Числительные в русском языке. Употребление имен числительных в русском языке


Имя числительное как часть речи

Что такое числительные? Прочитай внимательно предложение и ответь на вопрос: что обозначают выделенные слова?

До каникул осталось двенадцать дней.

Пирог поставили в духовку на сорок минут.

В шестом классе учатся двадцать шесть человек.

Первый урок начинается в девять часов утра.

Май – пятый месяц года.

Четвертого марта был день рождения моей сестры.

Три и семь будет десять .

Четыре на два восемь .


В предложениях выделены имена числительные . Имя числительное – это часть речи, которая обозначает числа, количество предметов и порядок предметов при счете.

Количественные и порядковые числительные. В первом и третьем столбцах таблицы числительные отвечают на один и тот же вопрос: сколько? Во втором столбце числительный отвечают на другой вопрос: какой?

На вопрос сколько? отвечают количественные числительные. Они обозначают числа или количество предметов.

На вопрос какой? (какая? какое?какие?) отвечают порядковые числительные. Они обозначают порядок предметов при счете.

Имена числительные можно записывать словами, а можно – цифрами(двенадцать дней – 12 дней, шестой класс – 6-й класс).

Синтаксическая роль числительных. Числительные могут являться различными членами предложения. Иногда числительные с существительными образуют словосочетания,которые являются одним членом предложения. Рассмотрим, какими членами предложения являются числительные в некоторых наших примерах.


Примеры показывают, что числительное в предложении может выполнять разные синтаксические функции: оно бывает и подлежащим, и сказуемым, и определением, и дополнением, и обстоятельством.

В роли определения в основном выступают порядковые числительные.

Часто числительное бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством в сочетании с существительным – в составе словосочетаний, где числительное является главным словом, а существительное – зависимым. Вот примеры таких случаев.


Числительные и другие части речи. Числовые значения могут иметь и другие части речи, например, существительные.

Сравни:


Следующие количественные числительные имеют пары – существительные со значением числа:

один – единица,

два – двойка,

три – тройка,

четыре – четверка,

пять – пятерка,

шесть – шестерка,

семь – семерка,

восемь – восьмерка,

девять – девятка,

десять – десятка,

двадцать – двадцатка,

тридцать – тридцатка,

сто – сотня.

Числительные от существительных со значением числа отличаются тем, что числительные можно записать цифрой: сто дельфинов – 100 дельфинов (числительное) и сотня дельфинов (существительное).


Числительные могут входить в состав сложных слов как одна из основ:пятиэтажный, шестиместный, семидневный, четырехмесячный, двадцатикилометровый,стометровка, трехголовый, тысячелетний, шестиклассник. Часть речи у этих слово пределяется в зависимости от вопроса. Отвечающие на вопрос какой? слова пятиэтажный, шестиместный, семидневный, четырехмесячный, двадцатикилометровый,трехголовый, тысячелетний являются прилагательными. Отвечающие на вопросы кто? что? слова стометровка, шестиклассник являются существительными.

Порядковые числительные некоторые ученые не выделяют, называя их прилагательными особого рода, обозначающими специальный признак – порядок при счете. Они действительно отвечают на тот же вопрос, что и прилагательные(какой? какая? какое? какие?), изменяются, как и прилагательные, по родам,числам и падежам, имеют такие же падежные окончания и согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Но мы по традиции будем выделять порядковые числительные.

Простые и составные числительные. Некоторые числа мы обозначаем одним словом: четыре,сорок, четырнадцать, четыреста, четвертый, четырнадцатый, сороковой,четырехсотый. Есть множество чисел, которые мы обозначаем двумя и более словами: сорок два, четыреста двадцать,сорок второй, четыреста двадцатый.

Числительные, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из нескольких слов – составными.


