Постмодернизм. Группа "Мемфис"

Дизайн интерьеров

Дизайнерский стиль мемфис сейчас снова очень популярен. Ему, как и прежде, свойственны революционная смелость и стремление к творчеству. Хотя сегодня его трудно назвать инновационным, всё же дизайн в стиле мемфис сохраняет свою узнаваемость и атмосферность.

Этот стиль впервые возник в 1980-х гг., создателем стал Этторе Соттсасс из Милана, которому такому образом удалось перевернуть всё искусство вверх ногами. Этторе хотел создать что-либо для сохранения памяти о композиции "Memphis Blues Agai" Дилана. Результатом оказалось возникновение принципиально нового стиля, который лишён опасений перед экспериментами и отвергает стандарты.

Достаточно посмотреть только на один из образцов помещения, оформленного в данном стиле, чтобы быстро понять, что главные источники этого направления - китч, поп-арт, а также арт-деко. С поп-артом китч во многом сходится: общими чертами являются отсутствие условностей, яркий и эффектный дизайн.

Для активных людей, которые склонны к нестандартным решениям и лишены опасений перед экспериментами, стиль new Memphis подойдёт оптимально, поскольку он не выносит безликости и помогает раскрыться, создавая своё пространство - для данной цели он располагает достаточным количеством средств.

Так чем же отличается стиль мемфис?

Прежде всего - задействованием геометрических закономерностей. Это проявляется в формах мебельных изделий, комбинации цветов "color block", разнообразных принтах.

Разумеется, вышеуказанное не означает, что интерьер может состоять лишь из объёмов геометрической формы - стиль мемфис стремится к разнообразию и сложности. Применяется мебель, имеющая плавные формы. При этом необходимо сочетание геометрии с материалами любого элемента интерьера.

Максимальное пространство для фантазии даёт цветовая палитра. Все цвета должны быть яркими. Требуется применение разнообразных цветов, которые дополняет строгая геометрия чёрного цвета, придающего контрастность и графичность. Тут актуально единственное правило - смело сочетать яркие цвета. Приветствуется обилие тонов.

Значительную роль в дизайне играет декор, который имеет нередко сложные либо даже невероятные формы, отличаясь яркими оттенками. Также важной чертой мемфиса можно назвать многообразие узоров. Нередко применяется картины из поп-арта, кинокадры из легендарных фильмов, а также проявления субкультуры "панк".

Чтобы заказать интерьер в стиле мемфис, нужно иметь чувство юмора, поскольку применяемые "кричащие" тона с ассиметричными формами и многочисленными сильно различающимися между собой элементами представляют собой очень эффектные приёмы, их трудно представить рядом в привычном помещении. Хотя некоторая "порция" хаоса не помешает.

Однако могут быть помещения в этом стиле, в которых интерьер более сдержан и имеет более традиционный вид. Главный принцип создания такого интерьера: применение спокойного фона со светлыми цветами для стен и потолка, а также типичных для стиля мемфис составляющих (мебели, декоративных и текстильных элементов). Основным правилом является игра с цветами, фактурами и материалами.

Отличительной чертой данного стиля, которая позволила ему прилечь много сторонников, является формирование такого помещения, где находиться попросту интересно. Тут отсутствуют какие-либо твёрдые правила, всё постоянно изменяется и может удивлять.

Memphis

декабрь 1980, Милан, италия

Легендарная дизайн-группа, чья разноцветная мебель и узнаваемый стиль
из 80-х снова набирают популярность.

Омар Соса

Арт-директор журнала Apartamento

Омар Соса - арт-директор известного журнала об интерьерном дизайне Apartamento, который он основал в 2008 году вместе со своим другом, фотографом Начо Алегре. Apartamento выпускает собственные книги и сотрудничает с производителями канцелярии.

Стиль Memphis

Мне всегда нравилось то, что делала группа Memphis, но сейчас их дизайн стал еще более популярным. Наверное, это связано с модой на 1980-е - эстетика Memphis очень повлияла на стиль тех лет, хотя группа и просуществовала совсем недолго. Меня восхищает, что все члены группы

работали в одном стиле - практически невозможно отличить произведения одного дизайнера от другого. Конечно, участники Memphis убили бы меня за то, что я это сказал, но их дизайн кажется очень унифицированным, если ты не изучал эту тему.





