Международный уголовный суд — об аннексии Крыма. Международный уголовный суд: аннексия Крыма — это международный вооруженный конфликт Украины и России

Международный уголовный суд (МУС) в Гааге опубликовал доклад с результатами предварительного расследования событий, происходивших в Крыму и на востоке Украины с ноября 2013 года. По этим данным, события в Крыму, предшествующие референдуму о присоединении полуострова к России, содержат признаки международного конфликта. Кризис на востоке Украины, по мнению прокуроров МУС, в свою очередь, стоит расценивать двояко: как внутренний конфликт, но с элементами международного.

Документ составлен от имени прокурора МУС Фату Бенсуда и охватывает расследования, которые прокуроры проводили в период с 1 ноября 2015 по 31 октября 2016 года по десяти потенциальным судебным делам. Среди них — события на Украине с 2014 года, которые содержат признаки военных преступлений.

«Майдан» чист

Расследование МУС разделяет эти события на три процесса: события на Майдане Независимости, а также ситуация в Крыму и на Восточной Украине с 20 февраля 2014 года.

Меньше всего вопросов у гаагского правосудия вызвала революция «евромайдана». События на Майдане Независимости, как называет их МУС, не сопровождаются списком возможных преступлений. Впрочем, авторы документа предупреждают, что столкновения между правоохранителями и протестующими на Майдане зафиксированы. Таким образом, МУС может квалифицировать эти события как «нападение на представителей мирного населения», если появится более подробная информация о столкновениях.

Ситуация в Крыму и на востоке Украины, напротив, списком вероятных преступлений сопровождается.

В отчете говорится, что международный конфликт в Крыму начался не позднее 26 февраля 2014 года, когда Россия использовала свои войска для установления контроля над определенными частями Украины. «Принятие на себя управления Крымом Российской Федерацией в целом произошло без огневого боя, — гласит текст документа. — Российский военный персонал был использован для установления контроля над территорией, включая украинские военные базы и правительственные здания, и в середине марта правительство Украины начало отзыв воинских частей и подразделений, расположенных на крымских базах».

После 18 марта 2014 года, когда Крым официально вошел в состав России по итогам нелегального референдума, к России может применяться право международных вооруженных конфликтов, утверждается в докладе МУС.

По мнению следователей, ситуация в Крыму и Севастополе приравнивается к оккупации.

Также в отчете сообщается о том, что после принятия Россией Крыма в состав страны права около 19 тысяч крымских татар были притеснены. В документе отмечается, что этих людей запугивали, ограничивали их свободу слова, их дома обыскивали, а некоторым и вовсе был запрещен въезд на территорию Крыма.

Кроме того, по мнению следователей МУС, в Крыму есть признаки других тяжких преступлений: убийств и похищений, жестокого обращения с людьми, несправедливого судебного разбирательства и принудительной военной службы. Последнее обвинение объясняется тем, что на полуострове начало действовать российское законодательство с обязательным призывом в вооруженные силы.

На востоке Украины предварительное следствие Гааги обнаружило признаки следующих преступлений: убийств, разрушения гражданских объектов, содержания людей под стражей, похищения людей, пыток и сексуальных преступлений. В них подозреваются как представители украинских спецслужб и вооруженных сил, так и участники боевых группировок самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).

«К 30 апреля 2014 года напряженность вооруженных действий между силами украинского правительства и антиправительственными вооруженными элементами на Восточной Украине достигла уровня, который влечет за собой применение права вооруженных конфликтов», — гласит текст доклада МУС.

«Уровень организации вооруженных группировок, функционирующих на Восточной Украине, включая ЛНР и ДНР, к тому времени достиг степени, достаточной для того, чтобы считать эти группировки сторонами немеждународного вооруженного конфликта», — утверждается в документе.

Не позднее 14 июля, как пишут эксперты МУС, восточноукраинский конфликт получил международное наполнение. «Дополнительные сведения указывают на прямое военное противостояние между российскими вооруженными силами и силами правительства Украины, которое предполагает наличие международного вооруженного конфликта», — объясняют авторы гаагского доклада.

