Духовные учителя Человечества XIX-XX века. Духовные учителя Человечества XIX-XX века Анни безант библиография

Кто такая Анни Безант? Нам она известна как ученица и последовательница Елены Блаватской. Немногие знают об этой удивительной женщине больше - к примеру, то, что она была президентом теософского общества. К тому же Анни - автор большого количества теософских работ. Предлагаем вам детально познакомиться с биографией Анни Безант и её творчеством.

Биография

Анни родилась в октябре 1847 года в Лондоне. Её родители были последователями англиканской церкви, а потому воспитывали девочку в строгости. Будучи впечатлительным ребёнком, Анни приняла религию всем сердцем. Именно по этой причине в 19-летнем возрасте Безант вышла замуж за священнослужителя. Однако брак оказался неудачным. Спустя пять лет супруги расстались. Анни отказалась от религии из-за внутренних противоречий: её искренность и честность пробуждали в ней протест против ханжества и чопорности.

Пытливый ум и справедливость привели девушку к социализму. Огромное влияние на неё оказал Чарльз Берроу - популярный общественный деятель и лидер социалистического движения Англии. Анни боролась за права малоимущих, занималась благотворительностью. Благодаря её деятельности открывались столовые и больницы для бедных. Перемены были и в личной жизни. Анни Безант связала свою жизнь с атеистом и радикалом по имени Чарльз Брэдлоу.

Новая «вера»

Продолжительное время Анни была увлечена идеей социализма. Она писала страстные памфлеты и статьи, в совершенстве владела ораторским искусством. Анни была руководителем движения социалистов в Англии.

Помимо своей основной деятельности, Безант уделяла немало внимания самообразованию. Мимо неё не прошла книга Елены Петровны Блаватской «Тайная доктрина». Синтез науки, философии и религии заинтересовал Анни. Она приняла эту «религию» абсолютно. Теософия захватила Безант. Она начала выступать с лекциями, выпускать книги. В 1907 году Анни возглавила теософское общество и переехала в Индию, где располагалась его штаб-квартира.

В теософском обществе она не оставила благотворительность. Её старания поспособствовали появлению приютов и детских домов, пунктов питания и больниц.

Творческая деятельность

Как писатель Анни была активной. На её счету несколько десятков трудов, переведённых на разные языки, в том числе и на русский. Книги Анни Безант способны раскрыть перед своими читателями самые тайные глубины Божественной мудрости. Писательница призывает искать Божественный дух не вне, а внутри человека, а для этого нужно не только верить и надеяться, но и быть убеждённым в его присутствии.

«Братство религий»

Одно из самых интересных изданий Анни Безант - «Братство религий». Сложно поспорить с тем, что очень многие религии имеют общие черты, а значит, уверяет писательница, были даны людям из одного общего источника. То есть и цель у них одна - помочь человеку на пути к совершенству. В книге Анни приводит фрагменты из Священных Писаний, собранные у разных народов и свидетельствующие о единстве основных религиозных течений.

«Древняя мудрость»

Тем, кто только начинает разбираться в тонкостях теософии, придёт на помощь книга Анни Безант «Древняя мудрость». Здесь максимально просто автор знакомит читателей с основами мистического богопознания, раскрывает суть различных законов, таких как закон кармы, закон перевоплощения и закон жертвы. Кроме того, в издании последовательница Елены Блаватской подробно описывает весь процесс восхождения человека и знакомит со строением космоса.

Помимо физического мира, утверждает Анни, существуют и другие. К примеру, астральный, населённый естественными элементалами пяти отделов: земли, огня, воды, эфира и воздуха. В «Древней мудрости» Безант говорит о том, что в этом мире могут временно находиться люди. Обитают здесь и существа высокого порядка. Ещё один мир - ментальный. Он представляет собой сферу разума и сознания. Состоит ментальный мир из так называемой материи мысли. Как и астральный мир, ментальный населён элементалами и другими существами. Эти существа, по словам Анни Безант, обладают обширными знаниями, великолепной внешней формой и невероятными силами. Помимо этих миров, автор знакомит читателей с мирами буддхическими, нирваническими и другими, более высокими.

Впервые на русский язык это издание было переведено в 1908 году и опубликовано в журнале «Вестник теософии». Спустя два года книга вышла отдельным изданием.

Противоречит ли теософия христианству?

На этот вопрос Анни Безант даёт ответ в одноимённой книге. По мнению президента теософского общества, если рассматривать теософию в качестве нравственного учения и философской системы мысли, в ней невозможно найти ничего, что противоречило бы христианству. Напротив, уверяет Анни, люди, исповедующие христианство, могут найти в этом учении помощь, пролить свет на тёмные вопросы. К тому же теософия способна сделать веру возвышеннее и сильнее.

«Сила мысли»

В книге Анни Безант «Сила мысли» читатели знакомятся с природой знания и познания, их механизмами. Кроме того, автор учит их развивать память, созерцать, воспитывать ум. После прочтения книги можно познать беспокойство и успокоение, научиться общаться и с людьми, и с Богом.

Овладев принципами, изложенными в книге, читатель сумеет встать на непростой путь единения с природой, а умственный рост ускорится в несколько раз! К тому же, творя свой мир, говорит преемница Блаватской, важно помнить, что обстоятельства всегда зависят от мыслей человека. Проще говоря, закон силы разума заключается в том, что человек является тем, что он думает. Думая о ничтожных вещах, люди и сами становятся ничтожными, а мысля о великом, люди, напротив, возвышаются.

«Мыслеформы»

О том, что мысли и желания влияют не только на жизнь человека, но и на окружающих людей, Анни Безант рассказывает в книге «Мыслеформы». В этом исследовании живым языком описана сила и природа мыслей, а значит, оно прекрасно подойдёт читателям, стремящимся осознать эти непростые явления. Эта книга отличается большим числом иллюстраций.

«Человек и его тела»

Книга «Человек и его тела» Анни Безант - это введение в теософию для начинающих. Нельзя не отметить, что она весьма понятна и лаконична. Без пространных философских отступлений Анна описывает все тела человека, принципы их устройства, особенности их взаимодействия. Кроме того, автор объясняет, как с этими телами нужно работать, а главное, зачем это делать!

В своей книге Анни пишет, что человек - это сознательное «я», живое и мыслящее. Тела же - это оболочки, в которые «я» заключено. С помощью этих тел индивидуальность может функционировать. Стоит отметить, что тела - это явление временное, сам же человек вечен, душа его развивается и просто переходит из одной жизни в другую, приобретая и оставляя различные тела. Рост продолжается до тех пор, пока человек не достигнет высочайшего уровня сознания - ментального.

«Учение сердца»

Простая книга о самом главном - вот как можно описать это издание Анни Безант. О чём она? О том, что любовь и духовная жизнь никогда не уменьшаются. Скорее всего, чем больше и активнее они расходуются, тем больше и сильнее становятся. А потому, говорит автор со страниц своей книги, нужно пребывать в состоянии радости и любви, ведь радость - это главная часть духовной жизни человека.

Пока человек отождествляет себя только с умом и телом, ни одно волнение мира не может воздействовать на него. Но как только появляется связь с высшим «я», человека обволакивает великая мудрость, управляющая Вселенной. И тогда любые потрясения не смогут поколебать внутренней гармонии и покоя, царящего в его душе.


Джидду Кришнамурти
Анни Безант
Алиса Бейли
Рудольф Штайнер
Омраам Микаэль Айванхов
Георгий Иванович Гурджиев
Шри Раджниш (Ошо)

АННИ БЕЗАНТ (1847-1933)

Анни Безант. Мы знаем ее как ученицу и последовательницу Елены Петровны Блаватской, как президента Теософского общества, как автора многих теософских работ. Но путь ее к теософии, к Божественной мудрости был полон внутренней борьбы.

Анни Безант родилась 1 октября 1847 года, в Англии, в семье ревностных последователей англиканской церкви и была воспитана в строгом религиозном духе. Любознательная, пытливая и впечатлительная, она всем сердцем приняла англиканство. Возвышенный строй религиозной юной души определил и ее жизненный идеал. Последовал брак со священником англиканской церкви, но замужество оказалось неудачным. Свойственные ей искренность, внутренняя честность возбуждали протест против чопорности и ханжества викторианских правил поведения, поддерживаемых церковью. Жестокая внутренняя борьба привела к внешнему отказу от религии. Анни Безант становится атеисткой.

Обостренное чувство справедливости, пытливый ум, энергия заставили ее углубиться в изучение теории социализма. Лидер социалистического движения, известный общественный деятель Англии Чарльз Берроу, сотрудницей которого она стала, оказал на Анни Безант огромное влияние. Она становится социальным реформатором, и в процессе работы вскоре выявляется ее талант организатора. Борьба за социальные права малоимущих увлекла Анни Безант и высветила все яркие особенности ее личности. Огромная работа по организации благотворительной деятельности: сбор пожертвований, открытие столовых, больниц для бедных. Выступления на собраниях и митингах сделали имя Анни Безант популярным в Лондоне. Статьи и памфлеты, написанные ею, отличались остротой мысли, страстностью. Ее речи увлекали, она прекрасно владела ораторским искусством. Люди тянулись к ней, восхищенные смелостью, яркостью, убедительностью доводов. Статьи запоминались образностью языка, строгостью стиля. Пришла и литературная слава. Анни Безант стала известной не только в Лондоне, но и во всей Англии, став одним из руководителей социалистического движения.

Всегда уделяя время самообразованию, она не пропустила и только что изданную на английском языке "Тайную Доктрину" Елены Петровны Блаватской. Философская направленность ума Анни Безант, стремление дойти до сути явлений побудили ее с глубочайшим интересом отнестись к этому теософскому произведению, представляющему собой синтез религии, науки и философии. Цельность и глубина теософской доктрины о происхождении и эволюции Космоса и человека, истинность учений о взаимосвязи всего сущего в изложении Блаватской покорили Анни Безант- убежденную социалистку и ярую пропагандистку атеизма. Личное знакомство с Еленой Петровной Блаватской, глубокое изучение "Тайной доктрины", древних эзотерических постулатов все более убеждали ее в необходимости коренным образом изменить свою жизнь. Личность, известная всей Англии, стоящая во главе социалистического движения, Анни Безант должна была обнародовать свое решение, публично объявив о смене идеалов. Отказавшись от благополучной карьеры социалистического лидера, она издает брошюру "Почему я стала теософкой", где прослеживаются все этапы ее внутренней борьбы. Выдержав все нападки и обвинения, Анни Безант становится адептом теософии.

Теософское общество, руководимое Блаватской и находившееся в то время в Англии, переживало не лучшие свои времена. Необычайная личность президента и деятельность общества подвергались жесточайшей критике и со стороны официальной науки, и со стороны представителей церкви. Анни Безант не испугала возможность тоже стать объектом критики. Напротив, со всей свойственной ей страстностью, направляет она свои незаурядные способности на реабилитацию теософии.

Безант становится не только ученицей Блаватской, но и сподвижницей, и ее блестящий организаторский талант, ее литературный и ораторский дар проявляются теперь под знаменем теософии.

И здесь, в Теософском обществе, в центре ее деятельности стоит служение людям, облегчение их участи. Снова Анни Безант развертывает широкую сеть благотворительных учреждений - открываются новые приюты, пункты питания, детские дома и больницы. Эта сторона деятельности снискала популярность Теософского общества и благодарность ему у огромного числа людей. Пришло и общественное признание Теософского движения.

Активная творческая деятельность Анни Безант была направлена на популяризацию идей Блаватской, на распространение теософских взглядов. Ею движет убеждение, что "...для человека обычного умственного развития, с обычным образованием, привыкшего пользоваться разумом в мирских делах, для понимания главных учений теософии, как чего-то связного и синтезирующего, не требуется ничего, кроме неослабного внимания и обыденного умственного развития". Так говорила Безант на одной из своих многочисленных лекций.

Последовательница Блаватской, она определяла теософию как широкое мировоззрение, "...которое способно удовлетворить разум как философия и, в то же время, дать миру всеобъемлющую религию и этику..." как "единый источник, откуда ведут свое происхождение все учения, все священные книги Востока, все древние учения, уцелевшие до наших дней, содержащие в себе знания о Боге, о человеке, о Вселенной".

Творческая деятельность Анни Безант была активна и плодотворна. Опубликованные ею книги "В преддверии храма", "Путь к посвящению и усовершенствованию человека", "Духовная алхимия", "Братство религий", "Законы высшей жизни" и многие другие раскрывают перед читателем глубины Божественной мудрости.

После ухода из жизни Е.П.Блаватской Безант отдает много сил для подготовки к публикации трудов, оставленных основательницей Теософского общества, сохраняя для читателя каждое слово своего Учителя.

В 1907г., после смерти заместителя Блаватской Генри Олькотта, Анни Безант сама становится президентом Теософского общества и руководит им в течение 26 лет до 1933г., до конца своей жизни.

Деятельность Общества протекала сначала в Англии, затем в Индии, в Мадрасе. Все это время яркие выступления Анни Безант, участие в конгрессах, чтение лекций способствовали широкому распространению древних знаний и в Индии помогли многим обратиться к своим духовно-философским корням. Социальная активность нового президента Теософского общества вовлекает ее в гущу политики, и с 1889г. по 1891г. она - председатель крупнейшей политической партии Индии - Индийский национальный конгресс. Однако теософия остается для Безант насущной необходимостью, она по-прежнему читает лекции, выступает с докладами, много работает над книгами по теософии.

Внутренний спор с церковью завершился признанием, что "в древности теософия вызывала религии к жизни, в наши времена она же должна оправдывать их". Это положение вызвало появление книги "Эзотерическое христианство", где читатель находит исследование корней религий на основе глубочайших знаний Безант древних истоков и трудов отцов церкви, древнегреческих мистерий и учения неоплатоников, трудов гностиков и сравнительной мифологии. Яркий литературный талант Анни Безант открывает ее книга "В преддверии храма", где образно и красочно, с использованием древних священных песнопений, показан путь к вершинам духовных знаний. "Но если вы хотите знать, - пишет Безант, - не только надеяться, не только страстно желать, не только верить, но знать с несомненностью и убежденностью, неспособной колебаться, тогда вы должны искать Божественный дух не вне, а внутри себя".

Детство и юность Анны Безант

Родители Анна Безант имели ирландское происхождение, чем она гордилась до конца своих дней.

К сожалению, Анна Безант рано потеряла отца, поэтому она с пяти лет познала, что такое бедность и социальная несправедливость, с которыми, став взрослой, нещадно боролась.

Приемная семья Анны Безант

Мать Анны Безант после смерти мужа хоть и работала много, но так и не смогла найти средств на содержание дочери и, тем более, на ее обучение. Поэтому она приняла нелегкое для себя решение – отдать юную Анну Безант на попечение своей хорошей подруге Эллен Мэрриэт.

Приемная семья, конечно, не была «родным гнездом», тем не менее, это позволило Анне Безант получить весьма неплохое образование и рано увлечься религией и философией.

Неудачное замужество Анны Безант

В возрасте восемнадцати лет Анна вышла замуж за Франка Безанта, но, к сожалению, их брачному союзу не суждено было стать счастливым – они очень быстро расстались по причине религиозных разногласий.

Кроме религиозных разногласий, у супругов были и исключительно материальные сложности. Чтобы реализовать свои таланты, Анна Безант писала короткие детские рассказы, но, к сожалению, в то время права женщин были сильно ущемлены, поэтому она не могла получать за них гонорары. Вместо нее их получал муж, который не признавал женской свободы и считал, что жена принадлежит мужчине, а не является его спутником по жизни. Естественно, сочетание всех этих факторов и свободолюбивый характер Анны Безант сделали свое дело…

Преследование Анны Безант

После развода Анна Безант переехала в Лондон, где начала вести активную социальную деятельность и вскоре стала очень известным ораторам в кругах Национального секулярного общества (секуляризм - концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры).

В 1877 году Анну Безант и одного из ее друзей, подвергли преследованию за публикацию книги Чарльза Нолтона «Плоды Философии», в которой шла речь о контроле над рождаемостью и, в частности, крамольном на то время праве женщины на аборт. Но, хулители, вместо того, чтобы очернить имя мятежной девушки, только принесли ей славу – она стала известная многим людям, что впоследствии, ей очень помогло.

Социальная деятельность Анны Безант

После скандала с публикацией книги, бунтарский дух Анны Безант проявился еще с большей силой, и она стала все чаще принимать участие и организовывать различные политические акции, как правило, имевшие громкий успех. Кроме различных выступлений, Анна Безант участвовала в забастовках работниц спичечной фабрики, была членом Фабианского общества и марксистской Социал-демократической федерации и так далее.

Анна Безант и масоны

Уделяя много времени политическим вопросам, а также живо интересуясь оккультной сферой, Анна Безант «вышла» на масонов. Как и во всех сферах своей жизни, она со всей страстью отдалась масонской деятельности, и в результате в 1902 году основала международный масонский орден в Англии, а затем в течение нескольких последующих лет Анна Безант стала учредителем еще нескольких масонских лож в различных частях Британской империи (3 в Лондоне, 3 на юге Англии, 3 на Севере и Северо-Западе, и даже 1 в Шотландии).

Некоторые исследовали жизненного пути Анны Безант утверждают, что она также сформировала новые масонские ложи В Южной Америке, Канаде, Индии, Цейлоне, Австралии и Новой Зеландии.

Начало теософского пути Анны Безант

Увлечение теософией началось у Анны Безант после ее встречи с Еленой Блаватской. Это произошло 1889 году, когда Анне Безант предложили написать рецензию на буквально недавно вышедший в печать фундаментальный труд Блаватской «Тайна Доктрина». Прочитав саму книгу, Анна Безант оказалась под большим впечатлением и захотела встретить автора. При личном знакомстве Елена Петровна произвела еще большее положительное впечатление на Анну Безант, вызвав в ней пламенный интерес к теософии.

С того момента Анна Безант становится не только ученицей Елены Блаватской, но и ее верной соратницей. А после смерти своего учителя она отдает много сил для подготовки к публикации ее трудов.

Путешествие Анны Безант в Индию

После встречи с Еленой Блаватской, Анна Безант в 1898 отправляется Индию, чтобы непосредственно прикоснуться к источнику Мудрости. Там она занимается изучением «Бхагават Гиты», написав впоследствии книгу комментариев к этому священному тексту. Кроме того, в том же году Анна Безант учреждает Центральный индийский колледж в Бенаресе.

Индия настолько понравилась Анне Безант, что она переезжает в нее на постоянное проживание.

Анна Безант – реформатор теософии

В 1908 году Анна Безант избирается на пост президента Теософского общества, которым руководит в течение 26 лет вплоть до своей смерти.

По вступлении в должность, Анна Безант практически сразу преступает к его реформированию, стараясь переориентировать «буддийскую» направленность на «индуистскую».

Борьба Анны Безант за независимость Индии

Невзирая на свою теософскую занятость, Анна Безант не перестает вести активную социальную жизнь, стремясь к тому, чтобы совместить два этих вектора своей жизни. Особенно много внимания Анна Безант уделяет вопросу независимости Индии.

С началом Первой мировой войны Анна Безант становится одним из организаторов Лиги самоуправления Индии, а 1917 году ее избирают в президенты Индийского национального конгресса.

Анна Безант и Джидду Кришнамурти

Теософы того времени ждали появления нового Мессии и на роль такового Анной Безант был выбран юный Джидду Кришнамурти, чей отец, будучи ортодоксальным брамином, состоял в Теософском обществе. В силу материальных причин, он со своей семьей переехал в Адьяр, где Чарльз Уэбстер Ледбитер, обладавший даром ясновиденья, заметил во время прогулки Джидду. Позднее Кришнамурти говорил о том, что «открытие» его Ледбитером спасло его, как физически, так и духовно.

Теософы взяли юного Кришнамурти под свою опеку – заботясь о нем и обеспечивая ему прекрасное образование. А через год Анна Безант лично официально оформила на себя опеку над ним.

Не известно, был ли Джидду Кришнамурти действительно тем мессией, которого ждали теософы, но спустя много лет он стал известным философом и духовным учителем. Тем не менее, сам же Кришнамурти добровольно и официально отказался от роли, навязанной ему теософами, распустив «Орден Звезды Востока», специально созданный для его поддержки. Естественно, это сильно ранило Анну Безант и не прошло для нее бесследно.

Литературное наследие Анны Безант

Анна Безант была трудолюбивой женщиной, не терпевшей праздности, поэтому не удивительно, что она оставила после себя большое литературное наследие. Анна Безант является автором таких книг как «Братство религий», «Древняя мудрость», «Законы высшей жизни», «Исследование сознания», «Мистицизм», «Противоречит ли теософия христианству?», «Путь к посвящению и совершенствование человека», «Путь ученичества», «Совершенный человек», «Что такое теософия» и многие другие. Также в соавторстве с Ч. Ледбитером Анна Безант написала «Жизни Алкиона», «Мыслеформы», «Начало шестой коренной расы», «Оккультная химия».

Большинство трудов Анны Безант переведены на многие языки мира и переиздаются до сих пор.

Смерть Анны Безант

© Алексей Купрейчик

Анни Вуд Безант, 1847-1933 гг.

Анни Вуд Безант – личность с поистине сильным характером, публицист, превосходный оратор, теософ и борец за справедливость.

Анни родилась 1 октября 1847 года в пригороде Лондона в семье ирландского происхождения, которым гордилась всю жизнь. Ее отец работал врачом, но, к сожалению, он скончался, когда девочке исполнилось только 5 лет. Семья, потерявшая кормильца, стала испытывать сильные финансовые затруднения. Матери пришлось подрабатывать уборщицей в местной школе, но денег на содержание дочери все равно не хватало. В конце концов мать Анни принимает решение, отдать дочь на попечение своей хорошей подруге Эллен Мэрриэт. В приемной семье девочка получила великолепное образование. В раннем возрасте Анни стала проявлять интерес к художественной, философской и религиозной литературе, что вызывало большое одобрение у домочадцев.
В восемнадцатилетнем возрасте она знакомится с двадцатишестилетним англиканским священником Фрэнком Безантом, братом известного английского писателя Уолтера Безанта. Через год они образуют брак.

Вскоре Фрэнк становится викарием, и молодая семья переезжает в Линкольншир. Через несколько лет у них появляются дети – сын Артур и дочка Мейбл. Со временем отношения между супругами стали накаляться, появились разногласия. Анни писала небольшие детские рассказы, но в то время, замужней женщине было запрещено иметь какое либо имущество и муж забрал все заработанные деньги себе. Жизнь при церкви казалась Анни ограниченной как духовно, так и физически, ей нужно было больше свободы. Конфликт дошел до высшей точки, когда Анни отказалась от участия в Причастии. В 1873 году брак распадается, после юридических разборок сын остается с отцом, а Анни вместе с дочерью уезжает в Лондон. Именно там она знакомится с английским философом Чарльзом Брэдлоу, одним из основателей «Национального Светского Общества». По его рекомендации Безант, начинает читать публичные лекции и печататься в журнале «Национальный реформатор», который издает Брэдлоу. Анни оказалась одаренным оратором и журналистом.

Особенно Безант и Брэдлоу стали известны в 1877 году, после публикации книги Чарльза Нолтона под названием «Плоды Философии», в которой шла речь о так называемом «контроле численности семьи» и рассматривались права женщин на добровольный аборт. За выпуск в массы подобного «атеистического» труда они оба были привлечены к уголовной ответственности. Последующее разбирательство в суде положило начало существования Мальтузианской Лиги. Бывший муж, использовав сложившуюся ситуацию, отсудил дочь у матери-бунтарки. Однако, этот скандал принес им немалую популярность. Их активно стали поддерживать либералы и вскоре Чарльз Брэдлоу был избран в парламент, однако клятву давать отказался, чем вызвал сильное возмущение среди христиан.
Тем временем Анни Безант налаживает связи с Ирландским Домом Управления и активно их поддерживает в своих статьях. В частности, она знакомится с Майклом Дэвиттом, который продвигает идею мобилизации ирландских крестьян против помещиков.

Несмотря на то, что женщины, в то время, не имели права участия в выборах, Анни Безант была избрана в Лондонский школьный совет и стала автором нескольких прогрессивных реформ школьного образования.

Благодаря увлечению социализмом она знакомится с Бернардом Шоу, после чего становится выдающимся оратором в Фабианском Обществе. 13 ноября 1887 года Анни выступает на демонстрации, которая проходила на Трафальгарской Площади. Позже это событие получит название «Кровавое воскресенье».

Ключевым моментом в жизни Безант стало знакомство с Еленой Петровной Блаватской. В 1889 году Анни было предложено написать рецензию для Pall Mall Gazette по недавно вышедшей книге «Тайная Доктрина». После ознакомления с произведением, она решила встретиться с автором, которая в тот момент находилась в Париже. Блаватская произвела огромное впечатление на Анни и пробудила в ней глубокий интерес к Теософии. С этого момента Анни Безант начала духовный путь, и обрела стремление к изменению мира и человечества к лучшему. Она не раз посещала Индию в компании Блаватской. И даже после смерти Елены Петровны Безант оставалась одной из выдающихся фигур теософского общества, а в 1908 году стала его президентом.

Стремление к равноправию между мужчиной и женщиной, а также увлечение духовными учениями пробудили у Анни интерес к масонству. Таким образом, Безант оказывается среди посвященных Международного Смешанного Масонского Ордена «Право Человека». Идея об истинном братстве, где мужчины и женщины разных национальностей и вероисповеданий работают бок о бок ради совершенствования человечества, оказала на нее огромное влияние. Именно Анни образует первые ложи Ордена «Право Человека» в Англии. Позднее благодаря ее усилиям новые ложи появились в Южной Америке, Канаде, Индии, Цейлоне, Австралии и Новой Зеландии. Вскоре все эти ложи получили название «Британская Федерация Ордена Право Человека», а Анни Безант получила статус Великого Командора Ордена. Также под ее влиянием появился устав, который получил названия «Обряд Дхармы», который также называют «Обряд Безант -Ледбитера» или «Ритуал Роделдейл». В данном ритуале особое внимание уделялось важности эзотерических и мистических аспектов, которые по мнению теософов составляли сердце масонства.

Анни Безант ушла на Восток Вечный 20 сентября 1933 года. Ее могила находится в Индии в городе Адьяр на берегу моря.

Кто такая Анни Безант? Многие это хорошо знают. Ее принято считать последовательницей Она же была борцом за права женщин всего мира, писательницей, оратором и теософом. Мы предлагаем вашему вниманию возможность узнать побольше об этой удивительной женщине!

Анни появилась на свет в Лондоне. Произошло это в октябре 1847 года. Родители девочки являлись сторонниками англиканской церкви, а потому детские годы ее прошли в строгости. Анни Вуд (именно эту фамилию она носила до замужества) была крайне впечатлительным ребенком, а потому она приняла религию всем сердцем. Наверное, именно это и стало причиной того, что в 19 лет возрасте Анни вышла замуж за Франка Безанта - священнослужителя. Правда, назвать этот брак долгим нельзя - он продлился всего пять лет. После расставания с мужем Анни Безант отказалась и от религии: ее просто раздирали внутренние противоречия, ведь девушка была искренней и честной, не желала носить маску чопорности и ханжества. Желание справедливости привело Безант к социализму.

Влияние на всю последующую жизнь Анни оказал известный общественный деятель и лидер социалистического движения туманного Альбиона Чарльз Берроу. Безант начала борьбу за права малоимущих людей, занималась благотворительностью. Стоит сказать, что благодаря инициативе этой уникальной личности в стране появлялись столовые и больницы для бедняков. Наступили перемены и в личной жизни Анни - она вышла замуж за Чарльза Брэдлоу - радикала и атеиста.

От социализма к теософии

Идея социализма увлекала Безант достаточно долго. Все это время Анни писала памфлеты и статьи, отличавшиеся страстностью и пылкостью. Кроме того, она стала руководителем движения социалистов Великобритании.

Несмотря на такую занятость, Анни Безант успевала заниматься самообразованием. Однажды ей в руки попала книга Елены Петровны Блаватской под названием «Тайная доктрина». Невероятный синтез религии, науки и философии заинтересовал активистку. Ее современники говорили, что Анни приняла новую «религию» абсолютно! Теософия так захватила Безант, что она стала выступать с лекциями, начала писать книги.

1907 год стал особым в жизни Анни - она стала лидером теософского общества и даже переехала в Индию, где находилась его штаб-квартира. Новая сфера деятельности не помешала женщине заниматься добрыми делами - как и прежде Безант уделяла внимание проблемам социально незащищенных слоев населения. Благодаря стараниям Анни появились приюты, пункты питания и медицинские заведения.

Писательская деятельность

Анни Безант была невероятно активным писателем. Из-под ее пера вышел не один десяток трудов, переведенных на разные языки (в том числе и на русский). Ее книги раскрывают перед читателями самые тайные глубины всей религиозной мудрости. Анни говорит, что божественный дух нельзя искать вне тела человека, ведь он скрыт внутри. Чтобы его найти, мало одной лишь веры - нужна непоколебимая убежденность в его присутствии. Смогла писательница и ответить на вопрос о том, что такое теософия. Анни Безант пишет:

Однажды один ученик спросил учителя о знании, и тот сказал, что существует два вида знания: низшее и высшее. Все то, что может быть преподано одним человеком другому, вся наука, все искусство, вся литература, даже св. Писания, даже сами Веды, - все это было причислено к формам низшего знания. Затем он переходит к тому, что высочайшее знание - это познание Единого, зная которого, познаешь все. Познание Его и есть Теософия. Это и есть "познание Бога, являющееся Жизнью вечной".

Цитаты из книг

Познакомимся и с другими цитатами Анни Безант. Так, она утверждала - все религии были даны людям из одного источника, они имеют схожие истины и одну цель. Именно этой мысли писательница посвятила книгу «Братство религий». Читатели отмечают, что Анни удалось собрать фрагменты из Священных Писаний разных народов, доказывающие единство религий. В этой книге Безант пишет следующее:

Все религии сходятся в светлой уверенности, что человек - Бессмертное Духовное Существо и что назначение его - любить, познавать и помогать на протяжении бесчисленных веков.

В этой же книге Анни говорит о том, что любое испытание, выпавшее на долю человека, сотворено его собственными руками. Разговор с читателем о религии писательница продолжает в книге «Эзотерическое христианство»:

«Цель познания» - познать Бога, а не только верить в Него; стать единым с Богом, а не только поклоняться издали.

Кстати, этот труд был признан одной из лучших работ Безант. В его основу легли работы Климента Александрийского, первых отцов церкви Оригена. Анни удалось доступно рассказать читателям о таинствах первых христиан, их мистериях. Знакомит автор и с историей христианской мистики:

Миф несравненно ближе к истине, чем история, ибо история говорит нам лишь об отброшенных тенях, тогда как миф дает нам сведения о той сути, что отбрасывает от себя эти тени.

Одной из самых простых (но в то же время важных книг Анни Безант) читатели называют «Учение сердца». Здесь Анни пишет, что духовная жизнь человека и его любовь не могут уменьшаться, скорее даже наоборот - чем больше они расходуются, тем большую силу обретают! А потому, говорит писательница своим читателям, важно всегда пребывать в состоянии любви и счастья, ведь радость - главная часть жизни любого человека.