Крым православный. Александро-невский кафедральный собор Храм 5 века в крыму

Достопримечательности

11635

Множество культур оставили свой след в истории и архитектуре Крыма, в том числе и религиозных памятников. От места крещения Руси до малого Иерусалима Евпатории сохранились уникальные работы зодчих и архитекторов разных вероисповеданий.


Центральная мечеть Евпатории расположена недалеко от парка имени Караева. Это здание имеет большую культурную и историческую ценность - заложена была еще в 1552 году. Естественно, с тех пор она пережила множество реконструкций и трагических событий, но с 1990 года опять стала главной мечетью города. Архитектор - известный турецкий зодчий Ходжа Синан, плоды его труда остались и в Стамбуле - там более 300 зданий было построено по его проектам. Мечеть также называют Хан-Джами за ее важную роль в политике во время Крымского Ханства. Сейчас в этой, пожалуй, самой красивой в Крыму мечети, проводят экскурсии по выходным за небольшое пожертвование.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Центр религиозной жизни всех караимов Крыма, караимские кенаcсы находятся в начале улицы Караимской в старом городе. Этот комплекс включает в себя две кенасcы, религиозную школу, внутренние дворики, музей культуры караимов и библиотеки. К наследию древнего народа сейчас может прикоснуться каждый, приняв участие в экскурсии по этим удивительным строениям XVIII века. В экспозиции музея имени С.И. Кушуль можно познакомиться с предметами караимского национального быта. В интерьере представлена мебель из домов зажиточных караимов, фотографии известных караимских деятелей, национальные костюмы.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот храм находится в начале Набережной Евпатории и входит в число главных архитектурных доминант города, определяя узнаваемый силуэт Евпатории с моря. Храм был построен в 1911–1918 годах городским архитектором А.Л. Генрихом. Здание храма отделано красивым ракушняком песочного цвета, сама церковь построена в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план здания имеет вид креста. Особую привлекательность строению придают три витражных арочных окна, отражающие вечером свет изнутри храма и трёхъярусная колокольня, которая значительно выше купола храма.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот белоснежный собор c голубыми куполами является вторым по масштабности в Крыму, он был заложен во имя событий Крымской войны в 1893 году. Внутри здания могут одновременно находиться до 2000 прихожан. Архитектурно этот собор создавался по подобию Святой Софии в Стамбуле, главные его изюминки - огромный 18-метровый купол и квадратная колокольня с 14 колоколами, а также план здания в форме восьмиугольника. К сожалению, первоначальные украшения не сохранились. Однако храму повезло в другом - его не взорвали во время Великой Отечественной войны, только окна были выбиты. Собор находится рядом с мечетью и, выбрав удачный ракурс, можно сделать фото двух памятников разных религий одновременно.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Еврейский молельный дом был заложен в 1911 году на пожертвования ремесленников, поэтому его и называют иногда «ремесленный». Первые служения здесь провели уже через год, однако работала синагога недолго, в 1930 году ее уже закрыли. Это единственная культовая иудейская постройка в Евпатории, сохранившаяся до наших дней. Здание прямоугольной формы расположено таким образом, что алтарь ориентирован на Иерусалим. Центральный вход под витражом в форме шестиконечной звезды предназначен для мужчин, а боковые входы - для женщин. В синагоге проводят экскурсии, перед входом внутрь обязательно надо надеть особый головной убор. Благодаря тесному соседству сооружений различных религий: синагоги, караимских кенасс, мусульманского монастыря Текие Дервишей и мечети Джума Джами, Евпатория получила название «Малый Иерусалим».

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм Севастополя стоит прямо в центре города на улице Большая Морская. Здание собора возводили 13 лет из местного инкерманского камня. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден бомбежками, был утрачен целый придел, погибло много людей, так как там был организован госпиталь. Эта необычная церковь украшена пятью куполами, которые были позолочены только в 1992 году. Центральный купол окружен четырьмя двенадцатигранными башенками, которые увенчаны маленькими луковками.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Считается, что Киевскую Русь крестили именно в Херсонесе, во время правления Владимира Красно Солнышко называвшемся Корсунью. В летописи упоминался даже храм, в котором это произошло. Когда археологи нашли его фундамент, было решено воздвигнуть здесь новую церковь, которой было суждено стать самым крупным храмом Крыма. Строительство завершили в 1891 году, а первый камень будущего храма заложил император Александр II за три десятилетия до этого. Этот храм теперь является главным символом крещения Руси, несмотря на то, что большую часть времени он простоял в развалинах и был восстановлен только в 90-е годы прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

На Центральном городском холме находится еще один собор в византийском стиле, названный в честь князя Владимира. Этот храм объединен с важным памятником истории города - усыпальницей адмиралов, отдающим должное героям севастопольской обороны 1854–1855 годов. Могилы четырех адмиралов, отцов города, не оставивших Севастополь во время осады, были соединены общей гробницей. Сверху на ней установлен плоский черный мраморный крест на четырех сторонах которого бронзой выгравированы имена и даты смерти адмиралов. Позднее у храма захоронили еще командующих флотом и участников первой обороны города.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Эта церковь давно является одним из узнаваемых символов Крыма. Строительством церкви с необычными черными куполами было отмечено чудесное спасение царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Место выбрано действительно уникальное - скалистый утес, нависающий над южнобережьем. Церковь построена на высоте 412 метров над уровнем моря и привлекает огромное количество свадебных церемоний своим живописным расположением. Вокруг церкви просторная смотровая площадка, кафе и сувенирные ларьки.

Читать полностью Свернуть


Церковь в византийско-грузинском стиле выполнена по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. У церкви есть особенность - попарно параллельно расположенные арочные двери, которые придают ей особую легкость и влияют на акустику. Мозаики в церкви были созданы с привлечением итальянского мастера, одна из них изображает такую редкую тему, как Иисуса в отрочестве. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться царская семья, все Великие князья и княгини, отдыхавшие на Южнобережье. Здесь используют особый вид византийского пения, который невозможно услышать более нигде на полуострове.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Этот новый храм построен на живописной территории у подножия скалы Ай-Никола в месте, где найдены археологические останки древнего монастыря. Скалы вокруг создают прекрасную акустику, что используется мужским хором во время службы. Храм был построен в рекордные сроки благодаря местному меценату и сейчас привлекает множество посетителей. Здесь совершаются регулярные богослужения, есть крестильня.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Часовня этого храма в старом центре города лучше всего видна с моря, и ее можно лицезреть на всех открытках и картинах XIX века. Первый православный храм был построен на Поликуровском холме, когда Ялта была еще буквально рыбацкой деревней. Изначально он был возведен по чертежам итальянского архитектора. Но позже знаменитый городской архитектор Николай Краснов расширил храм. Однако в советский период храм был утерян, осталась только колокольня, и то лишь благодаря своему международному значению - она внесена во все международные лоции по Черному Морю. И только к 1998 году храм был заново отстроен согласно найденным в Воронцовском дворце чертежам Торичелли.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

Крым - одно из самых великолепных мест для туристов. Каждый человек выбирает его для отдыха по разным причинам. Сюда приезжают ради красивой природы, отдыха на море, в лечебных целях. Но есть люди, которые хотят посетить Святые места Крыма. Паломничество сюда достаточно частое явление. Причем полуостров имеет такую богатую и древнюю историю, что здесь могут найти для себя святые места представители различных религий.

Собор в Херсонесе

И начать изучение их, наверное, стоило бы с посещения Древнего Херсонеса. Рождение его относят к шестому веку до нашей эры, в течение двух тысячелетий, во времена Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи он являлся большим культурным центром. Город сыграл большую роль в распространении христианства на Руси и других землях восточных славян.

Свято-Владимирский кафедральный Собор в Херсонесе - один из самых первых христианский центров на Руси. Есть предположение, что здесь Князь Владимир принимал святое крещение, и на месте, где сейчас расположен Собор, когда-то была крещена Русь. Об этом говорится в одном из самых древних литературных источников «Повесть временных лет». Впервые руины трех христианских храмов обнаружили в первой четверти девятнадцатого века. Крестообразная базилика, по мнению историков того времени, и была тем храмом Рождества Божьей матери, в которой произошло событие, изменившее историю Руси.

Александр II утвердил проект восстановления собора, и в 1861 году заложили первый камень его. Стены храма возвели вокруг руин древнего здания. На месте древних остатков сделали купель и поместили которые перевезли из Малой церкви, находящейся в Зимнем дворце. В соборе хранился список чудотворной В советские времена храм закрыли и передали Херсонесскому музею, так же, как и всю ее утварь. Только в 1992 году собор открыли вновь.

Храм Святого Иоанна

Продолжить посещать святые места Крыма можно в Керчи. Говорят, что здесь находится самый Он называется Храм Святого Иоанна Предтечи. По мнению историков, его построили примерно в восьмом или одиннадцатом веке. Это единственный византийский храм, сохранившийся до нашего времени. Самое интересное, что он был в какой-то период даже мечетью. В советские времена в нем разместили музей искусства античности, а в девяностые годы вновь открыли.

Храм Вознесения Христова

Еще один удивительный храм, в который стоит зайти, - Форосская церковь, или Храм Вознесения Христова. Этот собор уникален — его построили на отвес-ной скале. Алтарь в нем смотрит не на восток, а на море.

Это свойственно именно храмам на С моря церковь хорошо видна и является маяком для кораблей.

В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году император Александр III попал в железнодорожную катастрофу и чудом спасся. В честь этого и было решено возвести храм Вознесения Христова.

В советские времена Форосская церковь не действовала. В годы войны в ней скрывались пограничники, ее обстреливали фашисты. В девяностые годы храм вновь отдали верующим, и он стал действующим.

Свято-Успенский монастырь

Какие еще есть Крыма? Каждый год огромное количество паломников посещает Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. Уникальность его и еще одиннадцати монастырей заключается в том, что все они - пещерные. Располагаются на скалах среди первозданной природы, и только руины и древние крепостные стены иногда находятся рядом.

Среди таковых можно, например, назвать «Челтер-Мармара». Предполагается, что монастырь, скорее всего, существовал здесь примерно с двенадцатого и до пятнадцатого века. Об этом свидетельствуют раскопки, проводившиеся в пещерах. Но это не точные данные. Ученые так и не пришли к единому мнению. Некоторые указывали на девятый век, что подвергается критике со стороны других археологов.

«Челтер-Коба»

Еще один интересный с религиозной и с археологической точки зрения комплекс помещений - «Челтер-Коба». Считается, что монастырь существовал и действовал, по мнению В. Даниленко, с восьмого по девятый века. Ю. Могарычев же считает, что это утверждение ошибочное. Они относит существование собора к периоду с четырнадцатого по пятнадцатый века.

«Шулдан»

Монастырь Христа Спасителя «Шулдан» расположен в Севастополе. Состоит из двух пещерных храмов и множества хозяйственных помещений. Датируют сей монастырь восьмым веком. Основали его монахи, бежавшие из Византии из-за гонений. Предполагается, что они были с Афона. Монастырь существовал, скорее всего, до пятнадцатого или шестнадцатого века до прихода в эти места османов.

Город Дорос (Феодоро)

Необычайно богата историческими и религиозными памятниками и гора под названием Мангуп. Самые древние археологические находки относятся к эпохе энеолита. Еще в третьем веке нашей эры здесь были расположены поселения, уже укрепленные. Затем население только прибывало. В пятом веке, в период правления Юстиниана I, здесь воздвигли крепость и основали город Дорос. В окрестностях располагалась страна Дори. В десятом веке город пришел в упадок. Ученые связывают это с землетрясением, которое произошло в тот период. Затем страну вокруг и сам город называли Феодоро.

Также интересен здесь комплекс пещерного монастыря. На вид это грот, где с разных сторон находятся кельи и храм. Там же, на мысе Тешкли-Бурун, расположена Цитадель мунгупских князей, а за ней октагональный храм. Позже турки превратили его в мечеть. Там же недалеко находятся церковь Святого Георгия и собор Святого Константина. Ученые предполагают, что они существовали вплоть до семнадцатого века. Османы перестроили и переименовали город. До конца восемнадцатого века здесь проживала община караимов. Кто бы ни занимал пещеры, расположенные на территории полуострова, одно, несомненно, можно сказать: это святые места Крыма.

Благовещенский собор

В конце двадцатого века Южный монастырский комплекс вновь стали обживать иноки. Сейчас здесь действует Благовещенский собор. Здесь, как и много веков назад, совершаются богослужения. Это место очень почитается верующими, и ежегодно сюда приезжает множество паломников.

Кстати, здесь находится чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы, которая помогает бороться с различными болезнями. Так что сюда могут приехать те, кто хочет посетить святые места Крыма, исцеляющие людей.

Одним из самых почитаемых верующими мест является скит Узорешительницы. Он особенно известно потому, что здесь находился целительный источник. Говорят, что даже многие крымские татары, исцелившиеся в этом месте, перешли в христианскую веру.

Храм Св. Пантелеймона

Продолжая путешествие по святым местам, исцеляющим людей, можно посетить храм Св. великомученика и Этот собор находится на территории детского санатория имени А. А. Боброва. Построен он был в тысяча девятьсот первом году. В 1923, с приходом революции, его закрыли. В 1991 году его вновь открыли. Теперь больные вновь могут обращаться к святым с просьбой об исцелении.

Собор Святой троицы и Генуэзская крепость

Это один из храмов, которому посчастливилось остаться действующим в советские годы. Собор является кафедральным. Особую известность и почитаемость он приобрел благодаря святителю Луке, профессору медицины, врачу, в последние годы отдавшему себя религии. Когда-то удостоенный Сталинской премии за свои научные труды, впоследствии он провел 11 лет в тюрьмах и ссылках за свое отношение к религии. В последние годы жизни был архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас при соборе располагается женский монастырь, обитательницы которого открыли музей святителя Луки. Принято считать, что именно Святитель Лука исполняет желание бесплодных женщин забеременеть.

Кроме того, бытует мнение, что эти девушки должны завязать ленточку на дереве желаний в Генуэзской крепости и посетить сталактит, по форме похожий на сердце, который можно найти в Красных пещерах.

Не менее интересен для верующих храм в пещере Иограф. Он находится в Ялте. Вместо разрушенного храма Святого мученика Евграфия решили построить новый. И его решили возвести на другом месте. Построили его в Ялте. Назвали его Храм Святого Иоанна Златоуста. Он имеет высокую и стройную колокольню белого цвета с золотистым куполом. В настоящее время пещера Иограф вновь стала храмом.

Церковь во имя Святых Константина и Елены. Александро-Невский собор

Посещая Святые места Крыма, можно вспомнить и другие храмы, которые находятся в Симферополе. Например, церковь во имя Святых Константина и Елены. Она была открыта в доме, который купил командир русских войск у крымского татарина. Все время, пока русские войска там квартировали, церковь работала. Интерес представляет то, что храм по архитектуре совершенно не похож на другие. Говорят, что здесь молилась посетившая в то время Крым Екатерина II. Видимо именно это и подало ей идею о строительстве Александро-Невского собора. Это еще одно интересное место в Крыму. Храм построили лишь к 1829 году. Прослужил он ровно сто лет, после чего был, как и множество храмов советских времен, закрыт. В тысяча девятьсот тридцатом году его взорвали и на его месте разбили сквер. Лишь в начале двадцать первого века начали строительство по его восстановлению. В настоящее время храм практически закончен.

Другие соборы

Одним из главных храмов Симферополя также являлся и Петропавловский, построенный в начале девятнадцатого века. Он, как и большинство соборов был закрыт в советские времена. В настоящее время храм вновь действует.

На месте бывшей греческой гимназии с небольшой церковью в наше время открыли Свято-Троицкий женский монастырь. Внутри храм украшен изображением евангелистов и образа господа.

Церковь трех Святителей интересна тем, что здесь в девятнадцатом веке была открыта и работала духовная семинария. В учебном заведении преподавали не только богословие, но и множество научных знаний.

Самым высоким храмом Крыма является церковь Святого Николая Чудотворца. Она расположена на территории села Малореченское. Это действующий храм. Является храмом-маяком. Так как его видно далеко с моря. Он является частью мемориала, посвященного всем погибшим на море. Высота храма - шестьдесят пять метров, и в башне расположен маячный фонарь. Цокольный этаж занимает музей катастроф на водах. На стендах его размещена информация о наиболее крупных и резонансных катастрофах.

Заключение

Теперь вам известны святые места Крыма. Кроме христианских и православных, на полуострове огромное количество центров других религий, не менее интересных. Они принадлежат мусульманам, караимам, евреям и представителям других вероисповеданий.

Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым - хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. «Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.

Древнейший храм Крыма

Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0

Один из древнейших городов мира - Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи - многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.

Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, - единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.

В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.

Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи - действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.

Храм в 400-х метрах над уровнем моря

Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению - он возведен на отвес­ной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря - особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.

Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.

В 30-е годы XX века церковь была разграб­лена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.

Место почитания самого известного крымского святого

Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.

В 70-летнем возрасте архиепископ Лука - великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, - стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.

Крымское чудо света

Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем - скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

Любимые места царской семьи

Фото Кирилла Новотарского

Имение в Ливадии - Ливадийский дворец, большой живописный парк - более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

При Николае II на месте старого дворца был возведен новый - больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».

Царская семья в Ливадии. 1911

Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.

Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.

Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории - князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.

На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного гречес­кого города оставались лишь развалины.

Сегодня Херсонес - это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины антич­ного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

По дороге из Феодосии в Симферополь находится небольшое село Грушевка, которое большинство проезжающих просто проскакивают мимо, спеша в более интересные и популярные крымские места. Нас же привлекла табличка, которая гласила, что тут находится древний храм Знамения 1-го века. Мимо такого проехать было трудно, если учесть то, что на Руси христианство появилось только в конце 10-го века, а тут аж на 9 веков старше.

Проплутав некоторое время по деревне, не разобравшись с указателями, мы почти отчаялись достигнуть цели, но нам помог вновь неожиданно возникший указатель, что изрядно бодрило. Машину оставили возле сооруженного в 19 веке "источника":

Пройдясь пешком, оказалось, что мы проезжали мимо храма, но из-за забора и неправильных ожиданий, абсолютно его не приметили:

Я сначала обрадовался, что для такого старинного здания, выглядит оно вполне отлично, но данная постройка оказалась чуть моложе. Вообще, история храма такого, что на этом месте была часовня времен самого начала христианства, от нее сохранился алтарь, который находится сейчас внутри храма, вот он и относится в 1-му веку. Далее храм разрушался, а храм в 14 веке был построен армянами в качестве католического, который существовал здесь до времен присоединения Крыма к России, тогда же в конце 18-го века его переделали в православный, и он получил нынешнее название в честь Знаменской иконы.

Когда -то здесь была и колокольня, взорванная в 1959-м году, сейчас же есть звонница:

Интересный металлический колодец:

По периметру попадаются старые обломки:

Сложенная рядом черепица:

Современные детали в конструкции храма:

Икона в одном из окон снаружи храма:

Местный обитатели пришли с серьезным видом проверить, что мы тут вынюхиваем:

Некоторые были нам очень сильно рады:

Увидев, что мы ходим вокруг с фотоаппаратами, к нам подошла служительница храма и сказала, что откроет двери, чтобы мы посмотрели, что там внутри. Если честно, что даже удивило такое радушие. Кроме того, она рассказала небольшую историю про храм, а также про аналогичный храм в районе Подольска. Только вот сказала, что старый алтарь не покажет, этим занимается обычно батюшка, я ей в алтарную часть нельзя.

Внутри храма нет отопления:

Обогревают все современной печкой:

Мы не стали надолго отвлекать служительницу от ее основных дел, да и нам предстояло еще довольно долго ехать до Севастополя, но покинули это место с мыслью, какие же удивительные находки все же могут скрываться в неприметных деревнях. Это еще хорошо, что кто-то повесил указатели, а то бы мы также, как и большинство туристов в Крыму, проехали бы мимо села Грушевка дальше по своим делам.