Заблуждение. Энциклопедия юриста Что такое Заблуждение, что означает и как правильно пишется

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ЗАБЛУЖДЕ́НИЕ , заблуждения, ср. (книжн.).

1. Ошибка, неправильное, ложное мнение. «Зритель, зыблемый сомненьем меж истиной и заблужденьем.» Жуковский . Наука стремится рассеять укоренившиеся заблуждения. Искоренять заблуждения.

2. Состояние заблуждающегося человека. Впасть в заблуждение. Быть, находиться в заблуждении относительно чего-нибудь. Это обстоятельство ввело меня в заблуждение. Простите, я невольно ввожу вас в заблуждение.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ЗАБЛУЖДЕНИЕ" в других словарях:

    Эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер. В плане индивидуальном З. означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, такое несоответствие может… … Философская энциклопедия

    Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Заблуждение * Ошибка Заблуждение Заблуждение неразрушимо: слишком многие находят в нем свою выгоду. Буаст Одно из величайших… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Ошибка, погрешность, неправильность, ложь, ересь. Ср … Словарь синонимов

    Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначе ния неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило.При заключении сделки под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об… … Финансовый словарь

    Заблуждение, филос., уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления.… … Википедия

    заблуждение - Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. Закон не устанавливает, в каких случаях заблуждение признается существенным, это решается судом или арбитражем.… … Справочник технического переводчика

    Заблуждение - (англ. error, mistake, misconception, delusion; фр. donner le change ввести в заблуждение) в гражданском праве неправильное представление лица о совершенной им сделке. При заключении сделки под влиянием 3. воля заблуждавшегося формируется под… … Энциклопедия права

    Термин, употребляемый в гражданском праве; обозначает неправильное представление лица о сделке, в которую оно вступило. Воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для… … Юридический словарь

    В гражданском праве обозначение неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗАБЛУЖДЕНИЕ, я, ср. 1. Состояние того, кто заблуждается, ошибается. Ввести в з. Впасть в з. 2. Ложное мнение. Распространённое з. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Заблуждение Холмса: Роман , Кинг, Лори Р.. …

Состояние того, кто заблуждается, ошибается; ложное мнение.

Заблуждение

Неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической...

Неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов. С гносеологической т. зр. понятие “З.” фиксирует состояние знания, качественно отличное как от истины, так и от лжи. В противоположность истине 3. есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличие от лжи 3. есть непреднамеренное искажение действительности (субъективно заблуждающийся верит, что постиг истину). 3. может быть следствием как непродуманных, поспешных субъективных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяции истины за пределы ее применимости. Научные 3. не абсолютны (напр., понятия “теплород”, “флогистон”, “эфир” и т. п.). Лишенные объективных прообразов (референтов), в нек-рых отношениях они все же схватывают реальные качества мира. Так, теплород функционировал в теории как носитель свойств теплоемкости, теплопроводности, что и обеспечивало его согласование с законами теплофизики. Ненаучные же 3. объективно-истинностных моментов не несут.

Заблуждение

Представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее...

Представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого. Психологически заблуждение выглядит в высшей степени субъективным или несовершенным толкованием явления (см-. Обман чувств), субъективным или неправильным заключением о явлении – той самой физической действительности, которая посредством этого явления дает о себе знать.

Заблуждение

Несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и наличного знания либо абсолютизацией...

Несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и наличного знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон действительности.

Заблуждение

неточное представление, мысль, ход мысли или действие, ведущее к ошибке – интеллектуальной или моральной. Заблуждение...

неточное представление, мысль, ход мысли или действие, ведущее к ошибке – интеллектуальной или моральной. Заблуждение не является обманом, познающий не осознает, что следует неверным путем, уводящим его от истины. Заблуждение состоит в утверждении того, чего нет. Различают заблуждение и иллюзию: «Когда палка, опущенная в воду, кажется надломленной – это иллюзия, а не заблуждение» (Спиноза).

Заблуждение

Гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер. Марксистская гносеология и методология научного...

Гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер. Марксистская гносеология и методология научного познания используют четыре истинностные оценки знания: истина – ложь, относительная истина – абсолютная и с т и н а. Первая пара понятий используется при анализе структуры научного знания в некоторый период его развития при проверке, подтверждении и опровержении законов и теорий, при установлении их соответствия действительности. При таком подходе все научные утверждения и теории разделяются на два класса – истинные и ложные, соответствующие действительности и не соответствующие ей. Когда мы переходим к рассмотрению развития знания, пара понятий “истина – ложь” уже не может служить для истинностной оценки. В самом деле, как квалифицировать экономическую теорию Д.Рикардо или астрономическую теорию Н. Коперника? Их нельзя назвать истиной, ибо во многих своих частях они ошибочны, но эти теории трудно квалифицировать как просто ложные, ибо они были большим шагом вперед в развитии науки и внесли в нее много новых идей, получивших признание и подтверждение. Такие теории называются относительно истинными, т. е. неполными, неточными, исторически ограниченными истинами, на смену которым приходят более точные истины.

Иногда под 3. понимают ложь, которая ошибочно принимается за истину. Такое понимание не вполне удовлетворительно, ибо приводит к абсурдному выводу, что вся история познания представляет собой доходящую почти до наших дней цепь ошибок.

Категория 3. используется при диалектическом рассмотрении познания, когда она добавляется к понятиям относительной и абсолютной истины. Всякая истина объективно становится 3. после того, как обнаружился ее относительный характер. Геоцентрическая система вовсе не была 3. во времена Птолемея и в течение почти полутора тысяч лет после ее создания. Она соответствовала общим мировоззренческим представлениям эпохи, уровню развития общественной практики и подтверждалась наблюдениями с использованием существовавших инструментов. Она была истиной. Как истина она играла прогрессивную роль и в практике, и в развитии астрономического знания. Только после того как выяснилась ее ограниченность, т. е. после победы гелиоцентрической системы, система Птолемея объективно превратилась в 3.

Момент, когда относительная истина превращается в 3., трудно зафиксировать. В течение пятидесяти лет после появления труда Коперника не было объективных оснований квалифицировать концепцию Птолемея как 3. Лишь постепенно, после изобретения телескопа, появления ранее неизвестных данных, результатов Галилея и Кеплера, система Птолемея стала рассматриваться как 3.

3. не может играть прогрессивной роли в познании. Защищать 3. – значит выступать против истины. Конечно, всегда находились люди, которые в силу субъективной слепоты или социального интереса пытались ставить 3. на место истины. И всегда такие попытки лишь тормозили прогресс, но не могли остановить его.

Что такое "Заблуждение"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Заблуждение термин, употребляемый в гражданском праве; обозначает неправильное представление лица о сделке, в которую оно вступило. Воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки. Последняя рассматривается как разновидность сделок с пороками воли, и по иску стороны, действовавшей под влиянием 3., она может быть признана недействительной. 3. не обязательно связано с виной участников сделки; оно может возникнуть вследствие случайных обстоятельств. * * * (англ. error, mistake, misconception, delusion; фр. donner le change - ввести в заблуждение) - в гражданском праве неправильное представление лица о совершенной им сделке. При заключении сделки под влиянием 3. воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки. 3. имеет место тогда, когда у лица без умысла с его стороны или со стороны др. лиц возникает не соответствующее действительности представление о каких-либо фактах и обстоятельствах. Сделка, совершенная под влиянием существенного 3., рассматривается как разновидность сделок с пороками воли, и по иску стороны, действовавшей под влиянием 3., она может быть признана судом недействительной (см. Недействительность сделок). Все правовые системы исходят из презумпции знания права участниками гражданского и торгового оборота. Поэтому незнание или неправильное представление об объеме прав и обязанностей, порожденных договором, в который вступает лицо, не является основанием для признания договора недействительным. Однако 3. об объеме прав, вытекающих из договора, не следует путать с 3. о виде договора, который предлагается стороне для заключения. Напр., лицо полагает, что вещь, переданная ему во владение, была подарена, в то время как собственник, передавая вещь, имел в виду заключение договора имущественного найма. Для признания договора недействительным 3. должно быть существенным, т.е. неправильные представления должны возникнуть по таким условиям договора, при получении достоверной информации о которых заблуждающаяся сторона не вступила бы в договор. К числу таких условий судебная практика относит и 3. относительно личности контрагента, если с ней связано исполнение обязательства (напр., личности художника). Несущественное 3. не дает права на признание договора недействительным, однако по праву Англии и США сторона, оказавшаяся в таком 3., не может требовать принудительного исполнения обязательства в натуре, а может получить только денежную компенсацию. По гражданскому законодательству РФ существенное значение имеет 3. относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. 3. относительно мотивов сделки не имеет существенного значения (ст. 178 ГК РФ*). Сделки, совершаемые под влиянием 3., следует отличать от сделок, заключаемых под влиянием обмана (ст. 179 ГК РФ), т.к. при обмане одна из сторон преднамеренно сообщает др. стороне неверные сведения о важных элементах сделки либо умалчивает об их действительном существе. См. также Основания недействительности сделок.

