Учимся различать звуки. «Как научить ребенка слышать звуки»

Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

К 5 годам дети умеют определять на слух наличие или отсутствие данного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Необходимо научить ребенка правильно «слышать» звук, выделять его из окружающих. Это умение явится предпосылкой к обучению ребёнка грамоте (от звука – к букве).
Ребенку исполнилось 4 года, поиграйте с ним в игру «Поймай звук». Хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Взрослый произносит: А, О, У, И, М, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «М». Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, РА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог «МА».

«Угадай, что звучит»
Расставьте на столе несколько (количество игрушек с 3 до 5 постепенно увеличиваете количество предметов) звучащих игрушек: погремушка, бубен, колокольчик, дудочка и т.п. Предложите ребенку послушать и запомнить, что как звучит. Затем попросите ребенка отвернуться и послушать, что сейчас зазвучит, затем спросите, что это звучало. Меняйтесь с ребенком ролями, теперь ваш малыш ведущий, а вы отгадываете, что за игрушка звучала.

«Угадай, кто позвал»
Если к вам пришли гости или у вас праздник, то можно поиграть в игру: «Угадай, кто позвал»
Выбираем водящего. Водящий поворачивается спиной к играющим и на слух определяет, кто его позвал. Если водящий правильно определил, кто его звал, то дети меняются местами и игра продолжается.

К 5 годам можно поиграть в следующие игры:

«Поймай звук»
Задание: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук С. Взрослый произносить слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук С.

«Будь внимательным»
Взрослый произносит слоги, затем ребенок повторяет:
Ша-са-ша (если ребенок затрудняется произнести три слога, начните с двух слогов: ша-са)
Речевой материал:
За-жа-за жа-за-жа
Ка-га-ка га-ка-ка
Па-ба-па ба-па-ба
Та-да-та да-та-да
Са-ша-са ша-са-ша
Жа-ша-жа ша-жа-ша
Ра-ла-ра ла-ра-ла

«Найди лишний слог»
Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).
Затем слоговые ряды усложняются, например:
Ка-га-ка-ка
Ва-ва-фа-ва
Са-са-зы-са

«Играем в слова»
Подберите картинки (предметы) с названием слов, которые начинаются на данный звук (молоко, мыло, машина и др.) Затем учимся определять 1-й звук в слове: «Какой звук слышишь в начале слова м-м-молоко». Взрослый, произнося слово, выделяет первый звук в слове: м-м-молоко. Также играем с другими словами.
После того как ребёнок научится, необходимо научить определять место звука в конце слова: «В слове «СОМ-М» (сок, кит, нос, дом, дым) какой звук последний и другие.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: учить различать звуки [с]-[ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Образовательная область «Коммуникация»:
    • закрепление навыка правильного произношения звуков [с] и [ш];
    • развитие фонематического слуха;
    • различение звуков [с]-[ш] с опорой на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения, на слуховое восприятие;
    • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
    • развитие навыка позиционного звукового анализа;
    • развитие слогового анализа и синтеза;
    • развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения;
    • совершенствование артикуляционной моторики.
  • Образовательная область «Познание»:
    • уточнение артикуляции звуков [с]-[ш] с опорой на различные анализаторы;
    • создание слухового образа звука (на основе сравнения с неречевыми звуками);
    • развитие зрительных, слуховых, кинестетических ощущений;
    • развитие зрительного и слухового внимания, памяти;
    • развитие логического мышления.
  • Образовательная область «Социализация»:
    • воспитание интереса к учебному процессу;
    • развитие учебных навыков (ответ на вопрос, умение слушать ответы других детей);
    • развитие навыков взаимодействия с компьютером.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Звуки [С]-[Ш]», изображения Знайки и Незнайки, индивидуальные зеркала, мяч.

План и ход занятия

1. Организационный момент

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Появляются изображения Незнайки и Знайки).
– Правильно, это Незнайка и Знайка. Они пришли, чтобы проиграть с вами и принесли много интересных заданий.

2. Сообщение темы занятия

– Отгадайте загадку: Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Собака)
– Назовите первый звук в слове СОБАКА. (Звук [с]).
– А теперь отгадайте такую загадку:

Серая крошка, боится кошки,
Под полом живет, все туда несет. (Мышь)

– Назовите последний звук в слове МЫШЬ. (Звук [ш]).
– Сегодня мы будем говорить о звуках [с] и [ш], сравнивать звуки, учиться различать их.

