Смеяться разрешается! Развиваем самоиронию. Что такое самоирония и юмор

Самоирония – это такая очень забавная вещь. Надо научиться ею пользоваться.

Она как крокодиловый чемодан, с которым лучше не путешествовать в общественном транспорте. То есть, я имею в виду, самоирония не должна работать напоказ, иначе это просто банальная защитная реакция. Люди не идиоты и прекрасно чувствуют фальшь.

Очень редко встречаешь «встроенную» от природы настоящую самоиронию. Для меня это первый признак умного собеседника. Вообще, насколько я люблю в людях присутствие самоиронии, настолько же отсутствие самоиронии при общении лично для меня часто, много раз, грозило превратиться в настоящую катастрофу. Пару раз я чудом избежала очень серьезных конфликтов, потому что человек, которому были адресованы вполне, как мне казалось, невинные шутки… Продолжать не буду, уверена, вы тоже попадали в такие ситуации. Эти мучительные «Вы (ты) неправильно поняли, я не это имела… Я вкладывала совершенно другой смысл…» и тэ дэ, и тэ пэ.
Один мой очень успешный приятель твердо убежден, что нельзя иметь дела с теми, кто не умеет смеяться над собой. Излишняя серьезность по отношению к себе драгоценному для него причина не вступать с человеком в деловые отношения. Он твердо убежден, что это первый признак неадекватности. Я его в некотором смысле хорошо понимаю.

Ну а о пользе самоиронии говорить не надо. Она делает человека публичного, например, практически неуязвимым. Да и иметь в друзьях самоироничных людей очень приятно: с ними намного легче и веселее. Хотя, что немного настораживает, быть самоироничным стало в последнее время, как бы потактичнее сказать, популярно. Я даже догадываюсь, от какой одиозной девушки эта «мода» пошла. Только – опять же вернусь к началу своего текста – люди не идиоты и прекрасно чувствуют фальшь.

А вообще, желаю всем прекрасного Нового года, мы все его заслужили, год прошедший был не самый легкий. Но если мы научимся с легкостью относиться к себе и к своим проблемам… Это я как человек очень несерьезно к себе относящийся заявляю. Я точно знаю.

Каждому человеку доводилось оказываться в ситуации, когда задета его гордость и самолюбие, например, если кто-то нелестно отозвался о характере или внешнем виде. Но больше всего приходится страдать в тех случаях, когда насмешки соответствуют действительности, и приходится им верить.

Людям часто приходится идти на поводу у недоброжелателей, которые стремятся за чужой счет казаться выше других. От этого приходится страдать и чувствовать себя неловко. Именно в таких ситуациях помогает самозащита от насмешек, то есть самоирония, в основе которой заложено здоровое и положительное воспитание самого себя.

Ирония: как быть ироничным

Перед тем, как определить, что такое самоирония, следует иметь полное представление об иронии в целом. Возникла она в Древней Греции, где начала интерпретироваться в качестве «обмана при помощи слов». Простое общество, психологию, философию и народную культуру довольно тяжело представить без столь весомого понятия. При помощи иронии каждый человек способен намекая преподнести истину.

Итак, ирония является тонкой насмешкой. Людям, которые интересуются сущностью данного понятия, следует знать, что ее основная цель заключается в противопоставлении настоящему смыслу слов их буквальному смыслу. Таким образом, человек не будет иронизировать, называя трусливого - храбрым, а дурака - умным. Возможность подшутить не только над другими людьми, но и над самим собой, играла весомую роль в народной юмористической культуре, античной комедии и сатирических журналах. Многие люди наделены подобным ораторским приемом, который позволяет им скрытым образом о чем-либо намекнуть.

Основные виды иронии

  • прямая - преследует цель, чтобы принизить ее и придать негативный характер описываемому объекту;
  • антиирония - способ, который позволяет продемонстрировать, что объект является недооцененным;
  • самоирония - способность пошутить над собственной персоной, при этом подтекст насмешки может иметь как положительный, так и отрицательный смысл.

Что такое самоирония?

