Игровая программа ко дню космонавтики.

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Северного района Новосибирской области

Дом детского творчества

День космонавтики.

педагог дополнительного образования

Северное

2016 год

Методическая разработка

«День космонавтики»

для детей 10 - 13 лет

Цели: создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, привития чувства гордости и уважения к российской космонавтике.

Задачи:

    Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.

    Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Школа как учебное заведение, конечно, вооружает детей определенной системой знаний, умений, навыков, выявляет индивидуальные интересы, склонности, возможности и способности детей. Но обеспечить полное раскрытие способностей только на уроках не возможно, поэтому мы стремимся вовлечь учащихся в разнообразные виды деятельности, так как активная познавательная, творческая работа ребенка по собственному выбору – важнейшее средство полноценного развития личности.

Оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, презентация о Ю.А. Гагарине.

Ручки, бумага, звездочки, воздушные шары.

Ведущий 1:

Здравствуйте, дорогие ребята! А знаете ли вы, какому событию посвящено сегодняшнее мероприятие? (Дню космонавтики)

Ведущий 2:

Что произошло в этот день? (В этот день 12 апреля 1961 года выведен на орбиту первый космический корабль с человеком на борту)

Ведущий 1:

Наше мероприятие мы посвящаем полёту в космос первого в мире космонавта – Ю.А. Гагарина. День космонавтики – большой всенародный праздник, который учредили в честь космонавтов, конструкторов и всех, кто принимает участие в создании и строительстве ракет, космических кораблей и искусственных спутников Земли. Вместе со взрослыми этот праздник отмечают и дети.

Ведущий 2:

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль - спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, лётчик Гагарин Ю.А.

Шершнев Александр нам прочтет стихотворение.

Апрель. Весна благоухала.

Науку «грыз» двадцатый век.

Вдруг сообщение прозвучало:

«Поднялся в космос человек!»

Обыкновенный человек,
Весёлый белозубый парень,

Открыл космический наш век

И стал легендою Гагарин!

Из Гжатска сельский паренёк

Стал самым первым космонавтом!

Космический корабль «Восток»

Был просто сказочным гигантом!

В тот героический момент

Ещё совсем не знали люди,

Что долетим мы до планет

И столько космонавтов будет!

Итак, двенадцатым числом,

Первопроходцем, пионером

СССР, шагнув вперёд,

Открыл космическую эру!

И вот уже почти полвека

День космонавтики гремит!

Ведущий 1:

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в г. Гжатске Смоленской области. В 1951 г. он с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 г. – с отличием индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота. С 1960 г. в отряде космонавтов; с 1961 г. его командир. В 1968 г. с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.

Ведущий 2:

После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов.

Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте.

В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской обл. переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звёздном городке, Софии установлены памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине. Именем Гагарина назван кратер на Луне.

Ведущий 1:

Ну, а теперь проверим, кто из вас больше знает о космосе.

В коробочке у ведущего находятся вырезанные звездочки красного и синева цветов, он подносит коробочку к каждому участнику, тот не глядя вытаскивает звезду и по итогам дети делятся на две команды.

Ведущий задаёт каждой команде по загадке.

Ведущий 2:

Первой команде - До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая РАКЕТА,

правильно - так называется ваша команда.

Второй команде - Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной – КОМЕТА,

правильно, это название вашей команды.

Ведущий 1:

Внимание! Внимание! Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома «Дружба» Сюда прибыли два экипажа. Они прошли сложные испытания и сейчас покажут, на что способны. (Девизы команд)

Конечно, каждый может захотеть

Из космоса на Землю посмотреть.

Но хватит ли терпения и сил?

Лишь тот, кто храбро всё переносил,

Отправиться в космический полёт.

Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым смелым будет наш,

Очень дружный экипаж.

Ведущий 2:

Теперь все готовы к игре, в которой мы совершим «полет». Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии. Итак проведем небольшую разминку, ответим на несколько вопросов. Ребята пишут ответы на бумаге и относят жюри.

1. Конкурс «Разминка».

    Назовите 5 названий известных вам Российских космических кораблей.

(Авиатор, Алмаз, Астрон, Буран, Вега, Венера, Вертикаль, Волна, Восток, Восход, Гирд, Зенит, Зонд, Космос, Луна, Марсмир, Молния, Прогресс, Протон, Рокот, Союз, Спутник, Тополь, Фобос, Циклон, Энергия).

    Сколько времени провел в космосе 1 космонавт Ю. Гагарин?

(108 минут = 1ч 48 мин)

    Как называлась ракета, на которой полетел в космос первый человек-космонавт – Ю.А. Гагарин?

(Восток)

    Назовите космонавтов-женщин.

(Валентина Владимировна Терешкова, Светлана Евгеньевна Савицкая)

    Как называется город, в котором живут и работают космонавты?

(Звездный)

    Где находится взлётная площадка, с которой стартуют космические корабли?

