Конспект логопедического занятия с применением интерактивной обучающей игры "дифференциация а-я в слогах, словах, предложениях". Дифференциация гласных а-я в словах, предложениях, в тексте Упражнения дифференциация а я логопедия тетрадь

(2 класс)

I и II А, а, Я, я; слоговая таблица , мяч; предметные картинки :

ОРГ. МОМЕНТ.

задача, пять .) - а, я .)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

)

[а] ? ( ) А на что похоже звучание [йа] ? ( Ослик кричит. «А»? ( ), заглавная «Я»?- ( ), строчная «а»?- ( ), строчная «я»?- ( )

Да )

Твёрдо. )

Мягко. )

Запишите имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.

Показываю: ) - Молодцы!

4. Диктант слогов.

Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я»,

Диктую:

ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя. ). – У всех так? Молодцы!

та - та - тя А – А – Я са – са. ся ба ба - бя

Игра «Повторялки».

Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка.

Читаю:

а-а-я, а-я-а-я,

ФИЗМИНУТКА.

НА, -НЯ .)

Закончите слово слогом: -НА или -НЯ.

Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня ), коро…(на ) , бас…(ня ), воро…(на ), бары…(ня ), пес…(ня ), сторо…(на ), Украи…(на ).

Молодцы, теперь выполним задание № 4 письменно, но с другими слогами.

- РА или - РЯ: игра, гиря, нора, буря, фара.

- ДА или - ДЯ: вода, Володя, Лида, дядя, Люда.

- ЛА или - ЛЯ: пуля, игла, пила, сабля, земля.

твёрдо ), а перед «Я»? (мягко ).

«а», «я»

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл.

Юла - Юля

мать - мять

тапки - тяпки

пальцы - пяльцы

начинать - начинять

флаги - фляги

а - я )

Различение а - я в слогах и словах

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

- РА или - РЯ:

- ДА или - ДЯ:

- ЛА или - ЛЯ:

5. Вставь пропущенные буквы а , я

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

- это Юля (далее аналогично) - вазы - вязы ( деревья - высокие вязы); флаги ( знамёна – красные флаги ) - фляги мать (мама – усталая мать) - мять завал - завял тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки пальцы - пяльцы начинать - начинять – Молодцы! «а», обозначающие твёрдый звук - синим, а перед «я»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «А» - «Я» В СЛОГАХ И СЛОВАХ

ЦЕЛЬ: Учить детей различать гласные «а», «я» в произношении и на письме; упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласной «я».

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица гласных I и II ряда, зеркала, карточки для индивидуальных заданий, буквы «А», «Я» по количеству учеников; образцы написания строчных и заглавных прописных букв А, а, Я, я; слоговая таблица , мяч; предметные картинки : вагон, ваза, пятка, пять, два, опята, ящерица, ваза, кастрюля, халат.

ОРГ. МОМЕНТ.

1. Игра «Доскажи словечко» - Ребята, послушайте небольшие стишки, закончите их словом в рифму. (Читаю стихотворения из задания № 1, дети дополняют их словами: задача, пять .) - Запишите эти слова, выделив в них ударные гласные. (Дети выполняют.) - Какие гласные ударные? (Дети отвечают: а, я .)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы будем различать гласные «А», «Я» в слогах и словах устно и на письме.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Приготовили зеркала, произнесём последовательно «А», затем «Я». Вспомним и назовём их различие по артикуляции и звучанию. (При произнесении [а] - рот широко открыт, язык внизу, воздушная струя свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос; при произнесении «я» сначала слышим [й] - зубы сближены, кончик языка внизу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, средняя часть языка приподнята к нёбу; затем слышим [а] - рот широко открывается, язык внизу, воздух свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос .) – Молодцы, а кто вспомнит в каких случаях буква «Я» обозначает два звука? (Если стоит: в начале слова, после «ь», «ъ» знаков и гласных. )

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Ребята, скажите, на что похоже звучание [а] ? ( Укачивание ребенка, крик от боли. ) А на что похоже звучание [йа] ? ( Ослик кричит. ) – Рассмотрим далее различие букв по написанию. Из каких элементов состоит заглавная «А»? ( «кладём качалочку», длинная палочка вниз, «секрет», «петелька» ), заглавная «Я»?- ( «кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка» ), строчная «а»?- ( «крышечка сверху», «секрет», «качалочка» ), строчная «я»?- ( «кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка». )