Еще один вариант развития следствия — это квалифицировать конфликт в Донбассе как полностью международный. Дело в том, что МУС получил «заявления о том, что Российская Федерация в целом осуществляла контроль над вооруженными группировками на Восточной Украине».

Эти сведения еще предстоит проверить.

Россия, как и Украина, не ратифицировала европейский Римский статут. Это означает, что страны не подпадают под юрисдикцию МУС. Впрочем, Украина согласилась стать субъектом этого права, когда власти страны приняли декларации от 17 апреля 2014 года и 8 сентября 2015 года.

Без Минска виноватые

«Стремительного развития событий здесь ожидать не приходится, — считает адвокат Илья Новиков, ранее представлявший в российском суде интересы плененной гражданки Украины Надежды Савченко. — Расследования МУС работают по-другому. Это игра вдолгую. Обвинения постепенно накапливаются и рано или поздно «вылезают».

По мнению собеседника «Газеты.Ru», нынешнее предварительное расследование «не выглядит позитивно для целого ряда российских политиков» и может вылиться в официальное обвинение с ордерами МУС на арест.

Это даст странам, где действует Римский статут (а это подавляющее число европейских и южноамериканских стран, а также часть государств Африки и Азии, всего 123 страны), право задержать этих российских граждан и направить в Гаагу на суд.

По мнению ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН Алексея Фененко, именно в этом и заключается цель МУС, который идет в фарватере американской политики.

Впрочем, по мнению Пауля Калиниченко, профессора кафедры интеграционного и европейского права Московского юридического университета имени О.Е. Кутафина, российские политики высшего звена если и попадут в поле зрения МУС, то на поздних этапах этого и без того долгого процесса.

«Гаагский процесс на данный момент не сулит больших проблем высшему руководству России и Украины. Как правило, в этих процессах сначала выясняют личности тех, кто исполнял и отдавал приказы, которые привели к военным преступлениям. Идут снизу вверх по лестнице субординации, — рассказал эксперт «Газете.Ru». — Для тех же, кто сейчас входит в структуру самопровозглашенных народных республик в Донбассе, расследование МУС может иметь гораздо более серьезные последствия».

Эта ситуация, по мнению Калиниченко, может при определенных обстоятельствах вступить в противоречие с минскими соглашениями, которые в том числе предполагали широкую амнистию для представителей ЛНР и ДНР.

Амнистия должна произойти после того, как начнется процесс воссоединения Донбасса и Западной Украины под контролем Киева.

По мнению адвоката Ильи Новикова, противоречия между минским и гаагским процессами, скорее всего, удастся избежать. «Если вчитаться в текст минских соглашений, то они не конкретизируют правила проведения амнистии, поэтому у Киева очень широкое поля для маневра, — заявил он. — Кроме того, сейчас преждевременно рассуждать о противоречиях амнистии и вердикта МУС, так как нет ни того, ни другого».

Новиков утверждает, что гаагское правосудие, как правило, учитывает вердикты национальных судов. «Если Украина проведет амнистию, МУС обязательно учтет мнение местных судебных институтов», — считает он.

Впрочем, судя по другому процессу, который ведет МУС в отношении России, — , — вердикт национальных судов учитывается, но не всегда принимается в расчет. Следствие контролирует та же прокурор Фату Бенсуда, которая сочла, что далеко не все юридические процессы над обвиняемыми в военных преступлениях, которые прошли в Грузии и Южной Осетии, являются удовлетворительными.

«Есть другая проблема: амнистия на Украине — если ее и согласятся провести киевские власти — вряд ли распространится на всех», — рассуждает Калиниченко. Процесс, по мнению собеседника «Газеты.Ru», будет напоминать следствие после чеченских кампаний в России.

«Те боевики, которые будут проходить по обвинениям в участии в незаконных вооруженных формированиях, могут быть освобождены от ответственности. Те же, кто подозревается в военных преступлениях, вряд ли», — добавил эксперт.

Уже этот факт может быть трактован представителям ДНР и ЛНР как нарушение минских соглашений.

Аннексия Крымского полуострова и административного центра республиканского подчинения — города Севастополь в предварительных оценках Международного уголовного суда (Гаага, Нидерланды) «равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией».

