Как выкрутить сломанный болт? Эффективные способы, позволяющие выкрутить сломанный болт. Как открутить болт с сорванными гранями: полезные рекомендации и способы работы Как вытащить болт если он прикипел

Соединения под днищем и в колёсных арках машины особенно подвержены окислению и ржавчине, так что открутитьзаржавевшие болты или гайки именно в этих местах становится порой очень сложно. Тем не менее, возможность открутитьзаржавевший или окислившийся болт или гайку почти всегда есть, за довольно редкими исключениями (болт сорвался, например). Для этого мы будем использовать самые разные способы и перечислим их ниже - их можно и нужно сочетать, и все они по-разному действенны.

Итак, как открутить прикипевший болт или гайку и что делать, если они совсем не откручиваются, несмотря на тщетные попытки? Давайте по порядку от самых действенных способ откручивания заржавевших/окислившихся резьбовых соединений к менее действенным.

Помните, что нельзя прилагать слишком больших усилий, особенно, в случае с небольшими гайками и болтами и если в перспективе Вы можете не найти им замену или такая замена обойдётся слишком дорого. Есть вероятность сломать болт - особенно, если он сильно проржавел.

Откручиваем гайку "Вэдэшкой"

Самый, пожалуй, действенный способ открутить заржавевший болт или гайку - использовать чудодейственное средство - WD-40, в простонародье называемое "Вэдэшкой". Эта субстанция, действительно, является чудодейственной по своим свойствам, обладая высочайшей проникающей и очищающей способностью. Просто побрызгайте немного состава наприкипевший болт или гайку и выждите время примерно в 20-30 минут. WD-40 разъест ржавчину или другой налёт, проникнув глубоко в соединение резьбы. Затем просто попытайтесь снова открутить гайку или болт - чаще всего они он сдастся под натиском такого симбиоза химии и физической силы.


Стоит самый небольшой (подойдёт для экстренных случаев) баллончик "Вэдэшки" около 100 рублей, а найти её можно практически в любом хозяйственном или автомагазине.

Если WD-40 нет под рукой

Между тем, "Вэдэшку" можно заменить рядом веществ. Помогут открутить прикипевшую гайку или болт также:

  • бензин, солярка или керосин,
  • слабая кислота (неагрессивная, в идеале уксусная),
  • Coca-cola.

Все эти вещества также обладают достаточно неплохой проникающей и очищающе-разъедающей способностью. Кока-кола входит в число таковых жидкостей, благодаря ортофосфорной кислоте в своём составе - именно она и имеем эффект разъедания ржавчины и накипи другой природы.

Однако, в отличие от "Вэдэшки", специально созданной для таких задач, указанные жидкости всё же требуют более интенсивного воздействия на неоткручиваемые резьбовые соединения. Лучше всего прикипевшие детали поместить в ёмкость с такими жидкостями, если они уже отделены от автомобиля. Если нет, то можно обильно смочить тряпку в жидкости и обмотать заржавевший болт ей. Ждать тоже придётся подольше - до суток.

Все нижеследующие способы открутить прикипевший болт или гайку можно (и нужно) совмещать с одним из вышеприведённых.

Закрутить, чтобы открутить!

Иногда для требуемой задачи приходится решать прямо противоположные задачи. Вот и в нашем случае, если гайка илиболт никак не желают откручиваться, нужно применить усилие в обратную сторону - попытаться закрутить. Нередко болт илигайка срываются только в этом случае, и затем их достаточно легко становится открутить. Опять же, не переусердствуйте - сорвать резьбу, закручивая, ещё проще.


Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

Ещё один действенный вариант - несильно постучать по болту или по гайке, чтобы открутить их. Данный способ откручивания особенно более вероятно срабатывает, если на резьбу изначально воздействовать WD-шкой или другой разъедающей ржавчину жидкостью, после выжидания небольшого времени. Накипь или ржавчина отходят от поверхности металла при постукивании, и потому открутить злополучный болт становится намного легче.

Можно также постукивать по гайке или болту в то время, когда на неё воздействует сила - т.е. одной рукой Вы пытаетесь силой открутить болт или гайку, а другой рукой или с помощью напарника слегка постукиваете. Главное здесь не переусердствовать и не испортить таким методом резьбу, ведь тогда открутить вовсе ничего не удастся.

Если никак не откручивается

Увы, но если болт или гайка не откручиваются ни одним из приведённых способы, то придётся их удалить другими способами. Для этого нам потребуется "болгарка". В случае с гайкой необходимо обрезать одну из её граней, разорвав окружность этой гайки, если это можно сделать, не задев соседние детали. Если не удаётся, то можно обрезать её максимально поперёк её плоскости, не задевая соседние детали.