Различаются ли гласные «а» – «я» по артикуляции, звучанию и написанию? (Да )

2. Игра «Какое имя?» - Вспомните и назовите детские имена, имеющие вторую гласную «а», четвёртую - «я»? (Дети называют: Валя, Галя, Таня, Надя, Катя, Варя, Даня, Саня, Вася. ) - Как звучат согласные перед «А»: ва, га, та, на, ка, да, са? (Твёрдо. )

Как звучат согласные перед «Я»: ля, ня, дя, тя, ря, ся? (Мягко. )

Впишите в таблицу эти имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ ГЛАСНЫХ «А» - «Я»

Игра «Контролёры» - Покажите, букву «А» или «Я» в ответ на слоги, слова и картинки. (Читаю: ма, мя, на, ка, ня, ля, фа, пя, ла, ра, пя, па, фя; парус, рядом, тряпки, садик, лапка, тянет, тащит, лямка, яблоня, ярмарка. Показываю: вагон, пятка, опята, пять, два, ваза, кукла. ) - Молодцы!

4. Диктант слогов. – Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я», (Диктую: ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя. )

Проверим первую строчку. (Ученик читает: ла, та, са, па, ра, ба, да, ва. ) – Вторую строчку. (Другой ученик читает: ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя. ). – У всех так? Молодцы!

5. Игра «Кто догадается?» - Закончите цепочку слогов по образцу. Первый столбик сделаем вместе. Читаем строчку-образец, выделенный «жирным» шрифтом. (Дети читают: та - та - тя .) - Обратите внимание на то, как чередуются гласные: А – А – Я . Теперь читаем вторую. (Дети читают: са – са. ) – Какого слога не хватает? (ся ) – Читаем третью строчку. (Дети читают: (ба ) – Каких слогов не хватает? (ба - бя ) – Всем понятно? Закончите цепочки слогов других столбиков. (Дети пишут; если задание непонятно, второй столбик также делается совместно.) – Проверка по столбикам:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ся ля - ла - ля за - зя - зя - за

ба - ба - бя мя -ма -мя ва - вя - вя - ва

Игра «Повторялки». – Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка. (Читаю:

а-а-я, а-я-а-я, ма-ма-мя, фа-фя-фя, да-дя-да-дя, ля-ля-ла, зя-зя-за-за, ва-ва-вя-вя. )

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Доскажи словечко» с перекидыванием мяча. (Выставляю слоги - НА, -НЯ .)

Закончите слово слогом: -НА или -НЯ. (Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня ), коро…(на ) , бас…(ня ), воро…(на ), бары…(ня ), пес…(ня ), сторо…(на ), Украи…(на ).

Молодцы, теперь выполним задание № 6 письменно, но с другими слогами.

6. Игра «Допиши словечко» - допишите слово, добавив нужный слог: в первой строчке добавим слоги -РА, -РЯ, во второй -ДА, -ДЯ, а в третьей -ЛА, -ЛЯ. Будьте внимательней! (Дети выполняют задание.) – Проверим по строчкам:

- РА или - РЯ: дыра, игра, гиря, заря, нора, буря, фара.

- ДА или - ДЯ: вода, сюда, Володя, Лида, дядя, Люда.

- ЛА или - ЛЯ: пуля, игла, пила, сабля, земля, воля, играла.

Как звучат согласные перед «А»? (твёрдо ), а перед «Я»? (мягко ).

7. Вставьте пропущенные буквы «а», «я» , подчеркните их: «А» - одной чёрточкой, «Я» - двумя чертами. (Дети выполняют задание.) – Проверим по столбикам:

ящик грачи ворота маляр

арбуз мягкий пустыня пляска

август прятки поля артерия (кровеносный сосуд)