Об этом говорится в отчете прокурора Международного уголовного суда Фату Бенсуды (Fatou Bensouda) , который посвящен предварительному расследованию ситуации в Украине.

«Согласно поступившим сведениям, ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией. Данный международный вооруженный конфликт начался не позднее 26 февраля, когда Российская Федерация задействовала личный состав своих вооруженных сил для получения контроля над частями территории Украины без согласия правительства Украины. Право международных вооруженных конфликтов применимо и после 18 марта 2014 года в той мере, в которой ситуация на территории Крыма и Севастополя будет равнозначна продолжающемуся состоянию оккупации. Установления факта правомерности изначальной интервенции, которая повлекла за собой оккупацию, не требуется», — подчеркивается в 158 пункте отчета.

Прокурор Фату Бенсуда сообщает о том, что «принятие на себя управления Крымом Российской Федерацией в целом произошло без огневого боя».

«Российский военный персонал был использован для установления контроля над территорией, включая украинские военные базы и правительственные здания, и в середине марта правительство Украины начало отзыв воинских частей и подразделений, расположенных на крымских базах, на основную территорию страны», — говорится в отчете.

Отчет представляет собой предварительный анализ фактов, которые были предоставлены неправительственными организациями Украины в Канцелярию прокурора Международного уголовного суда.

«Канцелярия Прокурора на данный момент занимается рассмотрением материалов, которые собраны НПО, функционирующими в Украине. Материалы включают более 7 000 страниц и состоят из нескольких сотен задокументированных отчетов об опросах и других сведений от свидетелей и жертв. Основываясь на сведениях, полученных из большого числа достоверных источников, Канцелярия Прокурора создала исчерпывающую базу данных, включающую более 800 инцидентов, предположительно произошедших в рамках дела „Ситуация в Украине“ с 20 февраля 2014 года», — отмечается в документе.

Донбасс: 400 без вести пропавших

В пресс-релизе подчеркивается, что отчет о предварительном исследовании ситуации в Украине находится в свободном доступе на сайте Международного уголовного суда.

В разделе «Действия Канцелярии прокурора» говорится, что ведомство «продолжает проведение тщательного фактического и правового анализа сведений, полученных в отношении конфликта, с целью установления, имеется ли достаточное основание полагать, что предполагаемые преступления подпадают под юрисдикцию суда».

В отчете сообщается о случаях притеснения крымских татар, убийствах и исчезновениях в Крыму и Донбассе, арестах и отсутствии справедливого судебного разбирательства.

«Около 179 лиц, лишенных свободы, были насильно перемещены из мест содержания под стражей в Крыму в места содержания под стражей на территории Российской Федерации. <…> В связи с конфликтом в восточной Украине более 400 лиц было зарегистрировано как „пропавшие без вести“, хотя неясно, сколько лиц из этого числа исчезло с применением насилия», — подчеркивается в документе.

Факт аннексии, но не доброй воли крымчан

Эксперт «Украинской Политконсалтинговой Группы» Дмитрий Разумков называет большим достижением возможность сбора информации для передачи ее в Международный уголовный суд с последующей возможностью рассмотрения в рамках создания судебного процесса против России.

«Ключевым аспектом в этом отчете является тот момент, что аннексию Крыма, фактически признают, и приравнивают к военной оккупации. Несмотря на то, что были ведены российские войска, а после была подготовлена законодательная база и создана ширма, что Крым по „доброй воле“ перешел под юрисдикцию России, Международный уголовный суд в своем предварительном отчете фактически отмечает обратное», — говорит Дмитрий Разумков корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Декларация процесса расследования по «украинскому вопросу» на международном уровне, по мнению Дмитрия Разумкова, закладывает неплохую перспективу быть доведенной до конца.

«Это не украинский или российский суд, на решения которых можно повлиять. Создание международной юридической базы — это один из механизмов борьбы Украины за независимость и неприятный прецедент для России», — отмечает Дмитрий Разумков.

Тем не менее, он считает, что судебный процесс над российскими действиями в Украине — это вопрос перспективы, а не ближайшего будущего.