У всех членов Memphis был разный бэкграунд: некоторые были художниками, некоторые - архитекторами, другие - дизайнерами, и поэтому проекты группы были такими интересными. Конечно, мебель Memphis была не очень практичной. Если сказать, что дизайн - это решение проблем, то Memphis нельзя считать дизайном. Но дизайн - это ещё и определенный стиль, а иногда и историческая ценность - и тогда проекты Memphis можно назвать важной главой в истории дизайна. Значение группы для современного искусства тоже нельзя отрицать.

Натали дю Паскье и Apartamento

Паттернами и текстурами в Memphis занималась Натали Дю Паскье. Я случайно наткнулся на какие-то работы Натали в интернете и сразу показал их Начо Алегре, с которым мы делаем Apartamento. Мы попытались узнать больше о ее творчестве, и я увидел картины Натали с изображением повседневных предметов - композициями с посудой, телефоном, какими-то обычными вещами. Особенно здорово рассматривать ее работы вживую: она изображает все предметы в 2-3 раза больше натурального размера. Рисунки Натали очень тонкие и выбор цветов тоже хорош.


Отличить произведения одного дизайнера Memphis от другого почти невозможно

Год спустя мы начали работать вместе над проектом для японского бренда MARK"S . Apartamento выпустил блокноты с пластиковыми обложками, на которых изображены работы трех авторов: Натали дю Паскье, Эли Кишимото и Бертьяна Пота. На самом деле, я мало участвую в наших проектах - Натали рисует и придумывает все сама. Она очень быстро работает - пишет картины каждый день, а когда не занимается живописью, рисует или придумывает какой-нибудь проект.

Меня поражает, что она почти не тратит время на раздумья - она сразу делает, не планируя все слишком долго. Это потрясающе, потому что я работаю совсем по-другому: я долго обсуждаю все с клиентом, потом обдумываю бюджет - получается очень много согласований, а Натали делает все моментально.

После распада группы

После распада Memphis все члены группы, кроме Этторе Соттсасса, который, к сожалению, умер в 2007 году, продолжают заниматься дизайном - причем часто они делают совсем другие вещи. Например, Джордж Соуден придумывает для своего бренда Sowden очень минималистичные заварочные чайники и пытается создать идеальные фильтры - это не только дизайн, но и технологии. Натали занималась дизайном только несколько лет в течении 1980-х (после распада Memphis oна полностью посвятила себя живописи) и с того времени осталось сотни набросков.

Будучи частью Memphis, она придумала очень много дизайн-проектов, и их почти никто не видел. Натали придумывала удивительную мебель, но ее проекты - это скорее иллюстрации. Она не продумывала мебель так, как это мог бы делать промышленный дизайнер, и поэтому реализованы были только самые сдержанные проекты, а сумасшедшие остались на бумаге. Она показывала мне целые чемоданы, забитые ее работами - это удивительно! Мне кажется, что сейчас мы можем дать им вторую жизнь.

Memphis: Таймлайн

В конце декабря 1980-го года 64-летний итальнский архитектор и бывший арт-директор Olivetti Этторе Соттсас собирает в своей миланской квартире молодых дизайнеров: Микеле де Лукки, Мартин Беден, Альдо Чибич, Маттео Тун и Марко Занини и рассказывает о своих планах запустить линию мебели. Появляется Memphis - дизайн-группа, состояющая из Соттсасса и молодых авторов. Через несколько месяцев к ней присоединяется Натали дю Паскье и Джордж Соуден.

18 сентября открывается выставка Memphis в миланском шоуруме Arc’74. Среди других объектов, на выставке представлена лампа Superlamp Мартин Беден, которая потом станет одним из самых узнаваемых произведений группы. Также на миланской выставке показывают Carlton - знаменитый разноцветный шкаф Этторе Соттсасса. Шоу имеет огромный успех.

Выходит книга Memphis: The New International Style, в которой изложены основные идеи дизайн-группы.


Группа "Мемфис" была основана в Милане в 1981 году Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi). Сначала группа существовала как отделение студии "Алхимия" - галереи экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Дизайн студии был элитарен и осознано интеллектуален. Продвижение придуманных - творческого лидера студии - направлений "re-design" и "банальный дизайн" стало главным в идеологии студии "Алхимия", и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу. 11 декабря 1980 года несколько дизайнеров во главе с Соттсассом собрались для того, чтобы обсудить необходимость создания нового направления в дизайне. Они решили создать объединение, которое в ту же ночь получило название "Мемфис", по названию песни Боба Дилана "Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again", которая множество раз проигрывалась во время собрания дизайнеров. Название также напоминало о древней египетской культурной столице и о родном городе Элвиса Пресли, и, следовательно, имело двойную и даже тройную шифровку.

В феврале 1981 года группа собралась еще раз. К этому времени члены группы выполнили более сотни эскизов смелого красочного дизайна, черпая вдохновение как из футуристических тем, так и из декоративных стилей прошлого, включая Art Deco, китч 50-х годов, и насмехаясь над претенциозностью "хорошего дизайна".

В сентябре 1981 года группа впервые показала свои работы на выставке в шоу-руме Arc"74 в Милане. Коллекция мебели, светильников, часов и керамики, представленная в Милане, была создана интернациональной группой дизайнеров, имена которых вошли в историю современного дизайна: Ханс Холляйн (Hans Hollein), Широ Курамата (Shiro Kuramata), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javier Mariscal), Массанори Умеда (Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (Michael Graves). Выставка "Мемфиса" стала сенсацией в мире дизайна.

В тот же год с целью продвижения нового направления была издана книга "Мемфис, новый интернациональный стиль". Компания Artemide, которая на протяжении 1982 года производила вещи, созданные дизайнерами группы, предоставила "Мемфису" свой шоу-рум в Милан, где дизайнеры выставляли свои новые творения. С 1981 по 1988 год выставки группы с успехом прошли в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и Токио.

Стиль "Мемфис" стал настоящей анархией в дизайне. В нем сложно выделить "формообразующие черты", так как он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Но общее, объединяющее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Он как будто кричал: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно!" Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили за "недостаток благородства". Из баров и кафе-мороженных 50-60-х годов они перенесли его в жилые дома. Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях. Использовались коллажи, построенные по принципу хаоса. Многие из объектов выглядели как детские игрушки. Дизайн "Мемфиса" - это мир яркого, чистого цвета. Сопоставление цветов острое, на грани китча, но в этом и выражается виртуозность - балансировать на грани. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты.

"Играючи", Соттсасс и его единомышленники решали серьезные проблемы: они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Не удивительно, что уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие известные компании, как Мandelli, Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели станков, телевизоров, фенов для волос. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы, решали многие технические вопросы самостоятельно. В отличие от студии "Алхимия" дизайнеры "Мемфиса" сразу поставили себе цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В своей деятельности они использовали новые знания в социологии и маркетинга: Стремились не просто снабжать рынок, а с ориентацией на определенные социальные группы. В итоге это привело как в эстетическом, так концептуальном смысле к новому пониманию дизайна.

Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами "Мемфиса", способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна. Члены группы всегда осознавали, что "Мемфис" был "преходящим увлечением", связанной с изменчивостью моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. Несмотря на краткость существования, феномен "Мемфиса" с его молодой энергией и ироничным подходом к дизайну, оказался центральным явлением в создании интернационального движения . "Мемфис" открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн".

По материалам:
«История дизайна» том 2, С.Михайлов
Design of 20th century, Charlotte & Peter Fiell , Taschen, 2005

Искусство и дизайн

Как арт-группа «Мемфис» повлияла на современный дизайн

Вся история итальянского дизайна - это борьба за цвет во всем мире, за свободу от правил и высокомерия, за художественную ценность обыкновенных предметов, которые не принято замечать. Одной из самых ярких страниц этой борьбы стало движение «Мемфис», которое просуществовало меньше десятилетия, но оставило глубокий след на долгие годы, и по сей день вдохновляет самых отчаянных дизайнеров на подвиги.

Начиная с 30-х годов XX века мир захватила немецкая архитектурная школа. Стиль Баухаус был символом хорошего вкуса, и дизайнеры повсеместно отказались от всего, что могло выглядеть недостаточно строгим и серьезным. Предметы были функциональны, просты, девизом стал призыв архитектора Миса Ван дер Рое «меньше - значит больше». Уже в середине 60-х годов зародился протест против скучной утилитарности промдизайна и первыми взбунтовались, конечно, итальянцы. Серьезный отпор «хорошему вкусу» дизайнеры дали только в 80-х. Этторе Соттсасс, 60-летний основатель революционного движения «Мемфис», был человеком уходящего поколения.

Он родился в 1917 году, прошел Вторую Мировую войну, побывал в концентрационном лагере, откуда сумел выбраться только благодаря знанию немецкого языка, вернулся в Милан и основал собственную студию в 1948-м. Соттсасс проектировал мебель и канцтовары для офисов. В 1960-е он путешествовал, пробовал себя в журналистике, продолжая проектировать потребительские товары для различных итальянских фабрик, а в начале 80-х заскучал и задумал переворот. Война против «хорошего вкуса» началась в декабре 1980-го года с дружеской попойки в Милане, где Этторе Соттсасс собрал молодых, талантливых и бесстрашных коллег - без репутации и прошлого - на долгий ночной разговор. Там Соттсасс и поднял волнующую его тему: «дизайн стал скучным, в окружающем нас мире нет цвета, кроме серого, меньше - значит еще меньше! Нет смысла продолжать делать то, что мы делаем». Дизайнера поддержали все пришедшие на вечеринку.

Началось бурное обсуждение новых возможностей, незыблемые законы Баухауса были подвергнуты сомнению. «Форма подчиняется функции? Нет, больше не подчиняется! Минимализм - признак хорошего вкуса? Хороший вкус - это скучно и банально!» Дизайнеры вспоминали искусство поп-арта и китч 1950-х. Не нужно много смелости, чтобы придумать очередной черный стул классических пропорций, другое дело - выбрать яркие цвета и смешать их в спорную конструкцию, которая никого не оставит равнодушным. «Пусть ругают, пусть спорят», - говорили дизайнеры. «Мы устали от равнодушия и функциональности, мы хотим играть и дурачиться, хотим, чтобы наши проекты были не просто полезны и эргономичны, но и поднимали людям настроение».

От теории немедленно перешли к практике. Постановили создать коллекцию, которая будет отличаться от всего, что нравится сегодняшней публике. На создание первой коллекции Соттсасс дал дизайнерам один год. Так появилась итальянская группа «Мемфис» - одно из самых влиятельных промдизайнерских объединений в мире. Дизайнеры получили свободу не меньшую чем та, что была у художников. Во время той судьбоносной встречи, звучала песня Боба Дилана “Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again”, поставленная на повтор. Она и стала своеобразным гимном группе. Спустя год, сразу же после показа новой коллекции на Миланской выставке Salone del Mobile, направление, как ураган, унесло все, что ранее считалось модным промдизайном. Другие материалы, поверхности, цвета и формы взорвали представления о стиле. Дизайнеры легко смешивали дорогой мрамор с дешевым пластиком и листовым металлом. Предметы мебели напоминали яркие детские конструкторы со множеством лишних деталей, а офисные и кухонные аксессуары - пластиковые игрушки. Всего в коллекцию вошло сорок предметов. Новое направление было таким ярким и странным, что игнорировать его было невозможно. В 1986-м «Мемфис» захватил весь мир. На американской выставке «High Point» молодые дизайнеры произвели фурор. «При всей своей яркости «Мемфис» не был агрессивен, как не были агрессивны в свое время хиппи. И также как они, мы не столько боролись, сколько искали иной способ жить», - отмечал Этторе Соттсасс в интервью для книги «Мастера дизайна» в 2005 году.

Несмотря на то, что большая часть предметов, созданных дизайнерами в рамках движения «Мемфис», продавалась плохо, а некоторые объекты и вовсе производились в единственном экземпляре, практически всех участников группы впереди ждал огромный успех. Имена Алессандро Мендини, Микеле де Лукки, Маттео Туна до сих пор не сходят со страниц журналов о дизайне. Группа просуществовала всего шесть лет, с 1981 по 1988 год, но оказала мощное влияние не только на все дальнейшее развитие итальянского дизайна, но и на историю моды. Философией «Мемфиса» вдохновлялись дизайнеры таких брендов как Christian Dior, Missoni и Karl Lagerfeld. Этторе Соттсасс решил, что существование «Мемфиса» не имеет смысла, так как все вокруг стало таким же ярким и безумным, как то, что делали дизайнеры «Мемфиса». Протест закончился удачей и перестал быть протестом. Интересная игра была закончена для Этторе Соттсасса. «Мемфис - уже история. Мы больше не движение, мы просто друзья, которые несколько лет мечтали вместе», - говорил Соттсас в конце 1980-х.