ястреб правило доброта пятница

Андрей слякоть капля атака

8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл. (Дети выполняют задание № 8 по желанию: Юла - Юля (а - я; [л] -[ль]; юла - это игрушка, например: разноцветная юла, а Юля - это имя, например: девочка Юля; (далее аналогично) - вазы (сосуды для цветов - хрустальные вазы) - вязы (деревья - высокие вязы); флаги (знамёна – красные флаги ) - фляги (ёмкости для какой-либо жидкости – фляги для молока); мать (мама – усталая мать) - мять (от слова сминать - мять глину); завал (нагромождение камней на дороге - большой завал) - завял (т.е. потерял свою свежесть – цветок завял); тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки (садовые инструменты – острые тяпки); пальцы (части руки человека – замёрзшие пальцы) - пяльцы (два круга, которые зажимают ткань для вышивания – деревянные пяльцы); начинать (приступать к какому-либо действию – начинать делать уроки) - начинять (заполнять что-либо чем-нибудь – начинять пирог рыбой.) – Молодцы! Подчеркните согласные буквы перед «а», обозначающие твёрдый звук - синим, а перед «я» , обозначающий мягкий звук - зелёным карандашом.

9. Игра «Исправь ошибку» - Если буквы «А» и «Я» поменяются местами, то вот что получится: зимя, ламка, тетрядь, алмяз, яптекя, явтомят, цапла, дател, глазя, шлапя.

- Найдите и исправьте ошибки, так как делает учитель. (Дети исправляют.) – Проверим: зим а , л я мка, тетр а дь, алм а з, а птек а , а втом а т, цапл я , д я тел, глаза, шл я п а .

ИТОГ: - Какие гласные мы сегодня различали? (а - я )

10. Прочитайте слова и посмотрите на картинки, они расположены по реальной величине. Слева и справа допишите слова, с буквами « а» или «я» , «по размеру». (Дети слева могут дописать: игла, земляника и т.д., справа – дядя, планета и т.д. ). Проверка.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____стреб

____ндрей

____вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

а

я

а

я

а

я

а

я

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ:

- ДА или - ДЯ:

- ЛА или - ЛЯ:

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Марина Захаркина
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе

Цель : учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи :

Коррекционно-развивающие :

Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я ;

Познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков , нормами их артикуляции;

Учить выделять звуки [А] , [Й,А] в словах, соотносить звуки с буквами , и символами;

Образовательные :

Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза ;

Формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

Развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме : «Семья» .

Развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные :

Развивать навыки самоконтроля;

Совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Ход занятия.

1. Логопед : Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Васильевна, и сегодня я проведу у вас занятие . А помогать мне будет гномик Йак. Он принес вам много интересных заданий. (Логопед достает конверты)

Достает первый конверт.

Ой посмотрите, что он принес (логопед раскладывает на доске первый ряд гласных) .

Логопед. Ребята, посмотрите на цепочку гласных букв и назовите , какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э) . А что мы произносили? (звуки )

– Чем отличаются буквы от звуков ? (буквы мы пишем и читаем , а звуки проговариваем и слышим). Как мы произносим эти гласные звуки ? (твердо, решительно, смело) .

Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.

У каждого гласного первого ряда есть «сестренка» - буква , которая «живет» во втором ряду.

Логопед. Сегодня мы будем учиться различать с «сестёр» букву «а» и «я» .

2. Гномик Йак принес нам эту букву . Это буква «я» . (показывает, достает из другого конверта) .

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом , впечатываем звуки , раскрашиваем тапочки)

– Давайте послушаем звук . ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква ? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в соединении? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я .

– Обведём контур звуковки красным цветом

– Давайте ещё раз послушаем букву . ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим ? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы . ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки ? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы . ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки ? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод :

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква ? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я ? (два)

– Какие? ([й`а])

-Послушайте, как я произношу : я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.

Как зовут «сестренку» буквы «а» ?

Как мы произносим «а» ? «я» ?

Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» - мягко, нежно. Буква «я» - гласная мягкая.

3. Игра «Эхо» .

Логопед : Молодцы! Возьмем следующий конверт с заданием. Повторите за мной : ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т. д. Молодцы!

4. Пришло время для следующего задания (достает следующий конверт) . Задание произнести правильно и четко слова по картинкам. (Произносим хором) .

5. Логопед : Молодцы! Здорово у вас получается! Следующее задание : Игра «На что похожа буква «я» . Послушайте стихотворение. (Дети повторяют слова и движения за логопедом) .

«Буква «я» .

Руку вбок, вперед нога,

Вот какая буква «я» .

Я-я – песня кончилась моя.

Я-я – есть у каждого друзья.

Повторить стихотворение хором.

6. Логопед : Молодцы! Следующее задание, открывает конверт. Гномик Йак задал нам задачу.

К каких случаях буква Я обозначает два звука ?

(Читаем схему слова «ябллоня» )

– Прочитайте верхнее слово. (яблоня)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем : яб-ло-ня – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему .

– Какой звук стоит перед ним ? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему .

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге ? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

([л])

– Назовите 3 слог? ([няяяяя]

Какой гласной образован? ([я])

– Какой согласный стоит перед ним? ([н`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я ? (в начале слова, в конце слова)

Вывод :

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука ? (в начале слова)

Разбор слова Рая (схема готова, слово уже разобрано, детям объясняют разбор и помогают сделать вывод)

Вывод :

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука ?

Буква Я обозначает два звука : [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы .

7. Сказка про букву Я

Логопед : Следующий конверт. Наш гость предлагает вам послушать сказку про звук Я . Отложите в сторону все ненужное и послушайте сказку.

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами . Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`] ! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв , что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами , что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я .

Вывод :

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии ?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии .

8. Игра на фонематическое восприятие «Прятки» .

А вот и последний конверт! Гномик Йак предлагает нам поиграть в игру «Прятки» . Но это необычная игра в которую вы все знаете, в этой игре мы будем искать спрятавшийся звук а или звук я . У вас есть карточки с буквами А , которая обозначает звук а и буква Я , которая обозначает звук я . Когда я скажу звук , слог или слово с одним из этих звуков нужно обязательно поднять соответствующую карточку.

Показать карточками «а» или «я» : мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.

9. Итог. Ребята, кто приходил к нам в гости? Какие звуки гномик Йак учил нас различать? Гномику очень понравилось как вы играли. А вам понравилось? А еще наш гость хочет в честь встречи и вашего старания преподнести вам угощение.

Конспект логопедического занятия на тему:

«Дифференциация А-Я»

Разработала учитель-логопед:

Григорьева Мария Александровна

Цель: научить детей дифференцировать гласные буквы А-Я.

Задачи:

    совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я,

    учить навыкам выделения данных звуков из слогов, слов,

    развивать фонематический слух, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука,

    расширять словарный запас,

    развивать самоконтроль: зрительный, тактильный и слуховой,

    развивать коммуникативные умения,

Оборудование:

магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.

Ход урока:

Организационный момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?

Сообщение темы урока:

Сегодня к нам на урок пришли гномы Нак и Няк. Выделите гласные буквы в этих именах. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А-Я и звуки, которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Различение гласных букв А, Я».

Основная часть занятия:

Сравнительный анализ звука и буквы.

При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.

Звук А на письме обозначается буквой А. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А: протяжно, отрывисто, с паузой.

Какую разницу почувствовали при произношении звука Й? (ответы детей)

Сегодня я получила письмо от Нака и Няка. Они вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.

Задание№1

Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан.

Как одним словом назвать каждую группу предметов?

Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А, Я?

Задание № 2

Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

Работа с буквами А-Я на уровне слова

Загрустила буква Я, призадумалась и А.

Помогите им друзья записать слова все с Я.

На доске:

Пр.ник, кл.кс., печк., вишн..

Запишем эти слова в тетрадь.

Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку:

Валя плакса, в тетради клякса.

Задание № 3

Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.

(АЯ АА, А ЯА .)

Сколько слов в этом предложении?

Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

Работа над словообразованием:

Определи детенышей.

Белка прыгала к…. Выдели ударный звук, назови орфограмму.

Лось шагал к своим…. (ча-ща)

Торопился волк к …

А лиса неслась к……

Работа над деформированным предложением:

Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в. (Таня и Оля играли в мяч на лужайке).

Составление схемы предложения по разрезным карточкам. Запись предложения в тетрадь.

Итог занятия.

Чему мы учились?

Что нового узнали?

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение и активизация словаря по теме: “Семья”;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия).

Воспитательная:

  • создание ситуации успеха.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по тундре на вертолете, побываем с вами у самых близких родственников. Вот наша карта следования – карта путешествия:

2. Вступительная беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы детей)

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка и папочка)

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

Как родители ласково называют своего сына? (сыночек)

Ребята, всех кого вы назвали: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, брат и сестра – это самые близкие родственники - семья. И мы отправляемся в путешествие…

Уточнение произношения звуков [а], [я].