«Нужно не обольщаться, а быть реалистами. Пока Владимир Путин остается при власти, любые заявления международных инстанций будут носить дипломатический характер и не будут применены в полном объеме. Прецедент с Югославией, рассмотренный в Международном уголовном суде, очень схож с ситуацией в Украине: пытки, похищения, убийства, насилие, внутренняя миграция», — подчеркивает Дмитрий Разумков.

Доказательная база для предстоящих процессов

Политолог Михаил Басараб считает, что доказательная база по делу вооруженной агрессии России против суверенного украинского государства может быть использована не только в Международном уголовном суде.

«А где она будет использована — в ходе заседания и резолюций Совета Безопасности ООН, в Международном уголовном суде, для проведения судебных процессов для привлечения к ответственности Владимира Путина и его сторонников в украинских судах — это не важно. Известный украинский дипломат и судья Гаагского трибунала Владимир Василенко говорил о необходимости формирования Украиной консолидированной претензии, подготовки базового документа, в котором бы учитывались абсолютно все доказательства внешней агрессии России против Украины», — говорит Михаил Басараб корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем, Михаил Басараб считает, что сегодня достаточно сложно спрогнозировать перспективу развития уголовного дела против России в международных судебных инстанциях. Он называет «условным утверждением» отсутствие исключений, когда лидеры западного мира пытаются критиковать действия России.

«Мы часто видим, как западные политики, откровенно говоря, пасуют перед Путиным и боятся квалифицировать действия кремлевского режима. Нам нужно полагаться только на себя. Многое для будущих решений в международных судебных инстанциях будет зависеть от сегодняшней работы и позиции Украины — основная нагрузка в вопросе сбора доказательств российской агрессии против страны лежит на наших плечах», — отмечает Михаил Басараб.

Михаил Басараб подчеркивает, что одинаково важно для украинской нации не только раскрыть преступления и обстоятельства вооруженной агрессии России против Украины, но и наказать виновных в совершении преступлений во время Революции достоинства.

«Это касается марионеточного режима Януковича во время Революции достоинства — „дело Майдана“ также нужно завершить и вынести справедливые решения, в том числе и в международных судах, в которых ранее звучали заявления об отсутствии доказательств для перехода к процедуре судебного процесса в рамках дел по событиям во время „Революции достоинства“», — подчеркивает Михаил Басараб.

во вторник, 14 ноября, отчет о действиях по предварительному расследованию конфликта на Украине. "Согласно поступившим сведениям, ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией", - сказано в документе. В тексте уточняется, что международный вооруженный конфликт начался "не позднее 26 февраля" 2014 года, в тот момент, когда Россия "задействовала личный состав своих вооруженных сил для получения контроля над частями территории Украины без согласия правительства Украины".

Контекст

По мнению МУС, право международных вооруженных конфликтов применимо и к ситуации, сложившейся после 18 марта 2014 года, когда было объявлено о включении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. "В той мере, в которой ситуация на территории Крыма и Севастополя будет равнозначна продолжающемуся состоянию оккупации", - уточняется в отчете. Суд подчеркивает, что в данном случае не требуется установления факта правомерности изначальной интервенции, которая повлекла за собой оккупацию.

Для целей Римского статута вооруженный конфликт может быть международным по своей сути, если одно или более государств частично или полностью оккупируют территорию другого государства, независимо от того, оказывается ли оккупации вооруженное сопротивление, подчеркивается в документе.

Референдум, проведенный Россией на территории украинского полуострова Крым 16 марта, был признан недействительным правительством Украины и большинством стран-членов Генеральной Ассамблеи ООН.

Международный уголовный суд в Гааге, как сообщается в европейских СМИ, приравнял присоединение Крыма к военным действиям. Страна-агрессор, понятное дело, мы с вами.

В отчете предварительного расследования прокурора МУС Фату Бенсуда, в частности говорится: «согласно поступившим сведениям, ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией. Данный международный вооруженный конфликт начался не позднее 26 февраля, когда Российская Федерация задействовала личный состав своих вооруженных сил для получения контроля над частями территории Украины без согласия правительства Украины».

