Цивилизация средневековья энциклопедия под редакцией умберто эко. Умберто эко о средневековье, жизни и творчестве

«Цивилизация Средневековья» - вторая книга (первая - «История Средневековья», вышла в 2015 г.) совершенно уникального проекта, предпринятого известнейшим медиевистом и популярным писателем, ныне покойным Умберто Эко. Умберто Эко (1932 - 2016 гг.) - знаменитый итальянский литератор, учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, почетный доктор ряда университетов, лауреат многочисленных премий, автор таких романов-бестселлеров, как «Имя розы», «Маятник Фуко» и других.

Задумав максимально полную энциклопедию по самому малоизученному периоду мировой истории - Средневековью, Умберто Эко собрал коллектив профессоров-единомышленников, которые осветили буквально все аспекты темы. Если в первой книге освещались исторические события - становление и развитие государств, военные походы, взаимоотношения с церковью и т. п., то вторая целиком посвящена цивилизационной проблематике: народонаселению, развитию торговли и финансовой системы, достижениям науки и технологий, освоению пространства, организации образования и здравоохранения, повседневной жизни, обычаям, духовным исканиям.

Содержание энциклопедии охватывает солидный временной интервал: от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения. В каждом из разделов (среди которых - Ранее Средневековье, Центральное Средневековье, Зрелое Средневековье, Позднее Средневековье) рассмотрено, как в данный период времени развивались экономика и общество, какие изменения происходили в повседневной жизни и духовных исканиях людей, что было достигнуто в области науки и техники.

В разделе «Наука и техника» отражено, как развивались в каждый период Средневековья математика, астрономия, алхимия и химическое искусство. Отдельное внимание уделяется истории медицинского знания, деятелям данной области, тому, как шла борьба со страшными эпидемиями. Средневековье - это также время таких изобретений и инноваций, как механические часы, очки, огнестрельное оружие, время, когда жили и творили такие выдающиеся деятели науки и искусства, как Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон и многие другие.

Всю средневековую культуру пронизывает магия. Порой ее трудно отличить от философии и медицины, она переплетается с христианскими обрядами, а иногда вступает с христианством в противоречие. Интерес к магии и колдовству и поиск средств для их осуществления с XIII в. бурно развивались. С конца XV в. охота на ведьм вошла в обыденную жизнь многих областей Европы. О ее начале и наиболее громких процессах можно узнать из книги.

Издание включает в себя более 1000 иллюстраций, в том числе фрагменты средневековых манускриптов, портреты ученых, мыслителей, первооткрывателей и т. д., фотографии архитектурных сооружений.

Информацию о том, где приобрести книгу, можно найти в каталоге издательства «Просвещения» .


Из аннотации к книге: "Эта энциклопедия по истории Средних веков создана под руководством Умберто Эко, который написал для нее пространное введение, международным коллективом авторов - известных специалистов, весьма уважаемых в европейской академической среде. Здесь нашлось место глобальным концепциям, широким обобщениям и новым гипотезам, а также множеству интересных фактов, исторических фигур и ярких моментов истории. Том богато иллюстрирован. "
Подтверждаю - том богато иллюстрирован:)
Также подтверждаю - здесь нашлось место "пространному введению" от Эко и "широким обобщениям" от коллектива авторов. Собственно, введение - это единственное, что интересно ЧИТАТЬ. Остальной текст - чистый справочник.
Например, вот:

Признаюсь, я не очень люблю читать справочники, я из них ничего не запоминаю. Ну т.е. ими удобно пользоваться, чтобы освежить в память канву того, что ты уже ранее подробно изучал и знал. Но как самостоятельный источник знаний или приятного времяпровождения справочник для меня не может выступать.
Вообще в этом помещении в заглавие книги фамилии Эко, имхо, присутствует некоторый маркетинговый "мухлеж" :) Я как покупатель наивно ожидала образного и подробного воссоздания эпохи и научного анализа происходивших в ней перемен - вроде как хороший учебник или сборник ярких лекций от неподражаемого профессора и романиста. Ан нет:)
В общем, чтобы вы имели реальное представление о книге (не, не, она не плохая, но вдруг вы, как я, ждете от нее чего-то бОльшего), очень советую прочитать несколько разворотов перед покупкой (постаралась сделать фото с читабельным размером текста, кликайте по картинкам - будет широкоформатное изображение).

Книга вышла на наш рынок в трех вариациях, и даже самый "бюджетный" отнюдь не такой бюджетный. Я именно его и купила. Оформление у него типичное для Олмы - пухлая хрустящая обложка, мелованная бумага, четкая печать.


Книга продается в

Я РОДИЛСЯ В АЛЕССАНДРИИ - том самом городишке, что известен шляпами-борсалино.

НЕ СТОИТ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ИТАЛИЯ - ЭТО СТРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ. Тот факт, что Рафаэль и Микеланджело родом отсюда, на самом деле не значит ничего.


КАЖДЫЙ ЕВРОПЕЕЦ, выходя на улицу, видит средневековые церкви, поэтому его не интересует Средневековье. Другое дело - Индианаполис. Самые интересные письма я получают из таких мест.

МЕНЯ ЗА УШИ НЕ ОТТАЩИШЬ от Средневековья - примерно так же, как иных людей за уши не оттащишь от кокосов.


ДУМАЮ, ЕСЛИ БЫ Я РОДИЛСЯ в Средние века, я был бы уже мертв.

МОЙ ОТЕЦ БЫЛ БУХГАЛТЕРОМ, а его отец - типографом. Мой отец был самым старшим из тринадцати детей, а я был его первым сыном. Моим первым ребенком также был сын, и аналогичным образом сын был первым ребенком моего сына. К чему я это? Если вдруг выяснится, что семья Эко происходит от византийских императоров, мой внук будет считаться дофином (наследник королевского престола).


МОЙ ОТЕЦ В ЮНОСТИ был большим любителем книг. Но у его родителей было 13 детей, семья едва сводила концы с концами, и покупку книг мой отец позволить себе не мог. Тогда он стал читать в уличных киосках. Подходил, брал с прилавка книгу и начинал читать до тех пор, пока хозяин не гнал его прочь. Тогда он переходил к следующему киоску, открывал книгу на той странице, где остановился, и продолжал читать. Я очень дорожу этим воспоминанием - его упорной погоней за книгами.

КОГДА МОЙ ДЕД ВЫШЕЛ НА ПЕНСИЮ, он занялся переплетением книг на заказ. Старинные, прекрасно иллюстрированные издания Готье и Дюма лежали у него дома повсюду. Это были первые книги, которые я увидел. Когда он умер, в 1938-м, многие владельцы книг не стали забирать свои заказы, и книги просто сложили в огромный ящик, который вскоре оказался в родительском подвале. Время от времени меня посылали туда - за углем или за вином, - а я только и ждал этого.


ДА, Я ТОЖЕ ПИСАЛ СТИХИ. Когда-то я сказал: в определенном возрасте поэзия сродни подростковым прыщам. Это этап, без которого нельзя. В пятнадцать или, скажем, в шестнадцать поэзия - это мастурбация. И отличие плохого поэта от хорошего заключается в том, что хороший поэт сжигает все свои ранние попытки, а плохой - публикует.

НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ НАЗАД за пару тысяч долларов я купил себе трубу. Вы ведь знаете: для того чтобы играть на трубе, нужно постоянно тренировать губы, но я не делал этого уже очень и очень давно. Так что сейчас я играю плохо, а вот в двенадцать лет я играл превосходно. Но я купил трубу не для того, чтобы играть на ней. Я купил трубу как свидетельство того, каким я когда-то был.


КАКОГО БЫ ПЕРСОНАЖА ТЫ НИ ВЫДУМАЛ, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти.

НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ - ВСЕГДА ГЕРОЙ ПО ОШИБКЕ. На самом деле он мечтает быть честным трусом, как и все вокруг.


ВОЗМОЖНО, вам будет небезынтересно узнать, что однажды я опубликовал структурный анализ типичного сюжета Иена Флеминга (автор серии книг о Джеймсе Бонде).

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА привлекает меня тем, что задается центральным вопросом философии - кто все это сделал?


КОГДА Я ПРИСТУПАЛ К НАПИСАНИЮ «ИМЕНИ РОЗЫ», я, безусловно, не знал, что именно могло содержаться в утерянном томе аристотелевской «Поэтики» (исследование теории драмы в двух книгах, из которых до наших дней дошла только первая, посвященная трагедии) - том самом, что был посвящен комедии. Но в процессе написания книги я, кажется, стал догадываться.

КАЖДЫЙ РАЗ, когда я начинаю писать книгу, я чувствую себя приговоренным к двухлетнему сроку, потому что книга сродни ребенку. Сначала ты должен дать ей жизнь, потом заботиться о ней, и только затем она начинает ходить и, наконец, говорить.


ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ культурного человека - всегда быть готовым переписать энциклопедию.


Я ЛЮБЛЮ ТЕЛЕВИДЕНИЕ и полагаю, что нет на свете ни одного серьезного гуманитария, кто не любил бы смотреть телевизор. Возможно, я просто единственный, кто не боится признаться в этом.

МЕНЯ МАЛО ВОЛНУЕТ количество пользователей, находящихся в данный момент онлайн. Все, что они делают, - разговаривают с призраками.


Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРАВОТА, и хотя бы в этом я прав.

ВОЗМОЖНО, Я НЕ ТАК МУДР, как думаю сам, и уж тем более не так мудр, как полагают люди.


ВСЕ ЭТО МИФЫ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫЕ ИЗДАТЕЛЯМИ, - будто люди хотят читать легкую литературу.

ЛЮДИ ОЧЕНЬ БЫСТРО УСТАЮТ от простых вещей.


ВСЕГДА ОЧЕНЬ ЛЕГКО НАЙТИ параллели между любыми явлениями. Вы дадите мне 50 долларов, и я напишу вам эссе, где обозначу параллели между сегодняшним днем и миром, в котором обитали неандертальцы.

Я НИКОГДА НЕ СЧИТАЛ Средневековье темным временем. Это была плодородная почва, на которой выросло Возрождение.


ВСЯ МИРОВАЯ КУЛЬТУРА ХОЧЕТ ОДНОГО - сделать бесконечность постижимой.

Я АБСОЛЮТНО УВЕРЕН В ТОМ, что любая прочитанная книга заставляет тебя прочитать следующую.


НЕТ НИКАКИХ ПРАВИЛ и нет никакого правильного режима, если ты хочешь написать книгу.

ИНОГДА я переписываю одну страницу по дюжине раз, а если и это не помогает - читаю написанное вслух, пытаясь таким образом понять, что не так.


НАПИСАТЬ КНИГУ не всегда означает наносить слова на бумагу. Ты можешь написать в уме целую главу, пока завтракаешь или гуляешь.

УМЕНИЕ ЛГАТЬ - одна из немногих вещей, которая отличает человека от животных.


ПРЕДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ чрезвычайно скучный и разочаровывающий - смерть.

ЧУЖАЯ ГЛУПОСТЬ никогда не уменьшит твою.