Вначале необходимо сесть в вертолет, а для этого мы должны назвать свою фамилию, своё имя и отчество, а также представить своих родителей. (Учитель первый выполняет задание и выслушивает ответы детей) Молодцы!

Итак, в путь! Чтобы наш вертолет взмыл в небо, необходимо вспомнить, как произносятся звуки [а], [я].

Широко открой рот;

Положи язык спокойно внизу;

Кончик языка удерживай за нижними зубами.

Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!

Соедини два звука [й] и [а].

Выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].

3. Пальчиковая гимнастика.

Итак, мы в поднялись в небо. Лететь нам долго, давайте этим воспользуемся и отдохнем. В этом нам поможет очень интересное стихотворение. Поставили ручки на локоток и приготовили пальчики:

Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!

4. Дифференцированное написание букв “А” и “Я”.

О, что я вижу… Вот вдали виднеются рыбачьи лодки. Это рыбаки собрались на рыбалку.

Поможем рыбакам поймать рыбу. Для этого необходимо закончить строчки.

Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5. Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

Мы подлетаем к стойбищу и побываем в гостях у оленеводов.

У вас есть дяди и тети, которые занимаются оленеводством. Как их зовут? Им тоже не терпится увидеть, чему вы научились в школе.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки” Ольги Айваседо:

Твои руки, словно жизненная карта,
По ним прочтешь свою судьбу,
На них мозоли, рубцы и ранки -
К губам я их преподнесу.
Порой они шершавы, зябки,
Ты в них хранишь свое добро.
Но нет нежнее и приятней,
Чем материнских рук тепло.
Причешешь волосы дочурке,
Красиво в косу заплетешь,
Подбросишь шустро дров в печурку
И нежно песенку споешь.
Все ладно, все они умеют:
Погладить, постирать и шить,
И хворь, и боль они рассеют,
Научат сердцем жизнь любить.

А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6. Чтение слогов.

Внизу виднеется вышка, здесь добывают нефть? А как зовут людей, которые этим делом занимаются? Правильно, мы прилетели в гости к нефтяникам.

Чтобы с ними встретиться, нам нужно удачно приземлиться. Посадочная полоса состоит из слогов. Давайте их прочитаем. В этом нам поможет наш вертолет. (Учитель обращает внимание детей на правильное произношение согласных звуков – мягкость и твердость при произношении согласных звуков.)

БА
ВА
ГА
ДА
ЖА
ЗА
КА
ЛА
МА
НА
ПА
РА
СА
ТА
ФА
ХА
ЦА
ЧА
ША
АБ
АВ
АГ
АД
АЖ
АЗ
АК
АЛ
АМ
АН
АП
АР
АС
АТ
АФ
АХ
АЦ
АЧ
АШ
БЯ
ВЯ
ГЯ
ДЯ
ЖЯ
ЗЯ
КЯ
ЛЯ
МЯ
НЯ
ПЯ
РЯ
СЯ
ТЯ
ФЯ
ХЯ
ЦЯ
ЧЯ
ШЯ
ЯБ
ЯВ
ЯГ
ЯД
ЯЖ
ЯЗ
ЯК
ЯЛ
ЯМ
ЯН
ЯП
ЯР
ЯС
ЯТ
ЯФ
ЯХ
ЯЦ
ЯЧ
ЯШ

С удачной посадкой вас, ребята! Давайте познакомимся, кто здесь работает:

7. Повторение и обобщение материала.

Пора возвращаться. Давайте, вспомним все наши остановки и тех, о ком мы сегодня говорили.

Чтение и письмо букв “А” и “Я”.

На карточках написаны знакомые слова. Подставьте, где необходимо букву “А” или “Я”:

ягод В грибов. тундре много и
много В рыбы. Пур реке

Работа над текстом.

Игра “Кто с кем”. На картинках нарисованы родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Рассмотри внимательно рисунки.

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Чем они занимаются?
  3. Кто из них старше, а кто младше?

8. Итог урока.

Молодцы, наш вертолет произвел посадку в нашем родном поселке Самбурге.

Мы сегодня очень хорошо поработали.

Какие задания мы выполняли?

Эмоциональная самооценка.

Проанализируйте и выберите, какая оценка тебе больше подходит, и приклейте себе в тетрадь.

9. Домашнее задание.

Задание на карточках.

Подчеркнуть кто старше.