3. Дифференциация изолированных звуков [с], [ш], уточнение артикуляции. (Слайды 2, 3).

Слайд №2.

– Давайте произнесем звук [с] и посмотрим в зеркало: губы растягиваем в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка находится за нижними зубами. Посмотрите на картинку слева, которую показывает Незнайка. Так выглядят губы, когда мы произносим звук [с]. Ниже символ звука – губы в улыбке, язычок за нижними зубами (стрелочка вниз).

– А теперь вместе с Незнайкой произнесем звук [ш] перед зеркалом: губы вытянуты вперед, зубы сближены, язычок в форме чашечки, кончик языка наверху. Посмотрите на фотографию слева. Ниже символ звука – губы округлены, кончик языка поднят вверх.

Слайд №3.

– Незнайка предлагает поиграть. Он показывает символ, а вы называете звук (на слайде по одной появляются пиктограммы, дети называют звуки).

4. Закрепление слухового образа (на основе сравнения с неречевыми звуками) (Слайд 4).

– На что похож звук [с]? Посмотрите на картинку слева – девочка поливает цветы из леечки. Водичка льется – с-с-с-с-с-с. Произнесем звук [с].
– На что похож звук [ш]? На картинке справа нарисована змея – она высунула язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. Произнесем звук [ш].

5. Уточнение характеристики звуков, сравнение (Слайды 5,6)

Слайд №5.

– Расскажите Незнайке про звук [с].
– Расскажите Незнайке про звук [ш]. (Этот звук согласный, твердый, глухой).

Слайд №6.

– В каком домике будет жить звуковичок, которого зовут [с]? (В домике, где живут согласные, глухие звуки). (По щелчку мышки звуковичок отправляется в свой домик)
– В каком домике будет жить звуковичок, которого зовут [ш]? (Тоже в домике, где живут согласные, глухие звуки). (По щелчку мышки звуковичок отправляется в свой домик)

6. «Расшифруй слоги». (Слайд №7)

– Незнайка зашифровал слоги. Вместо букв «С» и «Ш» он нарисовал символы. Попробуйте расшифровать их и прочитать слоги.

7. «Выбери картинку». (Слайды №8, 9).

Слайд №8.

– Выберите только те картинки, в названии которых есть звук [с]. (Санки, подушка, сапоги, шуба, мышь, вишня, весы, коса). Если вы выбрали правильно, то при нажатии на картинку появится Знайка, если неправильно – Незнайка.

– А теперь выбираем картинки, в названии которых звук [ш]. (Душ, камыши, сом, сумка, собака, шапка, носок, кошка).

8. «Выбери букву». (Слайды №10-14).

– Какой звук в названии картинки [с] или [ш]? Нажми на соответствующую букву. (Шкаф, пушка, нос, шарф, сова).

9. Физминутка «Поезд»

Едем, едем, долго едем, (Изображаем руками, как крутятся колеса)
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет, (Топаем ногам, руки на пояс)
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят. (Сели за столы)
– Поезд быстро мчится, ветер свистит.
Дети: С-с-с-с-с-с.
– Из трубы паровоза поднимается дым.
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш

10. «Четвертый лишний» . (Слайды № 15-17)

– Поиграем в игру «Четвертый лишний». Чтобы узнать, какая картинка лишняя, надо определить в названии каждой наличие звука [с] или [ш].

Слайд №15: автобус, ананас, душ , кактус.
Слайд №16: санки, шапка , собака, сапоги.
Слайд №17: уши, мешок, оса , кошка.

11. Позиционный анализ. (Слайды №18,19)

– Подберите картинку к схеме. (По щелчку мышки лишние картинки убираются)

Слайд №18: Звук [с] в начале слова: санки , мышь, коса, бабушка.
Слайд №19: Звук [ш] в середине слова душ, сом, носок, кошка .

12. «Закончи слово – игра с мячом» . (Слайды №20, 21)

Слайд №20

– Закончите слово звуком [с] или [ш], отвечает тот, кому я брошу мячик. (Вместо последнего звука логопед хлопает в ладоши).

– Какое слово получилось? Проверьте свой ответ по появившейся картинке. (По щелчку мышки картинка появляется)

1) глобу…., 2) ду…, 3) малы…, 4) но…, 5) какту…, 6) фоку…

Слайд №21

– Закончите слово слогом СЫ или ШИ. (Вместо последнего слога логопед хлопает в ладоши).
– Какое слово получилось? Проверьте свой ответ по появившейся картинке.

