На руси жить хорошо задания. Система заданий для изучения поэмы Н

Эффективные формы и методы подготовки к ОГЭ по русскому языку Презентацию подготовила Мерзлякова М.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10»


Особенность ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в учебные заведения.

Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.



Цель и задача

Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях.

Цель учителя – дать качественные знания по предмету.

Задача учителя- осуществить качественную подготовку к ГИА.


Эффективные приёмы

  • Эффективные приёмы – это приёмы, которые используются в системе.
  • Система должна быть в подготовке уч-ся к ОГЭ.
  • Система должна присутствовать в преподавании предмета.

Эффективные приёмы

Эффективный прием: использование

различных сайтов сети Интернет.

Почему Интернет, а не бумажные носители?

Современные школьники привыкли к общению в социальных сетях и т.д.- им удобно работать за компьютером.


ОГЭ-2017 Сайты для подготовки к ОГЭ по русскому языку

  • http:// www .fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий/
  • http://www.saharina.ru/ «Сайт Захарьиной» /тесты/
  • http://капканы-егэ.рф «Капканы ЕГЭ и ГИА» /готовые сочинения/
  • http://uchimcauchitca.blogspot.ru «По уши в ОГЭ и ЕГЭ»
  • http://4ege.ru «4 ЕГЭ» /подготовка к ОГЭ и ЕГЭ/
  • http://gia.edu.ru/ «ОГЭ. Официальный сайт»
  • http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты. Тексты/
  • http://егэша.рф/ «ЕГЭША. РФ» /подготовка к ЕГЭ и ОГЭ/
  • http://gramotei.cerm.ru /онлайн -тренажёры/




Работа над частью С (15)

По праву самая сложная часть, но все же написать сочинение-рецензию небольшого объема - всего в 70 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3 - 4 листа.


  • Курсы «Сочинение-рассуждение»

Системная подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ОГЭ:

  • диагностические тесты
  • повторение правил
  • обучающие тесты
  • контрольные тесты и мониторинги
  • изложения
  • сочинения

Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ОГЭ: надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Девятиклассники – это дети, и, как все дети, они нуждаются в сочувствии и поддержке. Они надеются на то, что их будут готовить к экзаменам. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» Они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.



1. Какие типы крестьян изобразил Н. А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо"?

Н. А. Некрасов создает несколько типов крестьян. Это семеро мужиков, ищущих счастливых людей на Руси. Второй тип - борцы за народ: Савелий-богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр. Третий тип - труженики, которые еще терпят, но протест у них уже зреет: Матрена Тимофеевна, Яким Нагой. Поэт не идеализировал крестьян. Он показывает и тип холопов, рабов, упивающихся своим рабством: Ипата - лакея князя Утятина, "холопа примерного, Якова верного" - дворового князя Переметьева.

2. Какова роль "сказа о двух грешниках" в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

В сказе "о двух великих грешниках" звучал призыв к борьбе с угнетателями. Разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского. Значит, борьба с панами - святое дело.

3. Каково значение главы "Пир на весь мир" в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

Глава "Пир на весь мир" показывает состояние Руси, когда она проснулась, заговорила. Это праздничный пир духовного пробуждения, на котором звучат новые песни.

4. В каком образе поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" воплощена судьба дореформенного крестьянина?

Дореформенный барщинный мужик показан в образе Калинушки.

Беден, нечесан Калинушка,Нечем ему щеголять,Только расписана спинушка,Да за рубахой не знать.С лаптя до воротаШкура вся вспорота,Пухнет с мякины живот.Верченый, крученый,Сеченый, мученыйЕле Калина бредет.

5. Как в судьбе героини поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Матрены Тимофеевны отразилась жизнь русской женщины-крестьянки?

История жизни Матрены Тимофеевны типична для русской женщины-крестьянки. В ней "нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой". Трудовую жизнь она начала "по пятому годку". В семье мужа она терпела побои, издевательства. Она пережила огромное горе - смерть любимого сыночка. Но несмотря на все тяготы жизни, Матрена Тимофеевна не стала покорной рабыней: "Я потупленную голову, сердце гневное ношу".

6. В чем состоит художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

7. В чем выражается связь поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" с народным творчеством?