Дедушка или внук

Папа или сын

Дедушка или папа

Бабушка или внучка

Мама или дочка

Бабушка или мама

Подчеркнуть кто младше.

Внук или дедушка

Папа или сын

Папа или дедушка

Внучка или бабушка

Мама или дочка

Мама или бабушка

Литература:

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. М., “Грамотей”, 2004 г.
  2. Пуровские Россыпи. 2002 год.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004 г.

Цель : Обобщить полученные знания логопатов о гласных А-Я и соотнесении звуков с символами и буквами Продолжать учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я на уровне слов, словосочетаний и предложений. Актуализация орфограммы ча-ща

Задачи: Учить составлять слова из отдельных букв. Развивать графомоторные навыки, мелкую моторику, самооценку, взаимоконтроль,эмоционально-волевой сферы.

Расширение словарного запаса, используя энциклопедические словари

Развитие зрительного гнозиса и пространственной ориентации

Метод: развивающего обучения,проблемного обучения

Какой звук был первым в наших 2-х заданиях?

Какой буквой он обозначается?

С какими согласными дружит гласная А?

А с какими Я?

Развитие умения составления слов из отдельных букв.(Слайд №5)

Знайка принёс задание для наших логопедических заданий,но подул осенний ветерок и слова рассыпались.

Помогите,собрать буквы в слова.

Д,д,я,я к,р,т,а,о,н

З,м,ле,я г,а,я,д,б,р,о

Н,н,я,я к,р,я,а,о,г

Какие слова по значению вам не понятны?

Давайте обратимся к толковому словарю Даля.(Слайд № 6)

Работа в тетрадях.

Открыли тетради,

записали число.

Кто сформулирует тему нашего занятия?

При каком условии будем писать а, а при каком- я?

Записываем тему на следующей строке, по середине строки, буквами сестричками

Аа-Яя

В каких случаях мы будем писать большие буквы

Давайте все вместе повторим.(Вдох перед началом говорения)

Покажите наш сигнал правописания большой буквы.

Теперь наши собранные слова запишем в тетрадь столбиками.

Запишите слова в тетрадь в столбики

А я а-я

картон Змея бродяга

Няня коряга

Какие буквы чаще встречались в словах?

Выделите согласные звуки перед этими буквами?

Какие согласные перед А, перед Я?

Как подчёркиваем согласные?

Проверка (Слайд №5)

Что обозначает коряга?(Слайд№6 )

Кто такой бродяга?(Слайд №7 )

Проверка правильности определения слов по столбикам. (Слайд№8)

В честь победителя звучат аплодименты или торжественная музыка(Трек №1)

Гимнастика для глаз(Слайд №9)

(Развитие зрительного гнозиса и пространственной ориентации)

Дети смотрят на появляющиеся предметы и за их перемещением. Если картинка мигает, то и дети открывают-закрывают глаза («мигают»).

Чтение слов столбиками(вверх,вниз)

Карточка №1(Слайд №10)

(раздать печатные таблицы)

Призовую фишку получит, тот кто безошибочно выполнит задания.

Мишка миска шарик школа

Вилка палка дятел флаги

Марка кукла лагерь фляги

Жарко жалко парус слива

Речка тяпки тапки слава

Часто чайка чашка часик

Возьмите синюю и зелёную ручку,

Обведите согласный перед а –синим, а перед Я-зелёным

Какие слова вам непонятны?

Учитель объясняет.(Слайд №11)

Фляги-

Фляга

ФЛЯ́ГА, фляги, ·жен. (от ·нем. Flasche).

1. Широкая плоская бутылка, оплетенная или обшитая чем-нибудь, с тесемками для ношения через плечо. Походная фляга.

2. Большой сосуд для перевозки жидкостей. Фляги с молоком.

Тяпки(Слайд №12)

ТЯПКА

ТЯ́ПКА, -и, жен.

1. Орудие для рубки чего-н. (напр. капусты, мяса), сечка (во 2 знач. ).

2. Род лёгкой мотыги для рыхления междурядий, цапка.

Какие увидели хитрые слова?

Что заметили в словах с разными гласными?

Сколько слов с гласной а?а с гласной я?

Поставьте фишки на слова с орфограммами

Призовую фишку получает лучший.

Победитель проводит физминутку и пальчиковую гимнастику

(Слайд №13)

Книжка

Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок

вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!