Перейти на... Объявления Задание № 1. Устаревшие слова Задание № 2. Устаревшие слова Задание № 3. Устаревшие слова. Задание № 4. Неологизмы Задание № 5. Заимствованные слова Буквы о и а в корнях гор – гар, зор – зар Буквы о и а в корне кас – кос Соединительные гласные в сложных словах Задание № 1. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 2. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 3. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 4. Соединительные гласные в сложных словах Контрольные вопросы по темам «Гласные в корнях с чередованием» и «Соединительные гласные в сложных словах» Приставки пре- и при- Буквы ы и и после приставок Задание № 1. Правописание приставок пре- и при- Задание № 2. Правописание приставок пре- и при- Задание № 3. Правописание приставок пре- и при- Задание № 4. Правописание приставок пре- и при- Задание № 5. Правописание приставок пре- и при- Задание № 6. Правописание приставок пре- и при- Задание № 7. Правописание приставок пре- и при- Задание № 8. Правописание приставок пре- и при- Задание № 9. Буквы И, Ы после приставок Контрольные вопросы по теме «Правописание приставок» Морфемные способы словообразования в русском языке Морфемный и словообразовательный разбор Неморфемные способы словообразования Задание № 1. Способы словообразования Задание № 2. Способы словообразования Задание № 3. Способы словообразования Задание № 4. Способы словообразования Задание № 5. Способы словообразования Задание № 6. Способы словообразования Разносклоняемые и несклоняемые существительные Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода Задание № 1. Разносклоняемые имена существительные. Задание № 2. Разносклоняемые существительные. Задание № 3. Несклоняемые существительные Задание 4. Несклоняемые существительные Задание № 5. Несклоняемые существительные Задание № 6. Несклоняемые существительные Задание № 7. Несклоняемые существительные Задание № 8. Род несклоняемых существительных Задание №9. Род несклоняемых существительных Задание № 10. Существительные общего рода Задание № 11. Существительные общего рода Задание № 12. Существительные общего рода Задание № 13. Существительные общего рода Контрольные вопросы по темам «Разносклоняемые имена существительные», «Несклоняемые имена существительные», «Род несклоняемых имен существительных», «Имена существительные общего рода» Гласные в суффиксах -ек и -ик Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Не с существительными Задание № 1. Гласные в суффиксах -ек и -ик Задание № 2. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание №3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание №3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание № 4. Не с существительными Задание № 5. Не с существительными Задание № 6. Не с существительными Задание № 7. Не с существительными Контрольные вопросы по темам «Не с существительными» и «Гласные в суффиксах существительных» Разряды прилагательных по значению Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные Задание № 1. Качественные прилагательные Задание № 2. Качественные прилагательные Задание № 3. Относительные прилагательные Задание № 4. Относительные прилагательные Задание № 5. Относительные прилагательные Задание № 6. Притяжательные прилагательные Задание № 7. Притяжательные прилагательные Контрольные вопросы по теме «Разряды прилагательных» Степени сравнения прилагательных Образование и особенности употребления степеней сравнения Грамматические особенности и синтаксическая роль степеней сравнения прилагательных Задание № 1. Сравнительная степень Задание № 2. Первосходная степень прилагательных Задание № 3. Синтаксическая роль прилагательных в сравнительной степени. Задание № 4. Синтаксическая роль прилагательных в превосходной степени Контрольные вопросы по теме «Степени сравнения прилагательных» Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Н и НН в суффиксах прилагательных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Различение на письме суффиксов -к- и -ск- Не с прилагательными Задание № 1. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 2. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 3. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 4. Н и НН в суффиксах прилагательных Задание № 5. Н и НН в суффиксах прилагательных Задание № 6. Различение на письме суффиксов -к- и -ск- Задание № 7. О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Задание № 8. Не с прилагательными Задание № 9. Не с прилагательными Задание № 10. Не с прилагательными Контрольные вопросы по теме «Прилагательное. Орфография» Количественные числительные Задание № 1. Числительные Задание № 2. Числительные Задание № 3. Количественные числительные Задание № 4. Количественные числительные Задание № 5. Количественные числительные Задание № 6. Количественные числительные Задание № 7. Количественные числительные Задание № 8. Количественные числительные Задание № 9. Количественные числительные Задание № 10. Количественные числительные Задание № 11. Количественные числительные Задание № 12. Количественные числительные Задание № 13. Количественные числительные Контрольные вопросы по темам «Имя числительное как часть речи» и «Количественные числительные» Имена и местоимения Задание № 1. Имена и местоимения Задание № 2. Имена и местоимения Задание № 3. Имена и местоимения Контрольные вопросы по теме «Имена и местоимения» Личные местоимения Возвратное местоимение Вопросительные местоимения Относительные местоимения Задание № 1. Личные местоимения Задание № 2. Личные местоимения Задание № 3. Личные местоимения Задание № 4. Возвратное местоимение Задание № 5. Возвратное местоимение Задание № 6. Возвратное местоимение Задание № 7. Вопросительные местоимения Задание № 8. Вопросительные местоимения Задание № 10. Относительные местоимения Контрольные вопросы по темам «Личные местоимения», «Возвратное местоимение», «Вопросительные местоимения», «Относительные местоимения» Неопределенные местоимения Отрицательные местоимения Притяжательные местоимения Указательные местоимения Определительные местоимения Морфологический разбор местоимения Задание № 1. Неопределенные местоимения Задание № 2. Неопределенные местоимения Задание № 3. Неопределенные местоимения Задание № 4. Неопределенные местоимения Задание № 5. Отрицательные местоимения Задание № 6. Отрицательные местоимения Задание № 7. Отрицательные местоимения Задание № 10. Притяжательные местоимения Задание № 12. Притяжательные местоимения Задание № 13. Указательные местоимения Задание № 14. Указательные местоимения Задание № 15. Указательные местоимения Задание № 16. Определительные местоимения Задание № 17. Определительные местоимения Задание № 18. Определительные местоимения Контрольные вопросы по темам «Неопределенные местоимения», «Отрицательные местоимения», «Указательные местоимения», «Определительные местоимения», «Морфологический разбор местоимений» Глагол как часть речи Задание № 1. Глагол как часть речи Задание № 2. Глагол как часть речи Задание № 3. Глагол как часть речи Задание № 4. Разноспрягаемые глаголы Задание № 5. Разноспрягаемые глаголы Контрольные вопросы по темам «Глагол как часть речи», «Спряжение глаголов», «Разноспрягаемые глаголы» Наклонение глагола Изъявительное наклонение глагола Условное наклонение глагола Повелительное наклонение глагола Задание № 1. Наклонение глагола Задание № 2. Наклонение глагола Задание № 3. Наклонение глагола Задание № 4. Изъявительное наклонение глагола Задание № 5. Изъявительное наклонение Задание № 6. Условное наклонение Задание № 7. Условное наклонение Задание № 8. Условное наклонение Задание № 9. Условное наклонение Задание № 10. Повелительное наклонение Задание № 11. Повелительное наклонение Контрольные вопросы по теме «Наклонение глагола» Переходные и непереходные глаголы Возвратные глаголы Безличные глаголы Задание № 1. Переходные и непереходные глаголы Задание № 2. Переходные и непереходные глаголы Задание № 3. Переходные и непереходные глаголы Задание № 4. Возвратные глаголы Задание № 5. Возвратные глаголы Задание № 6. Безличные глаголы Задание № 7. Безличные глаголы Контрольные вопросы по темам «Переходные и непереходные глаголы», «Возвратные глаголы», «Безличные глаголы»

Обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?».

Имя числительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько , столько-то .

Количественное числительное

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?» и т. д.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
    • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределённое количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

Правописание количественных числительных в русском языке

  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: восемнадцать (18), восемьдесят (80), восемьсот (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь (88888).

Склонение количественных числительных в русском языке

В сложных числительных, обозначающих десятки и сотни, склоняются обе части:

  • 80 - восемьдесят , род. восьмидесяти , тв. восьмьюдесятью и восемьюдесятью .
  • 800 - восемьсот , род. восьмисот , дат. восьмистам , тв. восьмьюстами и восемьюстами , пр. о восьмистах .