В общем, понятно, что первый вопрос про данный «военный конфликт» у рядового обывателя: а где и когда там стреляли, взрывали и активно маршировали с проездом по центральным улицам военной техники? И можно ли в рамках данного «военного конфликта» обозначить хотя бы одно отдельное сражение? Ну, там битву за Севастополь, или осаду Коктебеля, или Ялтинский котёл?

Второй вопрос, который задаст обыватель, ну, хорошо, положим, в Крыму было великое военное противостояние, а что тогда происходит на Донбассе? И почему тогда в рамках «АТО», которое проводится с подачи властей Украины жертв уже, как в полноценном военном конфликте, но МУС не торопится давать свою оценку этой ситуации?

Впрочем, это обывательские вопросы. Куда интереснее юридические аспекты данного решения. Об этих нюансах написал глава холдинга «Правда.ру», Вадим Горшенин: «что интересно в этом контексте: расследование проводится по заявлению правительства Украины, которая до сих пор, как, впрочем, и Россия, не ратифицировали статут МУС. Более того, конституционный суд Украины признал статут Международного уголовного суда не соответствующим Конституции Украины.

Любопытно при этом, что нынешние власти Украины не собираются ратифицировать соглашение о присоединении этой бывшей республики СССР о МУС, ведь тогда он может инициировать и проводить расследование о военных преступлениях Киева на Донбассе.

Но о расследовании МУС, которое проводится в отношении стран, никак не подпадающих под его юрисдикцию, пишут сегодня европейские СМИ». А также вполне логично задает очевидный вопрос: «И скажите, чем как само расследование, так и сообщения о нем отличаются от ссылки на мнение "бабы Глаши"?».

С Россией, повторимся, всё понятно. В рамках текущей повестки данное политическое решение - вполне ожидаемо. И к подобным демонстративным жестам западных международных организаций мы привыкли. Нам от них, в общем-то ни холодно, ни жарко.

Но вот перед Украиной во всю ширь встаёт вопрос про «два стула», на одном из которых «колы точёны». Потому, что, дабы это решение имело хоть какой-то статус на самой Украине, им нужно признавать юрисдикцию МУС. Но если осуществить такой шаг, то дальше неизменно последуют вопросы по поводу уже реальных военных преступлений на Донбассе.

Про убийства мирных граждан, обстрелы школ, детских садов, жилых домов. И еще множество очень неприятных для официального Киева, да и для «прогрессивной европейской общественности» вопросов.

А если учесть мировую политическую повестку, в которой Дональду Трампу «смертельно надоел украинский вопрос», и который конструктивно разговаривает с Владимиром Путиным по телефону, то совсем нехорошо получается. Для Трампа решения МУС по Донбассу, а они обязаны будут последовать, станут отличным дополнительным поводом «забыть про Украину» раз и навсегда.

Потому, что на Донбассе ВСУ осуществляют форменный террор. Стоит напомнить, что в США есть правило «никаких переговоров с террористами». Понятно, что предыдущими администрациями Белого Дома и сотрудниками Госдепартамента оно нарушалось неоднократно. Но тут Америке будет выгодно это правило вспомнить и им воспользоваться по полной программе.

Что же касается решение МУС и самой Европы, даже без этого вердикта и отчета Фату Бенсуда, ряд восточноевропейских государств живут в состоянии перманентной паранойи от «потенциальной российской агрессии». Правда, простые граждане, в отличие от политиков в массе своей такой паранойе не доверяют.

Так что и здесь одним аргументом больше, одним меньше... Просто есть мнение, что очень скоро ряд европейских государств могут кардинально пересмотреть свою политику в отношении России вообще, и Крыма в частности.

И никакой МУС им в этом не помешает.

Прокурор Гаагского трибунала приравняла ситуацию в Крыму к "оккупации" и "военному конфликту"

Прокурор Международного уголовного суда (МУС) в Гааге Фату Бенсуда опубликовала отчет о действиях по предварительному расследованию ситуации на Украине, в котором произошедшее с Крымом называется "военным конфликтом" и "оккупацией". В нем также говорится, что российские власти, предположительно, поддерживают "антиправительственные элементы", то есть самопровозглашенные ДНР и ЛНР.