В случае с болтом нам потребуется дрель. Нужно высверлить ножку болта по направлению от шляпки к его концу - т.е. сверлить вдоль сам стержень болта. Для этого нужно подобрать сверло с таким диаметром, чтобы оно было максимально близко к диаметру болта, но в то же время не испортило резьбу. Опустошённый изнутри болт либо гораздо легче открутится, либо сломается и извлечётся частями из отверстия.

И, конечно же, открутив или более жёстким образом удалив гайку или болт, уделите должное внимание вновь закручиваемым соединениям - почистите их от ржавчины или другого налёта, смажьте графитовой смазкой и позаботьтесь, что одели пыльник на соединение, при его наличии.

Заржавевшая и оттого не желающая откручиваться гайка - проблема, которая нередка для автомобилистов, слесарей, сантехников, велосипедистов. Деталь застревает на месте будто намертво. Чтобы ее расшевелить, порой уходит слишком много сил и времени. Мы же познакомим вас с несколькими способами, которые расскажут, как открутить заржавевшую гайку быстро и с минимумом усилий.

Почему ржавая гайка трудно откручивается?

В результате взаимодействия металла с кислородом во влажной среде на материале появляется характерная для него коррозия - ржавчина. Во время ее образования происходит многократное увеличение в объемах продукта окисления (той же ржавчины). "Разбухшая" таким образом гайка почти намертво сливается с болтом. Немного не рассчитав силы, вы можете легко сломать болт, пытаясь нарушить этот союз.

Но ржавчина - это далеко не единственная причина, по которой гайка не откручивается:

  • Загрязнение . Если на поверхности резьбы затесалась грязь, пыль, мелкая металлическая стружка, то это становится препятствием на пути откручивания гайки и заклинивания ее на одном месте.
  • Сильная затяжка . Туго закрученная гайка - это тоже причина безвыходного положения. Сильно затянутый металл поверхностей двух деталей, болта и гайки, прикипает к соседнему, что и ведет к тому, что открутить элемент очень сложно.
  • Некачественный инструмент . Дело может быть в том же гаечном ключе, грани которого сточены, деформированы или иным образом повреждены.

Подбор правильного инструмента

Чтобы успешно открутить заржавевшую гайку, необходимо собрать первым делом инструменты, которые подсобят вам в этом деле:

  • Накидной ключ.
  • Гаечный торцовый ключ.
  • Головки с воротком.
  • Механический гайковерт.

Не пытайтесь сдвинуть с места намертво заклинившую гайку с помощью силы! Такое воздействие приведет только к срыву резьбы, срезанию граненой части, а нередко даже и к поломке инструмента. Помочь делу прежде всего нужно с помощью накидного ключа-шестигранника. Рожковый ключ применять не стоит.

О технике безопасности

Перед тем как открутить заржавевшую гайку, прочтите эти важные пункты техники безопасности:

  • Не используйте каким-либо образом поврежденный инструмент.
  • Откручивание гайки всегда ведется против движения часовой стрелки.
  • Инструмент на детали необходимо надежно фиксировать.
  • Используйте специальные хозяйственные перчатки, чтобы не травмироваться.

Итак, если заржавела гайка, как открутить ее? Предлагаем вам несколько действенных методов.

Способ № 1: растворение ржавчины

Как открутить заржавевшую гайку? Мы не будем мучиться с инструментом, растрачивая свои силы понапрасну. А отправимся на поиски вещества, которое поможет растворить ржавчину и уменьшить силу трения. Из самых известных хорошо себя зарекомендовали:

  • Специальное средство WD-40.
  • Керосин.
  • Тормозная жидкость.
  • Бензин.
  • Очиститель карбюратора.
  • Спирт.
  • Столовый уксус.
  • "Кока-кола" и иной напиток, имеющий в своем составе фосфорную неорганическую кислоту.

Уверены, что хотя бы одно из перечисленного оказалось у вас под рукой. Далее алгоритм ваших действий несложен:

  1. Хорошо смочите гайку средством. Подождите около получаса.
  2. После этого инструментом попробуйте осторожно отвернуть деталь. Не вышло - снова обработка веществом и ожидайте.
  3. Средство будет лучше воздействовать, если вы смочите в нем ветошь или салфетку и обмотаете ею гайку.
  4. Ускорить откручивание затем можно, слегка постучав по детали молотком.
  5. Еще один эффективный способ - после воздействия раствора попытайтесь скрутить гайку сильным и резким рывком.
  6. Для маленькой гайки поможет способ "враскачку" - взад и вперед.