1) но…, 2) о…, 3) малы…, 4) ве…, 5) гру…, 6) бу…

13. «Закончи предложение» (Слайды №22-24)

– Каким слово можно закончить предложение. Выберите картинку.

Слайд №22: Даша играет с …(миска, мишка). (По щелчку мышки лишняя картинка убирается)
Слайд №23: В сарае протекает … (крыса, крыша).
Слайд №24: У папы длинные … (усы, уши).

14. «Предложения с картинками» (Слайды №25, 26)

– Прочитайте предложение, вставляя слова вместо картинок.

Слайд №25: В …. (сад) росли … (груши).
Слайд №26: В … (шкаф) висит … (костюм).

15. Подведение итога занятия

– С какими звуками мы играли на занятии?
– На что похож звук [с]? Как он произносится?
– На что похож звук [ш]? Как он произносится?
– Вспомните и назовите слова со звуком [с], со звуком [ш].

16. Оценка деятельности детей

17. Организованное окончание занятия

– Незнайка и Знайка прощаются с вами. Занятие окончено.

Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Не стоит забывать, что вашему ребёнку путь к слогообразованию.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Дидактическая сказка " Жили-были звуки "

А теперь мама расскажет ϲʙᴏему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание ϶ᴛᴏй серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком ϲʙᴏего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.

Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Не стоит забывать, что ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в ϶ᴛᴏм дидактическая сказка "Жили-были звуки".

Таким образом, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.

"Не в некᴏᴛᴏᴩом царстве, не в некᴏᴛᴏᴩом государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик) Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в ϲʙᴏём домике, да?), добивайтесь, ɥᴛᴏбы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Стоит сказать - пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?) Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

Все данные операции делайте вместе с ребенком, сопровождая данными упражнениями ϲʙᴏй рассказ.

…И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить ϲʙᴏи злые дела. Важно заметить, что одни звуки он пропускал ϲʙᴏбодно, вот так-повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И) Эти звуки проходили ϲʙᴏбодно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку) А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М)

Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т) Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не ϲʙᴏбодно проходит ϶ᴛᴏт звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х) То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р) Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, данные звуки не ϲʙᴏбодно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку) Возьми ϶ᴛᴏ платьице и давай со мной произнесём данные звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ)

УПРАЖНЕИЕ 2

Игра с карточками.

А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте ϲʙᴏего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Не стоит забывать, что вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а ϶ᴛᴏ - сложный теоретический материал 1-го класса)

"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в кᴏᴛᴏᴩом ϶ᴛᴏт звук выходит из домика гулять.

(А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Не стоит забывать, что вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета)

(Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Не стоит забывать, что вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В ϶ᴛᴏй игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, кᴏᴛᴏᴩые проходят ϲʙᴏбодно через рот - красные (гласные), а звуки, кᴏᴛᴏᴩые проходят не ϲʙᴏбодно - синие (согласные)

Отметим, что термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Игра " Дружба звуков ",

(Слуховое слогообразование)

МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, ɥᴛᴏбы они вместе прошли через рот ϲʙᴏбодно, вот так: ( МА) Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА) Стоит сказать - получилось?

А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет ϲʙᴏбодно вместе с (А) (РА)!

Отметим, что теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

Возьмите в руки большой надувной мяч.

"Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Отметим, что теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!

Подружись со звуком (У):

Мама:Ребенок

На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.

Например:

Мама:Ребенок:

"Произносим всё на (А),……(Р)" - " (РА) ""……(Л)" - "(ЛА)!"

" Произносим всё на (О),….;.(М)" - "(МО)""……(Л)" _ " (ЛО)!"

" Произносим всё на (И), ……(М)" - "(МИ)!" ……(Р)" - "(РИ)!" ……(С)" - "(СИ)!"

И т. д. с любыми звуками.

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

"Послушай, как дружат звуки с (И):

Стоит отметить - они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

Вот и слуховое слогообразование Не стоит забывать, что ваш ребенок уже оϲʙᴏил!

4 серия занятий:

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Мама, научи читать - Л. П. Царева принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и ""Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)”") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Мама, научи читать - Л. П. Царева в любом онлайн-магазине.

(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

6-7 лет ФФН

Цель:

1. Закрепить умение детей дифференцировать парные согласные в словах, предложениях.

2. Закрепить умение детей согласовывать слова в предложении.

3. Развитие фонематического слуха детей.

4. Развить временные представления.

5. Развивать зрительную память.