Другие виды числительных

Склонение имён числительных

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Числительные" в других словарях:

    Имена (грамм.). понятие численности в языке выражаетсядвумя способами: 1) в виде особых форм имени, местоимения и глагола,обозначающих общие представления так назыв. единственного, двойственногои множественного чисел, и 2) в виде самостоятельных … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    числительные - Самостоятельная часть речи, выражающая категориальное значение количества в грамматических формах падежа, а иногда и рода: два, сорок, трое, семеро. Общекатегориальное значение числительных определяется с помощью подстановки вопроса сколько?… …

    Числительные, числительных, числительным, числительные, числительными, числительных (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    числительные порядковые - Числительные, обозначающие количественный признак предмета по его месту в этой системе при счете однотипных предметов. Порядковые числительные не имеют значения отвлеченного числа, поэтому они не используются при вычислениях: сложении, вычитании … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    числительные определенно–количественные - Числительные, называющие определенное число или количество предметов в виде целых величин. Эти числительные могут быть простыми, сложными, составными. Они изменяются только по падежам, при склонении сложных и составных числительных изменяется… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Язык 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 венгерский egy kettő három négy öt hat hét nyolc kilenc tíz мансийский аква китыг … Википедия

    Числительные количественные, порядковые, дробные - 1. С л о ж н ы е (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: восемнадцать, восемьдесят, восемьсот. 2. С о с т а в н ы е (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: в… … Справочник по правописанию и стилистике

    числительные собирательные - (двое, трое, семеро) Числительные, обозначающие определенное количество предметов как единое целое, как совокупность. По структуре они простые, в состав дробных не входят, имеют суф. о / оj , ер. Собирательные числительные не имеют категории… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    числительные составные - Разряд числительных по структуре, состоящих из нескольких простых или сложных числительных: семьдесят, два, сто двадцать три. Составные числительные не имеют: 1) грамматической цельнооформленности (при склонении изменяется каждое слово, входящее… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Числительные. Numerals. (англ. грамматика наглядно) , Максименко, Наталия Изидоровна. «Английская грамматика наглядно» - это комплект наглядных пособий по грамматике английского языка. Цветные двухсторонние плакаты просто и доступно представляютязыковой материал, развивают…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава I. Значение и классификация имён числительных

1.1 Значение имени числительного

1.2 Основные разряды имён числительных

Глава II. Количественные числительные

2.1 Определённо-количественные числительные

2.2 Неопределённо-количественные числительные

Глава III. Особые группы имён числительных

3.1 Собирательные числительные

3.2 Дробные числительные

3.3 Порядковые числительные

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема данной работы - имя числительное как часть речи. Актуальность темы обусловлена принадлежностью имени числительного к категориям самостоятельных и именных частей речи, в связи с чем для него характерны классификационные признаки, относящиеся к именным частям речи.

В научной традиции русского языка вопрос о составе и системе частей речи не имел единообразного решения. Опираясь на античную традицию, Ломоносов разграничивал в русском языке восемь частей речи, выделяя в качестве основных грамматических разрядов имена и глаголы и противополагая их всем остальным вспомогательным частям речи. Востоков, удержав традиционные восемь основных разрядов слов, дифференцировал имена, выделив в особую часть речи прилагательные, и вывел из состава частей речи причастие. Уже позже были выделены в качестве отдельной части речи имена числительные , а еще позже среди служебных слов в качестве отдельного разряда были отграничены частицы в узком смысле этого термина. Так установилось в традиционной русской грамматике выделение десяти частей речи.

Шахматов разделил все части речи на три основных разряда: знаменательные (существительное, прилагательное, глагол и наречие), незнаменательные (местоимения и числительные) и служебные (предлог, связки, союз, префикс, частица), рассматривая наречие как связующее звено между всеми тремя разрядами слов: из области наречий в широком смысле этого слова выделяются местоименные и числительные наречия; наречия же могут употребляться в качестве предлога и союза и переходить в частицы.

Опыт установления внутренней структуры частей речи на основе соотношений в значении и в синтаксических связях слов находим в «Общем курсе русской грамматики» В.А. Богородицкого. В учении о частях речи В.А. Богородицкий предлагает «обратить внимание на соподчинение одних частей речи другими, что в школьных грамматиках обыкновенно игнорируется, причем все части речи ставятся в одну линию» Среди полнозначных слов, имеющих собственное значение, Богородицкий выделяет слова с собственным самостоятельным значением: 1) имя существительное, 2) глагол и 3) личное местоимение. Остальные полнозначные слова, обладающие меньшей степенью самостоятельности, выступают как подчиненные или имени существительному (прилагательные, числительные и определительно-указательные местоимения), или глаголу (наречия и деепричастия).

Как видно из приведенной схемы, в основу классификации частей речи Богородицким положены семасиологические и синтаксические основания и недостаточно учитываются морфологические показатели частей речи.

В работе дано представление об именах числительных на основе концепции В.В. Виноградова.

Целью работы является построение общей характеристики и классификации имён числительных, а задачи работы включают определение значения имени числительного и анализ содержания классификационных признаков, применяющихся к имени числительному.

Структура работы предусматривает три главы. Первая глава посвящена общей характеристике имени числительного как части речи и его основным разрядам. Во второй главе дана характеристика количественных числительных как основного разряда (с выделением подразрядов определённо-количественных и неопределённо-количественных числительных), а в третьей главе даны сведения об остальных разрядах числительных.

Источники для написания работы: «Современный русский язык: морфология» (под ред. В.В. Виноградова); «Русский язык и культура речи» (под ред. В.Д. Черняк); частично (в отношении сведений, представляющих интерес для работы) - «Практическая стилистика русского языка» (автор Д.Э. Розенталь) и Лексика современного русского языка (автор М.И. Фомина).

Глава I . Значение и классификация имён числительных

1.1 Значение имени числительного

Класс слов, которые являются названием выраженного в числах количества предметов, а также порядка их по счету, называется именем числительным.

Из, этого следует, что не всякое слово со значением количества (тройка, семёрка, сотня) относится к числительным, а только слова, в которых количественные понятия выражены с помощью чисел, т. е. общепринятых единиц счета. Например:

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной

(Пушкин. Евгений Онегин).

Сравни также: К Каменской перебросили около 16 000 штыков и сабель при 36 орудиях и 140 пулеметах (Шолохов. Тихий Дон).

Как самое понятие числа, так и обозначающие его имена числительные в современном русском языке весьма абстрактны. Например, числительные восе мь, пятнадцать, двадцать три сами по себе, взятые вне контекста речи, дают лишь общее представление о количестве. Содержание их количественного признака уточняется и конкретизируется лишь после присоединения к ним предметных слов: восемь книг, пятнадцать дней и т. п.

Эта отвлеченность значений числительных находит себе объяснение в самом процессе познания действительности. Дело в том, что понятие числа возникает на той стадии развития познания, когда при рассмотрении предметов человек отвлекается от всех их свойств, кроме количественных.

