Рерих индия картины. Картины Н.К.Рериха ()

Картина относится к зрелому творчеству великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Будучи человеком с разносторонними интересами, мастер много путешествовал по миру, изучал философию и религии. Одно место полюбилось ему больше всего. Этим […]

Николай Рерих был очень талантливым художником, который без устали писал картины. В его самый последний день жизни он работал именно над картиной «Приказ учителя». Ранее, в 1927 году Рерих уже написал работу […]

Художник сумел совместить в одной работе сразу несколько идей, замыслов. Первое, что мы видим, смотря на данную картину – это горы. Для Николая Рериха горы были священными творениями самой природы. Он был […]

Перед нами картина Николая Рериха, написанная в поздний период творчества художника. Работа входит в коллекцию картин, посвященных Гималаям. Эти горные пейзажи Рерих лично наблюдал во время экспедиции на Восток. Изображенные на картине […]

Николай Рерих много лет провел вместе со своей семьей в экспедиции на Востоке Евразии. Они посетили множество стран: Индию, Тибет, Китай, Монголию. Но больше всего художника потрясли не городские пейзажи, а природа. […]

Николай Константинович Рерих – один из лучших пейзажистов всех времен. Больше всего его всегда привлекали горы. Он считал, что именно в них наше спасение и наше будущее. Это неприкрытое восхищение творениями природы […]

Данная картина Николая Рериха, можно сказать, является иллюстрацией к древним писаниям Востока. Считается, что данный сюжет Рерих подглядел на одном из буддистских храмов, немного переосмыслил его и изобразил на холсте. Картина весьма […]

Работа «Пречистый Град — врагам озлобление» входит в многочисленную коллекцию картин, которые Рерих посвятил предстоящей войне. Данная работа была написана в 1912 году. Во всем мире чувствовалось напряжение. Мировые державы находились в […]

Николай Константинович Рерих – это настоящее явление в российской и мировой культуре. Человек уникальных способностей, художник, писатель, археолог, ученый, философ, сценограф и мистик, духовный учитель нескольких поколений людей – все эти характеристики относятся к одному человеку.

За свою не слишком долгую жизнь, а прожил Рерих 73 заполненных постоянными трудами года, мастер создал более 7 000 картин, написал более 30 книг, две из которых стихотворные труды. В число его достижений входит основание международных культурных движений «Знамя мира» и «Мир через культуру». Рерих подал идею и основал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, ставший известным как Пакт Рериха. В Индии он основал Институт Гималайских исследований «Урусвати», а также множество других обществ и учреждений образования.

Родился Николай Константинович в 1874 году в в семье нотариуса и общественного деятеля. Его мать была родом из купеческой семьи. Кроме Николая, в семье было еще двое сыновей – Борис и Владимир.

С ранних лет маленький Николай интересовался искусством, археологией и живописью. Его привлекало не только российское историческое наследие, но и материальная и духовная культура Востока.

После окончания в 1893 году гимназии Рерих одновременно учится в университете Санкт-Петербурга на юридическом факультете и в Императорской Академии художеств. Еще через два года он проходит обучение у известного художника . В это же время Рерих организует самостоятельные археологические экспедиции. Ему удается найти большое количество памятников разных эпох и собрать коллекцию орудий эпохи неолита.

В 1897 году он завершает обучение в Академии художеств. Его полотна исполнены в русском стиле на историческую и легендарную тематику. Они были высоко оценены выдающимися людьми той эпохи, включая Льва Толстого, а дипломную работу купил сам Третьяков.

Через два года талантливый художник женится на Елене Ивановне Шапошниковой, с которой проживет жизнь в полной гармонии. У них родится двое сыновей, оба станут известными и талантливыми людьми.

Этот период жизни ознаменовался для него множеством достижений и работ. Ему довелось потрудиться в разных жанрах, писать фрески в церквях, создавать монументальные художественные полотна, работать для оформления спектаклей.

Революция застала Рериха в , где он поправлял здоровье. Вернуться в Россию ему не было суждено. Только в советское время он будет навещать свою родину по делам.

В 1919 – 1920 годах он проживает в , где принимает участие в знаменитых балетных постановках Сергея Дягилева. Здесь же вместе с женой он становится членом теософского общества, основанного Еленой Блаватской. После этого его ожидает трехлетнее турне по Америке. Туда ему еще трижды предстоит возвращаться, но на весьма непродолжительный срок.

Его всегда привлекала Индия с ее древней философией и особым отношением к жизни. В поисках духовного просветления Рерих с семьей попадает в Гималаи, где находит свою вторую родину. Под его руководством организуется Центрально-Азиатская экспедиция. Она пыталась попасть в запретный тогда Тибет, но этому так и не было суждено случиться.

Индийский период Рериха ознаменовался созданием множества картин, которые отличались необыкновенной экспрессией и узнаваемым стилем изображения. В эти годы ученому и художнику, общественному деятелю удалось сделать так много, что хватило бы на десяток человеческих жизней. Скончался он в 1947 году, так и не узнав, что ему отказали в возвращении на горячо любимую им родину.

Николай Константинович Рерих известен во всем мире своей художественной гениальностью. Кроме этого, он проявлял свои творческие способности в литературе, увлекался археологией, много путешествовал и занимался активной общественной деятельностью. Однако мало кто знает, что Рерих является основателем собственного религиозно-мистического движения. Его занятия и регулярными послужили поводом для отлучения художника от церкви.

Николай Рерих картины писал всю жизнь. Их насчитывается более 7000 экземпляров, не считая многочисленных эскизов для мозаичных комплексов и фресок в различных храмах и церквях. Художник объездил невероятное количество стран, что получило свое отражение в его произведениях. Большой отпечаток на всю его жизнь наложила философия Востока.

Много загадок и уникальности подарил всему миру Николай Константинович Рерих. Картины, написанные им в молодые годы, значительно отличаются от более поздних полотен, но их художественной ценности это не умаляет. Его первым значимым произведением в мире художественного искусства стал "Гонец".

"Восста род на род" (1897г.)

Талант буквально вырвался из Рериха при Картина "Восста род на род" произвела фурор. Сам Третьяков купил ее для своей галереи. Восторженно отзывался о картине Лев Толстой. Используя сюжет из Евангелия от Матфея, через своего "Гонца" молодой Рерих передает послание всему народу от имени Христа. В напутствии крик о том, что грядут войны, болезни и катастрофы. Знаменитый критик Стасов говорил тогда: "Толстой поймет, с какими вестями спешит гонец".

"Идолы" (1901г.)

Всего через 4 года после первого крупного успеха перед нами появляется новый Николай Константинович Рерих. Картины его становятся более сюжетными и фантастичными, все детали прорисованы четче и уверенней, в сравнении с ранними работами автора. Его "Идолы" - воплощение языческих мыслей и образов, навеянных археологическими экспедициями.

Частокол с нанизанными черепами животных, и задумчивый старец-провидец одиноко бродит между фигурами безмолвных идолов... Этот сюжет продолжили другие произведения, например, "Зловещие", написанные в том же году.

Пророчество Рериха

(с названиями) представлены во многих отечественных и зарубежных каталогах. Среди них есть известные и не очень. Существует как минимум два произведения, которые считают пророческими - "Город осужденный" и "Крик змия". Обе картины написаны одна за одной в 1914 г., незадолго до революции. Соловьев, друг Рериха и критик, писал о том, что произведения автора перекликаются с древней притчей о Вавилоне.

Николай Рерих картины пишет, играя контрастами. Так и здесь: на фоне огненного неба и змея, который обвил город со всех сторон, высятся мрачные серые стены крепостей. В этой авторской безысходности - неминуемость скорой революционной волны.

Небесные фантазии

Николай Рерих картины с сюжетным наполнением обязательно обрамляет контуром облаков. Он отдает им особое место в своих произведениях, а иногда отводит даже главную роль. Например, картина "Веление неба". Рерих в своих литературных воспоминаниях описывает облака как что-то особенное, что запомнилось ему еще с раннего детства. Обладая широкой творческой фантазией, в вечном движении он постоянно замечал что-нибудь новое: богатырей, коней, драконов.

На картине "Веление неба" люди играют второстепенную роль, молясь с поднятыми вверх руками. Игра облаков заметна и на многих других произведениях художника, таких как "Три короны", "Небесный бой" и другие.

Святой Пантелеймон

Художник Николай Рерих картины часто пишет по библейским сюжетам или по народным легендам. Интересно его произведение "Пантелеймон-целитель" об искусном врачевателе-травнике. Но и здесь не ясно, где проходит граница между небом и землей. И тут и там просматриваются особые пейзажи. На их фоне Пантелеймон - всего лишь часть природы. Лекарственные травы излучают свет в ночной глубине. Длинная борода травника развевается и смешивается с ветром. Природа и человек едины - вот основная мысль этой картины.

Рерих и Север

Где бы ни путешествовал, какие бы страны ни посещал, но сдержанную северную красоту всегда любил и ценил уроженец Санкт-Петербурга Николай Рерих. Картины (фото представлены в статье), которые он писал всю жизнь, в большинстве своем передают пейзажи его детства.

"Святой остров" демонстрирует всю мощь и неприступность Валаама, с которым художник познакомился в 1906 году. Тут нет простых людей. На острове свято все, от человека до камня. Кажется, что везде просматриваются очертания лиц, а сами люди украшены нимбами.

Восточная философия

Много лет своей жизни отдал Востоку Николай Рерих. Картины его часто насквозь пропитаны особой философией. На всех восточных сюжетах - люди со своими обычаями, мировоззрением, устремленность к свету и успокоению. Каждую картину Рерих наделяет душой, которая не всем понятна, но манит к себе неповторимым обаянием.

Пестрота Гималайских гор кажется вычурный и надуманной для тех, кто не видел их в природе. Художник настолько полюбился на Востоке, так сроднился с ним, что даже на надгробии его присутствует надпись о его дружбе с индийским народом.

В конце жизни Рерих, пронизанный восточной культурой, принял ламаизм - религию смерти, принимая ее как нечто естественное, но требующее уничтожения. Этой языческой вере свойственны жертвенные приношения с обилием крови. Но, вместе с этим, вера в светлое жила в Рерихе. Об этом свидетельствуют его картины, которые стали российским достоянием, наследием, переданным гениальным художником великой стране.

(27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург - 13 декабря 1947, Наггар
русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. *** Биография художника Николая Рериха. Текст Анатолия Михайловича Лукашова, (Государственная Третьяковская Галерея) Художник родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир. Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника. Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», - писал он. Николай Рерих В молодости Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты (Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Рерих задумывает живописный цикл под названием Начало Руси. Славяне, в котором задается целью показать гармоническое слияние древнего человека с природой. Тему для картины Гонец. «Восста род на род» художник нашел в Повести временных лет - первой русской летописи, составленной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. ...Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем, обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом... Состояние, полное тревоги, вызывает возникшее видение. Картина написана под несомненным влиянием Куинджи (мотив Лунной ночи), но внимание любителей искусства особенно привлекло сказавшееся в ней мироощущение. Неожиданным оказался и выбор сюжета. На полотне Рериха предстали безымянные герои древней истории. Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую школу рисования. Рерих еще в детстве брал уроки у скульптора и рисовальщика М.О. Микешина. Занятия у Куинджи, развившие в нем оригинальную индивидуальность живописца-колориста, по части рисования были недостаточны. Это хорошо понял сам художник при работе в 1898 году над следующей картиной - Сходятся старцы. В 1899 году картина Поход обратила на себя внимание С.П. Дягилева, пригласившего Рериха участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства». Отношения с этим вновь возникшим обществом, возглавляемым С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа, у Рериха складывались сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году ранее распавшийся «Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем. В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам (в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком. В Париже написаны картины Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, Идолы, Заморские гости. Небольшая по размеру картина Красные паруса была одобрена Кормоном. Картину Заморские гости Рерих заканчивает в 1901 году. Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. Некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными комментариями. В Заморских гостях воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи По пути из варяг в греки, написанной художником еще в 1899 году: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит».

Будущий ученик Махатмы Мории родился в Питере, в то время, когда в Российской империи вовсю кипела творческая деятельность и многие из поэтов, художников и писателей уже начали задаваться вопросами духовного поиска, расширяя границы своего творчества и вплетая в сюжеты элементы религиозных, мистических и прочих таинств. Атмосфера конца XIX века, пропитанная смесью вдохновения и тревожных предчувствий, сформировала в будущем художнике неукротимую тягу к постоянному развитию, а общение в кругах творческой интеллигенции зародила интерес к истории, археологии и живописи.

Николай Рерих получил отличное образование и, будучи еще юношей, начал предпринимать самостоятельные археологические экспедиции. Это его увлечение принесло хорошие плоды: начиная с 1905 года Рерих начал собирать коллекцию древностей, которая к 1910 году насчитывала уже более 30 тыс. экспонатов из разных стран Европы и бескрайних просторов России. В то время Рерих обратил внимание на ужасающее состояние исторического наследия русского народа и начал всячески продвигать идею о необходимости защиты культурного наследия, которая в будущем приобрела глобальные масштабы и была юридически воплощена в 1935 году в форме «Пакта Рериха».

Уже в молодости Николай Константинович, наравне с археологией, активно развивался как художник. Основными сюжетами его картин, в то время, были исторические сцены и русские национальные образы. Но он никогда не ограничивал полет своей творческой мысли, и, например, создание «дипломатической» картины «Гонец» привело его к встрече с Л. Н. Толстым, который произнес в беседе судьбоносные строки: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!». А саму картину приобрел П. М. Третьяков, чья фамилия должна сказать вам о многом.

В жизни Рериха не одна встреча может претендовать на роль судьбоносной, ибо по жизни ему доводилось встречаться с очень разными, но без всякого сомнения выдающимися людьми: о. Иоанном Кронштадтским, Еленой Петровной Блаватской, Индирой Ганди, Максимом Горьким и многими другими. Но если попытаться описать весь жизненный путь Николая Константиновича, то статья рискует превратиться в книгу, коих и так уже достаточно. Так что вернемся к его живописи.

В ранний период творчества были написаны такие картины, как: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне» (1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. Его первые картины уже наглядно демонстрировали своеобразность стиля Николая Рериха. Его подход к построению композиции можно назвать всеохватывающим, линии на картинах ясны и лаконичны, цвета чисты, а передать некую метафизическую мелодичность, простоту выражения и правдивость его картин — и вовсе трудно при помощи слова.

Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Он создает эскизы росписи и мозаик для различных церквей, декорации для популярнейших театральных постановок. В живописи Рерих постепенно переходит от сюжетов языческой Руси и русского народного эпоса, к индийским, серьезно увлекшись трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и других выдающихся индийских мыслителей. Под впечатлением от их трудов он создает соответствующие картины и очерки: «Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др. В культуре древних России и Индии Рерих вообще находил очень много общего.

Начиная с 1906 года в творчестве Николая Константиновича начинается новый, более зрелый период. Существенно меняется его подход к исторической теме: история, мифология и фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. Реализм и символизм гармонично переплетаются в его творчестве. В это же время начинается усиленный поиск мастера в области цвета. Рерих фактически перестает писать маслом и обращается к древней темперной технике.

И все это время он очень продуктивен. В период с 1907 по 1918 год в России и Европе было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Масштабы творимого подвигли назвать его полотна «Державой Рериха».

Предчувствуя грядущие перемены, «величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Николай Константинович при через художественные образы старался передать свою тревогу в картинах: «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Противоборство двух начал — света и тьмы, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир — основные мотивы этих полотен.

В 1920 году Н. Рерих, по приглашению директора Чикагского института искусств, организовывает большое выставочное турне по 30 городам США, демонстрируя 115 полотен. Выставки пользовались колоссальным успехом. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

Зимой 1923 года Рерих вместе со своей семьёй снаряжает исследовательскую экспедицию в Индию. Маршрут их путешествия проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию и Тибет. Они планировали пройти по неизученным областям Трансгималаев. Это путешествие длилось с 1924 по 1928 год.

В течении этого времени были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых Н. Рерих передавал живописную панораму экспедиционного маршрута, было положено начало серии полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.

0 /0






В тот период времени Николай Рерих начал вести активную политическую деятельность, поддерживая идеи коммунизма. Мастер узрел в коммунизме параллели с буддизмом и занимался активным продвижением этой идеологии в средней Азии. Кроме того, Рерих развивал несколько крупных культурных проектов в США. Параллельно с этим он, вместе со своей женой, Еленой Рерих, пишет фундаментальный труд, носящий название «Агни Йога», развивающий идеи «Живой этики». В тот период жизни живопись отступила на второй план, будучи вытесненной другими сферами деятельности Николая Константиновича.

Вторую Мировую войну Рерих встретил в Индии. В годы войны Мастер вновь активно занимается живописью, обращаясь к теме Родины. Он пишет ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.

В то же время Рерих продолжает работать над серией картин «Гималаи», насчитывающей уже более двух тысяч полотен. Горы являлись источником неиссякаемого вдохновения для Рериха. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др.

Николай Константинович покинул сей мир 13 декабря 1947 года. Его тело было предано погребальному костру в долине Кулу. Позже на том месте был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».