6. Расширять кругозор детей.

7. Воспитывать положительную мотивацию и интерес к учению.

Оборудование : индивидуальные карточки, цветные карандаши, картинки для предложений, предметные картинки, карточки – символы, сюжетная картина с деформированными предложениями, таблица «Характеристика звуков», прищепки – лошадки.

I . Орг. момент.

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну - ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

II . Определение темы урока через проблемную ситуацию.

Какое время года наступило? (зима)

Назовите первый зимний месяц. (декабрь)

Назовите второй зимний месяц. (январь)

Назовите последний зимний месяц. (февраль)

Какие парные согласные есть в слове Ф ЕВ РАЛЬ? (В и Ф)

Мы продолжим работу с этой парой звуков.

III . Характеристика звуков: В, ВЬ, Ф, ФЬ

Вывешивается таблица.

В – согласный, звонкий, твердый.

ВЬ – согласный, звонкий, мягкий.

Ф – согласный, глухой, твердый.

ФЬ – согласный, глухой, мягкий.

IV . Отгадывание загадок. Определите место наших звуков в словах (в начале, в середине, в конце). Работа с карточками – символами.

1) Зверь я горбатый

Но нравлюсь ребятам. (верблюд)

2) С высока как важный граф

На меня смотрел …. (жираф)

3) Днем спит,

Ночью летает

Прохожих пугает. (Филин)

4) Сама пестрая

Ест зеленое

Дает белое, полезное. (Корова)

Составьте предложения с этими словами.

Назовите отгадки по порядку.

Начиная со второго слова.

Начиная с третьего слова.

Начиная с четвертого слова.

V . игра «Образование новых слов».

Из слова КОФТА берете по одной букве и добавляете в конец каждого из пяти слов, чтобы получились новые слова.

КОФТА

(Ответы: замок, шарф, торт, молоко, комната)

В каком слове есть дежурный звук? (Шарф)

Составьте предложение со словом шарф. Устно.

Физкультминутка.

Я называю разные слова, а вы выполняете команды. Если в слове звук В, то вы маршируете на месте, если Ф – делаете наклоны из стороны в сторону.

Вода, флаг, фонарь, ванна, корова, флакон, аквариум, футболка, кофта, волосы.

А теперь, если услышите звук ВЬ – подпрыгиваете, если звук ФЬ – приседаете.

Филин, ветер, веер, фильм, фирма, вилка, фигура, вешалка, Федя, весло.

VI . Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

По дороге белой гладкой

Скачут пальцы, как лошадки

Чок – чок, скачет резвый табунок.

1) стоя – с прищепками- лошадками.

2) сидя – используется кулак - ладонь

VII . Работа в тетради.

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

На доске вывешивается картина.

Посмотрите на картинку. Прочитайте слова, состоящие из 6 букв. Запишите предложения в тетрадь.

Какая из букв, изучаемая нами сегодня здесь встречается? (В)

Подчеркните ее зеленым карандашом.

VIII . Работа с индивидуальными карточками.

Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова (соединить их стрелочками)

Мы видели в лесу…… софа

Мама купила новую ….. сова

Весной на полях много … влага

У туристов не оказалось …. фляга

В магазин пошел мальчик … Веня

IX . Игра «Закончи предложение».

Каждому ребенку предлагается карточка.

Закончите предложения, используя картинки.

Бабуля мне вяжет

Гости пили чай с фруктовыми

Федя осветил дорогу

Вера решила открыть

Мама варит варенье из

Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркнув В зеленым карандашом, Ф синим.

X . Игра «Четвертый лишний»

Я называю вам слова, а вы назовите лишнее слово. Выставляется предметная картинка лишнего предмета. Какой изучаемый нами звук в этом слове.

Кастрюля, диван , кружка, половник.

Портфель , брюки, носки, юбка.

Собака, кошка, медведь , лошадь.

Апельсин, банан, груша, клюква.

Корова , лиса, волк, белка.

Кроссовки, валенки, свисток , тапочки.

XI . Игра «Что изменилось?»

Запомните ряд картинок, закройте глаза. Логопед меняет их местами.

Что изменилось?

XII . Работа с крылатыми выражениями.

Как вы понимаете выражение «Всему свое время».

XIII . Итог.

С какой парой звуков мы работали?

Какой звук я загадала?

Согласный глухой твердый.

Согласный звонкий твердый.

Согласный глухой мягкий.

Согласный звонкий мягкий.

Все молодцы! Спасибо!