Таким образом, если в числительных три, пять, сто наблюдается это полное отвлечение от всех прочих свойств предмета, кроме числа, то уже в словах тройка, пятерка, сотня количественные значения как бы включены в значения предметные. Например, тройка борзая бежит; ср. тройка лошадей, тройка в картах, сотня как войсковая единица или название денежного знака. Употребляемые отдельно, вне сочетания с названиями предметов, они, подобно субстантивированным прилагательным, сохраняют предметное значение в качестве основного. Это, следовательно, предметно-количественные слова, одна из разновидностей имен существительных, так называемые счетные существительные Современный русский язык: морфология / под ред. В. В. Виноградова. М.:МГУ, 1952 - С210 .

Например: Откуда-то сзади Григория, стоявшего с сотнями на выезде из леса, длинными очередями начал бить станковый пулемет Басковской сотни (Шолохов. Тихий Дон).

Вы находитесь перед революционной военной тройкой, которая вас судит за совершённое вами преступлени е перед со ветской властью (К. Федин. Необыкновенное лето).

Если категория числа свободна от предметности, то и числительные, выражающие лишь определенные количественные признаки, резко обособляются по значению и функциям от других слов. Не учитывая грамматического и функционального своеобразия имён числительных, профессор А.М. Пешковский отказывался рассматривать их как особую, самостоятельную часть речи. Ориентируясь преимущественно на внешние формальные и привязки числительных, он относил одни из них к счетным существительным (четыре, пять), другие к счетным прилагательным (четвёртый, пятый), при этом ставя с ними в один ряд так называемые счетные наречия (дважды, трижды).

«Имя числительное, -- утверждал он, -- при всех своих важных особенностях не только в склонении, но и в синтаксическом употреблении не составляет отдельной категории для нашей грамматической мысли, так как численные представления не отличаются принципиально от количественных представлений вообще».

Разумеется, нельзя согласиться с тем, что основанием для выделения числительных в особую часть речи должно служить психологическое и при том произвольное разграничение численных и количественных представлений. Одной близости количественных значений таких слов, как пара, дюжина, к числительным недостаточно для того, чтобы отождествлять их с числительными как в смысловом отношении, так и в отношении грамматической структуры и синтаксических функций, ибо эти слова обладают категорией рода и числа, чего нет у числительных.

Таким образом, вопрос о самостоятельности числительных, как особой части речи, разрешается в положительном смысле. Анализируя значения и функции современных русских имён числительных, акад. В.В. Виноградов приходит к выводу о наличии у них «явных признаков самостоятельной грамматической категории».

1.2 Основные разряды имён числительных

Имена числительные разделяются на следующие основные разряды, отличающиеся как в структурно - смысловом, так и в функционально-синтаксическом отношениях Там же. С. 215:

1. Определённо - количественные числительные. К ним относятся те числительные, которые обозначают количество, представленное в виде определенного числа предметов (шесть карандашей), или же отвлеченное от конкретных предметов счетное понятие (шесть больше пяти).

2. Неопределённо-количественные числительные (много дней, несколько минут). Их смысловое своеобразие становится очевидным при сопоставлении с числительными первой группы, которые связаны с общепринятыми и вполне определенными единицами счета: купил пять книг -- купил несколько книг, проехал пятнадцать километров -- проехал много километров.

3. Собирательные числительные. Близко примыкая к количественным, они, однако, по своему значению отличаются от них тем, что обозначают количество предметов как одно целое, в их совокупности (четверо студентов, трое солдат) подобно субстантивированным словам обладают известной степенью предметности: трое в серых шинелях, семеро одного не ждут.

4. Дробные числительные . По своему значению они также являются разновидностью количественных числительных, но обозначают они не целые, а такие дробные величины, которые бывают или больше или меньше счетной единицы: полтора часа, полчаса.

5.По связи с этими р а з рядами числительных к ним присоединяются и порядковые числительные, обозначающие порядок следования, занимаемый предметами при их счете: пятый вагон, шестое место.

Ниже каждый из этих разрядов рассматривается в отдельности.

Глава II . Количественные числительные

2 .1 Определённо-количественные числительные

По своему составу определенно-количественные числительные весьма немногочисленны: их основной лексический фонд состоит всего из 36 слов. Это числительные от 1 до 10 (десять слов), затем от 11 до 19 (девять слов), затем десятки -- 20, 39 и т. п. до ста (восемь слов) и, наконец, сотни -- от 100 до 900 (9 слов). Однако путем различных сочетаний можно обозначать огромное количество чисел и выражать самые разнообразные количественные понятия.

Специфическим лексическим значением числительных определяются их грамматическая структура и синтаксические функции. Так, количественным числительным не свойственна грамматическая категория числа. Это объясняется тем, что они, обозначая счет в пределах множественности, своим лексическим значением выражают понятие числа.

Количественные числительные от трех до тысячи лишены категории рода, что также находит объяснение в своеобразии их лексического значения. В силу отсутствия в них предметного значения эти абстрактные слова-понятия несовместимы с родовыми привязками, характерными в первую очередь для конкретно-предметных слов. Что же касается счетных существительных, то им, в силу их предметного значения, свойственны категории рода и числа (пятёрка, десятка, тысяча).

Особое место среди количественных числительных занимают, слова один и два, которые имеют родовые различия. Слово один, как указывает акад. В.В. Виноградов, это местоименное прилагательное, входящее и в разряд числительных. Например, один студент рассказывал (т. е. «некий»), но: один год и два месяца (числительное). У слов два -- две грамматический род заимствуется лишь в именительном и винительном падежах от следующих за ними существительных (два дня, две недели) В косвенных же падежах эти родовые различия отсутствуют (двух дней, недель, двум дням, неделям).

Своеобразие форм слова один (имеет род и число) объясняется его морфологической и семантической разносторонностью. Кроме значения количественного числительного (одна книга и две тетради), оно употребляется в значении имени существительного (все за одного, один за всех), в значении прилагательного (жил в одном доме, т. е. в том же самом) и местоимения. Например: Итак, в одном департаменте служил один чиновник (Гоголь, Шинель).

В качестве числительного слово один употребляется только в единственном числе. Во множественном же числе оно перестает быть числительным (для вас одних, т. е. «только для вас»), за исключением тех случаев, когда оно сочетается с существительными, имеющими форму только множественного числа: одни сутки, одни ножницы..

По своей структуре определенно-количественные числительные разделяются на такие группы: 1) простые, к которым относятся однокоренные слова (один, восемь, десять); 2) сложные, образованные путем сложения двух или трех слов (двенадцать, двадцать, двести); 3) составные, образуемые сочетанием нескольких отдельных слов (двадцать один, сто сорок пять).