Своеобразие поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" определяется прежде всего связью с народно-поэтическим творчеством. Поэма начинается со сказочного зачина. Ее сюжет образуется мотивом путешествия, странствия в поисках счастливого человека. В поэме много песен, построенных по принципу народных: "Барщинная", "Голодная", "Солдатская", "Веселая", "Соленая". Призывом к борьбе звучит "сказ о двух великих грешниках", в поэму включен еще один сказ - "Крестьянский грех"; используются сказочные образы говорящей птички, скатерти-самобранки. Некрасов обогащает язык поэмы народными пословицами и поговорками ("Наши топоры лежали до поры", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу"), загадками про эхо, снег, замок, топор, звездное небо ("Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал, без тела - а живет оно, без языка - кричит"). Сам стих произведения близок народному белому стиху.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Стихотворения В дороге Я за то глубоко презираю себя... Перед дождем Тройка Вчерашний день, часу в шестом... Несжатая полоса Замолкни, Муза мести и печали... Поэт и Гражданин Тишина Размышления у парадного подъезда Комментарии Анализ стихотворений "В дороге" "Тройка" "Вчерашний день, часу в шестом..." Поэзия Н. А. Некрасова в оценке критиков А. В. Дружинин Из некролога Н. А. Некрасову Г. В. Плеханов П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству Н.
    1. В каких стихах Н. А. Некрасов показал тяжелую судьбу русской женщины? А. "Родина" Б. "Размышление у парадного подъезда" В. "Несжатая полоса" Г. "Мороз, Красный нос" Д. "Тройка" Е. "Элегия" 2. Что объединяет А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского в изображении Петербурга? А. Восхищение "градом Петра" Б. Изображение контрастов города В. Изображение города как фона драматической жизни Г. Любование архитектурой Петербурга 3. В чем проявляется демократизм поэзии Н. А. Некрасова? А. Интерес к жизни народа Б. Использование в языке диалектизмов В. Вера
    Поэму "Кому на Руси жить хорошо" можно назвать энциклопедией народной жизни. Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он "хотел ввести... весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение двадцати лет". В поэме отразились многие аспекты русской действительности после отмены крепостного права. Здесь воссоздан целый ряд колоритных, своеобразных народных характеров. Но главная цель Некрасова - создание коллективного образа народа. Избранный поэтом композиционный
    Почти былинный зачин, "Пролог" к поэме "Кому на Руси жить хорошо" включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие - спор и странствие, и именно тут уже появляется рефрен "кому живется весело, вольготно на Руси", который пройдет через всю поэму. В "Прологе" следует завязка: семеро крестьян отправляются на поиски истины. До этого спорщики были заняты обычными своими делами: один из них шел в кузницу, другой "соты
    1. Каковы основные мотивы лирики Н. А. Некрасова? Приведите примеры стихов. Мотив любви к Родине - "Тишина", "Родина", "Ты и убогая, ты и обильная"; мотив тяжелой судьбы народа - "На Волге", "Железная дорога", "Размышление у парадного подъезда"; мотив обездоленности русской женщины - "Мороз, Красный нос", "Тройка", "Орина, мать солдатская", "В полном разгаре страда деревенская"; городские мотивы - "Еду ли ночью по улице темной", "О погоде", "Царь-голод", "На улице"; мотив крестьянской недоли-
    В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь - и в горе, и в "счастии". Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черты всех женщин матушки - Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой,
    Величайший памятник русской народной жизни XIX в. - поэма "Кому на Руси жить хорошо" создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение четырнадцати лет (1863-1876 гг.) и, к сожалению, так и осталась незавершенной. Смерть помешала поэту закончить ее. В своей поэме Некрасов воссоздает подлинную картину жизни пореформенной России. Основной интерес поэта - положение русского крестьянина. Поэму "Кому на Руси жить хорошо" называют эпосом народной жизни. Однако, несмотря на присущие этому произведению эпические

Тест по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Предмет -литература,10 класс

Вариант I

Часть А

1.К какому роду литературы относится поэма «Кому на Руси жить хорошо»?

А.Драматический В.Эпический

Б.Лирический Г. Лиро-эпический

2. В каком году Н. А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

А. 1863 В.1865

Б. 1864 Г. 1868

3.Какя из сюжетно- композиционных особенностей есть в поэме?