Самоиронией принято считать разновидность иронического спектра обсуждения, когда его центром является непосредственно сама личность. Чувство самоиронии предоставляет человеку возможность посмеяться над самим собой, не затрагивая чувство собственного достоинства. Она позволяет здраво оценить собственные способности и достижения.

Важно отметить, что самоирония и ирония построены для создания полного ощущения того, что личность не является такой, какую ее преподносят или она кажется на первый взгляд. Эти два понятия всегда стоят рядом. Поэтому, если решиться сделать замечание ироничному человеку, то нужно быть готовым к тому, что именно вы можете стать предметом его обсуждения.

Несмотря на здравое отношение к жизни и множество защитных функций, самоирония способна представить себя полностью, не использую при этом нахваливание. Ведь ее часто используют для подчеркивания незначительных недостатков, чтобы ярче были заметны достоинства.

Многим людям не до конца удается понять, что значит самоирония. Подобное чувство является признаком внутренней силы и, одновременно, внутренней слабости. В том и другом случае ироничное воспитание себя как личности снижает риск «атаки» со стороны окружающих, так как отсутствует какая-либо мотивация, чтобы указать человеку на его поступки замечающему их.

Самоиронию также принято считать признаком интеллекта и превосходство во время подачи информации и тонкого чувства юмора. Чувство самоиронии свидетельствует о глубоком познании самого себя, способности суметь грамотно выделить недостаток и преподнести его, оригинально критикуя и шуточно искажая.

Самоирония в психологии

Рассуждая, что такое самоирония с точки зрения психологии, можно заметить, как создается искаженное впечатление об обсуждаемом объекте. Самоиронию принято считать признаком тонкого ума, а также величества и изящества внутреннего мира человека. Однако, если мыслить логически, то это некий защитный механизм, смысл которого находится под «куполом» отрицательного выражения значения сказанного.

Самоирония в философии

В качество инструмента диалекта и со стороны жизненной позиции, насмешка над самим собой особое значении приобрела в начале 19 века. Основой зарождения понятия послужил опыт Сократа, который любил много спорить с софистами, и немецких романтиков в лице Мюллера и Шлегеля. Итак, деятели того времени считали понятие «самоирония» выглядело следующим образом:

  • сущность искусства - Зольгер;
  • противопоставление выражаемой идее - Лосев;
  • понятие «ирония истории» - Маркс и Энгельс.

Примеры самоиронии

Самоирония завораживает и не оставляет равнодушным ни одного человека, она несет в себе здравый смысл оценки ситуации, самоуважения и юмора. Можно привести множество примеров подобной подачи не только среди личностей, но и целых компаний, которые представляют определенный бренд. Например, презентация смарт-автомобилей, которая раскрывает основные недостатки и неудобства комфортабельной машины, где ее сдувает порывом ветра. Но в городской ситуации показать, что машина довольно уютна и удобна.

В качестве примера можно использовать и заикающегося студента, который во время презентации посоветует самостоятельно изучить материал на слайдах, так как если он начнет рассказывать, то мероприятие затянется до следующего дня.

Что такое юмор?

Как доказывает практика, настроение воздействует на самочувствие человека. Плохое настроение ухудшает состояние здоровья человека, вызывая депрессию и всевозможные болезни. Самоирония и чувство юмора - довольно схожие понятия. Ведь человеку порой приходится пошутить над самим собой, чтобы ощутить некую радость в глубине души. Ведь недаром принято говорить, что одна минута смеха продлевает жизнь на один год. Юмор же принято считать способность в любую секунду поймать комическую сторону в сложившейся ситуации. Нельзя сказать, что самоирония имеет недоброжелательную сторону. В этом она полностью идентична юмору.

Как научиться самоиронии?

Способность быстро принимать решение и подбирать нужный набор слов в определенной ситуации пригодится каждому человеку. Ведь самоирония необходимо, что суметь отразить негативный натиск со стороны и преобразовать его в довольно-таки удавшуюся шутку.

Итак, научиться грамотно и по назначению использовать слова можно, если:

  • много читать и смотреть познавательные телепередачи;
  • научиться видеть яркие краски во всем происходящем;
  • запоминать устойчивые выражение и суметь применить их в собственной речи.