По своему образованию из трёх указанных групп заметно выделяются сложные числительные, образуемые с помощью сложения слов, -сопровождающегося существенным видоизменением звукового состава сочетающихся слов. Так, элемент -дцать в числительных типа двенадцать, тридцать восходит к самостоятельному слову десять; например, одиннадцать образовано из один-на-десяте (т. е. «один сверх десяти»). Старинная форма местного падежа десяте изменилась затем в десять, которое в результате ряда фонетических изменений превратилось в современное дц ать, употребляемое в числительных от 11 до 30.

Числительные пятьдесят -- восемьдесят имеют несколько иное строение: они образованы сложением слов пять и -десят 1 последнее является формой родительного падежа множественного числа от десять).

В слове двести сохранилась, с изменением конечного гласного ъ в и, старая форма двойственного числа от съто (сътъ); в числительных триста, четыреста -- бывший именительный падеж множественного числа (ста), а в словах пятьсот, шестьсот -- бывший родительный падеж множественного числа (сот). Особое положение в этой группе занимает числительное сорок.

Ломоносов в своей «Российской грамматике» предлагал склонять это числительное как существительное мужского рода, т. е.: сорок, сорока, сороку, сорок, сорокам, сороке; множественное -- сороки, сороков (ср. выражение сорок сороко в , сорокам, сороки, сороками, сороках . Однако, в современном языке употребляются лишь две падежные формы: в именительном и винительном сорок, в остальных -- сорока. Точно так же отгоняются и слова девяносто и сто. Следует отметить, что в сложных числительных, содержащих в своем составе сто, появляются и другие формы косвенных падежей этого слова: двух сот, двумястами, о двухстах.

Синтаксические функции количественных числительных довольно разнообразны, и они находятся в зависимости от употребления этих слов в различных стилях литературного языка. Так, в научно-технической речи количественные числительные обычно выступают как счетные понятия и часто употребляются без уточняющих их имен существительных. При этом о«и могут быть подлежащими, сказуемыми, например, два и два (подлежащее)-- четыре (сказуемое), дополнениями: четыре делится на два. Обычно числительные выступают вместе с предметным словом-уточнителем, образуя с ним единое смысловое синтаксическое целое Русский язык и культура речи / под редакцией В. Д. Черняк СПб.: Изд-во РГПУ, 2002 -С. 46 .

Например:

Ещё не целя, два врага, Походкой твёрдой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени

(Пушкин."Евгений Онегин).

Три гордые пальмы Высоко росли

(Лермонтов. Три пальмы).

Родительный падеж существительных, употребляемый при числительных, является носителем предметного значения всего словосочетания. Употребляемое самостоятельно, без предметного уточнителя, любое количественное числительное весьма абстрактно. В сочетаниях же типа десять дней, девять страниц оно получает реальное значение, входя при этом в весьма сложные отношения с предметными словами. Как уже на это обращали внимание А.А. Шахматов и В.В. Виноградов, в таких синтаксически неделимых словосочетаниях (три дома) следует видеть грамматические идиомы, неразложимые грамматические обороты. числительный часть речь

Лексикализация таких количественно-именных сочетаний поддерживается также употреблением некоторых форм существительных. Например, пять человек (а не «пять людей»), к двадцати годам (ср. в им. и вин. пад. двадцать лет).

Близость этих сочетаний (два дома, три стола) к идиомам подтверждается не совсем обычным согласованием имен прилагательных, например, в таких выражениях: два новых дома, три больших стола. Определение в таких случаях имеет форму родительного падежа, множественного числа, тогда как определяемое слово (дома, стола) имеет форму родительного падежа единственного числа, в сущности: форму переосмысленного по-новому бывшего именительного падежа исчезнувшего двойственного числа. В косвенных падежах это противоречие не наблюдается: двум новым домам, тремя большими столами.

Если при именительном падеже числительных два, две, три, четыре имя существительное, обозначающее считаемый предмет, ставится в родительном падеже единственного числа (две стены, четыре окна), то при именительном падеже числительных, начиная с пять, имя существительное ставится в родительном падеже множественного числа (пять домов, двадцать колхозов, сто самолетов). В косвенных падежах (кроме винительного) существительные при числительных, кроме один и составных, оканчивающихся словом один, ставятся во множественном числе, причем числительные согласуются в падеже с существительным (двумя домами, в десяти колхозах, ста двадцатью самолетами).

Таким образом, если в именительном и винительном падежах (три года, купил три книги) числительное выступает в функции определяемого слова, то в косвенных (не прошло еще трёх дней) -- оно выступает как определяющий член словосочетания. Это изменение функций объясняется тем, что у имен числительных «процесс отвлечения от предметных значений достиг высшего предела в косвенных падежах, где числительные стали простыми абстрактными арифметическими определителями существительных, чуждыми всякого оттенка предметности» ".

Исторически родительный падеж существительных в сочетаниях типа два стола -- бывший именительный падеж двойственного числа, с исчезновением которого эта форма стала осмысляться как родительный падеж единственного числа. Однако полного отождествления этих форм не произошло не только по значению, но и в отношении произношения. Так, у слова шаг родительный падеж имеет ударение шага, а в сочетании с числительными -- два, три шага. Ср. также: два часа, но около часа ночи; в три ряда -- у первого ряда.

При числительных три, четыре ранее употреблялся именительный падеж множественного числа (три стали), который позднее был по аналогии с сочетаниями с числительным два заменен родительным (три, четыре стола). Начиная же со слова пять употребляется родительный множественного (п ять, шесть н едель).

Выступая в качестве неразложимой синтаксической единицы, числительное с родительным падежом существительного употребляется в предложении как один член предложения. Например, как подлежащее: Три девицы под окном пряли поздно вечерком (Пушкин. Сказка о царе Салтане); как дополнение: Уж восемь робертов сыграли (Пушкин. Евгений Онегин) и т. д.

Представляя собой синтаксически неразложимую единицу, сочетания числительных с количественным родительным падежом существительного имеют вполне определенный, устойчивый порядок слов (числительное на первом месте, существительное-- на втором). При нарушении его, т. е. при употреблении числительного после существительного видоизменяется и значение всего выражения: вместо точного указания на определенное число числительное обозначает приблизительное количество:

Умильно на пучок зари Они роняли слезки три

(Пушкин. Евгений Онегин).