Отстранение четвертого президента Украины Виктора Януковича от власти не называется в отчете "антиконституционным" (такой версии придерживается российская сторона, в том числе и Владимир Путин). "Парламент Украины проголосовал за отставку президента Януковича, который в тот же день покинул страну, уехав в Российскую Федерацию", – утверждают в МУС (пункт 153).

"157. Принятие на себя управления Крымом Российской Федерацией в целом произошло без огневого боя. Российский военный персонал был использован для установления контроля над территорией, включая украинские военные базы и правительственные здания, и в середине марта правительство Украины начало отзыв воинских частей и подразделений, расположенных на крымских базах, на основную территорию страны.

158. Согласно поступившим сведениям, ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией. Данный международный вооруженный конфликт начался не позднее 26 февраля, когда Российская Федерация задействовала личный состав своих вооруженных сил для получения контроля над частями территории Украины без согласия правительства Украины. Право международных вооруженных конфликтов применимо и после 18 марта 2014 г. в той мере, в которой ситуация на территории Крыма и Севастополя будет равнозначна продолжающемуся состоянию оккупации. Установления факта правомерности изначальной интервенции, которая повлекла за собой оккупацию, не требуется. Для целей Римского статута вооруженный конфликт может быть международным по своей сути, если одно или более государств частично или полностью оккупируют территорию другого государства вне зависимости от того, сопровождается ли оккупация вооруженным сопротивлением".

159. Одновременно с событиями в Крыму антиправительственные протесты продолжились в других регионах Украины, прежде всего, на востоке страны. В течение апреля и мая 2014 г. участники антиправительственных протестов заняли правительственные здания в Харьковской, Донецкой и Луганской областях на востоке Украины. Сформировалась антиправительственная группа, называющая себя "Народное ополчение Донбаcса". Правоохранительные органы попытались восстановить контроль над зданиями, но эти попытки оказались неудачными, и здания были повторно захвачены антиправительственными элементами.

162. После проведенных 11 мая 2014 г. "референдумов", которые были признаны недействительными правительством Украины, представители самопровозглашенных "Донецкой и Луганской народных республик" сделали заявления, провозглашающие "независимость" от Украины. Помимо этого "ДНР" и "ЛНР" опубликовали воззвания с просьбой быть принятыми в состав Российской Федерации. "ДНР" и "ЛНР" остаются не признанными почти всеми государствами, включая Российскую Федерацию.

166. Далее на протяжении более двух лет на территории восточной Украины между войсками правительства Украины и антиправительственными элементами, предположительно поддерживаемыми Российской Федерацией, продолжились столкновения различной степени напряженности. Столкновения включают использование боевой техники обеими сторонами. Сообщалось о двух периодах особенно ожесточенных боев в Иловайске (Донецкая область) в конце августа 2014 г. и в Дебальцево (Донецк) в период с января по февраль 2015 г. Усилившаяся ожесточенность боев в течение указанных периодов связывается с предположительным притоком личного состава, транспортных средств и боевой техники из Российской Федерации с целью укрепления позиций вооруженных группировок".

170. Канцелярия Прокурора также рассматривает заявления о том, что Российская Федерация в целом осуществляла контроль над вооруженными группировками в восточной Украине, с целью установления, можно ли рассматривать этот вооруженный конфликт, который в прочих случаях считался бы немеждународным, как международный конфликт по своей природе. Существование единого международного вооруженного конфликта в восточной Украине повлекло бы за собой применение статей Римского статута, имеющих отношение к вооруженным конфликтам международного характера в течение соответствующего периода. При проведении анализа Канцелярия Прокурора должна установить, указывают ли имеющиеся сведения на поддержку российскими органами власти вооруженных группировок в форме поставок оборудования, персонала и финансирования, а также имело ли место с их стороны общее управление или помощь в планировании действий вооруженных группировок таким образом, что это указало бы на осуществление ими [российскими органами власти] действительного контроля над ними. В настоящий момент Канцелярией Прокурора проводится подробный фактический и правовой анализ имеющихся сведений, относящихся к данному вопросу.