Заблуждение - противоположно понятию истины и по содержанию близко к понятию ошибки. Хотя русский язык и не всегд... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Заблуждение - ЗАБЛУЖДЕНИЕ, заблуждения, ср. (книжн.). 1. Ошибка, неправильное, ложное мнение. Зритель, зыблемый со... Толковый словарь Ушакова

Заблуждение - ср. 1. Состояние по знач. глаг.: заблуждаться. 2. Ошибочное, ложное убеждение, представление о чем-... Толковый словарь Ефремовой

Заблуждение - 1-й источник: ЗАБЛУЖДЕНИЕ – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существу... Философский энциклопедический словарь

Заблуждение - в гражданском праве - обозначение неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило.... Словарь бизнес терминов

Заблуждение - ? представление (о чем) ? ложный заблуждение - неадекватное представление; обманчивое, неправильное,...

«Все люди от природы стремятся к знанию» - с этой фразы начинается знаменитая Аристотелевская «Метафизика». Но далеко не каждому человеку удаётся достичь знания. Так почему же если человек не обладает знанием, он не стремиться его постичь, а если стремиться, то не постигает? Условно незнание можно разделить на две категории - это явное незнание и не явное. Другими словами осознаваемое и не осознаваемое человеком. Одной из причин явного незнания является недостаток информации об объекте и в этом случае мы понимаем, что мы не обладаем знаниями. Эта ситуация хороша тем, что представляет возможность для дальнейшего развития и поиска информации. Однако существует не явное незнание и оно опасно тем, что человек не осознаёт того, что он не обладает достоверной информацией. Источником такого незнания является заблуждение.

Чем же по сути является заблуждение. В Философской энциклопедии заблуждению даётся конкретное определение: «представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого. Психологически заблуждение выглядит в высшей степени субъективным или несовершенным толкованием явления (см-. Обман чувств), субъективным или неправильным заключением о явлении - той самой физической действительности, которая посредством этого явления дает о себе знать». Из определения видно, что источники заблуждения делятся так же на два вида - это непреднамеренные и преднамеренные. Другими словами, принятие человеком по тем или иным обстоятельствам полученной ложной информацию за истину является непреднамеренным заблуждением, а ложь и обман расцениваются как преднамеренное заблуждение.

Крайне сложно избежать непреднамеренных заблуждений, потому что человек ожидает подвоха от кого угодно, но не от себя самого и поэтому нам сложно оценить степень своей субъективности. Ведь зачастую наше субъективное восприятие и устанавливает ту планку нормы, которую мы принимаем за истину и от которой мы отталкиваемся. Точно так же как сумасшедший человек никогда не скажет про себя, что он ненормален, точно также предвзятый никогда не скажет, что он не объективен.

Обидно обманываться в своих убеждениях мыслях и знаниях, но ещё обиднее, когда тебя обманывают. Обман, одно из действий направленных на преднамеренное заблуждение. В книге Дубровского Д.И. обман определяется как: «В самом общем виде, как уже отмечалось, обман есть дезинформация, ложное сообщение, передаваемое определенному субъекту. Будучи обманутым, субъект принимает за истинное, подлинное, верное, справедливое, правильное, прекрасное (и наоборот) то, что таковым не является». Феномен обмана существует столько же сколько и сам человек. Люди обманывали друг друга повсеместно и во все времена с совершенно различными целями и по различным причинам, начиная с жажды наживы, власти, желания победить или получить нечто недоступное, заканчивая чувством страха, неуверенности. Проще говоря, люди лгут, что бы получить некие блага либо, что бы избежать страданий. Но только ли людям свойственна такая модель поведения «Некоторые мыслители заявляли, что человек - единственное существо, способное лгать. Известны слова Ф. Достоевского о животных: «Они никогда не притворяются и никогда не лгут»». На самом деле это не совсем верно, поскольку животные тоже используют техники обмана, но делают это не с помощью слов, за неимением речи, а при помощи особенностей строения своих организмов. Вспомним, например кошку, которая при виде опасности встаёт на дыбы, пытаясь казаться больше чем она есть на самом деле. Множество насекомых принимают различные устрашающие или наоборот, без интересные формы, дабы спасти свою жизнь. Существуют целые виды животных практикующих обман не только для спасения своей жизни, но и для отнятия её у других «Обращая внимание на эти факты, В.И. Свинцов характеризует их как «дезинформационное поведение» и справедливо усматривает в последнем эволюционные корни обмана». Из этого можно сделать вывод, что обман у нас в “крови” и нет человека который бы не был способен к обману вовсе.

