Частная бизнес школа. Бизнес план по открытию частной школы

Понятие «частная школа» часто ассоциируется с элитным заведением, где царит строжайшая дисциплина, учебная программа усложнена до предела, а воспитанники не могут выкроить ни часа свободного времени, чтобы отдохнуть от уроков. На самом деле же НОУ (негосударственное общеобразовательное заведение) – это не обязательно полоса препятствий, преодолев которую ученики смогут легко поступить хоть в Оксфорд.

80% частных школ представлено школами среднего сегмента, ещё 5% – национальными и религиозными заведениями и всего 15% – элитными центрами. Но, конечно же, родители каждого ученика, занимающегося в негосударственном учреждении, готовы платить большие деньги, – именно поэтому многие предприниматели хотят узнать, как открыть частную школу.

В чем особенности дела

Стоит оговориться сразу: содержание собственного общеобразовательного заведения – это не столько бизнес, сколько возможность экспериментировать с системами обучения (методы Монтессори, Амонашвили, Нилла и др.), трудиться на благо детей и сделать мир лучше. Большая часть вырученных денег сразу же уходит на зарплату преподавателям, разработку учебных программ и покрытие текущих расходов. Частную школу невозможно оформить как ЗАО и открыть накопительный счёт для прибыли или торговать акциями.

Сколько придётся вложить

Как можно догадаться, открытие частной школы требует огромных вложений: только первоначальные расходы составят порядка 26 000 000 рублей. В эту сумму входят:

  • покупка и благоустройство здания;
  • работы на прилежащей территории;
  • приобретение оборудования;
  • закупка и установка мебели;
  • оформление документации.

Ещё не менее 7 500 000 рублей в первый год стоит заложить на текущие нужды, такие, как:

  • зарплата преподавателям;
  • оплата работы других сотрудников (уборщица, охранник и прочие);
  • обслуживание здания;
  • непредвиденные расходы.

При успешной работе общеобразовательного заведения начинание окупится через пять лет. Однако это произойдёт только в том случае, если вы заручитесь поддержкой спонсоров, в том числе и государства: доход частной школы – это на 80% родительские взносы, а на 20% – помощь инвесторов. Если ещё 10-15 лет назад частные школы и вовсе не вызывали доверия у чиновничества, то теперь могут рассчитывать на гранты.

Успешность школы у родителей и спонсоров во многом зависит от учебного плана и имиджа НОУ: вы можете выбрать одну из множества нетрадиционных образовательных систем, открыть нестандартные секции – клуб юных циркачей, кружок будущих дизайнеров одежды, студию фотографии или мультипликации – или же сделать акцент на дополнительных возможностях и оформлении. Например, установите в школе мини-планетарий!

Альтернативным источником дохода могут стать платные подготовительные курсы при НОУ – например, занятия для дошкольников.

Итак, вас не страшат масштабы начинания и вам не терпится узнать, как открыть частную школу в России? Давайте разбираться, о чём надо позаботиться в первую очередь.

Помещение

Если вы планируете открыть школу, определитесь сразу, будете ли вы выкупать здание или только снимать. В последнем случае вас ждёт много подводных камней, так как аренда помещения под школу – это:

  • дорого: в 2006 году отменили льготную ставку, из-за чего цены на обучение детей в НОУ выросли на 30–40%;
  • ненадёжно: если какому-либо влиятельному лицу понадобится здание, вашу школу могут быстро выгнать на улицу, а найти нового арендодателя за считаные дни практически нереально;
  • нестабильно: мало кто согласен заключить с вами договор аренды на срок более 10 лет.

Выбирая здание, обращайте внимание на помещения, ранее принадлежавшие детским садам: таких вариантов в спальных районах больших городов найдётся немало, а их доработка займёт минимум времени и денег. Но не забывайте, что у школы должна быть своя зелёная территория, а также парковка: состоятельные родители наверняка подвозят детей до школы на автомобилях.

Общая площадь новой школы составит примерно 1,5–2,5 тыс. м. 2 , и желательно подбирать здание так, чтобы рядом находилось много домов, а к НОУ можно было удобно подъехать. Идеальный вариант – школа поблизости от элитного жилого комплекса.

Однако каким удачным бы ни был ваш выбор, перед тем, как открыть школу, помещение обязательно должно быть предъявлено для осмотра сотрудникам санитарной и пожарной службы.

Профиль школы

Частные общеобразовательные учреждения могут получить один из общепринятых профилей (школы с углублённым изучением иностранного языка – итальянская, английская), а могут сделать ставку на дополнительные услуги и образовательные модули. Так, в Москве успешно функционируют юридические и художественные НОУ.

Ещё один любопытный вариант – школы здоровья: такие заведения размещаются за МКАД на территории пансионов. За их услуги родители готовы платить 25–80 000 рублей в месяц вместо обычных 15 000. Открываете школу здоровья в небольшом городе и не хотите переезжать на лоно природы? Оформите современный тренажёрный зал, постройте бассейн или корт, предоставьте школьникам самую здоровую и полезную пищу.

Документация

Перед тем как открыть школу, вам нужно будет не только получить разрешения санитарной и пожарной служб, но и пройти три важнейших этапа – лицензирование, аккредитацию и аттестацию.

Лицензирование

организации озаботятся тем, какое образование вы будете давать детям – качественное или не вполне. В Департаменте образования города Москвы, а также в региональных подразделениях можно получить всю необходимую информацию. Специально обученные люди проверят, утверждена ли ваша образовательная программа, оборудована ли будущая школа всем необходимым инвентарём, сможете ли вы обеспечить всех школьников едой. Кстати: для медицинского кабинета нужна отдельная лицензия, только если он не связан с какой-либо клиникой.

Аккредитация

Эта процедура, будучи пройденной успешно, позволит вам выдавать выпускникам аттестаты. В принципе, прохождение аккредитации необязательно: вы можете эффективно работать, а под конец года направлять школьников на сдачу экзаменов в другие образовательные учреждения. Но много ли родителей захочет отдать в такую школу своего ребёнка? Поэтому лучше озаботиться тем, чтобы раз в шесть лет ваше заведение проходило аккредитацию.

Аттестация

Каждые пять лет в ваше общеобразовательное учреждение будут наведываться уполномоченные сотрудники, чтобы проверить, можно ли ваших преподавателей назвать квалифицированными работниками. Процедура не затронет тех, кто работает на своём месте менее двух лет, и сотрудников, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком. Но это не значит, что им не придётся проходить аттестацию позже, – порядок должен быть во всём!

В заключение

Если вы чувствуете в себе силы и решимость открыть частную школу – дерзайте! Несмотря на то что с каждым годом количество подобных заведений всё растёт (в Москве их уже около 220), этот вид деятельности востребован и перспективен. Несите в мир добро и знания – и вы никогда не пожалеете о своём выборе.

Частная школа: Видео

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Лола Шурыгина

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.


Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.


Фото: Владислав Шатило / РБК

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».


Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.


Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

Организация частного учебного заведения – это бизнес, который имеет много сложностей. Чтобы открыть частную школу, нужно пройти много трудных этапов, подготовить массу документов и позаботиться о различных нюансах. Но если все сделать правильно, результат не заставит себя долго ждать.

Что нужно, чтобы открыть частную школу?

Заниматься этим бизнесом стоит лишь тому, кто хорошо понимает, что такое частная школа – учреждение, которое предоставляет образовательные услуги в соответствии с госстандартами, но при этом может иметь и ряд уникальных курсов. Все это предлагается за плату. При этом частное учебное заведение обычно невелико (150 -200 человек), в классах обучается до 15 школьников, а работать оно может не положенные 8 часов в сутки, а гораздо более (например, с 8:00 до 21:00). Также в такой школе обязательно есть хорошо развитая инфраструктура – хороший спортзал, бассейн, компьютерные классы и т.д. Если требуется открыть частную музыкальную школу, то в ней должны представлены современные и качественные музыкальные инструменты и классы с отличным оснащением для осваивания различных навыков.

Кроме того, частная школа – это всегда наличие высококвалифицированного персонала, который преподает по особым методикам. При этом в программе должно быть не только обучение определенным предметам, но и воспитание в учащихся коммуникабельности, деловой активности, лидерства и других качеств, важных в современном мире. Так, можно открыть частную школу, в которой будут преподаваться основы бизнеса, иностранные языки, юриспруденция, театральное мастерство, лингвистика и т.д.

И, конечно же, частная школа должна предлагать своим учащимся услуги питания (иногда это даже полный пансион), организацию досуга. Выпускники же должны иметь возможность сдавать ЕГЭ на базе своего учебного заведения и поступать в вузы без лишних сложностей.

Чтобы наладить такую работу, нужны не только документы для открытия частной школы, но и полное соответствие работы заведения существующей нормативной базе – закону об образовании, Постановлению правительства о предоставлении платных образовательных услуг, Приказу о порядке аттестации учителей, Типовому положению об общеобразовательном учреждении. Также нужно будет добиться соответствия всем правилам, установленным санстанцией, пожарной инспекцией, СанПиН и т.д.

Все это должно утверждаться соответствующими документами, и среди них можно выделить:

  1. Свидетельство о регистрации некоммерческой организации (частные школы не могут быть коммерческими). Также открыть частную школу может и ИП – предприниматель может работать сам или с помощью привлеченного персонала. Налогообложение в любом случае можно выбрать упрощенное.
  2. Лицензию на ведение образовательной деятельности – она подтвердит, что школа соответствует всем нормативным требованиям
  3. Аккредитацию (проходится добровольно) и позволяет определить статус учреждения, дает ему право выдавать аттестаты государственного образца

Аккредитация выдается только через пять лет после начала работы школы, и при ее появлении учреждение получает право на получение государственной финансовой помощи.


Выгодно ли частное образование?

Принято считать, что частные школы – это источник огромной прибыли. Отчасти так и есть, ведь учащиеся платят за свою учебу подчас около 30-50 тыс. рублей в месяц (самые «дешевые» школы требуют 15 тыс. рублей ежемесячно). Более того, есть еще и вступительный взнос для родителей, который может составлять от 50 до 700 тыс. рублей (зависит от школы, ее расположения, особенностей работы и т.д.). Однако большая часть этих средств будет тратиться на зарплату учителям, текущие расходы, закупку нового оборудование и вообще все то, что нужно, чтобы открыть частную школу и поддерживать ее работу на заданном уровне.

Основные расходы, в целом, таковы:

  • 15-20 тыс. рублей – на получение лицензии
  • 85 тыс. – на коммунальные платежи
  • 80-90 тыс. – на питание учащихся
  • 600-700 тыс. – на заработную плату учителям и обновление учебной базы
  • 1 млн – на закупку оборудования для школы, приобретение мебели

При определенной экономии в последнюю сумму можно будет также включить ремонт помещения (после него понадобятся документы для открытия частной школы, выдаваемые санстанцией, пожарной инспекцией, муниципальными властями). Аренда же здания под школу будет стоить от 200 тыс. рублей в месяц – обычно учебным заведениям предлагаются скидки. Новое здание потребует вложений в строительство на уровне от 7-8 млн рублей. Если же требуется открыть частную музыкальную школу, еще около 1 млн нужно будет потратить на инструменты и различную технику. Аналогичные траты потребуются на создание мощной спортивной секции, научных лабораторий, мини-театра при школе и т.д.

Таким образом, изначально предпринимателю следует иметь минимум 1-1,5 млн рублей при наличии помещения под аренду или 9 млн, если его нет. Остальные расходы уже можно будет брать с платы за образование: при наличии 150 учащихся и минимальной плате в 15 тыс. рублей ежемесячный доход будет составлять 2,2 млн рублей. Более того, вступительные взносы в сумме 50 тыс. рублей от 150 дадут еще 7,5 млн. Это позволит окупить первоначальные инвестиции быстро, однако следует помнить: большого количества учеников в первые месяцы работы добиться очень трудно. Обычно для того, чтобы открыть частную школу, нужно набрать до 30-50 учащихся, а значит и первые доходы будут минимальными. Кроме того, родители могут отказаться платить взносы в первый же месяц, желая вначале ознакомиться с уровнем образования.

Учитывая это, на полную безубыточность зачастую можно будет выйти лишь к моменту получения аккредитации – то есть через 5 лет после открытия. Однако этого времени будет достаточно для того, чтобы частная школа хорошо себя зарекомендовала и имела полное право увеличить расценки на свои услуги.

Шаги

Часть 1

Подготовка учебного плана

    Создайте образ захватывающего обучения. Представление того, что вы хотите получить, должно быть максимально полным. Это поможет вам как в начале, так и в дальнейшем развитии школы для решения текущих и долгосрочных проблем. Представьте свою школу и дайте ответы на следующие вопросы:

    • Какой тип образования она предлагает?
    • Кого вы нацелены обслуживать?
    • Что будет изюминкой вашей школы, отличающей ее от других школ?
    • Какой уровень социальной и академической подготовки получат ваши ученики?
    • Какой должна стать ваша школа через 5, 25 и 100 лет?
  1. Напишите учебный план. Подготовка учебного плана требует ответа на все практические вопросы, относящиеся к организации и деятельности школы. Это относится как к ежедневному расписанию всех процедур учебного процесса, так и к описанию целей обучения, которые будут достигнуты в вашей школе. Цели должны включать как общие задачи, так и последовательность шагов для их достижения. В полноценном учебном плане должны присутствовать ответы на следующие вопросы:

    • Повседневные операции
      • Продолжительность занятий?
      • Сколько уроков в день?
      • Время начала и завершения уроков?
      • Организация питания?
      • График работы учителей?
    • Оценка обучения
      • Что нужно вашим студентам?
      • Что является целью обучения студентов?
      • Какие критерии будут использоваться, чтобы оценить обучение?
      • Как будут проверяться знания студентов?
      • Что включает в себя окончание учебного заведения?
  2. Сформулируйте учебную концепцию для педагогов. Опишите педагогическую методику, которую учителя вашей школы должны понимать, использовать и развивать на своих занятиях. Будет ли ваша школа перегружена тестами и проверками знаний? Будет ли упор на письме? Будут ли в основе обучения дискуссии? Также опишите критерии, которым должны соответствовать педагоги, чтобы стать учителями в вашей школе, и педагогические методы, которые должны использоваться во время уроков.

    Утвердите свой учебный план. Чтобы получить государственное финансирование, вам необходимо пройти сертификацию. Для этого нужно пройти проверку учредительных документов и утвердить учебный план в региональном департаменте образования. Иногда эта процедура занимает много времени, но если вы тщательно спланировали и выполнили все необходимые шаги, никаких затруднений не должно возникнуть. Свяжитесь с местным управлением образования, чтобы получить всю необходимую информацию: как такая проверка выполняется, какие документы нужно предоставить и к чему следует подготовиться.

    Подумайте о создании религиозной школы, школы. Если в вашей школе планируется использовать определенную идеологию или педагогическую концепцию, свяжитесь с соответствующей организацией, чтобы получить поддержку и инструкции по поводу организации обучения. Для этого может потребоваться официальное присоединение к данной организации.

    Зарегистрируйтесь, как не прибыльная организация, чтобы получить доступ к грантам, дотациям и другим источникам финансирования. Обычно такие институты не сотрудничают с прибыльными организациями. Чтобы получить статус не прибыльной организации, ваша школа должна организоваться и действовать сугубо для реализации религиозных, научных, просветительных и других благотворительных целей. Также должны выполняться следующие требования:

    • Чистая прибыль не может направляться в пользу какого-то частного лица или акционера.
    • В основе деятельности школы не должно быть попыток повлиять на законодательство или вмешиваться в политические кампании.
    • Деятельность и задачи учреждения должны быть законными и не должны противоречить официальной государственной политике (по крайней мере, ее основным положениям).
  3. Получите идентификационный код. Если вы открываете школу в США, вам нужно получить номер EIN – это аналог индивидуального налогового номера (ИНН), который выдается как частным лицам, так и организациям, которые выплачивают зарплату своим сотрудникам. Посетите сайт налоговой службы или зайдите в ближайший офис.

Часть 3

Открытие школы
  1. Обеспечьте финансирование вашей школы. Финансирование зависит от выбранной концепции. Вы можете взимать плату за обучение, работать на грантах, получать государственное финансирование или использовать другие способы для привлечения средств. В любом случае, сначала нужно собрать максимально возможные средства, чтобы этого хватило для открытия и финансирования первого года работы вашего амбициозного проекта.

    • Подайте заявки на получение грантов на реализацию своей концепции.

Многим из нас приходится сталкиваться с проблемой выбора школы для наших детей. Часто родителям приходится переводить ребенка из одной школы в другую. Причинами этому могут служить: вымогательство денег якобы на нужды школы, конфликты с директором и всё возрастающие случаи рукоприкладства учителей. В связи с этим в голову невольно приходит мысль о частной школе, однако нет полной уверенности в том, что там ребенок все таки сможет получить достойное образование, да и цена кусается (около $10 000 в год)…

Какую же школу выбрать: частную или государственную? Согласно результатам исследования Topschools (компании Begin Group) среди тех, кто сделал выбор в пользу частной школы, 67% считают, что поступили правильно, однако 42% сочли свой опыт неудачным. Вокруг негосударственного образования ходит множество слухов, и те, кто никогда не сталкивался с частными школами, относятся к ним с недоверием. Что же на самом деле представляет собой российская частная школа и как она работает? И можно ли назвать это бизнесом?

Первые частные школы начали создаваться в Москве в начале 90-х годов и имели форму кооперативов. После того как в 1992 году был принят закон «Об образовании» за этими учреждениями закрепился официальный статус НОУ (негосударственного образовательного учреждения).

В соответствии с законодательством НОУ - это некоммерческие предприятия. Следовательно, для них существуют определенные ограничения по части хозяйственной деятельности и распределения прибыли. К статьям дохода частной школы можно отнести вступительные и ежемесячные взносы, помощь спонсоров, государственные дотации, а также гранты.

Многие эксперты утверждают, что частную школу сложно назвать бизнесом.

Очень часто люди открывают частную школу, но отнюдь не для получения прибыли, а для того чтобы там получали образование их собственные дети. Также есть компании, такие как «Газпром», например, которые открывают школы для детей своих работников, при этом, не требуя от них сверхдохода, и даже субсидируя их.

Государственная поддержка необходима этому «бизнесу» как воздух, без нее он бы просто не смог выжить. Арендная плата, по которой школе предоставляются помещения, намного ниже рыночной. Раньше, правда, материальная поддержка была нестабильной, но не так давно в Москве ввели нормативы для финансирования негосударственных школ. Теперь, зная количество учеников, можно с точностью до копейки просчитать объем выделяемых средств.

До недавнего времени частные школы имели немалые налоговые льготы. Но вышли поправки к закону «Об образованию» и новый Налоговый кодекс, что лишило НОУ основных налоговых привилегий. Теперь она должны платить налог прибыль (если она образуется), землю и имущество – также как, например, нефтяные компании и банки. Радует только то, что частные школы освобождены от уплаты НДС.

НОУ получают государственную поддержку, но нельзя сказать, что большую заботу. В последнее время чиновники хотя бы привыкли к существованию частных школ, тогда как раньше у них это часто вызывало шок.

«Ветераны» школьного бизнеса, работающие на рынке частного школьного образования по 10-15 лет, как правило, имеют помещение в собственности. Это позволяет им существенно развивать «матчасть» и дает некоторые гарантии стабильности. Вкладывать деньги в ремонт арендованного помещения можно, если срок аренды не менее 10 лет, в противном случае этого делать не стоит. Однако в настоящее время редко кто из арендодателей готов заключить договор на такой длительный срок.

Нелегко сейчас приходится школам, снимающим помещение. Есть случаи, когда школы самым наглым образом «выкидывали» из арендуемого здания, при чем еще до срока истечения договора.

Отсутствие прав собственности на помещение является одним из основных ограничений для этого вида деятельности. Даже те школы, которым относительно повезло со сроком аренды, жалуются на ощущение нестабильности.

Если властям вдруг требуются помещения бывших детских садов, то выпроваживают прежде всего частные школы. К тому же, отмененная в 2006 году льготная ставка аренды сильно ударила по НОУ. А цены на образование в частных школах сразу подскочили на 30-40 %.

Число частных школ в Москве из года в год остается стабильным. Это связано с тем, что какие-то школы закрываются, другие наоборот начинают работать. Рынок частного школьного образования в Москве, по мнению многих, еще не насыщен, но этот бизнес пока мало кого привлекает.

И дело тут даже не столько в сложности получения лицензии, сколько в выборе помещения, подходящего для нужд образования. Для получения лицензии, нужно чтобы оно соответствовало всем требованиям Роспотребнадзора, пожарной безопасности и условиям лицензирования, утвержденным, кстати, еще в 1993 году.

Хотя сами условия получения лицензии лишены каких-либо придирок, утверждают эксперты.

Важно отметить, что плата за обучение, устанавливаемая школами, не берется с потолка.

Здесь правят законы рынка. В одной школе плата может составлять $500 в месяц, в другой — $2000, и это не обязательно говорит о большой разнице в качестве образования. Однако существует у цены и предел, ниже которого достойное образование получить уже невозможно. Ведь не станут хорошие преподаватели работать за идею бесплатно. Кстати, именно заработная плата может стать критерием при определении качества образования в школе.

Какова же минимальная стоимость обучения в частной школе в Москве, без потери качества знаний? Эксперты называют сумму в 15 тысяч рублей в месяц.

Свои требования специфика образования предъявляет и к школьным управленцам. Директор все время находится между двух огней. Для того чтобы иметь право выдачи аттестата государственного образца, нужно соответствовать государственным стандартам. Родители в свою очередь требуют совершенно другого: побольше английского, драмы, экономики, компьютерных навыков. Приходится угождать и тем и другим, тщательно продумывая программу. Деятельность частных школ зависит от спроса, но рынок требует одного, а министерство другого. Вот и приходится быть гибкими при принятии решений.

Частная школа требует и высокого качества преподавания. Найти квалифицированных специалистов достаточно сложно. Причем высокая зарплата – не универсальное средство, хотя в некоторых случаях и помогает. Учителя в НОУ гораздо ближе к родителям и их детям, этому способствуют постоянные встречи, на которых объясняется куда тратятся взносы: ежемесячные и вступительные (их величина колеблется от 30-ти до 60-ти тыс. руб.)

Руководителем школы может стать как директор-педагог, так и не педагог. Что лучше до сих пор неизвестно. Директор обязательно должен быть еще и коммуникатором, маркетологом, предпринимателем и даже отчасти политиком. Для эффективного функционирования образовательного учреждения нужны инвестиции. Но только педагог понимает, какие это должны быть инвестиции. Менеджер, целью которого является только финансовая отдача и снижение издержек, успехов не добьется, а скорее даже наоборот. Родители готовы платить за что то существенное, и это не только бытовые услуги и хорошая еда, но и успехи в учебе. А это обеспечить намного сложнее, чем четырехразовое питание.

Однако бывает и наоборот. У педагогов есть множество первоклассных идей, но… они просто не умеют зарабатывать деньги и менеджеры из них неважные. В этом случае школа тоже обречена на закрытие. Таким образом, успешный руководитель – это тот, кто готов вкладывать и умеет зарабатывать.

Каждый год школам приходится сдавать своеобразные экзамены родителям учеников. Существует конкуренция между школами за выгодного клиента. Приходится выстраивать перед родителями определенный образ: победы на конкурсах и фестивалях, участие в олимпиадах, количество медалей, высокотехнологичное оборудование, благоустройство территории. Многие школы имеют бассейны, спортивные залы, трех-пяти-разовое питание и даже театры и корты. Родители также стремятся оградить своих чад от влияния дурной компании. Поэтому многие школы смотрят не только на состоятельность, но и на адекватность детей и их родителей.

Родители же выбирают школу по следующим критериям:

Репутация школы (57%)

Квалификация педагогов (55%)

Близость к дому (43%)