Он был, казалось, лет шести

(Лермонтов. Мцыри).

Склонение количественных числительных существенно не отличается от склонения других имен. Так, слово один склоняется, как местоимение этот.

Числительные от двух до четырех склоняются следующим *образом:

Им. два, две три четыре

Род. двух трёх четырёх

Дат. двум трём четырём

Вин. как в им. или род.

Твор. двумя тремя четырьмя

Пред, двух трёх четырёх

Числительные от пяти до двадцати и тридцать имеют окончание существительных третьего склонения. В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части: пятьюдесятью, шестьюдесятью (хотя известны также новообразования: пятидесятью, семидесятью).

При этом, наряду с основными ударениями, в этих сложных числительных употребляются и побочные.

Например:

Им. пятьдесят (пятьсот), двести, триста, четыреста

Род. пятидесяти, (пятисот), двухсот, трёхсот, четырёхсот,

Дат. пятидесяти (пятистам), двумстам, трёмстам, четырёмстам

Вин. пятьдесят (пятьсот), как им. или род.

Твор. пятьюдесятью (пятьюстами), двумястами, тремястами, четырьмястами

Пред. (о) пятидесяти (о пятистах), (о) двухстах,(о) трёхстах, (о) четырёхстах Фомина М. И. Лексика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1973 - С. 88-89 .

2.2 Неопределённо-количественные числительные

Это немногочисленная группа слов, соотносительных с наречиями. Сюда относятся: много, немного, сколько, столько, несколько. Например: Много я стран перевидел, шагая с винтовкой в руке (Исаковский).

Немного лет тому назад Там, где сливался шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь (Лермонтов. Мцыри).

К нему подсели двое..., подошло ещё несколько человек (Шолохов. Тихий Дон),

Как видно из примеров, эти числительные выражают недифференцированное, а общее понятие количества. В них количественные признаки осложнены признаками качественными, ибо, например, в выражении привёз с собой много книг и несколько рукописей -- числительные много и несколько дают в одно и то же время количественное и качественное определение предмета.

Смысловая близость неопределенно-количественных числительных к словам с качественным признаком особенно- ясна в косвенных падежах, где эти числительные обладают всеми синтаксическими свойствами прилагательного: многих лет, немногими друзьями, в нескольких словах.

Смысловое и структурное своеобразие числительных много, немного определяется также соотносительностью их с наречиями (мало писать, много знать), которые также не свободны от некоторого элемента количественных значений.

В предложении неопределенно-количественные числительные, подобно определенно-количественным, образуют вместе с существительными синтаксически неразложимую единицу. Например:

Много песен слыхал я в родной стороне (Народная песня).

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна (Крылов).

Глава III . Особые группы имён числительных

3.1 Собирательные числительные

Выделение числительных двое, трое, а также нескольких слов с суффиксом -еро -- четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро -- в особую группу производится не только по принципу своеобразия их морфологических примет: особое словообразование, отсутствие в них категории рода и числа, различие между формами и прямых и косвенных падежей и т. д. По своему значению эти числительные более предметны, чем количественные. В силу этого они легко субстантивируются: Видит, ему наперерез катят шестеро (Л. Толстой. Кавказский пленник). Семеро одного не ждут.

Этим числительным свойственно значение совокупности, т. е. объединения определенного числа предметов в одно целое по отношению к совершаемому ими действию или свойственному им признаку. В этом легко убедиться при сопоставлении таких сочетаний, как: в первый класс принято еще три мальчика; у моего брата четверо детей -- трое мальчиков и одна девочка.

Сравни также: Вот кинулись все четверо, поплыли; двоих убило в тот же миг, лишь только коснулись воды. Плыли двое, уже были у самого берега -- ив этот момент хищная пуля ударила Чапаева в голову (Фурманов. Чапаев).

Собирательные числительные употребляются лишь с именами лиц мужского рода. С именами женского рода они не употребляются. Например, двое студентов -- две студентки, трое друзей -- три подруги (хотя обнаруживается тенденция говорить трое подруг). Кроме того, собирательные числительные употребляются с существительными, имеющими только форму множественного числа: Дибич клал на весь марш пятеро суток (К. Федин. Необыкновенное лето), а также с существительными, которые считаются парами (двое перчаток).

К собирательным числительным относятся также слова оба (для мужского и среднего рода), обе (для женского). Например: Оба окна выходили в сад, обе дочери походили на мать.

Склоняются эти слова, как все другие собирательные числительные:

оба обе четверо

обоих обеих четверых

обоим обеим четверым

как им. или род. как им. или род.

обоими обеими четверыми

(об) обоих (об) обеих (о) четверых.

В косвенных падежах форма женского рода обеими руками, с обеих сторон в разговорном языке имеет тенденцию заменяться формой мужского рода («обоими руками», «с обоих сторон») хотя, как литературная норма, такая замена не принята Русский язык и культура речи / под редакцией В. Д. Черняк СПб.: Изд-во РГПУ, 2002 - С.431 .

3.2 Дробные числительные

Особую группу числительных составляют слова, обозначающие не целые, а дробные величины. Этим они отличаются от определенно-количественных числительных. К ним относятся полтора, три пятых и т. п.

В систему дробных обозначений из языка математики пришло также слово ноль, входящее в сочетание с дробными числительными: ноль целых пять десятых.

В структурном отношении дробные числительные типа пять шестых представляют собой сочетание количественного числительного, которым выражается числитель, и порядкового, обозначающего знаменатель. Слово полтора образовалось соединением двух элементов пол-втора, т. е. половина второго. Корень числительного пол самостоятельно не употребляется, он сливается с определяемым существительным (пол-листа, полМосквы).

В склонении из дробных числительных выделяется слово полтора, которое для мужского и среднего рода имеет формы полтора (именительный и винительный), а в остальных падежах -- полутора. Со словами женского рода употребляется форма полторы (копейки) (именительный и винительный) и полутора (копеек) -- в остальных падежах.

3.3 Порядковые числительные

Взаимодействие числительных с другими частями речи наиболее отчетливо обнаруживается в значениях и синтаксических Функциях порядковых числительных. Совпадая по форме исинтаксическому употреблению с именами прилагательными, порядковые числительные существенно отличаются от них.по своему значению и функциям. Основное, что их отличает от прилагательных, -- это отчетливо представленное значение порядка следования предметов при счете. Образованные от корней количественных числительных (за исключением слов первый, второй), они сохраняют и основное значение их -- значение счета. Например, четвёртый вагон -- это вагон, занимающий при перечислении четвертое место, название сорок девятый год дает представление о том, что до него было сорок восемь лет. Связь и взаимопереходы таких категорий, как количество и качество, ни в какой другой части речи не представлены в такой степени, как в порядковых числительных. Часто порядок расположения понятий, предметов, вещей во многом зависит от их свойств и качеств.

Таким образом в составе порядковых числительных следует различать:

1) собственно-порядковые, обозначающие порядковый номер: На вторые сутки к вечеру приехали в Миллерово (Шолохов. Тихий Дон), Второй рассказ подьячего (Щедрин).

2) качественно-порядковые, близкие по значению к прилагательным. Так, выражение первый опыт указывает не столько на самый порядок следования при счете, сколько на качественный признак (первый опыт -- неуверенный, может быть -- не вполне удачный и т. п.).

Сравни также первый ученик в значении «лучший», третий сорт в значении «неважного качества».

Разумеется, строгой грани между этими двумя видами значений порядковых числительных провести нельзя, тем более, что значения эти часто зависят от того, с какими существительными и в каком контексте употребляется данное числительное. Например: После первого же шага у .меня закружилась голова, Первая в колхозе работница.

Ср. другие случаи употребления порядковых числительных, в которых качественный признак совершенно отсутствует и невозможен. На квартиру пришли двое сердобцев второй роты (Шолохов. Тихий Дон).

Два дня ему казались новы...

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле

(Пушкин. Евгений Онегин).

Близость к количественным числительным у порядковых обнаруживается также в употреблении их в качестве элемента составных числительных (в тысяча девятьсот тридцатом году).

Если при исчислении предметов от 1 до 20 порядковые числительные в своем употреблении не отличаются от прилагательных, то при дальнейшем счете они оказываются тесно связанными с количественными числительными. Например, в сочетаниях сто двадцать первая страница, сорок второй год, сто пятьдесят восьмой день порядковое значение обозначается лишь последним числительным, так как все остальные счетные слова имеют форму количественных числительных.

Синтаксические функции порядковых числительных определяются их значением и стилистическими функциями в речи. Типичная и основная их функция -- выражать определение (третий звонок, шестой год и т. д.).

В сочетании со словом раз эти числительные обычно выражают обстоятельства:

Хвала тебе, седой Кавказ, Онегин тронут в первый раз

(Пушкин. Евгений Онегин).

В истории русских грамматических учений порядковые числительные рассматривались одними учеными в составе числительных (Овсянико-Куликовский, Шахматов), другими -- как разновидность прилагательных (Пешковский, Виноградов).

Совпадающая с именами прилагательными система склонения порядковых числительных, их согласуемость в роде, числе и падеже с именами существительными, при которых они выступают в роли определений, -- все это дает известное основание относить порядковые числительные к классу прилагательных.

Но при всей этой структурной общности с прилагательными, порядковые числительные отличаются от них в силу ярко выраженного лексического - значения, а также соотносительности с количественными числительными. Основа порядковых числительных выражает количественное понятие, а отсюда их непосредственное отношение к числу и порядку при счете Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка М.: Высшая школа, 1974 - С. 123 .

По своему лексическому составу порядковые числительные представляют собой небольшую и замкнутую группу слов, производных от количественных числительных.

Порядковые числительные образуются также от количественных слов -- тысяча, миллион, миллиард, при этом порядковые числительные, образованные от составных количественных числительных (сто тысяч), приобретают форму сложных слов.

Это имеет место в тех случаях, когда в порядковых числительных последней частью является -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный (во сьмисотый, пятитысячный, двадца тимиллионный). В остальных же случаях перехода образования сложных слов не происходит: сорок второй, сто пятьдесят третий и т. п.

Вовлечение многих счетных существительных (пара, половина, тысяча, миллион, миллиард) в систему имен числительных свидетельствует о том, что категория числа не ограничивается в языке лишь замкнутой группой собственно числительных и что пополнение числительных идет за счет имен существительных. Например:

И мы, сплетясь как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом -- и во мгле

Бой продолжался на земле

(Лермонтов. Мцыри).

И миллионом чёрных глаз

Смотрела ночи темнота

Заключение

По работе могут быть сделаны следующие выводы:

1.Понятие числа возникает на той стадии развития познания, когда при рассмотрении предметов человек отвлекается от всех их свойств, кроме количественных. Как самое понятие числа, так и обозначающие его имена числительные в современном русском языке весьма абстрактны. Числительные сами по себе, взятые вне контекста речи, дают лишь общее представление о количестве. Содержание их количественного признака уточняется и конкретизируется лишь после присоединения к ним предметных слов. Эта отвлеченность значений числительных находит себе объяснение в самом процессе познания действительности.

2.Среди имён числительных различают:

-Определённо - количественные - те числительные, которые обозначают количество, представленное в виде определенного числа предметов или же отвлеченное от конкретных предметов счетное понятие

-Неопределённо-количественные числительные , в которых количество выражено в виде неопределенного числа

-Собирательные числительные - обозначают количество предметов как одно целое, в их совокупности подобно субстантивированным словам обладают известной степенью предметности.

-Дробные числительны - обозначают они не целые, а такие дробные величины, которые бывают или больше или меньше счетной единицы.

-Порядковые числительные , обозначающие по рядок следования, занимаемый предметами при их счете.

3.Вопрос о самостоятельности числительных, как особой части речи, разрешается в положительном смысле. Анализируя значения и функции современных русских имён числительных, В.В. Виноградов приходит к выводу о наличии у них «явных признаков самостоятельной грамматической категории».

Список использованной литературы

1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1984 - 256 с.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка М.: Высшая школа, 1974 - 352 с.

3. Русский язык и культура речи / под редакцией В.Д. Черняк. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002 - 509 с.

4.Современный русский язык: морфология / под ред. В.В. Виноградова. М.: Издательство МГУ, 1952 - 519 с.

5.Фомина М.И. Лексика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1973 - 152 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Лексико-грамматические разряды числительных: порядковые, собирательные, мультипликативные, местоименные. Значение и правописание количественных числительных в русском языке.

    реферат , добавлен 13.04.2016

    Грамматическое деление всего лексического состава языка в основе вопроса о частях речи. Классификации частей речи в русском и английском языках, проведение их сравнительного анализа. Типологические критерии, существующие для сопоставления частей речи.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2016

    Общая характеристика имени числительного. Буквенное падежное окончание у числительных. Особенности построения рекламного текста, в котором встречаются числительные. Основные конструкции сочетания числительных с различными частями речи в рекламных текстах.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2010

    Типология как наука. Основы типологического анализа частей речи. Типологические особенности взаимодействия частей речи в современном английском языке. Семантический, морфологический и функциональный анализ частей речи в современном английском языке.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Изучение трудностей в употреблении имен прилагательных, связанных с синонимией их полной и краткой форм. Склонение сложных и составных количественных числительных, их вариантные и синонимические формы. Пропуск местоимений в разговорной и публичной речи.

    реферат , добавлен 14.02.2013

    Определение роли различных частей речи. Проблема универсальности их природы. Во всех ли языках выделяются части речи и одинаков ли их набор во всех языках. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых. Роль частей речи в русском языке.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Выделение частей речи по семантическому принципу. Синтаксическая функция как возможная субституция в линейной речевой цепи. Классификации частей речи немецкого языка. Разделение слов на части речи как предварительный этап их грамматического описания.

    реферат , добавлен 03.04.2010

    Общие определения термина "слово". Слово как лексическая, грамматическая единица речи. Части речи в современном русском языке, характеристика. Морфологические признаки частей речи. Грамматическое значение слова. Служебные части речи в названиях магазинов.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2010

    Рассмотрение примеров употребления числительных и глаголов, в современном русском языке как основных морфологических норм. Анализ требований к выбору правильной формы построения словосочетаний и предложений, постановки ударения как элементов синтаксиса.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Характеристика лексико-грамматических признаков (семантический, морфологический, синтаксический) и современной классификации (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, категория состояния, предлог, союз, частицы, глагол) частей речи.

В русском языке большое значение имеют такие крупные группы числительных как количественные и порядковые. В статье описаны способы образования обеих групп, их характерные особенности, правила склонения. Также здесь есть таблица, в которой описаны наиболее сложные случаи сочетания числительных с существительными.

Цифры, перешедшие в разряд слов, стали количественными числительными . От этих цифр образовались новые слова, которые стали обозначать порядок при счёте. Эти слова вошли в группу порядковых числительных. Обе группы слов имеют очень большое значение для речи. Их важно правильно писать и употреблять.

Количественные числительные в русском языке

Слова этой группы могут обозначать либо абстрактное число, либо количество каких-то предметов.

Например: Восемь плюс четыре будет двенадцать – Восемь дней.

Все слова этого разряда отвечают на вопрос сколько?

Количественные числительные важно отличать от однокоренных существительных: семь (числит.) – семёрка (сущ.); двадцать (числит.) – двадцатка (сущ.)

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Количественные числительные могут играть разную синтаксическую роль: Сто (подл.) минус один (дополн.) девяносто девять (сказ .).

Наибольшую сложность вызывает использование сложных количественных числительных в различных падежных формах, поскольку они имеют два корня, каждый из которых меняется по-своему. Самые сложные случаи склонения этих слов можно проверить по таблице:

Падежи Числительные
И. Восемьдесят, четыреста

Р.
Восьми десяти , четырёх сот

Д.
Восьмидесяти , четырём стам
В. Восемьдесят, четыреста
Т. Восьмью десятью , четырьмя стами
П. (О) восьми десяти , четырёх стах

Запутывает то, что простое числительное сто при изменении приобретает совершенно не такой вид, как корень – сто в составе сложного слова. Ср.: Двумстам (Д. п.) – ста (Д. п), пятисот (Р. п.) – ста (Р. п.)

Таблица
«Сложные случаи сочетания количественных числительных с существительными»

Правило Примеры
1. Сочетания составных числительных с существительным, имеющим только форму мн. ч., не всегда можно склонять. Если необходимо использовать такое словосочетание, лучше обратиться к лексической замене. Сани в количестве двадцати трёх экземпляров; ножницы в количестве тридцати шести штук
2. Сочетание два (три, четыре) и более требует постановки существительного в форме Р. п. Два и более человека, три и более школьника
3. Предлог по используется с числительными 2,3,4, 200, 300, 400 в В. п. С остальными числительными – в Д. п. Дали по триста рублей; получили по четыре патрона; раздали по одному листу бумаги.

Порядковые числительные

Почти все слова этой лексико-грамматической группы образовались от количественных числительных с помощью нулевых суффиксов: десять – десятый, семь – седьмой. Непроизводными являются лишь слова первый и второй .

  • В какой колонке выделенные слова обозначают:
    1. количество предметов и отвечают на вопрос сколько?,
    2. число и тоже отвечают на вопрос сколько?,
    3. порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
  • Определите падеж выделенных слов.

Выделенные слова - имена числительные . Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные .

Числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?), - порядковые .

Некоторые учёные считают порядковые числительные порядковыми прилагательными в силу того, что они не обозначают количество и число и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

Имена числительные бывают разными членами предложения:

Два да два - четыре .

Разделите шесть на три .

Мы живём на втором этаже.

Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:

Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов .

  • Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?
  • Какими членами предложения могут быть имена числительные?

Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книги оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения - подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой - порядковое числительное. В предложении является определением.

345 . Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к. , над порядковыми - букву n . Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков.

1. Вход..т семь богатырей , семь румяных 3 ус..чей. 2. С первого щ..лчка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лчка л..шился поп языка, а с третьего щ..лчка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш.л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) 5. Три - нечётное число. 6. Семь и четыре - одиннадцать .

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

346 . Дополните каждый ряд данными словами. Составьте два предложения с однородными членами, используя любые количественные и любые порядковые числительные.

Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак , (стал) пятиклассником , (громадная) пятерня , пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

347 . Числительные чаще записываются цифрами, чем прописью. При чтении текста с цифровой записью числительных нередко допускаются ошибки: числительные употребляются не в том падеже, который требуется. Проверьте себя, правильно ли вы употребляете числительные. В скобках записаны по две формы числительных. Выберите ту, которая соответствует нормам литературного языка. Прочитайте вслух.

Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, сосна - до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка бывает высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб - до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.

348 . В каком стиле написан текст? Назовите в нём порядковые числительные. Составьте и напишите расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в школе.

Расписка

Мною, Ивановым Виктором, учеником 6 А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки в классе новинок детской литературы.