Способ № 2: нагревание

Когда заржавела гайка, что поможет открутить, если предыдущий способ неэффективен? Попробуйте нагреть деталь - из-за высокой температуры металл начнет расширяться, тем самым разрушая слои ржавчины. Резьбовое соединение от этого, в свою очередь, потеряет крепость.

Что можно использовать в качестве нагревателя:

  • Газовую горелку.
  • Зажигалку.
  • Строительный фен.
  • Паяльную лампу.

В крайнем случае вам поможет обычный кипяток. Будьте внимательны: не используйте нагревание в непосредственной близости с деревянными или имеющими лакокрасочное покрытие элементами.

Инструкция для ваших действий следующая:

  1. Сильно разогрейте гайку - желательно докрасна.
  2. Следующим шагом попытайтесь открутить ее ключом.
  3. В случае если гаечная или болтовая резьба повреждена, необходимо приварить к гайке торцевую головку, а затем разогреть всю эту конструкцию. Попробуйте открутить воротком.

Способ № 3: разрушение гайки

Порой на вопрос "Как открутить заржавевшую гайку?" остается один ответ - разрушить ее. Вам в этом деле поможет:

  • Зубило.
  • Болгарка.
  • Ножовка по металлу.
  • Электродрель.

И вот алгоритм действий:

  • Зубилом и молотком подготовьте канавки по граням гайки. Чем дальше вы вбиваете зубило, тем больше увеличивается диаметр детали. Итогом этого будет разрушение соединения, держащегося на резьбе. Подобного эффекта вы добьетесь, высверливая такие отверстия электродрелью. Этот случай удобен, если у вас есть достаточно места для доступа к гайке.
  • Еще один способ - орудование болгаркой или ножовкой по металлу. Вам нужно аккуратно распилить деталь вдоль оси соединенного с ней болта.

Способ № 4: закручивание

Логика проста: если гайка не поддается выкручиванию в обратную сторону, то, может быть, попробовать ее сдвинуть по резьбе в другом направлении? Как только деталь поддастся вашим усилиям, нужно стараться медленно, но верно крутить ее уже в необходимую сторону.

Способ № 5: обстукивание гайки

Как открутить заржавевшую гайку на смесителе? Любой сантехник посоветует вам пообстукивать ее.

Для этих целей идеальным инструментом послужит небольшой стограммовый молоток:

  • Наносите легкие удары поочередно по каждой из граней. Двигаясь по кругу, пройдите этот путь несколько раз.
  • Во время ваших действий в заржавевшем металле будут образовываться микротрещины, которые приведут как к деформации, так и разрушению коррозионного слоя.

Ни в коем случае не пытайтесь ударить по заклинившей гайке посильнее! Это не только не ускорит процесс, но и приведет к деформацию граней элемента, сгибанию болта или даже поломке детали, которую эту конструкция скрепляет.

Способ № 6: восковая чашечка

Заржавела гайка - как открутить? Еще один способ: из пластилина или воска слепите форму, напоминающую очертанием мини-чашечку. При этом ее бортики по высоте должны быть на несколько миллиметров выше граней гайки. В "чашечку" залейте серную кислоту и положите небольшую частицу цинка. Вы вызовете эффект так называемого гальванического элемента: кислота будет разрушать ржавчину, а катионам железа будет помогать восстанавливаться цинк. В итоге гайку можно будет открутить, не повредив кислотой деталь.

Профилактика проблемы

Чтобы в дальнейшем не мучиться над тем, как открутить заржавевшую гайку на авто, велосипеде, смесителе, при установке этой детали не забывайте предпринимать следующее:

  • Обязательно обрабатывайте резьбу смазкой: графитовой, силиконовой, тефлоновой.
  • Откажитесь от использования солидола и литола. Дело в том, что эти вещества прекрасно подходят только для динамичных, движущихся деталей, но никак не статичных, к которым и относится болт с гайкой. В нашем случае такая смазка только закостенеет и, наоборот, будет мешать откручиванию.

Надеемся, что вы нашли подходящий способ, который помог вам справиться с возникшей проблемой. Еще раз обращаем ваше внимание: не забывайте о ее профилактике!