(На Байконуре)

Ведущий 1:

2. Конкурс «Космический словарь»

На двух сторонах доски под надписями «Космический словарь» игрокам предлагается по очереди добежать до доски и написать по одному слову, имеющему отношение к полёту в космос.

Время игры 3 минуты. Выигрывает команда, игроки которой успели написать больше интересных слов.

Ребята, вы все хорошо прошли испытания, в полёте доказали, что многое знаете и умеете, а главное, действовали дружно, помогали друг другу. А теперь следующий конкурс.

Ведущий 2:

3. Конкурс " Север - юг".
Я разложила на полу "Полярные звезды" на которых написаны стороны света. На счет "раз-два-три" участники команд должны встать в группы в соответствии с днем своего рождения: север - зима, восток - весна, юг - лето, запад - осень. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Ведущий 1:

4. Конкурс на координацию движения.

Участник выходят на середину, и крутится 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идет вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены команды.

Ведущий 2:

5. Конкурс капитанов.

Сейчас мы проверим здоровье наших капитанов.

По сигналу ребята надувают воздушный шарик, кто быстрее с эти справится.

Ведущий 1:

6. Конкурс «Известные люди»

На экране демонстрируются фотографии первооткрыватели космонавтики.

Определите по фотографиям, кто на них изображен.

(Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Владимировна Терешкова, Константин Эдуардович Циалковский, Сергей Павлович Королев, Алексей Архипович Леонов)

Ведущий 2:

7. "Звездный букет"
Каждая команда выделяет по одному игроку. На полу раскладываются 5 красных звезд. Ребятам завязывают глаза. На пол добавляют еще 5 синих звезд. Задание играющим: собрать больше красных звезд, не взяв ни одной синей. Болельщики кричат: "Бери! Не бери!".

Ведущий 1:

8 . Викторина.

Ребята пишут ответы на бумаге и относят жюри.

    Какая дата стала началом космической эры человечества?
    4 октября 1957 года, запуск первого искусственного спутника Земли.

    К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
    (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)

    Как назывался первый космический корабль, на котором совершил полёт Ю.А.Гагарин? (Восток-1)

    Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем?
    Академик Сергей Павлович Королев.

    Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).

    Назовите фамилии женщин-космонавтов?

    Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).

    Назовите ближайшую звезду. (Солнце).

    По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности? (Полярная звезда)

    В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)

    Какая самая яркая звезда ночного неба? (Сириус.)

    Малые планеты (астероиды).

    Сколько планет в Солнечной системе? Назовите по порядку. (9 планет, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

    Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, так как отсутствует магнитное поле).

    Небесное тело, сгоревшее в атмосфере. (Метеор).

    Что исчезает у тел во время полета?

    Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость).

    Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, разговаривать друг с другом обычным способом?

Ведущий 2:

Пока жюри подводит итоги мы вам расскажем неизвестные факты о полете Ю.А. Гагарина в космос.

Юрий Гагарин должен был покинуть Землю не весенним апрельским днем, а в трескучие морозы: запуск "Востока" намечался в декабре 1960 года! Но его старту помешал трагический случай: 24 октября 1960 года на космодроме Байконур прямо на старте взорвалась заправленная топливом военная ракета. Погибли 268 человек, в том числе и маршал Неделин. Эта трагедия и отодвинула запуск человека в космос на второй план.

С большим риском проходил не только первый полет, но и подготовка к нему. Ракета-носитель и космический корабль были надежны только на 50%- из шести подготовительных стартов три закончились трагически:

15 мая 1960 года - запущенный в космос корабль из-за неисправности системы ориентации не спустился на Землю, вышел на более высокую орбиту и летает до сих пор.
- 23 сентября 1960 года - ракета взорвалась на старте, собаки, находившиеся на ее борту, Дамка и Красавка, погибли.
- 1 декабря 1960 года - в космос полетели собаки Пчелка и Мушка. При завершении полета траектория спуска оказалась очень крутой, и корабль сгорел вместе с животными.

Ведущий 1:

Трагедии случались не только в космосе, но и на Земле. Так, во время тренировки в сурдокамере погиб самый молодой кандидат в космонавты Валентин Бондарев.

Наш главный конструктор понимал, что соотношения 50/50 недостаточно для запуска человека в космос. Два последних благополучных позволили Королеву рискнуть: он назначил седьмой пуск "Востока", уже с человеком на борту, на несколько недель раньше, чем американцы.

Были предложения заменить Гагарина, отца двух маленьких дочек, на бездетного Германа Титова. Никто из медкомиссии не подписался под заключением, что космонавт вернется живым! Но Королев настаивал на кандидатуре Гагарина, сам принял у него экзамен по предстоящему полету и оставшуюся жизнь был горд, что не ошибся в выборе.

Старт ракеты таил в себе неимоверный риск. Уверенности, что старт пройдет успешно, не было ни у кого. Поэтому для ТАСС заготовили три варианта обращения к народу: первый - о благополучном завершении полета; второй - о невыходе космического корабля на орбиту; третий - о трагической гибели космонавта.