Однако и здесь всё не так однозначно. Обман в любом случае лишает человека истинной информации, поэтому чего-либо положительного он в себе не несёт. Но существуют обстоятельства, при которых обман может осуждаться не столь строго, и это ненамеренный обман «Ненамеренный обман основывается на трансинформационной интенции и не осознается субъектом как действие, вводящее другого в заблуждение. Постфактум трудно доказать ненамеренный характер произведенного обмана, хотя такое доказательство зачастую крайне важно прежде всего в этических и юридических целях». Отношения при обмане строятся следующим образом: одна сторона обманывает «обманывающий» другую сторону «обманываемый» или «обманутый». Разница между обманываемым и обманутым заключается в том, что обманываемый ещё не обманут и не обязательно в конечном итоге станет таковым (См. Дубровский Д.И. «Обман»). Ненамеренный обман в этом случае строится по той же схеме, с той лишь разницей, что «обманывающий» сам является обманутым и находится в заблуждении, следовательно, не несёт нравственной ответственности за содеянное. Однако с практической точки зрения обман всё равно остаётся обманом и лишает человека достоверной информации, поэтому с точки зрения гносеологии разницы нет. И так, для того чтобы избежать преднамеренного заблуждения нам просто нужно не обманываться, т.е. не стать обманутыми. Но возможно ли это осуществить на практике. Для того чтобы избежать обмана нужно выявить в человеке обманщика, другими словами определиться с отношениями «обманывающий», «обманываемый» и прекратить их протекание в подобном русле. Но обманывающая сторона никогда не признаётся в своих намерениях и использует различные методы и уловки для того, чтобы сохранить неведение у «обманываемой» стороны, дабы обман продолжался. Весь этот комплекс уловок и ухищрений является ничем иным как манипулированием сознанием субъекта обманываемой стороны.

заблуждение обман манипулирование

Словарь Ушакова

Заблуждение

заблужде ние , заблуждения, ср. (книж. ).

1. Ошибка, неправильное, ложное мнение. «Зритель, зыблемый сомненьем меж истиной и заблужденьем.» Жуковский . Наука стремится рассеять укоренившиеся заблуждения. Искоренять заблуждения.

2. Состояние заблуждающегося человека. Впасть в заблуждение. Быть, находиться в заблуждении относительно чего-нибудь. Это обстоятельство ввело меня в заблуждение. Простите, я невольно ввожу вас в заблуждение.

3. Порок (поэт. устар. ). «Был жертвой бурных заблуждений и необузданных страстей.» Пушкин . «Он (свет) не карает заблуждений, но тайны требует для них.» Пушкин .

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Заблуждение

представление, мысль или ход мысли, не соответствующие истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат законам логики (формальная ошибка). Источниками заблуждения могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; ограниченный познавательный материал; предрасположенность; пристрастия; опрометчивые обобщения и т. д.

Словарь финансовых терминов

Заблуждение

термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. При заключении сделки под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки. Сделка, совершенная под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ, рассматривается как разновидность сделок с пороками воли, и по иску стороны, действующей под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ, она может быть признана недействительной. ЗАБЛУЖДЕНИЕ не обязательно связано с виной участников сделки; оно может возникнуть вследствие случайных обстоятельств. Для признания сделки недействительной сторона, действовавшая под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ, обязана доказать наличие ЗАБЛУЖДЕНИЯ, а также его существенное значение, т.е. что при отсутствии ЗАБЛУЖДЕНИЯ сделка не была бы совершена. Закон не устанавливает, в каких случаях ЗАБЛУЖДЕНИЕ признается существенным; это решается судом или арбитражным судом. На практике существенным ЗАБЛУЖДЕНИЕМ признается неправильное представление о предмете сделки, о другом ее участнике, о ее юридической природе. ЗАБЛУЖДЕНИЕ, касающееся мотивов сделки, не может служить основанием для признания сделки недействительной. В случае признания сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все, полученное при сделке, а при невозможности возместить в натуре - возместить стоимость полученного. При этом сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения расходов, утраты своего имущества или его повреждения, если докажет, что ЗАБЛУЖДЕНИЕ возникло по вине другой стороны. Если это не будет доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне расходы, утрату имущества или его повреждение, возникшее в связи с признанием сделки недействительной. Сделки, совершаемые под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ, следует отличать от сделок, заключаемых под влиянием обмана, так как при обмане одна из сторон преднамеренно сообщает другой стороне неверные сведения о важных элементах сделки либо умалчивает об их действительном существе.

