Миссия выполнима: процветающий православный приход в самой католической стране. Страничка паломника

Устройство новой церкви Московского Патриархата в Милане произошло благодаря личной инициативе православного миланца о.Димитрия (Фантини). Врач по профессии, он был пленен красотой русского православия во время туристической поездки в Россию. В 1976 г. он вступил в общину св.Николая, окормляемую о.Евлогием (Хесслером), а после ухода последнего в раскол, "оказался без церкви", по его собственным словам.
В 1980 г. Владыка Серафим (Родионов), епископ Цюрихский, викарий Экзархата Московского Патриархата в Западной Европе, посвятил Джузеппе Фантини в сан иеромонаха, с именем Димитрий и благословлением на создание новой общины. В 1983-85 гг. о.Димитрий служил во Всехсвятской церкви в Модене и в миланской румынской церкви. При этом его никогда не покидала мысль об учреждении в Милане общины, принадлежащей русской традиции.
После безрезультатных обращений в светские и религиозные инстанции с целью обрести подходящее место для богослужений, о.Димитрий снял в аренду помещение на виале Тройя, в том же доме, где жил сам. Одна из комнат была переделана под церковь, причем большинство икон было написано самим о.Димитрием. Храм был посвящен великим русским святым: преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. В ноябре 1985 г. состоялась первая божественная литургия, а в декабре того же года о.Димитрий был назначен настоятелем храма. В мае 1987 г. Владыка Серафим освятил церковь по чину освящения домового храма. На первых порах новому батюшке помогали православные священники: иерей Павел Шиалес и иеромонах Георгий Рафаэлли.
Приходская жизнь стала обретать определенные формы: её устроители, итальянцы по культуре, православные по вере, были открыты к верующим других национальностей, и в общине появились русские, украинцы, сербы, греки, болгары, итальянцы. Каноническое положение в лоне Московского Патриархата и любовь к русской духовной культуре, привлекли в церковь многих миланцев. В начале 90-х гг. община расширилась за счет "четвертой" волны русской эмиграции из республик бывшего СССР. В 1994-98 гг. важную роль в жизни прихода играл староста писатель-богослов Владимир Зелинский, который в 1998 г. был рукоположен в чин диакона в лоне Архиепископии русских приходов Константинопольского патриархата и основал новую общину в Брешии.
В сентябре 1995 г. в признание пастырских заслуг о.Димитрия, указом СВ.Синода он был возведен в сан игумена. Новое качестов жизнь прихода обрела после переезда в июне 1996 г. из тесного помещения на переферии Милана в исторический центр города, в прекрасную капеллу св.Викентия, которую ранее занимала румынская община. Историческое убранство капеллы было дополнено иконостасом и иконами, которые пишут для церкви две русские художницы. Ценным подспорьем оказался просторный зал в подполье, где теперь проводятся совместные трапезы и занятия воскресной школы.
С переездом общины на новое место к её титулованию прибавилось имя св.Викентия Сарагосского, которому была посвящени капелла. Этот испанский священномученик жил в III-IV вв., и посему принадлежит еще неразделенной церкви.
Община с 1987 г. периодически выпускает приходской листок "Паломник"("Il pellegrino"), на итальянском языке, который публикует новости приходской жизни, послания московского патриархата, богословские статьи.
В 1997 г. к общине была приписана церковь св. Анастасии, не имеющая своего прихода.

Информация (с сокращениями): http://zarubezhje.narod/italy/
Pусское православие в Италии.Страницы Михаила Талалая.

Есть у Чаадаева мысль: обмельчавшие поколения будущего в изумлении замрут перед величием храмов, построенных в прошлом. Замрут перед мыслью, эти храмы воздвигшей, и дерзанием духа, не угасавшим долгие столетия. Тогда, быть может, родятся у них тревожные, не бытовые вопросы, и вслед за поиском ответов придет обновление веры. Прав ли тот, кто «в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес»? Возможно. Я и сам думаю, что архитектурное величие есть лишь дорожный знак, указующий на внутренний мир ушедших поколений. И мысль эту подтверждает .