Наверное каждый человек, которому приходилось чинить велосипед, электровелосипед или мотоцикл сталкивался с проблемой выкручивания прикипевших болтов . Прикипевшим болтом называют болт, который намертво застрял в своем положении и сдвинуть с места его невозможно без дополнительных вспомогательных действий. Происходит это из-за длительной эксплуатации транспортного средства, образованию коррозии и попаданию грязи на резьбу. Часто болт попросту прирастает к резьбе. Такие болты – настоящая головная боль. Они могут растянуть самый простой ремонт узла на долгие часы.

Причем, применять силу тут нужно с умом . Старые болты подвержены не только срыванию шляпки, но ещё любят ломаться прямо внутри резьбы. Один кусок болта остается внутри резьбы, а второй в руках. Когда это комедия на экране, это смешно. Но когда болт остался в руках зимним вечером, а завтра нужно куда-то ехать, это уже вовсе не смешно.

Что делать, если не получается выкрутить болт

В первую очередь, нужно разделить болты на болты с целым шлицем и сорванным шлицем . Если шлиц остался целым (неважно, какой это был шлиц) – это половина проблемы и есть шансы, что процесс ускорится. Отсюда следует первое правило – бездумное приложение силы чревато испорченным ключом и сорванным шлицем/головкой болта. Соответственно, не нужно прикладывать полную силу, если есть подозрение, что ключ соскочит. Часто ключ соскакивает из-за того, что шлиц накинут не полностью. Например, ключ-головка наделся не полностью и тогда даже небольшое приложение силы убивает головку болта. Важно следить и за размером — ни в коем случае не пытайтесь откручивать болт неподходящим/ушатанным ключом .

Если есть подозрение, что ключ уже на грани и может неожиданно провернуться, то снимите ключ заранее и подумайте, как ещё можно схватить болт. На помощь могут прийти клещи или газовый ключ с сильным хватом. Так или иначе, старайтесь максимально сберечь имеющуюся головку. Ведь в противном случае нужно будет наваривать новую гайку прямо на шляпку, а это не самая легкая процедура.

Вне зависимости от того, остался шлиц болта или нет, нужно:

  1. Максимально очистить резьбовое соединение от грязи и пыли. Очистить саму головку. Снять ржавчину наждачкой и чуть-чуть пройти мелким напильником. Важно тут не уменьшить сильно грани шляпки.
  2. Залить резьбовое соединение составом типа WD-40 или жидкий ключ. Лучше выбирать именно WD-40 . Несмотря на наличие аналогов, ВД шка работает гораздо более эффективно. В своё время этот факт очень сильно удивил меня при ремонте авто. Если под руками нет таких чудо-средств, то можно использовать керосин или бензин. Правда ни керосин, не бензин не могут так эффективно диффундировать в закисшую резьбу. Помните одно правило — вам важно добиться попадания состава именно внутрь резьбы ! Если ситуация не изменилась через 10-15 минут, то нужно отложить процесс часов на 6-8. Может повезти и диффузия позволит частицам растворителя проникнуть в резьбовое соединение и соответственно – получится стронуть его с мертвой точки.
  3. Залогом успеха является сохранение шлица болта или гайки . Именно поэтому, нужно подготовить шляпку или шлиц к работу – если это шестигранная головка, нужно, чтобы шестигранник входил в шлиц полностью. Если это гайка, нужно целиком накидывать ключ (желательно головку). Т.е. шляпка должна быть полностью отчищена от грязи.
  4. Иногда помогает волшебный приём – не откручивать болтик, а попробовать закрутить его обратно, стронуть с места. Если болт удастся сдвинуть с мертвой точки, то скорее всего и откручиваться он будет дальше легко. Кроме того, после того, как болт был сдвинут пролейте всё снова ВД — 40. Открывшиеся каналы позволят ВД пролезть поглубже и отмочить резьбу. Только помните, что сразу ВД не поможет. Нужно, чтобы прошло хотя бы 15 минут.
  5. Есть ещё один хитрый индейский способ, который, впрочем, не всегда можно использовать. Речь идёт про разогрев болта и резьбового соединения. Метод основан на том, что металлы расширяются на разные величины и гайка расшириться на несколько мкм побольше, а это и даст свободный ход. Также сгорает окисл и некоторая грязь. Методика неприменима в некоторых точках – например, греть болт рядом с алюминиевой рамой категорически не стоит! С бензобаком мотоцикла тоже =). Между тем, для откручивания пригоревшего крыла вполне можно применять этот способ.
  6. Если шлиц сорвался , то ещё не всё потеряно. Можно попробовать сделать новый шлиц напильником. К сожалению, метод не всегда работает. Но иногда это очень выручает. Главное иметь терпение. Если же выточить ничего не получается, а размеры позволяют зажать шляпку, то смело используйте газовый ключ или тиски. Схватить шляпку или гайку нужно очень прочно! Ведь проскальзывание добьет болт окончательно и придётся перейти к пункту 7.
  7. Ну а что делать, если сорвался шлиц , восстановить его не выходит, да ещё и болт сломался пополам в резьбе? Придётся высверливать болт. Делается это тоже довольно просто, правда довольно часто повреждает резьбу (например, если болт прикипел к раме). Если можно решить проблему, пройдя весь узел сквозным болтом с гайкой, то проблема не страшна. Гораздо хуже, если повреждена резьба в точке, где нельзя пройти соединение насквозь. В этом случае придётся нарезать резьбу метчиком.