Словарь антонимов русского языка

Заблуждение

точность

Словарь Ожегова

ЗАБЛУЖДЕ НИЕ, я, ср.

1. Состояние того, кто заблуждается, ошибается. Ввести в з. Впасть в з.

2. Ложное мнение. Распространённое з.

Словарь Ефремовой

Заблуждение

  1. ср.
    1. Состояние по знач. глаг.: заблуждаться.
    2. Ошибочное, ложное убеждение, представление о чем-л.
    3. Ошибка, оплошность.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Заблуждение

Противоположно понятию истины и по содержанию близко к понятию ошибки. Хотя русский язык и не всегда вполне точно отличает З. от ошибки, но можно подметить разницу между ними. З. обозначает более общее родовое понятие, ошибка - более конкретный, частный случай. З. глубже коренятся в душе человека и более сознательны, чем ошибки. Коротко говоря, З. есть ошибка относительно предметов принципиальных. Вопрос об источниках и характере З. принадлежит философа, вопрос об ошибках - логике и психологии. Человек ошибается, когда он ложно толкует факты внутреннего и внешнего мира. Сами по себе ощущения и восприятия не обманывают человека; самообман, ошибка коренится в ложном толковании ощущений. Иллюзия, напр., есть неправильно истолкованное ощущение; галлюцинация - ощущение, истолкованное в смысле восприятия. Ошибки могут быть при определении и разделении понятий, а также при доказательстве положений; во всех этих случаях ошибка является вследствие нарушения формальной стороны мысли; источник ошибки и тут заключается в волевом моменте, ибо формальная сторона рассудка сама по себе точно так же, как и ощущение, не способна к ошибке. Материальная сторона, т. е. образование неправильных посылок, и есть З. Известное сочинение Аристотеля "О софистических доказательствах", равно как и 18-я и 19-я главы третей части знаменитой Порерояльской Логики касаются ошибок, а не З. - С другой стороны, от З. должно отличать ложь, или намеренный обман, как акт воли данного субъекта, вводящего других в такие З., от которых он сам свободен. Невнимание к этому различию, заставляя видеть в самых невинных З. произведение злой наказуемой воли, причинило человечеству множество бедствий. Впрочем, даже по основным вопросам веры сами богословы признают в принципе возможность безгрешных и ненаказуемых З., происходящих от непобедимого неведения (ignorantia invincibilis). Бэкон дал первую классификацию З., которые он называл идолами (idola specus, tribus, fori, theatri). Некоторые его указания имеют значение и для настоящего времени; он первый указал на З., в которые человек впадает по необходимости вследствие своей организации (мысль родственная антиномиям Канта); он указал на З., связанные с человеческой речью (стремление слово принимать за реальность) и с господствующими ходячими теориями. Но Бэкон дал лишь описание главнейших З., не коснувшись более глубокого вопроса о происхождении З.: Декарт и Спиноза - главные представители двух возможных решений этого вопроса. Декарт находит, что З. проистекают из различия объемов воли и познания; наше познание ограничено, воля безгранична. На З. Декарт смотрит как на нечто положительное, а не только как на простое отрицание или ограничение познания; источник этого положительного характера З. он видит в воле. Спиноза не может искать причины З. вне разума, ибо воля для него есть только абстрактное понятие. Человеческий разум непогрешим, поскольку он есть часть Бога. Мысль, адекватная бытию, - истина; З. соответствует небытию. Единственный источник З. (и ошибок) - воображение. "Тот, кто ошибается при сложении цифр, имеет в уме другие цифры, чем те, которые написаны на бумаге. Само по себе и воображение не может создавать ложных образов, поэтому заблуждаться не значит воображать себе то, чего нет, а представлять себе то, что есть, но не в полноте. З. само по себе - лишь ограничение и отрицание". На сторону Декарта стал Шопенгауэр, который - с иной, правда, точки зрения - доказывает подробно Декартову мысль о том, что в воле следует искать источники З. (см. "Die Welt als Wille und Vorstellung", глава о примате воли перед интеллектом). Полная теория заблуждений может быть дана лишь в зависимости от анализа понятия истины. См. Ferrari, "De Ferreur" (П., 1840), Brochard, "De l"erreur" (П., 1879).