Белый снаружи, как Сан-Марко, и темный внутри, почти как Нотр Дам, но веселее всё же благодаря множеству витражей. Контраст белого фасада с темным интерьером, наверное, сознателен. Снаружи, мол, радуйся, а внутри молись, сосредоточивайся. Гуляя по наружному периметру, проверь себя на знание библейских сюжетов. Вот уж где камень заговорил, а резчики не поленились. Конечно, есть Самсон, побеждающий льва. Конечно, есть Авраам с ножом и Исаак на жертвеннике. Но есть еще и Ревекка, дающая пить Элиезеру, и Иудифь с головой Олоферна, и Иаков, борющийся с Ангелом. Короче, вся Библия в лицах здесь есть – и даже больше, потому что есть еще и рыцари, бьющиеся с сарацинами, и святые, прославленные на весь мир. Дуомо снаружи – это закон Божий в камне. Ходи с детьми, показывай сюжеты и объясняй. На год работы хватит. Вспоминаю реплику Гюго, сказавшего, что величественные храмы перестали строить после изобретения книгопечатания. Раньше великая мысль искала воплотиться в здании, а потом – уместилась в книжке и легла на полку или в карман. Мысль из общего двигателя стала как бы частным делом, доступным для подчеркиваний и загибания страниц.

Со стыдом вспоминаю, как в отроческие годы ездил в Киев со школьной экскурсией и был в Софии. Боже! Какими варварами мы были тогда. Невольно думаю об этом, глядя на туристов. Не имея за спиной советского прошлого, многие туристы Запада, как и мы когда-то, не снимают кепок, не вынимают рук из карманов и ходят посвистывая с бессмысленной улыбкой на лице. При этом всюду – праздник фотовспышек.

На стене справа от входа длинный список настоятелей Дуомо и епископов Милана. Такие списки в камне – традиция Запада, надо сказать – прекрасная. Бескультурье – это беспамятство, а память, цепкая и благодарная, – это и есть культура. Мы часто склонны тут же забывать всё, что было, оттого вчерашний день кажется седой древностью, а позавчерашний гибнет, как не бывший вовсе. Вот скажите, как звали деда вашего деда? Не знаете. И я не знаю. А тут знают всех настоятелей за многие сотни лет. Первый в местном списке стоит грек Анатолон (может, Анатолий?). Сама кафедра Милана рождена апостолом Варнавой (так написано). И всего в списке, доходящем до сегодняшних дней, 144 имени. Последнее имя – кардинал Анжело Скола, архиепископ Милана. И мест еще осталось для имен десяти-двенадцати. Интересно, можно ли гадать о близости конца света по количеству оставшихся мест для имен? Наверняка, есть и здесь такие специалисты-эсхатологи, как у нас. Дескать, больше епископов не будет (места на плите нет) – значит, всё!

Могилы на полу. Завещать себя похоронить под ноги богомольцам всё же кое-чего стоит. Не в стену, а под ноги. Так часто хоронят и армяне своих предстоятелей. Есть такие примеры у грузин. Были так ли уж смиренны при жизни те, кто лег под ноги, – вопрос. Но сама традиция смиренна.

Скульптуры разительно отличны от икон. Икона всё скажет глазами, а статуя глазами ничего не скажет. Остается говорить жестами. Оттого статуи так страстно напряжены и неестественны в позах. Это их способ говорить с молящимися. И смиренный Амвросий превращается в гиганта, энергично выбрасывающего куда-то перед собой руку. А надпись у ног: «Я – Пастырь добрый» («Ego sum Pastor bonus»). Но есть здесь чудное Введение во храм. Маленькая трехлетняя Богородица, старенькие родители, архиерей вверху лестницы. Всё в белом камне и трогательно до удивления. И возле Распятия всегда хочется преклонить колени.

Дано мне знать, что Ты за нас страдал,
Но не дано всегда об этом помнить.
Чтоб помнить страсть Твою, мне нужен тайный труд…

Интересно, как здесь было всё, когда туристов не было или их количество в разы уступало нынешним наплывам?

Я пробую представить этот град
Без толп туристов (то есть без себя),
А только с теми, кто родился здесь,
Кто был намерен здесь же умереть
И (что немаловажно) здесь воскреснуть…

Обойдя собор подобием крестного хода, поднимаемся на крышу Дуомо. Тончайшая резьба на страшной высоте и множество искусно вырезанных фигур, которые не предназначены для того, чтобы их видеть. Возникает оторопь. Это торжество веры и подвиг или что-то другое? Кто прославлен этими подвигами резца: Христос или человеческий гений? И нужно ли вот так столетиями и усилиями тысяч рук отделывать углы и закоулки, которые в принципе не предназначены для молитвы и созерцания? Ладно, сейчас люди залезли всюду. Но ведь они и сейчас здесь не молятся, а тут фигуры Варвары, Екатерины, Григория Великого. Здесь может сидеть каменная птичка, изящная и тонко выделанная. Я думал когда-то, что самые великие внешние свершения (военные походы, грандиозные стройки) производятся тогда, когда энергия веры накоплена предыдущими столетиями колоссальная, а суть веры уже начала скрываться от взора великих вершителей. Так мне кажется и сейчас.