Обратите внимание, что высверливать болт нужно строго по осевой (центральной) линии. Недопустимо изменение посадочного отверстия. Именно поэтому, начинать работу нужно с малых диаметров сверла и низких оборотов. В идеальном случае, когда толщина боковых стенок остатков болта достаточно утониться, будет возможность выковырнуть их отверткой или выкрутить.

Высверливание – это довольно сложный и кропотливый процесс . В идеальном случае лучше не доводить проблему до этого уровня. т.к. на первый раз может и не получиться всё сделать аккуратно и правильно. Болты часто бывают закаленные, сверлить их ровно тогда очень сложно!

Также, иногда везет и болт можно просто перепилить ножовкой или болгаркой, а за хвостики схватиться тисками.

В идеальном случае болт не должен быть в таком состоянии , что не будет откручиваться. Периодически болты нужно протягивать, очищать от грязи, не давать прикипать и промазывать.

Пригоревшую болт или гайку, которую вам удалось открутить, нельзя использовать повторно или же в следующий раз придется перейти к пункту 7 с самого начала =). Всегда заменяйте болты и гайки, которые удалось открутить на новые!

Инструкция

За некоторое время до откручивания, положите на болт смоченную керосином тряпочку. Чем больше тряпочка полежит на нем, тем лучше. Если же времени нет, то можно воспользоваться тем же керосином или легкопроникающей смазкой WD-40. Обстучите болт молотком, затем капните керосин или WD-40. Подождите 1 минуту, и пять обстучите болт. После этого можно пробовать откручивать. Бывает, что ни смазки, ни керосина под рукой нет, тогда вы можете воспользоваться тормозной жидкостью или обычным уксусом.

Также можно попробовать "расшатать" болт. Начните его не откручивать, а закручивать. Если болт чуть сдвинулся, начинайте опять откручивать. Как только болт перестает крутиться, опять начинайте заворачивать его до упора. Таким образом, не спеша и не нервничая, вы открутите ржавый болт.

Если болт не поддается откручиванию ни одним из вышеуказанных способов, возьмите молоток и зубило. Поставьте зубило на край шляпки болта под углом. Жало зубило должно быть направлено в сторону откручивания болта. Наносите резкие сильные удары молотком по зубилу. Таким образом можно отвернуть практически любой ржавый болт. Также можно стучать по ключу, но не сильно. Если болт не поддается, ключом легко зализать грани болта.

Очень действенный способ - нагреть болт. Нагревать можно паяльником, паяльной лампой, горелкой, а можно просто кипятком. Нагревать надо сильно. Чем больше вы нагреете, тем выше шансы, что вы без труда открутите ржавый болт. Главное не дайте ему остыть, крутите болт пока он горячий.

Обратите внимание

Не смазывайте болты при закручивании солидолом и литолом. Эти смазки предназначены для трущихся частей. Если ими смазать болт или гайку, со временем смазка закостенеет и окрутить будет труднее, чем ржавый болт.

Полезный совет

Не забывайте смазывать болты и гайки, когда их закручиваете, графитовой смазкой. Ее можно купить в любом автомагазине.

Редкий любитель техники хотя бы раз не сталкивался с досадной ситуацией, когда вместо целого болта в его руках оказывалась головка с коротким обрубком. Остальная часть болта застревала в отверстии, и ее извлечение оборачивалось дополнительными хлопотами и потерянным временем. Как вывернуть из отверстия? Существует несколько способов сделать это.

Вам понадобится

  • Молоток, керн, электродрель, набор сверл и метчиков, отвертка, заточной станок.

Инструкция

Наиболее простые способы извлечения сломанного болта применяются в том случае, если место излома находится близко к поверхности детали.
Установите острый керн под наклоном в край болта и попробуйте легкими ударами молотка придать болту вращательное движение – против часовой стрелки, если болт имеет правую резьбу. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы сломанная часть начала выворачиваться.
Можно попробовать прорезать болгаркой в паз под отвертку. Круг в этом случае должен быть тонким (0,8-1 мм) и иметь очень малый диаметр.
Если вам удалось одним из этих простых способов болт, можно считать, что вам повезло.

Чаще всего для извлечения болта приходится сверлить в нем отверстие. Сделайте керном отметку в самом центре болта (для предотвращения соскальзывания сверла) и просверлите в нем отверстие, диаметр которого меньше диаметра болта не менее чем на 2-3 мм. Глубина отверстия должна быть 10-15 мм.
Если у вас имеется метчик с левой резьбой, подходящий под просверленное отверстие, дело предельно упрощается. Вворачивайте метчик в отверстие. После того как сопротивление вращению превысит силу трения в резьбе болта, последний начнет выворачиваться. Использование метчика с левой резьбой – самый верный способ извлечения обломка болта.
Если метчика с левой резьбой нет, заточите грани отвертки на таким образом, чтобы ее кончик входил в отверстие, При этом грани должны быть острыми. Легкими ударами молотка углубите отвертку в отверстие и попробуйте вывернуть болт с ее помощью.
Иногда сломанный болт можно удалить, используя метчик с правой резьбой. Если болт начнет заворачиваться глубже под действием метчика, начните выворачивать его. Болт может начать выворачиваться с метчиком. Ели этого не произошло, выверните метчик и заверните вместо него болт подходящего диаметра с навернутой на нем контргайкой. Когда болт завернется на несколько оборотов, затяните контргайку и выворачивайте вспомогательный болт вместе со сломанным .

Если сломанный болт имеет диаметр больше 10-12 мм, а излома находится близко к поверхности детали, можно попробовать приварить к болту любой подходящий кусочек металла и вывернуть болт с его помощью. Этот способ требует от сварщика высокой квалификации. Неопытный рабочий может нечаянно приварить болт к детали, что сделает задачу извлечения болта еще более сложной.

В том случае, если все вышеперечисленные способы оказались безуспешными, просто высверлите болт сверлом, диаметр которого или близок сломанного болта. Затем засверлите отверстие под новую резьбу ближайшего большего размера – например, если резьба болта была М8, то новая резьба должна быть М10 или М12.

Видео по теме

Обратите внимание

Если вы используете для извлечения болта сварку, перед тем, как начать выворачивать болт, дайте ему остыть. Горячий болт из-за температурного расширения будет сидеть в резьбе очень плотно.

Полезный совет

Иногда твердость сломавшегося болта бывает настолько высокой, что обычное сверло его «не берет». В этом случае используйте сверло с победитовым или алмазным наконечником.

Ремонт техники, машин и механизмов, которые используются на дачных участках, представляет собой регулярную работу по откручиванию и закручивании винтов, болтов и гаек. В некоторых случаях крепежные детали настолько сильно «прикипают» к своему месту, что отсоединить их традиционным способом весьма непросто. Чтобы открутить сорванную гайку, придется использовать некоторые премудрости.

Вам понадобится

  • - металлическая щетка;
  • - жидкость WD-40;
  • - накидной ключ;
  • - разводной ключ;
  • - зубило;
  • - молоток.

Инструкция

Чтобы избавить себя от сомнительного удовольствия откручивать сорванные гайки или болты, необходимо проявить предусмотрительность. Если вы взялись за гаечный ключ и обнаружили, что крепеж приржавел и с первого раза не поддается воздействию инструмента, не прилагайте излишних усилий, а лучше остановитесь.

Для начала очистите выступающий конец резьбового соединения металлической щеткой. Затем нанесите на место резьбы несколько капель керосина, а еще лучше – специальную жидкость WD-40. Выждите 10-15 минут или даже немного больше, а затем еще раз попробуйте открутить гайку. Лучше всего использовать при этом не обычный рожковый ключ, а накидной.

Если гайка и теперь не поддается, попробуйте совершить обратное действие, то есть сделайте попытку слегка завернуть гайку, а не отворачивать ее. В большинстве случаев такие действия позволяют снять крепеж, не доводя работу до борьбы резьбой или поврежденными гайки.

Если грани гайки все же оказались поврежденными, используйте для ее откручивания опять же накидной ключ или съемную головку. Перед этим слегка обстучите гайку молотком, стараясь не совершать слишком сильных ударов.

При отсутствии результатов используйте разводной ключ или небольшие тиски. Плотно заверните губки инструмента вокруг деформированной гайки и проверните вначале по направлению закручивания гайки, а затем в обратном направлении.