А.Эпилог В. Пролог

Б.Экспозиция Г.Эпиграф

4.Какой социальный статус имели крестьяне-правдоискатели?

А.Вольноотпущенные В. Крепостные

Б. Временнообязанные Г. Свободные

5. Какого жанра нет в поэме?

А. Притча В.Баллада

Б. Плач Г.Былина

6.Кто из героев не является крестьянином?

А.Гаврило В. Демьян

Б. Яким Г. Влас

7.В каком селе герои поэмы побывали на ярмарке?

А. Корежино В. Усолово

Б. Кузьминское Г. Вахлачина

8.Чьей племянницей была сироточка Устиньюшка?

А.Якова В. Овсянникова

Б. Власа Ильича Г.Макара Федосеича

9. Какой из героинь нет в поэме?

Б. Гертруда Александровна Г. Таисия Савельевна

10. Какой из названных песен нет в поэме?

А. «Солдатская» Д. «Соленая»

Б. «Голодная» Г. «Женская»

11.Кто из героев поэмы некоторое время пребывал в Песочном монастыре?

А.Иона Ляпушкин В..Пан Глуховской

Б.Савелий Корчагин Г.Христиан Христианыч

12.Какой из глав нет в части «Крестьянка»?

А. «Лиодорушка» В.«Песни»

Б.«Волчица» Г.«Трудный год»

Часть В

«Недотерпеть-пропасть!

Перетерпеть-пропасть!...»

2.Назовите имя героя:

«Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором-

Пал на сердце …»

3.Как называется песня, которой заканчивается «Пир на весь мир»?

4.Назовите выразительное средство:

Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита

5.Определите жанр:

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела- а живет оно,

Без языка- кричит!

Часть С

Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?

Вариант II

1. Кому посвящена часть поэмы «Пир на весь мир»?

А. В.С. Белинскому В. С.П. Боткину

Б. Н.А. Добролюбову Г. И.И. Панаеву

2.Кого в ряду счастливцев, названных правдоискателями, не было?

А.Царь В. Помещик

Б.Граф Г. Министр

3.Какой подарок привез Филипп жене из Питера?

А. Платочек шелковый В.Башмаки сафьяновые

Б. Сорочку расшитую Г. Юбку бархатную

4. Какого жанра нет в поэме

А.Загадка В. Песня

Б. Миф Г. Былина

5.Какая из героинь не принадлежит крестьянскому сословию?

А.Домна В. Матрена

Б. Орефьевна Г. Елена

6.Кто из героев назван « …примерным»?

А.Гриша В. Яков

Б.Филипп Г. Ипат

7. В каком селе крестьяне-правдоискатели попали на пир?

А. Корежино В.Усолово

Б. Кузьминское Г.Вахлачина

8. Кто из героев был дьячком?

А. Яким В. Трифон

Б. Пахом Г. Ионушка

9. Кто из героинь мать Савушки?

А.Матрена Тимофеевна В. Елена Александровна

Б. Ненила Власьевна Г. Домна

10. Какой из песен нет в поэме?

А. «Солдатская» Д. «Соленая»

Б. «Бурлацкая» Г. «Барщинная»

11. Кто из героев поэмы учился грамоте в остроге в Буй-городе?

А. Гаврило Афанасьевич В. Шалашников

Б. Савелий Корчагин Г. Христиан Христианыч

12. Какой главы нет в «Крестьянке»?

А. «Немец Фогель» В. «Демушка»

Б. «Бабья притча» Г. «Губернаторша»

Часть В

Дайте ответ в виде слова или сочетания слов.

1.Кому из героев принадлежат слова:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!

2. Назовите имя героя:

«У….. -кость широкая,

Но сильно исхудалое

Лицо- их недокармливал»

Хапуга- эконом»

3.Кому был поставлен памятник на площади (в этом герое Матрена увидела сходство с Савелием)?

4. Назовите выразительное средство:

«И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам»

5.Определите жанр:

«Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит голову на подушечку,

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает»

Часть С

Дайте связный ответ на вопрос:

В чем видит Гриша Добросклонов свое счастье?

Ключи к тесту по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Часть А

Вариант I

Вариант II

Часть В

Матрене Тимофеевне

Сусанину

Отрицательное сравнение

Сравнение

Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.