательные исходные норма­тивно-юридические положения, отличающиеся универсальнос­тью, общей значимостью, высшей императивностью, определяю­щие со

Ценность права
В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального с

Действие права. Правовое регулирование
Право существует постольку, поскольку оно действует, оказы­вает воздействие на участников правового общения, проявляет ак­тивность в общественной среде. Подобно государству, право н

Эффективность действия права и правового регулирования. Среда действия права
Эффективность действия права - это его результативность, степень соответствия целям права и его предназначению в кон­кретных исторических условиях. На общесоциальном уровне эф­фекти

Понятие функций права
В науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях. В математике под функцией понимается зависимая перемен­ная величина, т.е. величина, изменяющаяся по мер

Система функций права
Анализ функций права как единой целостной системы поз­воляет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изу­чении отдельных функций. Такой анализ дает приращение зна­ний, позво

Характеристика собственно юридических и социальных функций права
В системе функций права главенствующее) определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осущест­вляется в об

Правообразование. Объективное и субъективное в праве
Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние за­к


Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, пре­цеденты формами права, другие - источниками. Но разные оп­ределе

Нормотворчество. Юридическая техника
Нормативные правовые акты являются продуктом особого рода деятельности - нормотворчества (правотворчества). Нормо­творчество - основной путь воздействия на общественные отно­шения,

Действие нормативных правовых актов
Для практики имеет непосредственное значение проблема пре­делов действия нормативных актов. Она включает в себя четыре вопроса: 1) на какие общественные отношения данный ак

Акты судебной власти
К числу дискуссионных в российской юридической науке от­носится вопрос о том, являются ли источником права или хотя бы формой правотворческой конкретизации судебные правоположения.

Систематизация нормативных правовых актов
Систематизация нормативных актов имеет целью упорядоче­ние правового материала, расположение его по определенным раз­делам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходи

Понятие нормы права и ее структура
Право, как бы его ни понимать, в своем инструментальном воз­действии на общественные отношения мыслится в качестве опре­деленных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на

Виды правовых норм
Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее на­значении и регулятивных возможностях служит уяснение при­надлежности той или другой нормы к определенной разновиднос­ти. При

Функции правовых норм
Функции присущи каждой норме права, они содержатся в них как в особой юридической реальности, способной оказывать вли­яние на субъектов права своей волевой заряженностью, целевой ус

Понятие системы права и ее значение
Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением н

Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права)
Признание права системным образованием предполагает обо­снование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее от­рас

Публичное и частное право
Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по ут­верждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относит

Характеристика отраслей российского права
Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое поло­жение че

Система права и система законодательства
В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные. В философском плане система права и система законодат

Соотношение международного и национального права
Современный мир насчитывает около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Нормы международного права регулируют не только те отношения, к

Понятие, признаки и виды правовых отношений
Правоотношение - одна из центральных правовых катего­рий, многие аспекты которой до сих пор относятся к числу дис­куссионных в юридической науке. Такими аспектами являются соотношен

Субъекты правоотношений
Субъекты (стороны) правоотношения - это участники пра­вового отношения, обладающие взаимными правами и обязан­ностями. Чаще всего таких сторон две: продаве

Объекты правоотношений
Под термином «объект» (от лат. «objectum» - «предмет») в философии понимается то, что противостоит субъекту в его пред­метно-практической и познавательной деятельности. В юридичес­к

Юридические факты
Юридическим фактом называется такое жизненное обстоя­тельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.Эти обстоятельства

Общая характеристика правосознания и правовой культуры в государственно организованном обществе
Правосознание - явление идеальное, непосредственно не на­блюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность

Правовая идеология и правовая психология
Правосознание в своей структуре содержит правовую идеоло­гию и правовую психологию. Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравств

Правовая культура
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом слу­ча

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики
В настоящее время широкое распространение в нашем обще­стве, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой ни­гилизм, выражающийся в девальвации права и законности, иг­норир

Реализация закона, ее формы и методы обеспечения
В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство - с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. От­сюда проблема реализации права имеет две стороны и может бы

Применение закона и подзаконных актов
Правоприменение - это решение конкретного дела, жизнен­ного случая, определенной правовой ситуации. Это «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обсто