Способность смеяться над самим собой - это и есть ответ на вопрос, что такое самоирония. Радость и смех продлевают жизнь. И несмотря на то, что современный мир полон негативной информации, необходимо научиться достойно ее воспринимать и переводить в юмор, чтобы сохранить нервы и избежать стрессовых ситуаций.

Самоирония … Орфографический словарь-справочник

самоирония - сущ., кол во синонимов: 2 ирония (16) самостеб (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

самоирония - самоир ония, и … Русский орфографический словарь

А скромному и не досталось - Самоирония по поводу того, что удалось избежать участия в каком нибудь нелёгком деле, например переноске тяжестей. Говорится, как правило, во всеуслышание и не имеет отрицательного оттенка … Словарь народной фразеологии

РОРТИ - (Rorty) Ричард М. (р. 1931) амер. философ, развивающий постмодернистский вариант прагматизма. Учился в Чикагском и Йельском ун тах, преподавал в Йельском, Принстонском, Виргинском ун тах. С 1998 проф. сравнительной литературы в Станфордском ун те … Философская энциклопедия

Эта статья о романе Кристофера Бакли. Об экранизации романа см. Здесь курят (фильм). Здесь курят Thank You for Smoking … Википедия

ирония - См … Словарь синонимов

СЮРРЕАЛИЗМ - (франц. “сверх реализм”, “над реализм”) направление в лит ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896 1966). Первым сюрреалистическим… … Энциклопедия культурологии

АКСЁНОВ - 1. АКСЁНОВ Василий Павлович (род. 1932), русский писатель. Сын Е. С. Гинзбург. В 60 х гг. один из лидеров исповедальной, городской» прозы, для к рой характерны молодёжный жаргон, внутренняя раскрепощенность героев, их романтизм и самоирония… … Русская история

Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Как научиться видеть людей насквозь. Энциклопедия житейской психологии , Алена Либина. Энциклопедия написана специально для тех, кому интересно побывать в роли Человека, Видящего Насквозь, и испытать на практике преимущества дедуктивного метода великого Шерлока Холмса. Кого не… Купить за 330 руб
  • Юмуары , Константин Мелихан. Константин Мелихан - петербургский сатирик, создатель образа русского джентльмена. Многие его шутки стали народными. В новой книге К. Мелихан выступает как веселыйфилософ и летописец.…

September 22nd, 2011 , 07:49 pm

Ироническая фраза - это фраза, в которой истинный смысл противоречит смыслу явному. Логично предположить, что человек, склонный к иронизированию в целом лучше понимает скрытые смыслы. В то же время, ирония - это довольно мягкая форма юмора. Она привлекает мало внимания, не вызывает приступов гомерического хохота, а потому универасальней других форм юмора. Иронию можно вворачивать практически где угодно без боязни показаться неуместным, при всем этом она прекрасно снимает напряжение.

Однако есть и свои недостатки. Ирония содержит в себе элемент насмешки. Так уж получилось, что люди не любят, когда над ним насмехаются. Человека, который над вами много и постоянно иронизирует, очень быстро начинаешь хотеть послать на ху..тор. Не зря существует оборот "яд иронии". Разрушающий эффект можно нейтрализовать приправой из добродушия, но это не так просто, поскольку добродушием вообще сложно управлять - либо оно есть, либо его нет.

Получается, иронию нельзяя пользовать активно без риска испортить отношения и прослыть дураком на букву М? Да, нельзя, хотя на самом деле можно. На этот случай есть потрясная штукенция под названием самоирония. Поставим объектом иронии самого себя, получим обратную связь, независимую от окружения. Вуаля - вроде бы, все приемущества без недостатков. Увы, на практике быстро выяснияется, что много кто в принципе не догоняет самоиронию. Причем порой наглухо, без шансов - жирафы тут не при чем.

Мне кажется, самоиронию не понимают как минимум по двум причинам. Во-первых, из-за низкой самооценки, ведующей к сильной зависимости от мнения окружающих. Человек в этом случае не может поверить в то, что над собой можно смеяться - "Как, ведь ты же себя перед всеми дураком выставляешь, так же ведь нельзя!!!". В их понимании самоирония - это такой вид мазохизма. Второй вариант - недостаток воображения. Человек не способен представить себя одновременно и субъектом и объектом шутки. Подобное раздвоение для него - неразрешимый парадокс, который следует избегать. Уверен, существуют и другие объяснения.

По мне, так самоирония - самый лучшая разновидность иронии, самые ее сливки. Легкое пощщипывание собственного самолюбия не дает эгу разрастись до безобразных размеров, в то же время делая его имунным к по-настоящему серьезным уколам извне. Закутавшись в гибкий кокон самоиронии можно стать совершенно непрошибаемым к любой агрессии.
Пасквили неприятелей - как с гуся вода, упруго отражаются, не оставляя следа в психике. Подход, альтернативный жесткому панцирю самоуверенности или выкидывающимся шипам ответной агрессии.)

Долгое время большинство в моей лабе не улавливало самоироничных шуток вашего покорного господина слуги. Возможно, европейцы меньше к этому предрасположены или сказываются проблемы перевода - ведь я рассказываю шутку не на своем
языке, а они не на своем языке ее слушают, либо я рассказываю ее не с привычной для них интонацией (наш китаец Суеджи жаловался именно на это). Когда я объяснил им принципы построения моих шуток, все пошло гораздо легче. Потом надо накалякать отдельную заметку про собственный стиля юморения с примерами, мож кому поможет понимать меня лучше (не
будем тыкать пальцем, сами догадаются) =)

Давно известен своим позитивным взглядом на мир и умением рассказывать байки. Он остается таким же оптимистом и сегодня, в свои 82 года.

Офис поэта расположен на Смоленской площади. Из окна открывается вид на вечно несущееся куда-то Садовое кольцо. Мы говорили с Юрием Сергеевичем накануне дня рождения.

Любите это беспокойное место?

Находясь здесь, я чувствую себя в эпицентре городских событий. Одно время наш дом без конца показывали в телевизионных сводках. У меня, например, пару раз от дома уводили машину. Собрался отвезти на дачный участок холодильник. Машину оставил у подъезда, и пока агрегат спускали, автомобиль угнали. Я стал бегать вокруг в поисках машины, а за это время у меня увели холодильник.

По старой Москве не тоскуете?

Я из тех людей, которые безоговорочно приветствуют все изменения, которые происходят с Москвой. Мне очень нравятся расширенные тротуары, несмотря на то, что я езжу на машине, нравится и то, что теперь легко вызвать дешевое городское такси. Москва меняется очень быстро. Буквально накануне дня рождения мы с женой решили попросить таксиста вечерком провезти нас по всем любимым местам в городе. В итоге доехали и до Патриарших прудов, где прошло детство супруги, погуляли там с удовольствием. Москва сейчас необыкновенно хороша.

Знаю, что в день рождения вы предпочитаете ездить в те места, где еще не бывали. Куда собираетесь на этот раз?

Отправимся на корабле в круиз по рекам, по старым русским городам - на борту пройдет мой творческий вечер. Если говорить о достижениях последнего времени, то стоит упомянуть, что я выпустил три большие книги. Первая - трехтомник, куда вошли 303 моих лучших песни - популярные и неизвестные, старые и новые, многие из которых я написал в соавторстве с Давидом Тухмановым.

Вторая - «Лучшие детские песни мира» в моем переводе. И третья - совершенно необычная. На мой день рождения несколько лет назад мой друг Василий Ливанов подарил мне ее в одном экземпляре, сделав к ней оригинальные рисунки.

Там были собраны мои стихи «не для печати», первые из которых я написал в шестилетнем возрасте. Теперь я ее переиздал хорошим тиражом.

Я думаю, что у каждого человека в жизни есть миссия. Я вовремя понял, что если не стану заниматься проблемами детей, то этого не сделает никто. В начале ХХI столетия из сотни известных детских песен, отобранных Министерством образования , которые постоянно переиздавались, 80 оказались моими. К сожалению, ситуация с детской песней у нас катастрофическая. С середины девяностых в этой «зоне» наступил «полный штиль».

Практически полностью исчезли новые мультфильмы с песнями, музыкальные кинофильмы, были ликвидированы легендарные песенные детские коллективы, такие как знаменитый хор Попова. И сколько я ни обращался во все инстанции и на все государственные уровни с тем, что нам просто необходима передача на ТВ, где исполнялись бы детские песни, несмотря на все заверения и обещанную поддержку, воз и ныне там.

Почти каждая ваша песня становилась хитом…

Я не стремился «писать хиты», я пытался точно создать образ. К примеру, когда создавал образ Водяного (один из героев мультфильма Гарри Бардина «Летучий корабль» 1979 года. - «ВМ»), залез в ванну. Рядом на стульчик положил листок бумаги. Песню написал минут за десять, потому что режиссер Гарри Бардин на все мои вопросы о характере нашего Водяного предложил определить его по системе Станиславского, погрузившись в предлагаемые обстоятельства. А погрузиться в коммуналке можно было только в ванну.

А «Вжик-вжик, кто на новенького?» (песня в исполнении Андрея Миронова в фильме «Достояние республики» 1971 года. - «ВМ») родилась во время моих плясок с рапирой перед зеркалом. Я знал, что играть главную роль, петь и размахивать оружием будет Миронов, которого обожал.

Андрей поначалу был суров и, заметив, что «стихи легкомысленные», потребовал дописать куплет, так как его герой в финале погибает.

Я не сходя с места дописал финал: «На опасных поворотах трудно нам, как на войне. И, быть может, скоро кто-то пропоет и обо мне…» Миронов растрогался, облобызал меня и признал во мне поэта.

Залог создания любого шлягера - работа с большими композиторами.

Я всегда работал с теми семью, кого называю «могучей кучкой» - Евгением Крылатовым, Геннадием Гладковым , Владимиром Шаинским , Алексеем Рыбниковым , Максимом Дунаевским , Марком Минковым , Давидом Тухмановым. Чтобы создать музыку, которая будет жить долго, надо быть высокообразованным в музыкальном плане человеком. Таким, как Владимир Шаинский, блестяще окончивший консерваторию по классу скрипки. Или как Алексей Рыбников, создавший оперу «Багдадский вор» в шесть лет, чем обратил на себя внимание Арама Хачатуряна , у которого был любимым учеником.

Но вы ведь начинали с ними работать, когда они еще не были известны!

Я много лет возглавлял детскую редакцию на «Мелодии», у меня большой опыт и прекрасно развита интуиция. С Геннадием Гладковым я познакомился, когда он еще учился, и «Бременские музыканты» были его первым популярным произведением, до этого он сочинял сюиты. А у Крылатова таковым стала песня «Вжиквжик-вжик», у Алексея Рыбникова - музыка к фильму «Приключения Буратино».

Кстати, и они мне многое помогли открыть в себе. Крылатов, например, обратил внимание на мои лирические грани, я-то ведь всегда считал себя ироничным поэтом, юмористом. Благодаря ему возникли лирические «Крылатые качели», «Лесной олень», «Прекрасное далеко». А философ Рыбников, образованнейший человек, научил меня бороться за свое произведение. Он и сам всю жизнь этим занимался, боролся - за «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», за «Юнону и Авось», за «Литургию оглашенных».

Юмор - великая вещь, а самоирония вам свойственна?

Как-то перед серьезной операцией, задумываясь о потенциальной возможности перехода в лучший мир, я надумал устроить в больнице концерт, повеселить врачей, почитав им мои стихи на медицинские темы, и выразить тем самым мое восхищение этой профессией. «Вы так кололи ягодицу, что сердце тронули мое…», - читал я, а они хохотали, как ненормальные. Самоирония - спасение для всех нас.

Юрий Энтин родился в Москве в 1935 году. Окончил исторический факультет Педагогического института, затем Полиграфический институт, работал в школе учителем истории и библиотекарем. До 1969 года работал главным редактором детской редакции фирмы «Мелодия». Известен не только как поэт, но и как драматург и сценарист.