Ведущий 2:

Полет Юрия Гагарина изобиловал нештатными ситуациями: не сработал датчик герметичности корабля, случился сбой на линии связи (вместо благополучного сигнала "5" вдруг пошла цифра "3", означавшая аварию на корабле). Потом было быстрое вращение корабля после отделения третьей ступени ракеты и беспорядочное кувыркание при спуске; длительное неотделение агрегатного отсека, что могло сжечь корабль; заклинивание клапана скафандра, грозившее космонавту удушьем...

А вот заключительный этап полета прошел "штатно". Гагарин благополучно катапультировался из корабля и приземлился недалеко от него. Уже через час его нашли поисковики.

Полет закончился победно, а победителей не судят. Сергей Королев рискнул, и весь мир узнал, что первым в космосе был русский - Юрий Гагарин.

Подведение итогов и награждение участников мероприятия.

  • Ознакомить детей с играми и конкурсами;
  • Развитие мышления, ловкость, сообразительность;
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. И, совершил свой, первый в истории, полет вокруг Земли на корабле «Восток». Многовековая мечта людей о полете к звездам осуществилась. Вся планета восхищалась его подвигом. Имя Гагарина сразу стало известным всему миру. Он сказал: «ПОЕХАЛИ!» И, действительно, сейчас спутники ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и Марсе. То ли еще будет? А этот день, день 12 апреля традиционно отмечают, как День космонавтики. За Гагариным в космос полетели другие. Первый космонавт радовался успеху своих друзей, мечтал о новых полетах, готовился, летал. Однако трагическая гибель оборвала его короткую, но яркую жизнь. Он прожил всего 34 года! След от этой жизни остался навсегда - и на Земле, и в космосе. Многие из нас даже 45 минут урока трудом «высиживают» - так и хочется ребятам почувствовать свободу. Чтобы выдержать все это, космонавту необходимы идеальное здоровье и огромная физическая выносливость. Будущие космонавты готовятся к полетам долгие годы. Они постоянно занимаются разными видами спорта, прыгают на парашютах с самолетов и т.д. Представьте себе, что мы находимся на космодроме. Для того чтобы стать космонавтом, недостаточно быть просто здоровым человеком и обладать необходимыми специальными знаниями. Нужно быть еще выносливым, ловким, сообразительным, легко решать проблемы, возникающие в космическом полете. А мы с вами и с помощью игр проверим, есть ли в нашей школе такие ребята?

Игра 1: «Пройти через люк»

Две команды стоят параллельно друг другу. Напротив каждой лежит обруч. Участник каждой команды должен пролезть в обруч и занять свое прежнее место. Выигрывает та команда, которая раньше выполнит задание.

Игра 2: «Веселые авиаторы»

В 3-х м от каждой команды ставят стул передними ножками на линию, начерченную мелом на полу. По сигналу ведущего члены команд один за другим бегут к стулу, садятся на него и вместе со стулом поворачиваются на 360°, стараясь поставить стул на прежнее место.

Игра 3: «Кресло космонавта»

Участники соревнования по очереди садятся в кресло и не покидая его, должны собрать расположенные вокруг него 10 предметов. Расстояние от них около полуметра.

А сейчас отгадаем загадки:

Большой подсолнух в небе

Цветет он много лет

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий. (Небо)

Ночью на небе только один

Большой серебристый

Висит апельсин. (Луна)

Миновало две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька. (Месяц)

Вся синяя дорожка

Усыпана горошком. (Звезды)

Над клубком челнок летает,

На клубок витки мотает. (Спутник)

Игра 4: «50 витков»

Участвуют 4 человека от каждой команды. У каждого игрока в руках мяч. К стенке на высоте 1,5 м прикреплены нити по числу играющих. Каждый берет свободный конец нити и начинает обматывать ее свой мяч. Выигрывает тот, кто сделает 50 витков.

Игра 5: «Космический словарь»

Ребята по очереди называют слова относящиеся к теме космоса. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов, (спутник, ракета, скафандр, галактика, звезда, луна, созвездие и т.д.)

Игра 6. «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

Игра со зрителями:

  1. В каком году и какого числа первый человек побывал в космосе? Кто он? (Ю.А. Гагарин В 1961 г. 12 апреля)
  2. Как назывался его корабль? (Корабль «Восток»)
  3. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан)
  4. Какая планета в солнечной системе самая большая? (Юпитер, больше Земли в 13 раз) Какая маленькая? (Плутон)
  5. Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
  6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
  7. Какие животные, насекомые побывали в космосе? (мыши, крысы, тараканы, собаки, обезьяны, лягушки, пчелы и т.д.)
  8. Как звали собак которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)
  9. Как называют американских космонавтов? (Астронавты)
  10. Кто был вторым, после Гагарина, советским космонавтом? (Герман Титов)
  11. Перечислите планеты солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон)
  12. Может ли звезда упасть? (Нет)
  13. Какие падающие тела мы называем «падающими звездами» (Метеориты)
  14. Как называется оптический прибор для исследования космических тел? (Телескоп)
  15. Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)

Игра 7: «Художник»

От каждой команды в игре принимают участие по 3 человека. Они договариваются, кто какую часть ракеты рисует (нижнюю, среднюю, верхнюю). Рисунок должен быть готов за 1 мин.

Игра 8 эстафета: «Центрифуга»

Первые номера совершают по 3 оборота на стульях, затем приседают 5 раз, считают от 1 до 30 и бегут на свое место, передавая эстафету другому участнику. И так пока не закончат все участники команды. Побеждает та команда, которая быстрее закончит эстафету.

Все, свершилось, приземлились! Из полета воротились! Пусть пока наш полет был не настоящим, но, может быть, когда-нибудь, кто-то из вас станет космонавтом. И в заключении нашего мероприятия послушайте стихотворение.

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему в слет миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаясь, ярко горят.

Те звезды, к которым они полетят!

Познавательная игра «Звездный час», посвященная Дню космонавтики для младших школьников 3 класса

Цели мероприятия

1. Расширять представления младших школьников о космосе, космонавтике, астрономии.

2. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.

3. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Подготовка

1. Классный руководитель готовит необходимое оборудование для игры.

2. Третьеклассники разучивают стихотворения.

3. За две недели до проведения игры третьеклассники знакомятся с рекомендованной литературой.

4. Готовятся рисунки и таблички с конкурсными заданиями.

Участвуют третьеклассники, классный руководитель.

Третьеклассник

Обоих полушарий космонавты

Себя науке отдают сполна.

Сегодня — слава им! Достигнута Луна,

Триумфы новые мы будем видеть завтра.

Предела нет науке! В этом суть,

Того, что лунный подвиг легендарен...

Становится широким, смелым путь

Который в космос проторил Гагарин.

(А. Жаров)

Классный руководитель . 12 апреля 1961 г. мир был потрясен сообщением о том, что впервые в истории человечества выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль с человеком на борту. Кто был этим человеком?

Ученики отвечают.

Верно, это был гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. (Показывает его портрет.) Всего 108 минут продолжался полет, но Гагарин был первым, кто доказал, что человек может работать в космосе. С тех пор 12 апреля стало Днем космонавтики. А кто такой космонавт?

Ученики отвечают.

Сегодня мы с вами побываем в роли космонавтов — исследователей космических просторов. Предлагаю вам поиграть в «Звездный час». Для этого необходимо разделиться на пары. Десять человек (по одному из каждой пары) займут места на игровой площадке. Другие десять человек будут их помощниками и займут места за столиками, каждый возле своего игрока. Космонавты тоже работают парами. От их слаженных действий во многом зависит результат полета. А от вашей дружной игры зависят ваша победа и ваш звездный час. Итак, начинаем!

1 тур

Классный руководитель. Перед вами ряд объектов: созвездия и названия планет (рис. 1). Каждый из них имеет свой порядковый номер. Внимательно слушайте мой вопрос и выбирайте номер правильного ответа. Если правильного ответа здесь нет, то поднимите табличку с цифрой «ноль». За правильный ответ дается звезда-жетон.

1. В этом созвездии находится звезда-компас. (№ 2: созвездие Малая Медведица. Полярная звезда.)

По легенде, могущественная и очень злая волшебница превратила красивую девушку по имени Каллисто в Большую Медведицу, а в Малую Медведицу — служанку девушки. С тех пор, как говорится в легенде, служанка все время сопровождает свою госпожу. Вот почему на небе Малая Медведица находится недалеко от Большой Медведицы.

2. В этом созвездии есть яркая звезда, обязанная своим названием замечательной козочке. (№ 6: созвездие Возничий, Звезда Капелла.)

Рис. 1.

Капеллу греки считал!"! замечательной козой. Говорили, что эта коза своим молоком вскормила самого Зевса, когда тот был еще совсем маленьким... Когда Зевс вырос и стал могучим богом, он вспомнил свою кормилицу и навсегда взял ее на небо.

3. Эту планету очень трудно отыскать на кебе. И долгое время о ней ничего не знали. Она ближе всего к Солнцу. (№ 11: Меркурий.)

4. Ученые считают, что поверхность этой планеты состоит из газа, но только не горячего, а холодного. У этой планеты много спутников. Один из них Каллисто. (№ 12: Юпитер.)

5. Одна из ярких звезд этого созвездия входит в «зимний треугольник». Она расположена на плече небесного воина. (№ 4: созвездие Орион. Звезда Бетельгейзе.)

6. Люди всегда считали эту планету прекрасным светилом. Появляется она на небе или вечерами после захода Солнца, или по утрам, когда Солнце еще не взошло. На этой планете есть атмосфера. (№ 7: Венера.)

На Венеру много раз летали наши автоматические станции. Они сообщили на Землю по радио, что жить на Венере нельзя: там слишком жарко и воздух состоит из газов, которыми невозможно дышать.

7. Добрая и справедливая волшебница, которая помогает людям выращивать хорошие урожаи, когда-то жила среди людей, но потом переселилась на небо. Яркую звезду в ее созвездии зовут Спика, что означает «колос». (№ 3: созвездие Дева.)

8. Египтяне заметили, что вскоре после первого утреннего появления этой звезды начинается разлив Нила — великой египетской реки. Без этой воды и плодородного ила поля не могли приносить египтянам хорошие урожаи. Поэтому появление этой звезды превращалось в настоящий праздник. (№ 5: созвездие Большой Пес. Звезда Сириус.)

9. На этой планете дуют ветры, много огромных гор, громадных пустынь, существуют полярные шапки. Имеет планета два спутника, имена которых Страх и Ужас. (№ 8: Марс.)

10. Это планета-гигант, невидимая с Земли невооруженным глазом. Посвящена она богу морей и океанов. (№ 9: Нептун.)

Подводятся итоги тура. Два игрока выбывают, получив поощрительные призы.

II тур

Классный руководитель . Перед вами логические цепочки. Внимательно прочитайте, если найдете лишний объект, поднимите карточку с его порядковым номером. Если все правильно — поднимите карточку с цифрой «ноль». За правильный ответ дается звезда-жетон.

♦ 1. Волопас. 2. Сириус. 3. Процион.4. Бетельгейзе. (N2 1— Волопас. Остальные звезды составляют зимний треугольник.)

♦ 1. Козерог. 2. Рак. 3. Водолей. 4. Орел. (N° 4— Орел Остальные — зодиакальные созвездия.)

♦ 1. Марс. 2. Венера. 3. Фобос. 4. Деймос. (№2 — Венера Фобос и Деймос— спутники Марса.)

♦ 1. Юпитер. 2. Земля. 3. Солнце. 4. Нептун. (№3— Солнце Это звезда, остальные объекты — планеты.)

♦ 1. Ригель. 2. Капелла. 3. Бетельгейзе. (№ 3 — Капелла. Ригель и Бетельгейзе — звезды из созвездия Ориона.)

(№ 0— это знаки зодиакальных созвездий Рака, Овна, Стрельца, Козерога.)

♦ 1. Гелиос. 2. Ярило. 3. Ра. 4. Солнце, (№ 0— все это названия Солнца.)

III тур

Классный руководитель. Вам необходимо составить слово из букв, записанных на кубиках. Чье слово окажется длиннее, тот выйдет в следующий тур.

За самое длинное слово дают звезду, также звезду получает участник, чье слово совпадет со словом его помощника. Два участника покидают игру, получив поощрительные призы.

IV тур

Классный руководител ь. Внимательно посмотрите на карточки. В том ли порядке они расставлены? Возможно, следует две карточки поменять местами. Вы должны поднять две таблички с номерами карточек, которые надо поменять местами. Если порядок верный, поднимете табличку 0.

Верна ли последовательность событий?

1. Запуск первого искусственного спутника Земли.

2. Полет человека в космос.

3. Выход в открытый космос.

В таком порядке отправлялись в полет эти космические корабли?

1. «Аполлон». 2. «Союз». 3. «Восток».

(1 и 3 надо поменять местами.)

Освоение космоса происходило в таком порядке.

1. Высадка человека на Луну.

2. Выход в открытый космос.

3. Полет женщины в космос.

(1 и 3 надо поменять местами. 1963 г. — полет В. Терешковой в космос,1965г.— выход в открытый космос совершил А. Леонов, 1969 г. — американцы высадились на Луну.)

Мне кажется, что космонавты отправлялись в полет в следующей очередности.

1. Ю. Гагарин. 2. А. Леонов. 3. Г. Титов.

(2 и 3 надо поменять местами.)

Два участника выбывают из игры, получив поощрительные призы.

Классный руководитель . Вам необходимо составить как можно больше слов из слова «Космонавтика».

(Варианты ответов: «вакса», «канва», «мак», «нас», «оса», «сани», «танк», «вата», «кант», «маска», «нос», «осина», «санки», «тик», «ватин», «каска», «мина», «носок», «осока», «сват», «тина», «вино», «квас», «мост», «носик», «свита», «тоска», «винт», «кино», «сито», «кит», «сова», «кон», «совок», «ком», «сок», «кот», «сом», «котик», «смак», «коса», «стан», «космонавт», «стакан», «стон» и др.)

Подводятся итоги, награждается победитель. Ему предоставляется слово.

Список использованной литературы

Левитан Е.П. Как Алька с друзьями планеты считан. М., 1999.

Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. М., 1999.

Левитан Е.П. Странствия Альки и гномов по Млечному Пути. М., 1999.

Энциклопедический словарь юного астронома / Сост. Н.П. Ерпылев. М. 1986

Галина Бардакова

В моей организации проводятся мероприятия не только на базе самого учреждения, но и в школах, с которыми у нас налажено взаимодействие.

Предлагаю план-конспект игры, которая была разработана мной в соавторстве с коллегой специалистом по социальной работе С. А. Такмашовой.

Цель: обобщение и совершенствование знаний учащихся о космосе и космических телах.

1. обучающие: расширение общего кругозора детей; закрепление знаний о фактах и терминологии о космосе; формирование знаний о планетах и иных космических телах в игровой форме;

2. воспитывающие: формирование навыков работы в команде, коммуникативных навыков; воспитание уважительного отношения друг к другу и к чужому мнению; формирование навыков уметь слушать и слышать других;

3. развивающие: развитие логического мышления, памяти и речи, как устной, так и письменной; развитие координации; развитие творческих способностей и творческого мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: знать дату Всемирного дня космонавтики, терминологию о космосе; знать, какому событию посвящен Всемирный день космонавтики; знать имя человека, который полетел первым в космос; знать, какие есть планеты в Солнечной системе, какие бывают космические тела; знать, каким образом можно изучать космос.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь обобщать и делать выводы.

Регулятивные: уметь четко высказывать свое предположение; уметь проговаривать последовательность действий; уметь планировать свою деятельность; уметь контролировать свои действия и соотносить их с результатом.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать других, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, уметь следовать правилам общения в коллективе; уметь договариваться с другими.

Личностные: развивать способность критически мыслить; развивать способность давать самооценку своей деятельности; развивать творческое мышление.

Техническое оснащение: зашифрованное письмо; шифр; карточки «Доскажи словечко»; пазлы на сюжет мультфильма «Валли»; звездочки из бумаги; карточки-звезды с загадками; плакат созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица»; карточки с заданиями на Неизведанной планете; космический мусор (кубики, игрушки); лента; платок; карточка для самопроверки.

Ход занятия

1. Мотивация деятельности

Ребята, скажите, какой сейчас идет месяц? (апрель)

А какой ближайший праздник будет в нашей стране? (дети высказывают свое мнение)

Как вы считаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее с вами занятие? Назовите примерную тему (День космонавтики)

Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие по неизведанным планетам. Вы готовы поиграть? (Готовы)

2. Актуализация знаний

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, потому что его ориентирами были звезды. Человек населил небо богами, но и сам хотел добраться до него. И тогда появлялись легенды о летающих людях, фантастические романы о полетах людей. А в XX веке появились первые самолеты, в космос полетели ракеты.

Наступило утро 12 апреля 1961 года. Ребята, скажите, что случилось в этот день? (Первый полет человека в космос)

Сколько лет будет в этом году со дня первого полета человека в космос?

Итак, в этом году первому полету человека в космос исполняется 55 лет. И мы, как Ю. А. Гагарин, тоже хотим быть участниками процесса исследования космоса. Так вот, недавно к нам пришло интересное письмо из космоса. Оно зашифровано.

3. Этап планирования деятельности

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы его расшифровать?

Таким образом, мы с вами отправимся в путешествие в космос по планетам искать ключи шифра (шифр основан на буквах русского алфавита).

Однако мы все вместе с вами не поместимся на одном корабле. Значит, что нам необходимо сделать? (Разделиться на две команды)

Каждой команде необходимо придумать свое название и выбрать капитана корабля.

4. Этап практической деятельности

У нас имеется две команды. Каждая команда, выполняя правильно задания, будет получать звездочки. Команда, получившая больше всего звездочек будет получать часть шифра.

Итак, прежде чем отправиться в космос капитаны кораблей должны пройти соответствующие испытания на тренировочной базе. Их будет два:

1. Испытание на координацию (пройти с завязанными глазами по ленте, не потеряв равновесия). Капитан, справившийся с заданием получает звездочку.

2. Испытание на сообразительность (сбор космического мусора, не сходя со стула, на котором сидит капитан команды). Капитан, собравший большее количество «мусора» получает звездочку.

Молодцы! Теперь мы видим, что вы готовы, и выходим в открытый космос.

Ребята, как называется наша галактика? ("Млечный путь")

Мы с вами пролетаем по Млечному пути, и первое, что мы встречаем – это созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица».

Сейчас капитаны команд будут вытягивать по звездочке из файла, прикрепленного к плакату с созвездиями «Большая медведица» и «Малая медведица», и загадывать их своей команде. За каждый правильный ответ команда получает звездочку.

Подводим итог.

Мы покидаем Млечный путь и сталкиваемся с новой планетой S490.

Вас ждет испытание «Доскажи словечко»:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете -

На орбите как назло

Появилось …

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это черная …

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …

За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Подводим итог.

Ребята, мы получили сигнал бедствия с загадочной планеты «Роботиния». Как вы думаете, откуда такое название? (На ней живут роботы)

Правильно, но эти роботы сломались, и нам необходимо помочь им. Мы раздадим вам пазлы, которые необходимо собрать в один рисунок и ответить на вопрос, из какого мультфильма взяты эти роботы. Команда, собравшая первой единую картинку, получит звездочку.




Молодцы! А мы между тем направляемся дальше, и прибываем на неизвестную планету, где не ступала нога человека. На ней живут непонятные существа. Мы не знаем их и их языка тоже не знаем. На этой неизведанной планете вам предстоит пройти последнее испытание, а именно: капитаны команд выберут из предложенных карточек («Вы хотите купить трех зайцев» или «Вы хотите поиграть в футбол») одну с заданием и, используя только жесты, не говоря ни слова, попытаются объяснить то, что они хотят получить, своей команде. За правильный ответ команда получает звездочку.

Подводим итоги.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Итак, мы получили все части шифра. Теперь пора вернуться на Землю, тренировочную базу.

Мы нашли шифр, что теперь мы можем сделать?

Разгадка шифра является вашей коллективной работой.

Один из детей зачитывает получившееся послание: «Планету – дом свой – берегите! Природу сохранить спешите!»


Подведение итогов, награждение медалями

6. Рефлексия

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Все ли было понятно?

Что осталось непонятным?

Насколько вы были активны на занятии?

Игра по станциям к дню космонавтики.

Цель: Систематизация и углубление знаний учащихся по теме, развитие умения логически мыслить, чётко формулировать ответ. Продолжение формирования навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности к окружающей среде. Продолжение развития творческой активности учащихся.

Задачи:

    Актуализировать знания детей в области космонавтики и астрономии.

    Расширить кругозор.

    Продолжить формирование естественнонаучных взглядов.

    Воспитывать в детях понимание уникальности вселенной и ответственности за будущее.

    Развивать внимание, память, устную речь.

    Продолжить работу по обогащению словарного запаса.

    Воспитание патриотизма.

    Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. 55 годовщина со дня первого полёта человека в космос.Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

    Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полётах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полёт первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

    Ведущий 1. Сегодня мы отправимся в путешествие по бескрайней вселенной. Совершим перелет и посадки на 6 станций. О правилах игры вы сейчас узнаете подробнее. (Инструктаж с использованием презентации.)

    Ведущий 2. Внимание, экипажи! Ключ на старт!

    Участники: Есть ключ на старт!

    Ведущий 1. Удачного полёта и мягкого приземления!

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Класс______

Капитан_____________________

Название экипажа__________________________________________________

Станция №1 «Звёздная страна».

Максимальное количество баллов - 16

Ваш космический аппарат осуществил посадку на станцию «Звёздная страна».

Сдайте ваш путевой лист.

1. Кто знает, что такое звёзды? (раскалённые пылающие шары)

2. На небе невооруженным глазом мы можем увидеть 6000 звёзд: 3000 в Южном полушарии и 3000 в каком полушарии? (Северном).

Звёзды образуют созвездия.

3. Как вы думаете, сколько их на небе? (88)

4. Сколько существует созвездий зодиакального круга? (12)

Однако раньше их было 13. Тринадцатое созвездие называлось Змееносец. Но древние люди считали число 13 несчастливым и исключили его из зодиакального круга.

Задание 1.

Сейчас вы получите лист с стихотворением. Ваша задача – отметить в этом стихотворении все знаки зодиака.

Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим
Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая
Дева ,
Весьма похожая на Еву.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный
Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил
Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец
Козерог
Сон Льва и девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя
Водолей.
Из
Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил
Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре,
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара
Близнецов.

Станция №2 «Планеты солнечной системы»

Максимальное количество баллов - 13

За каждый правильный ответ 1 балл

Здравствуйте, скажите мне на какую вы попали станцию?

Станция – Планеты солнечной системы

Молодцы, а кто знает, что такое Солнечная система? Это галактика ( 1 балл)

, в которой находится наша планета Земля и ещё 8 планет

Молодцы, а теперь давайте быстро совершим путешествие по Солнечной системе и познакомимся с этими планетами поближе.

Презентация

1. Сколько всего планет в солнечной системе? (9) ( 1 балл)

2. Назовите планеты Солнечной системы. (показ презентации планет без названий дети должны назвать (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.) ( 9 баллов)

3.Какая планета самая ближайшая к Солнцу? (Это Меркурий) ( 1 балл)

Показ планет солнечной системы с названиями

МЕРКУРИЙ- самая ближайшая к солнцу планета

Названа она в честь римского бога торговли

Еще это самая быстрая планета, обращается она вокруг солнца за 88 дней. А кто помнит, за какое время такой оборот совершает наша планета Земля? (365 дней, или 1 год) ( 1 балл)

Днем там жара, а ночью – ледяной холод

Поверхность Меркурия – каменистая пустыня

ВЕНЕРА- носит имя римской богини любви и красоты

Выглядит, как яркая звезда, ее так и называют «Утренняя звезда»

Окружена толстым слоем облаков, под облачным покровом невыносимая жара.

ЗЕМЛЯ- наша планета, ее еще называют голубой. Почему?

МАРС- названа в честь римского бога войны за свой красный цвет

Поверхность содержит большое количество железа

Марс меньше Земли, но у него есть 2 своих спутника Фобос (страх) и Деймос (ужас). Температура ночью там -85.

ЮПИТЕР- Самая большая планета в Солнечной системе

Названа в честь самого главного бога Римлян

Состоит из различных газов

Имеет цветастую атмосферу, 16 спутников

Там бушуют мощные ветра

САТУРН- втора я по величине планета

Названа в честь римского бога земледелия

Окружена множеством ярких колец, состоит из обломков льда и камней

УРАН- состоит из маленького ядра и замерзших газов

НЕПТУН- носит имя римского бога морей, температура поверхности -200

ПЛУТОН- Названа в честь римского бога – повелителя царства мертвы

Станция №3 Занимательная викторина

«Этот загадочный космос»

Максимальное количество баллов - 14

За каждый правильный ответ 1 балл

    Какой позывной был у Юрия Алексеевича Гагарина во время первого полета в космическом пространстве?

    Кедр

    Чайка

    Сокол

    Какой тип скафандра использовался Алексеем Архиповичем Леоновым во время первого выхода в открытый космос?

    Беркут

    Аполлон

    Звезда-3

    Кто из женщин впервые совершил выход в открытый космос?

    Светлана Евгеньевна Савицкая

    Кто является основоположником космонавтики?

    Циолковский Константин Эдуардович

    Как зовут первого космонавта, вступившего на Луну?

    Нил Армстронг

    Как называется учреждение, используемое для наблюдения астрономических явлений?

    Обсерватория

    Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?

    Как называется траектория движения планет?

    Орбита

    В какое созвездие входит Полярная звезда?

    Малая Медведица

    Как называют крупнейший из найденных на Земле метеоритов?

    Метеорит Гоба

    На какой планете Солнечной системы находится высокая гора Олимп?

    Марс

    Как называется галактика, в которой находятся наша планета Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, которые мы можем видеть?

    Млечный путь

    Как называется единица измерения расстояния, приблизительно равная среднему расстоянию от Земли до Солнца?

    астрономическая единица

    Во сколько раз масса Луны меньше, чем масса Земли?

    В 81 раз

Станция №4 «Космическая» Игра «Умники и умницы»

Максимальное количество баллов - 12

За каждый правильный ответ 1 балл

1 Верно ли, что…

« Солнце образовалось из газа, оставшегося после взрыва еще более крупной звезды» да

2 Верно ли, что…

«Солнце-звезда маленького размера» нет

    Диаметр Солнца 1392000 км

3 Верно ли, что…

Температура поверхности Солнца

6000 градусов да

4 Верно ли, что…

Возраст Земли 5 мил лет нет

*4,5 млрд лет

5 Верно ли, что…

«Луна светится сама по себе» нет

*Лунный свет –это солнечные лучи,отраженные от лунной поверхности

Верно ли, что…

«Атмосфера есть на Венере» да

*Она смертельна для людей, т.к состоит из углекислого газа и облаков серной кислоты

7 Верно ли, что…

«Самая теплая и холодная планета Меркурий» да

*Эта планета ближе к Солнцу. Поверхность ее разогрета до +410,однако другой бок имеет -273.Планета подставляет Солнцу только одну сторону.

8 Верно ли, что…

12 апреля 1960 года Ю Гагарин совершил первый полёт в космос на корабле «Восход» нет

* 12. 04. 1961.

9 Верно ли, что…

Нил Армстронг первый из землян ступил на поверхность

10 Верно ли, что…

Константин Эдуардович Циолковский великий русский

Ученый указавший землянам путь в космос да

11 Верно ли, что…

Космический корабль «Восток» стартовал со знаменитого

Космодрома «Байконур» в 1961 году да

12 Верно ли, что…

Для полета космонавту нужен скафандр да

*Скафандр- это домик космонавта

Станция №5 «Шифровальная» 12 баллов

Ответ (Обсерватория.)

Сейчас вам предстоит расшифровать надпись. Это послание с другой галактики сообщает нам о том, что её жители наблюдают за нами и собираются нас навестить. Подробности мы узнаем, решив задание.

Р 20-10= 10 Е 16+4=20

А 15-15= 0 Б 7+0=7

И 8+3= 11 О 20-4=16

С 13+0= 13 В 17-11=6

Т 18-10= 8 Я 20-19=1

16 1

Кроссворд для школьников «Космос»

1. Раскинут ковёр, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

2. Ты за ней, а она от тебя.

Ты от неё, а она за тобой.

3. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба горбушка.

Собаки лают, а достать не могут.

4. Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится.

5. Меня бьют, ворочают, режут,

А я молчу, всем добром плачу.

6. Виден край, да не дойдёшь.

7. Появилась среди звёзд,

Распустила яркий хвост.

8. Синенька шубенка

Весь мир покрыла.

9. Один костёр

Весь мир согревает.

10. Вся дорожка усыпана горошком.

11. Чёрная корова

Весь мир поборола.

12. Не стукнет, не брякнет,

А в окно войдёт.

Ответы:

Кроссворд Космос

1. Звезды. 2. Тень. 3. Месяц. 4. Луна. 5. Земля. 6. Горизонт. 7. Комета. 8. Небо. 9. Солнце. 10. Млечный Путь. 11. Ночь. 12. Рассвет.

По вертикали . Земля и космос

Всего 79 баллов.