173. Убийства и похищения: Как сообщается, с марта 2014 г. в связи с ситуацией в Крыму пропало как минимум 10 человек. В большинстве случаев было известно, что предполагаемые жертвы противостояли оккупации Крыма, и их похищения связывались с действиями военизированной группы «Крымская самооборона». Канцелярия Прокурора также анализирует два случая предполагаемых похищений и убийств активистов-представителей Крымских татар в марте и сентябре 2014 г.

178. Убийства: Согласно информации Верховного Комиссара по правам человека ООН, с начала конфликта погибло около 9 578 человек и ранено 22 236 человек, включая служащих вооруженных сил, членов военных группировок и мирных жителей. В период с апреля 2014 г. по июнь 2016 г. в зонах боевых действий погибло до 2 000 мирных жителей, в основном (85-90%) в результате артиллерийского обстрела населенных пунктов как в зонах, контролируемых правительством, так и на территориях под контролем военных группировок. Получены сообщения о других инцидентах, включая предположительные убийства или ранения мирных жителей огнестрельным оружием, приписываемые как военным силам, поддерживающим правительство, так и вооруженным группировкам. Также предполагается, что имел место ряд казней без суда вышедших из строя лиц из числа украинских военнослужащих и членов вооруженных группировок".


16 ноября, 13:20 Сегодня, 16 ноября, Россия отказалась от соглашения по Международному уголовному суду (МУС) в Гааге, такое распоряжение подписал президент РФ Владимир Путин. Оно опубликовано на официальном портале правовой информации. В документе сказано:
"1. Принять предложение Минюста России, согласованное с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации, о направлении Генеральному секретарю ООН уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда, принятого Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН в г.Риме 17 июля 1998 г. и подписанного от имени Российской Федерации 13 сентября 2000 г.

2. МИДу России направить Генеральному секретарю ООН соответствующее уведомление.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания".


В сентябре 2000 года Россия подписала Римский статут, но не стала его ратифицировать, таким образом она не стала государством-участником МУС. Россия сотрудничала с МУС качестве наблюдателя.

16 ноября, 14:36 Международный уголовный суд (МУС) не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым органом международного правосудия, заявили в МИД РФ :

"Россия последовательно выступает за привлечение к ответственности лиц, виновных в наиболее тяжких международных преступлениях. Наша страна стояла у истоков создания Нюрнбергского и Токийского трибуналов, участвовала в разработке основополагающих документов по борьбе с такими тяжкими международными преступлениями как геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Именно по этим принципиальным причинам Россия голосовала за принятие Римского статута и подписала его 13 сентября 2000 года.

С МУС – первым постоянно действующим органом международной уголовной юстиции – были тесно связаны ожидания международного сообщества в деле борьбы с безнаказанностью в контексте общих усилий по поддержанию международного мира и безопасности, урегулированию существующих конфликтов и предотвращению новых очагов напряженности.

К сожалению, Суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия. В принципиальном плане на различных площадках, в том числе в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН, отмечалась неэффективная и однобокая работа Суда в рамках расследуемых им дел. Показателен факт – за 14 лет своей работы МУС вынес всего 4 приговора, израсходовав при этом более 1 млрд. долларов.

Понятен в этой связи демарш Африканского Союза, который принял решение о разработке мер по скоординированному выходу из Римского статута государств африканского континента. В некоторых государствах- участниках такие процедуры уже осуществляются.

Россию не может не беспокоить и отношение МУС к событиям августа 2008 года. Нападение режима М.Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих. Эвентуальное же расследование действий и приказов грузинских должностных лиц целенаправленно отдано на усмотрение грузинского правосудия и остается вне фокуса внимания прокуратуры МУС. Подобный разворот говорит сам за себя. В таких условиях вряд ли можно говорить о доверии к Международному уголовному суду.

Принятое Российской Федерацией решение не стать участником Статута МУС, или, иными словами, отозвать подпись под этим документом, влечет правовые последствия, предусмотренные Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года".

Мы создали чат в Telegram для оперативного обмена новостями. Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте её скорее сюда: