Стратегические ориентиры развития. Стратегия бизнеса – ключи к Стратегическим Ориентирам

Вопрос 51. Политическое устройство фашистского государства в Италии.

Заручившись поддержкой крупных промышленников, Ватика­на и королевской семьи, 27 октября 1922 г. Муссолини отдал при­каз о так называемом «походе на Рим». 25 тыс чернорубашечников с четырех сторон начали скоординированный марш на Рим, и 30 ок­тября вооруженные колоны, не встретив сопротивления, вступи­ли в Рим. Король пригласил Муссолини в правительственную резиденцию - Квиринальский дворец, и предложил ему пост гла­вы правительства. Так Италия стала первой страной, где фашисты пришли к власти.

Причины прихода фашизма к власти:

    Фашизм обладал широкой политической и материальной поддержкой правящего класса. Фашисты беспрепятственно добывали оружие, автотранспорт, пользовались помещениями казарм.

    Попустительство полиции, руководствовавшейся декретом министра юстиции о неприкосновенности лиц, «нарушивших закон во имя блага нации».

    Раскол между рабочими партиями ИСП и КПИ.

В октябре 1922 г. итальянские фашисты получили часть испол­нительной власти в лице премьер-министра Муссолини и несколь­ких министерских постов в коалиционном правительстве. В декабре был создан Большой фашистский совет , ставший высшим орга­ном фашистской партии. С этого времени и до 1926 г. происходила консолидация фашистского режима, состоявшая в постепенном овладении фашистами всей полнотой законодательной и исполни­тельной власти и завершившаяся установлением фашистской дик­татуры, сочетавшей в себе черты тоталитаризма и авторитаризма.

Важное значение в консолидации фашистского режима имели парламентские выборы 1924 г., проходившие на основе нового ма­жоритарного избирательного закона в обстановке террора и фаль­сификаций. Большинство голосов получили фашисты. Депутаты оппозиционных партий на заседаниях вновь избранного парламента выступили с разоблачением избирательных махинаций фашистов. Особое мужество проявил при этом депутат от Социалистической партии Джакомо Маттеотти , за что. и пал от рук наемных убийц. Убийство Маттеотти в июне 1924 г. привело к так называемому «кризису Маттеотти» , когда оппозици­онные депутаты в знак протеста покинули стены парламента, обра­зовав «Комитет оппозиционных партий» («Авентинский блок»), потребовавший от короля роспуска фашистского парламента и от­ставки Муссолини. Кроме этого требования, «Авентинский блок» на предложение компартии объявить себя народным парламентом и взять власть в свои руки ответил отказом. Коммунисты вернулись в парламент, «Авентинский блок» бездействовал, и в начале 1925 г. Муссолини разогнал его. «КризисМаттеотти» ускорил ликвидацию италь­янского либерального государства и установление диктатуры.

В течение 1925 г. издаются законы, согласно которым состав правительства становится полностью фашистским . Муссолини на­значается премьер-министром не парламентом, а королем, и осво­бождается от ответственности перед парламентом. В 1926 г. после неудачного покушения на Муссолини чрезвычайные законы наде­ляют его диктаторскими полномочиями: правительство получает право издавать законы в обход парламента и становится централь­ным органом законодательной и исполнительной власти; распус­каются все нефашистские политические партии и профсоюзы; вво­дится ссылка без суда и следствия и восстанавливается смертная казнь над врагами государства. В следующем, 1927 г. Большой фа­шистский совет принимает закон о регулировании трудовых отно­шений - «Хартию Tpyдa», которая провозглашает создание корпо­ративного государства и объявляет стачки и другие формы борь­бы пролетариата уголовным преступлением. В 1929 г. Муссолини подписывает с римским папой «Латеранский конкордат» согла­шение о взаимном признании Ватикана и Италии суверенными государствами. Церковь сохраняет влияние на область семейного законодательства и школьное образование, а итальянское прави­тельство выплачивает папе римскому крупные денежные суммы (в качестве компенсации за отказ от притязаний на Рим).

В Италии формируется культ вождя (дуче) и развязывается Tepрор. Ряд партий (пополари, либералы) объявляют о самороспуске, другие (коммунисты, социалисты) переходят на нелегальное поло­жение либо эмигрируют. Создается Особый трибунал и тайная по­литическая полиция. Тысячи антифашистов отправлены в тюрь­мы, высланы в лагеря. Генсек КПИ Антонио Грамши арестован и спустя 10 лет умирает в заключении; оставив «Тюремные тетра­ди» - блестящий образец анализа фашизма. Но в целом масштабы террора Муссолини не приобрели таких чудовищных размеров, как в нацистской Германии.

В период с 1930 по 1934 г. в Италии установилась корпоративная система, охватившая все население. Во имя «общих национальных интересов» соответственно основным отраслям экономики были coзданы 22 корпорации, объединявшие в своих рядах предпринимате­лей, профсоюзы и всех трудящихся. Корпорации определяли условия труда и регулировали отношения между предпринимателями и рабочими: так, они восстановили отмененный в 1923т. 8-часовой рабочий день и ввели 40-часовую рабочую неделю. Введение корпо­ративной системы стало специфической формой усиления государ­ственного контроля над всей экономической жизнью Италии и государственного регулирования трудовых отношений (ГРТО).

Средства массовой информации и все виды культурной деятельности находились под контролем Министерства по делам печати и пропаганды, а с 1937 г. – Министерства народной культуры. В университетах для профессоров была введена присяга на верность режиму, а затем и обязательное членство в фашисткой партии. Вся деятельность школы была ориентирована на воспитание «гражданина-фашиста».

Экономическая политика Муссолини базировалась на идее силь­ного «государства-вождя», способного к ускоренной модернизации традиционных экономических укладов путем сращивания монопо­лий с государственным аппаратом и создания ГМК Муссолини до­бивался автаркии - самообеспечения и экономической независимо­сти Италии. С этой целью проводилась отраслевая и техническая реорганизация экономики, вводился строгий контроль над производством и финансами, регулирование потребления, милитаризация. Принудительное картелирование усилило крупные монополистичес­кие группы в базовых отраслях экономики. Путем прямого много­стороннего вмешательства в экономику итальянское фашистско-кор­поративное государство сумело обеспечить ускорение темпов раз­вития страны. В 1938 г. Муссолини издает расовые законы, а в начале 1939 г. распускает Палату депутатов и учреждает вместо нее Палату фаший и корпораций, состоявшую из членов Большого фашистско­го совета и Национального совета корпораций.

Итальянский фашизм, как специфическая тоталитарная дикта­тура, имел черты и тоталитаризма, и авторитарности. Его центра лизованная идеологическая система базировалась на фундаменте национализма, дополненного идеями католицизма, традиционализ­ма, социализма. Один из главных идеологических принципов «Be­личие нации», стремящейся к возвращению утраченного, подразу­мевал воссоздание «Священной Римской Империи», в том числе цивилизаторскую миссию Италии в Африке и еще шире - истори­ческую миссию итальянского фашизма «оздоровить» больную Ев­ропу, искоренив в ней пороки демократии и азиатского большевизма. Идеологический лексикон включал такие простые, яркие и по­нятные «человеку массы» понятия, как «Hapoд», «нация», «семья», «Bepa», «общий вpaг», «вождь». Важную роль играла идея дуче (во­енный вождь) - непогрешимого и всемогущего руководителя на­ции. Эта идея легла в фундамент вождизма. Под влиянием нацист­ской Германии в Италию проникли расовые идеи, которые на итальянской почве трансформировались в идею о «чистой италь­янской pace» как арийской и потому превосходящей другие, неарийские нации. Однако такого чудовищного размаха, как в Германии, итальянский расизм не получил.

Политическая организация режима Муссолини, согласно пунк­ту программы партии о «тоталитарном гocyдapстве, распростра­нила государственный контроль на все стороны жизни общества. Прочность власти дуче определял ась его уме­нием сохранять баланс между такими политическими института­ми, как армия, бюрократия, церковь и фашистская партия. На стра­же интересов вождя стояла государственная система террора, ра­ботавшая для «очищения»общества от оппозиционных ему лиц.

Внешняя политика итальянского фашизма в 20-е гг. еще не приобрела откровенной агрессивности, ряд внешнеполитических шагов Муссолини отличался осторожностью. Попытка оккупиро­вать остров Корфу провалилась, зато в 1924 г. Италия наконец получила порт Фиуме. Англо-итальянское соглашение 1926 г. перераспределило сферы влияния в Абиссинии (Эфиопии) в пользу Италии. Дипломатические отношения с СССР были установлены в начале 1924 г. Внешняя политика 30-х гг. характе­ризовалась борьбой за национальное «расширение» и усилившей­ся агрессивностью. Среди конкретных акций можно выделить захват Эфиопии (1935), интервенцию в Испании (1936-1939), выход из Лиги наций и подписание Антикоминтерновского пакта (1937), участие в Мюнхенской конференции (1938), оккупацию Албании (1939), подписание «Стального пакта» о военном и политическом союзе с фашистской Германией.

Бенито Муссолини: политический портрет, путь к лидерству.

Муссолини - (1883–1945), премьер-министр Италии. Родился 29 июля 1883 в Предаппио. Вступил в ряды Социалистической партии, был главным редактором ее центрального органа – газеты «Аванти!». По образованию учитель начальных классов. Работал редактором и литератором, любил играть на скрипке. Отстаивал нейтралитет Италии в Первой мировой войне . За призыв вступить в войну на стороне Антанты в ноябре 1914 был исключен из Социалистической партии и снят с поста редактора. Спустя месяц основал собственную газету «Пополо д"Италиа» . Цели Муссолини определялись неуемным честолюбием, стремлением к самоутверждению и власти над людьми. Во имя этого он мог резко менять политические позиции. На малоискушенную аудиторию безотказно действовали его грозно звучащие революционные фразы, грубая лексика, специфические жесты и другие приемы. Газета «Пополо д"Италиа» была рупором его идей. Например, в статье «Долой парламент!» он призывал покончить с ним как с «чумной язвой», расстрелять дюжину-другую депутатов, а кое-кого из бывших министров сослать на каторгу. Он искренне считал, что сильная личная власть необходима для управления массой, ибо «масса - это не что иное, как стадо овец, пока она не организована». Фашизм, по мысли Муссолини, и должен был превратить это «стадо» в послушное орудие построения общества всеобщего благоденствия. Поэтому масса должна, любить диктатора «и в то же время бояться его. Масса любит сильных мужчин. Масса - это женщина».

В сентябре 1915 был призван в армию. В марте 1919 Муссолини основал в Милане организацию под названием «Фаши ди комбаттименто» («Союз борьбы»), куда первоначально входила группа ветеранов войны. Фашистское движение выросло в мощную партию, нашедшую поддержку среди промышленников, землевладельцев и армейских офицеров. После того как король Виктор Эммануил III отказался подписать декрет о введении осадного положения, подготовленный правительством Факта в октябре 1922, фашисты осуществили «поход на Рим». Муссолини занял пост премьер-министра и министра иностранных дел и вскоре стал фактическим правителем Италии.

Муссолини способствовал принятию закона, по которому отряды фашистов (сквадры) были превращены в милицейские подразделения (1923). Выборы по мажоритарной системе дали фашистам подавляющее большинство в палате депутатов. В январе 1925 Муссолини начал реформу управления, и в ноябре 1926 были приняты «чрезвычайные законы». Как премьер-министр Муссолини оставался главой правительства – независимым от парламента и ответственным только перед королем. Высшим органом государства стал Большой фашистский совет (1928), определявший список кандидатов в палату депутатов. При этом избиратели были лишены права составления альтернативного списка. Пресса была поставлена под контроль цензуры, лидеры оппозиции были изгнаны из страны или подвергнуты репрессиям.

В 1933, после прихода Гитлера к власти, Муссолини предложил заключить пакт о сотрудничестве между Италией, Германией, Францией и Великобританией. Во времена нацистского путча в Австрии (1934), которую Муссолини считал зоной интересов Италии, на линии перевала Бреннер были сосредоточены итальянские войска. В январе 1935 Муссолини подписал с французским премьер-министром Лавалем соглашение, открывшее Италии путь к завоеванию Эфиопии в 1935–1936. В 1936 поддерживал генерала Франко, выступил за создание оси Берлин – Рим.

Гитлер отказался передать Италии Тунис и практически не оказал поддержки военным действиям итальянцев в Средиземном море, направленным на захват Суэцкого канала. Немцы не принимали всерьез своих итальянских союзников. Муссолини узнал о решении напасть на СССР всего за один день до начала вторжения. Итальянские дивизии в качестве оккупационных или вспомогательных немецких сил были разбросаны по Греции, СССР, Балканам, Франции, Северной Африке.

К осени 1942 король и его окружение, а также ближайшие сподвижники Муссолини начали строить планы выхода Италии из войны. Конкретные шаги в этом направлении были предприняты после вторжения Союзников в Сицилию. Муссолини обратился за помощью к Гитлеру, но во время встречи с ним 19 июля 1943 не получил поддержки. 24 июля собрался Большой фашистский совет, на котором деятельность Муссолини была подвергнута резкой критике. На следующий день диктатор был отправлен в отставку и арестован. На его место король назначил маршала Пьетро Бадольо.

После заключения Италией договора о мире со странами антигитлеровской коалиции Германия оккупировала большую часть Северной и Центральной Италии. Немецкие парашютисты под командованием Отто Скорцени освободили Муссолинии и доставили его в ставку Гитлера в Восточной Пруссии. 23 сентября в Сало было объявлено о создании правительства Итальянской Социальной республики. Когда сопротивление немцев в Северной Италии было подавлено, Муссолини пытался скрыться в Швейцарии. Был схвачен партизанами, расстрелян, а затем повешен близ Донго 28 апреля 1945.

Фашизм в Европе: сравнительная характеристика .

Страна

критерий

Франция

Италия

Германия

Великобритания

Организации, лидеры

В 1889 г. основана Аксьон Франсэз ("Французское действие"). Лидер - Шарль Моррас;

«Боевые кресты». Основана в 1927 г. Лидер граф Казимир-Франсуа де ля Рок;

Патриотическая молодежь – основана в 1924 году Пьером Тетенже; Французская солидарность (немногочисленная организация: 2-3 тыс. человек).

Фашистские организации, называвшие себя «боевыми союзами» создавались в Италии с весны 1919 г. 23 марта 1919 г. в Милане Муссолини создал первую фашистскую организацию «Боевые отряды». В ноябре 1921 г. на съезде фашистских союзов в Риме была образована «Национальная фашистская партия».

ДАП, созданная в 1919 г. (20 февраля 1920 г. переименована в НСДАП). Лидеры: Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс, Генрих Гиммлер, Э. Рем, Р.Лей и др.

«Британские фашисты» (во главе с бригадным генералом Блекени). Образована в 1924 г. Имперская фашистская лига, образованная в 1928 г. во главе с Арнольдом Лисом. Британский союз фашистов (БСФ), основанный в Лондоне 1 октября 1932 года английским аристократом Освальдом Мосли.

Причины возникновения фашизма

а) мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг.

б) дискредитация парламентской системы во французском обществе. Люди проклинали власть плутократии и «денежного мешка».

в) Страх французской буржуазии перед социализмом

а) Итальянское общество было не удовлетворено экономическими и политическими итогами первой мировой войны для Италии. Она оказалась побежденной среди победительниц. Поэтому в обществу имеют успех националистические настроения;

б) Желание буржуазных кругов обрести в лице фашизма инструмент для борьбы с рабочим движением

в) В Италии господствовала буржуазия. Но буржуазные ценности не получили распространение и поддержку. К началу Первой мировой войны ни государство, ни буржуазия, ни пролетариат не имели влияния на крестьянство. Этим воспользовались фашисты. Их шовинистические лозунги были гораздо понятней крестьянам.

а)Психологические. Нацизм казался эмоциональным протестом против бездушной рационализации человеческого бытия;

б)Мировой экономический кризис, обостривший и без того сложную обстановку;

в)Чувство униженности немцев после Первой мировой войны.

г) Обстановка политической нестабильности: постоянная смена кабинетов.

д) Разрушение социально-моральных норм и ценностей

е) фатальное совпадение кризисных факторов.

а) Сложная внутриполитическая ситуация.

б) Мировой экономический кризис, еще более обостривший и без того развившиеся явления структурного кризиса в английской экономике.

Причины прихода к власти (или почему не удалось захватить власть?)

Во Франции были сильны демократические традиции, складывающиеся на протяжении многих лет. Желание установить фашистский режим не было в стране массовым. К тому же во французском фашистском движении не было харизматичного лидера, а политические оппоненты фашистов вовремя консолидировались и не позволили фашизму прийти к власти.

а)Широкая политическая и материальная поддержка фашизма правящим классом. Фашизм давал орудие насильственного подавления рабочего класса и в то же время – способ заново скрепить на этой почве союз с мелкобуржуазными массами.

б) отсутствие единства в рабочем движении;

в) Постепенно вошло в обиход попустительство фашистским насилиям со стороны полиции, которое затем было санкционировано декретом министерства юстиции о неприкосновенности лиц, «нарушивших закон во имя блага нации».

а) монополистическая буржуазия нашла в фашисткой диктатуре желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом; б) мелим буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в демагогических обещание гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом; в) рабочий класс Германии - и это едва ли не главное оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм помимо и против социал- демократии.

Английское общество очень консервативно. Оно на протяжении веков сохраняло проверенные временем политические институты. К тому же английские фашисты проявили себя в негативном свете, когда участвовали в битве в Олимпии 1935 г. (избиение политических противников) и Битве на Кейбл-стрит 1936 г. (антисемитская акция). После этих события от фашистов Англии отвернулись многие финансисты.

Идеология

Общие требования фашистских организаций Франции: создание «сильной власти», не стесненной парламентом. Французские экстремисты готовились к насильственному захвату власти, провозглашая свое намерение покончить не только с парламентаризмом, но и с коммунизмом, марксизмом и классовой борьбой. Желая подчеркнуть свою вражду к партиям, они даже свои объединения называли лигами.

Единство нации ради национального величия, которое было ущемлено после первой мировой войны;

Экспансионизм в Средиземноморье (Италия – наследница Римской империи)

Культ вождя – Муссолини.

Борьба с социалистическим движением как с «антинациональной силой».

Расизм. Итальянцы объявлены одной из арийских рас, чистота которой должна оберегаться.

Доктрина нацизма была ориентирована на создание Третьего рейха – тысячелетнего государства арийской расы. Нацистская идеология – вельтаншаунг. Ее составляющие:

1)Теория абсолютного фюрерства и культ фюрера;

2)Расовая теория и антисемитизм;

3)Теория жизненного пространства;

4)Демографическая политика («лебенсборн», эвтаназия);

5)Оккультные теории;

Фашистские партии Британии отстаивали антидемократические, антикоммунистические, националистические воззрения. Программа политических реформ фашистов предусматривала поэтапную ликвидацию парламентской системы, установление в стране диктатуры, подчинение государству практически всех важнейших сфер жизни британского общества.

Внутриполитическая программа Мосли сводилась к подчинению рабочего класса диктатуре "корпоративного государства". В ней содержалась социальная демагогия, рассчитанная на различные слои населения: безработным он обещал работу, мелким предпринимателям - защиту от "рабочих-большевиков", капиталистам - новые прибыли. Мосли выдвинул шовинистический лозунг "Англия превыше всего" и поклялся добиться установления британского мирового господства.

Территориальные особенности

Фашизм во Франции обладал гораздо меньшей социальной базой.

Его отличала

политическая

раздробленность и идейная аморфность;

Во Франции

отсутствовали яркие

лидеры, способные

возглавить

экстремистское движение.

Во Франции были сильны демократические традиции.

Фашистское движение обладало широкой поддержкой фактически всех социальных слоев (кроме рабочих)

Вплоть до конца 1921 г. фашисты намеренно не образовывали ни партию, ни программу;

Италия стала первым в истории фашистским государством.

Антимарксизм,

Антилиберализм, -

Вождизм,

Функционирование партийной армии, -

Модернизм,

Стремление к тоталитарному господству

Позднее время возникновения фашизма;

Имел успех в основном в старых районах на севере и северо-востоке Англии, где нарастало отчаяние народных масс (антисанитарными условиями, старым и ветхим жильем, высокой детской смертностью, частыми случаями заболевания туберкулезом у взрослых).

Введение

Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Концепция) разработана в соответствии с целевыми ориентирами, заданными в программных документах федерального и регионального уровней, в том числе в:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р;

Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803;

Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2007 г. № 237-рп;

Окружной целевой программе развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2008–2010 годы, утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 октября 2007 г. № 160-оз, и др.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов реализации в долгосрочной перспективе (2009 - 2020 годы) приоритетов развития образования автономного округа, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами. Концепция определяет ведущую роль системы образования в качестве основы динамичного экономического роста и социального развития Югры.

Концепция развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры служит основой для разработки окружных и муниципальных целевых программ в области образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и соответствующих законодательных инициатив.

Приоритеты, цели и задачи развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года

Конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в условиях современной экономики в значительной степени определяются образованием .

Для этого система образования округа должна постоянно обновляться как содержательно, так и организационно, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично развивающейся экономики Югры. Кроме того, возможность получения качественного образования является одной из наиболее важных жизненных ценностей для каждого жителя округа, неким лифтом, обеспечивающим социальную мобильность представителям всех слоев общества.

Эффективность развития региональной системы образования будет обеспечиваться использованием принципов проектной деятельности, таких как открытость к внешним запросам, «деньги в обмен на обязательства», адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Большинство направлений модернизации должны быть сквозными и реализовываться в масштабах всей системы образования округа.

Соответствие системы образования перспективам инновационного развития экономики и общественным потребностям, повышение инвестиционной привлекательности отрасли будет обеспечено путем обновления организационно-экономических механизмов на всех ее уровнях.

Повышению качества образовательных услуг, их практикоориентированность обеспечивается активным участием в управлении образованием общественных организаций и профессиональных ассоциаций.

Массовость дошкольного этапа образования - основа успешного обучения в школе и позитивной социализации. Гибкие образовательные программы, многообразие форм предоставления услуг дошкольного образования обеспечат поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Компетентностный подход к образованию , его индивидуализация, развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования, а расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса - развитие системы профессионального образования.

Вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования станет одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования. В результате сформируется новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний, со сформированными компетентностями поиска, анализа, освоения и обновления информации.

Внедрение национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ повысят эффективность использования человеческого потенциала и создадут условия для самореализации жителей округа в течение всей жизни.

Стратегическая цель в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. Система образования Югры должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором его благополучия и безопасности.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первая – создание системы образовательных ресурсов, соответствующей требованиям современной экономики, обеспечивающих доступность качественных образовательных услуг вне зависимости от места жительства, включающей:

обновление модели дошкольного образования: расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку);

привлечение организаций разной формы собственности к предоставлению услуг дошкольного образования;

разработка моделей эффективных школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников;

формирование единого информационно-образовательного пространства, активное использование информационно-коммуникационных технологий;

развитие механизмов дистанционного образования в системе общего, дополнительного образования;

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

формирование сети комплексных центров развития квалификаций (отраслевые и ресурсные центры), реализующих набор модельных программ по получению конкретных профессиональных квалификаций;

обеспечение полномасштабного перехода к уровневому высшему образованию, включая предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата;

расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности в вузах с развитием на их базе инновационной инфраструктуры;

поэтапное формирование на территории округа научно-образовательного комплекса, интегрирующего передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общерегиональных, межрегиональных, федеральных проектов;

совершенствование образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации через:

    создание открытого депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий (библиотечный портал),

    системное распространение модульных программ в системе профессиональной подготовки направленных на создание широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования,

    создание системы информационной и консультационной поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования,

    создание системы профессионального обучения (и сертификации под требования российского рынка труда) трудовых мигрантов на контрактной основе с последующей их отработкой по востребованным экономикой округа специальностям,

    стимулирование создания системы советов по защите диссертаций (аспирантура, докторантура) с учетом потребности экономики и социальной сферы округа в кадрах высшей квалификации, изменение принципов и порядка распределения окружного заказа на подготовку кадров высшей квалификации.

Вторая – повышение эффективности управления образованием :

расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения;

внедрение механизма оценки качества образования на основе:

информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединении);

независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;

перехода на новую систему лицензирования и аккредитации, обеспечивающую эффективное, объективное оценивание деятельности образовательных учреждений;

совершенствования системы аттестации учащихся, ежегодное проведение не менее 2-3 исследований качества образования;

единой системы оценки внеучебных достижений учащихся (система портфолио);

организации внешнего измерения качества подготовки рабочих кадров и специалистов через независимую сертификацию профессиональных квалификаций с привлечением работодателя;

реализации региональных процедур аттестации педагогических кадров в соответствии с выстраиваемой политикой организации образовательных ресурсов.

развитие государственно-общественного управления образованием, создание условий, обеспечивающих участие общественности и работодателей в управлении образованием;

содействие созданию профессиональных сообществ работников образования (ассоциаций, союзов), повышение их роли в управлении образованием на уровне педагогических коллективов;

совершенствование системы управления, включающей вертикальные и горизонтальные управленческие связи;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая подготовку привлекаемых для работы в школе учителей, не имеющих базового педагогического образования;

развитие финансовых инструментов социальной мобильности: обеспечение учреждений профессионального образования общежитиями и помещениями для внеаудиторных занятий, отвечающих современных требованиям, практика образовательных кредитов;

расширение академической и бюджетной самостоятельности образовательных учреждений, переход большинства в статус автономных учреждений;

переход к нормативному подушевому бюджетному финансированию всех образовательных учреждений, с обеспечением доступа к возможности получения бюджетного финансирования негосударственным образовательным организациям;

переход на новую систему оплаты труда всех образовательных учреждений и учреждений инфраструктуры образования, внедрение в общеобразовательных учреждениях новой модели нормирования труда учителя;

переход учреждений профессионального образования, учреждений инфраструктуры образования в автономные учреждения.

Третья - повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников

обеспечение возможности выстраивания учащимися и студентами индивидуальных образовательных траекторий при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей с участием образовательных учреждений;

организация образовательного процесса, обеспечивающего формирование у обучающихся компетенций, необходимых для инновационной экономики, через воспитание бизнес поведения и навыков проектного подхода к решению жизненных и профессиональных задач;

развитие системы дополнительного образования школьников, учащихся и студентов;

становление системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, в том числе через работу специальных школ и лагерей, конкурсное движение;

развитие детского и молодежного общественного движения;

обновление института классного руководства;

создание при университетах подготовительных отделений, финансируемых из бюджета, доступных для граждан из числа коренных и малочисленных народов Севера.

Основные направления и показатели реализации поставленных задач приведены в приложении.

Облик окружной системы образования к 2020 году

Ключевые общесистемные изменения

На всех уровнях системы образования Югры произойдет обновление организационно-экономических механизмов:

перевод части учреждений образования в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования;

финансирование всех видов образовательных учреждений на основе подушевого принципа;

реализация гибкой системы заработной платы преподавателей, выводящей ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике автономного округа и стимулирующей качество работы;

развитие конкуренции образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Изменятся подходы к управлению в системе образования:

участие общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

регулярное обеспечение учебными заведениями потребителей и общественности информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых;

Повышение роли профессионального сообщества преподавателей (ассоциаций, союзов) в управлении образованием на уровне педагогических коллективов.

На всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов России и всего мира. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. В системе непрерывного образования широкое распространение получит дистанционная форма обучения.

Увеличится возможность выбора образовательных ресурсов, будет обеспечена широкая вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Изменятся используемые педагогом образовательных технологий, Расширится спектр ролей учителя. Он будет выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

Начиная с 2012 г., существенно повысится конкурентоспособность квалифицированного воспитателя, учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда. В результате в систему образования придут новые высококвалифицированные и профессиональные работники, в том числе и не имеющие базового педагогического образования. Реализация принципов оплаты за качественный труда и нарастающее давление на неквалифицированных и непрофессиональных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового состава образовательных учреждений.

Произойдет серьезная модернизация системы дошкольного образования, в ходе которой в Югре будет создана среда, обеспечивающая доступность образовательных услуг и формирование равных стартовых возможностей подготовки детей к школе. Будут реализовываться гибкие и многообразные формы предоставления услуг дошкольного образования, особое внимание уделено заботе о раннем развитии детей, системе поддержки детей раннего возраста и их родителей.

Благодаря развитию государственно-частного партнерства, повысится доступность образовательных услуг для дошкольников. Использование современных педагогических технологий и реализации современных образовательных программ позволит развивать базовые способности детей.

В системе общего образования будут созданы специальные школы для младших школьников, подростков и юношей. Школьное образование будет ориентировано на формирование у учащихся компетентностей: практических навыков, способностей применять знания и реализовывать собственные проекты

В общеобразовательных учреждениях Югры реализуется профильное обучение. Учащимся будет обеспечена возможность построения индивидуальной образовательной траектории, когда часть набора образовательных услуг формирует не педагог/государство, а сам учащийся. Образовательных учреждений различных типов вовлечены в единую сеть по предоставлению комплекса образовательных услуг в различных комбинациях, в первую очередь во внедрении технологий жизненного самоопределения. Развитие Центров дистанционного образования, особенно в сельской местности будет способствовать удовлетворению образовательных потребностей каждого учащегося.

На уровне автономного округа будет разработана прозрачная объективная система оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, которая станет основой перехода к следующему уровню образования.

Получит дальнейшее развитие инклюзивное образование. Создание безбарьерной образовательной среды, развитие дистанционного образования обеспечат доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, проведение летних научных лагерей и школ, конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций, будет переведена на более высокий качественный уровень. Новый высоко соревновательный механизм позволит не только поддерживать таланты, но и оказывать адресную поддержку для восходящей социальной мобильности детей.

В профессиональном образовании произойдет расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, в первую очередь в аккредитации образовательных программ, организации образовательного процесса, что будет способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг, подготовке специалистов, ориентированных на инновационную экономику.

Учащиеся и студенты будут самостоятельно формировать индивидуальную образовательную траекторию через вариативные программы начального, среднего профессионального образования, курсовую подготовку, тем самым, выстраивая так называемую «горизонтальную карьеру».

Каждый житель Югры будет иметь возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребованном им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, бакалавриат, магистратура. Открытый для всех желающих, оптимизированный по срокам обучения набор модульных программ профессиональной квалификации, позволит эффективно адаптироваться к запросам рынка труда.

Многоуровневые учреждения среднего профессионального образования округа, организованные на их базе ресурсные и отраслевые центры будут иметь формат сетевой структуры, которая помимо классического обучения, реализует различные виды экономической деятельности, отвечая не только за профессиональное образование подростков, но обучение и переобучение жителей городских и сельских поселений как в молодом, так и зрелом возрасте.

Новой экономикой, основанной на знаниях, объективно обусловлен массовый спрос на высшее профессиональное образование ядром которого становится бакалавриат. Систематически обновляемые магистерские программы в вузах Югры будут ориентированы в первую очередь на подготовку высококвалифицированных кадров, владеющих инновационными технологиями, для основных стратегических отраслей экономики региона (нефтегазовая, геологоразведка, электроэнергетика).

Вузовская наука определяет основные направления инновационного развития Югры. Студенты и преподаватели активно участвуют в фундаментальных исследованиях, ориентированных на потребности инновационной экономики округа.

В округе будет создана образовательная инфраструктура системы непрерывного образования, позволяющая на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации. Внутри крупных корпораций сформируется значительный сектор учебных центров, работающих не только на внутренние потребности, но и на внешний рынок. Местные системы образования будут приведены в соответствие с демографическими, природно-климатическими, социально-экономическими характеристиками, потребностью экономики.

Программы непрерывного профессионального обучения будут ориентированы на различные фокусные группы: для безработной молодежи, утратившей навыки регулярных занятий оленеводством и традиционными промыслами; для малоквалифицированных работников, не имеющих шансы найти работу на сельском рынке труда; для взрослых, прервавших свое обучение; для работы по найму в федеральном и региональном бюджетном секторах; для занятий малым предпринимательством (основы самозанятости) и др. Кроме того, расширение круга поставщиков услуг дополнительного образования, сформирует культурно-образовательную среду, способствующую самообразованию и непрерывному образованию.

Поступательная модернизация региональной системы образования позволит целенаправленно формировать человеческий капитал округа, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики Югры и её конкурентоспособности.

1. Государственная политика в области образования (ГПО)

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции. При этом возможность получения качественного образования – важнейшая жизненная ценность граждан, главный фактор социальной справедливости и стабильности.

Основные направления развития образования:

1. Системы дошкольного образования – повышение гибкости и многообразия форм предоставляемых услуг.

2. Системы общего образования – индивидуализация, ориентация на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

3. Системы профессионального образования – расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

4. Системы высшего профессионального образования – вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.

5. Системы непрерывного образования – внедрение национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ.

6. Равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образоват. услуги, к образоват. инфраструктуре и государственному финансированию.

Стратегическая цель ГПО – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Приоритетные задачи ГПО.

1. Обеспечение инновационного характера базового образования, в т.ч:

обновление структуры сети образовательных учреждений, в частности, формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, которая обеспечивала бы:

раннее развитие детей независимо от места проживания, состояния здоровья и социального положения;



доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями;

выявление и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

использование образовательных кредитов.

3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включающей:

внешнюю независимую сертификацию профессиональных квалификаций;

поддержку потребителей услуг непрерывного профессионального образования, корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

поддержку организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

непрерывное образование военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей путем создания:

прозрачной системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность и достоверность информации;

условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

прозрачной и объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;



механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Некоторые целевые ориентиры развития системы образования:

к 2012 году:

перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 процентов учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;

переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;

создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);

к 2020 году:

формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, при них – 10–12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;

доля доходов российских университетов от НИР и НИОКР – не менее 25 %;

усиление позиций РФ на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах – не менее 10 % объема финансирования системы образования, доля иностранных студентов – до 5 % от общего числа);

увеличение доли средств на научные исследования в вузах до 30 % от их общего объема;

использование образовательных кредитов не менее чем 12 % студентов;

создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 % граждан трудоспособного возраста ежегодно;

введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, прохождение итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

показатели качества образования в российских образовательных учреждениях – в начале рейтинг-листа международных сопоставительных исследований.

Все это потребует увеличения общих расходов на образование с 4,8 % от ВВП до 7 в 2020 году, в т.ч. бюджетных – с 4,1 % до 5,5–6.

В. И. Загвязинский

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ*

Аннотация. В статье анализируется ситуация, сложившаяся в современном российском образовании. Она характеризуется как кризисная, но с открытой возможностью обновления и движения от догоняющего актуальные запросы общества к «опережающему» образованию, активно способствующему становлению культурного, социального и экономического прогресса общества и государства. Обозначены факторы нестабильности как глобального (мирового), так и общероссийского характера, обусловившие кризисное состояние отечественного образования. Показаны социальные, личностные и экономические эффекты образования, которые отсрочены во времени, но имеют огромное значение для обеспечения национальной безопасности и формирования потенциала дальнейшего развития страны. На основе новых поколений федеральных стандартов, освоение которых будет способствовать развитию личности, социально-экономической модернизации и культурному возрождению российского общества, автором предложены стратегические ориентиры решения ведущих задач модернизации образования на базе интеграции традиционных и новых образовательных технологий.

Ключевые слова: социальная стратегия, образовательная политика, модернизация образования, современная ситуация в образовании, истинные цели и продукты образования, перспективы «опережающего образования».

Abstract. The paper deals with the current situation in Russian Education, which is referred to as being in crisis but having a chance for renovation and transformation from its present position of the follower behind the society’s demands to the advancing educational system leading to the cultural, social and economic progress of state and society. The nonstability factors of both the global and national type are denoted; the social, personal and economic effects of education are emphasized as being postponed, but affecting both national security and country’s political development. The author outlines the strategic reference points for solving the main problems of educational modernization based on the new generation of the Federal educational standards and integrating the traditional and modern educational technologies.

Index terms: social strategy, educational policy, modernization of education, current situation in education, actual goals and products of education, prospects of advancing education.

Сложность ситуации, в которой происходит модернизация отечественного образования, обусловлена влиянием многих факторов нестабильности как глобального (мирового), так и общероссийского характера. Наше образование оказалось на перекрестке, где фокусируются трудности перехода к новой эпохе постиндустриальной информационной культуры, такие как неопределенность будущего, информационная революция, быстрое устаревание конкретных знаний и способов деятельности, а также социально-экономические проблемы России, пытающейся

* Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» (№ 14.740.11.0235).

строить демократическое общество на базе рыночной экономики.

Перечисленные факторы обусловили необходимость отказа от сложившегося веками «догоняющего» общественные запросы образования и перехода к образованию, опережающему социально-экономическое развитие. Однако в процессе перестройки образовательных ориентиров и механизмов обнаружился явный разрыв между в целом правильной декларируемой социальной стратегией и пока во многом не соответствующей ей образовательной политикой и реальной практикой модернизации образования . При этом в очень тяжелом положении оказалась образовательная практика, которая, потеряв четкие ориентиры развития и не получив должной заботы и обеспечения

Теория инновационной деятельности

со стороны государства, оказалась в кризисном состоянии.

Образование уже не справляется как со своими традиционными функциями - обучением, воспитанием, развитием, социализацией подрастающего поколения, так и с относительно новыми - оздоровлением, приобщением к культуре, социально-правовой защитой, инновационным развитием учебно-воспитательной сферы и др. Многие из этих функций легли на плечи образовательных учреждений в силу несостоятельности заведений социальной инфраструктуры. Упало качество образования, школа явно не вписывается в структуру рыночной экономики, ей все труднее противостоять негативным реалиям современной массовой культуры и агрессивной среды.

Положение усугубляется тем обстоятельством, что общество и властные структуры с большим запозданием начали осознавать опасность сложившейся ситуации, понимать подлинное соотношение экономики и культурно-образовательной сферы, приоритет и ценность последней.

В то же время практика сохраняет гуманистические традиции российского образования, инновационный заряд, умноженный в годы перестройки, опыт продуктивного сотрудничества с наукой в период взлета педагогического новаторства в 90-е гг. прошлого столетия. Школу пока еще «окончательно не переклинило» (Е. А. Ямбург) от поспешных реформ. В этом заключается весомый потенциал культурной преемственности, залог преодоления возникших препятствий модернизации и развития всей образовательной системы.

Сейчас следует, прежде всего, четко и трезво оценить сложившееся положение, определить стратегические ориентиры развития и принять их к руководству. Существующая доктрина развития образования до 2025 г. уже во многом не соответствует имеющимся реалиям, к тому же она недостаточно конструктивна. Новый основополагающий документ может быть разработан в форме Образовательного кодекса, концепции развития или федерального закона об образовании (пока к обсуждению был представлен явно недоработанный вариант, объемом в несколько сот страниц). Нам представляется, что в этом документе должны быть прописаны основные цели и продукты (результаты) образования на каждом из относительно завершенных его этапов (программно-целевые параметры), выделены глобальные (мировые) стратегии в их российском преломлении, федеральная стратегия, общие установки развития региональных образовательных систем (уровневые ориентиры), временные рамки осуществления намеченных мер (хронотопный подход), способы государственного мониторинга условий, процесса и результатов образования .

Анализ и оценка ситуации в разных регионах выявили как неоспоримые достижения (информатизация, некоторое улучшение финансирования дошкольных и школьных учреждений, постепенное освоение но-

вых программ и стандартов, меры по здоровьесбережению и др.), так и многие проблемы и ошибки в образовательной политике. Например, в Тюменской области последний этап реформирования (с 2005 г.) был проведен в опережающем порядке, и теперь она является регионом-консультантом для остальной России, а результаты развития ее образовательной сферы признаны лучшими в России. А в таком мощном промышленном регионе, как Омская область, образованию и заботе об учителе особого внимания в последнее время не уделялось, в Курганской же области - дотационной сельскохозяйственной территории с убывающим населением - заметно отставание по основным показателям развития образования и всей социально-экономической сферы. Возникла потребность провести «работу над ошибками» во всероссийском масштабе, скорректировать и стратегию, и тактику движения в будущее с учетом опыта, традиций, последних достижений науки и техники, сообразуясь, конечно же, с конкретными возможностями и условиями регионов.

Громадные социальные, личностные и экономические эффекты образования не сиюминутны - они отсрочены во времени. Всем, кто связан с определением политики развития образования, с совершенствованием образовательной системы, нужно прежде всего осознать положение, в котором находится современное образование, понять и реализовать стратегические ориентиры развития и тщательно просчитать последствия принимаемых решений. Надо, как это делает хороший шахматист, научиться выверять предполагаемые шаги на много ходов вперед, в частности, взвесить, оценить соотношение выгоды сиюминутной экономии на образовании и вероятности утраты, как правило, достаточно отдаленных позитивных личностных, социальных и финансово-экономических эффектов.

Личностный эффект связан с развитием способностей, креативности, гражданственности, духовно-нравственных и многих иных качеств личности, ее индивидуального своеобразия. Социальный - выражен в формировании коллективизма, коммуникативности, социальной активности, адаптивности, готовности к жизненному самоопределению, содействии социальному, культурному и техническому прогрессу. Экономический - заключается в значительно более высокой производительности труда, качестве духовных и материальных продуктов деятельности людей, получивших полноценное образование .

Ученые, и российские, и зарубежные, давно просчитали экономический эффект образования. Еще в 20-е гг. прошлого века академик С. Г. Струмилин и его сотрудники установили, что даже простая грамотность повышает производительность труда рабочего в среднем до 30%, т.е. в 2,6 раз больше, чем за год заводской выучки. В работах В. А. Жамина, Г. А. Егиазаряна, С. Л. Костаняна и др. показано, что, например, в 1979 г. из всего прироста национального дохода страны 46% приходится на фактор повышения

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

Теория инновационной деятельности

образования и квалификации работников, включая профессиональное образование и повышение квалификации . Впоследствии исследований экономической эффективности от образования (которую сейчас обозначают как «человеческий капитал») практически не проводилось. А они оказались бы сейчас очень востребованными.

Серьезные последствия может повлечь неадекватное понимание законодателями и работниками Министерства образования и науки ключевых понятий «образование», «обучение», «воспитание» и отражаемых ими образовательных реалий. Даже в законе об образовании 1992 г., оцененным мировой общественностью очень высоко, почти во всех главах говорится лишь об обучении, мониторинг образования охватывает только результаты обучения (о воспитании забывают). Власти поднимают зарплату учителям, а штат воспитателей, социальных работников, психологов сокращают.

На оценку, во многом формальную, результатов именно обучения нацелена ставшая с 2010 г. обязательной система Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Первоначальные варианты ЕГЭ, ориентированные на воспроизведение фактов и заученных ответов, решение типовых видов задач, развернули школу к давно пройденному этапу ориентации на ЗУН-концепцию, на заучивание, а не на творческое мышление и, таким образом, серьезно дезориентировали среднее образование, затормозив его развитие. Постоянное совершенствование ЕГЭ, сокращение количества тестов, возвращение в лоно образования традиционных форм проверки знаний и увеличение доли творческих задач, восстановление письменных ответов частично улучшают ситуацию, но не позволяют выбраться из длящегося почти уже десять лет «виража», опасного для судеб образования в стране .

Уже не раз отмечалось, что диагностика в варианте ЕГЭ не отражает ведущих результатов образования - формирования творческих способностей, общей культуры и культуры речи, грамотности, гражданской ответственности, социальной компетентности становящейся личности.

Обращает на себя внимание и то, что из года в год результаты ЕГЭ непрерывно росли, а качество образования, напротив, значительно снижалось. Труднообъяснимо, но все доводы противников конкретных вариантов ЕГЭ (а вовсе не единого комплексного государственного учета результатов обучения, который, бесспорно, необходим) не находили понимания у руководителей образования.

Скоро грядет 10-летний юбилей ЕГЭ. Хотелось бы справить по нему поминки или хотя бы провести подлинно научный анализ его внедрения и серьезную модернизацию (уместнее всего было бы для начала отказаться от дискредитировавшего идею названия).

Далеко не безупречными оказались и многие другие акты образовательной политики последних лет. Разумный, на первый взгляд, принцип подуше-

вого финансирования (деньги идут за учениками или воспитанниками) привел к массовому, не всегда обоснованному закрытию сельских школ. Нормативная оплата труда учителя с учетом количества учащихся в классе (так называемого человеко-часа, аналога койко-дня в больнице) поставила под удар оплату сельских педагогов, а также преподавателей гимназий и лицеев, где наполняемость классов, как правило, ниже. Непомерно увеличившийся административный пресс придушил (а точнее - задушил) стремление педагогических коллективов к творческим поискам .

Как же получилось, что после 20 лет преобразований, которые именовались то стабилизацией, то оптимизацией, то реформированием, то модернизацией, мы вновь оказываемся в кризисной ситуации?

Впрочем, не все согласны с тем, что состояние современного образования кризисное. Детсады и школы работают, вузы значительно расширили свой контингент, успеваемость растет, кадровые вакансии закрыты. Прежде чем мы приведем соответствующую аргументацию нашей оценки, уточним саму трактовку характера и роли кризиса в развитии образования.

Кризис может быть предвестником распада и гибели системы, но может стать и полезным сигналом несоответствий и противоречий, тормозящих развитие, вызывать энергию их преодоления, т.е. может превратиться в стимул обновления и возрождения. Гуманистические традиции, пока сохраняющиеся в отечественном образовании, и гуманистическая стратегия развития, а также свидетельства понимания насущных нужд образования, его сегодняшней роли в развитии всех сфер общества, включая экономику (последнее четко выражено в предвыборной программе В. В. Путина, в частности в статье «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» позволяют трактовать современный кризис именно как кризис обновления и возрождения.

В. В. Путин признал, что «образовательная революция кардинально меняет сам облик российского общества и российской экономики... Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда - экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место. Более образованные люди -это большая продолжительность жизни, это меньший уровень преступности, асоциального поведения, более рациональный выбор. Все это уже - само по себе - создает благоприятный фон для нашего будущего» .

Такая позиция ценна тем, что она позволяет отойти от оценки культуры и образования как сферы, производной от экономики, как источника образовательных услуг, обусловленных во многом заказом сегодняшних работодателей, и тем, что она требует ориентации на вызовы будущего, на опережение.

Так правомерно ли вообще говорить о кризисе, требовать антикризисных мер и антикризисного ха-

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

Теория инновационной деятельности

рактера управления? О кризисном состоянии свидетельствуют многие факты. Приведем некоторые из них.

Произошла моральная дезориентация, утрата высоких идеалов молодым поколением. Школа не в силах справиться с давлением потока «голого» прагматизма, стяжательства, агрессии, коррупции, конфликтности, обрушившегося на подрастающее поколение. Тем более что СМИ и массовая культура без всякого стеснения «играют на понижение» нравственного сознания, на насаждение пошлости ради наживы и собственной выгоды. Приоритет воспитания даже в школе остается во многом декларативным. Явный и реальный приоритет отдан обучению и его результатам, которые во многом оцениваются по формальным показателям.

Образование, которое в значительной степени стало платным (особенно дошкольное и дополнительное), не справляется со своей социальной миссией - обеспечить всем детям равные стартовые возможности, служить «социальным лифтом» для каждого ученика и студента. Оно трактуется не как социальное и личностное благо, доступное каждому, не как явление культуры, а как сфера услуг. Его качество стало в немалой степени зависеть от весомости кошелька родителей и их влиятельных связей.

Резко упало качество обучения, особенно естественнонаучного. Мировой рейтинг российского образования, прежде всего общего среднего, катастрофически снизился. В советское время наша страна занимала 1-2-е места, теперь Россия откатилась на 40-50-е места из 60-70 стран-участников в этом рейтинге. Такое падение создает прямую угрозу национальной безопасности, потенциалу развития государства .

Произошло старение педагогических кадров. Средний возраст учителя сейчас составляет 52 года. Если учесть, что подавляющее число педагогов школы - женщины, то нетрудно догадаться, что скоро почти весь корпус школьных учителей уйдет на пенсию. Обновление образовательных учреждений молодыми педагогическими кадрами происходит весьма слабо. Кроме того, из школы ушли мужчины, практически завершились феминизация школьного учительского корпуса. Все эти опасные демографические сдвиги -следствие падения престижа педагогической профессии, что, в свою очередь, вызвано совершенно недостаточным материально-финансовым обеспечением образовательной сферы, низкой заработной платой и, как следствие, недостаточным профессионализмом и притоком талантов в образовательную сферу .

Сформулируем ведущие концептуальные позиции, которые нужно, на наш взгляд, отстаивать педагогической науке и передовой практике в предстоящий среднесрочный период (3-5 лет) и из которых вытекают насущные задачи, которые следует решать1.

1 Некоторые из названных положений были изложены автором в № 7 (86), 2011 г журнала «Образование и наука».

1. Используя социально-экономические прогнозы и программные установки, надо разработать опережающую стратегию развития образования. Поскольку существует значительная степень неопределенности социально-экономических прогнозов, реализация стратегии может носить вариативный характер, а комплексные программы развития образования страны и отдельных регионов, программы развития профессионального образования, воспитания, другие целевые программы могут содержать несколько сценариев - от минимально необходимого до оптимального.

Следует закрепить происходящий в сознании прогрессивных руководителей коренной сдвиг в понимании объективной приоритетной роли образования в модернизации всей социально-экономической системы страны, разработать систему мер перехода от «догоняющего» режима развития к режиму перехода к опережающему образованию, исправить, скорректировать уже принятые ошибочные решения, обеспечив, таким образом, гармонизацию социальной стратегии, образовательной политики и практики модернизации образования. Это основная задача зарождающейся новой отрасли социально-педагогического знания - педагогической политологии и уже существующей педагогической социологии.

2. Необходимо утвердить истинное понимание целей и результатов образования не как приобретения знаний и умений (это важный элемент, образования, его каркас, несущая основа, но вовсе не его результат, не его основной продукт). Мы выделяем четыре основных цели и соответствующих результата (продукта) образования, которые одновременно могут служить критериями мониторинга его качества и обеспечить в перспективе переход к опережающему образованию:

1. развитие личностных качеств человека, в том числе творческих способностей, нравственных и гражданских качеств, социальной ответственности и активности (личностно-развивающий критерий);

2. формирование грядущего социума, толерантных отношений между людьми и социальными группами, способностей к общению и коллективному действию, служению людям и обществу (социально-развивающий критерий);

3. формирование «человеческого капитала», экономической активности участников воспроизводства, готовности к высокопроизводительному труду в современной системе производства (экономической критерий);

4. сохранение и развитие культуры как содержательной основы образования и воспроизводства «человека культуры» (культуросозидающий критерий) путем погружения обучающихся или воспитуемых не только в науку и технологию, но и в культуру в целом.

Мы полагаем, что при этом совершенно обязательно сохранить гуманитарное образование и соответствующие предметы: русский и родной язык, литературу, историю, обществознание, усилить предметы художественного цикла, формирующие творческое

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

Теория инновационной деятельности

универсальное мышление, вбирающие лучшие черты гуманитарного и естественнонаучного стилей мышления.

Первому критерию отвечает популярная сегодня теория и методика личностно ориентированного образования, пока еще полностью далеко не освоенная. Не отрицая ее гуманистической направленности и продуктивности в обеспечении субъектной позиции участников процесса, ее роли в формировании личностных позиций, смыслов, готовности к самореализации, все же отметим, что она лишь косвенно касается реализации трех остальных целей и критериев, и если свести их к единому понятию социального (социально-культурного, социально-экономического и социально-созидательного) блока образования, то общую стратегию, общую парадигму современного образования можно обозначить аббревиатурой СЛОВО - социально-личностное воспитание и обучение, включающее смыслы, формируемые в сознании учащегося, не только для себя, но и для других, готовность к сотрудничеству и совместному созиданию.

3. Нужно добиться достижения действительного приоритета воспитания в образовательной политике и практике, возрождения и развития в новых социокультурных условиях традиций гражданского, патриотического и, что очень важно, почти забытых политехнического и трудового воспитания, а также вовлечения старшеклассников и студентов в реальные ситуации социально-политической жизни.

В целях успешной социализации детей и подростков, профилактики асоциальных проявлений, развития их полезной инициативы и творчества необходимо возрождение и развитие широкой сети детских и подростковых клубов, молодежных, в том числе трудовых разновозрастных сообществ, волонтерского движения.

4. Требуется настойчиво продолжать работу по физическому и духовному оздоровлению детей, приобщению их к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом. Для этого надо вернуть в образовательные учреждения психологов и медицинских работников.

5. Следует убедить властные и управленческие структуры в необходимости принять действенные меры для обеспечения высокого престижа педагогической профессии, для этого нужно создать весомый социальный пакет педагога (достойная заработная плата, жилье, охрана здоровья, возможности творческого роста, повышения квалификации). В Тюменской области и ряде других территорий уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Престиж педагогической профессии, человеческие качества и профессионализм педагога - важнейшее условие авторитета конкретного педагога, без них невозможны ни подлинное воспитание, ни глубокие реформы образовательной системы.

6. Освоение и все более широкое использование новых информационно-коммуникативных техноло-

гий (ИКТ) имеет не только положительные результаты, но и серьезные риски. Развиваются, так называемые, «клиповое мышление», «кнопочные технологии» поиска готовых решений и ответов, не обеспечивается развитие творческого мышления, фантазии, интуиции, креативности. Необходимо разработать и использовать технологии применения развивающего потенциала новых ИКТ.

7. Нужно обеспечить превалирование содержательных, а не формализованных оценок процесса и результатов труда педагогов и педагогических коллективов, создать условия для возрождения педагогического творчества и педагогического новаторства, добиться баланса, инициативы «сверху» и инициативы «снизу», обеспечить поддержку и поощрение педагогических инноваций.

8. Очевидна потребность развивать и совершенствовать педагогическое образование. прежде всего университетское, органически сочетая в программах научную фундаментальность и надлежащую практическую психолого-педагогическую подготовку, используя как традиционные, так и новые образовательные подходы и технологии и осуществляя интеграцию уже испытанных и освоенных педагогических средств и форм (проблемное обучение, диспуты и дискуссии, имитационные и игровые методики, индивидуальные траектории обучения, коллективные творческие дела и т.д.) и потенциал новых информационно-коммуникативных технологий. Пока же, к сожалению, вместо модернизации происходит форсированная ликвидация педагогического образования. Между тем уже сегодня обнаруживается дефицит профессионалов - воспитателей дошкольного звена и учителей начальной школы. Не придется ли через несколько лет комплектовать школу непрофессионалами?

Следует, повышая качество, сохранить систему подготовки и повышения квалификации педагогов разных профилей, в том числе предметников, педа-гогов-психологов, управленцев, организаторов детского и молодежного движения, воспитателей, руководителей кружков, студий, технических секций и т.д. «Перепроизводство» педагогов, сокращение их штата - явление временное. Необходимо сохранить и совершенствовать опыт подготовки педагогов в разных типах учебных заведений: педколледжах, педунивер-ситетах и академиях, в государственных университетах. Предстоит решить проблему педагогического бакалавриата, ибо пока неясно, где найдут поле деятельности педагоги и психологи-бакалавры, впрочем как и бакалавры политологии, философии и ряда других гуманитарных специальностей.

9. Надо совершенствовать научное обеспечение образования, решать его проблемы с учетом рекомендаций науки (социологии, педагогики, психологии, демографии и др.) и передовой практики. Одна из центральных задач науки и практики - преодоление засилия «предметоцентризма», овладение идеями и способами более обобщенного, компетентностного подхода, вооружение учащихся обобщенными учеб-

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

Теория инновационной деятельности

ными умениями и другими положениями нового поколения образовательных стандартов. Весьма важна и подготовка, прежде всего методологическая, научных и научно-педагогических кадров.

10. Должно совершенствовать способ подушевого финансирования школ в зависимости от количества учащихся, ибо реализация этого принципа привела к массовой ликвидации небольших школ, прежде всего сельских, что повлекло за собой гибель тысяч сельских поселений. Нормативный принцип оплаты труда педагогов также связан с количеством обучаемых, это реально приводит к укрупнению классов и невысокой оплате труда сельских педагогов.

11. Серьезных изменений требуют условия приема в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Сейчас абитуриенты приносят документы на зачисление в те вузы и факультеты, где их принимают на бюджетные места, не сообразуясь со своим профессиональным выбором. Неудивительно, что затем они меняют специальность, а нередко и профессию. Результаты ЕГЭ часто не отражают реальных возможностей абитуриента и тем более обоснованность выбора вуза и факультета. Необходимо не только федеральным и исследовательским университетам, но и другим вузам дать право проводить экзамен или иную форму проверки по профильному предмету для оценки их готовности обучаться в данном учебном заведении. К сожалению, сегодня, по меткому замечанию Е. А. Ямбурга, «педагогические вузы не отбирают будущих светил педагогики, а чаще подбирают тех, кто в силу недостатка набранных баллов не попадает в более престижные учебные заведения» .

Серьезные проблемы возникают и в связи с быстрым распространением дистанционного образования. Без живых человеческих контактов такая форма может превратиться в ухудшенный вариант заочного обучения, далеко не всегда обеспечивающего качество подготовки.

Обозначенные ориентиры и некоторые конкретные предложения (далеко не исчерпывающие) могут способствовать преодолению кризиса, более благоприятному сценарию модернизации практики обучения и воспитания, созданию базы для движения к опере-

жающему социально-экономическое развитие характеру образования. Они позволят, как мы надеемся, не утратить перспективы и вектор развития образовательной сферы, найти меру и разумные способы сочетания разнонаправленных, но полезных подходов и тенденций: новаторства и традиций, свободы и регламентации, запросов общества и интересов личности, творчества и алгоритмизации, вариативности и единства, управленческих директив «сверху» и инициативы «снизу».

Как показывает наш опыт составления и реализации комплексных программ развития образования Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, ряда городов и муниципальных территорий области, многих образовательных учреждений разных уровней и типов в кризисные 90-е гг. прошлого и в первое пятилетие нового столетия, нецелесообразно даже условно выделять периоды стабилизации и периоды развития. Их полезно совмещать, делая акцент на развитие, на инновационное обновление, тогда и стабилизационные процессы идут быстрее и успешнее.

Литература

1. Ефимов В. Н., Ефимова Н. Ю., Лазурцева Е. А. Теоретические основания проектирования образовательного процесса, ориентированного на ФГОС, ГИА и ЕГЭ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2012.- № 4.

2. Загвязинский В. И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер.: Пед. образование.- 2010.-№ 4.

3. Загвязинский В. И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации // Образование и наука. Изв. УрО РАО.- 2011.- № 7 (86).

4. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука.- 2012.- № 4 (93).

5. Новожилов Э. Д. Определение экономической эффективности образования // Нар. образование.- 2011.- № 10.

6. Путин В. В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. М., 2012.

7. Ямбург Е. А. Школа и ее окрестности. М., 2011.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие стратегии развития предприятия. Анализ среды и формулирование миссии организации. Оценка деятельности ООО "Стин". Анализ влияния эффективности выбранной стратегии на результат финансовой деятельности. Описание продукции, рынка сбыта, конкурентов.

    дипломная работа , добавлен 18.04.2015

    Организационно-экономическая характеристика предприятия. Стратегия предприятия и методы её построения. Определение миссии и целей организации. SWOT-анализ и анализ конкурентной среды предприятия. Формулировка общей стратегии развития преимуществ.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2011

    Понятие, виды, цели и принципы процесса бенчмаркинга, результаты его практического применения. SWOT–анализ деятельности, анализ внутренней и внешней среды организации, определение её миссии и целей. Формулировка и реализация стратегии развития фирмы.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2014

    Описание основных конкурентных стратегий развития предприятия. Анализ позиции на рынке, глобального окружения, силы соперничества, стратегических ресурсов компании и выявление устойчивых конкурентных преимуществ для формирования стратегии роста фирмы.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Стратегические подходы к развитию организации. Анализ деятельности ООО "Лоджистик". Оценка перспектив развития предприятия. Определение привлекательности стратегических направлений деятельности и их обоснование. План по реализации стратегии развития.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2015

    Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления. Краткая характеристика деятельности предприятия ТЦ "АвтоРим", анализ финансового состояния. Выбор стратегии развития фирмы, стадии её выполнения.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Понятие о системе базовых стратегий роста и развития. Организационно–экономическая характеристика корпорации. Анализ сильных и слабых сторон. Стратегии роста и развития корпорации. Стратегии и структуры холдинговых компаний. Стратегический менеджмент.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2008

    Теоретические аспекты, понятие и сущность стратегии развития предприятия, разработка стратегических альтернатив. Анализ среды и формулирование миссии организации, типы стратегий развития, оценка выбранной стратегии. Стратегия финансового планирования.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010