Над городом висит смог. И в тумане неподалеку, как раз на уровне соборной крыши с зарослями каменных завитушек, вертится башенный кран. Интересно, крановщик в курсе, напротив какого храма он тягает емкости с раствором? Или он посмеивается над нами? Ведь мы платим деньги за то, чтобы подняться на высоту, на которой он деньги зарабатывает. И еще можно поспорить – у нас или у него вид открывается великолепней. Всегда удивляет близость быта к святыням: парикмахерские и кондитерские на улочках старого Иерусалима, продавцы кукурузы возле стен Софии или вот этот крановщик над крышей миланского собора. Удивляет не просто близость быта к святыням, а неизбежное и даже необходимое соседство быта и святынь. В конце концов, «голос жениха и невесты», звуки «мелющих жерновов» тоже библейские признаки живого города, а не одни только звуки колокола или молитв.

Прежде, чем попасть к Амвросию (это главная цель поездки вообще), случилось оказаться в Сан-Лоренцо. Лаврентий, архидиакон папы Сикста, – один из самых известных мучеников Церкви. Его испекли на железной решетке, прижав тело к раскаленному железу рогатинами, и когда один бок сгорел, он сказал: «Можете переворачивать». После этого отдал душу Богу. Так с решеткой (как Екатерину – с острым колесом) его и изображают. Лаврентий никогда не был в Милане, но, чрезвычайно почитаемый повсюду, подви г посмертными чудесами местных христиан построить ему храм. Храм огромен, сложен частично из плит бывшего амфитеатра и во многом сохранился с IV века. Фрески, красивые, еще наивные по причине древности, такие непривычные для католических соборов, смотрят со многих стен. Уже на выходе привратник услышал, что мы говорим по-русски.

«Здесь есть мощи, которые ищут паломники из России. Наши о них мало знают», – сказал он и повел нас в один из боковых алтарей. Там под престолом со стороны священника (после Второго Ватиканского священник стоит лицом к людям), так, что мирянам никак не увидеть, лежат мощи святой Наталии. Он нам позволил зайти за престол и оставил нас с Наталией одних. Мы преклонили колени… А ведь несколько прихожанок Наталий просили нас помолиться именно у мощей своей святой. Если мы, конечно, до них доберемся. И вот добрались, не искав. Как, впрочем, почти всегда и бывает.

И уже совсем близко от места нежданной встречи с Наталией – . Я, по правде, только к нему и ехал. Вот и приехал. Это – хлеб. Всё остальное – к хлебу.

Молиться можно везде. Если нужно, то молиться и служить можно было бы и в Дуомо. Но вот в храме Амвросия молиться и служить можно хоть сию минуту. Древний, приземистый, лишенный всяких наружных украшений, этот храм, если угодно, полная противоположность огромным соборам со стрельчатыми окнами и круглыми витражами над входом. Позднейшие века заставляли храмы расти в размерах и пышно украшаться. Пышность, рожденная во славу Бога, могла собой Бога и заслонять. Здесь – нет этого. Просторно, но не громадно; строго, но не угнетающе; величественно, но не роскошно. Всё в меру, не хватает только звучания григорианского хорала.

В храме было венчание. Если бы нет, постоял бы подольше у кафедры проповедника, той самой, с которой Амвросий объяснял народу смысл псалмов, книг Бытия, апостольских посланий. Где-то здесь с горящими глазами и сердцем, поднимающимся к самому горлу, стоял и слушал епископа , будущий учитель Церкви. Такие кафедры у нас воспринимаются как нечто чисто католическое. Но они есть у греков. Есть и у нас (в Андреевской церкви Киева, к примеру, или в Почаеве). Поставь у себя в храме такую – и скажут, что ты с ума сошел или возгордился. А между тем есть одно несомненное достоинство у возвышенной кафедры проповедника. Какое? Скажу, если угодно. С этого возвышения нельзя объявлять только порядок ближайших служб и потом спускаться. И что-нибудь на всякий случай без подготовки отсюда говорить нельзя. На кафедру нужно всходить, как Моисей – на гору. Восходить, только приготовившись, неся в руках листок с планом проповеди или цитатами, проведя полночи без сна. Кафедра требовательна. Глупость, сказанная сверху, будет казаться трижды глупой, и позор неудачи будет труднее переносим. Если бы меня спросили, то я бы сказал, что «я – за» такие кафедры. Труженики слова готовились бы еще тщательнее, и их стало бы больше, а остальные просто бы не ступали на эти немногочисленные, но ответственные ступени.

Что еще удивило? «Колонна змеи» рядом с амвоном. В напоминание о медном змее, которого носили по пустыне евреи и, взглянув на который, исцелялись от укусов, стоит в храме колонна, а на ней – черного цвета змей, свившийся кольцами. Это слева. А справа – Крест как исполнение пророчества. «Как Моисей вознес змею в пустыне, так подобает вознестись и Сыну Человеческому». Сто ит подчеркнуть эту наглядную важность Ветхого Завета и его исполнение в Новом. Как и говорил Августин, ученик Амвросия: «Новый Завет скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрыт в Новом».

Невнимание к Ветхому Завету у нас тотальное, хотя сказано, что «йота едина от Закона не прейдет». Наше сознание проходит мимо Иеремии, Иезекииля, Амоса, Захарии и т.д. без всякого к ним интереса и участия. И нет храмов, посвященных этим великим труженикам Божиим, и нет на службах рядовых чтений из их книг. Это – глубокое упущение и плод долгой бескнижности, вернее – однобокой книжности, при которой огромные части Библии остаются terra incognita и для духовенства, и (неизбежно) для народа.

Так бывает за столом: глаза бы ели, а желудок уже не вмещает. Так бывает и со знаниями, и с впечатлениями. Еще бы жадная душа ела, но голова отказывается мыслить адекватно. Полна коробочка. К тому же ноги, те самые, что волка кормят, грозят прийти в негодность от усталости и отказаться двигаться. А других у меня нет. Да и те, что есть, не очень здоровы. Всё, что я так хотел увидеть, я увидел за один длинный день, и благодарю Христа, ведущего меня по жизни за руку. Перед сном вспомнилось скульптурное изображение Ангела с мечом в Дуомо. Он словно выходит из стены, держа в одной руке меч, а в другой – весы. Весы натуральные. Они покачиваются от движения воздуха, словно на них сию же секунду взвешиваются невидимые души. И еще вспомнился образ святого с черепом в руках, возможно – Иеронима. На Западе такие изображения в чести. Под приятное гудение отдыхающих ног в голове сложились строчки:

Поставьте череп на своем столе,
Зажгите свечку, но не восковую,
А сальную. Откройте фолиант
С застежками из самой грубой кожи.
Пока свеча рождает слабый свет,
Читайте вопли Иова, псалмы
И грустные реченья Когелета.
За разом раз бросайте взгляд на череп –
Он вам оскалится улыбкой костяной,
И вдруг покажется, что он моргнул пустым
Отверстием чернеющей глазницы.
Свеча погаснет – закрывайте том
И спать ложитесь. Страшных снов не будет.
Пусть страшное безбожнику приснится,
Чтоб утром совесть с телом пробудилась…

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

Милан – древнее название города Инсубрия Медиоланум (Insubria Mediolanum), был основан в V в. до Р.Х., когда проживавшее там кельты были покорены римлянами. Можно представить как много он пережил за все это время, свидетелем скольких событий он оказался. Современный вид столицы Ломбардии носит отпечаток всех архитектурных стилей прошедших эпох.

Христианство в Медиолан пришло с проповедью святого апостола Варнавы, который основал здесь епископский престол. В период гонений здесь пострадали различные мученики за веру, среди которых святые Гервасий и Протасий, Назарий и Келсий. Рассвет церковной жизни города пришелся на IV столетие, когда епископом стал святой Амвросий (374-397). Большой ревнитель христианской веры, он основал много храмов и монастырей, занялся поиском мощей мучеников, произносил пламенные проповеди и строил крепкую христианскую общину города Медиолана. 
Современный вид города Милана украшают церкви и базилики, появившееся во время святительства святого Амвросия.

Piazza Duomo, 16. Открыт: 07.00-13.00, 16.00-19.00

На месте древних церковных строений стоит Кафедральный собор, поражающий своим архитектурным великолепием. Под собором сохранились останки древней базилики IV в., посвященной св. мученице Фекле. Нынешний собор был заложен в 1386 г. и завершен лишь в 1813 г.

Спустившись в крипту, расположенную под главным алтарем собора, можно поклониться реликвиям (одеждам) святых мучеников Протасия и Гервасия, тела которых были обретены святым Амвросием во времена его епископского служения. В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства. Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора. В соборе сохраняется также один из гвоздей, которым пречистое тело Спасителя было пригвождено ко Кресту. В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

Piazza S. Ambrogio, 15. Открыта: 07.30-12.30, 16.00-20.00

Базилика на этом месте была сооружена епископом Амвросием в период с 379 по 386 гг. Базилика являлась первой из пяти храмов, основанных святым Амвросием. 19 января 386 г. базилика была освящена в честь святых мучеников, потому что стояла на месте их погребения. Среди них известны имена святых Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора. Здесь же после смерти святителя Амвросия в 397 г. было погребено его тело. В последующие века церковь достраивалась, приобретала новые архитектурные компоненты и украшалась изнутри. Под главным алтарем расположена крипта, в которой почивают мощи святителя Амвросия Медиоланского в окружении мучеников Гервасия и Протасия (I в.).

Piazza S. Nazaro in Brolo, 5. Открыта: 08.00-12.30, 16.00-19.00

Церковь святого мученика Назария была основана в 382-386 гг. святителем Амвросием Медиоланским и посвящена двенадцати апостолам, чьи частицы мощей сохранялись в храме, а в настоящий момент находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
В главном алтаре церкви стоит рака с мощами святого мученика Назария, пострадавшего в период Нероновых гонений на христиан.

Piazza S. Eustorgio, 1. Открыта: 07.45-12.30, 16.00-18,00

Базилика святого Евсторгия — Basilica di Sant’Eustorgio

Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана, жившему в IV в. – святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя т.н. останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения. Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем.

Каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма.

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим.

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения.

Православные приходы в городе Милан

Приход святителя Амвросия Медиоланского
Настоятель: архимандрит Амвросий (Макар)
Адрес: Largo Corsia dei Servi, 4 – 20122 – Milano
www.ortodossa-ambrogio.org
www.milano.cerkov.ru
e-mail: [email protected]

Приход в честь святых Сергия, Серафима и Викентия
Настоятель: архимандрит Димитрий (Фантини)
Адрес: via Giulini, angolo via Porlezza, Milano


Столица Ломбардии Милан (Milano) — крупнейший город севера страны и её главный финансово-экономический центр. При этом он считается одним из ведущих мировых центров науки, технологии, моды и дизайна. Сильно пострадавший в ходе Второй мировой войны, город на треть был отстроен заново, и теперь удивительным образом совмещает в своём облике средневековые памятники и ультрасовременные деловые кварталы.

В Милан как правило едут достаточные люди чтобы обновить свой гардероб в сверх дорогих бутиках, чтобы потусоваться в ночных клубах современного города, чтобы послушать

первые голоса мировой оперной сцены в знаменитом театре Ла-Скала или в крайнем случае Насладиться шедеврами Караваджо, Рафаэля и Тициана. Правда есть в Милане и один духовный "шедевр" мирового уровня, это величественный собор Дуомо на одноименной площади, куда непосредственно в обязательном порядке ведут всех туристов, чтобы постоять в тени величия этого собора.

Но верующим и тем более православным людям нужно в Милане искать совершенно другое место. Впрочем католики Милана не считают себя католиками в полном смысле слова. Чтобы отличатся от тех же римлян, они себя называют не католиками Римско-католической Церкви, а "Амброзиане". "Амброджий" - так по итальянски звучит имя Амвросий.




Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь -базилику Сант-Амброджио (basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро. Базилика была построена в 379-386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским (умершим в 397 году) на развалинах бывшего языческого храма . Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum) . Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии , а затем - во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием именно на этом месте . После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой .

Миланцы свято чтят своего небесного покровителя , мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии».

Удачное месторасположение города, основанного еще кельтами приблизительно в 600 году до Р.Х. в Паданской равнине, способствовало его быстрому развитию: через город проходили пути, ведущие через Альпы в землю франков (ныне часть территории Германии). Около 222 года до Р.Х. город завоевали римляне, они и дали ему название Mediolanum (от medio - посередине, planum - равнина, т.е. «посреди равнины »).

Именно здесь, в Милане, в 313 году император Константин Великий возвестил знаменитый эдикт («Миланский эдикт »), разрешивший свободно исповедовать христианскую религию .



Амвросиева базилика - самая красивая из сохранившихся церквей романского периода - приобрела свой нынешний вид после нескольких перестроек в 1099 году . В современных итальянских справочниках она называется «блаженным уголком мира, покоя, искусства и размышлений ». Справедливость этих слов ощущаешь сразу, как только, пройдя через входные ворота базилики, оказываешься в небольшом каменном дворике с портиками - Атрио ди Ансперто: отсюда открывается величественный фасад этого древнего церковного сооружения. По преданию, святой Амвросий, горячо любимый горожанами епископ, обращался с балкона базилики к верующим с проповедями .

Путеводитель по базилике рассказывает, что первоначально ее здание своими внешними формами повторяло форму Гроба , в котором три дня находилось тело распятого, а затем воскресшего Иисуса Христа. Внутреннее же убранство базилики символизировало «начало новой жизни христианина после принятия им таинства крещения».

Крипта базилики издавна была местом притяжения для многих христиан, стремящихся поклониться мощам святого Амвросия . После кончины святитель Амвросий упокоился в любимом им Медиолане, в котором более 20 лет был епископом, под жертвенником, где были погребены мученики Гервасий и Протасий .

Из истории базилики известно, что в 823 году епископ Ангильберт II (824-859) распорядился извлечь мощи святых, почивавших в двух отдельных гробницах, и поместить в одну порфирную урну-саркофаг и мощи святых Гервасия и Протасия, и мощи святителя Амвросия . Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен в лике общецерковных святых, поскольку память его совершается с IX века. Спустя десять столетий, когда Милан готовился отметить 1500-летие преставления святителя Амвросия, подлинность его мощей была подтверждена учеными-археологами . В 1897 году святые мощи Амвросия, а также Гервасия и Протасия поместили в специально сделанный для них серебряный мощевик. На мощевике - изображения трех святых, святитель Амвросий - в центре, между святыми Гервасием и Протасием.

Писатель из ЮАР Генри Воллан Мортон , так описал своё посещение базилики святого Амвросия: Как-то раз во время ранней утренней прогулки я неожиданно набрел на базилику Святого Амвросия. Заглянув через решетку на строгий мощеный атриум, я увидел старую церковь, опустившуюся за многие века ниже уровня современного уличного покрытия. Базилика напомнила мне о древних церквях Рима, таких как церкви Святого Климента Римского или Святой Цецилии: у храмов этих сохранились подобные мощеные дворы. Базилика Святого Амвросия, преисполненная римской серьезности, молчаливости, покоя и — самое главное — дающая возможность заглянуть в глубину веков, представляла собой разительный контраст с грохочущими рядом автобусами и трамваями, развозившими на работу первую волну клерков и машинисток.




Миновав атриум, я вошел в темную ломбардскую церковь. Температура, как в холодильнике, — немудрено, что я тут же задрожал. Постояв, заметил луч света под высоким алтарем, направился туда, спустился по лестничному маршу и вошел в крипту. Несколько старых женщин в черной одежде дожидались начала ранней мессы — они напоминали членов тайного общества или собрание древних христиан. Церковный служитель со связкой ключей поспешно сбежал по ступеням. Запрестольную перегородку он открыл с четырех сторон четырьмя разными ключами и опустил в желоба стальные панели. Старые женщины тут же упали на колени и стали креститься: перед ними предстало то, что сохранилось с древнейших времен и внушало благоговейный страх.

Сначала я разглядел только толстый кусок стекла, но, когда служитель включил огни, передо мной явилось мрачное и удивительное зрелище. В стеклянной гробнице на кровати или на похоронных дрогах лежали бок о бок три облаченных скелета. Тот, что посредине, лежал выше своих товарищей — так я впервые увидел мощи святого Амвросия, останки которого сохранились в базилике со времени его смерти в Медиолануме в 397 году. Голову скелета венчала античная митра, на руках — красные перчатки епископа, на ногах — златые тапочки, а в локтевом суставе — крест. Скелеты по обеим сторонам от Амвросия принадлежали мученикам — святым Гервасию и Протасию, умершим за веру задолго до святого Амвросия. Амвросий самолично распорядился эксгумировать мучеников и уложить их останки в свою базилику, а было это в то время, когда римская церковь запрещала эксгумацию костей святых мучеников. Это был первый случай перемещения реликвий в западную церковь, и такой обычай стал общепринятым лишь многие столетия спустя, после осквернения катакомб.




Как только месса завершилась, служитель поднял стальные ставни, и никто бы уже не догадался, что за ними находится. Останки великого римского епископа слишком священны, чтобы выставлять их в Милане на всеобщее обозрение. Мне было интересно впоследствии выяснить у туристов, многие ли из тех, кто побывали в базилике, знали о том, что там хранятся останки святого Амвросия.

Святой умер ночью в Великую пятницу 397 года. На следующий день его тело было выставлено для прощания в стоявшей прежде на месте Миланского собора церкви Марии Лаго-Маджоре. В воскресенье, в Пасху, тело уложили в порфировый саркофаг и погребли под алтарем его собственной базилики, при этом выполнив завещание покойного — поместили между останками святых Гервасия и Протасия. Там они почти четыреста пятьдесят лет и находились, не потревоженные варварскими вторжениями.



В 835 году в церкви устанавливали Золотой алтарь, существующий и по сей день . Когда готовили основание для алтаря, обнаружили внизу три захоронения. Останки святого Амвросия вместе с останками двух других святых мучеников перезахоронили под новым алтарем. К саркофагу в течение тысячи двадцати девяти лет (до 1864 года) никто не прикасался.

В церкви в то время проходили реставрационные работы. Саркофаг осмотрели, сняли крышку и подтвердили, что в нем находятся три скелета, тщательно зарисовали все то, что там увидели. Рисунок хранится в архиве базилики — с репродукцией можно ознакомиться в любом книжном магазине Милана. В те годы церковь в Италии переживала не лучшие времена, и научное изучение останков состоялось лишь после того, как в 1870 году в стране официально провозгласили создание королевства. В 1873 году папа римский Пий IX признал аутентичность останков. » .

А вот ещё интересное письмо с 19 века, гражданин Англии Сент-Джон присутствовал в Милане на научном изучении останков Святителя Амвросия. «Мне случайно позволили посетить, — пишет мистер Сент-Джон , — частную экспозицию останков святого Амвросия и святых Гервасия и Протасия. Своими глазами я видел скелет Амвросия. Присутствовало при этом также великое множество духовенства, три врача и отец Секки. Его пригласили с учетом того, что он прекрасно знает катакомбы и может с большой долей вероятности определить возраст останков и прочее… На большом столе лежали три скелета, а вокруг столпились священнослужители и медики. Два скелета отличались огромным ростом и были очень похожи. В глаза бросались следы насилия. Определили возраст мучеников — приблизительно двадцать шесть лет. Когда я вошел в комнату, отец Секки рассматривал следы пыток. Горла были вспороты с большой жестокостью, и шейные позвонки были искалечены с внутренней стороны. У одного скелета адамово яблоко Разломано, у другого оно и вовсе отсутствовало. Не помню, у кого именно. В скелете святого Амвросия кости были в неприкосновенности. Тело его в полном порядке. Нижняя челюсть (у одного из двух мучеников она была сломана) ничуть не повреждена. Я обратил внимание на совершенную ее форму, прекрасные зубы (за исключением одного коренного в нижней челюсти), белые и ровные. Лицо у него было продолговатое, тонкое, овальное с высоким выпуклым лбом. Кости белые, в отличие от тех двоих: у них они были очень темные. Фаланги пальцев длинные, изящные. В общем, кости Амвросия являли собой выраженный контраст по отношению к костям двоих мучеников ».

Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини . Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.

В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей - матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке - символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке - в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия.

Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем » - его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо .

Если внимательно вглядеться в мозаичный портрет святителя Амвросия, то можно заметить, что лицо святого на мозаике диспропорционально. Некоторые искусствоведы считают, что это связано с недостаточным мастерством художника. Конечно, портрет, датирующийся V веком, не может быть прямым изображением святого, но он отражает сохранившиеся в то время рассказы о характерных особенностях лица святого Амвросия . Об этом же говорят и старые путеводители по Милану.

Так, писатель Генри Волан Мортон в своей книге «Путешественник в Италии» рассказывает о некоторых выводах антропологов, исследовавших в конце XIX века мощи святого Амвросия: один из верхних зубов святителя глубоко ушел в череп под глазом, поэтому левый глаз святого Амвросия был выше правого. Эта характерная диспропорция лица святого Амвросия встречается и на изображении в медальоне XII века, который хранится в музее святителя Амвросия, примыкающем к зданию базилики.

С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии . Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви.
Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики им освящённые и которые дейчтвующие храмы и по сей день: во имя святых мучеников братьев-близнецов родом из Милана, Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская - ныне церковь святого Римского мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382-386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.

В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538-1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека , доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.

В 1997 году на 1600 летия смерти святого , в базилике Амвросия, католики разрешили у мощей Св.Амвросия отслужить православный молебен, который возглавлял архиепископ Берлинский, Феофан . А через год в 2008 году у мощей Св.Амвросия молебен возглавлял Киевский Митрополит, Владимир .

Сегодня в Милане существуют два прихода Русской Православной Церкви . Прихожанами общин, являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.


Вот только внешне храм не похож на Православный, так как под общину Русской Церкви выделили старую Католическую каплицу, которая ранее принадлежала одному из католических разрушенных монастырей .

Сейчас в этом храме служит батюшка, воспитанник Киевской Духовной семинарии, протоиерей. А в другой общине служит местный итальянец 70 летний архимандрит принявший православие и монашество. Служа на церковно-славянском языке, он не мог разговаривать по-русски, но отчасти русский язык понимал из того, что ему говорили.



Так де в Милане живёт около 800 греческих православных семей. Католики под нужды Греческой Православной Церкви передали свой католический храм 17 века . Всё это показатель того, что католический Милан тесно сотрудничает с приезжим православном меньшинством, которое почитает Святого Амвросия и желает молиться в городе этого святого.



Хотя как я упамянул в начале статьи, сам город Милан своей визитной карточкой выставляет Домский Католический собор. Замечательно и то, что этот собор построен в честь Рождества Богородицы, тоже связан с Амвросием Медиоланским. Именно на этом месте до строительство собора стояла небольшая церковь святой мученицы Фёклы , Святой Амвросий крестил в ней святого Оригена , выдающегося западного церковного писателя и учителя . В крипте собора сохранились руины церкви Св.Фёклы. 427 лет строился Миланский собор и он является по величине Третьим собором в мире . Спустившись под главный престол в крипту собора можно поклониться ризам святых первомучеников Протасия и Гервасия , тела которых были обретены святым Амвросием во времена своего епископского служения.
В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства . Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора.
В соборе под потолком сохраняется также один из гвоздей, которым был прибит Спаситель ко Кресту . В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

На улицах города Милана можно увидеть много церквей и соборов, свидетельствующих о богатой христианской жизни этого города.
И одна из очень значимых Католических базилик города, это базилика Сан-Лоренцо-Маджори .




Именно в этой базилике покоятся мощи ещё одной святой много-почитаемой в Православии, Св.мученицы Наталии . Святые Адриан и Наталия, покровители молодожёнов. И хоть Адриан и Наталья жили в 3-4 веке в Малой Азии, мощи Святой Наталии попали в Милан в конце первого тысячелетия и почитаются миланцами как подлинная святыня. Многие паломники приезжают из разных стран в Милан, чтобы поклониться и почтить святые мощи мученицы. И конечно мечта каждой Наталии побывать в Милане и поклонится мощам своей небесной заступницы.


Св.Наталия

В 304 году убили мужа Натальи, мученика Адриана, за то, что он был христианин. Когда тела мучеников убитых начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. Память мучеников Адриана и Наталии совершается 8 сентября по.



Открытые мощи Св.Наталии

Мученичество святой Наталии заключается не в телесном мучении, а в душевном. Это было куда тяжелее перенести, принося своего любимого мужа в жертву.



Ну и наконец нельзя обойти ещё одну католическую важную базилику Милана, в честь миланского епископа святителя Евсторгия .

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим .



Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана , жившему в IV в. - святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения . Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем. Евсторгий, это католический святой, в Православии его не вспоминают, но в этом храме под аларём покоятся его мощи.

Но для православных христиан в этой базилике есть другая святыня .

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения .


Каждый год, 6 января, в праздник католического Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма

Вот такой он, христианский Милан .