В особо сложном случае используйте для отвинчивания сорванной гайки зубило и молоток. Приставьте зубило к гайке под небольшим углом и несильными точными ударами постарайтесь сдвинуть крепеж с места в направлении откручивания (против часовой стрелки).

Если ни один из предложенных способов не позволяет сдвинуть гайку с места, остается принять крайние меры: разрубите гайку сильными ударами молотка по зубилу, чтобы разделить ее на части. В этом случае, вероятнее всего, вам удастся разобрать соединение, но затем придется менять весь крепежный узел (гайку и болт).

Ни один капитальный ремонт, особенно, если дело касается сложных механизмов, не обходится без долгих мучений с заржавевшими, прикипевшими или припаявшимися в результате процессов диффузии болтов. Проблема становится ребром, когда необходимо именно открутить такой болт, а не сломать его. Существует несколько профессиональных советов и для таких случаев жизни.

Вам понадобится

  • - профессиональные инструменты;
  • - универсальная смазка;
  • - нагревательный элемент;
  • - серная кислота;
  • - ветошь.

Инструкция

До того, как откручивать болт, прежде всего проверьте используемые инструменты. Головки, разводные или накидные ключи должны быть сделаны из качественного металла с соответствующим покрытием. К сожалению, дешевые изделия слишком часто ломаются, вызывают еще большие проблемы и даже повреждают проблемные детали.

Для начала попробуйте открутить заржавевший болт по системе «вперед-назад». Плотно зафиксируйте ключ на болте, затем резко проверните его как можно дальше против оси вращения, легко верните в исходное положение и снова резким движением попытайтесь немного выкрутить его. Манипуляции следует продолжать до тех пор, пока болт в буквальном смысле не прорежет заржавевшую часть резьбы.

Если предыдущий способ не помог, стоит воспользоваться специальной проникающей смазкой, например, весьма популярной WD-40. При ее отсутствии может также помочь скипидар, керосин, бензин или олеиновая кислота. Оберните заржавевший болт ветошью и густо залейте получившуюся конструкцию выбранной жидкостью. Оставьте ветошь на несколько часов, периодически простукивая болт молотком для лучшего проникновения жидкости в структуру ржавчины. После этого болт можно будет выкрутить, при необходимости используя систему «вперед-назад».

Если же и после в специальной смеси болт не желает выкручиваться, на помощь придет знание физики школьных курсов. Используйте паяльник, промышленный фен, газовую горелку или, если размеры детали с заржавевшим болтом позволяют, обычной для разогрева

Повышенная влажность атмосферного воздуха и содержание в нем агрессивных веществ приводит к коррозии металла. Замена деталей на агрегате или машине, работающем на открытом воздухе, всегда сопровождается опасностью срыва граней на крепежном элементе и как следствие затянувшийся ремонт. Но существуют способы, как открутить болт с сорванными гранями с применением различного инструмента.

Причины срывания граней

Не всегда желание быстро произвести замену вышедших из строя деталей, закрепленных с помощью резьбового соединения, бывает выполнимым. Иногда, пытаясь вывернуть болт из корпуса агрегата, ключ начинает прокручиваться.

Виной тому срывание граней на головке метиза при воздействии повышенной нагрузки. А причиной тому могут быть следующие факторы:

  • прикипание, которое вызвано диффузией атомов при долгом соединении;
  • смещение соединяемых деталей относительно оси отверстий, что приводит к заклиниванию винта;
  • перетягивание во время монтажа (увеличенная нагрузка);
  • использование несоответствующего инструмента во время сборки (например, чтобы закрутить болт, размер шляпки которого равен 14 мм, используется ключ на 17, а для устранения зазора вставляется отвертка);
  • коррозия, изъевшая поверхность головки.

Подготовка к откручиванию

Перед тем как выкрутить болт с сорванными гранями, необходимо проделать ряд подготовительных мероприятий . С их помощью облегчается выкручивание.

  • Независимо от того, по какой причине были сорваны грани, предварительно необходимо обработать место соединения проникающей жидкостью. В качестве проникающей жидкости может выступать не только всем известная WD-40, но и керосин, тормозная жидкость и, как ни странно, нашатырный спирт. Все они обладают большой проникающей способностью. После нанесения для получения эффекта следует подождать от получаса до часа.
  • Разрушить межатомные связи металлических деталей можно ударами молотка по шляпке болта. Но чтобы не повредить саму резьбу, удары следует наносить несильные и аккуратно.
  • Если вблизи отсутствуют резиновые и пластиковые детали, метиз можно нагреть, используя газовую горелку. При этом пламя горелки выжигает грязь, окислы. Нагретый металл более податлив.
  • Если соединение собрано с использованием шайб из металла или пластика, то освободить шляпку крепежа можно, срезав болгаркой или расколов зубилом. Правда, такие работы можно произвести, только если вокруг достаточно места.

Газовый ключ

Одним из способов как выкрутить болт с сорванной головкой считается использование газового (трубного) ключа. Но для этого необходимо свободное пространство. Так как высота шляпки небольшая, то ключ накладывается вплотную к корпусу. Рычаг ключа довольно длинный и поэтому на корпусе не должно быть никаких отливов и выпуклых частей.

Универсальность этого инструмента заключается в том, что губки с насечками препятствуют проворачиванию, а усилие сдавливания создает эффект эксцентрика при смыкании рукояток. Таким ключом может быть выкручена и шпилька.

Если болтик имеет небольшой размер, то заменить газовый ключ можно плоскогубцами. В их губках имеется углубление с пазами, которые плотно обхватывают шляпку болтика.

В некоторых случаях можно использовать напильник или надфиль. Ими грани головки спиливаются под другой ключ меньшего размера.

Если на головке сохранились несколько граней, то можно воспользоваться головкой. При откручивании с ее помощью необходимо прикладывать усилие не только на кручение, но и на придавливание головки к шляпке болта.

Насадки TORX

Вторые по частоте использования болты имеют цилиндрическую головку с внутренним шестигранником. Вариантов как отвернуть болт с сорванными гранями несколько. Можно воспользоваться ключами. Их наконечник выполнен как звездочка. Чтобы раскрутить такое соединение, нужно взять ключ большего размера, чем внутренний шестигранник.

Молотком вбить этот ключ в отверстие головки. Шлицы пробьют пазы. Биты TORX использовать не рекомендуется, потому что они имеют внутреннее отверстие, предназначенное для термической обработки. А при пробивке пазов бита может обломиться. Откручивать следует рывком во избежание среза пазов.

Если винт имеет небольшой диаметр, то в шляпке можно пропилить шлиц под отвертку. Для этого можно воспользоваться болгаркой или ножовкой по металлу. Глубина шлица не должна превышать 5 мм, а ширина должна соответствовать толщине отвертки. Для выкручивания следует взять мощную Г-образную отвертку.

Если трюк с отверткой не прошел, можно воспользоваться зубилом и молотком. Сначала острозаточенным зубилом на торце винта делается зазубрина. Затем зубило наклоняется бойком в противоположную откручиванию сторону. Молотком наносятся плавные удары до момента срыва винта.

Если болт не хочет выкручиваться, используют специальный инструмент - экстрактор . С одной стороны, у него центровочное сверло, а с другого торца конусная винтовая насадка с левым вращением. Сначала в головке сверлится отверстие. Затем экстрактор переворачивается. На электродрели или шуруповерте устанавливается левое вращение и можно выкручивать.

У кого нет экстракторов можно воспользоваться двумя сверлами. Вначале сверлом малого диаметра подготавливается отверстие. Второе сверло большего диаметра, но меньше диаметра резьбы, чтобы ее не повредить, имеет левую винтовую канавку. Этим сверлом происходит зацепление и выкручивание винта.

Сварочный аппарат

Вариант с использованием сварки перед тем, как открутить болт с сорванной головкой. Для этого необходимо взять гайку соответствующего размера. Если гайка не накручивается, то она должна быть большего размера.

При помощи сварочного аппарата приварить гайку к остаткам болта. Затем гаечным или накидным ключом выкрутить болт. Таким же образом легко выкрутить шпильки, не используя шпильковерт.

Прочие способы

Бывают случаи, когда срывается резьба. И вот как открутить болт с сорванной резьбой не используя подручные инструменты. Если получится снять закрепленный элемент, то болт будет иметь достаточную длину. Шляпку при этом необходимо срезать.

Для выкручивания следует воспользоваться трубным ключом . Им можно вращать даже круглый пруток. Во время кручения необходимо инструмент с метизом подтягивать на себя, чтобы произошло зацепление винтовых ниток.

Можно просверлить поперек болта сквозное отверстие. Вставить в него пруток соответствующего диаметра. И используя трубку делать вращательные движения против часовой стрелки.

Но как показывает практика, такие болты высверливаются, а остатки старого винта удаляются метчиком при прогонке резьбы. Чтобы производить работы с испорченными крепежными элементами, нужны хорошие неизношенные инструменты.