Толкование закона и подзаконных актов
Выбор правовых норм в ходе правоприменения неизбежно связан с уяснением их содержания. Часто в этом помогают правоприменителю разъяснения нормативно-правовых актов, кото­рые дают ра

Соотношение законности и правопорядка
О законности написано очень много работ. Существует и мно­жество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, осно

Принципы и требования законности
Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности.Принципы законности - это основные идеи,

Роль законности и правопорядка в жизни общества
Роль законности и правопорядка может быть рассмотрен с различных позиций, и прежде всего с точки зрения интересов государства и личности. Для государства эта роль в первую очередь определяется в за

Проблемы укрепления законности и правопорядка
Обеспечение законности не происходит стихийно. Оно требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, т.е. является управленческим п

Сущность правонарушения, его социальная природа и состав
Сущность - это главная, внутренне присущая правонаруше­нию характеристика, которая позволяет выделить его среди иных актов поведения, указывает на его родственные свойства и при­зна

Виды правонарушений
Все правонарушения принято подразделять на две группы (рис. 2).

Понятие и виды пробелов в позитивном праве
В русском языке слово «пробел» имеет два значения. В прямом смысле пробел определяется как пустое, незаполненное место, про­пуск (например, в печатном тексте), в переносном - как уп

Установление пробелов в позитивном праве
Потребность в новых нормах права редко очевидна сама по себе. Чаще всего требуются доказательства. Совокупность доказа­тельственных действий и составляет содержание деятельности по

Устранение пробелов
Уяснение понятия пробелов, причин их появления, выделение различных видов, равно как и определение средств установления пробелов в каждом конкретном случае, не представляет собой са

Типология правовых систем
Правовая карта мира включает множество национальных пра­вовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую дей­ствительность конкретного государства (доктрину, структуру, ис­т

Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья, или семья континенталь­ного права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие страны), имеет длительную юридическую историю. Она сложилась в Европе в р

Семья социалистического права
Социалистическая правовая семья (или социалистические пра­вовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в про­шлом третью правовую семью, выделенную в основном по идео

Семья религиозно-традиционного права
Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризо­ванным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и

Основные теории государства
Существует множество весьма разнообразных теорий, по-раз­ному объясняющих происхождение государства, природу государ­ственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и пр

Сущность государства
В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классо­вых позиций - как орудие неограниченной власти, диктатуры госп

Функции государства
Функции государства - главные направления его деятель­ности, выражающие сущность и назначение государства в обще­стве. В западной науке вопрос о функциях г

Типология государства
Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его к

Основные типы государства
Нашей юридической наукой рассматривались в основном че­тыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, капита­листический и социалистический. Между тем первые два типа су­щест

Понятие формы государства
Понятие формы государства является одной из важнейших со­держательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и ее методологическое значение: еще Кант рассматривал форму

Форма правления
Под формой правления подразумевают организацию верхов­ной государственной власти, в особенности высших и централь­ных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования

Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимают админи­стративно-территориальную организацию государственной влас­ти, характер взаимоотношений между государством и составля­

Политический режим
Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в каче­стве

Механизм государства и государственной власти
Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность последних и составляет механизм государственной власти. Центральное мес

Законодательная власть
Законодательная власть - представительная. На основе вы­боров народ передает власть своим представителям и таким обра­зом уполномочивает представительные органы осуществлять го­суда

Исполнительная власть
В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ­ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак­тер. Эт

Судебная власть
Органы, отправляющие правосудие, - третья ветвь государ­ственной власти, которая, как уже говорилось, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдер

Легитимность государственной власти
Легитимность - сущностное свойство государственной влас­ти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти

Правовые формы осуществления государственной власти
Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Эти действия весьма разнообразны и могут быть сведены в более или менее одно­р

Организационная деятельность государства
Правовые формы не исчерпывают всех форм осуществления государственной власти. Наряду с ними широко используются раз­личного рода неправовые формы, которые часто называют орга­низаци

Государственная служба
Государственная служба - это служба в государственных уч­реждениях. Понятие государственной службы стало складывать­ся, в отличие от службы государю, в эпоху просве

Целостность - признак и ценностное свойство государства
Государство - это одна из разновидностей социальных сис­тем*, которому наряду с его известными и исследованными ранее признаками - публичная власть, территория, право и д

Целостность государства, государственный и национальный суверенитет
Для государства как определенной социально-политической системы есть такая истина, которая одновременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности

Признаки полицейского государства
Полицейское государство как особый политико-юридический институт занимало продолжительный исторический период в раз­витии многих европейских народов и в силу ряда факторов и ус­лови

Формирование полицейского государства
Историческое развитие, в том числе и эволюция государст­венных форм, подчиняется внутренним, объективным законо­мерностям. В истории мало случайного, бессмысленного, неле­пого. Любо

Признаки правового государства
Формально термин (Rechtstaat - правовое государство) по­явился в первой трети XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста и др. Следует помнить, что пр

Формирование правового государства
Либеральные политико-правовые идеи становятся материаль­ной силой тогда, когда общество стремится избавиться от ставших невыносимыми условий и порядков, тормозящих общественное разв

Правомерное поведение как цель государства и результат действия права
Поведение людей с юридической точки зрения может быть пра­вомерным, неправомерным и юридически безразличным. Послед­нее никаких правовых последствий не порождает и никаким юри­дичес

Закрепление прав и свобод человека в законодательстве
Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в за­конодательстве является важнейшей предпосылкой, прелюдией к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку го

Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
Права человека не следует понимать только как средство до­стижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гаран­т

Правовое регулирование и государственный контроль деятельности общественных формирований
Общественные формирования - это добровольные объедине­ния граждан, которые создаются ими в соответствии с действую­щим законодательством для удовлетворения разнообразных (по­литичес

Обеспечение партнерских отношений граждан, их организаций и государства
В любом государственно-организованном обществе право вы­ступает в качестве социально-нормативного регулятора общест­венных отношений. Однако в зависимости от сущности общест­венного

Правовое регулирование межнациональных отношений
В современных условиях проблема правового регулирования межнациональных отношений приобретает все большее значение, становится предметом пристального внимания международных организа

Гражданское общество, государство и социальная безопасность
В центре дискуссий о правовом государстве стоит вопрос о гражданском обществе и его связи с правом и законами государ­ства. Гражданское общество и правовое государство возникли и ра

Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права
С октября 1917 г. в России утверждалась практика тотального переустройства экономической жизни. Государство провозглаша­лось главным орудием построения новых, прежде всего экономи­ч

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) понимается как вид самостоятельной производственной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой физическими и юри­дическими

Регулирующая роль законодательства в сфере культуры
Предварительным условием надежных выводов и рекоменда­ций науки является общетеоретическая разработка вопроса о воз­можностях закона и пределах его регулирующей функции. Сегод­ня уж

Роль закона в формировании правовой культуры
Правовая культура - это одновременно: - определенный уровень правового мышления и чувственно­го восприятия правовой действительности; - состояние процессов правотв

Общая характеристика глобальных проблем современности
Особенности современного мира, входящего в XXI в., заклю­чаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, до­ст

Государство, право и экология
Проблема охраны окружающей среды, экологической безопас­ности является, пожалуй, центральной среди всех проблем, с ко­торыми столкнулось человечество в XX в. и которые признаны глоб

Государство, право и народонаселение
Проблема народонаселения - одна из глобальных проблем со­временности, выдвинувшаяся на первый план и тесно связанная, прежде всего, с проблемами мира, жизнеобеспечения и преодоле­ни

Государство и право в решении проблемы международного общения
Пока существуют национальные правовые системы и суве­ренные национальные государства, решение проблем междуна­родного общения можно связывать с их совместными усилия­ми. Поэтому реч

Эволюция права и государства
Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функ­ции государства обусловили многообразие взглядов на историчес­кие судьбы права и государства. Общее мнение одно - право и г

ВВЕДЕНИЕ

Изучение становления и развития первобытного общества, а также осуществление власти в тот период, имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную и властную природу любого общества, в том числе современного государства, их особенности и черты, дает возможность проанализировать прогрессивность и эффективность жизни общества и государства в целом.

Тема данной курсовой работы на сегодняшний день остается достаточно актуальной, так как изучение организации первобытного общества, осуществление власти в нем, дает основание для анализа ошибок прошлого или наоборот его бесценного опыта.

В современном понимании государство в первобытном обществе не существовало, однако, целенаправленно и прогрессивно преобразовалось именно в него. Анализ такого преобразования дает четкое уяснение функций и методов такого прогресса, что позволяет с позиции прошлого оценить современную политическую обстановку в обществе.

Анализ первобытно-общинного строя позволяет яснее определить основные направления деятельности на пути к становлению государства, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Соответственно, чтобы понять современную власть, государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления власти, государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Изучение процесса становления первобытного общества, организации власти в нем, в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

;1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Общая характеристика первобытного общества

Первобытное общество -- это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Первые письменные хроники появились свыше 5000 лет назад, однако есть сведения о существовании первой человеческой расы в Африке около 2,5 млн. лет назад Где как и почему это произошло «ЗАО «Издательский дом «Ридерз Дайджест» Глав. ред. Нателло Ярошенка. Франция, 1998. С. 10..

Эволюция первобытных людей происходила на фоне ледниковых эпох. Около 15 000 лет назад См. Там же. ледянки начали таять, климат стал более благоприятным. Земля стала плодоносить, покрылась растительностью, деревьями и травами, появились различные представители флоры и фауны, а в общинах первобытных людей стали складываться различные жизненные уклады.

Государство не существовало всегда, оно образовывалось постепенно, с момента становления социализации человечества.

Ученые и политологи сошлись во мнении, что экономической основой первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Иными словами, все орудия труда, пища, одежда, принадлежали всем, а точнее обобщенной группе людей. Формы социальной организации в тот период, такого человеческого общежития были различны, как то родовая община, племя, человеческое стадо и др.

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо дать характеристику социальной власти и нормам, существовавших в первобытном обществе.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества.

Для первобытно-общинного строя характерен коллективный характер труда, который обуславливается рядом причин:

В период первобытности основным объектом охоты являлись крупные животные - мамонты, буйволы, носороги и прочие.

Орудия труда (охоты) были настолько примитивны, что делали индивидуальную охоту, на подобного рода животных, невозможной. Имея в руках дубину, вряд ли можно отправится на охоту, например, на буйвола. В такой ситуации единственным выходом становится загонная охота, в которой участвуют несколько человек. Каждый участник загонной охоты выполняет свою функциональную задачу, и потому, результаты такой охоты делились поровну.

Для первобытнообщинного строя характерно и разделение труда, по полу и возрасту, мужчины - войны и охотники, женщины и дети - собиратели плодов и ягод.

Член каждой половозрастной группы играл определенную социальную роль , то есть выполнял в общественной жизни определенную функцию, выполнение которой ожидало от него общество. Взрослый мужчина должен был охотиться и поступать с добычей определенным образом, а отнюдь не по своему усмотрению. Каждый ребенок, по достижении определенного возраста, проходил обряд инициации (посвящения во взрослые, связанного с довольно жестокими испытаниями), после чего сразу же получал статус взрослого, получая все соответствующие права и обязанности.

В первобытном обществе власть исходила от всех взрослых членов рода (старейшины, военные вожди, жрецы), которые назначались собранием членов рода.

Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить и пользоваться оружием (копья, палки, камни).

Таким образом, общественную власть при родовом строе можно характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

Наличие примитивных орудий труда, в связи с чем, человек без помощи всего рода был неспособен выжить и обеспечить себе пропитание, одежду и жилище. Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде, не знавшем даже помощи домашних животных. Хозяйство родового строя было добывающим (т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли). Потребности росли с каждым днем, община разрасталась, и потребляли ровно столько сколько добывали, не было излишков и запасов, в связи с чем, по экономическим признакам все были равны. Для последующих стадий общественного развития характерно уже производящее хозяйство. Например, для аграрного общества - это земледелие, скотоводство и ремесло, а для индустриального - это в первую очередь промышленность.

Все предметы добычи делились на всех членов общины, в зависимости от приложенных им усилий.

Экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на родовых (семейных) отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по кровному родству, а также общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве самостоятельной единицы, обладающей общим имуществом, орудием труда и его результатом. Роды образовывали более крупные объединения, такие как фратрии, племена, союзы племен. Род играл решающую роль в становлении первобытного общества, власть в основном распространялась только в рамках рода, выражая его волю;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Исходя из вышеперечисленного, напрашивается вывод, что власть в первобытном обществе в первоначальном своем виде не давала никаких преимуществ и основывалась только на авторитете. Позднее, она стала видоизменятся, и приобретать новые черты.

Познание государства следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Появление этих социальных институтов тесно связано с развитием экономических отношений, власти и социальных норм. Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества.

По данным современной науки около 3-3,5 миллиардов лет назад в результате эволюции материи на земле возникла жизнь (биосфера). Более 40 тысяч лет назад появился человек. Элементы государственности и первых государственных образований возникли относительно недавно. Первым государством является Египет. В Казахстане же государственность возникла чуть более тысячи лет назад. Современному обществу предшествовала длительная эпоха первобытно-общественного строя. Но само первобытное общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Особую ценность представляет для теории государства периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию».

До появления государства человечество прошло ряд этапов в своем развитии. Сначала человек мало чем отличался от животного. Являясь физически достаточно слабым существом, человек должен был либо погибнуть, либо с помощью более быстрого развития неравной и мозговой системы найти средства к спасению.

Физически первым шагом в этом направлении было «выпрямление» человека, освобождение его верхних конечностей для определенной деятельности (защита себя и нападение на других, добывание пищи); появление возможности использовать подсобные материалы (палка, камень). На первоначальном этапе своего существования человек сам ничего не производил и всё, что ему необходимо брал у природы (охота, собирательство). Отсутствие производства материальных благ обрекало человека на полную зависимость от природы.

Одним из важнейших событий в развитии человека был переход от стадного существования к объединению по кровнородственному признаку - появление рода. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. В результате многообразных отношений между индивидами постепенно рождаются и становятся самой отличительной чертой человеческого общества социальные связи, возникают определенные организационные методы воздействия на поведение людей, появляются зачаток такого важнейшего инструмента, как власть, и обязательные правила поведения. Таким образом, образование общества предшествует государственной организации его жизни.

Можно назвать основные элементы, из которых складывается понятие общества:

  • - совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;
  • - общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер;
  • - взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов;
  • - регулирование общественных интересов общеобязательными правилами поведения;
  • - наличие организованной силы (власти), способной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность;
  • - способность и возможность самообновления и совершенствования общества;
  • - наличие территории проживания.

Таким образом, можно сформулировать понятие «общество» как исторически сформировавшуюся общность людей, объединенных общими потребностями, интересами, территорией.

Первобытное общество (стой) было самым длительным этапом развития человечества и охватывало период более 2 миллионов лет. В его истории выделяют следующие этапы: ранний (стадия становления, эпоха праобщин), средний (стадия зрелости, эпоха родовой общины) и поздний (стадия стратификации первобытного общества, формирования надобщинных структур или эпоха «вождества»).

Экономика первобытного общества имела присваивающий характер. Все, что первобытные люди добывали, складывалось в общий «котел» (реципрокность), а потом делилось между всеми членами рода (редистрибуция). Такой способ существования человека получил название «присваивающая экономика». Такое хозяйство обеспечивало только минимальные потребности родовой общины, причем при максимальном напряжении объединенных усилий

Общество было эгалитарным - все его члены были равны. Основой социальной структуры являлась родовая община. Крайне медленно, но неуклонно совершенствовали орудия труда.

В период существования первобытного общества развитие человечества шло по трем основным направлениям:

  • 1. формирование человека как биосоциальное существо;
  • 2. развитие брачно-семейных отношений;
  • 3. переход от присваивающей экономики к производящей, т.е. от присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство) к их производству (земледелие, ремесло, скотоводство). Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло выйти из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит новая организация властных отношений - появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств.

Первая ступень развития общества - первобытное общество имеет два основных признака: наличие потестарной власти и существование мононорм.

В первобытном обществе существовала единство регуляторов, потому что виды норм не выделялись, а также в представлении первобытного человека не существовало разделение прав и обязанностей. Поскольку социальные нормы первобытного общества не были расчленены по содержанию, носили единый с точки зрения содержания, дифференцированный характер, поэтому получили название «мононормы».

Особенностями власти в догосударственный период были:

  • - базирование на кровных связях (основная организация общества - род или родовая община, т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда);
  • - непосредственно общественный характер, власть строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (совпадение субъекта власти и объекта власти в лице общины);
  • - осуществление как обществом в целом (родовыми собрания, вече), так и его представителями.

Другим признаком развития первобытного общества было различие мононорм (социальных норм), которые обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода.