Егэ в ингушетии. Рамка ног не чует

Выпускник мехмата МГУ Илья Белов решил посмотреть, как школьники на Северном Кавказе пишут ЕГЭ, и отправился общественным наблюдателем в Ингушетию. Обилие телефонов и шпаргалок поразило его. Ему пришлось вытаскивать учеников из туалетов, следить за ними в медкабинете и выслушивать взрослых, которые «по-братски» и по-пацански уговаривали закрыть глаза на гаджеты бедных учеников. «Газета.Ru» записала впечатления Белова от работы.

Почему Ингушетия? Мне было интересно посмотреть, как работает система ЕГЭ, а также как пишут экзамен на 100 баллов на Северном Кавказе. Вы, наверное, помните, такое было пару лет назад. Нам, волонтерам, во время инструктажа рассказывали, что в 2014 году было дикое количество нарушений. Но сейчас - в разы меньше. Моя подруга из Ростова-на-Дону формировала группу волонтеров для наблюдения и спросила, будет ли мне это интересно. Так я оказался в Ингушетии. Я был в лицее №1 Магаса, в школе города Карабулак и еще в школе Назрани.

Рамка ног не чует

Первые нарушения появляются еще до 9 утра. Нужно проверять, опечатаны ли помещения в здании проведения экзамена. Бывало, что бумажка не приклеена с одной стороны, а бывало, что приклеена на скотч. Я шел по первому этажу и увидел открытую дверь на улицу! Мне сказали, что там детский сад, откуда нам принесут еду для обеда. Это был лицей №1 в Магасе, столице Ингушетии. Мы только после экзамена сходили в этот детский сад и поели там.

С 9 часов утра запускают детей в школу через рамки металлоискателя. Все зависит от уровня настройки рамок. Бывает, звенит на все, бывает, не звенит на телефон. Я тестировал рамки: клал телефон в карман и быстро проносил ногу через рамку - она не звенела вообще. Я видел довольно часто, как уже после рамки у школьников изымали мобильные телефоны из карманов, носков, ботинок. С ручными металлоискателями, которыми снабжены полицейские, тоже проблема. Школьник может достать из кармана мелочь, связку ключей, сказать, что они звенят, или пряжка ремня - это вообще коронный ответ, ремень же не просят снимать на ЕГЭ. А лезть в карман полицейский не имеет права.

В аудиториях организаторы вскрывают конверты еще до начала экзамена - в 9.55, в 9.50.

Видимо, они считают, что раз дети уже сидят, инструктаж пройден, то чего тянуть. Наблюдатели это отмечают как нарушение в специальный блокнот. Там есть пункт, что конверт был открыт ранее 10.00. И еще в блокноте есть отрывная страничка, куда мы пишем отчет о том, что было плохо.

Первые полчаса дети сидят спокойно. Кто-то решает, а те, кто хотят списать, переписывают условия задач на листочек, чтобы его затем вынести. Я постоянно видел это. Но тут оказалось, что на каждую аудиторию не хватает наблюдателей. Где-то было по двое-трое общественных наблюдателей на пункт проведения экзамена (ППЭ), в котором 10–12 аудиторий, а где-то один. Мне несколько раз выпало работать в одиночку, приходилось ходить по классам. По регламенту наблюдатели не могут сами устранять нарушения, общаться со школьниками или организаторами-учителями. Надо обращаться к руководителю ППЭ или представителям государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), которых тоже два-три на пункт. Но если мы будем следовать такому регламенту, то пропустим львиную долю нарушений. Школьники успеют скинуть в урну мобильные телефоны или уничтожить шпаргалки. Поэтому нам приходится самим нарушать наши уставы.

Сутолока в туалетах

С 10.45 начинается активный выход в туалет или в медпункт - всем срочно надо туда! Школьники скапливаются в туалете просто толпами. Обычно заходишь в туалет, а школьники реагируют на звук двери и быстро прячут телефоны и шпаргалки в карманы. На вопрос, чего стоите тут, говорят, что кабинки заняты, все ждут своей очереди.

У меня был случай в туалете в Назрани. Я заглянул туда и увидел, что одна дверь в кабинку открыта, а внутри на корточках сидит школьник.

Перед ним разложен листок с заданиями, и он его усиленно фотографирует.

Я похлопал его по плечу - все, пойдем! А он отвечает: «Иди сам!» Пришлось вызывать организатора, который его вывел.

В столице Ингушетии, на мой взгляд, школьники более… не сказать, что воспитанные, но более сдержанные. А в сельских школах они могут послать, попытаться подраться. У нас одного наблюдателя чуть не побили в туалете. Он туда зашел, а там 12 амбалов, и все неодобрительно на него смотрят.

Вообще визиты в туалет - самый большой бич ЕГЭ. Там все списывают, а у организаторов и наблюдателей нет прав извлечь человека оттуда - вдруг ему действительно туда надо. Тут еще есть проблема для Северного Кавказа. Положение женщины там ниже, чем мужчин, а организаторы в основном женщины. И парни скапливаются в туалете, а на призывы женщин выйти не реагируют, приходится искать организатора-мужчину или полицейского. Это большая проблема. Девочки более мягкие, они выходят из туалета, если их просят, отдают шпаргалки. А мальчики пытаются врать, перепрятывают телефоны, чуть ли не за угол предлагают сходить, поговорить.

Кстати, если бы работали глушители связи, то телефонами в туалетах не пользовались бы.

Телефоны прячут в урны

В аудиториях от списывания, по идее, защищают видеокамеры. Одна - впереди, другая - сзади. Но камерам не хватает обзора. Они захватывают не более двух рядов. А в аудитории три ряда по пять человек. Это пытаются компенсировать: одна камера захватывает ряд А и Б, а другая - Б и В. Часто бывает, что не все места видно.

Обычно за классом следят онлайн-наблюдатели. Могут позвонить и попросить вывести нарушителей. Мне так позвонили, сказали: удаляй человека в такой-то аудитории, место Б5. А там никто не сидел!

Потом оказалось, что перепутали номер аудитории. А если бы я удалил школьника?

В аудиториях тоже списывают. Я увидел парня, который сидел на первой парте и пользовался телефоном. Причем на камерах его было плохо видно. Увидев меня, он спрятал телефон в карман, а мне сказал, что это часы. Достать их он отказался. Тогда я попросил организатора позвать члена ГЭК. Парень тут же заявил, что ему надо в медпункт, а я отправился за ним. В медпункте сидели другие организаторы с учениками. У подошедших полицейских не было металлодетектора, и, когда они ушли за прибором, парень метнулся за ширму, где стояла мусорка, и оттуда послышался явный звук падения телефона в урну. Я сказал: ну вот, вы же слышали, он скинул телефон в ведро. Но все были слишком увлечены своими делами или сделали вид, что не слышали. А парень сказал: «Это не мой, попробуй докажи». Я отнес телефон в штаб, записав место ученика, чтобы потом его действия отследили по камерам. Парня посадили обратно писать экзамен.

Еще была смешная история.

Школьник прямо при мне списывал, а когда я подошел, стал запихивать телефон в носок.

Я подозвал организатора. Вставая, парень попытался судорожно перехватить телефон из носка и засунуть спереди в штаны. Но это у него получилось не до конца. Поэтому, когда мы вышли и он стал члену ГЭК доказывать, что у него ничего нет, разводя руки в стороны, телефон у него торчал из-за ремня.

По-пацански с организаторами

Есть еще проблема: когда ловишь нарушителя, то взрослые - организаторы, руководители ППЭ, члены ГЭК, сотрудники полиции, - они все начинают оказывать психологическое давление, чтобы наблюдатель не фиксировал нарушение. «Ну давайте заберем у мальчика телефон, а его посадим дальше писать экзамен. Семья бедная, несчастливая. Он первый раз, он такой хороший. Я лично буду над ним стоять, следить, что он пишет». Это они делают всем скопом или по отдельности.

В Магасе у меня был такой случай. Когда я вывел нарушителя, меня спросили: ты уже сообщил? А нас просят сразу сообщать, если нарушение выявилось. Я теперь понимаю почему. Тогда я сказал, что еще не сообщил. Тут же начались уговоры по-пацански, по-братски: «зачем тебе это надо», «сам ведь понимаешь». Когда меня это достало, я при всех достал телефон, набрал сообщение и сделал вид, что сообщил о нарушении. После этого один организатор сказал другому по-ингушски какую-то фразу - и все, мгновенно все стихло. Хотя им запрещено общаться во время экзамена на своем языке, только по-русски. Это тоже нарушение.

Некоторые говорят: «Этот школьник мне никто, но зачем ломать ему жизнь?»

Если его поймают с телефоном, то он сможет пересдать только в следующем году и поступление в вуз сейчас для него будет закрыто. А если он напишет на двойку или уйдет по болезни через медпункт, то сможет сдать во вторую волну с резервом. Другие предлагают пойти чаю попить со сладким, с печеньем, тоже отвлекают.

Я еще сопротивляюсь таким наездам, я тут самый старший, после армии, мне 27 лет. А в основном наблюдатели - это ребята 18–22 лет, студенты с первого по четвертый курс. Мне кажется, они несколько безответственно могут подойти к обязанностям.

Еще в лицее Магаса был случай: я вывел из туалета на третьем этаже парня с телефоном, а директор сказал ему спускаться вниз, в штаб. Я тогда был юн и неопытен, думал, что его кто-то из организаторов отведет. Постоял, поговорил с руководителем пункта, а потом тоже пошел в штаб. Этажом ниже решил заглянуть в туалет, поймать еще кого-нибудь. И каково было мое удивление, когда увидел там этого пацана. Мы вышли, и снова началась песня: а что я сделал? Подошла руководитель пункта, тоже спросила, есть ли у него телефон, но он отрицал.

Досмотреть его мы не могли, кроме того, он мог успеть скинуть трубку. Тогда я просто продавил руководителя пункта.

Сказал: «Вы, конечно, можете его посадить писать экзамен, и возможно, у него действительно нет телефона. Но я опишу в своем отчете, что вы его отправили одного и по пути телефон исчез. Решать будут те, кто будет читать отчет». Она поговорила тихо со школьником и предложила: «Давайте, я при вас отберу у него телефон и посадим его дальше писать». Я понял, что телефон еще в кармане, и сказал, что так не получится: либо она спасает его и подставляет себя, либо отбирает трубку и выгоняет его. Она, конечно, выбрала второй вариант, и парня мы выгнали.

Вероятно, организаторы боятся и не хотят фиксировать нарушения, потому что их за это «ругают». Причем «ругают», как я понял, всех: руководителей ППЭ, организаторов, полицейских - у всех свои начальники. По крайней мере, я от представителей всех групп слышал, что, мол, теперь им достанется после фиксации нарушений. Но в целом, я думаю, ситуация улучшается, и уж точно она лучше, чем я себе представлял. Еще говорят, один из самых проблемных регионов сейчас - Дагестан, но я, к сожалению (или к счастью), там не был.

Почему Ингушетия? Мне было интересно посмотреть, как работает система ЕГЭ, а также как пишут экзамен на 100 баллов на Северном Кавказе. Вы, наверное, помните, такое было пару лет назад. Нам, волонтерам, во время инструктажа рассказывали, что в 2014 году было дикое количество нарушений. Но сейчас — в разы меньше. Моя подруга из Ростова-на-Дону формировала группу волонтеров для наблюдения и спросила, будет ли мне это интересно. Так я оказался в Ингушетии. Я был в лицее №1 Магаса, в школе города Карабулак и еще в школе Назрани.

Рамка ног не чует

Первые нарушения появляются еще до 9 утра. Нужно проверять, опечатаны ли помещения в здании проведения экзамена. Бывало, что бумажка не приклеена с одной стороны, а бывало, что приклеена на скотч. Я шел по первому этажу и увидел открытую дверь на улицу! Мне сказали, что там детский сад, откуда нам принесут еду для обеда. Это был лицей №1 в Магасе, столице Ингушетии. Мы только после экзамена сходили в этот детский сад и поели там.

С 9 часов утра запускают детей в школу через рамки металлоискателя. Все зависит от уровня настройки рамок. Бывает, звенит на все, бывает, не звенит на телефон. Я тестировал рамки: клал телефон в карман и быстро проносил ногу через рамку — она не звенела вообще. Я видел довольно часто, как уже после рамки у школьников изымали мобильные телефоны из карманов, носков, ботинок. С ручными металлоискателями, которыми снабжены полицейские, тоже проблема. Школьник может достать из кармана мелочь, связку ключей, сказать, что они звенят, или пряжка ремня — это вообще коронный ответ, ремень же не просят снимать на ЕГЭ. А лезть в карман полицейский не имеет права.

В аудиториях организаторы вскрывают конверты еще до начала экзамена — в 9.55, в 9.50.

Видимо, они считают, что раз дети уже сидят, инструктаж пройден, то чего тянуть. Наблюдатели это отмечают как нарушение в специальный блокнот. Там есть пункт, что конверт был открыт ранее 10.00. И еще в блокноте есть отрывная страничка, куда мы пишем отчет о том, что было плохо.

Первые полчаса дети сидят спокойно. Кто-то решает, а те, кто хотят списать, переписывают условия задач на листочек, чтобы его затем вынести. Я постоянно видел это. Но тут оказалось, что на каждую аудиторию не хватает наблюдателей. Где-то было по двое-трое общественных наблюдателей на пункт проведения экзамена (ППЭ), в котором 10-12 аудиторий, а где-то один. Мне несколько раз выпало работать в одиночку, приходилось ходить по классам. По регламенту наблюдатели не могут сами устранять нарушения, общаться со школьниками или организаторами-учителями. Надо обращаться к руководителю ППЭ или представителям государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), которых тоже два-три на пункт. Но если мы будем следовать такому регламенту, то пропустим львиную долю нарушений. Школьники успеют скинуть в урну мобильные телефоны или уничтожить шпаргалки. Поэтому нам приходится самим нарушать наши уставы.

Сутолока в туалетах

С 10.45 начинается активный выход в туалет или в медпункт — всем срочно надо туда! Школьники скапливаются в туалете просто толпами. Обычно заходишь в туалет, а школьники реагируют на звук двери и быстро прячут телефоны и шпаргалки в карманы. На вопрос, чего стоите тут, говорят, что кабинки заняты, все ждут своей очереди.

У меня был случай в туалете в Назрани. Я заглянул туда и увидел, что одна дверь в кабинку открыта, а внутри на корточках сидит школьник.

Перед ним разложен листок с заданиями, и он его усиленно фотографирует.

Я похлопал его по плечу — все, пойдем! А он отвечает: «Иди сам!» Пришлось вызывать организатора, который его вывел.

В столице Ингушетии, на мой взгляд, школьники более... не сказать, что воспитанные, но более сдержанные. А в сельских школах они могут послать, попытаться подраться. У нас одного наблюдателя чуть не побили в туалете. Он туда зашел, а там 12 амбалов, и все неодобрительно на него смотрят.

Вообще визиты в туалет — самый большой бич ЕГЭ. Там все списывают, а у организаторов и наблюдателей нет прав извлечь человека оттуда — вдруг ему действительно туда надо. Тут еще есть проблема для Северного Кавказа. Положение женщины там ниже, чем мужчин, а организаторы в основном женщины. И парни скапливаются в туалете, а на призывы женщин выйти не реагируют, приходится искать организатора-мужчину или полицейского. Это большая проблема. Девочки более мягкие, они выходят из туалета, если их просят, отдают шпаргалки. А мальчики пытаются врать, перепрятывают телефоны, чуть ли не за угол предлагают сходить, поговорить.

Кстати, если бы работали глушители связи, то телефонами в туалетах не пользовались бы.

Телефоны прячут в урны

В аудиториях от списывания, по идее, защищают видеокамеры. Одна — впереди, другая — сзади. Но камерам не хватает обзора. Они захватывают не более двух рядов. А в аудитории три ряда по пять человек. Это пытаются компенсировать: одна камера захватывает ряд А и Б, а другая — Б и В. Часто бывает, что не все места видно.

Обычно за классом следят онлайн-наблюдатели. Могут позвонить и попросить вывести нарушителей. Мне так позвонили, сказали: удаляй человека в такой-то аудитории, место Б5. А там никто не сидел!

Потом оказалось, что перепутали номер аудитории. А если бы я удалил школьника?

В аудиториях тоже списывают. Я увидел парня, который сидел на первой парте и пользовался телефоном. Причем на камерах его было плохо видно. Увидев меня, он спрятал телефон в карман, а мне сказал, что это часы. Достать их он отказался. Тогда я попросил организатора позвать члена ГЭК. Парень тут же заявил, что ему надо в медпункт, а я отправился за ним. В медпункте сидели другие организаторы с учениками. У подошедших полицейских не было металлодетектора, и, когда они ушли за прибором, парень метнулся за ширму, где стояла мусорка, и оттуда послышался явный звук падения телефона в урну. Я сказал: ну вот, вы же слышали, он скинул телефон в ведро. Но все были слишком увлечены своими делами или сделали вид, что не слышали. А парень сказал: «Это не мой, попробуй докажи». Я отнес телефон в штаб, записав место ученика, чтобы потом его действия отследили по камерам. Парня посадили обратно писать экзамен.

Еще была смешная история.

Школьник прямо при мне списывал, а когда я подошел, стал запихивать телефон в носок.

Я подозвал организатора. Вставая, парень попытался судорожно перехватить телефон из носка и засунуть спереди в штаны. Но это у него получилось не до конца. Поэтому, когда мы вышли и он стал члену ГЭК доказывать, что у него ничего нет, разводя руки в стороны, телефон у него торчал из-за ремня.

По-пацански с организаторами

Есть еще проблема: когда ловишь нарушителя, то взрослые — организаторы, руководители ППЭ, члены ГЭК, сотрудники полиции, — они все начинают оказывать психологическое давление, чтобы наблюдатель не фиксировал нарушение. «Ну давайте заберем у мальчика телефон, а его посадим дальше писать экзамен. Семья бедная, несчастливая. Он первый раз, он такой хороший. Я лично буду над ним стоять, следить, что он пишет». Это они делают всем скопом или по отдельности.

В Магасе у меня был такой случай. Когда я вывел нарушителя, меня спросили: ты уже сообщил? А нас просят сразу сообщать, если нарушение выявилось. Я теперь понимаю почему. Тогда я сказал, что еще не сообщил. Тут же начались уговоры по-пацански, по-братски: «зачем тебе это надо», «сам ведь понимаешь». Когда меня это достало, я при всех достал телефон, набрал сообщение и сделал вид, что сообщил о нарушении. После этого один организатор сказал другому по-ингушски какую-то фразу — и все, мгновенно все стихло. Хотя им запрещено общаться во время экзамена на своем языке, только по-русски. Это тоже нарушение.

Некоторые говорят: «Этот школьник мне никто, но зачем ломать ему жизнь?»

Если его поймают с телефоном, то он сможет пересдать только в следующем году и поступление в вуз сейчас для него будет закрыто. А если он напишет на двойку или уйдет по болезни через медпункт, то сможет сдать во вторую волну с резервом. Другие предлагают пойти чаю попить со сладким, с печеньем, тоже отвлекают.

Я еще сопротивляюсь таким наездам, я тут самый старший, после армии, мне 27 лет. А в основном наблюдатели — это ребята 18-22 лет, студенты с первого по четвертый курс. Мне кажется, они несколько безответственно могут подойти к обязанностям.

Еще в лицее Магаса был случай: я вывел из туалета на третьем этаже парня с телефоном, а директор сказал ему спускаться вниз, в штаб. Я тогда был юн и неопытен, думал, что его кто-то из организаторов отведет. Постоял, поговорил с руководителем пункта, а потом тоже пошел в штаб. Этажом ниже решил заглянуть в туалет, поймать еще кого-нибудь. И каково было мое удивление, когда увидел там этого пацана. Мы вышли, и снова началась песня: а что я сделал? Подошла руководитель пункта, тоже спросила, есть ли у него телефон, но он отрицал.

Досмотреть его мы не могли, кроме того, он мог успеть скинуть трубку. Тогда я просто продавил руководителя пункта.

Сказал: «Вы, конечно, можете его посадить писать экзамен, и возможно, у него действительно нет телефона. Но я опишу в своем отчете, что вы его отправили одного и по пути телефон исчез. Решать будут те, кто будет читать отчет». Она поговорила тихо со школьником и предложила: «Давайте, я при вас отберу у него телефон и посадим его дальше писать». Я понял, что телефон еще в кармане, и сказал, что так не получится: либо она спасает его и подставляет себя, либо отбирает трубку и выгоняет его. Она, конечно, выбрала второй вариант, и парня мы выгнали.

Вероятно, организаторы боятся и не хотят фиксировать нарушения, потому что их за это «ругают». Причем «ругают», как я понял, всех: руководителей ППЭ, организаторов, полицейских — у всех свои начальники. По крайней мере, я от представителей всех групп слышал, что, мол, теперь им достанется после фиксации нарушений. Но в целом, я думаю, ситуация улучшается, и уж точно она лучше, чем я себе представлял. Еще говорят, один из самых проблемных регионов сейчас — Дагестан, но я, к сожалению (или к счастью), там не был.

В одном из советских фильмов прошлого столетия герой говорит фразу, ставшую на многие годы вперед крылатой

И вызывавшую улыбки на лицах выпускников школ и студентов: «На экзамен как на праздник».
Но прошли годы, и данная фраза потеряла свою актуальность в виду различных обстоятельств. То ли мы престали относиться к системе образования серьезно, то ли она перестала нас радовать, став лишь жестким испытанием как для родителей, так и для тех, на кого направлена - учеников школ, студентов вузов.
Одним из испытаний для любого школьника в настоящее время является единый государственный экзамен. И неспроста мы написали именно это слово - ведь по-другому оно в умах школьников, преподавателей и родителей выпускников не ассоциируется.
На этой неделе прошли последние экзамены, мы решили побеседовать с заместителем министра образования и науки Республики Ингушетия Тамарой Микаиловной Чаниевой, касательно его проведения, итогов, и сделанных выводов.
- Как, на ваш взгляд, в этом году прошел единый государственный экзамен в Республике Ингушетия? И в чем особенность его нынешнего прохождения от прошлых лет?
- ЕГЭ идет в республике уже пятый год в штатном режиме. В этом году на базе общеобразовательных учреждений было создано 35 пунктов, в том числе шесть резервных. На данных пунктах были организованы все условия для проведения экзаменов в соответствии с требованиями их проведения. В отличие от прошлых лет в этом году впервые был открыт пункт в Джейрахском районе для сдачи двух обязательных экзаменов – русского языка и математики. школьники сдавали их у себя на месте.
- А раньше как сдавали?
- Раньше они выезжали в город Назрань и сдавали в городских школах. Это создавало определенные неудобства и некоторые сложности.
В этом году первый экзамен был как всегда сложный, было больше волнений. Отсутствующих на первом экзамене было больше, в отличие от прошлого года. Из общего числа заявленных детей на экзамен отсутствовало 454 человека. В это число входили не только дети, которые отсутствовали по причине здоровья, но и те, которые выехали на спортивные соревнования, ребята из нашего ансамбля, который выезжал за границу, выпускники прошлых лет, которые заявили, что будут сдавать ЕГЭ. По причине здоровья в общей сложности около двухсот справок нам было подано.
- Много ли нарушений было зафиксировано?
- Были нарушения, но по сравнению с прошлым годом – их было чуть меньше.
В соответствии с порядком проведения у нас на пунктах присутствовали организаторы, которые должны оказывать техническую помощь детям, сотрудники правоохранительных органов, общественные наблюдатели. В этом году в помощь нам были направлены на пункты представители аппарата правительства. Они оказывали весомую помощь. Так, к примеру, если в предыдущие годы люди, которые предъявляли различные удостоверения, беспрепятственно проходили на пункт проведения ЕГЭ, то в этом году их всех пропускали по списку. И пропускали именно сотрудники аппарата правительства. Мы заранее направляли списки людей, которые должны находиться на пункте, по этим спискам они и работали. Самым слабым звеном во всей этой цепи мы наблюдаем организаторов. Например, мы направляем организаторов на пункт, а они не приходят. И тогда в день проведения экзамена уполномоченные руководители на местах стараются их кем-то заменить, на что они не имеют права. Тут может быть у кого-то свой интерес, но мы все равно не допускаем таких случаев. Вместо двух организаторов пусть будет один, но этот один должен сидеть уже в списке.
Наличие телефонов зафиксировано намного меньше, чем в прошлом году, в этом году мы у входа изымали телефоны, они складывались в файлы и в аудиторию их не проносили. Бывали случаи, что дети один телефон сдавали, а другой каким-то образом проносили.
Нарушали не только участники, то есть дети, которые пришли сдавать экзамен, но и, к сожалению, и ответственные лица на местах, которые, казалось бы, должны соблюдать порядок проведения. Они сами передавали эти телефоны, они сами старались выносить КИМы (контрольно измерительные материалы). Во время проведения экзамена дети перемещались и общались друг с другом - такие нарушения тоже были.
- Но, тем не менее, по сравнению с прошлыми годами их было намного меньше?
- Да, намного меньше. Не было случаев удаления с экзамена детей, в отличие от прошлого года. Но, в отличие от прошлого года, был факт опубликования ответов в сети интернет. Два участника ЕГЭ опубликовали свои КИМы. На ВГЭК было вынесено решение аннулировать их результат, но с правом пересдачи экзамена. Почему с правом пересдачи, - потому что это был основной экзамен, если дети не сдадут два основных экзамена (русский и математику) то они остаются без аттестата. Чтобы не лишать детей этого аттестата, на ВГЭК было принято такое решение
- Прошли экзамены по двум основным предметам - русскому языку и математике. Что вы можете сказать об их результатах?
- У нас, к сожалению, нужно отметить, по русскому языку самый низкий показатель по России. Из 4570 сдававших экзамен детей, 1179 набрали двойки, это 26,3 процента. Такой ситуации у нас никогда не было.
- Они имели право пересдавать в резервный день?
- Не все. Если у них и по математике была двойка, они не имели права пересдавать. Право пересдачи имеют только те, у которых двойка лишь по одному из основных предметов. Но среди этих детей оказались те, которые и на втором экзамене получили двойку. Поэтому, к сожалению, они остаются без аттестата, но все-таки большая часть из них пошла на пересдачу. Результаты по русскому языку, полученные в резервный день, еще пока не известны. По математике есть результаты основного экзамена.
Нужно отметить, что математику сдали лучше. Высокобалльников у нас 9 процентов.
- А кто считается высокобалльником?
- Работы, оцененные от 80 баллов и выше, считаются высокобалльными. Есть у нас и двойки, но двоек по математике меньше, только 4 процента, всего лишь 183 человека получили двойки по математике. В отличие от русского языка это намного меньше.
- Значит, можно констатировать факт, что математику сдали лучше?
- Да. У нас ежегодно математику сдают лучше, чем русский язык.
- Результаты по каким предметам еще известны?
- Известны результаты по информатике, биологии, истории и иностранным языкам – которые уже выданы детям. По информатике складывается не очень красивая картина, у нас 76 процентов двоек, только один выпускник написал экзамен на 81 балл. Все остальные показали средний уровень. По истории у нас 191 человек получили двойки, 8 процентов у нас высокобалльных работ – в общем, картина средняя. Вперед ушли по биологии, это связано с тем, что у нас идет планомерная работа в школах - дети, которые поступают на медицинский факультет, целенаправленно готовятся. Здесь еще нужно отметить, что был сброс ответов в сети интернет по биологии.
- Неужели это коснулось и Ингушетию?
- Да. Уже в день проведения экзаменов у многих участников на руках были ответы, им даже не нужен был телефон, они проносили ответы, на столах и без того много бланков, поэтому можно и не заметить. Дети спокойно этим и пользовались. К сожалению, этот факт тоже имел место быть.
- Работы, набравшие 100 баллов, были?
- 100 не было, были зафиксированы высокие баллы - от 80 до 98. Но необходимо отметить, что есть у нас поручение полпреда в Северокавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина и поручение председателя правительства перепроверить все высокобалльные работы от 80 до 100 баллов.
- А как будет проходить перепроверка? Опять же в школах?
- Приказом министерства образования создана комиссия независимых экспертов, которые будут проверять эти работы. Бывает, что до него проверяющий эксперт не заметил какую-то ошибку или работа оценивалась в нарушении критерия - а такое часто бывает, или просто из-за невнимательности неправильно был отмечен правильный ответ.
Или, скажу прямо, если проверяющий знает, что он будет в экспертной комиссии, он может своим родственникам сказать, чтобы те на своей экзаменационной работе сделали пометку, а он поставит повышенный балл - такие моменты тоже бывают. Бывали также случаи, когда ребенок написал по завышенным баллам, но его работу недооценили.
Уже прошла перепроверка по биологии. Были снижены баллы у тридцати девяти человек. Материал протокола направлен в федеральный центр тестирования,
Рособрнадзор. После их проверки мы сможем выдать результаты тем, кто набрал свыше 80 баллов.
- Как может ребенок подать на аппеляцию, и при каких условиях?
- Если он не согласен с выставленными баллами, то после того, как он узнал свой результат, в течение двух дней может подать на аппеляцию. Конфликтная комиссия рассматривает все работы, назначает день, когда они смогут подойти и сами увидеть свою работу. Если работа оценивалась в нарушении критериев, им добавляются баллы. Материал направляется в Москву и там уже утверждается.
- По результатам ЕГЭ, какие проблемы вышли на первый план?
- Проблема невнимательности родителей к своему ребенку, они чаще всего начинают беспокоиться только буквально перед началом экзамена. Нет чтобы в течение года нанять репетиторов или просто хотя бы контролировать своих детей - это у нас, к сожалению, не всегда получается.
Проблема также в том, что не во всех школах созданы все необходимые условия.
У нас целенаправленно до начала времени ЕГЭ в школах готовятся к экзаменам, проводятся занятия, нами проводятся выездные проверки. По всем предметам, начиная со второго полугодия, идет подготовка к экзаменам, примерные контрольно-измерительные материалы раздаются во все школы, проводятся мониторинги.
Есть проблемы в профессиональной подготовленности преподавательского состава. Почему у нас низкие показатели по информатике? У нас нет подготовленных учителей по данному предмету.
- Наверняка, есть проблемы и с техническим оснащением?
- В последние годы, мы в рамках модернизации смогли оснастить компьютерным оборудованием, интерактивными досками некоторые школы. В самый первый год модернизации больше средств пустили на приобретение компьютерного оборудования, стараемся постоянно отправлять на курсы повышения квалификации именно эту категорию людей. Но, тем не менее, у нас на первое место выходят проблемы низкого показателя подготовленности кадров именно в этом направлении.
- Какие предметы ЕГЭ были наиболее востребованы выпускниками в этом году?
-У нас ежегодно наиболее востребованными для сдачи предметами бывают химия и биология, потому как наблюдается большой процент желающих поступить на медицинскую специальность. Ну и, как всегда, это история и обществознание.
Радует тот факт, что в последнее время дети стали выбирать технические специальности.
- Я наблюдала ситуацию, когда в одном из пунктов сдачи ЕГЭ в г. Назрани присутствовали люди в военной форме и сотрудники из правоохранительных органов. Чем было обусловлено их присутствие на пунктах сдачи ЕГЭ?
- Правительством были приняты меры для усиления контроля. Все, кого прямо или косвенно касалась тема проведения экзаменов, были заинтересованы в получении объективной оценки учащегося, поэтому были приняты всевозможные меры, чтобы как-то усилить контроль.
- Бытует мнение, что при системе ЕГЭ в 11 классах учителя по большей части перестают работать с учениками, а становятся их репетиторами, безусловно, за определенную плату. А самим детям уже не интересно находиться на занятиях, большинство их пропускает.
- Я не соглашусь с тем, что они пропускают занятия, но некоторые дополнительно занимаются с репетиторами, то есть дети, которые уже определились с профессией. Работа по подготовке всех этих детей одинаково ведется в школах. Мы ежегодно проводим предварительные экзамены и проверяем насколько каждая школа готова к экзаменам. Мы мониторим ситуацию. После мониторинга видим, какая школа как готовится, и проверяем готовность не только детей, но и всего педагогического коллектива. Отдельная категория детей, которая может позволить себе оплатить репетитора, занимается с ними на платной основе.
- Насколько мне известно, министерство образования и науки Республики Ингушетия проводит работу по подготовке специалистов по целевым программам высшего профессионального обучения. На сегодняшний день ЕГЭ является единственным критерием для абитуриентов, поступающих в вуз?
- По всей России поступают по результатам ЕГЭ. Министерство образования и науки Ингушетии ежегодно отправляет заявки для выделения целевых мест, в последние годы очень мало нам стали давать места. Когда мы выделяем тому или иному абитуриенту целевое место, комиссия смотрит не только на результаты ЕГЭ, но на перечень документов, который запрашивается, ксерокопию личного дела, и смотрим на то, как учился в течение последних нескольких лет, смотрим портфолио – является ли он лауреатом олимпиад, призером конкурсов и т. д. Мы запрашиваем каждый год списки медалистов, списки отличников и хорошистов, смотрим, значится ли этот ребенок в этих списках, обращается особое внимание на успеваемость этого ребенка, но и, конечно, мы не можем не учесть результата единого государственного экзамена – за основу только это и берется.
- В какую сторону изменился уровень подготовленности учеников исходя из их итогов?
- Я здесь, наверное, больше скажу как филолог, у нас на последний план ушла грамотность. Потому как раньше мы все время писали диктанты, обращалось внимание на грамматические и пунктуационные ошибки в текстах. Сейчас в связи с тем, что уже на выходе экзамен проводится в виде тестирования, все проверочно-контрольные работы в выпускных классах проводятся именно по такому методу.
- В сети интернет часто сталкиваюсь с различного рода мнениями, относительно проведения ЕГЭ. Одно из них говорит о том, что ЕГЭ растит детей не образованных, умных, стремящихся к знаниям, а детей, которые могут где-то схитрить, слукавить, найти какие-то дополнительные лазейки, чтобы обойти законы, правила, порядки. Будут ли они в дальнейшем в вузе также стараться найти легкий способ обучения? И какая картина в будущем нас ждет?
- Возможен и такой вариант. Ребенок, который плохо учится, но хорошо разбирается в технике и может где-то схитрить, увернуться еще в школе, проносит эту же стратегию и обучаясь в высшем учебном заведении.
Ведь в первую очередь дети сами обнаружили, что был сброс ответов ЕГЭ по биологии. Они на любой вопрос находят ответ в интернете, и не утруждают себя чтением книг, изучением учебных материалов. Если мы раньше сидели над книгами и повторяли, то дети сейчас уже не сидят, им достаточно под рукой иметь интернет или телефон с выходом в интернет.
- Есть предположение, что на следующий год иностранные языки в задании «С» дети будут сдавать устно, что в какой-то мере даст объективную оценку знаниям. Можно ли теперь говорить о том, что в дальнейшем возможен переход к экзамену в традиционной форме по билетам или же ЕГЭ будет с каждым годом совершенствоваться?
- ЕГЭ ежегодно совершенствуется. Было выступление О.Ю. Голодец - заместителя председателя Российской Федерации, которая, отметив, что действительно был выброс правильных ответов по ЕГЭ в сети интернет, сказала, что на следующий год будет больше вариантов КИМов, чтобы тут же можно было заменить при возникновении нынешней ситуации.
По моему мнению, ЕГЭ будет совершенствоваться и обратной дороги пока не предвидится.
- Спасибо, что нашли время для интервью.
Как видим, ЕГЭ с каждым годом совершенствуется, но каковы его последствия совершенствования, и долго ли ждать наши детям, пока оно станет действительно совершенным в полной мере, и как долго ждать, пока оно станет тем самым экзаменом, дающим полную объективную оценку знаниям учащихся.
Пока можно лишь констатировать факт, что остаются дети-выпускники, которые находятся в режиме неизвестности, многие, видя несправедливость в этой системе, перестают верить в честную корректную политику в сфере образования, растет действительно поколение детей, обходящих правила и порядки, а впоследствии, может, и законы.
В моем понимании ЕГЭ, в первую очередь, - показатель не только знаний ребенка, но и уровня профессиональной подготовки его преподавателей, уровень его общеобразовательного учреждения, и в этом плане нам всем с вами есть о чем задуматься.
Радует тот факт, что многие уже заранее начинают готовиться к выпускным экзаменам, участвовать в олимпиадах, конкурсах, приобретать знания, в республике проводится ежегодный форум «Одаренные дети», который также помогает раскрыть потенциал школьника в той или иной сфере.
Хочется верить, что дети, которых так или иначе коснулась проблема системы ЕГЭ, найдут в себе силы в дальнейшем и не потерять надежду на честную, справедливую оценку своих знаний.
Но и, конечно же, будущие выпускники должны неустанно заниматься, участвовать в конкурсах по различным предметам, находить свою нишу.
Ведь, главное, - все равно остаются полученные знания, какая бы система оценки знаний не существовала.

ГIaлгIай мехка къаман юкъара газет «Сердало».

Глава Республики Ингушетия принял участие во всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями ».Руководитель региона вместе с общественниками и родителями сдал ЕГЭ по русскому языку и прошёл весь путь, который проходит выпускник школы в день испытания:

начиная от вводной лекции и инструктажа и заканчивая сдачей своей экзаменационной работы.
AF3I2279.jpg
В Назрани пробный экзамен прошёл в ГКОУ СОШ-ДС №11 с соблюдением всех условий сдачи ЕГЭ. В аудиторию нельзя было проносить мобильные телефоны и другие средства связи, на входе каждый участник проходил через металлодетектор. Всё происходящее фиксировали видеокамеры, организаторы также предусмотрели работу медпункта на время сдачи экзамена.
По словам Юнус-Бека Евкурова, он участвовал в этой акции в прошлом году, а в этом также с большим интересом принял приглашение. По мнению Главы региона, нервничать в день сдачи ЕГЭ будут только отличники и те, кто не уверен в своих знаниях. В остальном выпускникам помогут консультанты, которые обязательно присутствуют во время сдачи ЕГЭ.
AF3I2200.jpg

«Для родителей участие в подобных мероприятиях - хороший опыт, получив который они смогут хорошо подготовить и своих детей », - отметил руководитель региона.

По словам Министра образования республики Юсупа Костоева, сегодня в рамках проведения акции родители выпускников 2018 года сдали экзамен по русскому языку в трёх пунктах – в Сунже, Малгобеке и Назрани.

Пресс-служба Главы РИ

Последние новости Ингушетии по теме:
Глава Ингушетии сдал ЕГЭ вместе с родителями выпускников

Магас

Глава Республики Ингушетия принял участие во всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями».Руководитель региона вместе с общественниками и родителями сдал ЕГЭ по русскому языку и прошёл весь путь,
09:23 21.02.2018 Magas.Ru

Глава Ингушетии сдал ЕГЭ вместе с родителями выпускников - Магас


00:41 21.02.2018 Полпред Ингушетии в Ростовской области

В Назрани прошёл пробный экзамен в ГКОУ СОШ-ДС №11 с соблюдением всех условий сдачи ЕГЭ - Назрань

Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров сегодня принял участие во всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями».
00:03 21.02.2018 Администрация города

Евкуров принял участие в акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» - Магас

Али Оздоев Глава Ингушетии принял участие во всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», которая прошла в одиннадцатой школе Назрани.
18:13 20.02.2018 Ингушетия